что делали с ворами в древнем риме

Была ли мафия в древнем Риме?

что делали с ворами в древнем риме. Смотреть фото что делали с ворами в древнем риме. Смотреть картинку что делали с ворами в древнем риме. Картинка про что делали с ворами в древнем риме. Фото что делали с ворами в древнем риме

Мафия в её современном виде, то есть преступный синдикат, связанный с коррумпированными властями — продукт XX века.

Синдикат

Мафия в её современном виде, то есть преступный синдикат, связанный с коррумпированными властями — продукт XX века. Часто подобные синдикаты вырастают из этнических банд, спаянных круговой порукой и чуждых основному населению страны.

Современная организованная преступность обычно связана с торговлей криминальными товарами и немыслима без глобальных сетей доставки и сбыта. Однако преступные группировки и даже целые криминальные корпорации в истории прошлых веков известны. Были ли такие в древнем Риме?

Кадр из фильма «Похищение сабинянок», 1961 г.

Сам город Рим во время своего основания, с точки зрения всех его соседей, был сборищем бандитов. Римляне такого начала своей истории ничуть не стыдились и не скрывали откровенно уголовных историй, случавшихся в первые десятилетия существования Рима, вроде похищения сабинянок.

Законы двенадцати таблиц

Потом в Риме был принят кодекс законов (так называемые «законы двенадцати таблиц»), он стал несколько более цивилизованным государством. Что не мешало некоторым римским семействам устраивать набеги на территории соседних стран.

Столкновение римлян с этрусками. Картина современного художника.

Например, в 470 г. до н.э. 306 римлян в ходе такого набега на этрусков попали в засаду и погибли. Все они были представителями и клиентам рода Фабиев.

Само римское государство никакой войны не вело, этот набег был исключительно частной инициативой одной римской семьи, сумевшей собрать для этого дела более трёх сотен головорезов. Даже официально всё римское население делилось на трибы (буквально «племена»), которые в свою очередь состояли из родов, и селились в столице они кварталами, состоящими из «своих» (родня, клиенты, рабы и прочие зависимые от этого рода люди).

Мафий в Риме не было, потому что он сам представлял собой конгломерат из полных аналогов нынешних мафиозных «семей».

Фреска «Цицерон обличает Катилину». Чезаре Маккари, 1888 г.

В дальнейшем эта особенность Рима сохранилась. Крупная организованная преступность временами появлялась, и каждый раз это была банда, организованная кем-то из влиятельных римских граждан. Особенно ярко это проявилось в I веке до н.э., когда закон и порядок в римском государстве были в упадке из-за череды гражданских войн.

Банды

Только во времена Цезаря в Риме орудовало сразу несколько крупных банд. Их возглавляли лидеры, либо имевшие собственные политические амбиции (например, Катилина), либо связанные с кем-то из «чистых» политиков.

Древнеримские трущобы. Современная иллюстрация.

Такими «мафиози» были, к примеру, Клодий, которого прикрывал сам Цезарь, и его соперник Милон, работавший на Помпея, конкурента Цезаря. Бандиты Клодия терроризировали его политических оппонентов, не забывая при этом и о своей выгоде. Они вымогали деньги у богачей и захватывали их поместья. Несколько раз люди Клодия пытались устроить покушение на Помпея.

Помпей нанял и вооружил группировку Милона, после чего ночные улицы Рима стали ареной для резни между этими бандами. Но столкновения происходили не только ночью. Во время выборов в 53 г. до н.э. прямо на Форуме произошла потасовка, оба кандидата в консулы были ранены. 18 января 52 г. до н. э. на Аппиевой дороге Милон и Клодий наконец встретились лицом к лицу. Началась перебранка, тут же перешедшая в драку.

Клодий получил ранение кинжалом. Его отнесли в ближайшую таверну, но люди Милона ворвались туда и добили раненого, а труп выкинули на улицу.

Публиканы

Ещё одной весьма похожей на мафию группировкой в Риме были публиканы. Так называли богатых откупщиков, заключавших контракт с государством на сбор налогов, сроком на 5 лет. Договор заключался с одной из фирм, которыми вскладчину владели несколько патрициев.

Глава такой фирмы выплачивал государству оговоренную сумму налогов в установленный срок, после чего собирал эти средства с налогоплательщиков. Разумеется, эти фирмы собирали с людей намного больше средств, чем отдавали правительству. Для этого годились любые средства, агенты публикан не стеснялись вымогать деньги всеми возможными способами.

Скульптура «Братья Гракхи». Эжен Гийом, 1853 г.

Особенно высокими были их прибыли в провинциях: главы этих фирм делились доходами с наместниками своих провинций. Поэтому жаловаться на них официальным властям было практически бесполезно.

Кроме налогов, на откуп продавались также договора аренды (например, на государственные пастбища), таможенные сборы, сборы с рудников и т.д. Как и прочие римские мафии, публиканы активно участвовали в римской политике. Они спонсировали популистов, в том числе знаменитых братьев Гракхов.

У них были средства для подкупа присяжных в судах и на политические кампании для проведения через сенат выгодного им закона. Но в отличие от нынешних преступных картелей, публиканы были скорее частью римской элиты, применявшей криминальные методы, а не нелегальной мафиозной структурой.

Пожалуйста подпишись, поделись с друзьями, поддержи сайт!

Источник

Страшный знак судьбы. Традиции казни-децимации от Клавдия Красса до Троцкого

От Красса до Апрония

После децимации отряд римлян не допускался в лагерь и оставался на виду у врагов, пока не искупал вину в бою кровью.

Самым ранним случаем децимации в 471 году до нашей эры стал приказ римского консула Аппия Клавдия Красса казнить каждого десятого в легионе, который во время боя с вольсками (народ, живший по соседству с латинами) «заупрямился» и из-за этого проиграл бой. В наказание солдаты должны были собственноручно забить палками своих соратников.

К децимации прибегал и такой римский полководец, как Марк Лициний Красс. На третий год восстания Спартака «за многократное поражение в сражениях» он провёл казнь каждого десятого в легионах, находившихся под его началом. За один день римляне убили 4000 собственных солдат, приведя в ужас восставших. После децимации легионов Красс сумел остановить, а потом и наголову разбить войско Спартака.

К децимации прибегал и проконсул Луций Апроний. В 18 году нашей эры он был назначен наместником в Нумидию, где спустя два года началось восстание мусуламиев под предводительством вождя Такфарината. Один из легионов не проявил должного усердия при подавлении мятежа, и Апроний принял решение децимировать одну из когорт, после чего дисциплина в легионе была восстановлена.

Почему же опытные воины безропотно сносили такие наказания? Всё очень просто: власть в Риме обожествлялась. Император был богом, полководец — жрецом, а значит, его приказы были лишь осуществлением жестокой воли богов, спорить с которыми было бесполезно — ослушание могло принести горе всей армии или даже всей стране.

Иногда, чтобы избежать позора, римские солдаты сами просили себя децимировать. Например, в 48 году до нашей эры воины Гая Юлия Цезаря в битве при Диррахии бежали с поля боя от войск Гнея Помпея Великого и от стыда сами попросили Цезаря провести децимацию.

Последний случай децимации произошёл уже во время распространения христианства и получил название «Страдание агаунских мучеников».

Во времена императора Максимиана Фиванский легион, состоявший из христиан и возглавляемый святым Маврикием, наотрез отказался убивать товарищей. К децимации воинов приговорили за то, что они отказались избивать мирных единоверцев.

что делали с ворами в древнем риме. Смотреть фото что делали с ворами в древнем риме. Смотреть картинку что делали с ворами в древнем риме. Картинка про что делали с ворами в древнем риме. Фото что делали с ворами в древнем риме

Удивительно, но целые века после падения Рима о децимации в Европе не вспоминали. Зато казнь сохранилась на Востоке — вплоть до XIX века. Например, в 1824 году египетский лидер Мухаммед Али во время восстания шейха Радвана из-за массового дезертирства децимировал солдат 1-го полка. Всего перед строем было расстреляно 45 человек.

В России появлением децимации мы обязаны Петру I и его «немецким» сподвижникам.

О децимации в 1698 году пишет в своих дневниках соратник Петра шотландец Патрик Гордон, который подавлял бунт стрельцов, вспыхнувший во время Великого посольства царя в Европу.

что делали с ворами в древнем риме. Смотреть фото что делали с ворами в древнем риме. Смотреть картинку что делали с ворами в древнем риме. Картинка про что делали с ворами в древнем риме. Фото что делали с ворами в древнем риме

Утро стрелецкой казни. Художник В.И. Суриков. Фото © Wikipedia

Очевидно, Петру понравился эффект, который произвела на народ казнь, и он прибег к ней повторно во время бунта казаков под предводительством Кондратия Булавина в 1707–1708 году. Несмотря на то что Булавин всячески подчёркивал, что он не против царя, а лишь «за старую веру», восстание было расценено как дезертирство, к казакам применили децимацию.

Казнь каждого десятого Пётр применял не только к военным преступникам, но и к браконьерам. Чтобы сохранить от порубки лес на берегах Финского залива, он велел казнить каждого десятого браконьера, а для устрашения по дорогам вдоль Невы и берегов Ладоги поставил виселицы. Это возымело действие, а децимация стала законом и была прописана императором в Воинском артикуле 1715 года и в Морском уставе. К ней прибегали при добровольной сдаче крепостей и кораблей противнику, за бегство с поля боя и в некоторых других случаях.

В следующий раз в России о децимации вспомнили во времена Екатерины II, когда произошло восстание Пугачёва. В 1774 году после разгрома казаков под Чёрным Яром генерал Пётр Панин приказал казнить по жребию каждого десятого пленного мятежника.

В XIX веке децимация в Российской армии сохранялась. Согласно Полевому уголовному уложению 1812 года, она применялась в двух случаях: казнили каждого десятого заговорщика, подбивающего солдат перейти на сторону неприятеля, и каждого десятого солдата из части, отказывающейся выполнить приказ. Только в 1868 году децимация была отменена и был введён принцип личной ответственности. Но ненадолго. XX век стал для России веком необычайной жестокости и насилия.

«Калёное железо» Троцкого на раны России

что делали с ворами в древнем риме. Смотреть фото что делали с ворами в древнем риме. Смотреть картинку что делали с ворами в древнем риме. Картинка про что делали с ворами в древнем риме. Фото что делали с ворами в древнем риме

Во время Гражданской войны казни каждого десятого были связаны не со зверствами белых. К децимации в 1918 году под Свияжском прибег нарком по военным и морским делам Лев Троцкий.

29 августа генерал Каппель, имевший пятикратный перевес в численности, атаковал тыловые части красных. Среди них было 600 необученных бойцов 2-го Петроградского полка, 100 матросов и 300 обозников. Бойцы «сгоряча» расстреляли все патроны и бежали, бросив позиции. Во главе с командиром и комиссаром дезертиры захватили пароход и потребовали отправки в тыл, но были схвачены отрядом комиссара Маркина. Троцкий приказал тут же собрать полевой суд и расстрелять командира, комиссара и каждого десятого бойца. «К загнившей ране было приложено калёное железо», — так высказался о происшествии сам нарком. Был убит 41 человек.

После Троцкого приём взяли на вооружение и другие большевики. В июне 1919 года у Воткинского завода красный командир Азин приказал расстрелять каждого десятого кавалериста — за то, что не смогли закончить атаку, наткнувшись на артиллерию. Правда, неизвестно, был ли приказ приведён в исполнение.

19 сентября 1919 года командир Николай Кузьмин «за неоднократное оставление позиций» приказал отдать под трибунал комсостав 261-го полка, а каждого десятого бойца расстрелять. А начальник штаба 3-й армии Михаил Алафузо сожалел, что не может провести децимацию отступающих 457-го и 458-го полков, так как «всё надёжное» брошено на фронт.

В октябре 1919 года под Петроградом Троцкий снова расстреливал каждого десятого красноармейца из отступающих подразделений.

К счастью, законодательно подобная мера в СССР закреплена не была.

Применяли децимацию по отношению к красным и финны. Этот случай получил название «Xypyслахтская лотерея»: на льду речки Хуруслахти белофинны убили каждого десятого пленного красноармейца — всего 80 человек.

Источник

МАЛОИЗВЕСТНЫЕ ФАКТЫ ДРЕВНЕГО РИМА.

1. В Древнем Риме, если пациент умирал во время операции, врачу отрезали руки.

2. Некоторые женщины в Риме пили скипидар (несмотря на риск смертельного отравления), так как он придавал их моче запах роз.

3. В Древнем Риме группу рабов, принадлежащих одному человеку, называли… фамилией

4. Среди первых пятнадцати римских императоров один только Клавдий не имел любовных связей с мужчинами. Это считалось необычным поведением и высмеивалось поэтами и писателями, которые говорили: любя только женщин, Клавдий сам стал женоподобным.

5. В римском войске солдаты жили в палатках по 10 человек. Во главе каждой палатки ставился старший, которого называли… деканом.

6. В Древнем мире, как и в Средневековье, не было туалетной бумаги. Римляне использовали палку с тканью на конце, которую мокали в ведро с водой.

7. В Риме богатые граждане жили в домах – особняках. В дверь дома гости стучали колотушкой, дверным кольцом. На пороге дома была выложена мозаичная надпись “сальве” (“добро пожаловать”). Некоторые дома вместо собак охраняли рабы, привязанные к кольцу в стене.

8. В Древнем Риме знатные господа в качестве салфеток на пирах использовали кудрявых мальчиков. Вернее, конечно, использовали только их волосы, о которые вытирали руки. Для мальчиков же считалось невероятной удачей попасть на службу к высопоставленному римлянину в качестве такого “столового мальчика”.

9. В Риме во времена республики брат имел законное право наказать свою сестру за непослушание, занявшись с ней сексом.

11. Популярное выражение «вернуться в родные Пенаты», означающее возвращение в свой дом, к домашнему очагу, правильнее произносить по-другому: «вернуться к родным Пенатам». Дело в том, что Пенаты — это римские боги-хранители домашнего очага, и каждая семья обычно имела изображения двух Пенатов рядом с очагом.

12. Жена римского императора Клавдия, Мессалина, была настолько похотлива и развращена, что поражала этим ко многому привыкших современников. По свидетельству историков Тацита и Светония, она не только содержала в Риме публичный дом, но и сама там подрабатывала проституткой, лично обслуживая клиентов. Она даже устроила соревнование с другой известной проституткой и выиграла его, обслужив 50 клиентов против 25.

13. Месяц август, который ранее называли Sextillis (шестой), был переименован в честь римского императора Августа. Январь назвали в честь римского бога Януса, который имел два лица: одно смотрящее назад – в прошлый год, а второе глядело вперед — в будущее. Название месяца Апрель произошло от латинского слова «aperire», что означает открывать, возможно, из-за того, что в этот месяц открываются бутоны цветов.

15. В Древнем Риме существовали специальные бронзовые монеты для оплаты услуг проституток — спинтрии. На них были изображены эротические сюжеты — как правило, люди в различных позах в момент полового акта.

Источник

ДРЕВНЕРИМСКИЕ КАЗНИ (ANCIENT ROMAN EXECUTIONS)

Поделитесь записью

ДРЕВНЕРИМСКИЕ КАЗНИ

(ANCIENT ROMAN EXECUTIONS)

что делали с ворами в древнем риме. Смотреть фото что делали с ворами в древнем риме. Смотреть картинку что делали с ворами в древнем риме. Картинка про что делали с ворами в древнем риме. Фото что делали с ворами в древнем риме

что делали с ворами в древнем риме. Смотреть фото что делали с ворами в древнем риме. Смотреть картинку что делали с ворами в древнем риме. Картинка про что делали с ворами в древнем риме. Фото что делали с ворами в древнем риме

Адольф Паннемакер. «Два галла, погребенные заживо в 232 году до Р.Х.».

Наверное, эта мера, чуждая римским традициям того времени, помогла. Римляне собрались с силами и переломили неудачно складывавшийся для них ход войны. Спустя некоторое время Ганнибал был побежден, а Карфаген разрушен.

Но скорей всего помогли не жертвоприношения, а мужество и стойкость римлян. Они не раз сами приносили себя в жертву ради свободы и величия Рима. Конец ритуальным казням был положен в консульство Корнелия Лентула и Лициния Красса (97 г. до н.э.), когда они были запрещены постановлением сената.

РАЗНЫМ ПРОСТУПКАМ СВОЯ КАЗНЬ

что делали с ворами в древнем риме. Смотреть фото что делали с ворами в древнем риме. Смотреть картинку что делали с ворами в древнем риме. Картинка про что делали с ворами в древнем риме. Фото что делали с ворами в древнем риме

«Рим высказался — дело кончено» («Roma locuta, causa finita»).

В Древнем Риме был довольно приличный ассортимент казней для преступников: сожжение, удушение, утопление, колесование, сбрасывание в пропасть, бичевание до смерти и обезглавливание, причем в Римской республике для этого применяли топор, а в империи — меч. Разделение сословий в Вечном городе соблюдалось неукоснительно и влияло как на строгость приговора, так и на выбор типа казни.

Для казни аристократов применялось зачастую тайное удушение или самоубийство под надзором. Удушение веревкой никогда не совершалось что делали с ворами в древнем риме. Смотреть фото что делали с ворами в древнем риме. Смотреть картинку что делали с ворами в древнем риме. Картинка про что делали с ворами в древнем риме. Фото что делали с ворами в древнем римепублично, только в темнице в присутствии ограниченного количества людей. К такой смерти римский сенат приговорил участников заговора Катилины. Римский историк Саллюстий рассказывал об этом так:

«Есть в тюрьме, левее и несколько ниже входа, помещение, которое зовут Туллиевой темницей; оно уходит в землю примерно на двенадцать футов и отовсюду укреплено стенами, а сверху перекрыто каменным сводом; грязь, потемки и смрад составляют впечатление мерзкое и страшное. Туда-то и был опущен Лентул, и палачи, исполняя приказ, удавили его, накинув петлю на шею… Подобным же образом были казнены Цетег, Статилий, Габиний, Цепарий».

что делали с ворами в древнем риме. Смотреть фото что делали с ворами в древнем риме. Смотреть картинку что делали с ворами в древнем риме. Картинка про что делали с ворами в древнем риме. Фото что делали с ворами в древнем римеУтоплением каралось в Древнем Риме поначалу отцеубийство, а затем и убийство матери и ближайших родственников. Приговоренных за убийство родственников топили в кожаном мешке, в который зашивали вместе с преступником собаку, петуха, обезьяну или змею. Считалось, что эти животные особенно плохо чтят своих родителей. Топили и за другие преступления, но лишали при этом осужденных компании животных.

Распятие считалось позорной казнью, а потому применялось для рабов и военнопленных, а также для бунтовщиков, изменников, убийц. В случае убийства хозяина дома все проживавшие в доме рабы вне зависимости от пола и возраста подлежали распятию. Кроме того, что целью этой казни было заставить осужденного страдать, в ней еще таилось и некое назидание всем прочим, что бунтовать супротив власти чревато мучительной смертью.

Широко использовалась в Древнем Риме казнь путем отсекновения головы. Обычно это была публичная процедура, проводившаяся перед городскими воротами. Глашатай во всеуслышание объявлял собравшимся за какое преступление человека лишают жизни. Потом глашатай давал знак ликторам, те накрывали осужденному голову, нередко еще перед казнью подвергали его порке и лишь потом отправлял в царство мертвых. Отсекновение головы ликторами осуществлялось топором. Тело казненного выдавали родственникам только по особому разрешению, чаще его просто бросали в Тибр или оставляли непогребенным.

Путем отсечения головы осуществлялась в римской армии и так называемая «децимация», когда казнили в отряде, проявившем малодушие каждого десятого. Это наказание в основном практиковало, когда мощь римской армии еще только набирала силу, но было и несколько более поздних известных случая.

Так, во время войны с парфянами, которым римляне хотели отомстить за разгром армии Красса, к децимации пришлось прибегнуть Марку Антонию.

что делали с ворами в древнем риме. Смотреть фото что делали с ворами в древнем риме. Смотреть картинку что делали с ворами в древнем риме. Картинка про что делали с ворами в древнем риме. Фото что делали с ворами в древнем риме

Иоганн Боксбергер. Казнь Меттия Фуфетия. XVI век

Порой римляне применяли и персональные казни. Но это было редко и «в особо важных случаях».

Мир между римлянами и альбанцами, заключенный после сражения Горациев и Куриациев, коварно разрушил Меттий, за что жестоко поплатился. В кровопролитном сражении римский царь Тулл одолел альбанцев, а потом вынес суровый приговор зачинщику войны:

— Меттий Фуфетий, если бы и ты мог научиться хранить верность и соблюдать договоры, я бы тебя этому поучил, оставив в живых; но ты неисправим, а потому умри, и пусть твоя казнь научит человеческий род уважать святость того, что было осквернено тобою. Совсем недавно ты раздваивался душою меж римлянами и фиденянами, теперь раздвоишься телом.

Казнь Тит Ливий описал так: «Тут же подали две четверни, и царь приказал привязать Меттия к колесницам, потом пущенные в противоположные стороны кони рванули и, разодрав тело надвое, поволокли за собой прикрученные веревками члены. Все отвели глаза от гнусного зрелища. В первый раз и в последний воспользовались римляне этим способом казни, мало согласным с законами человечности; в остальном же можно смело сказать, что ни один народ не назначал более мягких наказаний».

ПРИВИЛЕГИИ И ОБЯЗАННОСТИ

что делали с ворами в древнем риме. Смотреть фото что делали с ворами в древнем риме. Смотреть картинку что делали с ворами в древнем риме. Картинка про что делали с ворами в древнем риме. Фото что делали с ворами в древнем риме

В Древнем Риме у жриц богини Весты имелась привилегия. Они имели право освобождать от смерти преступников, если те на пути к месту казни встречались с ними. Правда, чтобы было все по-честному, весталки должны были поклясться, что встреча носила непреднамеренный характер.

что делали с ворами в древнем риме. Смотреть фото что делали с ворами в древнем риме. Смотреть картинку что делали с ворами в древнем риме. Картинка про что делали с ворами в древнем риме. Фото что делали с ворами в древнем риме

Однако для кого-то встреча с весталкой наоборот могла стать роковой. По улицам весталки передвигались в носилках, которые несли рабы. И если кто-нибудь прошмыгнул под носилками жрицы Весты, то он должен был подвергнуться смертной казни.

Жрицами Весты становились девушки из знатных семей, они давали обет целомудрия и безбрачия до достижения 30-летнего возраста. Их было в Риме всего шесть, и они составляли коллегию весталок. Однако наряду с некоторыми правами на них налагались и серьезные обязанности, нарушение которых было чревато для них самих смертной казнью.

Весталки могли лишиться жизни не только за блуд. Одну из них, не уследившую за огнем, что привело к пожару в храме Весты, за халатность до смерти засекли розгами.

что делали с ворами в древнем риме. Смотреть фото что делали с ворами в древнем риме. Смотреть картинку что делали с ворами в древнем риме. Картинка про что делали с ворами в древнем риме. Фото что делали с ворами в древнем риме

Картина Генриха Семирадского. «Светочи Христианства».

Хваленое римское законодательство оказалось бессильным перед произволом императоров, начало которому положил Тиберий. Гай Светоний Транквил описывал его жестокости так:

«Дня не проходило без казни, будь то праздник или заповедный день: даже в новый год был казнен человек. Со многими вместе обвинялись и осуждались их дети и дети их детей. Родственникам казненных запрещено было их оплакивать. Обвинителям, а часто и свидетелям назначались любые награды. Никакому доносу не отказывали в доверии. Всякое преступление считалось уголовным, даже несколько невинных слов. Поэта судили за то, что он в трагедии посмел порицать Агамемнона, историка судили за то, что он назвал Брута и Кассия последними из римлян: оба были тотчас казнены, а сочинения их уничтожены, хотя лишь за несколько лет до того они открыто и с успехом читались перед самим Августом».

Источник

Что делали с ворами в древнем риме

2) закалывание мечом, кинжалом, ножом;

3) перерезание горла;

5) сбрасывание с Тарпейской скалы;

7) умерщвление ядом.

1. Обезглавливание (animadversio = decollatio) имело две технические разновидности:

1) обезглавливание мечом (animadversio gladio);

2) обезглавливание секирой, топором (percussio secūri).
Круг правонарушений, которые карались обезглавливанием, в источниках по истории римского права не очерчен.
По свидетельству античных историков, умерщвление топором высших сановников считалось в Древнем Риме позорной казнью. Почему же казнь с применением топора считалась римлянами позорной? Ответ прост: топор применялся ими для умерщвления жертвенных животных. Это явствует из следующего сообщения Флора: «…наших послов, на законном основании требовавших возмещения убытков, они убили, и даже не мечом, а топором, словно жертвы…». Аппиан сообщает, что палачи особыми деревянными клиньями прикрепляли к земле шеи лежащих. Казнимых обезглавливанием также часто привязывали или приковывали к столбу. По некоторым сведениям, иногда на шею им надевали вилообразную колодку (по-латыни furca). Накрыв голову преступнику, палач сначала его сёк и только после этого казнил (с I в. до н. э. накрывание и закутывание головы преступника было отменено). Накрывание головы жертвы — древний обычай, соблюдавшийся римлянами и при совершении самоубийства и при самопожертвовании в бою, ср.: «…консул… Деций Мус, побуждаемый богами, во время битвы обрёк себя на добровольную смерть: покрыв голову, он принял на себя тучу вражеских копий и открыл путь к победе ценою собственной крови».

4. Удушение (strangulatio) имело две главные технические разновидности:

1) удушение петлей (laqueus «верёвка, петля») в тюрьме без подвешивания казнимого;
2) казнь удушением (suspendеre «повесить») на виселице (arbor infеlix = patibulum «виселица»).
Состав преступлений, которые карались удушением, в источниках по истории римского права не определён. Что касается личностей приговорённых к удушению, то казнь через повешение обычно применялась господами к рабам. При принципате казнь через удушение была запрещена.

что делали с ворами в древнем риме. Смотреть фото что делали с ворами в древнем риме. Смотреть картинку что делали с ворами в древнем риме. Картинка про что делали с ворами в древнем риме. Фото что делали с ворами в древнем риме

что делали с ворами в древнем риме. Смотреть фото что делали с ворами в древнем риме. Смотреть картинку что делали с ворами в древнем риме. Картинка про что делали с ворами в древнем риме. Фото что делали с ворами в древнем риме

5. Сбрасывание с Тарпейской скалы.
Тарпéйская скала — отвесный утес над пропастью в городе Риме с западной стороны Капитолийского холма.
Своё название скала получила, вероятнее всего, от Капитолийского холма, который в древности именовался Тарпейским. Согласно же преданию, название происходит либо от имени Луция Тарпея, сброшенного с утёса за непокорность царю Ромулу, либо от имени дочери начальника Капитолийской крепости Спурия Тарпея — предательницы Тарпеи, которая впустила сабинян на Капитолий.
По Законам XII таблиц, сбрасывание с Тарпейской скалы применялось к римским гражданам за инцест (incestum «кровосмешение — сексуальная связь между близкими родственниками») и лжесвидетельство (testimonium falsum), а к рабам — за кражу с поличным (furtum manifestum).
Иногда такая казнь применялась и за другие преступления. Сбрасывали со скалы даже сенаторов, находившихся в оппозиции к правящему режиму, не всегда людей сбрасывали по одному, иногда сбрасывали группами, например, захваченных перебежчиков. Сбрасывание с Тарпейской скалы было отменено только в III в. н. э., по другим сведениям — в середине I в. н. э.

6. Утопление (poenа aquаlis).
Не обнаружены сведения о составе преступлений, которые карались утоплением. Римскими историками утопление обычно описывается в общих чертах, напр., сообщение Светония: «…осуждённых после долгих и изощрённых пыток сбрасывали в море…». Казнимых утоплением нередко связывали или сковывали по рукам и ногам, а также привязывали к ним тяжёлый груз. Это подтверждается следующим замечанием того же Светония, описывающего проявления жестокости Октавинана Августа: «…когда наставник и служители его сына Гая, воспользовавшись болезнью и смертью последнего, начали бесстыдно и жадно обирать провинцию, он приказал швырнуть их в реку с грузом на шее». В качестве груза для утопления казнимых, по свидетельству Ливия, применялись камни и амфоры. Особой разновидностью утопления было насильственное погружение осуждённого в воду и удержание его под слоем воды до тех пор, пока он не захлебнётся. В домашних условиях топили в колодце рабов. Топили и покойников. Рассказывается, что, убив прославившегося своей изобретательной жестокостью императора Гелиогабала (Элагабала), воины-преторианцы сбросили его тело с моста в Тибр, привязав к нему груз, «чтобы он не всплыл на поверхность и никогда не мог быть похоронен».

7. Умерщвление ядом. В отличие от остальных казней производилось негласно и коварно. Тайное отравление служило ходовым средством устранения господствующего или влиятельного политического противника и поэтому применялось, судя по обследованным источникам, преимущественно в высшем свете.
Существовало две разновидности такой казни:
1) умерщвление быстродействующим ядом; по своей форме было, как правило, явным и бесспорным проявлением расправы над политическим противником, поэтому применялось не часто.
2) умерщвление ядом медленного действия; в сознании древних римлян применение ядов было не только необычным и тайным, но вполне банальным действием.

что делали с ворами в древнем риме. Смотреть фото что делали с ворами в древнем риме. Смотреть картинку что делали с ворами в древнем риме. Картинка про что делали с ворами в древнем риме. Фото что делали с ворами в древнем риме

В традиционный перечень древнеримских квалифицированных казней входят 6 видов:

1) сожжение;
2) растерзание зверями;
3) распятие на кресте;
3) умерщвление на фурке (станке для пыток и казней);
4) утопление в кожаном мешке;
5) закапывание живьём в землю.

Квалифицированная казнь — это особо суровая казнь за особо опасное преступление. В Древнем Риме такая казнь, сверх того, считалась особенно позорной.

1. Сожжение (crematio).
Как проявление равного возмездия (talio «око за око»), признанного правовым актом в Законах XII таблиц, применялось особенно за поджигательство. В более позднее время огню стали предавать перебежчиков и других правонарушителей. Свободных граждан сжигали на костре, рабов римляне живьём сжигали в печи или в просмолённой одежде.

2. Растерзание зверями (objicеre bestiis). На потеху охочей до человечины публике эта казнь в римских амфитеатрах (первоначально — на форуме) применялась обычно к рабам и военнопленным. Растерзание дикими зверями иногда служило заменой утопления в кожаном мешке.

3. Распятие на кресте (damnatio in crucem) применялось преимущество к рабам (supplicium servile) и к пленным мятежникам, а прежде, в частности, — к соблазнителям весталок; во времена Империи — также к выходцам из низших общественных слоёв (humiliores).
Распятие считалось самой позорной казнью. На приговорённых к нему нередко надевали шейную колодку (patibulum), заковывали в цепи и, прежде чем распять, бичевали и пытали.
Крупнейшей по числу осуждённых была казнь распятием пленных рабов после подавления восстания Спартака: в назидание непокорным на несколько месяцев вдоль Аппиевой дороги по приказу Марка Лициния Красса было вкопано шесть тысяч крестов с висевшими на них телами казнённых.

5. Утопление в кожаном мешке (poena cullei). Этой казни подвергались лица, совершившие убийство своего отца (parricidium), другого предка, ближайших родственников или того, кто пользовался неприкосновенностью. К утоплению в кожаном мешке приговаривались также и те, кто лишь замышлял такое убийство или был только соучастником этого преступления. Приговорённому надевали на голову волчью шкуру, на ноги — деревянные башмаки, нещадно секли его розгами, затем вместе с обезьяной, змеёй, петухом и собакой живьём зашивали в кожаный мешок и бросали в реку или в море.
Набор сопутствующих животных был иногда сокращённым: обезьяна и змея или только одна обезьяна. Сокращали набор, по-видимому, не из гуманных побуждений, а из-за нехватки соответствующего зверья во время подготовки к казни.

6. Закапывание живьём в землю (supplicium more majorum) применялось к весталкам за нарушение обета целомудрия. Рассказ о такой казни есть у Плутарха: «…потерявшую девство зарывают живьём в землю подле так называемых Коллинских ворот. В склоне холма устраивают подземное помещение небольших размеров с входом сверху; в нём ставят ложе с постелью, горящий светильник и скудный запас необходимых для поддержания жизни продуктов — хлеб, воду в кувшине, молоко, масло: римляне как бы желают снять с себя обвинение в том, что уморили голодом причастницу величайших таинств. Осуждённую сажают на носилки, снаружи так тщательно закрытые и забранные ременными переплётами, что даже голос её невозможно услышать, и несут через форум. Служители распускают ремни, и глава жрецов, тайно сотворив какие-то молитвы и простёрши перед страшным деянием руки к богам, выводит закутанную с головой женщину и ставит её на лестницу, ведущую в подземный покой. Когда осуждённая сойдёт вниз, лестницу поднимают и вход заваливают, засыпая яму землёю до тех пор, пока поверхность холма не выровняется».

что делали с ворами в древнем риме. Смотреть фото что делали с ворами в древнем риме. Смотреть картинку что делали с ворами в древнем риме. Картинка про что делали с ворами в древнем риме. Фото что делали с ворами в древнем риме

К ним относятся две разновидности:

2) присуждение к схватке с гладиаторами (damnatio in ludum).

что делали с ворами в древнем риме. Смотреть фото что делали с ворами в древнем риме. Смотреть картинку что делали с ворами в древнем риме. Картинка про что делали с ворами в древнем риме. Фото что делали с ворами в древнем риме

что делали с ворами в древнем риме. Смотреть фото что делали с ворами в древнем риме. Смотреть картинку что делали с ворами в древнем риме. Картинка про что делали с ворами в древнем риме. Фото что делали с ворами в древнем риме

что делали с ворами в древнем риме. Смотреть фото что делали с ворами в древнем риме. Смотреть картинку что делали с ворами в древнем риме. Картинка про что делали с ворами в древнем риме. Фото что делали с ворами в древнем риме

Посредством психологической казни (damnatio memoriae = ignominia post mortem) подвергался забвению умерший римский император за свои недостойные деяния. Решение о такой каре принималось сенатом и предусматривало отмену законов и распоряжений императора, а также вычёркивание его имени из государственных документов.

Попутно производились и другие карательные действия. Так, после гибели императора Калигулы от рук заговорщиков некоторые сенаторы предлагали «истребить память о цезарях и разрушить их храмы»; память о погибшем вследствие заговора императоре Домициане искоренялась в частности тем, что сенаторы велели сорвать у себя на глазах со стен дворца заседаний императорские щиты и изображения, чтобы разбить их оземь. В переплавку шли статуи почивших опальных правителей, имена их выскабливались на чужих сооружениях.

что делали с ворами в древнем риме. Смотреть фото что делали с ворами в древнем риме. Смотреть картинку что делали с ворами в древнем риме. Картинка про что делали с ворами в древнем риме. Фото что делали с ворами в древнем риме

I. Побитие (побивание) камнями (lapidatio) римским законодательством не предусмотрено и если производилось, то в качестве самосуда толпы. На это обращал внимание Цицерон. Побитие камнями в Древнем Риме если и усложнялось, то лишь палочными ударами. Так были убиты, например, легат Альбион и, по свидетельству Флора, народный трибун, вождь партии популяров Луций Апулей Сатурнин. Последнего, сверх того, умирающего растерзала толпа.

II. Отдача в актёры-смертники.
На потеху публике в римских цирках разыгрывались людоедские представления, во всех подробностях воспроизводившие и смаковавшие страшные мифологические сюжеты, согласно которым, например, наказанный Зевсом Иксион вертелся на огненном колесе, привязанный к нему руками и ногами. Охотно разыгрывались исторические сюжеты, отмеченные крайней жестокостью и невыносимыми страданиями.
Актёрами в этих бесчеловечных спектаклях поневоле выступали приговорённых к смерти лица. «Некоторые из них выходили в великолепном платье, из которого вдруг показывалось пламя и сжигало их… Показывали Иксиона на колесе, Геракла, сжигающего себя на горе Этне, Муция Сцеволу, держащего руку на горящих угольях жаровни, разбойника Лавреола, распятого и растерзываемого зверями, Дедала, которого пожирал лев…».

III. Экзотические казни:

1) перепиливание; восходит к незапамятным временам: «А народ, бывший в нём он вывел, и положил их под пилы, под железные молотилки, под железные топоры, и бросил их в обжигательные печи» (2 Царств 12:31); «Были пророки побиваемы камнями, перепиливаемы, подвергаемы пытке…» (Евреям 12:37).
В Древнем Риме эта ужасающая расправа приглянулась, в частности, Калигуле. «Многих граждан из первых сословий, — сетует Светоний, — он, заклеймив раскалённым железом, сослал на рудничные или дорожные работы, или бросил диким зверям, или самих, как зверей, посадил на четвереньки в клетках, или перепилил пополам пилой…».

2) растерзание толпой; подобно побитию камнями, производилось стихийно. Так был казнён привлечённый к суду народный трибун Публий Фурий. По рассказу Аппиана, «народ, не выслушав его оправдания, растерзал его». Жертвами озверевшей толпы порой становились невинные люди. Иногда растерзание толпой подстрекалось со стороны заинтересованного лица.

3) разрывание тела; согласно Ливию, было применено римлянами лишь однажды, при расправе царя Тулла Гостилия над своим противником Меттием Фуфетием: «…подали две четверни, и царь приказал привязать Меттия к колесницам, потом пущенные в противоположные стороны кони рванули и, разодрав тело надвое, поволокли за собой прикрученные верёвками члены». При такой казни, уточняет А.П.Лаврин, тело привязывали за ноги. Упомянутая расправа своей необычностью настолько поразила воображение даже видавших виды суровых римлян, что удостоилась упоминания в «Скорбных элегиях» Овидия.

4) затаптывание; упомянуто лишь однажды. Как рассказывал Аппиан, приговорённые к казни диктатором Суллой сенаторы и всадники «погибали там, где их настигли, — в домах, закоулках, храмах; некоторые в страхе бросались к Сулле, и их избивали до смерти у ног его, других оттаскивали от него и топтали».

5) разбиение о стену; упомянуто Светонием при описании смерти императора Калигулы: «Вместе с ним погибли и жена его Цезония, зарубленная центурионом, и дочь, которую разбили об стену».
По-видимому, малолетнего ребёнка палач бил головой о стену, крепко ухватив беззащитное существо за ножки.

6) умерщвление голодом; применялось как по отношению к внешним, так и внутренним врагам Древнего Рима. По словам Флора, консул Марк Перперна, подавив одно из выступлений мятежных рабов, «заморил их голодом…».

что делали с ворами в древнем риме. Смотреть фото что делали с ворами в древнем риме. Смотреть картинку что делали с ворами в древнем риме. Картинка про что делали с ворами в древнем риме. Фото что делали с ворами в древнем риме

7) растерзание хищными рыбами; вольноотпущенник Ведий Поллион, ставший римским всадником и другом Октавиана Августа, бросал провинившихся рабов в пруд на съедение муренам, наблюдая, как свирепые хищники разрывают живых людей на куски.
Змеевидная мурена достигает длины до трёх метров, а её мощные зубы иногда настолько велики, что мешают ей полностью закрыть пасть. Этих чудищ разводили в городских прудах из-за их мяса, которое, как видно из сочинений Марциала и Горация, было лакомым яством римлян.

8) подвешивание на крюке бегло упомянуто в комедии Плавта «Раб-обманщик» («Pseudolus»), когда сутенёр Баллион, давая проститутке Эсхродоре поручение усердно обслужить мясников, угрожает ей: «Если нынче не наполню я мясными тушами / Трёх больших крюков, то завтра надену я тебя на крюк…».

11) умерщвление подстроенным кораблекрушением; такая участь была уготована Агриппине (Младшей) её сыном Нероном.

13) умерщвление банным паром и жарой. Ливий рассказывал озлодеяниях кампанцев, отложившихся от Рима и переметнувшихся к Ганнибалу: «…префектов союзных войск, как и всех римских граждан — одни были заняты военной службой, другие частными делами, — чернь захватила и будто бы для охраны заперла в бане, где от жары и пара нечем было дышать; все они умерли мучительной смертью».

14) Метеллова казнь; Квинт Цецилий Метелл Нумидийский с перебежчиками, фракийцами и лигурами расправился так: «…у одних он отрубил руки, других же закопал в землю до живота и, велев поражать стелами и дротиками, сжёг их живыми».

что делали с ворами в древнем риме. Смотреть фото что делали с ворами в древнем риме. Смотреть картинку что делали с ворами в древнем риме. Картинка про что делали с ворами в древнем риме. Фото что делали с ворами в древнем риме

15) умерщвление бессонницей. Вот что рассказывал Плутарх о казни захваченного в римский плен царя Македонии Персея: «…по некоторым сведениям, он окончил жизнь странным и необычным образом. Воины, его караулившие, по какой-то причине невзлюбили Персея и, не находя иного способа ему досадить, не давали узнику спать: они зорко следили за ним, стоило ему забыться хотя бы на миг, как его тотчас будили и с помощью всевозможнейших хитростей и выдумок заставляли бодрствовать, пока, изнурённый вконец, он не испустил дух».

16) казнь в мешке с ядовитыми змеями; после расправы над Тиберием Гракхом настал черёд и его друзей. Одного из них, Гая Биллия, «посадили в мешок, бросили туда же ядовитых змей и так замучили».

18) умерщвление под колёсами повозок. По прихоти той же обезумевшей толпы «Апония, одного из доносчиков, швырнули на землю и переехали повозками, на которые грузят камень…».

IV. Казни как продолжение и завершение истязаний (засечение розгами и плетьми, забивание насмерть палками, плетьми, цепями).
Как рассказывал Цицерон, по приказу наместника Сицилии Гая Корнелия Верреса его тёзку, римского гражданина Гая Сервилия «обступило шестеро дюжих ликторов, очень опытных по части избиений и порки; они стали жестоко сечь его розгами; под конец, Секстий, первый ликтор…, начал, повернув розгу толстым концом, жестоко бить этого несчастного по глазам. И вот Сервилий, когда кровь залила ему лицо и глаза, рухнул на землю, но они продолжали избивать лежачего… После такой расправы Сервилия унесли замертво, и он вскоре умер…».
А вот что сообщал Светоний: «Надсмотрщика над гладиаторскими битвами и травлями он велел несколько дней подряд бить цепями у себя на глазах и умертвил не раньше, чем почувствовал вонь гниющего мозга».

что делали с ворами в древнем риме. Смотреть фото что делали с ворами в древнем риме. Смотреть картинку что делали с ворами в древнем риме. Картинка про что делали с ворами в древнем риме. Фото что делали с ворами в древнем риме

VI. РИТУАЛЬНЫЕ КАЗНИ.

Представляли собой человеческие жертвоприношения, совершавшиеся согласно древнеримской религиозной обрядности и религиозным представлениям.
Принесение людей в жертву богам обычно расценивалось древними римлянами как варварский обычай старины. В трудах римских историков не раз высказывается осуждение такого ритуала, совершавшегося современными им отсталыми племенами или соседними народами. Да и другие варварские повадки такого рода сурово порицаются римскими историками: «После Македонии — такова была воля богов — против нас восстали фракийцы… И не было в то время ничего более жестокого, чем их обращение с пленниками: они совершали возлияния богам человеческой кровью, пили из человеческих черепов и делали для себя забаву из смерти пленников, сжигая их и удушая дымом; а также пытками исторгали плоды из чрева беременных матерей». Жертвенное умерщвление варварами трёх мальчиков и стольких же девочек, наряду, между прочим, с тремя чёрными баранами, с нескрываемой брезгливостью упоминается Аррианом.
Однако в некоторых случаях и сами римляне прибегали к ритуальному закланию людей.
Так, по рассказу Ливия, римляне, охваченные ужасом от победоносного шествия полчищ Ганнибала, «послали в Дельфы спросить оракула, какими молитвами и жертвами умилостивить богов и когда придёт конец таким бедствиям; пока что, повинуясь указаниям Книг, принесли необычные жертвы; между прочими галла и его соплеменницу, грека и гречанку закопали живыми на Бычьем рынке, в месте, огороженном камнями; здесь и прежде уже совершались человеческие жертвоприношения, совершенно чуждые римским священнодействиям». Достоверность этого сообщения подтверждается свидетельствами Плиния Старшего и Орозия.

У того же Ливия есть жутковатый рассказ о буйных игрищах и человеческих жертвоприношениях секты поклонников Вакха: «С тех пор как состав вакхантов стал смешанным, а к смешению полов прибавилась и разнузданность ночных оргий, там уже нет недостатка ни в каких пороках и гнусностях. Больше мерзостей творят мужчины с мужчинами, нежели с женщинами. Тех, кто противится насилию или уклоняется от насилия над другими, закалают как жертвенных животных. Про тех, кого привязав к театральной машине, сбросили в подземные бездны, они говорят, что те взяты богами. Этими жертвами становятся те, кто отказался или вступить в их сообщество, или участвовать в преступлениях, или подвергаться насилию».
В свете этих показаний едва ли выдумкой является сообщение о том, что римский император Гелиогабал (Элагабал) приносил человеческие жертвы, «выбирая для этого по всей Италии знатных и красивых мальчиков, у которых были живы отец и мать, — …для того чтобы усилить скорбь обоих родителей».

Разновидностью ритуальных казней было и намеренное, обставленное особыми церемониями умерщвление уродливых младенцев. Рождение таких детей считалось у римлян зловещим знамением. Ливий рассказывал: «…родился ребёнок ростом с четырёхлетнего, но удивительна была не его величина, а то, что…нельзя было определить, мальчик это или девочка. Гаруспики, вызванные из Этрурии, сказали, что это гнусное и мерзкое чудище: его надо удалить из Римской области и, не давая ему касаться земли, утопить в морской бездне. Его положили живым в сундук, уплыли далеко в море и бросили в воду. Понтифики распорядились, чтобы девушки — три группы по девять человек — обошли город с пением гимна».
Позднее, когда снова родился подобный ребёнок, «отыскали и ещё одного двуполого, дожившего уже до шестнадцати лет». С ними расправились так же, как и с прежними. И, разумеется, «обошли город с пением гимна».

что делали с ворами в древнем риме. Смотреть фото что делали с ворами в древнем риме. Смотреть картинку что делали с ворами в древнем риме. Картинка про что делали с ворами в древнем риме. Фото что делали с ворами в древнем риме

Место исполнения казней:

Для приведения казней в исполнение традиционно избирали две главных места: 1) площадку под открытым небом; 2) закрытое помещение. Последнее, в свою очередь, могло быть государственным или частным.

1. Площадка под открытым небом. Казни в таких условиях были публичными. Для их исполнения служили преимущественно римский форум и Марсово поле.

Римский форум (forum = Forum Romānum) — удлинённая прямоугольная площадь в городе Риме, средоточие его политической, религиозной, административной и торговой жизни в период Республики.
Марсово поле (Campus Martius) — плоская равнина, которая, примыкая к историческому ядру города Рима с северо-востока, находилась в излучине Тибра между Тибром и Фламиниевой дорогой к западу от городской стены Сервия Туллия и охватывала площадь почти в 250 гектаров. Находившееся вне городской черты, просторное Марсово поле играло важную роль в жизни города Рима: кроме казней, здесь происходили народные собрания по центуриям, производилась перепись населения, устраивались военные парады, молодёжь занималась военными и гимнастическими упражнениями. В центре поля находился алтарь Марса. В более позднее время значительная часть поля была застроена и собственно Марсовым полем стала называться площадь вокруг алтаря.
По одним сведениям, казни на Марсовом поле совершались во времена Империи, по другим, более достоверным, — в период Республики.
На форуме и на Марсовом поле при стечении любопытствующих отсекали головы. Зрителей скликали сигналами труб. Если казнили воинов, перед оглашением приговора стоявший в оцеплении караул, привлекая внимание зевак, ударял мечами о щиты.
На публичной казни присутствовал глашатай, который во всеуслышание объявлял о преступлении осуждённого и давал знак палачу (у Горация: «Плетьми запорот он так триумвирскими, / Что и глашатай выдохся…». О размахе таких казней можно судить по тому, что, согласно Ливию, однажды на римском форуме было обезглавлено 4000 воинов, учинивших разбой и грабёж в одной из провинций (Полибий, впрочем, снижает эту цифру примерно до 300 человек). В военном походе казнь обычно производилась перед воротами походного лагеря, иногда, для большей внушительности, — в его центре: «В Иллирике после мятежа Камилла несколько солдат в порыве раскаянья убили своих начальников, якобы подстрекнувших их отложиться от Клавдия, — он приказал казнить их посреди лагеря у себя на глазах…».

2. Закрытое помещение.

А. Государственное закрытое помещение. Удушение (не тайное) и обезглавливание обычно производились в государственной темнице Рима — Мамертинской тюрьме (carcer Mamertīnus). Согласно Ливию, для устрашения «всё возрастающей дерзости негодяев» она была сооружена при царе Анке Марции в центре города и, по свидетельству Цицерона, представляла собой «тёмное, смрадное и грязное помещение».
Приговорённые к смерти особо важные государственные преступники водворялись в её подземную часть — рóбур (robur), называемую также Туллиáнум (от имени её основателя Сервия Туллия, либо от древнелатинского tullus или tullius «родник», что свидетельствовало о прежнем назначении подземелья как водохранилища). Это было круглое купольное помещение, куда смертники спускались через дыру в потолке.
Военнопленных, проведённых по время триумфа мимо ликующей толпы, отводили обычно в Мамертинскую тюрьму, где и казнили.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *