что делает связующий в команде в волейболе
Позиции игроков в волейболе
Волейбол – один из самых захватывающих и увлекательных командных видов спорта. Что делает эту игру настолько интересной? Один из ключевых моментов – амплуа игроков. Каждый волейболист на площадке руководствуется собственными задачами и занят совершенно конкретной работой. В данной статье разберём, какие позиции игроков в волейболе бывают.
Сколько амплуа в волейболе?
Одновременно на площадке во время волейбольного матча могут находиться по 6 спортсменов с каждой стороны. При этом выделяют 5 основных амплуа. Подробно поговорим о каждом из них.
Либеро
Позиция либеро – самая своеобразная в расстановке волейбольной команды. Либеро согласно правилам игры не имеет участвовать в блоке и совершать атакующие удары. Главная его работа – помощь в защите. Либеро принимает мяч, занимая место на задней линии. От качества приёма зависит эффективность нападения, поэтому без хорошего либеро трудно представить сильную команду. Характерно, что игровая форма волейболиста данной позиции отличается от всех остальных.
Диагональный
Диагональные не участвуют в приёме мяча, хотя зачастую работают в организации блока. В плане защиты их функционал этим и ограничивается. Основная задача диагонального – атака с краев сетки. Большинство волейбольных комбинаций заточены именно под удары диагонального. Это игроки высокой скорости реакции и очень развитые физически. В большинстве команд – главные и самые высокооплачиваемые звёзды.
Центральный блокирующий
Обычно самый высокий игрок команды – центральный блокирующий. Как и диагональные, волейболисты данной позиции много забивают, но атакуя не с краев, а по центру. Как говорят в волейболе – первым темпом. Атакующая работа центральных блокирующих неоценима и зачастую делает разницу, но всё же их главная функция – создавать трудности нападению сопернику. Как понятно из названия позиция, блокировка – их основная специальность.
Связующий
Связующий – это волейбольный плеймейкер, располагающийся в самом центре событий на поле. Цель связующего – найти наиболее оптимальное продолжение атаки, отдать голевой пас. Его касание, как правило, второе – сразу после приёма и перед атакующим ударом. Связующий – мозг командной игры. Ведь важно не просто переадресовать мяч партнёру, а сделать это наиболее удобным для него образом.
Доигровщик
Если все остальные позиции в волейболе как правило представлены на площадке одним игроком, то доигровщиков обычно два. Это наиболее универсальные спортсмены волейбольного коллектива. В их функции входит и помощь либеро в приеме мяча, и поддержка связующего в организации нападения, и участие в блоке наряду с центральным блокирующим и диагональным.
Подающий
Строго говоря, волейболист, работающий на подаче, или подающий – не амплуа. Тем не менее, это одна из ключевых функций, достойная отдельного упоминания. С подачи начинается каждый розыгрыш мяча в волейболе, поэтому совершить её качественно – значит выполнить полдела.
В некоторых командах есть игроки, которые специализируются исключительно на подачах. Такие волейболисты появляются на площадке, как правило, когда от подачи зависит судьба сета или матча. Подающий просто меняет игрока, чей выход на подачу следующий по порядку. После выполнения подачи подающий наравне с остальными партнёрами по команде участвует в розыгрыше.
Расстановка игроков в волейболе
Расстановка в волейболе напрямую связана с делением на позиции. Волейбольная площадка условно поделена на зоны, и каждый игрок работает на своей территории. Так, зона 1 располагается за задней линией, откуда совершается подач. Зона 6 – по центру задней линии, там в основном играет либеро. Зона 2 – центр передней линии, место связующего. 4 и 2 – края сетки, диагональный и центральный блокирующий. Здесь же часто появляется один из доигровщиков. Второй доигровщик работает в пятой зоне – крае задней линии.
Всё о связующих: есть творцы и ремесленники, ежедневная норма – 400 дополнительных передач
Записали для вас лекцию Павла Борща.
49-летний Павел Борщ в последние годы больше известен как спортивный менеджер и комментатор, но у него есть и богатый тренерский опыт. Он возглавлял в суперлиге «Луч», «Локомотив», «Динамо-Янтарь», московское «Динамо» и «Кузбасс», ассистировал Зорану Гаичу в сборной России на серебряном Евро-2005, а перед Евро-2015 входил в тренерский штаб Владимира Алекно, куда был приглашён для индивидуальной работы со связующими. Будучи игроком Борщ выступал именно в этом амплуа.
Во время часовой лекции на проекте Smart Volley Борщ рассказал много интересного о подготовке связующих – технической, психологической и тактической. Журналист «БИЗНЕС Online» законспектировал выступление тренера. Дальше – его слова.
Геннадий Орлов и Павел Борщ (справа) / фото: vczenit-spb.ru
«УМЕНИЕ НАРАБАТЫВАЕТСЯ ТЫСЯЧАМИ ПОВТОРОВ ПЕРЕДАЧ»
Моим тренером был известный советский связующий Юрий Старунский. Он всегда говорил, что нужно делать по 400 передач в день, помимо работы на двух тренировках. Я полностью с ним согласен.
Перед утренней тренировкой пришёл и сделал свои 200 передач. Есть стенка, есть кольца, есть партнёры, есть вторые тренеры, которые могут помочь. Обязательно нужно, чтобы кто-то следил за техникой связующего. Она должна быть правильной – наработка ошибки на пользу не пойдёт. Сделал 200 передач, затем начал разминаться вместе с командой. Вечером тоже самое.
Обычно команды работают в цикле: три тренировочных дня – один выходной. Я бы рекомендовал в первый и третий день цикла обязательно индивидуально работать со связующими. Занятие должно быть не больше 45 минут, потому что связующему нужно очень много бегать.
Побежал от сетки в первую зону – отдал передачу. Приземлился с блокирования, побежал в пятую зону – отдал передачу за голову. Потом можно пасовать из разных точек у сетки. Длину в девять метров можно разделить на много секторов. При передаче из каждой точки меняется траектория передачи и незначительно техника. И передачу в разные зоны повторяешь не меньше пяти раз.
Это очень кропотливая, нудная и, к сожалению, неприятная работа. Просто адская! Но её надо делать. Без неё не достичь высочайшего уровня. Среднего – да, высочайшего – нет.
Сергей Гранкин на Кубке мира-2019 / фото: fivb.com
«СО СВЯЗУЮЩИМ ДОЛЖЕН РАБОТАТЬ ОТДЕЛЬНЫЙ ТРЕНЕР»
Связующие в волейболе – как вратари в футболе и хоккее. Это особенные игроки. Да, они со всеми работают над подачей, блоком и защитой, но их основная функция – совершенно другая. Естественно, с ними нужно заниматься отдельно. На сегодняшний день в клубах нет специальных тренеров, которые работают со связующими, но когда-то мы наверняка к этому придём.
Как-то я читал интервью Игоря Акинфеева, который после назначения главным тренером сборной России по футболу Станислава Черчесова ожидал, что тот, как бывший вратарь, будет давать ему советы. Но Черчесов даже ни разу не подошёл к Акинфееву. Тренер занимался всей командой, а это огромный объём работы. Найти время ещё и для индивидуальной работы очень сложно. Поэтому с вратарями работают узкие специалисты.
Помимо тренировок в зале, желательно, чтобы со связующим отдельно работали в плане тактики. Есть командные собрания перед каждым соперником, но связующий должен изучать соперника глубже.
Полезно, когда связующий самостоятельно смотрит видео и находит нюансы в игре блокирующих соперника. Их много. Центр соперника прыгает с первым темпом или рассчитывает на свой рост и ждёт? Как блокирующий бежит в края? Возможно, вправо бежит нормально, а когда влево – запинается и до стыка не доходит. Значит, это надо использовать. Крайние помогают на блоке или только имитируют? Когда связующий сам находит какие-то закономерности в игре соперника, а затем приходит к тренеру, они могут вместе обсудить нюансы и выработать тактику на матч.
Естественно, во время игры тактика может меняться: твой нападающий может не попасть в игру или соперник перестроится. Есть тренеры, которые смотрят со стороны, есть статистика, которая поможет внести коррективы в игру.
ТВОРЦЫ И РЕМЕСЛЕННИКИ
Он должен держать себя в руках – терпеть, не психовать, когда не получается. Кто психует, тот зачастую и проигрывает. Особенно связующему обидно, когда он сделал всё правильно: идеально всё придумал, всех обманул, дал отличное качество передачи, но нападающий взял и не забил без блока. Хоть стой, хоть падай, хоть вешайся! Но надо найти силы, перетерпеть эту ситуацию. Не впасть в эмоции и играть дальше.
В моём понимании есть два типа связующих – творцы и ремесленники. Творцов тяжело просчитать. Помню я как-то анализировал игру Ллоя Болла – ну, невозможно было найти систему! Он всегда всё делал по-разному, в зависимости от ситуации и соперника.
Ллой Болл в составе казанского «Зенита» / фото: Роман Кручинин, zenit-kazan.com
Ремесленники – связующие, которые часто играют по заданию тренера. Здесь важно, чтобы задание было чётко сформулировано. Не как-то расплывчато: «Там посмотри, здесь подумай, может быть вот так…». Наоборот: «В этой ситуации делаешь вот так, в этой – так». Если между тренером и связующим хорошая связь, это может работать.
Если связующий в какой-то момент не может сгенерировать идею для обыгрыша блока, значит, ему надо помочь. И здесь вступает тренер, который должен чётко сформулировать задачу.
КОМУ ПАСОВАТЬ В КОНЦОВКАХ ПАРТИЙ?
Связующий должен ментально знать своих игроков – кто психологически крепкий, а кто не очень. Бывает, что игрок по ходу партии тащит команду, просто лучший, а последний мяч забить не может. Передача основному игроку в концовке понятна. Отдал – и пусть он решает. Никто не говорит, что это неправильно.
Часто нападающие сваливают вину на связующего. Мол, не такая передача, дай другую – забью. Связующие, в свою очередь, просят другого нападающего, потому что этот не может забить с хорошей передачи. Эти истории рушат команду. Нужно договариваться на берегу – много разговаривать на тренировках, проговаривать, какая передача необходима.
Александр Бутько / фото: Роман Кручинин, zenit-kazan.com
«ОДИНАКОВЫХ ПО ТЕХНИКЕ СВЯЗУЮЩИХ НЕТ»
Вообще можно найти одинаковых по технике нападающих, а вот связующих – нет. Они все очень разные. Выход под мяч, постановка пальцев, прыжок у всех разнится.
На мой взгляд, рост для связующего не главное. Конечно, лучше если ты на блоке не дырка. Ещё лучше, когда ты валишь подачу в прыжке и играешь в защите, как бог. Но самое важное – передача. На ум приходят Фердинандо де Джорджи (178 см) и Бенджамин Тоньютти (183 см). Де Джорджи даже на блок не прыгал, но при этом пасовал просто невероятно!
Кто должен ехать на Олимпиаду в составе сборной России? Для меня номер один сейчас Игорь Кобзарь. Не знаю, какой он проведёт сезон. «Кузбасс» поменялся: Виктор Полетаев ушёл, появился новый тренер. Но для меня однозначно лучший Кобзарь. Кто второй – вопрос к Туомасу Саммелвуо. Что он хочет – менять связок, страховать опытным или брать молодого. Сейчас выбор большой. Гениальных нет, но хороших очень много.
Игорь Кобзарь / фото: Данил Айкин, kuzbass-volley.ru
«СВЯЗКА-ЛЕВША – ЭТО МЕЧТА»
● Высокая передача сейчас используется редко – все стараются пасовать быстро даже из глубины площадки. Но если вдруг надо отдать высокую «свечку», то нужно выйти под мяч, присесть и потом резко вставая с высокого поднятыми руками отдать передачу вверх.
● Самая распространенная в современном волейболе – передача в прыжке. Я убеждён, что прыгать надо рано, не ждать, когда мяч прилетит. Встретиться с мячом лучше в наивысшей точке, на долю секунды зависнуть в воздухе – показать, что есть угроза первому темпу – и отдать в край.
● Передача первому темпу делается совсем по-другому. Это даже не передача, а касание. Сегодня в центре сетки серьёзное значение имеют высота съёма и скорость. Нужно прыгнуть, раньше коснуться мяча и отдать передачу темпу, опередив блок. И лучше сделать всё до прихода нападающего: он ещё на земле, а ты уже отдал передачу. Поднимаясь, он видит мяч и может его обрабатывать в различных направлениях – это очень удобно.
«ТОЛЬКО ВЫСОКО ПОДНЯТЫЕ РУКИ СПАСУТ ЭТОТ МИР»
Совет для связующих-любителей – всегда держите руки высоко. Только высоко поднятые руки спасут этот мир. Нельзя пасовать низкими руками. Кроме того, не ждите пока к вам прилетит мяч – нужно встречать его.
Технику и профессионалы, и любители нарабатывают одинаково. Самое главное – много пасовать: вперёд, за голову, над собой, боком за голову. Разнообразить свой арсенал никогда не помешает.
Недавно Саммелвуо показывал хорошее упражнение: вставал и ложился, пасуя над собой. Хорошая тема для координации и чувства мяча.
Связующий в волейболе — верхняя передача мяча
Пас осуществляется верхней передачей. Возможна и тактическая скидка, но об этом позже.
Элементы верхней передачи:
Важно! Верхний прием осуществляется именно пальцами, а не ладонями. Прием должен быть беззвучным и мягким.
Главный нюанс здесь — стараться полностью обхватить мяч пальцами. Тогда мы сможем полностью контролировать его траекторию.
Скорость и направление мяча определяется силой разгибанием локтей и активностью работы пальцев.
Пас в прыжке
Основные принципы схожи с пасом в опорном положении, но есть и свои особенности:
Пас за спину
Пас за спину — обманный маневр, часто использующийся у профессионалов, но реже — у любителей. Поэтому смотрите не увлекайтесь, ведь можно настолько внезапно дать пас, что игроки вашей команды даже не поймут, что так можно, и мяч спокойно приземлится на вашей площадке. Нюансы этого элемента:
Распространенные ошибки верхнего приема
Стратегические аспекты игры разводящего
При подаче лучше всего встать ближе к углу площадки — в район 2-го номера. Из этой позиции связующий видит всех игроков своей команды + нападение в основном происходит из 4-го номера.
Не бойтесь скинуть мяч, если внимание игроков противника сконцентрировано только на нападении или в поле есть пустые места. Эффективными местами для скидки считаются центр и за спину вплотную к сетке в 4-й номер. Второй вариант более рискованный, но и труднее берущийся.
Если атака в вашей команде нестабильна и слабоэффективна, давайте разноформатные пасы разным номерам. Не забывайте 1-й, 5-й и даже 6-й номер. Пасуйте спиной и в прыжке, скидывайте. Вашей главной задачей будет расстроить действие противника, заставить его нервничать.
Используйте скоростные атаки, чтобы загонять противника.
Следите боковым зрением за игрой противника. Оценивайте, кто устал, а кто полон сил. Кто хорош в приеме, а кто в нападении. Наблюдайте и за своими нападающими: давайте пас тому, кто в данный момент наиболее эффективно и неожиданно для противника забьет мяч.
В любительском волейболе очень распространено пасовать только лучшим нападающим. Т.к. непробиваемый блок любители ставят значительно реже, эта техника приносит быструю победу. Однако игра на одного человека быстро наскучит и вам, и половине вашей команды. Ведь игроки всю игру простоят без дела, наблюдая, как вы «подносите снаряды» одному-двум бьющим. В игре должен быть риск и азарт, иначе в чем смысл?
В критические моменты, когда противник набирает очко за очком, когда счет равный, а «мы все не можем забить», нужно взять себя в руки и собрать воедино энергию команды. Не стоит идти на авантюры и изобретать новые хитрые элементы игры. Пасуйте самым надежным игрокам и самым проверенным способом. Минимизируйте риски. Не отчаивайтесь.
Видео
Характеристика деятельности связующего игрока в волейболе
На сегодняшний день для игр сильнейших команд характерен рост темпа проведения атак. Команды почти перестали применять высокие передачи для нападающих ударов, но значительно увеличилось количество атак, проводимых с низких и быстрых передач. Желание увести нападающих игроков от блока связано с тем, что в каждой команде имеется много высокорослых волейболистов, способных выстроить мощную броню над сеткой. Вот эту-то задачу и решают связующие игроки за счёт нестандартных и разумных технико-тактических действий.
По мнению абсолютного большинства специалистов волейбола, боеспособность команды в значительной мере зависит от мастерства связующих игроков. Если кто-то из нападающих не играет в полную силу по различным причинам, то это положение можно поправить путём замены его, временно выключив из атак, и др. Но, если срывается диспетчер команды, то её потенциал заметно снижается, что приводит к поражению в игре.
Ведущая роль связующего игрока в ведении игры бесспорна, и он в гораздо большей степени (нежели игроки других амплуа) несёт ответственность за результат игры. Современная игра в волейбол протекает в условиях активного противодействия соперников, при непрерывном потоке информации о движущихся объектах (мяч, партнёр, соперник и др.) когда необходимо быстро и точно выполнить передачу для нападающего удара. Развитый объём поля зрения является основой тактического мастерства связующего.
Связующий выполняет технико-тактические действия в условиях жёсткого лимита времени, что предъявляет большие требования к развитой быстроте реакции.
Динамичность игры (высокая скорость полёта мяча, быстрые перемещения, внезапные смены игровых ситуаций) предъявляет к вниманию связующего игрока повышенные требования. От того на сколько оно интенсивно, как распределяется в игровых фрагментах игры, во многом зависит качество атакующих действий.
Скоротечность многочисленных игровых атакующих эпизодов, неточная доводка мяча до связующего игрока требуют от него проявления высокой скорости передвижения и скоростной выносливости. Если связующий игрок правильно воспринимает и анализирует ту или иную игровую ситуацию, то при высоком уровне развития двигательных качеств и совершенном владении техникой второй передачи тактическая задача будет решена успешно. Помимо своих основных функций связующий по необходимости должен уметь выполнять нападающие удары и постоянно принимать участие в блокировании. В игре из пяти партий он выполняет 50-60 блокирований.
Деятельность связующего игрока в игре характеризуется:
Это опытный, авторитетный и достаточно высокий игрок.
Для достижения высокого уровня подготовленности связующего игрока необходимо постепенное совершенствование знаний, умений, способностей, необходимых для выполнения функций диспетчера команды.
На начальных стадиях обучения будущий диспетчер должен овладеть рациональной техникой передач сверху двумя руками и её разновидностями, параллельно развивая психофизиологические способности (объём поля зрения, скорость переработки информации, память, концентрация, распределение и переключение внимания, быстрота реакции) и физические качества. По мере усвоения передачи спортсмен с помощью тренера должен приобретать знания по теории техники и тактики игры, по анализу тактических действий, по основам взаимодействия 2,3,4 игроков.
Техническая подготовка связующего игрока
Вторые передачи должны соответствовать (по направлению, длине, высоте и скорости) передачам, которые используются в игре. Но и в специализированной подготовке необходимо соблюдать принцип постоянного усложнения задания. Постоянно напоминать связующим:
После усвоения взаимосвязи с одним нападающим игроком переходят к упражнениям с участием двух-трёх нападающих игроков. Пасующий выполняет передачу по самостоятельному решению или по заданию (сигналу) тренера, когда мяч приближается к рукам связующего. Следует заметить, что при взаимодействии двух трёх нападающих с пасующим уже проявляются элементы тактики в разучивании комбинации.
Развитие специальных физических качеств и способностей связующего игрока
Развитие физических качеств осуществляется в такой последовательности:
Приоритетными физическими качествами для связующего являются: быстрота с её разновидностями, «взрывная» сила, скоростная выносливость, ловкость.
Быстрота двигательной реакции
Быстрота передвижения
Скоростная выносливость – способность связующего игрока выполнять передвижения для второй передачи с высокой скоростью на протяжении всей игры.
Дозировка физической нагрузки:
Взрывная сила Для выполнения передачи двумя руками необходимо проявление взрывной силы. Для этого необходимо комплексное развитие силы мышц кистей, плечевого пояса, туловища, ног. Дозировка нагрузки: число повторений в серии (10-15), отдых между сериями (2-3 минуты), количество серий (4-6).
Ловкость – способность выбрать и выполнить нужные движения (действия) правильно, быстро, точно.
Ловкость связующего игрока проявляется в координации движений, быстроте и точности действия, способности распределять и переключать внимание, в устойчивости вестибулярных реакций.
Решающую роль в развитии ловкости связующего игрока играет природная ловкость (навыки движений, координация движений, подвижность, чувство равновесия, способность мускулатуры к расслаблению и другие факторы). Поэтому способность быстро и точно овладеть новыми движениями во многом зависит от запаса двигательных навыков, приобретённых при занятиях разнообразными физическими упражнениями из лёгкой атлетики, гимнастике, спортивных и подвижных игр.
При развитии ловкости необходимо помнить и соблюдать следующие положения:
Тактическая подготовка связующего игрока
В тактическую подготовку связующего игрока входят тактические действия, связанные с передачей мяча для нападающего удара после приёма подачи и при доигрывании; первая передача после касания мяча блокирующими или вторая передача в прыжке после имитации нападающего удара. Тактические действия связующего игрока строятся в соответствии с тактическими знаниями (основы взаимодействия с нападающими игроками, тактические комбинации в нападении, индивидуальная тактика, система игры в нападении), техникой владения мячом при передачах, уровнем развития физических, психических качеств и с другими компонентами.
Психомоторные процессы тактического действия связующего игрока проходят следующие фазы:
Ведущее место в тактической подготовке связующего игрока занимают упражнения по индивидуальной, групповой и командной тактике, игровая подготовка, упражнения для развития ориентировки, упражнения на переключение внимания с одних действий на другие.
Примерные упражнения
Главная задача связующего игрока после подачи – оценить качество приёма, а далее взаимодействовать с нападающими игроками. Перед выполнением передачи для нападающего удара связующий игрок должен:
Обучение и совершенствование тактики игры связующего игрока
Главная цель тактической подготовки связующего игрока – добиться согласованности действий с нападающими игроками по времени и месту действия для получения положительного результата.
Методические приёмы тактической подготовки следующие: назвать тактическое взаимодействие, показать это взаимодействие на схемах, плакатах, видео и т.д. с анализом действий, показать место начального расположения и путь игроков в данном взаимодействии, сымитировать это взаимодействие, практически выполнить взаимодействие с первой передачи от атакующего игрока, затем с первой передачи игрока зоны 6.
После усвоения основ взаимодействия связующего игрока с одним – двумя нападающими задания усложняются и к процессу совершенствования подключаются игроки, принимающие подачу (или принимающие мяч после нападающих ударов), блокирующие игроки и нападающие различных зон. Разыгрываются комбинации в нападении с использованием низких, высоких, быстрых и других передач, после приёма подач и в доигрываниях.
Групповые взаимодействия: отрабатываются в следующей последовательности:
Командные взаимодействия
Командная тактика нападения состоит из определённых систем командных действий:
Применение того или иного варианта этих систем зависит от места расположения связующего игрока перед выполнением передачи и от исходных позиций нападающих игроков.
После освоения каждого взаимодействия связующего с нападающими игроками необходимо их закрепление в тренировочных играх, турнирах, не принимая во внимание результаты встреч. После каждой игры разбирают причины возникновения ошибок при выполнении той или иной комбинации при активном анализе связующим игроком. Он должен ответить на вопросы: какая допущено ошибка, какова причина возникновения, как её исправить.
Варианты комбинаций при всех системах нападения должны отрабатываться в расчёте на условный сигнал связующего нападающим игроком.
Используемая литература