что делает воспитательная функция
Воспитательная функция
Вы будете перенаправлены на Автор24
Воспитывающий характер обучения
Обучение носит воспитывающий характер. Между воспитанием и обучением существует тесная взаимосвязь, которая является объективной закономерностью.
При этом воспитание в обучении реализуется под влиянием внешних факторов, таких как семья, микросреда и других. Это превращает воспитание в более сложный процесс.
Воспитательная функция обучения заключается в том, что в процессе обучения закладываются нравственные, эстетические представления, формируется система взглядов на мир, обретается способность придерживаться определенных норм поведения в обществе и законов. Именно в процессе обучающей деятельности формируются потребности человеческой личности, мотивы социального поведения и деятельности, мировоззрение, ценности.
Факторы воспитания в процессе обучения
Основным воспитывающим фактором обучения является содержание образования.
При этом учебные предметы обладают разным воспитательным потенциалом. У эстетических и гуманитарных дисциплин он значительно выше. Предметное содержание данных областей имеет больше возможностей для формирования личности. Следует отметить, что автоматического воспитания эти предметы, как и другие не несут.
Содержание обучающего материала может по-разному восприниматься учениками. Это обусловлено имеющимся уровнем воспитанности, социальной, психологической и педагогической ситуации обучения, особенностями коллектива, а также выбором времени и места обучения. Содержание предметов естественнонаучного цикла способствует формированию мировоззрения, цельной картины мира в сознании детей и выработке на основании этого взглядов на жизнь.
Второй фактор воспитания в процессе обучения – это характер общения педагога и учеников, психологический климат в коллективе, взаимодействие всех участников обучения, принятый стиль руководства познавательной деятельностью учеников.
Готовые работы на аналогичную тему
В современной педагогике наиболее эффективным стилем общения педагога признается демократический стиль, соединяющий в себе гуманное и уважительное отношение к ученикам, предоставление им определенной доли самостоятельности, привлечение их к непосредственной организации обучения.
При этом демократический стиль отводит учителю руководящую роль в процессе обучения. Для реализации воспитательной функции обучения педагогу необходимо не просто знать об объективной связи обучения и воспитания, а отбирать и анализировать учебный материал с позиции его воспитательного потенциала, строить процесс обучения и общения так, чтобы он стимулировал личностное восприятие информации обучающимися, вызывал их активное оценочное отношение к материалу, формировал их интересы и потребности. Процесс обучения для реализации воспитательной функции педагогу необходимо специально проанализировать и проработать его во всех компонентах.
Особенности воспитания в процессе обучения
Следует отметить, что воспитание осуществляется не только в образовательном учреждении. Поэтому не следует полностью подчинять процесс обучения воспитательным целям. Следует создавать условия для благоприятного формирования личности ребенка, оставив при этом ему право и самостоятельность в анализе окружающей действительности и в выборе системы взглядов. Многие направления в педагогике придерживаются мнения, что школа должна только давать информацию, а не формировать взглядов учащихся. Отчасти это утопичная позиция, так как любая система обучения формирует личность учащегося прямо или косвенно.
Не только воспитание зависит от обучения, но здесь имеется и обратная зависимость. Она выражается в том, что обучение невозможно без наличия определенного уровня воспитанности, наличия навыков общения, желания учиться, принятия учащимися общественных этических норм.
О сущности воспитательной функции права
Лошакова Светлана Анатольевна, старший преподаватель кафедры теории и истории государства и права, Рязанский государственный университет имени С.А. Есенина.
В статье представлены и проанализированы теоретические подходы к понятию «воспитательная функция».
Ключевые слова: право, воспитательная функция права, функция права, правовое воспитание, правосознание.
On the essence of educational function of law
Loshakova Svetlana Anatol’evna, senior teacher of the Chair of Theory and History of State and Law of S.A. Esenin Ryazan State University.
The article presents and analyzes the theoretical approaches to the concept of «educational function».
Key words: right, the educational function of law, the function of law, legal education, legal awareness.
Стало очевидным, что право управляет общественными процессами не только путем организации и преобразования общественных отношений, но и путем их охраны. Кроме того, важнейшим направлением воздействия права на общественные отношения является воспитание.
См.: Бошно С.В. Правоведение: основы государства и права. М., 2007. С. 71.
Фарбер И.Е. Воспитательная функция советского права // Государство и коммунизм. М., 1962. С. 126.
См.: Швыркин А.А. Воспитательная функция права и роль органов внутренних дел в ее реализации: автореф. дис. канд. юрид. наук. Волгоград, 2002. С. 14.
См.: Радько Т.Н. Социальные функции советского права. Волгоград, 1971. С. 120; Рябко И.Ф. Правосознание и правовое воспитание масс. Ростов н/Д: Изд-во РГУ, 1969. С. 135.
См.: Швыркин А.А. Воспитательная функция права и роль органов внутренних дел в ее реализации: автореф. дис. канд. юрид. наук. Волгоград, 2002. С. 14.
Там же.
Важной особенностью воспитательной функции права любой отрасли является то, что ее реализация происходит и вне правоотношений. Определенное воспитательное воздействие право имеет уже в процессе изучения нормативных актов.
См.: Радько Т.Н. Теоретические и методологические проблемы функций социалистического права. М., 1978. С. 32.
Из приведенных суждений можно сделать вывод о том, что сам факт издания правового акта оказывает непосредственное воздействие на сознание и поведение граждан, призывает их к правомерной и созидательной деятельности. Получается, что правовые требования действуют на сознание, интересы и поведение субъектов как бы автоматически. С этим вряд ли можно согласиться. Для реализации воспитательной функции необходимы соответствующие средства в механизме правового регулирования, в частности, субъективные права и обязанности, юридическая ответственность.
С другой стороны, объективно возрастающая воспитательная роль права не может быть достаточно эффективной, если не будет подкрепляться целенаправленной воспитательной деятельностью. Право как регулятор общественных отношений действует через правосознание и при его помощи. С другой стороны, правосознание отражает регулирующую силу норм права, их общеобязательность. Чем лучше граждане знают правовые нормы, тем лучше их соблюдают и исполняют.
См.: Степанова А.Т. Основы права. М., 2000. С. 19.
См.: Любашиц В.Я., Мордовцев А.Ю., Тимошенко И.В. Теория государства и права. Ростов н/Д, 2002. С. 291.
Воспитательная функция в процессе обучения
Между воспитанием и обучением всегда присутствовала неразрывная связь, поскольку обучение, по сути, носит воспитательный характер.
При этом воспитание в обучении реализуется под постоянным влиянием внешних факторов, таких как семья, микросреда и прочих. Все это делает воспитание сложным многокомпонентным процессом.
Воспитательная функция обучения заключается в закладке нравственных, эстетических норм, происходит формирование взглядов на мир, способность придерживаться законов и норм поведения, принятых в обществе. Благодаря процессу обучения развиваются потребности личности, мотивы социального поведения и действий, мировоззрение и ценности.
Факторы воспитания в обучающем процессе
Содержание образования является базовым воспитывающим фактором в процессе обучения.
Воспитательный потенциал при этом вариативен, зависимо от учебной дисциплины. Как правило, у наук гуманитарного и эстетического направления он значительно выше. Эти области имеют оптимальное предметное содержание для формирования личности. Но, как и любые другие, автоматического воспитания данные предметы не несут.
Формат и содержание учебного материала разными учениками воспринимается по-своему. Подобный факт обусловлен уровнем воспитанности, социальной, психологической и педагогической ситуацией обучения, спецификой коллектива, временем и местом обучения. Суть предметов естественнонаучного цикла влияет на формирование мировоззрения, позволяет составить в сознании цельную картину мира и основываясь на этом выработать личные взгляды на жизнь.
Еще один элемент, из которого формируется воспитательная функция – это форма общения педагога и учащегося. Немалое влияние оказывает психологический климат в коллективе, общение и взаимодействие участников процесса между собой, стиль руководства деятельностью.
В современном обществе наиболее приемлемым, для взаимодействия с учащимися считается демократический стиль. Он эффективно выполняет свои функции, позволяя находить подход к любым категориям обучающихся. Это обусловлено гуманной и уважительной формой общения, предоставлением определенной доли самостоятельности, приобщению к организации процесса обучения.
Несмотря на эти нюансы, демократический стиль все же отводит руководящую роль в процессе учителю и позволяет реализовать функции воспитания. Для корректного комбинирования образовательного и воспитательного компонента педагог должен уметь грамотно подбирать и анализировать материал, предлагаемый ученикам для изучения, учитывая его воспитательный потенциал, а не только образовательную пользу. Строить процесс обучения следует таким образом, чтобы он стимулировал личное восприятие информации учениками, а также вызывал их оценочное отношение к материалу, формировал интересы и потребности. Таким образом, педагогу необходимо детально проанализировать, предварительно проработать процесс обучения и убедиться, что он несет воспитательный потенциал.
Особенности воспитания в ходе обучения
Не стоит забывать, что воспитывающая функция образования предполагает участие и других факторов воспитания, поэтому не следует всецело подчинять образовательный процесс воспитательным целям. Формирование взглядов ребенка продолжается и вне стен учебного заведения, однако, так или иначе, образование оказывает на это процесс определенное влияние. Безусловно, следует создавать благоприятные условия для формирования личности ребенка, но не стоит также забывать и о праве на самостоятельный анализ.
Взаимодействие воспитания и образования имеет взаимозависимый характер. Это выражается в невозможности существования понятий отдельно друг от друга. Без определенного уровня воспитанности, наличия навыков социального поведения, тяги к знаниям обучение невозможно.
Что делает воспитательная функция
Шпаргалка по педагогике (для педагогов)
1. Понятие педагогики и этапы ее развития
Слово «педагогика» греческого происхождения. В дословном переводе означает «детовождение».
В современном понимании педагогика представляет собой совокупность знаний и умений по обучению и воспитанию, эффективных способов передачи накопленного опыта и оптимальной подготовки подрастающего поколения к жизни и деятельности.
Источники развития педагогики:
– многовековой практический опыт воспитания, закрепленный в образе жизни, традициях, обычаях людей, народной педагогике;
– философские, обществоведческие, педагогические и психологические труды;
– текущая мировая и отечественная практика воспитания;
– данные специально организованных педагогических исследований;
Истоком европейских систем воспитания стала древнегреческая философия. Виднейшие ее представители: Демокрит, Сократ, Платон, Аристотель. Своеобразным итогом развития греческо-римской педагогической мысли стало произведение «Образование оратора» Марка Квинтилиана, древнеримского философа и педагога.
Средневековое образование, зажатое в тисках теологии и схоластики, во многом потеряло прогрессивную направленность античных времен. На этом историческом этапе были образованные для своего времени философы, создавшие обширные педагогические труды: Тертуллиан, Августин, Аквинат.
Эпоха Возрождения дала целый ряд ярких мыслителей, педагогов-гуманистов. Это Эразм Роттердамский, Витторино де Фельтрэ, Франсуа Рабле, Мишель Монтень.
Выделение педагогики из философии и оформление ее в научную систему произошло в XVII в. и связано с именем чешского педагога Яна Амоса Коменского. Предложенные им принципы, методы, формы обучения стали основой педагогической мысли.
Английский философ и педагог Джон Локк сосредоточил главные усилия на теории воспитания («Мысль о воспитании»).
Французские материалисты и просветители XVIII в. Д. Дидро, К. Гельвеций, П. Гольбах, Ж.Ж. Руссо вели непримиримую борьбу с догматизмом, схоластикой и вербализмом в педагогике.
Деятельность французских просветителей во многом определила творчество швейцарского педагога Иоганна Песталоцци. Им была предложена прогрессивная теория обучения и нравственного воспитания учащихся.
Мировую славу русской педагогике принес К.Д. Ушинский.
В конце XIX – начале XX в. интенсивные исследования педагогических проблем начаты в США, куда постепенно смешается центр педагогической мысли. Были сформированы общие принципы, выведены закономерности человеческого воспитания, разработаны и внедрены эффективные технологии образования. Виднейшие представители американской педагогики – Джон Дьюи и Эдвард Торндайк.
Активное участие в творческих исканиях новой педагогики послеоктябрьского периода принял С.Т. Шацкий.
Выдающимся отечественным педагогом по праву является А.С. Макаренко. Он переосмыслил классическое педагогическое наследие, участвовал в педагогических изысканиях 1920–1930 гг., разработал ряд новых направлений воспитания.
Моральные проблемы воспитания молодежи исследовал В.А. Сухомлинский. Его дидактические советы сохраняют свое значение и при осмыслении современных путей педагогической мысли и школы.
Современный этап развития педагогики основан на саморазвитии научной отрасли, сочетающей процессы интеграции и дифференциации с взаимодействием с другими науками.
2. Объект, предмет, задачи и функции педагогики
Объект педагогики – это явления действительности, которые обусловливают развитие человека, иначе говоря, это образование, изучением которого занимается целый ряд наук (философия, психология, социология и др.). Педагогика – это единственная специальная наука об образовании в ряду наук, которые могут изучать те или иные стороны образовательной деятельности.
Предметом педагогики выступает образование как реальный целостный педагогический процесс, целенаправленно организованный в специальных социальных институтах (семье, образовательных и культурно-воспитательных учреждениях).
Педагогика как наука изучает сущность, закономерности, тенденции, перспективы образования и средства развития человека на протяжении всей его жизни. На этой основе педагогика разрабатывает теорию и технологию организации образовательного процесса, формы и методы взаимодействия педагога и учащихся, а также стратегии и способы их взаимодействия.
Педагогика в первую очередь изучает три главные составляющие образовательного процесса:
– цели обучения (для чего учить);
– содержание обучения (чему учить);
– формы и методы обучения (как учить).
Основные задачи педагогики направлены на создание эффективной педагогической системы во всех направлениях человеческой жизни: общественной, личной, политической и т. д.
К таким задачам можно отнести:
– выявление и изучение закономерностей в области воспитания и обучения, управления образовательными и воспитательными системами;
– изучение и распространение педагогического опыта;
– прогнозирование дальнейшего развития образовательных систем;
– разработку новых методов, средств и форм обучения и воспитания;
– внедрение результатов педагогических исследований в практику образования;
– участие в международных педагогических проектах, обмене информацией, изучение зарубежного опыта педагогической работы;
– разработку систем функционирования педагогических учреждений и повышения их эффективности. Педагогическая наука осуществляет те же функции, что и любая другая научная дисциплина: описание, объяснение и предсказание явлений того участка действительности, который она изучает. Но педагогическая наука, объект которой лежит в социально-гуманитарной сфере, имеет свою специфику. Педагогическая действительность не может ограничиться лишь объективным отображением изучаемого. В ней совмещаются две функции, которые в других научных областях обычно поделены между различными дисциплинами:
Научно-теоретическая функция, которая реализуется на трех уровнях:
– описательном (изучение передового, инновационного педагогического опыта);
– диагностическом (выявление состояния педагогических явлений, успешности и эффективности совместной деятельности педагогов и учащихся);
– прогностическом (экспериментальные исследования педагогического процесса и построение более эффективных моделей этого процесса). Конструктивно-техническая функция также реализуется на трех уровнях:
– проективном (разработка методических материалов, учебных планов, учебных пособий);
– преобразовательном (внедрение достижений педагогической науки в практику);
– рефлексивном и корректировочном (анализ и оценка влияния результатов научных исследований на практику обучения и воспитания).
Воспитательная функция обучения
Вы будете перенаправлены на Автор24
Сущность и педагогическое значение воспитательной функции обучения
Воспитательная функция обучения – это ориентация учебно-воспитательного процесса на формирование духовно-нравственных качеств личности, эстетических норм поведения и системы мировоззрения, а также развитие способности следовать основным моральным нормам поведения и нести ответственность за свои действия и поступки.
Процесс обучения, помимо своего основного целевого назначения – формирование системы знаний и навыков в различных направлениях деятельности, характеризуется также, воспитательной направленностью. Процесс воспитания находится в неразрывной связи с процессом обучения. При этом, воспитание относится к сложным, трудоемким направлениям педагогической деятельности, подверженным воздействию внешней среды и, испытывающий воздействие ее факторов.
В процессе обучения, происходит воспитание личностных потребностей в различных направлениях деятельности, формируются мотивы общественного поведения, деятельности и поступков, развиваются представления о ценностях и складываются ценностные ориентации, идеология, убеждения, мировоззрение.
Содержание процесса обучения представляет собой его воспитывающий фактор. Однако, каждая учебная дисциплина наделена разными воспитательными возможностями. Содержание гуманитарных дисциплин обладает более расширенными воспитательными возможностями. Это связано с тем, что литература, музыка, история, рисование способствуют привитию художественного вкуса, любви к прекрасному, почитанию искусства. Это развивает эстетические качества личности, формирует ее чувственную и эмоциональную сторону. Что касается естественно-научных дисциплин, то они помогают сформировать представления об устройстве мира, развить идеологию, гражданскую позицию и жизненные взгляды.
Методы, применяемые в ходе обучения, оказывают не менее значимое воспитательное воздействие. Они позволяют сформировать навыки построения коммуникативных связей, создать комфортные условия для развития психологических аспектов личности, развития познавательной активности.
Готовые работы на аналогичную тему
Воспитательная функция педагога в процессе обучения
Процесс обучения характеризуется двусторонней связью между его субъектами – педагогом и учащимися. Каждый из них выполняет свою функциональную роль в процессе обучения и воспитания.
Педагогу отводится главная миссия в выборе содержания обучения, его методов и форм организации, средств и технологий воспитательного воздействия. Педагог передает знания учащимся, которые составляют основу их убеждений и идеологии, формируя ценностные ориентации личности, направленность ее деятельности, поведений и поступков в различных областях жизнедеятельности.
В задачу педагога входит перевод знаний в форме убеждений личности, посредством тщательного раскрытия их научной сущности и показа их соответствия реалиям жизни. Педагог должен показать учащимся, что знания, по своей сути, правдивы и отражают естественные жизненные процессы и явления.
Педагог осуществляет перевод научных знаний в духовный, нравственный, мировоззренческий аспект, что развить их воспитательные возможности и укрепить воспитательный потенциал. Также, педагог должен связать знания с научно-технической деятельностью, отождествляя их необходимость для развития прогресса общества, технологическим развитием производства, чтобы помочь учащимися в профессиональном становлении, выборе будущей линии поведения.
Чтобы сформировать пути выбора профессиональной карьеры, педагоги проводят ознакомление учащихся с фундаментальными основами, которые состоят из знаний о современных профессиях.
Только, посредством организации оптимального педагогического процесса и создания условий для его эффективного протекания, педагог может развить воспитательное воздействие научных знаний и придать им нравственное значение. Для этих целей, знания применяются для ознакомления ребенка с эстетическим устройством мира, усвоения системы человеческих ценностей и жизненных ориентиров. Дети изучают основные эстетические категории, знакомятся с понятием прекрасного и ужасного, трагического, драматического, комического. Педагог должен обладать развитым эстетическим чувством, чтобы умело и успешно преподнести учащимся эстетическое содержания научных знаний и всего учебно-воспитательного процесса.
Педагог должен обладать навыками преподнесения различных фактов, разделов научного знания, исторических фактов и ценностей в таком виде и форме, чтобы заинтересовать учащихся, увлечь их и заставить осознать значимость и важность добытого знания.
В процессе усвоения знаний, педагог помогает детям развить мыслительные процессы, а, следовательно, и все психические. Знания помогают сформировать навыки функционального мышления, которое в процессе обучения помогает детям проводить сравнительные характеристики объектов, процессов и явлений, сопоставлять их и анализировать их эффективность. В следствие чего, происходит не просто формирование системы знаний и навыков, но и происходит воспитание духовной стороны личности, формирование ее основных психических и нравственных качеств.
Взаимосвязь между ведущими функциями процесса обучения
В процессе образовательной деятельности функциональная роль обучения сводится к выполнению им трех основных функций:
Эти функции неразрывно связаны и функционирует в единстве. Характер их единства является диалектическим.
Практическая реализация образовательной функции происходит посредством:
Данные положения определяют перечень требований, предъявляемых к процессу обучения, его организации и способам проведения.