что делает учитель в отпуске
Работа педагога во время отпуска. Комментарии юриста
Светлана Лаврентьева
08 июня 2017 • 15:33
Сегодня нами будет проведен анализ главы 19 ТК РФ, который называется «отпуска». При этом учитываем положения главы 52 ТК РФ, которая устанавливает, что у педагогов удлиненный отпуск.
Законное основание для отпуска
Ст. 114 ТК РФ устанавливает, что работникам предоставляются ежегодные отпуска с сохранением места работы (должности) и среднего заработка.
Пока все понятно, в период отдыха за нами сохраняется и должность, и средняя заработная плата. Едем дальше.
Всем нам знакомы ситуации, когда начальство включает нас в какие-либо списки на дополнительные работы или просто говорит, что нам надо по работать где-либо еще, в общем, делает все, чтобы отпуск перестал быть радостным событием.
Обязанности работника и работодателя
Отсутствие графика отпусков является нарушением трудового законодательства, за что организация может быть привлечена к ответственности на основании ч.1 ст.5.27 КоАП РФ.
Отзыв работника из отпуска
Абзац 2 ст. 125 ТК РФ четко устанавливает, что отзыв работника из отпуска допускается только с его СОГЛАСИЯ. Неиспользованная в связи с этим часть отпуска должна быть предоставлена по выбору работника в удобное для него время в течение текущего рабочего года или присоединена к отпуску за следующий рабочий год.
Еще раз, обращаю ваше внимание, что отзыв из отпуска допускается только с согласия, письменного или фактического (о фактическом согласии чуть позже). Никакая производственная или другая необходимость не разрешает отзывать вас из отпуска. Только ваше согласие позволит работодателю увидеть вас на рабочем месте в период вашего отпуска. Причин или обстоятельств, которые позволят работодателю вызвать вас на работу из отпуска, не существует.
Фактическое согласие на отзыв из отпуска
Хоть везде пишут о том, что на отзыв из отпуска необходимо письменное согласие работника, но иногда суды поддерживают работодателей при спорах с работниками.
Что мы получаем. А получаем мы следующее: так как законодательно не утверждена форма и порядок получения согласия, то выполнение фактических трудовых функций суды могут признать как фактическое согласие на отзыв из отпуска. Поэтому, если мы не хотим выходить из отпуска, то не надо приходить на работу и разбираться, что произошло и т.д. Ваше появление на работе будет означать ваше фактическое согласие на отзыв вас из отпуска.
1. Отзыв из отпуска возможен только в случае согласия работника.
2. Если намерение выходить из отпуска отсутствует, то никаких действий не предпринимаем, а продолжаем находиться в отпуске.
3. Основания для привлечения к дисциплинарной ответственности (увольнение, выговор и т.д.) за отказ от выхода из отпуска отсутствуют.
«Стараюсь летом педагога выключать»: как школьные учителя проводят каникулы
Выражение «учителя — тоже люди» не новое, но всё так же актуально. Потому что мы правда забываем, что они тоже устают за учебный год, мечтают сбежать из школы и удалить родительский чат из мессенджера (или хотя бы замьютить до сентября). Мы расспросили учителей из разных городов, чем они планируют заниматься на законных каникулах.
«Не представляю, как ходить в офис в июле–августе. Учителям в этом плане очень повезло»
Это будет моё второе лето в качестве школьного учителя. Под конец учебного года чувствуешь себя человеком, который совершает над детьми какое-то насилие: контрольные, зачёты, домашка, а им уже просто хочется гулять. Стараешься извернуться, сделать урок интереснее. Всё это утомляет. При этом самой, когда смотришь за окно, тоже уже хочется совсем других вещей.
Вообще, формат длинного отпуска в летние месяцы нам, учителям, привычен — сначала в школе, потом в университете. Честно, я даже не представляю, как люди ходят в офис в июле или августе. Мне кажется, учителям в этом плане очень повезло.
Я участвую в программе «Учитель для России». В прошлом году работала в летнем институте по этой программе, поэтому отвлечься от мыслей о школе не удалось: мы обсуждали методики, дисциплину и так далее. Потом я поехала в Амстердам заниматься современным танцем, и недели на три меня отпустило. Ближе к сентябрю снова начала думать о школе. Не могу сказать, что прямо скучала, но часто вспоминала учеников, планировала, чем будем заниматься на уроках.
На это лето план такой: в июне я буду работать в лагере при школе, как и все учителя. В июле хочу куда-нибудь уехать. Я работаю в Тамбовской области в селе Глазок, но приехала сюда из Москвы. Здесь очень хорошо и свободно, но это, конечно, не столица. Если ты не умеешь сам себя развлекать, то делать тут нечего. Так что приеду в Москву, пойду в музей, встречусь с друзьями, узнаю, что у людей происходит в жизни помимо школы. Хочется много всего успеть: слетать в Грузию, например, сходить в поход или съездить в гости в Оренбург. Планов пока нет. Просто хочется физически уехать и забыться.
«Стараюсь педагога в обычной жизни выключать»
К концу года физические и моральные силы уже на исходе, остаётся только желание отдохнуть и перезагрузиться. В этот раз я жду каникул с особенным нетерпением: год был непростой — взял слишком большую нагрузку, целых четыре класса.
У нас отпуск длится два месяца, а не три, потому что в июне мы проводим экзамены и подводим итоги учебного года. Так что в первый месяц школа ещё не отпускает, переключиться не получается. Настоящие каникулы начинаются в июле. Тут уже удаётся заняться вещами, никак со школой не связанными: друзьями, семьёй, чтением книг.
Вообще, стараюсь педагога в обычной жизни выключать. Хотя иногда ловлю себя на том, что где-нибудь на пляже делаю замечание детям, которые плохо себя ведут
Обычно каникулы я провожу с семьёй — на даче и на море. Думаю, учителя отдыхают точно так же, как и все «обычные» люди. Единственное отличие в том, что можно за два месяца успеть больше. Мои планы на это лето не очень-то разнообразны. Буду в Москве, потом на даче, а потом с сыном полечу к бабушке в Крым. Ещё есть глобальный план — восстановить свой блог в инстаграме. Я его не так давно завёл и рассказывал там о своих взглядах на воспитание, но из-за нагрузки в школе совсем забросил. За лето надеюсь наверстать.
В августе постепенно буду переключаться снова на школу — планировать год, готовить материалы для уроков. К концу лета появляется желание увидеть детей, узнать, как они провели лето, как растут и развиваются. Я всё равно это очень люблю, несмотря на усталось и всё остальное.
«Каникулы — это возможность выдернуть себя из контекста школы, в котором был весь год»
Учебный год заканчивается сумбурно и волнительно: звонки, линейки, заключительные уроки, прощание с детьми. По-настоящему выдохнуть получится только в середине июня, когда этот безумный бег закончится. Устаёшь, конечно.
Лето — это время, чтобы переключиться, выдернуть себя из контекста, в котором ты был целый год. Прошлое лето я провела в мастерской образования и документального кино в Летней школе «Русского Репортёра» под Дубной. Для учителей это супервозможность отдохнуть и пообщаться с классными людьми из педагогического сообщества. Поговорить про школу на берегу реки! Ещё я работала в лагере: мои друзья делают образовательный проект «Вызов» в Петербурге, в рамках которого подростки ездят в разные города. В общем, на пляже не лежала.
Зато в этом году мне ужасно хочется выкроить хотя бы недельку, чтобы полежать где-нибудь в тёплом месте у моря или походить в горах. За два года накопилась усталость. В июне я ещё буду работать в школе, доделывать документы, готовить выпускной.
Потом попробую себя в качестве тьютора на проектной школе в Якутии. А в середине июля окажусь совершенно свободна… Пока, честно говоря, не придумала, чем буду заниматься. Поеду к себе домой в Санкт-Петербург. В Малоярославце я уже два года (по программе «Учитель для России»), конечно, иногда скучаю по большому городу. Не хватает возможности скинуть лишнюю энергию, пока, допустим, едешь в метро или идёшь по улице. В маленьком городе ты всегда будто бы в камерной среде.
Скучаю ли я летом по школе? Обычно нет времени — одно сменяет другое, и, наоборот, не хватает времени посидеть в одиночестве и отрефлексировать всё, что происходило с тобой целый год. Но в такие моменты, когда всё-таки остаёшься наедине с собой или в дороге, накатывают воспоминания, начинаешь скучать по детям и мысленно готовиться к новому учебному году.
Учитель в отпуске: cоветы о том, как правильно отдыхать
Лето все ближе и ближе! А что это значит? Для учителя, в первую очередь, это означает долгожданное время отпусков. Да, далеко не все преподаватели английского языка традиционно берут отпуск летом; но отдыхать все же надо! Мы попробуем «научить» (ну или хотя бы дать несколько советов) таких преподавателей, которые просто-напросто не умеют правильно отдыхать даже, когда такая возможность имеется. А когда лучше всего отдыхать, если не летом?
Детокс и спорт
Также попробуйте детокс. Если вы никогда этого не делали, начните с нескольких дней. В интернете можно найти множество информации на эту тему, чтобы все сделать правильно. После детокса и регулярными занятиями спортом вы будете чувствовать себя отдохнувшими, свежими и обновленными.
Смените сферу деятельности
Есть такие преподаватели, как мы уже упомянули ранее, которые просто не умеют по-настоящему отдыхать. Если такой преподаватель в течение года работает в школе или университете, летом он тоже ищет возможность продолжать рабочую деятельность. И дело не только в получении заработной платы, но и в совершенствовании своих профессиональных навыков. Кто-то временно становится репетитором (а если уже им был, то набирает больше учеников), кто-то идёт на курсы повышения квалификации. Это отлично! Но вы также можете попробовать себя в чём-то новом: заняться художественным переводом или начать вести свой блог. Пробуйте, экспериментируйте — и вы также почувствуете себя словно заново родившимся. Что-то новое в наших жизнях добавляет ранее неведомые эмоции и ощущения.
Устройте генеральную уборку
Да, многим этот совет покажется странным. Ну что может быть хорошего или приятного в генеральной уборке? Но признаемся честно — для многих уборка может неплохо заменять медитацию. Вы приводите не только свое жилье в порядок, но и свои мысли.
Концерты, выставки и фестивали вашего города
Если у вас нет возможности выбраться за пределы своей страны этим летом, рано расстраиваться! Внимательно ознакомьтесь с развлекательной афишей вашего города. Летом обычно проходят куда больше интересных мероприятий, чем в любое другое время года. Фестивали уличной еды, выставки местных художников, концерты, рыцарские турниры — можно найти событие, которые заинтересует именно вас.
Правильный сон
Еще один очевидный, но очень хороший совет для всех нас. Многие преподаватели к концу учебного года зарабатывают себе синдром хронической усталости. А лето — лучший период избавиться от него! Крайне советуем, если есть такая возможность, выбираться куда-нибудь за город и «take a nap» на свежем воздухе.
Также не пренебрегайте прогулками перед, не забывайте проветривать комнату и старайтесь ложиться спать в одно и то же время.
Проводите время на свежем воздухе
Наслаждайтесь теплыми деньками! Ведь лето пролетает безумно быстро. Не сидите дома — выходите гулять! Устраивайте пикники, катайтесь на велосипеде, организовывайте походы с друзьями.
Балуйте себя 😉
Этот совет строго индивидуальный. Все зависит от вас и только вас. Сходите в СПА, обновите стрижку, прикупите себе чего-нибудь новенького. Все эти, с одной стороны, мелочи просто не могут не поднимать настроение. По итогу вы чувствуете душевный подъем, и к осени будете более готовы к новым подвигам и достижениям.
Отпуск учителя: почему вы вернетесь в школу уставшими?
Почему учителям и два месяца летнего отпуска мало. Будем разбираться.
Летом работникам образовательных заведений завидуют все. Представьте: сразу 2 месяца заслуженного оплачиваемого отпуска. Мечта. Красота. Роскошь. Можно выспаться на год вперед. Столько всего интересного сделать. А по факту учителя возвращаются в сентябре в школу неотдохнувшими. Почему так?
Можно винить скудность семейного бюджета. Далеко не всем учителям по карману улететь на морские курорты на весь отпуск. Или сетовать на воспитание и семейные уклады: летом надо делать заготовки на зиму, работать на даче и т. д. Дальше список можно продолжать до бесконечности.
Мы собрали самые характерные ошибки учителя в отпуске. Если вы заметили за собой хотя бы одну из них, знайте — это и есть ваш враг, который мешает восстановить физическое, эмоциональное, психическое здоровье и зарядиться энергией на каникулах. Будем искоренять ошибки вместе?
Что мешает отдыхать учителю летом
Ошибка первая — резкая смена режима дня
Долой подъем в 6 утра. Да здравствует сон до обеда (если позволят родные), неторопливый завтрак до 15.00 и любимые сериалы до полуночи. Звучит все отлично. Но именно такой режим, кардинально отличающийся от привычного, затруднит настрой на рабочий лад в сентябре. Вы же не желаете начать учебный год «разбитыми»?
Совет: Постепенно переводите будильник по 15 минут позже привычного времени. За 2 недели до окончания работы переводите время пораньше, выходя на привычный график.
Ошибка вторая — зависимость от интернета
Наконец-то можно перечитать и перепробовать все рецепты из «Одноклассников», перелайкать посты в инстаграме и на законных основаниях сидеть в Фейсбуке днями напролет. Мол, все равно читаю заметки в педагогических группах, узнаю новинки. Это похвально, но только в дозированном количестве. Соцсети, сериалы не заменят проходящего лета. Поэтому лучше навестить подруг, съездить в гости к родителям, побывать во всех парках родного города, чем привязаться к компьютеру.
Совет: Для соцсетей и интернета 40 минут в день хватит. Попробуйте.
Ошибка третья — режим «Успеть за лето сделать все»
Итак, отпуск — одна штука. Надо за него сделать: ремонт дома, генеральную уборку в родительском доме, записать детей, а может и себе пойти на курсы английского, почитать книгу, которую откладывали, сделать заготовки на зиму, сварить варенье по новому рецепту — и так до бесконечности. Стоп. Отпуск как раз и дан для отдыха, а не для завершения или начинания 100500 дел. Все равно все не успеете сделать, устанете, начнете себя корить за нерасторопность и медлительность. И с плохим настроением выйдете на работу.
Совет: Не стройте наполеоновских планов на лето. Главное — отдохнуть.
Ошибка четвертая — привычка не оставлять дела на работе
Вы в отпуске. А значит, далеко-далеко осталась методическая работа, воспитание учеников. В отпуске важна смена деятельности. Переключитесь от бумажной работы на прогулки, утренние пробежки, вечерние занятия йогой.
Совет: Хотя, чтобы немного разнообразить каникулы, прийти в сентябре отдохнувшими и с новыми знаниями, запишитесь на конкурсы и олимпиады для педагогов.
Ошибка пятая — убеждение, что отсутствие денег — помеха отдыху
Если нет средств, то отпуск пройдет плохо? Категорично не согласны.
Совет: Именно летом проводится масса бесплатных мероприятий, фестивалей, мастер-классов. Найти их можно в группах вашего города в социальных сетях или на городских сайтах.
Ошибка шестая — только пассивный отдых
Сидеть целый день с книгой или печь пироги — хорошо. Но мало полезно для здоровья. Лето с разнообразием фруктов и овощей, теплой погодой — идеальный сезон для оздоровления. Есть два варианта на отпуск: перепробовать все рецепты выпечки или прийти с подтянутым телом и запасом энергии на целый учебный год. Вы за какой?
Совет: Нет средств на персональные тренировки или фитнес-клубы? Кроссовки-кеды легкие шорты, и вперед на пробежку. 3 тренировки в неделю по 30 минут = плоский живот и подтянутая фигура. Нет сил бегать? Делайте упражнения для разной группы мышц по бесплатным видеоурокам.
Вам слово: а как вы проводите свое лето? Работаете? Отдыхаете? Занимаетесь репетиторством?
Приложение. Порядок предоставления педагогическим работникам организаций, осуществляющих образовательную деятельность, длительного отпуска сроком до одного года
Порядок
предоставления педагогическим работникам организаций, осуществляющих образовательную деятельность, длительного отпуска сроком до одного года
(утв. приказом Министерства образования и науки РФ от 31 мая 2016 г. N 644)
С изменениями и дополнениями от:
Информация об изменениях:
3. Продолжительность непрерывной педагогической работы устанавливается организацией в соответствии с записями в трудовой книжке и (или) на основании основной информации о трудовой деятельности и трудовом стаже, формируемой работодателем в электронном виде в соответствии со статьей 66.1 Трудового кодекса Российской Федерации, других надлежащим образом оформленных документов, подтверждающих факт непрерывной педагогической работы.
4. При предоставлении длительного отпуска сроком до одного года учитывается:
4.1. Фактически проработанное время замещения должностей педагогических работников по трудовому договору. Периоды фактически проработанного времени замещения должностей педагогических работников по трудовому договору суммируются, если продолжительность перерыва между увольнением с педагогической работы и поступлением на педагогическую работу, либо после увольнения из федеральных органов исполнительной власти и органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, осуществляющих государственное управление в сфере образования, органов местного самоуправления, осуществляющих управление в сфере образования, при условии, что работе в указанных органах предшествовала педагогическая работа, составляет не более трех месяцев;
4.2. Время, когда педагогический работник фактически не работал, но за ним сохранялось место работы (должность) (в том числе время вынужденного прогула при незаконном увольнении или отстранении от работы, переводе на другую работу и последующем восстановлении на прежней работе, время, когда педагогический работник находился в отпуске по уходу за ребёнком до достижения им возраста трёх лет);
4.3. Время замещения должностей педагогических работников по трудовому договору в период прохождения производственной практики, если перерыв между днём окончания профессиональной образовательной организации или образовательной организации высшего образования и днём поступления на педагогическую работу не превысил одного месяца.
5. Продолжительность длительного отпуска, очерёдность его предоставления, разделение его на части, продление на основании листка нетрудоспособности в период нахождения в длительном отпуске, присоединение длительного отпуска к ежегодному основному оплачиваемому отпуску, предоставление длительного отпуска, работающим по совместительству, оплата за счёт средств, полученных организацией от приносящей доход деятельности, и другие вопросы, не предусмотренные настоящим Порядком, определяются коллективным договором.
6. Длительный отпуск предоставляется педагогическому работнику на основании его заявления и оформляется распорядительным актом организации.
7. За педагогическими работниками, находящимися в длительном отпуске, сохраняется место работы (должность).
За педагогическими работниками, находящимися в длительном отпуске, сохраняется объём учебной нагрузки при условии, что за этот период не уменьшилось количество часов по учебным планам, учебным графикам, образовательным программам или количество обучающихся, учебных групп (классов).
Во время длительного отпуска не допускается перевод педагогического работника на другую работу, а также увольнение его по инициативе работодателя, за исключением ликвидации организации.
* См. статью 335 Трудового кодекса Российской Федерации (Собрание законодательства Российской Федерации, 2002, N 1, ст. 3; N 19, ст. 3; N 30, ст. 3014, ст. 3033; 2003, N 27, ст. 2700; 2004, N 18, ст. 1690; N 35, ст. 3607; 2005, N 1, ст. 27; N 19, ст. 1752; 2006, N 27, ст. 2878; N 52, ст. 5498; 2007, N 1, ст. 34; N 17, ст. 1930; N 30, ст. 3808; N 41, ст. 4844; N 43, ст. 5084; N 49, ст. 6070; 2008, N 9, ст. 812; N 30, ст. 3613, ст. 3616; N 52, ст. 6235, ст. 6236; 2009, N 1, ст. 17, ст. 21; N 19, ст. 2270; N 29, ст. 3604; N 30, ст. 3732, ст. 3739; N 46, ст. 5419; N 48, ст. 5717; 2010, N 31, ст. 4196; N 52, ст. 7002; 2011, N 1, ст. 49; N 25, ст. 3539; N 27, ст. 3880; N 30, ст. 4586, ст. 4590, ст. 4591, ст. 4596; N 45, ст. 6333, ст. 6335; N 48, ст. 6730, ст. 6735; N 49, ст. 7015, ст. 7031; N 50, ст. 7359; 2012, N 10, ст. 1164; N 14, ст. 1553; N 18, ст. 2127; N 31, ст. 4325; N 47, ст. 6399; N 50, ст. 6954, ст. 6957, ст. 6959; N 53, ст. 7605; 2013, N 14, ст. 1666, ст. 1668; N 19, ст. 2322, ст. 2326, ст. 2329; N 23, ст. 2866, ст. 2883; N 27, ст. 3449, ст. 3454, ст. 3477; N 30, ст. 4037; N 48, 6165; N 52, ст. 6986; 2014, N 14, ст. 1542, ст. 1547, ст. 1548; N 26, ст. 3405; N 30, ст. 4217; N 45, ст. 6143; N 48, ст. 6639; N 49, ст. 6918; N 52, ст. 7543, ст. 7554; 2015, N 1, ст. 10, ст. 42, ст. 72; N 14, ст. 2022; N 24, ст. 3379; N 27, ст. 3991, ст. 3992; N 29, ст. 4356, ст. 4359, ст. 4363, ст. 4368; N 41, ст. 5639; 2016, N 1, ст. 11, ст. 54).