что делает техническая эксплуатация подвижного состава железных дорог

Что делает техническая эксплуатация подвижного состава железных дорог

Техническая эксплуатация подвижного состава железных дорог (электроподвижной состав)

Сфера деятельности

Эксплуатация электровозов и электропоездов; ремонт и техническое обслуживание электроподвижного состава железных дорог; обеспечение безопасности движения подвижного состава.

Наименование специальности

Техническая эксплуатация подвижного состава железных дорог (электроподвижной состав)

Срок обучения

на базе основного общего образования (9 классов) — 3 года 10 месяцев — очное;
на базе среднего общего образования (11 классов) — 2 года 10 месяцев — очное;
на базе основного общего образования (9 классов) — 4 года 10 месяцев — заочное;
на базе среднего общего образования (11 классов) — 3 года 10 месяцев — заочное

Квалификация
Основные дисциплины

Основные изучаемые учебные дисциплины: техническая механика, электротехника, инженерная графика, электроника и микропроцессорная техника, материаловедение, метрология, стандартизация и сертификация, железные дороги, безопасность жизнедеятельности, охрана труда.

Основные междисциплинарные курсы профессиональных модулей: конструкция, техническое обслуживание и ремонт подвижного состава (электроподвижной состав), эксплуатация подвижного состава (электроподвижной состав) и обеспечение безопасности движения поездов, организация деятельности коллектива исполнителей.

Профессии
Объекты профессиональной деятельности выпускника
Траектория карьеры

Слесарь по ремонту подвижного состава — слесарь по осмотру и ремонту локомотивов — бригадир — мастер цеха локомотивного депо.

Помощник машиниста электровоза (электропоезда) — машинист электровоза (электропоезда) — машинист-инструктор локомотивных бригад.

Сфера деятельности связана с эксплуатацией ремонтом и обслуживанием подвижного состава. Попадая в условия производства, в окружении сложнейших технологических процессов и устройств, будущие специалисты должны уметь за ограниченный период времени принимать ответственные и взвешенные решения, от которых, как правило, зависят чужие жизни.

что делает техническая эксплуатация подвижного состава железных дорог. Смотреть фото что делает техническая эксплуатация подвижного состава железных дорог. Смотреть картинку что делает техническая эксплуатация подвижного состава железных дорог. Картинка про что делает техническая эксплуатация подвижного состава железных дорог. Фото что делает техническая эксплуатация подвижного состава железных дорог

Вступительные испытания

Конкурс среднего балла аттестата.

Телефон факультета довузовской подготовки и профессиональной ориентации
Телефон заместителя ответственного секретаря Приемной комиссии СП СПО ОТЖТ

+7 951-410-21-53, +7 (3812) 44-36-27, +7 (3812) 44-28-07

Источник

Что делает техническая эксплуатация подвижного состава железных дорог

ЭКСПЛУАТАЦИЯ, ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБСЛУЖИВАНИЕ И РЕМОНТ ЖЕЛЕЗНОДОРОЖНОГО ПОДВИЖНОГО СОСТАВА

Термины и определения

Operation, maintenance and repair of railway rolling stock. Terms and definitions

Дата введения 2015-05-01

Предисловие

Цели, основные принципы и общие правила проведения работ по межгосударственной стандартизации установлены ГОСТ 1.0 «Межгосударственная система стандартизации. Основные положения» и ГОСТ 1.2 «Межгосударственная система стандартизации. Стандарты межгосударственные, правила и рекомендации по межгосударственной стандартизации. Правила разработки, принятия, обновления и отмены»

Сведения о стандарте

1 ПОДГОТОВЛЕН Открытым акционерным обществом «Научно-исследовательский и конструкторско-технологический институт подвижного состава» (ОАО «ВНИКТИ»)

2 ВНЕСЕН Федеральным агентством по техническому регулированию и метрологии

3 ПРИНЯТ Межгосударственным советом по стандартизации, метрологии и сертификации (протокол от 30 июля 2014 г. N 68-П)

За принятие проголосовали:

Краткое наименование страны по МК (ИСО 3166) 004-97

Сокращенное наименование национального органа по стандартизации

Минэкономики Республики Армения

Госстандарт Республики Беларусь

Госстандарт Республики Казахстан

4 Приказом Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии от 27 октября 2014 г. N 1432-ст межгосударственный стандарт ГОСТ 32884-2014 введен в действие в качестве национального стандарта Российской Федерации с 1 мая 2015 г.

5. Настоящий стандарт подготовлен на основе применения ГОСТ Р 53341-2009*

* Приказом Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии от 27 октября 2014 г. N 1432-ст ГОСТ Р 53341-2009 отменен с 1 мая 2015 г.

7 ПЕРЕИЗДАНИЕ. Сентябрь 2019 г.

Информация о введении в действие (прекращении действия) настоящего стандарта и изменений к нему на территории указанных выше государств публикуется в указателях национальных стандартов, издаваемых в этих государствах, а также в сети Интернет на сайтах соответствующих национальных органов по стандартизации.

В случае пересмотра, изменения или отмены настоящего стандарта соответствующая информация будет опубликована на официальном интернет-сайте Межгосударственного совета по стандартизации, метрологии и сертификации в каталоге «Межгосударственные стандарты»

Введение

Установленные в стандарте термины расположены в систематизированном порядке, отражающем систему понятий в области эксплуатации, технического обслуживания и ремонта железнодорожного подвижного состава.

Для каждого понятия установлен один стандартизованный термин.

Наличие квадратных скобок в терминологической статье означает, что в нее включены два (три, четыре и т.п.) термина, имеющие общие терминоэлементы.

В алфавитном указателе данные термины приведены отдельно с указанием номера статьи.

Приведенные определения можно, при необходимости, изменять, вводя в них производные признаки, раскрывая значения используемых в них терминов, указывая объекты, входящие в объем определяемого понятия. Изменения не должны нарушать объем и содержание понятий, определенных в настоящем стандарте.

1 Область применения

Настоящий стандарт устанавливает термины и определения понятий в области эксплуатации, технического обслуживания и ремонта железнодорожного подвижного состава.

Термины, установленные в настоящем стандарте, рекомендуются для применения во всех видах документации и литературы в области эксплуатации, технического обслуживания и ремонта железнодорожного подвижного состава, входящих в сферу действия работ по стандартизации и/или использующих результаты этих работ.

2 Термины и определения

Эксплуатация железнодорожного подвижного состава

1 эксплуатация железнодорожного подвижного состава: Стадия жизненного цикла железнодорожного подвижного состава от ввода в эксплуатацию до утилизации, включающая использование по назначению, транспортирование, хранение.

система эксплуатации: Совокупность изделий, средств эксплуатации, исполнителей и устанавливающей правила их взаимодействия документации, необходимых и достаточных для выполнения задач эксплуатации.

3 условия эксплуатации железнодорожного подвижного состава: Совокупность факторов, действующих на железнодорожный подвижной состав или его составные части при его эксплуатации.

4 условия хранения железнодорожного подвижного состава: Совокупность факторов, воздействующих на железнодорожный подвижной состав или его составные части при хранении.

5 условия транспортирования железнодорожного подвижного состава: Совокупность факторов, воздействующих на железнодорожный подвижной состав или его составные части при транспортировании.

6 штатная эксплуатация железнодорожного подвижного состава: Эксплуатация железнодорожного подвижного состава в соответствии с требованиями действующих эксплуатационных документов.

7 опытная эксплуатация железнодорожного подвижного состава: Эксплуатация железнодорожного подвижного состава, проводимая по специальной программе с целью совершенствования железнодорожного подвижного состава и его системы эксплуатации по результатам учета реальных условий эксплуатации, контроля в этих условиях технических характеристик железнодорожного подвижного состава и приобретения опыта эксплуатации.

8 подконтрольная эксплуатация железнодорожного подвижного состава: Штатная эксплуатация железнодорожного подвижного состава, сопровождающаяся дополнительным контролем и учетом его технического состояния.

9 приведение железнодорожного подвижного состава к использованию по назначению: Комплекс работ по приведению железнодорожного подвижного состава в работоспособное состояние.

10 ввод в эксплуатацию железнодорожного подвижного состава: Совокупность подготовительных работ, в том числе проведение испытательного пробега, контроля и приемки у эксплуатирующего предприятия железнодорожного подвижного состава с оформлением установленных документов, поступивших после изготовления или ремонта.

11 начало эксплуатации железнодорожного подвижного состава: Дата ввода железнодорожного подвижного состава в эксплуатацию.

12 хранение при эксплуатации железнодорожного подвижного состава: Содержание используемого по назначению железнодорожного подвижного состава в специально отведенном для его размещения месте с обеспечением сохранности в течение установленного срока хранения.

13 кратковременное хранение железнодорожного подвижного состава: Хранение железнодорожного подвижного состава до одного года включительно.

14 длительное хранение железнодорожного подвижного состава: Хранение железнодорожного подвижного состава более одного года.

15 транспортирование железнодорожного подвижного состава: Комплекс работ по подготовке и перемещению железнодорожного подвижного состава при условии обеспечения безопасности движения и сохранении его технического состояния и комплектности.

16 снятие с эксплуатации железнодорожного подвижного состава: Прекращение эксплуатации железнодорожного подвижного состава с оформлением установленных документов для использования в целях, отличных от его назначения, или утилизации.

17 управление эксплуатацией железнодорожного подвижного состава: Система действий эксплуатирующего железнодорожный подвижной состав предприятия, направленная на выполнение задач эксплуатации железнодорожного подвижного состава.

18 планирование эксплуатации железнодорожного подвижного состава: Разработка мероприятий по подготовке, обеспечению и осуществлению эксплуатации железнодорожного подвижного состава с указанием сроков проведения этих мероприятий, исполнителей и лиц, ответственных за организацию и контроль их исполнения.

19 стоимость системы эксплуатации железнодорожного подвижного состава: Стоимость в денежном выражении совокупности единиц железнодорожного подвижного состава, средств эксплуатации, выполнения работ исполнителями, обеспечивающих функционирование системы.

20 средства эксплуатации железнодорожного подвижного состава: Сооружения, технические средства, запасные части и материалы, необходимые для эксплуатации железнодорожного подвижного состава.

21 техническое состояние железнодорожного подвижного состава: Состояние железнодорожного подвижного состава в определенный момент времени и при определенных воздействиях климатических факторов внешней среды, которое характеризуется значениями параметров, установленных технической документацией на железнодорожный подвижной состав.

22 контроль технического состояния железнодорожного подвижного состава: Процесс получения информации о фактических значениях параметров, характеризующих его техническое состояние, сопоставления их со значениями, установленными в нормативной и технической документации на железнодорожный подвижной состав.

23 исправное состояние железнодорожного подвижного состава: Техническое состояние железнодорожного подвижного состава, соответствующее требованиям, установленным в технической документации на железнодорожный подвижной состав.

24 неисправное состояние железнодорожного подвижного состава: Состояние железнодорожного подвижного состава, при котором хотя бы один параметр, характеризующий его техническое состояние, не соответствует требованиям технической документации на железнодорожный подвижной состав.

25 работоспособное состояние железнодорожного подвижного состава: Состояние железнодорожного подвижного состава, при котором он способен выполнять требуемые функции с заданными в нормативной и технической документации характеристиками и значениями параметров.

26 неработоспособное состояние железнодорожного подвижного состава: Состояние железнодорожного подвижного состава, при котором значение хотя бы одной его характеристики или параметра, заданные в нормативной и технической документации, не позволяет выполнить требуемые функции.

27 предельное состояние железнодорожного подвижного состава: Состояние железнодорожного подвижного состава, при котором его эксплуатация недопустима или нецелесообразна по техническим, экономическим и экологическим причинам.

28 критическое состояние железнодорожного подвижного состава: Состояние железнодорожного подвижного состава, при котором его эксплуатация вследствие возникновения опасного отказа может привести к гибели, травмированию людей или значительному материальному ущербу.

29 техническое состояние парка железнодорожного подвижного состава: Состояние парка железнодорожного подвижного состава, характеризуемое средними для этого парка на данный момент или за данный интервал времени значениями показателей безотказности и/или ремонтопригодности.

30 утилизация железнодорожного подвижного состава: Ликвидация железнодорожного подвижного состава с переработкой его составных частей, не подлежащих восстановлению, во вторичное сырье.

31 экипирование железнодорожного подвижного состава: Комплекс работ по подготовке к эксплуатации железнодорожного подвижного состава, включающий в себя заполнение емкостей материалами, необходимыми для обеспечения функционирования систем железнодорожного подвижного состава, а также снабжение железнодорожного подвижного состава требуемыми расходными материалами и принадлежностями.

32 консервация составных частей железнодорожного подвижного состава: Комплекс операций по нанесению средств защиты на составные части железнодорожного подвижного состава для их длительного хранения.

33 расконсервация составных частей железнодорожного подвижного состава: Комплекс операций по удалению средств защиты с составных частей железнодорожного подвижного состава.

Источник

Специальность Техническая эксплуатация подвижного состава железных дорог

Специальность Техническая эксплуатация подвижного состава железных дорог

Уровень образовательной программы – среднее профессиональное образование по программе подготовки специалистов среднего звена (базовый уровень)

Присваиваемая квалификация – техник

Нормативный срок освоения:

· На базе основного общего образования (9 классов) – 3 года 10 месяцев

· На базе среднего общего образования (11 классов) – 2 года 10 месяцев

Форма обучения – очная, заочная (11 классов)

Образовательная программа предусматривает обязательное получение одной из профессий:

· Осмотрщик-ремонтник вагонов

· Оператор по ремонту и обслуживанию вагонов и контейнеров

Здесь студенты изучают технологию ремонта подвижного состава, разработку технологического процесса, электроснабжение подвижного состава, холодильные машины и другие дисциплины. Во время обучения студенты проходят производственную практику в депо и на промышленных предприятиях, где знакомятся с процессом ремонта вагонов и механизмов железнодорожного транспорта, учатся производить сцепку и расцепку вагонов и вагонов с локомотивом, работают на штатных должностях по рабочим профессиям.

Специальность связана с освоением устройства поездов, технологии ремонта, устройства тормозной системы, конструкции электровозов и тепловозов, электрических машин, основ локомотивной тяги и др.

Осмотрщик-ремонтник вагонов

В его обязанности входит:

· Техническое обслуживание пассажирских вагонов для выявления и устранения неисправностей, угрожающих безопасности движения поездов, сохранности подвижного состава

· Определение дефектов в ходовых частях, кузове, узлах и деталях вагонов при визуально-инструментальном контроле

· Оформление технической документации на поврежденные вагоны

· Передача информации о технической готовности поезда и отдельных вагонов. Ведение учета неисправных вагонов

· Определение и выполнение объема ремонтных работ на вагонах

· Организация и руководство работой бригад

· Ограждение поезда при техническом обслуживании

Оператор по ремонту и обслуживанию вагонов и контейнеров

В его обязанности входит:

· Ведение информационной работы технологического процесса пункта технического обслуживания (ПТО)

· Работа на персональном компьютере

· Ведение процесса централизованного ограждения поездов, опробование автоматических тормозов на ПТО при помощи установок автоматического дистанционного контроля

· Определение степени нагрева букс при помощи средств автоматического контроля

· Оценка технического состояния подвижного состава

Выпускники также могут работать:

Слесарь по ремонту подвижного состава

В его обязанности входит:

· Ремонт и изготовление деталей по 11 – 12-м квалитетам (4 – 5-м классам точности)

· Разборка вспомогательных частей ремонтируемого объекта подвижного состава в условиях тугой и скользящей посадок деталей

· Монтаж и демонтаж отдельных приборов пневматической системы

Выпускники вагонной специальности должны в совершенстве знать конструкции различных типов вагонов, уметь быстро и уверенно выявлять и устранять возникающие неисправности.

Техник-вагонник должен обладать такими качествами, как ответственность, умение принимать правильные решения в конкретных сложных ситуациях.

Проводник пассажирского вагона:

В его обязанности входит:

· Обслуживание пассажиров в поездах пригородного сообщения в пути следования, вагонов в парках отстоя вагонов

· Обслуживание пассажиров в поездах дальнего следования и местного сообщения, вагонов служебного (специального) назначения

· Обслуживание пассажиров в фирменных поездах, поездах и вагонах международного сообщения

Источник

Что делает техническая эксплуатация подвижного состава железных дорог

Организация и проведение работ по эксплуатации, ремонту и техническому обслуживанию подвижного состава железных дорог.

Направление подготовки

Техническая эксплуатация подвижного состава железных дорог (электроподвижной состав)

Срок обучения

на базе основного общего образования (9 классов) — 3 года 10 месяцев — очное;
на базе среднего общего образования (11 классов) — 2 года 10 месяцев — очное;
на базе среднего общего образования (11 классов) — 3 года 9 месяцев — заочное

Квалификация
Основные дисциплины

Инженерная графика, Техническая механика, Электротехника, Электроника и микропроцессорная техника, Материаловедение, Метрология, стандартизация и сертификация, Железные дороги, Информационные технологии в профессиональной деятельности, Транспортная безопасность, Экология на железнодорожном транспорте, Конструкция, техническое обслуживание и ремонт подвижного состава (электроподвижной состав), Эксплуатация подвижного состава (электроподвижной состав) и обеспечение безопасности движения поездов, Организация работы управление подразделением организации, Разработка технологических процессов, технической и технологической документации (электроподвижной состав), Технология освоения профессиональной деятельности слесаря по ремонту подвижного состава и др.

Траектория карьеры

что делает техническая эксплуатация подвижного состава железных дорог. Смотреть фото что делает техническая эксплуатация подвижного состава железных дорог. Смотреть картинку что делает техническая эксплуатация подвижного состава железных дорог. Картинка про что делает техническая эксплуатация подвижного состава железных дорог. Фото что делает техническая эксплуатация подвижного состава железных дорог

Информация о специальности

Отделение электротягового хозяйства основано в техникуме в 1969 году. Первый выпуск составил 30 человек. С каждым годом контингент обучающихся увеличивался. Ежегодно выпускалось около 60 молодых специалистов. К 2020 году количество выпускников составило 3276 человек. Среди них 627 имеют диплом с отличием.

Студенты под руководством преподавателей ежегодно занимают первые и призовые места во всероссийских, межрегиональных и вузовских конкурсах профессионального мастерства, международных, российских и областных конкурсах, олимпиадах и научно-практических конференций. Дипломные работы студентов удостоены грантов ОАО «РЖД» и были внедрены на предприятиях Западно-Сибирской железной дороги.

Преподаватели специальности неоднократно являлись победителями и призерами отраслевых, международных, всероссийских, региональных, областных, городских смотров-конкурсов.

В начале своей профессиональной карьеры выпускники осваивают рабочие профессии: слесарь по ремонту подвижного состава, помощник машиниста электровоза, помощник машиниста тепловоза, помощник машиниста электропоезда.

что делает техническая эксплуатация подвижного состава железных дорог. Смотреть фото что делает техническая эксплуатация подвижного состава железных дорог. Смотреть картинку что делает техническая эксплуатация подвижного состава железных дорог. Картинка про что делает техническая эксплуатация подвижного состава железных дорог. Фото что делает техническая эксплуатация подвижного состава железных дорог

Выпускники техникума работают практически на всей территории России и стран СНГ. Многие выпускники добились высоких профессиональных успехов и теперь руководят не только локомотивными предприятиями, но и занимают руководящие должности в различных дирекциях ОАО «РЖД».

В подготовке специалистов используются специализированные кабинеты, лаборатории, мастерские, учебные полигоны, оснащенные современным учебно-лабораторным оборудованием и действующими натурными образцами железнодорожной техники.

Трудовую деятельность выпускники специальности начинают с рабочей профессии. Более подробно ознакомиться с ней можно по этим роликам:

Источник

Приложение. Федеральный государственный образовательный стандарт среднего профессионального образования по специальности 23.02.06 Техническая эксплуатация подвижного состава железных дорог

Федеральный государственный образовательный стандарт среднего профессионального образования по специальности 23.02.06 Техническая эксплуатация подвижного состава железных дорог
(утв. приказом Министерства образования и науки РФ от 22 апреля 2014 г. N 388)

С изменениями и дополнениями от:

ГАРАНТ:

См. справку о федеральных государственных образовательных стандартах

I. Область применения

1.2. Право на реализацию программы подготовки специалистов среднего звена по специальности 23.02.06 Техническая эксплуатация подвижного состава железных дорог имеет образовательная организация при наличии соответствующей лицензии на осуществление образовательной деятельности.

Возможна сетевая форма реализации программы подготовки специалистов среднего звена с использованием ресурсов нескольких образовательных организаций. В реализации программы подготовки специалистов среднего звена с использованием сетевой формы наряду с образовательными организациями также могут участвовать медицинские организации, организации культуры, физкультурно-спортивные и иные организации, обладающие ресурсами, необходимыми для осуществления обучения, проведения учебной и производственной практики и осуществления иных видов учебной деятельности, предусмотренных программой подготовки специалистов среднего звена.

Информация об изменениях:

1.3. Образовательная деятельность при освоении образовательной программы или отдельных ее компонентов организуется в форме практической подготовки.

Информация об изменениях:

1.4. Воспитание обучающихся при освоении ими образовательной программы осуществляется на основе включаемых в образовательную программу рабочей программы воспитания и календарного плана воспитательной работы, разрабатываемых и утверждаемых с учетом включенных в примерную основную образовательную программу примерной рабочей программы воспитания и примерного календарного плана воспитательной работы.

II. Используемые сокращения

В настоящем стандарте используются следующие сокращения:

III. Характеристика подготовки по специальности

3.1. Получение СПО по ППССЗ допускается только в образовательной организации.

3.2. Сроки получения СПО по специальности 23.02.06 Техническая эксплуатация подвижного состава железных дорог базовой подготовки в очной форме обучения и присваиваемая квалификация приводятся в Таблице 1.

Уровень образования, необходимый для приема на обучение по ППССЗ

Наименование квалификации базовой подготовки

Срок получения СПО по ППССЗ базовой подготовки в очной форме обучения*

среднее общее образование

основное общее образование

* Независимо от применяемых образовательных технологий.

** Образовательные организации, осуществляющие подготовку специалистов среднего звена на базе основного общего образования, реализуют федеральный государственный образовательный стандарт среднего общего образования в пределах ППССЗ, в том числе с учетом получаемой специальности СПО.

3.3. Сроки получения СПО по ППССЗ углубленной подготовки превышают на один год срок получения СПО по ППССЗ базовой подготовки.

Сроки получения СПО по ППССЗ углубленной подготовки в очной форме обучения и присваиваемая квалификация приводятся в Таблице 2.

Уровень образования, необходимый для приема на обучение по ППССЗ

Наименование квалификации углубленной подготовки

Срок получения СПО по ППССЗ углубленной подготовки в очной форме обучения*

среднее общее образование

основное общее образование

* Независимо от применяемых образовательных технологий.

** Образовательные организации, осуществляющие подготовку специалистов среднего звена на базе основного общего образования, реализуют федеральный государственный образовательный стандарт среднего общего образования в пределах ППССЗ, в том числе с учетом получаемой специальности СПО.

Сроки получения СПО по ППССЗ базовой и углубленной подготовки независимо от применяемых образовательных технологий увеличиваются:

IV. Характеристика профессиональной деятельности выпускников

4.1. Область профессиональной деятельности выпускников: организация и проведение работ по эксплуатации, ремонту и техническому обслуживанию подвижного состава железных дорог.

4.2. Объектами профессиональной деятельности выпускников являются: детали, узлы, агрегаты, системы подвижного состава железных дорог; техническая документация;

технологическое оборудование; первичные трудовые коллективы.

4.3. Техник готовится к следующим видам деятельности;

4.3.1. Эксплуатация и техническое обслуживание подвижного состава.

4.3.2. Организация деятельности коллектива исполнителей.

4.3.3. Участие в конструкторско-технологической деятельности.

4.3.4. Выполнение работ по одной или нескольким профессиям рабочих, должностям служащих (приложение к настоящему ФГОС СПО).

4.4. Старший техник готовится к следующим видам деятельности:

4.4.1. Эксплуатация и техническое обслуживание подвижного состава.

4.4.2. Организация деятельности коллектива исполнителей.

4.4.3. Участие в конструкторско-технологической деятельности.

4.4.4. Обеспечение надежности подвижного состава (по видам подвижного состава).

4.4.5. Выполнение работ по одной или нескольким профессиям рабочих, должностям служащих (приложение к настоящему ФГОС СПО).

V. Требования к результатам освоения программы подготовки специалистов среднего звена

5.1. Техник должен обладать общими компетенциями, включающими в себя способность:

ОК 1. Понимать сущность и социальную значимость своей будущей профессии, проявлять к ней устойчивый интерес.

ОК 2. Организовывать собственную деятельность, выбирать типовые методы и способы выполнения профессиональных задач, оценивать их эффективность и качество.

ОК 3. Принимать решения в стандартных и нестандартных ситуациях и нести за них ответственность.

ОК 4. Осуществлять поиск и использование информации, необходимой для эффективного выполнения профессиональных задач, профессионального и личностного развития.

ОК 5. Использовать информационно-коммуникационные технологии в профессиональной деятельности.

ОК 6. Работать в коллективе и команде, эффективно общаться с коллегами, руководством, потребителями.

ОК 7. Брать на себя ответственность за работу членов команды (подчиненных), результат выполнения заданий.

ОК 8. Самостоятельно определять задачи профессионального и личностного развития, заниматься самообразованием, осознанно планировать повышение квалификации.

ОК 9. Ориентироваться в условиях частой смены технологий в профессиональной деятельности.

5.2. Техник должен обладать профессиональными компетенциями, соответствующими видам деятельности:

5.2.1. Эксплуатация и техническое обслуживание подвижного состава.

ПК 1.1. Эксплуатировать подвижной состав железных дорог.

ПК 1.2. Производить техническое обслуживание и ремонт подвижного состава железных дорог в соответствии с требованиями технологических процессов.

ПК 1.3. Обеспечивать безопасность движения подвижного состава.

5.2.2. Организация деятельности коллектива исполнителей.

ПК 2.1. Планировать и организовывать производственные работы коллективом исполнителей.

ПК 2.2. Планировать и организовывать мероприятия по соблюдению норм безопасных условий труда.

ПК 2.3. Контролировать и оценивать качество выполняемых работ.

5.2.3. Участие в конструкторско-технологической деятельности.

ПК 3.1. Оформлять техническую и технологическую документацию.

ПК 3.2. Разрабатывать технологические процессы на ремонт отдельных деталей и узлов подвижного состава железных дорог в соответствии с нормативной документацией.

5.2.4. Выполнение работ по одной или нескольким профессиям рабочих, должностям служащих.

5.3. Старший техник должен обладать общими компетенциями, включающими в себя способность:

ОК 1. Понимать сущность и социальную значимость своей будущей профессии, проявлять к ней устойчивый интерес.

ОК 2. Организовывать собственную деятельность, определять методы и способы выполнения профессиональных задач, оценивать их эффективность и качество.

ОК 3. Решать проблемы, оценивать риски и принимать решения в нестандартных ситуациях.

ОК 4. Осуществлять поиск, анализ и оценку информации, необходимой для постановки и решения профессиональных задач, профессионального и личностного развития.

ОК 5. Использовать информационно-коммуникационные технологии для совершенствования профессиональной деятельности.

ОК 6. Работать в коллективе и команде, обеспечивать ее сплочение, эффективно общаться с коллегами, руководством, потребителями.

ОК 7. Ставить цели, мотивировать деятельность подчиненных, организовывать и контролировать их работу с принятием на себя ответственности за результат выполнения заданий.

ОК 8. Самостоятельно определять задачи профессионального и личностного развития, заниматься самообразованием, осознанно планировать повышение квалификации.

ОК 9. Быть готовым к смене технологий в профессиональной деятельности.

5.4. Старший техник должен обладать профессиональными компетенциями, соответствующими видам деятельности:

5.4.1. Эксплуатация и техническое обслуживание подвижного состава (по видам подвижного состава).

ПК 1.1. Эксплуатировать подвижной состав железных дорог.

ПК 1.2. Производить техническое обслуживание и ремонт подвижного состава железных дорог в соответствии с требованиями технологических процессов.

ПК 1.3. Обеспечивать безопасность движения подвижного состава.

5.4.2. Организация деятельности коллектива исполнителей.

ПК 2.1. Планировать и организовывать производственные работы коллективом исполнителей.

ПК 2.2. Планировать и организовывать мероприятия по соблюдению норм безопасных условий труда.

ПК 2.3. Контролировать и оценивать качество выполняемых работ.

5.4.3. Участие в конструкторско-технологической деятельности (по видам подвижного состава).

ПК 3.1. Оформлять техническую и технологическую документацию.

ПК 3.2. Разрабатывать технологические процессы на ремонт отдельных деталей и узлов подвижного состава железных дорог в соответствии с нормативной документацией.

5.4.4. Обеспечение надежности подвижного состава (по видам подвижного состава).

ПК 4.1. Определять состояние узлов, агрегатов и систем подвижного состава с использованием диагностических средств и измерительных комплексов, анализировать полученные результаты.

ПК 4.2. Проверять детали подвижного состава средствами неразрушающего контроля, анализировать полученные результаты.

ПК 4.3. Планировать и организовывать производственные работы с использованием системы менеджмента качества.

ПК 4.4. Использовать в производственных процессах средства автоматизации и механизации.

5.4.5. Выполнение работ по одной или нескольким профессиям рабочих, должностям служащих.

VI. Требования к структуре программы подготовки специалистов среднего звена

6.1. ППССЗ предусматривает изучение следующих учебных циклов:

общего гуманитарного и социально-экономического;

математического и общего естественнонаучного;

производственная практика (по профилю специальности);

производственная практика (преддипломная);

государственная итоговая аттестация.

6.2. Обязательная часть ППССЗ по учебным циклам должна составлять около 70 процентов от общего объема времени, отведенного на их освоение. Вариативная часть (около 30 процентов) дает возможность расширения и (или) углубления подготовки, определяемой содержанием обязательной части, получения дополнительных компетенций, умений и знаний, необходимых для обеспечения конкурентоспособности выпускника в соответствии с запросами регионального рынка труда и возможностями продолжения образования. Дисциплины, междисциплинарные курсы и профессиональные модули вариативной части определяются образовательной организацией.

Общий гуманитарный и социально-экономический, математический и общий естественнонаучный учебные циклы состоят из дисциплин.

Профессиональный учебный цикл состоит из общепрофессиональных дисциплин и профессиональных модулей в соответствии с видами деятельности. В состав профессионального модуля входит один или несколько междисциплинарных курсов. При освоении обучающимися профессиональных модулей проводятся учебная и (или) производственная практика (по профилю специальности).

6.4 Образовательной организацией при определении структуры ППССЗ и трудоемкости ее освоения может применяться система зачетных единиц, при этом одна зачетная единица соответствует 36 академическим часам.

Структура программы подготовки специалистов среднего звена базовой подготовки

Наименование учебных циклов, разделов, модулей, требования к знаниям, умениям, практическому опыту

Всего максимальной учебной нагрузки обучающегося

В том числе часов обязательных учебных занятий

Индекс и наименование дисциплин, междисциплинарных курсов (МДК)

Коды формируемых компетенций

Обязательная часть учебных циклов ППССЗ

Общий гуманитарный и социально-экономический учебный цикл

В результате изучения обязательной части учебного цикла обучающийся должен:

ориентироваться в наиболее общих философских проблемах бьггия, познания, ценностей, свободы и смысла жизни как основах формирования культуры гражданина и будущего специалиста;

основные категории и понятия философии;

роль философии в жизни человека и общества;

основы философского учения о бытии;

сущность процесса познания;

основы научной, философской и религиозной картин мира;

об условиях формирования личности, свободе и ответственности за сохранение жизни, культуры, окружающей среды;

о социальных и этических проблемах, связанных с развитием и использованием достижений науки, техники и технологий

ОГСЭ.01. Основы философии

ориентироваться в современной экономической, политической и культурной ситуации в России и мире;

выявлять взаимосвязь российских, региональных, мировых социально-экономических, политических и культурных проблем;

основные направления развития ключевых регионов мира на рубеже веков (XX и XXI вв.);

основные процессы (интеграционные, поликультурные, миграционные и иные) политического и экономического развития ведущих государств и регионов мира;

назначение ООН, НАТО, ЕС и других организаций и основные направления их деятельности;

о роли науки, культуры и религии в сохранении и укреплении национальных и государственных традиций;

содержание и назначение важнейших правовых и законодательных актов мирового и регионального значения

общаться (устно и письменно) на иностранном языке на профессиональные и повседневные темы;

переводить (со словарем) иностранные тексты профессиональной направленности;

самостоятельно совершенствовать устную и письменную речь, пополнять словарный запас;

ОГСЭ.03. Иностранный язык

использовать физкультурно-оздоровительную деятельность для укрепления здоровья, достижения жизненных и профессиональных целей;

о роли физической культуры в общекультурном, профессиональном и социальном развитии человека;

основы здорового образа жизни

ОГСЭ.04. Физическая культура

Математический и общий естественнонаучный учебный цикл

В результате изучения обязательной части учебного

цикла обучающийся должен:

использовать методы линейной алгебры;

решать основные прикладные задачи численными методами;

основные понятия и методы основ линейной алгебры, дискретной математики, математического анализа, теории вероятностей и математической статистики;

основные численные методы решения прикладных задач

использовать изученные прикладные программные средства;

базовые системные программные продукты и пакеты прикладных программ

Профессиональный учебный цикл

В результате изучения обязательной части профессионального учебного цикла обучающийся по общепрофессиональным дисциплинам должен:

читать технические чертежи;

выполнять эскизы деталей и сборочных единиц;

оформлять проектно-конструкторскую, технологическую и техническую документацию в соответствии с требованиями стандартов;

основы проекционного черчения;

правила выполнения чертежей, схем и эскизов по специальности;

структуру и оформление конструкторской, технологической документации в соответствии с требованиями стандартов

ОП.01. Инженерная графика

использовать методы проверочных расчетов на прочность, действий изгиба и кручения;

выбирать способ передачи вращательного момента;

основные положения и аксиомы статики, кинематики, динамики и деталей машин;

ОП.02. Техническая механика

собирать простейшие электрические цепи;

выбирать электроизмерительные приборы;

определять параметры электрических цепей;

сущность физических процессов, протекающих в электрических и магнитных цепях;

построение электрических цепей, порядок расчета их параметров;

способы включения электроизмерительных приборов и методы измерений электрических величин

измерять параметры электронных схем;

пользоваться электронными приборами и оборудованием;

принцип работы и характеристики электронных приборов;

принцип работы микропроцессорных систем

ОП.04. Электроника и микропроцессорная техника

выбирать материалы на основе анализа их свойств для применения в производственной деятельности;

свойства металлов, сплавов, способы их обработки;

свойства и область применения электротехнических, неметаллических и композиционных материалов;

виды и свойства топлива, смазочных и защитных материалов

применять требования нормативных документов к основным видам продукции (услуг) и процессов;

применять основные правила и документы системы сертификации Российской Федерации;

основные понятия и определения метрологии, стандартизации и сертификации;

документацию систем качества;

основные положения национальной системы стандартизации Российской Федерации

ОП.06. Метрология, стандартизация и сертификация

классифицировать подвижной состав, основные сооружения и устройства железных дорог;

общие сведения о железнодорожном транспорте и системе управления им;

подвижной состав железных дорог;

путь и путевое хозяйство;

сооружения и устройства сигнализации и связи;

устройства электроснабжения железных дорог;

организацию движения поездов

ОП.07. Железные дороги

проводить анализ травмоопасных и вредных факторов в сфере профессиональной деятельности;

использовать индивидуальные и коллективные средства защиты;

осуществлять производственный инструктаж рабочих, проводить мероприятия по выполнению правил охраны труда, техники безопасности и производственной санитарии, эксплуатации оборудования и инструмента, контролировать их соблюдение;

особенности обеспечения безопасных условий труда в сфере профессиональной деятельности;

правовые, нормативные и организационные основы охраны труда в организации;

правила техники безопасности, промышленной санитарии;

виды и периодичность инструктажа

организовывать и проводить мероприятия по защите работающих и населения от негативных воздействий чрезвычайных ситуаций;

предпринимать профилактические меры для снижения уровня опасностей различного вида и устранения их последствий в профессиональной деятельности и быту;

применять первичные средства пожаротушения;

ориентироваться в перечне военно-учетных специальностей и самостоятельно определять среди них родственные полученной специальности;

применять профессиональные знания в ходе исполнения обязанностей военной службы на воинских должностях в соответствии с полученной специальностью;

владеть способами бесконфликтного общения и саморегуляции в повседневной деятельности и экстремальных условиях военной службы;

оказывать первую помощь пострадавшим;

принципы обеспечения устойчивости объектов экономики, прогнозирования развития событий и оценки последствий при техногенных чрезвычайных ситуациях и стихийных явлениях, в том числе, в условиях противодействия терроризму как серьезной угрозе национальной безопасности России;

основные виды потенциальных опасностей и их последствия в профессиональной деятельности и быту, принципы снижения вероятности их реализации;

основы военной службы и обороны государства;

задачи и основные мероприятия гражданской обороны;

меры пожарной безопасности и правила безопасного поведения при пожарах;

организацию и порядок призыва граждан на военную службу и поступления на нее в добровольном порядке;

основные виды вооружения, военной техники и специального снаряжения, состоящих на вооружении (оснащении) воинских подразделений, в которых имеются военно-учетные специальности, родственные специальностям СПО;

область применения получаемых профессиональных знаний при исполнении обязанностей военной службы;

порядок и правила оказания первой помощи пострадавшим

ОП.09. Безопасность жизнедеятельности

Эксплуатация и техническое обслуживание подвижного состава

В результате изучения профессионального модуля обучающийся должен:

иметь практический опыт:

эксплуатации, технического обслуживания и ремонта деталей, узлов, агрегатов, систем подвижного состава железных дорог с обеспечением

безопасности движения поездов;

определять конструктивные особенности узлов и деталей подвижного состава;

обнаруживать неисправности, регулировать и испытывать оборудование подвижного состава;

определять соответствие технического состояния оборудования подвижного состава требованиям нормативных документов;

выполнять основные виды работ по эксплуатации, техническому обслуживанию и ремонту подвижного состава;

управлять системами подвижного состава в соответствии с установленными требованиями;

конструкцию, принцип действия и технические характеристики оборудования подвижного состава;

нормативные документы по обеспечению безопасности движения поездов;

систему технического обслуживания и ремонта подвижного состава

МДК.01.01. Конструкция, техническое обслуживание и ремонт подвижного состава (по видам подвижного состава)

МДК.01.02. Эксплуатация подвижного состава (по видам подвижного состава) и обеспечение безопасности движения поездов

Организация деятельности коллектива исполнителей

В результате изучения профессионального модуля обучающийся должен:

иметь практический опыт:

планирования работы коллектива исполнителей;

определения основных технико-экономических показателей деятельности подразделения организации;

ставить производственные задачи коллективу исполнителей;

докладывать о ходе выполнения производственной задачи;

проверять качество выполняемых работ;

защищать свои права в соответствии с трудовым законодательством;

основные направления развития организации как хозяйствующего субъекта;

организацию производственного и технологического процессов;

материально-технические, трудовые и финансовые ресурсы организации, показатели их эффективного использования;

ценообразование, формы оплаты труда в современных условиях;

функции, виды и психологию менеджмента;

основы организации работы коллектива исполнителей;

принципы делового общения в коллективе;

особенности менеджмента в области профессиональной деятельности;

правовое положение субъектов правоотношений в сфере профессиональной деятельности;

права и обязанности работников в сфере профессиональной деятельности;

нормативные документы, регулирующие правоотношения в процессе профессиональной деятельности

МДК.02.01. Организация работы и управление подразделением организации

Участие в конструкторско-технологической деятельности (по видам подвижного состава)

В результате изучения профессионального модуля обучающийся должен:

иметь практический опыт:

оформления технической и технологической документации;

разработки технологических процессов на ремонт деталей, узлов;

выбирать необходимую техническую и технологическую документацию;

техническую и технологическую документацию, применяемую при ремонте, обслуживании и эксплуатации подвижного состава;

типовые технологические процессы на ремонт деталей и узлов подвижного состава

Разработка технологических процессов, технической и технологической документации (по видам подвижного состава)

Выполнение работ по одной или нескольким профессиям рабочих, должностям служащих

Вариативная часть учебных циклов ППССЗ

(определяется образовательной организацией самостоятельно)

Всего часов обучения по учебным циклам ППССЗ

Производственная практика (по профилю специальности)

Производственная практика (преддипломная)

Государственная итоговая аттестация

Подготовка выпускной квалификационной работы

Защита выпускной квалификационной работы

Срок получения СПО по ППССЗ базовой подготовки в очной форме обучения составляет 147 недель, в том числе:

Обучение по учебным циклам

Производственная практика (по профилю специальности)

Производственная практика (преддипломная)

Государственная итоговая аттестация

Структура программы подготовки специалистов среднего звена углубленной подготовки

Наименование учебных циклов, разделов, модулей, требования к знаниям, умениям, практическому опыту

Всего максимальной учебной нагрузки обучающегося (час./нед.)

В том числе часов обязательных учебных занятий

Индекс и наименование дисциплин, междисциплинарных курсов (МДК)

Коды формируемых компетенций

Обязательная часть учебных циклов ППССЗ

Общий гуманитарный и социально-экономический учебный цикл

В результате изучения обязательной части учебного цикла обучающийся должен:

ориентироваться в наиболее общих философских проблемах бытия, познания, ценностей, свободы и смысла жизни как основах формирования культуры гражданина и будущего специалиста;

основные категории и понятия философии;

роль философии в жизни человека и общества;

основы философского учения о бытии;

сущность процесса познания;

основы научной, философской и религиозной картин мира;

об условиях формирования личности, свободе и ответственности за сохранение жизни, культуры, окружающей среды;

о социальных и этических проблемах, связанных с развитием и использованием достижений науки, техники и технологий

ОГСЭ.01. Основы философии

ориентироваться в современной экономической, политической и культурной ситуации в России и мире;

выявлять взаимосвязь отечественных, региональных, мировых социально-экономических, политических и культурных проблем;

основные направления развития ключевых регионов мира на рубеже веков (XX и XXI вв.);

основные процессы (интеграционные, поликультурные, миграционные и иные) политического и экономического развития ведущих государств и регионов мира;

назначение ООН, НАТО, ЕС и других организаций и основные направления их деятельности;

о роли науки, культуры и религии в сохранении и укреплении национальных и государственных традиций;

содержание и назначение важнейших правовых и законодательных актов мирового и регионального значения

применять техники и приемы эффективного общения в профессиональной деятельности;

использовать приемы саморегуляции поведения в процессе межличностного общения;

взаимосвязь общения и деятельности;

цели, функции, виды и уровни общения;

роли и ролевые ожидания в общении;

виды социальных взаимодействий;

механизмы взаимопонимания в общении;

техники и приемы общения, правила слушания, ведения беседы, убеждения;

этические принципы общения;

источники, причины, виды и способы разрешения конфликтов

ОГСЭ.03. Психология общения

общаться (устно и письменно) на иностранном языке на профессиональные и повседневные темы;

переводить (со словарем) иностранные тексты профессиональной направленности;

самостоятельно совершенствовать устную и письменную речь, пополнять словарный запас;

лексический (1200-1400 лексических единиц) и грамматический минимум, необходимый для чтения и перевода (со словарем) иностранных текстов профессиональной направленности

ОГСЭ.04. Иностранный язык

использовать физкультурно-оздоровительную деятельность для укрепления здоровья, достижения жизненных и профессиональных целей;

о роли физической культуры в общекультурном, профессиональном и социальном развитии человека;

основы здорового образа жизни

ОГСЭ.05. Физическая культура

Математический и общий естественнонаучный учебный цикл

В результате изучения обязательной части учебного

цикла обучающийся должен:

использовать методы линейной алгебры;

решать основные прикладные задачи численными методами;

основные понятия и методы основ линейной алгебры, дискретной математики, математического анализа, теории вероятностей и математической статистики, основные численные методы решения прикладных задач

использовать изученные прикладные программные средства;

основные понятия автоматизированной обработки информации, общий состав и структуру персональных ЭВМ и вычислительных систем;

базовые системные программные продукты и пакеты прикладных программ

Профессиональный учебный цикл

В результате изучения обязательной части профессионального учебного цикла обучающийся по общепрофессиональным дисциплинам должен:

читать технические чертежи;

выполнять эскизы деталей и сборочных единиц;

оформлять проектно-конструкторскую, технологическую и техническую документацию в соответствии с требованиями стандартов;

основы проекционного черчения;

правила выполнения чертежей, схем и эскизов по специальности;

структуру и оформление конструкторской, технологической документации в соответствии с требованиями стандартов

ОП.01. Инженерная графика

использовать методы проверочных расчетов на прочность, действий изгиба и кручения;

выбирать способ передачи вращательного момента;

основные положения и аксиомы статики, кинематики, динамики и деталей машин

ОП.02. Техническая механика

собирать простейшие электрические цепи;

выбирать электроизмерительные приборы;

определять параметры электрических цепей;

сущность физических процессов, протекающих в электрических и магнитных цепях;

построение электрических цепей, порядок расчета их параметров;

способы включения электроизмерительных приборов и методы измерений электрических величин

измерять параметры электронных схем;

пользоваться электронными приборами и оборудованием;

принцип работы и характеристики электронных приборов;

принцип работы микропроцессорных систем

ОП.04. Электроника и микропроцессорная техника

выбирать материалы на основе анализа их свойств для применения в производственной деятельности;

свойства металлов, сплавов, способы их обработки;

свойства и область применения электротехнических, неметаллических и композиционных материалов;

виды и свойства топлива, смазочных и защитных материалов

применять требования нормативных документов к основным видам продукции (услуг) и процессов;

применять основные правила и документы системы сертификации Российской Федерации;

основные понятия и определения метрологии, стандартизации и сертификации;

документацию системы качества;

основные положения национальной системы стандартизации Российской Федерации

ОП.06. Метрология, стандартизация и сертификация

классифицировать подвижной состав, основные сооружения и устройства железных дорог;

общие сведения о железнодорожном транспорте и системе управления им;

климатическое и сейсмическое районирование территории России;

подвижной состав железных дорог;

путь и путевое хозяйство;

сооружения и устройства сигнализации и связи;

устройства электроснабжения железных дорог;

организацию движения поездов

ОП.07. Железные дороги

проводить анализ травмоопасных и вредных факторов в сфере профессиональной деятельности;

использовать индивидуальные и коллективные средства защиты;

осуществлять производственный инструктаж рабочих, проводить мероприятия по выполнению правил охраны труда, техники безопасности и производственной санитарии, эксплуатации оборудования и инструмента, контролировать их соблюдение;

особенности обеспечения безопасных условий труда в сфере профессиональной деятельности;

правовые, нормативные и организационные основы охраны труда в организации;

правила техники безопасности, промышленной санитарии;

виды и периодичность инструктажа

организовывать и проводить мероприятия по защите работающих и населения от негативных воздействий чрезвычайных ситуаций;

предпринимать профилактические меры для снижения уровня опасностей различного вида и устранения их последствий в профессиональной деятельности и быту;

применять первичные средства пожаротушения;

ориентироваться в перечне военно-учетных специальностей и самостоятельно определять среди них родственные полученной специальности;

применять профессиональные знания в ходе исполнения обязанностей военной службы на воинских должностях в соответствии с полученной специальностью;

владеть способами бесконфликтного общения и саморегуляции в повседневной деятельности и экстремальных условиях военной службы;

оказывать первую помощь пострадавшим;

принципы обеспечения устойчивости объектов экономики, прогнозирования развития событий и оценки последствий при техногенных чрезвычайных ситуациях и стихийных явлениях, в том числе, в условиях противодействия терроризму как серьезной угрозе национальной безопасности России;

основные виды потенциальных опасностей и их последствия в профессиональной деятельности и быту, принципы снижения вероятности их реализации;

основы военной службы и обороны государства;

задачи и основные мероприятия гражданской обороны;

меры пожарной безопасности и правила безопасного поведения при пожарах;

организацию и порядок призыва граждан на военную службу и поступления на нее в добровольном порядке;

основные виды вооружения, военной техники и специального снаряжения, состоящих на вооружении (оснащении) воинских подразделений, в которых имеются военно-учетные специальности, родственные специальностям СПО;

область применения получаемых профессиональных знаний при исполнении обязанностей военной службы;

порядок и правила оказания первой помощи пострадавшим

ОП.09. Безопасность жизнедеятельности

Эксплуатация и техническое обслуживание подвижного состава

В результате изучения профессионального модуля обучающийся должен:

иметь практический опыт:

эксплуатации, технического обслуживания и ремонта деталей, узлов, агрегатов, систем подвижного состава железных дорог с обеспечением безопасности движения поездов;

определять конструктивные особенности узлов и деталей подвижного состава;

обнаруживать неисправности, регулировать и испытывать оборудование подвижного состава;

определять соответствие технического состояния оборудования подвижного состава требованиям нормативных документов;

выполнять основные виды работ по эксплуатации, техническому обслуживанию и ремонту подвижного состава;

управлять системами подвижного состава в соответствии с установленными требованиями;

конструкцию, принцип действия и технические характеристики оборудования подвижного состава;

нормативные документы по обеспечению безопасности движения поездов;

систему технического обслуживания и ремонта подвижного состава

МДК.01.01. Конструкция, техническое обслуживание и ремонт подвижного состава (по видам подвижного состава)

МДК.01.02. Эксплуатация подвижного состава(по видам подвижного состава) и обеспечение безопасности движения поездов

Организация деятельности коллектива исполнителей

В результате изучения профессионального модуля обучающийся должен:

иметь практический опыт:

планирования работы коллектива исполнителей;

определения основных технико-экономических показателей деятельности подразделения организации;

ставить производственные задачи коллективу исполнителей;

докладывать о ходе выполнения производственных задач;

проверять качество выполняемых работ;

защищать свои права в соответствии с трудовым законодательством;

основные направления развития организации как хозяйствующего субъекта;

организацию производственного и технологического процессов;

материально-технические, трудовые и финансовые ресурсы организации, показатели их эффективного использования;

ценообразование, формы оплаты труда в современных условиях;

функции, виды и психологию менеджмента;

основы организации работы коллектива исполнителей;

принципы делового общения в коллективе;

особенности менеджмента в области профессиональной деятельности;

представление о правовом положении субъектов правоотношений в сфере профессиональной деятельности;

права и обязанности работников в сфере профессиональной деятельности;

нормативные документы, регулирующие правоотношения в процессе профессиональной деятельности

МДК.02.01. Организация работы и управление подразделением организации

Участие в конструкторско-технологической деятельности (по видам подвижного состава)

В результате изучения профессионального модуля обучающийся должен:

иметь практический опыт:

оформления технической и технологической документации;

разработки технологических процессов на ремонт деталей, узлов;

выбирать необходимую техническую и технологическую документацию;

техническую и технологическую документацию, применяемую при ремонте, обслуживании и эксплуатации подвижного состава;

типовые технологические процессы на ремонт деталей и узлов подвижного состава

МДК.03.01. Разработка технологических процессов, технической и технологической документации

Обеспечение надежности подвижного состава (по видам подвижного состава)

В результате изучения профессионального модуля обучающийся должен:

иметь практический опыт:

применения средств диагностики и измерительных комплексов;

использования программного обеспечения диагностических средств и измерительных комплексов для анализа результатов;

использования технологического оборудования в производственных процессах;

планирования производственных работ с использованием системы менеджмента качества;

применять средства диагностики и измерительные комплексы;

определять техническое состояние оборудования по полученным результатам;

выбирать и применять технологическое оборудование при производственных процессах;

конструкцию, принцип действия и правила эксплуатации приборов диагностики и измерительных комплексов;

конструкцию, принцип действия и правила применения технологического оборудования в производственных процессах;

нормативную документацию, регламентирующую систему менеджмента качества;

программное обеспечение средств диагностики и измерительных комплексов

МДК.04.01. Диагностика и неразрушающий контроль

МДК.04.02. Автоматизация и механизация производственных процессов

Выполнение работ по одной или нескольким профессиям рабочих, должностям служащих

Вариативная часть учебных циклов ППССЗ

(определяется образовательной организацией самостоятельно)

Всего часов обучения по учебным циклам ППССЗ

Производственная практика (по профилю специальности)

Производственная практика (преддипломная)

Государственная итоговая аттестация

Подготовка выпускной квалификационной работы

Защита выпускной квалификационной работы

Срок получения СПО по ППССЗ углубленной подготовки в очной форме обучения составляет 199 недель, в том числе:

Обучение по учебным циклам

Производственная практика (по профилю специальности)

Производственная практика (преддипломная)

Государственная итоговая аттестация

VII. Требования к условиям реализации программы подготовки специалистов среднего звена

7.1. Образовательная организация самостоятельно разрабатывает и утверждает ППССЗ в соответствии с настоящим ФГОС СПО и с учетом соответствующей примерной ППССЗ.

Перед началом разработки ППССЗ образовательная организация должна определить ее специфику с учетом направленности на удовлетворение потребностей рынка труда и работодателей, конкретизировать конечные результаты обучения в виде компетенций, умений и знаний, приобретаемого практического опыта.

Конкретные виды деятельности, к которым готовится обучающийся, должны соответствовать присваиваемой квалификации, определять содержание образовательной программы, разрабатываемой образовательной организацией совместно с заинтересованными работодателями.

При формировании ППССЗ образовательная организация: имеет право использовать объем времени, отведенный на вариативную часть учебных циклов ППССЗ, увеличивая при этом объем времени, отведенный на дисциплины и модули обязательной части, либо вводя новые дисциплины и модули в соответствии с потребностями работодателей и спецификой деятельности образовательной организации;

имеет право определять для освоения обучающимися в рамках профессионального модуля профессию рабочего, должность служащего (одну или несколько) согласно приложению к настоящему ФГОС СПО;

обязана ежегодно обновлять ППССЗ с учетом запросов работодателей, особенностей развития региона, науки, культуры, экономики, техники, технологий и социальной сферы в рамках, установленных настоящим ФГОС СПО;

обязана в рабочих учебных программах всех дисциплин и профессиональных модулей четко формулировать требования к результатам их освоения: компетенциям, приобретаемому практическому опыту, знаниям и умениям;

обязана обеспечивать эффективную самостоятельную работу обучающихся в сочетании с совершенствованием управления ею со стороны преподавателей и мастеров производственного обучения;

обязана обеспечить обучающимся возможность участвовать в формировании индивидуальной образовательной программы;

обязана сформировать социокультурную среду, создавать условия, необходимые для всестороннего развития и социализации личности, сохранения здоровья обучающихся, способствовать развитию воспитательного компонента образовательного процесса, включая развитие студенческого самоуправления, участие обучающихся в работе общественных организаций, спортивных и творческих клубов;

должна предусматривать в целях реализации компетентностного подхода использование в образовательном процессе активных и интерактивных форм проведения занятий (компьютерных симуляций, деловых и ролевых игр, разбора конкретных ситуаций, психологических и иных тренингов, групповых дискуссий) в сочетании с внеаудиторной работой для формирования и развития общих и профессиональных компетенций обучающихся.

7.2. При реализации ППССЗ обучающиеся имеют академические права и обязанности в соответствии с Федеральным законом от 29 декабря 2012 г. N 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»*.

7.3. Максимальный объем учебной нагрузки обучающегося составляет 54 академических часа в неделю, включая все виды аудиторной и внеаудиторной учебной нагрузки.

7.4. Максимальный объем аудиторной учебной нагрузки в очной форме обучения составляет 36 академических часов в неделю.

7.5. Максимальный объем аудиторной учебной нагрузки в очно-заочной форме обучения составляет 16 академических часов в неделю.

7.6. Максимальный объем аудиторной учебной нагрузки в год в заочной форме обучения составляет 160 академических часов.

7.7. Общая продолжительность каникул в учебном году должна составлять 8-11 недель, в том числе не менее 2-х недель в зимний период.

7.8. Выполнение курсового проекта (работы) рассматривается как вид учебной деятельности по дисциплине (дисциплинам) профессионального учебного цикла и (или) профессиональному модулю (модулям) профессионального учебного цикла и реализуется в пределах времени, отведенного на ее (их) изучение.

7.9. Дисциплина «Физическая культура» предусматривает еженедельно 2 часа обязательных аудиторных занятий и 2 часа самостоятельной работы (за счет различных форм внеаудиторных занятий в спортивных клубах, секциях).

7.10. Образовательная организация имеет право для подгрупп девушек использовать часть учебного времени дисциплины «Безопасность жизнедеятельности» (48 часов), отведенного на изучение основ военной службы, на освоение медицинских знаний.

7.11. Получение СПО на базе основного общего образования осуществляется с одновременным получением среднего общего образования в пределах ППССЗ. В этом случае ППССЗ, реализуемая на базе основного общего образования, разрабатывается на основе требований соответствующих федеральных государственных образовательных стандартов среднего общего образования и СПО с учетом получаемой специальности СПО.

Срок освоения ППССЗ в очной форме обучения для лиц, обучающихся на базе основного общего образования, увеличивается на 52 недели из расчета:

(при обязательной учебной нагрузке 36 часов в неделю)

7.12. Консультации для обучающихся по очной и очно-заочной формам обучения предусматриваются образовательной организацией из расчета 4 часа на одного обучающегося на каждый учебный год, в том числе в период реализации образовательной программы среднего общего образования для лиц, обучающихся на базе основного общего образования. Формы проведения консультаций (групповые, индивидуальные, письменные, устные) определяются образовательной организацией.

7.13. В период обучения с юношами проводятся учебные сборы**.

7.14. Практика является обязательным разделом ППССЗ. Она представляет собой вид учебной деятельности, направленной на формирование, закрепление, развитие практических навыков и компетенции в процессе выполнения определенных видов работ, связанных с будущей профессиональной деятельностью. При реализации ППССЗ предусматриваются следующие виды практик: учебная и производственная.

Производственная практика состоит из двух этапов: практики по профилю специальности и преддипломной практики.

Учебная практика и производственная практика (по профилю специальности) проводятся образовательной организацией при освоении обучающимися профессиональных компетенций в рамках профессиональных модулей и могут реализовываться как концентрированно в несколько периодов, так и рассредоточено, чередуясь с теоретическими занятиями в рамках профессиональных

Цели и задачи, программы и формы отчетности определяются образовательной организацией по каждому виду практики.

Производственная практика должна проводиться в организациях, направление деятельности которых соответствует профилю подготовки обучающихся.

Аттестация по итогам производственной практики проводится с учетом (или на основании) результатов, подтвержденных документами соответствующих организаций.

7.15. Реализация ППССЗ должна обеспечиваться педагогическими кадрами, имеющими высшее образование, соответствующее профилю преподаваемой дисциплины (модуля). Опыт деятельности в организациях соответствующей профессиональной сферы является обязательным для преподавателей, отвечающих за освоение обучающимся профессионального учебного цикла. Преподаватели получают дополнительное профессиональное образование по программам повышения квалификации, в том числе в форме стажировки в профильных организациях не реже 1 раза в 3 года.

7.16. ППССЗ должна обеспечиваться учебно-методической документацией по всем дисциплинам, междисциплинарным курсам и профессиональным модулям ППССЗ.

Внеаудиторная работа должна сопровождаться методическим обеспечением и обоснованием расчета времени, затрачиваемого на ее выполнение.

Реализация ППССЗ должна обеспечиваться доступом каждого обучающегося к базам данных и библиотечным фондам, формируемым по полному перечню дисциплин (модулей) ППССЗ. Во время самостоятельной подготовки обучающиеся должны быть обеспечены доступом к сети Интернет.

Каждый обучающийся должен быть обеспечен не менее чем одним учебным печатным и/или электронным изданием по каждой дисциплине профессионального учебного цикла и одним учебно-методическим печатным и/или электронным изданием по каждому междисциплинарному курсу (включая электронные базы периодических изданий).

Библиотечный фонд должен быть укомплектован печатными и/или электронными изданиями основной и дополнительной учебной литературы по дисциплинам всех учебных циклов, изданной за последние 5 лет.

Библиотечный фонд, помимо учебной литературы, должен включать официальные, справочно-библиографические и периодические издания в расчете 1-2 экземпляра на каждые 100 обучающихся.

Каждому обучающемуся должен быть обеспечен доступ к комплектам библиотечного фонда, состоящим не менее чем из 3 наименований российских журналов.

Образовательная организация должна предоставить обучающимся возможность оперативного обмена информацией с российскими образовательными организациями, иными организациями и доступ к современным профессиональным базам данных и информационным ресурсам сети Интернет.

7.17. Прием на обучение по ППССЗ за счет бюджетных ассигнований федерального бюджета, бюджетов субъектов Российской Федерации и местных бюджетов является общедоступным, если иное не предусмотрено частью 4 статьи 68 Федерального закона от 29 декабря 2012 г. N 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»*. Финансирование реализации ППССЗ должно осуществляться в объеме не ниже установленных государственных нормативных затрат на оказание государственной услуги в сфере образования для данного уровня.

7.18. Образовательная организация, реализующая ППССЗ, должна располагать материально-технической базой, обеспечивающей проведение всех видов лабораторных и практических занятий, дисциплинарной, междисциплинарной и модульной подготовки, учебной практики, предусмотренных учебным планом образовательной организации. Материально-техническая база должна соответствовать действующим санитарным и противопожарным нормам.

Перечень кабинетов, лабораторий, мастерских и других помещений

информатики и информационных технологий в профессиональной деятельности;

метрологии, стандартизации и сертификации;

безопасности жизнедеятельности и охраны труда;

конструкции подвижного состава;

технической эксплуатации железных дорог и безопасности движения;

общего курса железных дорог;

электроники и микропроцессорной техники;

электрических машин и преобразователей подвижного состава;

электрических аппаратов и цепей подвижного состава;

автоматических тормозов подвижного состава;

технического обслуживания и ремонта подвижного состава.

Информация об изменениях:

библиотека, читальный зал с выходом в сеть Интернет;

Реализация ППССЗ должна обеспечивать:

выполнение обучающимися лабораторных и практических занятий, включая как обязательный компонент практические задания с использованием персональных компьютеров;

освоение обучающимися профессиональных модулей в условиях созданной соответствующей образовательной среды в образовательной организации или в организациях в зависимости от специфики вида деятельности.

При использовании электронных изданий образовательная организация должна обеспечить каждого обучающегося рабочим местом в компьютерном классе в соответствии с объемом изучаемых дисциплин.

Образовательная организация должна быть обеспечена необходимым комплектом лицензионного программного обеспечения.

7.19. Реализация ППССЗ осуществляется образовательной организацией на государственном языке Российской Федерации.

Реализация ППССЗ образовательной организацией, расположенной на территории республики Российской Федерации, может осуществляться на государственном языке республики Российской Федерации в соответствии с законодательством республик Российской Федерации. Реализация ППССЗ образовательной организацией на государственном языке республики Российской Федерации не должна осуществляться в ущерб государственному языку Российской Федерации.

VIII. Оценка качества освоения программы подготовки специалистов среднего звена

8.1. Оценка качества освоения ППССЗ должна включать текущий контроль успеваемости, промежуточную и государственную итоговую аттестации обучающихся.

8.2. Конкретные формы и процедуры текущего контроля успеваемости, промежуточной аттестации по каждой дисциплине и профессиональному модулю разрабатываются образовательной организацией самостоятельно и доводятся до сведения обучающихся в течение первых двух месяцев от начала обучения.

8.3. Для аттестации обучающихся на соответствие их персональных достижений поэтапным требованиям соответствующей ППССЗ (текущий контроль успеваемости и промежуточная аттестация) создаются фонды оценочных средств, позволяющие оценить умения, знания, практический опыт и освоенные компетенции.

Для промежуточной аттестации обучающихся по дисциплинам (междисциплинарным курсам) кроме преподавателей конкретной дисциплины (междисциплинарного курса) в качестве внешних экспертов должны активно привлекаться преподаватели смежных дисциплин (курсов). Для максимального приближения программ промежуточной аттестации обучающихся по профессиональным модулям к условиям их будущей профессиональной деятельности образовательной организацией в качестве внештатных экспертов должны активно привлекаться работодатели.

8.4. Оценка качества подготовки обучающихся и выпускников осуществляется в двух основных направлениях:

оценка уровня освоения дисциплин;

оценка компетенций обучающихся.

Для юношей предусматривается оценка результатов освоения основ военной службы.

8.5. К государственной итоговой аттестации допускается обучающийся, не имеющий академической задолженности и в полном объеме выполнивший учебный план или индивидуальный учебный план, если иное не установлено порядком проведения государственной итоговой аттестации по соответствующим образовательным программам***.

Государственный экзамен вводится по усмотрению образовательной организации.

* Собрание законодательства Российской Федерации, 2012, N 53, ст. 7598; 2013, N 19, ст. 2326; N 23, ст. 2878; N 27, ст. 3462; N 30, ст. 4036; N 48, ст. 6165; 2014, N 6, ст. 562, ст. 566.

** Пункт 1 статьи 13 Федерального закона от 28 марта 1998 г. N 53-Ф3 «О воинской обязанности и военной службе» (Собрание законодательства Российской Федерации, 1998, N 13, ст. 1475; N 30, ст. 3613; 2000, N 33, ст. 3348; N 46, ст. 4537; 2001, N 7, ст. 620, ст. 621; N 30, ст. 3061; 2002, N 7, ст. 631; N 21, ст. 1919; N 26, ст. 2521; N 30, ст. 3029, ст. 3030, ст. 3033; 2003, N 1, ст. 1; N 8, ст. 709; N 27, ст. 2700; N 46, ст. 4437; 2004, N 8, ст. 600; N 17, ст. 1587; N 18, ст. 1687; N 25, ст. 2484; N 27, ст. 2711; N 35, ст. 3607; N 49, ст. 4848; 2005, N 10, ст. 763; N 14, ст. 1212; N 27, ст. 2716; N 29, ст. 2907; N 30, ст. 3110, ст. 3111; N 40, ст. 3987; N 43, ст. 4349; N 49, ст. 5127; 2006, N 1, ст. 10, ст. 22; N 11, ст. 1148; N 19, ст. 2062; N 28, ст. 2974, N 29, ст. 3121, ст. 3122, ст. 3123; N 41, ст. 4206; N 44, ст. 4534; N 50, ст. 5281; 2007, N 2, ст. 362; N 16, ст. 1830; N 31, ст. 4011; N 45, ст. 5418; N 49, ст. 6070, ст. 6074; N 50, ст. 6241; 2008, N 30, ст. 3616; N 49, ст. 5746; N 52, ст. 6235; 2009, N 7, ст. 769; N 18, ст. 2149; N 23, ст. 2765; N 26, ст. 3124; N 48, ст. 5735, ст. 5736; N 51, ст. 6149; N 52, ст. 6404; 2010, N 11, ст. 1167, ст. 1176, ст. 1177; N 31, ст. 4192; N 49, ст. 6415; 2011, N 1, ст. 16; N 27, ст. 3878; N 30, ст. 4589; N 48, ст. 6730; N 49, ст. 7021, ст. 7053, ст. 7054; N 50, ст. 7366; 2012, N 50, ст. 6954; N 53, ст. 7613; 2013, N 9, ст. 870; N 19, ст. 2329; ст. 2331; N 23, ст. 2869; N 27, ст. 3462, ст. 3477; N 48, ст. 6165).

*** Часть 6 статьи 59 Федерального закона от 29 декабря 2012 г. N 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» (Собрание законодательства Российской Федерации, 2012, N 53, ст. 7598; 2013, N 19, ст. 2326; N 23, ст. 2878; N 27, ст. 3462; N 30, ст. 4036; N 48, ст. 6165; 2014, N 6, ст. 562, ст. 566).

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *