что делает торгово промышленная палата
Что делает торгово промышленная палата
Статья 15. Деятельность Торгово-промышленной палаты Российской Федерации
1. Торгово-промышленная палата Российской Федерации осуществляет свою деятельность в соответствии с положениями настоящего Закона, других федеральных законов, указов Президента Российской Федерации, постановлений Правительства Российской Федерации и своего устава.
(п. 1 в ред. Федерального закона от 30.12.2015 N 451-ФЗ)
(см. текст в предыдущей редакции)
2. Торгово-промышленная палата Российской Федерации выполняет свои задачи и функции на федеральном уровне и обладает всеми правами, необходимыми для их осуществления.
Торгово-промышленная палата Российской Федерации в соответствии со своим уставом и положениями настоящего Закона осуществляет представительские функции как в Российской Федерации, так и за границей, объединяет на федеральном уровне торгово-промышленные палаты, осуществляет общую координацию их деятельности.
3. Торгово-промышленная палата Российской Федерации:
а) по предложению соответствующих государственных органов принимает участие в работе ведомственных, межведомственных и иных комиссий, экспертных советов и других органов и организаций, образуемых указанными органами;
б) выдает сертификаты о происхождении товаров, удостоверяет документы, связанные с осуществлением внешнеэкономической деятельности, устанавливает порядок выдачи и удостоверения торгово-промышленными палатами указанных документов;
в) выдает документы, подтверждающие страну происхождения товаров, выполнения работ, оказания услуг, для целей осуществления закупок для обеспечения государственных и муниципальных нужд, устанавливает порядок выдачи торгово-промышленными палатами указанных документов;
г) выдает в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, заключения о статусе товара, изготовленного в особых экономических зонах, определяет торгово-промышленные палаты, имеющие право выдавать такие документы;
е) определяет порядок ведения негосударственного реестра российских юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, финансовое и экономическое положение которых свидетельствует об их надежности как партнеров для предпринимательской деятельности в Российской Федерации и за рубежом, а также порядок предоставления сведений из указанного реестра;
ж) организует международные выставки и конгрессы, а также обеспечивает подготовку и проведение выставок российских товаров за рубежом;
з) формирует информационные ресурсы, оказывает услуги российским и иностранным юридическим лицам и предпринимателям по предоставлению справочной, аналитической и иной информации, необходимой для ведения предпринимательской деятельности;
и) по решению соответствующих государственных органов входит в состав и участвует в работе российских частей межправительственных комиссий и иных органов по вопросам торгово-экономического, научно-технического и другим видам сотрудничества с иностранными государствами, принимает участие в переговорах с иностранными государствами по указанным вопросам, а также участвует в составе российских делегаций в работе международных организаций;
к) выдает разрешения на открытие в Российской Федерации представительств и филиалов иностранных торговых палат, смешанных торговых палат, федераций, ассоциаций и союзов предпринимателей;
л) осуществляет персональную аккредитацию иностранных граждан, являющихся работниками филиалов, представительств иностранных юридических лиц, цель создания, открытия и (или) деятельность которых имеют коммерческий характер и которые несут имущественную ответственность по принятым ими в связи с осуществлением указанной деятельности на территории Российской Федерации обязательствам (за исключением иностранных граждан, являющихся работниками представительств иностранных кредитных организаций, и иностранных граждан, являющихся работниками представительств иностранных юридических лиц, осуществляющих деятельность в области гражданской авиации), а также вправе представлять интересы иностранных юридических лиц при осуществлении аккредитации их филиалов, представительств;
м) оказывает содействие при оформлении документов для въезда на территорию Российской Федерации и пребывания на территории Российской Федерации иностранных граждан, являющихся работниками филиалов, представительств иностранных юридических лиц, членов их семей и работников иностранных юридических лиц, членов их семей (за исключением иностранных граждан, являющихся работниками представительств иностранных кредитных организаций, и членов их семей);
С 26.03.2020 ТПП России и ТПП субъектов РФ выдают сертификаты о форс-мажоре и заключения об обстоятельствах непреодолимой силы соответственно бесплатно (письмо ТПП РФ от 26.03.2020 N ПР/0316).
н) свидетельствует обстоятельства непреодолимой силы (форс-мажор) в соответствии с условиями внешнеторговых сделок и международных договоров Российской Федерации, а также обычаи, сложившиеся в сфере предпринимательской деятельности, в том числе обычаи морского порта;
о) дает в соответствии с законодательством Российской Федерации заключения и рекомендации о применении международного стандарта, регионального стандарта, регионального свода правил, стандарта иностранного государства, свода правил иностранного государства, в результате применения которых на добровольной основе обеспечивается соблюдение требований принятого технического регламента или которые содержат правила и методы проведения исследований (испытаний) и измерений, в том числе правила отбора образцов, необходимые для применения и исполнения принятого технического регламента и осуществления оценки соответствия;
п) вправе разрабатывать системы добровольной сертификации в сфере оценки соответствия товаров, работ, услуг и систем качества техническим регламентам и стандартам, которые имеют рекомендательный характер и которые могут применять любые заинтересованные организации и индивидуальные предприниматели в добровольном порядке;
р) осуществляет научно-аналитическую, исследовательскую деятельность по проблемам, связанным с экономикой, развитием и правовым регулированием предпринимательства;
с) выполняет другие функции в соответствии с настоящим Законом, законодательством Российской Федерации и международными договорами Российской Федерации.
(п. 3 в ред. Федерального закона от 30.12.2015 N 451-ФЗ)
(см. текст в предыдущей редакции)
4. Торгово-промышленная палата Российской Федерации может выполнять в соответствии с законодательством Российской Федерации отдельные согласованные с ней функции в сфере экономики, возложенные на Торгово-промышленную палату Российской Федерации федеральными органами исполнительной власти.
(п. 4 в ред. Федерального закона от 30.12.2015 N 451-ФЗ)
(см. текст в предыдущей редакции)
5. Торгово-промышленная палата Российской Федерации в соответствии с законодательством Российской Федерации образует Международный коммерческий арбитражный суд, Морскую арбитражную комиссию, Спортивный арбитраж, Коллегию посредников по проведению примирительных процедур, Ассоциацию диспашеров при Торгово-промышленной палате Российской Федерации и обеспечивает их деятельность.
Торгово-промышленная палата Российской Федерации обеспечивает развитие и популяризацию третейского разбирательства и медиации, повышение квалификации третейских судей и посредников.
(п. 5 введен Федеральным законом от 30.12.2015 N 451-ФЗ)
6. Торгово-промышленная палата Российской Федерации вправе передавать другим торгово-промышленным палатам отдельные функции, указанные в пункте 3 настоящей статьи, а также устанавливать порядок их осуществления.
(п. 6 введен Федеральным законом от 30.12.2015 N 451-ФЗ)
7. Торгово-промышленная палата Российской Федерации осуществляет общий контроль за деятельностью торгово-промышленных палат по выполнению полномочий, предусмотренных настоящим Законом.
В случае выявления неоднократных грубых нарушений торгово-промышленными палатами установленного порядка выдачи и удостоверения документов, предусмотренных подпунктами «и», «к» пункта 1 статьи 12 настоящего Закона и подпунктами «г», «д» пункта 3 настоящей статьи, Торгово-промышленная палата Российской Федерации вправе прекратить или приостановить полномочия торгово-промышленных палат, допустивших такие нарушения, по выдаче и удостоверению ими указанных документов.
(п. 7 введен Федеральным законом от 30.12.2015 N 451-ФЗ)
«ТПП — самый понятный партнер для предпринимателей»
— Торгово-промышленной палате России исполняется 25 лет. Как вы оцениваете ее эффективность как посредника между предпринимательским сообществом и властью?
— Полагаю, имею право и основания считать сегодня ТПП РФ, всю систему торгово-промышленных палат страны эффективной площадкой для диалога бизнеса и власти на всех уровнях.
Четверть века назад мы начали создавать этот институт развития бизнеса. Опыта на старте было ноль, двигались поначалу методом проб и ошибок. Большую роль здесь сыграл Евгений Примаков с его огромным авторитетом, возглавлявший ТПП РФ десять лет — до марта 2011 года. За это время мы научились работать системно и представлять интересы малого, среднего и крупного бизнеса перед властью. Но при условии, что они не противоречат интересам общества. Этот принцип сформулирован и в нашем слогане: «В интересах бизнеса, во благо России». В нашу «зону ответственности» входят все области предпринимательства.
— Что вы считаете самым большим успехом палаты за эти годы, в чем видите просчеты?
— Не все пока удалось, в России есть еще множество проблем. Но создана и совершенствуется с нашим участием законодательная база экономики, предпринимательство встало на ноги, оно развивается. Я говорю не только о крупном бизнесе; работает и растет малый, средний бизнес. Это я бы и назвал главным достижением.
Наши просчеты? Правильнее было бы говорить не о просчетах как таковых, а о том, что не все наши инициативы и предложения нам удается реализовать. Не всегда наше экспертное сообщество может убедить лиц, принимающих решения, в обоснованности мер, предлагаемых нами для развития отрасли или бизнеса в целом. Ну, такие «упущения» или, если хотите, просчеты в доказательствах мы стараемся исправить: ищем дополнительные аргументы и все чаще добиваемся нужного ответа.
— Например?
— Например, еще в 2002 году палата инициировала разработку закона о промышленной политике. Мы потом 12 лет доказывали его необходимость для экономики, и он все же был принят в конце 2014 года. В рамках реализации закона был, в частности, создан Фонд развития промышленности. Он предоставляет бизнесу целевые займы на условиях софинансирования под низкую процентную ставку и поддерживает проекты, ориентированные на импортозамещение, имеющие экспортный потенциал. Предприниматели на ура восприняли появление фонда. Сегодня его возможности даже отстают от запросов бизнеса, представившего более 1600 заявок на полтриллиона рублей. Мы помогаем реализовать региональные промышленные проекты, рекомендованные фонду системой ТПП РФ и получившие его поддержку. Считаю это очень нужным и эффективным направлением нашей работы, а сам фонд — одним из лучших институтов развития в стране.
— Как выглядит развитие российской системы торгово-промышленных палат в количественных характеристиках?
— В 1991 году в учредительном съезде, объявившем о создании палаты, участвовали представители 18 региональных ТПП и нескольких десятков объединений предпринимателей. Сегодня это система, состоящая из 180 палат, более 50 тыс. предприятий и организаций различных форм собственности, более 200 союзов, ассоциаций и других объединений предпринимателей на федеральном и 500 бизнес-ассоциаций на региональном уровнях, а также комитеты и советы ТПП РФ по различным направлениям деятельности и отраслям предпринимательства.
Мы участвуем в развитии выставочно-ярмарочной деятельности, проводим деловые миссии в зарубежные страны — в 2011–2015 годах их было более 7,5 тыс. У российского и иностранного бизнеса пользуется авторитетом Международный коммерческий арбитражный суд при ТПП РФ. Он, кстати, рассматривает ежегодно больше дел, чем известный стокгольмский или лондонский арбитраж.
— Не изжил ли себя институт ТПП в международном масштабе? Сегодня у бизнеса есть возможности самостоятельно устанавливать зарубежные контакты. Может, лучше сосредоточиться на внутреннем рынке?
— Нисколько не изжил. Предприниматели, прежде всего малые и средние, предпочитают работать через ТПП. Крупный бизнес располагает достаточными средствами, чтобы, например, провести нужные маркетинговые исследования, хотя, замечу, и крупные компании часто пользуются возможностями палат. Кстати, ТПП РФ имеет 11 представительств за рубежом и 23 почетных представителя. Вместе они представляют наши интересы в 44 странах мира. При палате работают 74 деловых совета, задача которых — устанавливать связи нашего бизнеса с партнерами из других стран.
Сегодня, в условиях санкций, наши палаты часто выступают вообще основным каналом связи между российским и зарубежным бизнесом. Наконец, ТПП как раз благодаря международному масштабу этого института — это самый понятный партнер для предпринимателей всех стран, на всех рынках.
— В последние месяцы наметилась тенденция роста доли несырьевых товаров в общем объеме экспорта. Как, по вашему мнению, получит она дальнейшее развитие, учитывая неблагоприятную ситуацию в экономике?
— Конечно. Но нужно время. Тем более что и ситуация в экономике меняется. Объем промышленного производства у нас за десять месяцев вырос на 2,2%. Мало. Но ведь не минус! Есть основания полагать, что в будущем году мы перейдем к стабильному росту, пусть пока и не очень большому.
К тому же нам на самом деле есть что, кроме сырья, продавать на внешних рынках, надо только с умом подойти к делу. Очень хорошо, что наконец-то начали работать институты поддержки, прежде всего Российский экспортный центр, обеспечивающий компаниям режим «одного окна». Палата активно сотрудничает с ним по поддержке внешнеэкономической деятельности. Есть надежда, что наконец-то появится экспортное кредитование по приемлемым ставкам. Это очень нужно «несырьевым» экспортерам.
— Как палата работает с другими профессиональными сообществами — РСПП, «Деловой Россией», «Опорой России»?
— Мы делаем общее дело. Хотя, конечно, иногда ревниво поглядываем друг на друга. Но это правильная и здоровая конкуренция.
У нас есть совместные проекты: например, всей «четверкой» выдвинули инициативу о создании Антикоррупционной хартии российского бизнеса. Обращаемся в Госдуму, правительство или администрацию президента с коллективными письмами. Такой случай был, например, когда были попытки ввести торговый сбор с компаний. Сегодня вместе работаем над снижением неналоговой нагрузки. Участвуем в работе над Таможенным кодексом Евразийского экономического союза. Он нам нужен в первую очередь для вывода на внешние рынки российского среднего и малого бизнеса.
Безусловно, система ТПП более универсальна, она охватывает все формы бизнеса. Нашу деятельность регламентирует отдельный федеральный закон, мы работаем во всех регионах РФ и за рубежом.
— С чем наиболее часто к вам обращается крупный бизнес, какие проблемы стараются с вашей помощью решить малые и средние компании?
— Малые и средние компании часто обращаются в ситуациях, связанных прежде всего с внеплановыми проверками, трудностями доступа к госзакупкам, получения кредита. Спрашивают, как получить поддержку институтов развития, организовать экспорт, найти рынок сбыта. Просят разъяснить законодательные вопросы.
Крупные компании больше интересует помощь в решении проблем на федеральном уровне. Нередко вопросы, с которыми приходит бизнес, можно решить только на законодательном уровне.
— И палата участвует в законодательном процессе?
— В 2016 году мы сопровождали более 100 законопроектов и подзаконных нормативных правовых актов, подготовили 90 заключений, 20 пакетов поправок, пять законопроектов в собственной редакции.
Естественно, затрагиваются и вопросы внешнеэкономической деятельности. Недавно в рамках поручений президента РФ по итогам 7-го съезда ТПП РФ мы вместе с коллегами обеспечили внесение в законодательство изменений, упрощающих порядок получения налогоплательщиками вычетов сумм налога на добавленную стоимость при экспорте несырьевых товаров.
Палата участвует в гармонизации законодательства стран Евразийского экономического союза. Еще один момент: мы считаем крайне важным сформировать эффективное законодательство о выставочно-ярмарочной деятельности. Сегодня отсутствие федерального закона тормозит отрасль, снижает возможности бизнеса участвовать в выставках и ярмарках, а они — важнейшие двери на внешние рынки. Мы их пока только слегка приоткрыли, а будет закон — откроем настежь.
Статья 3. Цели и задачи торгово-промышленных палат
Статья 3. Цели и задачи торгово-промышленных палат
ГАРАНТ:
См. Соглашение о сотрудничестве между Общественной палатой РФ и Торгово-промышленной палатой РФ (Москва, 6 апреля 2011 г.)
1. Торгово-промышленные палаты создаются в целях содействия развитию экономики Российской Федерации, ее интегрированию в мировую хозяйственную систему, формированию современной промышленной, финансовой и торговой инфраструктуры, созданию благоприятных условий для предпринимательской деятельности, урегулированию отношений предпринимателей с их социальными партнерами, всемерному развитию всех видов предпринимательства, торгово-экономических и научно-технических связей предпринимателей Российской Федерации с предпринимателями зарубежных стран.
Информация об изменениях:
Федеральным законом от 30 декабря 2015 г. N 451-ФЗ в пункт 2 статьи 3 настоящего Закона внесены изменения
2. Торгово-промышленные палаты выполняют следующие задачи:
оказывают помощь российским организациям и индивидуальным предпринимателям, представляют и защищают их интересы по вопросам, связанным с осуществлением хозяйственной деятельности, в том числе и за границей;
содействуют развитию всех видов предпринимательской деятельности с учетом экономических интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, отраслей экономики, организаций и индивидуальных предпринимателей;
организуют взаимодействие между субъектами предпринимательской деятельности, их взаимодействие с органами государственной власти и органами местного самоуправления, а также с социальными партнерами;
содействуют развитию системы образования и подготовки кадров для предпринимательской деятельности в Российской Федерации, участвуют в разработке и реализации государственных и межгосударственных программ в этой области;
оказывают предпринимателям, их объединениям, союзам, ассоциациям информационные услуги, содействуют в организации инфраструктуры информационного обслуживания предпринимательства;
содействуют развитию экспорта российских товаров и услуг, оказывают практическую помощь российским организациям и индивидуальным предпринимателям в проведении операций на внешнем рынке и освоении новых форм торгово-экономического и научно-технического сотрудничества;
принимают меры, в рамках предоставленных им прав, к недопущению и пресечению недобросовестной конкуренции и неделового партнерства;
содействуют урегулированию споров, возникающих между субъектами предпринимательской деятельности;
обеспечивают предоставление услуг, необходимых для осуществления коммерческой деятельности иностранных фирм и организаций;
выполняют другие задачи с учетом положений международных договоров Российской Федерации.
ГАРАНТ:
См. комментарии к статье 3 настоящего Закона
Что делает торгово промышленная палата
Статья 3. Цели и задачи торгово-промышленных палат
1. Торгово-промышленные палаты создаются в целях содействия развитию экономики Российской Федерации, ее интегрированию в мировую хозяйственную систему, формированию современной промышленной, финансовой и торговой инфраструктуры, созданию благоприятных условий для предпринимательской деятельности, урегулированию отношений предпринимателей с их социальными партнерами, всемерному развитию всех видов предпринимательства, торгово-экономических и научно-технических связей предпринимателей Российской Федерации с предпринимателями зарубежных стран.
2. Торгово-промышленные палаты выполняют следующие задачи:
оказывают помощь российским организациям и индивидуальным предпринимателям, представляют и защищают их интересы по вопросам, связанным с осуществлением хозяйственной деятельности, в том числе и за границей;
(в ред. Федерального закона от 30.12.2015 N 451-ФЗ)
(см. текст в предыдущей редакции)
содействуют развитию всех видов предпринимательской деятельности с учетом экономических интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, отраслей экономики, организаций и индивидуальных предпринимателей;
(в ред. Федерального закона от 30.12.2015 N 451-ФЗ)
(см. текст в предыдущей редакции)
организуют взаимодействие между субъектами предпринимательской деятельности, их взаимодействие с органами государственной власти и органами местного самоуправления, а также с социальными партнерами;
(в ред. Федерального закона от 30.12.2015 N 451-ФЗ)
(см. текст в предыдущей редакции)
содействуют развитию системы образования и подготовки кадров для предпринимательской деятельности в Российской Федерации, участвуют в разработке и реализации государственных и межгосударственных программ в этой области;
оказывают предпринимателям, их объединениям, союзам, ассоциациям информационные услуги, содействуют в организации инфраструктуры информационного обслуживания предпринимательства;
содействуют развитию экспорта российских товаров и услуг, оказывают практическую помощь российским организациям и индивидуальным предпринимателям в проведении операций на внешнем рынке и освоении новых форм торгово-экономического и научно-технического сотрудничества;
(в ред. Федерального закона от 30.12.2015 N 451-ФЗ)
(см. текст в предыдущей редакции)
принимают меры, в рамках предоставленных им прав, к недопущению и пресечению недобросовестной конкуренции и неделового партнерства;
содействуют урегулированию споров, возникающих между субъектами предпринимательской деятельности;
(в ред. Федерального закона от 30.12.2015 N 451-ФЗ)
(см. текст в предыдущей редакции)
обеспечивают предоставление услуг, необходимых для осуществления коммерческой деятельности иностранных фирм и организаций;
выполняют другие задачи с учетом положений международных договоров Российской Федерации.
Несмотря на длительное существование областной Торгово-промышленной палаты, многие предприниматели до сих пор либо не знают о её существовании, либо слабо представляют, чем эта организация может быть им полезна. Именно об этом мы и решили поговорить с новым президентом ТПП Саратовской области Алексеем Антоновым. Он рассказал «Деловому Саратову», чем ТПП может быть полезна простому предпринимателю, как она преодолевает кризис и какие проекты пытается реализовать на территории нашего региона.
— Алексей Васильевич, если я не ошибаюсь, вы пришли в местную Торгово-промышленную палату в 1992 году на должность эксперта. За это время в стране многое изменилось, какие перемены произошли в работе ТПП?
— Торгово-промышленная палата – это не остров, который живёт отдельно от всего мира. Это его часть. Если говорить о задачах, то они остались те же, но поменялись немного приоритеты, способы достижения целей. Например, в 1992 году мы были озабочены тем, чтобы вывести региональный бизнес на международный рынок, а сегодня на первом месте привлечение инвестиций к нам. Чтобы и занятость, и производство развивались в нашем регионе.
На самом деле пунктов много, но это, пожалуй, основное изменение. Сейчас и в ближайшие годы мы будем стараться создать благоприятный деловой климат на территории нашей области.
— Далеко не всем людям (и даже не всем предпринимателям) деятельность ТПП представляется прозрачной. Так чем же конкретно сейчас занимается Палата?
– Прежде всего, ТПП – это экспертная площадка. Мы проводим экспертизы товаров и услуг, правовые экспертизы, оцениваем новые законы… Проверяем, исследуем, выводим на обсуждение, даём рекомендации. В этот «коктейль» можно добавить выставки, торгово-экономические миссии, защиту бизнеса от несанкционированных проверок и разных вариантов давления…
— Например?
— Есть налоговые и неналоговые нагрузки на бизнес. Неналоговые – это штрафные санкции со стороны Роспотребнадзора, Пожарнадзора, Стройнадзора. Казалось бы, давления со стороны этих структур не должно быть, если у бизнеса всё в порядке, но на деле всё бывает иначе. И ТПП стоит в первом ряду среди организаций, которые помогают бизнесу избегать таких моментов.
Проще говоря, Палата проводит всевозможные экспертизы, представляет и защищает интересы бизнеса и содействует созданию благоприятного предпринимательского климата.
— На ваш взгляд, какие-то достижения ТПП уже повлияли на бизнес-климат области?
— Прежде всего, влияет право законодательной инициативы. Наша палата — одна из трёх в системе ТПП РФ, наделенная этим правом.
То есть в своё время мы доказали, что можем разрабатывать законы, которые бы позволили представлять интересы бизнеса. Когда к нам приходят предприниматели с проблемой, которую мы обсуждаем на уровне гильдий и комитетов, возникают вопросы или идеи, которые нужно изобразить не просто в виде обращения к власти, а закрепить это на законодательном уровне.
— Можете привести пример таких инициатив за последнее время?
— Первая инициатива, с которой мы вышли ещё до федерального закона — это региональный закон о промышленной политике. К сожалению, пришлось его отозвать, потому что не было федерального закона. Мы прописали программы из множества пунктов, которые потом отобразились и в федеральном законе.
Следующая инициатива – проект закона о ремесленной деятельности. Поддержка ремесленников и мастеров необходима, поскольку это самозанятость, культурная ценность и потенциал для развития внутреннего туризма. Благодаря нашей совместной работе с областным министерством экономического развития и инвестиционной политики родился проект по созданию автономной некоммерческой организации «Ремесленная палата». Процедура уже запущена и выделены федеральные деньги.
Сам проект масштабный и рассчитан на 10 лет. Мы создаем некий рынок, который будет поддерживаться. Закупим оборудование, на котором будут работать ремесленники. Проект предполагает обучение взрослых и детей, выставки, участие саратовских ремесленников в мероприятиях в других регионах. Я считаю это важным проектом: терять корни и ремесло нельзя. Ремесленную палату мы презентуем уже в сентябре.
— А как протекает процедура выхода с законодательной инициативой?
— Сначала выявляется направление. Допустим, мы обсуждаем с бизнесом какую-то проблему. Потом понимаем, что без определенного закона или поддержки невозможно что-то решить или развить. Тогда мы выходим с соответствующей инициативой. Наш правовой департамент разрабатывает документ, изучая опыт других регионов и стран. Это очень кропотливая и непростая работа, но мы справляемся – своими силами и с привлечением экспертов.
Затем мы обсуждаем то, что получилось, на своей площадке, потом привлекаем общественность, а уже после выносим документ на областную думу. Там уже это согласовывается с правительством и принимается решение. Процедура длительная, но вода камень точит. Что-то получается, что-то нет. Это наша повседневная работа и в том числе учёба на ошибках.
— Какие инициативы в планах?
— Сейчас мы собираемся ввести региональный закон по категорированию гостиниц. Аналогичный закон есть в Самарской области, в Татарстане.
Если мы хотим развивать внутренний туризм, нужно создать условия, чтобы гости понимали, какого сервиса от нас ожидать. При поездке человек выбирает 2-, 3-, 4-, 5-звёздочные гостиницы, надеясь, что получит сервис согласно своему выбору. Это общемировая практика.
А когда к нам приезжает турист, он не может понять, что такое «Богемия», «Жемчужина», «Словакия». Сколько звёзд, какой в них сервис…
— То есть у нас гостиницы не категорированы?
— Пока только «Словакия» (3 звезды) и «Жемчужина» (4 звезды). Есть гостиничные сети, частные гостиницы, хостелы – для всего нужны система и порядок.
— В продолжение темы предпринимательского климата. Саратовская область вообще представляется депрессивным регионом в деловом плане, наиболее успешным видом бизнеса здесь остаётся торговля, услуги и, возможно, строительство. А как на счёт производства? Мне кажется, это самая больная тема.
– Мы это ощущаем по нашей работе. Например, количество выданных сертификатов страны происхождения (документ, который даётся при осуществлении экспорта) сократилось. Или работа, связанная с товарной экспертизой – это косвенные показатели, когда мы определяем количество и качество отправляемой продукции за границу. Этот показатель тоже сократился. С другой стороны, уже работающие предприятия не встали. Многие заводы сократили свой штат, уменьшили объёмы выпускаемой продукции, но не прекратили работу.
Время сейчас непростое. Мы, как и эти предприятия, тоже анализируем свои доходы и расходы. Палата ведь зарабатывает деньги сама на себя: мы используем средства для внутренних ресурсов – выставок, миссий, оплаты штата, экспертиз. У нас же нет бюджетного финансирования. Соответственно, мы тоже начинаем переориентироваться в ту или иную сторону, думаем, где можно было бы использовать наши платные услуги.
— На чём конкретно зарабатывает ТПП?
— Услуги, связанные с экспертизой, оценкой, сертификацией, переводами, выставками. Правовая работа, связанная с поддержкой предприятий.
— Переводы какого рода?
— Часто приходит новое иностранное оборудование, технические характеристики которого необходимо перевести. Или приезжают специалисты, которые должны общаться с нашими специалистами или разработчиками и т.д. Любой предприниматель может обратиться за необходимым переводом. У нас есть штатные и нештатные переводчики. Сейчас, например, востребован китайский язык.
— А какие бесплатные услуги может предприниматель получить у вас?
— Консультации. Консультируем по телефону и при встрече. Если вопросы надо прорабатывать детально, смотрим и рассказываем, сколько может стоить та или иная услуга. Для членов ТПП у нас на платные услуги скидки, телефонные консультации бесплатные, очные тоже. В месяц в среднем мы осуществляем около 300 таких консультаций. Можно обратиться в палату через сайт sartpp.ru или через соцсети.
— Сколько сотрудников в Палате?
— Сейчас порядка 80 человек штатных сотрудников с учётом филиалов в Энгельсе, Балаково и Балашове. Нештатных сотрудников около 30 (эксперты, юристы, переводчики).
— Что может предложить Палата малому бизнесу? Предположим, у меня ИП – я занимаюсь ремонтом обуви или у меня своё ателье. Зачем мне вступать в Палату?
Но в основном члены Палаты – активные предприниматели, они участвуют в жизни ТПП, создают гильдии и комитеты по отраслевым направлениям. И, как правило, здесь они получают возможность общаться напрямую с различными структурами – фискальными, властными. Представители этих структур не отказываются от встречи и всегда приходят на площадку ТПП. Порой и сами просят: соберите, пожалуйста, своих предпринимателей – нам нужно донести до них ту или иную информацию. Индивидуальный предприниматель просто маленький, но у него та же цель – заработать денег, обеспечить достойную жизнь себе и своим сотрудникам.
Мы можем также проинформировать о разных мероприятиях, анонсировать бизнес-встречи с какой-то страной, сообщить, что нужны (или наоборот, появились) площадки для какого-то производства. Любая информация обязательно расходится среди членов ТПП и находит своего адресата.
— То есть сама я при необходимости в двери чиновника не пробьюсь, а вы поможете организовать эту встречу. Вы как медиатор?
— В том числе и медиатор. Мы можем представлять ваши интересы. Кстати, у нас в Палате в прошлом году создан Центр примирительных процедур, обращайтесь!
— Не считаете ли вы, что многие бизнес-объединения, которые имеются в России, рано или поздно превращаются в некую бюрократическую машину, напоминающую госаппарат, где всё проходит по определенному протоколу и формальной повестке дня? Что сделать, чтобы Торгово-промышленная палата не ассоциировалась с такой структурой, а была организацией с прозрачной и реальной деятельностью?
— Не могу сказать за всех, но мы работаем над тем, чтобы этого не было. Мы не занимаемся прямой защитой от власти, которая якобы нападет на бизнес. Мы выступаем за диалог. Правительство – это во многом бюрократическая машина, она по-другому существовать не может. Она утверждает запретительные законы, но не занимается профилактикой какой-то проблемы. Вот мы и говорим, что нельзя выравнивать всех под одну линейку. Мы всегда против того, чтобы штрафовать или закрывать бизнес не глядя. Проблемы нужно решать не запретительными методами, а созданием нормальных условий для работы предпринимателей – тогда и нарушений не будет. О какой нашей бюрократизации в этом случае можно говорить?
Конечно, можно было бы сидеть, перекладывать бумажки, которые приходят, и подписывать их… Но это значит – остановиться в развитии. А в интересах любой региональной Палаты, чтобы её деятельность являлась весомой, значимой в жизни области. Притом должность руководителя ТПП – избранная, а не назначаемая. И это достаточно демократично. Существует конкуренция.
— Каковы ваши ближайшие планы, или какие проблемы вы хотите решить, прежде всего?
— Проблемы есть всегда, иначе мы не двигались бы дальше. Не буду вдаваться в подробности, скажу лишь, что большинство из них связано с нынешней экономической ситуацией. Где-то не хватает денег, где-то, возможно, не дорабатываем.
Что касается планов, мы поменяем концепцию работы с членами ТПП. Чтобы стать ближе к предпринимателям, надо переформатировать наше отношение к ним, дабы они в тяжелый момент не замыкались в себе, а понимали, что нужно объединяться и идти вместе. Попытаемся перейти на некие программные проекты, которые будем вводить в бизнес. Будем налаживать более четкую связь с другими палатами России, опять же, чтобы улучшить качество услуг, предоставляемых нашим бизнесменам.
Например, пришёл предприниматель к нам с какой-то проблемой, а мы не можем оказать ему соответствующих услуг, однако знаем, что всё необходимое он может получить в соседнем регионе – в Волгограде или Пензе. И, наоборот, из других регионов могут обращаться к нам. Таким образом, мы становимся мобильнее, совершеннее и в результате эффективнее для всех сторон. Главное, чтобы мы были полезны бизнесу и региону в целом.
Беседовала Кристина Фомина. Специально для Делового Саратова