что делает специалист по охране труда в школе
Охрана труда в школе. Что это?
Хотелось бы сегодня поговорить об охране труда в бюджетных организациях, в частности в общеобразовательной школе.
Довелось мне как то целый год проработать в общеобразовательной школе, сначала в качестве специалиста по охране труда, чуть позже «дослужился» до начальника отдела охраны труда и пожарной безопасности. 🙂 До этого проработал на производстве инженером группы производственного контроля и охраны труда два с половиной года. А тут поступило предложение от знакомого, пообщался на собеседовании с директором и принял решения переходить в школу.
Для начала скажу, что понятие «охрана труда» в школе крайне растянуто и искажено. Охрана труда конечно присутствует, но вот что это и как это знает наверное только один инженер по охране труда. Хотя эта проблема бывает зачастую не только в бюджетных организациях. 🙂
Когда я пришел работать в школу, то первое что увидел — это куча инструкций по охране труда для работников и обучающихся, непонятные журналы проведения инструктажей с росписями детей!, много бредовых приказов от департамента образования (кто работает в бюджете, тот знает что это за «орган»). Общий итог увиденного — полная безграмотность работников в области охраны труда и пожарной безопасности, смешивание охраны труда работников с безопасностью детей.
В книгах, посвященных охране труда в школах видел примеры инструкций по охране труда для учителя. Не пишите и не утверждайте такую инструкцию у себя, она ни о чем. И кстати поменьше читайте таких книг, они тоже мало полезного несут в себе. 🙂
Об обучении мерам безопасности достаточно подробно расписано в ГОСТ 12.0.004-90. Документ старенький, но никто его не отменял. Этот ГОСТ требует проводить инструктажи детям перед началом любого вида деятельности в школе! Любого! Так и сделаем. Только не думайте взваливать это на себя, уважаемый инженер, это участь педагогов. Проверьте, кстати, чтобы в должностной инструкции каждого учителя присутствовала фраза об ответственности за жизнь и здоровье учеников в полном объеме. Обеспечьте их отдельными журналами инструктажей (произвольной формы), либо пусть делают отметки в классных журналах. То есть, перед лабораторной работой в кабинете химии, учитель зачитывает «Инструкцию по безопасности при работе в кабинете химии» и делает отметку в журнале. Естественно подпись ребенка никакой юридической силы не имеет, так что собирать их (подписи) не стоит, а то я видел и такое.
А вообще, советую разработать положение об инструктажах, где четко пропишите как процесс инструктирования детей, так и работников.
Ну с обучением и проверкой знаний работников все просто: обучите 3-5 человек в учебном центре, создайте свою комиссию и проведите проверку знаний у всех работников, по разработанным вопросникам. Это как везде. Если есть деньги у директора, то всех учителей загоняйте на обучение и проверку знаний в учебный центр.
Работники рабочих профессий в школе (плотники, маляры, уборщики служебных помещений и т.д.) должны «почувствовать» на себе охрану труда в полной мере. Для них всё как на производстве ни больше, ни меньше.
По пожарной безопасность ничего нового в школе не придумали, единственное — это регулярные плановые эвакуации работников и обучающихся. Всё остальное — как у всех, разве что еще инструкций по пожарной безопасности будет побольше.
Частенько департамент образования присылал письма, приказы и много другой бумаги. От этого никуда не деться — это вышестоящая организация. Эти «писульки» исполняйте, но свою линию всегда гните. Очень часто департамент любил писать «в срочном порядке провести инструктажи по антитеррористической безопасности». 🙂 Хотя такого вида инструктажа вообще не существует в природе. Для таких целей советую завести отдельный журнал для инструктажей, чтобы не гадить в журналах инструктажей на рабочем месте.
Департамент то требует много, а денег на это даёт крайне неохотно. С финансированием в школах, как и в любых других бюджетных организациях, крайне туго. Лишнего рубля на реализацию мероприятий по охране труда не выпросишь.
Не забываем о несчастных случаях и их расследовании. Да да, теперь вам придется еще и расследовать несчастные случаи с детьми. А их, поверьте мне, гораздо больше, чем с работниками. Порядок расследования несчастных случаев с детьми, схож с процедурой расследования несчастных случаев на производстве. Этот порядок регламентирован в Приказе Государственного комитета СССР по народному образованию №639 от 01.10.1990г. Действующий документ кстати.
Ну вот, пока что всё. Задавайте свои вопросы по организации охраны труда в школе, обязательно отвечу. Так всего сразу и не вспомню, много интересного тогда было. Там всё так же, просто еще есть дети, и с этим инженеру по охране труда тоже приходиться считаться.
Должностная инструкция специалиста по охране труда в общеобразовательном учреждении (профстандарт)
«______» _______________ 20___ г.
Специалиста по охране труда в общеобразовательном учреждении (профстандарт)
1. Общие положения
1.1. Настоящая должностная инструкция специалиста по охране труда в общеобразовательном учреждении разработана на основе Профессионального стандарта 40.054 «Специалист в области охраны труда», утвержденного приказом Министерства труда и социальной защиты РФ №524н от 04.08.2014 года (с изменениями от 12 декабря 2016 года); с учетом Федерального закона №273-ФЗ от 29.12.2012 года «Об образовании в Российской Федерации» в редакции от 1 сентября 2020 года; в соответствии с Трудовым кодексом Российской Федерации и другими нормативными актами, регулирующими трудовые отношения между работником и работодателем.
1.2. Разработанная должностная инструкция специалиста по охране труда устанавливает функциональные обязанности, права и ответственность работника, занимающего в общеобразовательном учреждении должность специалиста по охране труда.
1.3. Специалист по охране труда принимается на работу и освобождается от должности директором общеобразовательного учреждения.
1.4. Специалист по охране труда общеобразовательного учреждения относится к категории специалистов и непосредственно подчиняется директору общеобразовательного учреждения.
1.5. На должность специалиста по охране труда общеобразовательного учреждения может назначаться лицо:
1.6. В своей профессиональной деятельности в общеобразовательном учреждении специалист по охране труда руководствуется:
1.7. Специалист по охране труда общеобразовательного учреждения должен знать:
1.8. Специалист по охране труда общеобразовательного учреждения должен уметь:
1.9. Специалист по охране труда общеобразовательного учреждения должен соблюдать данную должностную инструкцию, требования Конвенции ООН о правах ребенка, пройти обучение и иметь навыки оказания первой помощи пострадавшим.
1.10. Специалист по охране труда общеобразовательного учреждения должен строго соблюдать требования охраны труда, пожарной безопасности и личной гигиены на рабочем месте, знать порядок действий при возникновении пожара или иной чрезвычайной ситуации и эвакуации в общеобразовательном учреждении.
2. Трудовые функции
Основными трудовыми функциями специалиста по охране труда общеобразовательного учреждения являются:
2.1. Внедрение и обеспечение функционирования системы управления охраной труда в образовательном учреждении.
3. Должностные обязанности
Специалист по охране труда общеобразовательного учреждения выполняет следующие должностные обязанности:
3.1. В рамках трудовой функции нормативного обеспечения системы управления охраной труда:
3.2. В рамках трудовой функции обеспечения подготовки сотрудников общеобразовательного учреждения в области охраны труда:
3.3. В рамках трудовой функции сбора, обработки и передачи информации по вопросам условий и охраны труда:
3.4. В рамках трудовой функции обеспечения снижения уровней профессиональных рисков с учетом условий труда:
3.5. Специалист по охране труда в общеобразовательном учреждении составляет перспективный план работы на год (четверть), предоставляет анализ работы за год директору общеобразовательного учреждения.
3.6. Соблюдает этические нормы поведения в общеобразовательном учреждении, в быту, а также в общественных местах.
3.7. Обеспечивает сохранность подотчетного оборудования, организует и способствует пополнению кабинета охраны труда нормативными и методическими материалами.
3.8. Выполняет положения должностной инструкции специалиста по охране труда в общеобразовательном учреждении, разработанной по профстандарту, правила охраны труда, пожарной безопасности и санитарно-гигиенические нормы и требования на рабочем месте, а также трудовую дисциплину, Устав и Правила внутреннего трудового распорядка, установленные в общеобразовательном учреждении.
3.9. Проходит периодические бесплатные медицинские обследования.
4. Права
Специалист по охране труда имеет право:
4.1. Вносить конкретные предложения администрации общеобразовательного учреждения по вопросам организации охраны труда и условий труда, по развитию и совершенствованию деятельности общеобразовательного учреждения с учетом вопросов охраны труда.
4.2. Запрашивать и пользоваться информационными материалами и нормативно-правовыми документами, необходимыми для исполнения своих должностных обязанностей, получать поступающие в общеобразовательное учреждение документы и иные информационные материалы по своему профилю деятельности для ознакомления, систематизированного учета и использования в работе.
4.3. Вносить предложения директору общеобразовательного учреждения по поощрению и наложению взысканий на работников общеобразовательного учреждения по своей деятельности.
4.4. Запрашивать и получать от заместителей директора, руководителей методических объединений общеобразовательного учреждения информацию, необходимую для выполнения возложенных на него должностных обязанностей.
4.5. Осуществлять в пределах своей компетенции проверку деятельности педагогических работников общеобразовательного учреждения по охране труда, о результатах проверок докладывать директору общеобразовательного учреждения.
4.6. Участвовать в совещаниях, педагогических советах при рассмотрении вопросов, отнесенных к компетенции службы охраны труда.
4.7. Предъявлять работникам общеобразовательного учреждения обязательные для исполнения предписания об устранении выявленных при проверках нарушений требований охраны труда и контролировать их выполнение.
4.8. Требовать отстранения от работы лиц, не имеющих допуска к выполнению данного вида работ, не прошедших в установленном порядке предварительных и периодических медицинских осмотров, инструктажа по охране труда, не использующих в своей работе предоставленных средств индивидуальной защиты, а также нарушающих требования законодательства об охране труда.
4.9. Требовать письменные объяснения от лиц, допустивших нарушения законодательства об охране труда, допустившие травмирование работников и учащихся общеобразовательного учреждения.
4.10. Повышать свою квалификацию, пользоваться правами в соответствии с Трудовым кодексом Российской Федерации.
4.11. Принимать участие в управлении общеобразовательным учреждением в порядке, определяемом Уставом.
4.12. На защиту своей профессиональной чести и достоинства.
4.13. Знакомиться с проектами решений администрации общеобразовательного учреждения, касающимися его рабочей деятельности, с жалобами и другими документами, содержащими оценку его работы, давать по ним объяснения.
4.14. На обеспечение рабочего места, соответствующего государственным нормативным требованиям охраны труда и условиям, предусмотренным коллективным договором между администрацией и работниками общеобразовательного учреждения.
5. Ответственность
5.1. Специалист по охране труда несет общеобразовательного учреждения персональную ответственность за:
За нарушение законодательных и нормативных актов специалист по охране труда может быть привлечен в соответствии с действующим законодательством РФ в зависимости от тяжести проступка к дисциплинарной, материальной, административной и уголовной ответственности.
5.2. За неисполнение или нарушение без уважительных причин своих должностных обязанностей, установленных должностной инструкцией, Устава и Правил внутреннего трудового распорядка, приказов директора общеобразовательного учреждения и иных локальных нормативных актов, специалист по охране труда несет дисциплинарную ответственность в порядке, утвержденном трудовым законодательством Российской Федерации.
5.4. За причинение общеобразовательному учреждению и участникам образовательных отношений ущерба в связи с исполнением (нарушением) своих прямых должностных обязанностей специалист по охране труда несет материальную ответственность в размере, установленном трудовым и (или) гражданским законодательством Российской Федерации.
5.5. За несоблюдение правил и требований пожарной безопасности, охраны труда, санитарно-гигиенических правил специалист по охране труда привлекается к административной ответственности в порядке и в случаях, предусмотренных административным законодательством Российской Федерации.
6. Взаимоотношения. Связи по должности
6.1. Специалист по охране труда в общеобразовательном учреждении выполняет работу согласно утвержденному директором общеобразовательного учреждения графику работы, составленному исходя из 40 часовой рабочей недели на ставку заработной платы, участвует в совещаниях, выступает на педагогических советах, заседаниях методических объединений учителей по вопросам организации работы по охране труда.
6.2. Самостоятельно планирует свою деятельность на каждый учебный год и каждую учебную четверть. План работы специалиста по охране труда утверждается непосредственно директором общеобразовательного учреждения.
6.3. Получает от директора общеобразовательного учреждения информацию нормативно-правового характера, систематически знакомится под расписку с соответствующими документами, как локальными, так и вышестоящих органов управления образования.
6.4. Информирует администрацию общеобразовательного учреждения о несчастных случаях, произошедших в учреждении, и о проведенном расследовании обстоятельств, а также о недостатках в обеспечении требований охраны труда и пожарной безопасности в общеобразовательном учреждении.
6.5. Регулярно обменивается информацией по вопросам и задачам, входящим в компетенцию специалиста по охране труда с администрацией, педагогами и иными работниками общеобразовательного учреждения.
6.6. Принимает под свою персональную ответственность материальные ценности с непосредственным использованием и хранением их в кабинете охраны труда общеобразовательного учреждения.
6.7. Представляет директору общеобразовательного учреждения письменный отчет о своей деятельности объемом не более пяти машинописных страниц по окончании каждого учебного года.
6.8. Сообщает директору и его заместителям информацию, полученную на совещаниях, семинарах, конференциях непосредственно после ее получения.
7. Заключительные положения
7.1. Ознакомление работника с настоящей должностной инструкцией осуществляется при приеме на работу (до подписания трудового договора).
7.2. Один экземпляр должностной инструкции находится у работодателя, второй – у сотрудника.
7.3. Факт ознакомления специалиста по охране труда в общеобразовательном учреждении с настоящей должностной инструкцией, подтверждается подписью в экземпляре должностной инструкции, хранящемся у работодателя, а также в журнале ознакомления с должностными инструкциями.
С инструкцией ознакомлен ______/____________/ «__» _______ 20__ г.
Охрана и безопасность труда в школе и ДОУ
Должностная инструкция
специалиста по охране труда общеобразовательной организации
1. Общие положения
1.1. Настоящая должностная инструкция специалиста по охране труда в школе разработана на основе Профессионального стандарта 40.054 «Специалист в области охраны труда», утвержденного приказом Министерства труда и социальной защиты РФ № 524н от 04.08.2014г с изменениями от 12 декабря 2016г, в соответствии с Федеральным законом №273-ФЗ от 29.12.2012г «Об образовании в Российской Федерации» в редакции от 2 июля 2021 года, СП 2.4.3648-20 «Санитарно-эпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи», Трудовым кодексом Российской Федерации и другими нормативными актами, регулирующими трудовые отношения между работником и работодателем.
1.2. Разработанная должностная инструкция специалиста по охране труда в школе по профстандарту устанавливает функциональные обязанности, права и ответственность работника, занимающего в общеобразовательной организации должность специалиста по охране труда.
1.3.
1.4. Специалист по охране труда принимается на работу и освобождается от должности директором общеобразовательной организации в порядке, установленном Трудовым законодательством Российской Федерации.
1.5. Специалист по охране труда относится к категории специалистов и непосредственно подчиняется директору школы.
1.6. В своей профессиональной деятельности в школе специалист по охране труда руководствуется должностной инструкцией по профстандарту, законодательными и нормативными актами Российской Федерации в сфере охраны труда, административным, трудовым и хозяйственным законодательством Российской Федерации, решениями органов управления образования всех уровней по вопросам организации охраны труда, а также:
1.9. Специалист по охране труда школы должен ознакомиться с должностной инструкцией, разработанной с учетом профстандарта, соблюдать требования Конвенции ООН о правах ребенка, пройти обучение и иметь навыки оказания первой помощи пострадавшим.
1.10. Специалист по охране труда должен строго соблюдать требования охраны труда, пожарной безопасности и личной гигиены на рабочем месте, знать порядок действий при возникновении пожара или иной чрезвычайной ситуации и эвакуации в школе.
2. Трудовые функции
2.1. Внедрение и обеспечение функционирования системы управления охраной труда в образовательном учреждении.
2.1.1. Нормативное обеспечение системы управления охраной труда в школе.
2.1.2. Обеспечение подготовки работников школы в области охраны труда.
2.1.3. Сбор, обработка и передача информации по вопросам условий и охраны труда в общеобразовательном учреждении.
2.1.4. Обеспечение снижения уровней профессиональных рисков с учетом условий труда в общеобразовательном учреждении.
3. Должностные обязанности специалиста по охране труда
3.5. Специалист по охране труда в школе составляет перспективный план работы на год (четверть), предоставляет анализ работы за год директору общеобразовательного учреждения.
3.6. Соблюдает этические нормы поведения в общеобразовательном учреждении, в быту, а также в общественных местах.
3.7. Обеспечивает сохранность подотчетного оборудования, организует и способствует пополнению кабинета охраны труда нормативными и методическими материалами.
3.8. Проходит периодические бесплатные медицинские обследования.
3.9. Выполняет положения должностной инструкции специалиста по охране труда в школе, разработанной по профстандарту, правила охраны труда, пожарной безопасности и санитарно-гигиенические нормы и требования на рабочем месте, а также трудовую дисциплину, Устав и Правила внутреннего трудового распорядка, установленные в общеобразовательном учреждении.
4. Права
4.1. Вносить конкретные предложения администрации школы по вопросам организации охраны труда и условий труда, по развитию и совершенствованию деятельности школы с учетом вопросов охраны труда.
4.2. Запрашивать и пользоваться информационными материалами и нормативно-правовыми документами, необходимыми для исполнения своих должностных обязанностей, получать поступающие в общеобразовательное учреждение документы и иные информационные материалы по своему профилю деятельности для ознакомления, систематизированного учета и использования в работе.
4.3. Вносить предложения директору школы по поощрению и наложению взысканий на работников общеобразовательного учреждения по своей деятельности.
4.4. Запрашивать и получать от заместителей директора, руководителей методических объединений школы информацию, необходимую для выполнения возложенных на него должностных обязанностей.
4.5. Осуществлять в пределах своей компетенции проверку деятельности педагогических работников школы по охране труда, о результатах проверок докладывать директору общеобразовательного учреждения.
4.6. Участвовать в совещаниях, педагогических советах при рассмотрении вопросов, отнесенных к компетенции службы охраны труда.
4.7. Предъявлять работникам школы обязательные для исполнения предписания об устранении выявленных при проверках нарушений требований охраны труда и контролировать их выполнение.
4.8. Требовать отстранения от работы лиц, не имеющих допуска к выполнению данного вида работ, не прошедших в установленном порядке предварительных и периодических медицинских осмотров, инструктажа по охране труда, не использующих в своей работе предоставленных средств индивидуальной защиты, а также нарушающих требования законодательства об охране труда.
4.9. Требовать письменные объяснения от лиц, допустивших нарушения законодательства об охране труда, допустившие травмирование работников и учащихся школы.
4.10. Повышать свою квалификацию, пользоваться правами в соответствии с ТК РФ.
4.11. Принимать участие в управлении общеобразовательным учреждением в порядке, определяемом Уставом.
4.12. На защиту своей профессиональной чести и достоинства.
4.13. Знакомиться с проектами решений администрации общеобразовательного учреждения, касающимися его рабочей деятельности, с жалобами и другими документами, содержащими оценку его работы, давать по ним объяснения.
4.14. На обеспечение рабочего места, соответствующего государственным нормативным требованиям охраны труда и условиям, предусмотренным коллективным договором между администрацией и работниками школы.
5. Ответственность
6. Взаимоотношения. Связи по должности
6.1. Специалист по охране труда в общеобразовательном учреждении выполняет работу согласно утвержденному директором школы графику работы, составленному исходя из 40 часовой рабочей недели на ставку заработной платы, участвует в совещаниях, выступает на педагогических советах, заседаниях методических объединений учителей по вопросам организации работы по охране труда.
6.2. Самостоятельно планирует свою деятельность на каждый учебный год и каждую учебную четверть. План работы специалиста по охране труда утверждается непосредственно директором общеобразовательного учреждения.
6.3. Получает от директора школы информацию нормативно-правового характера, систематически знакомится под подпись с соответствующими документами, как локальными, так и вышестоящих органов управления образования.
6.4. Информирует администрацию общеобразовательного учреждения о несчастных случаях, произошедших в учреждении, и о проведенном расследовании обстоятельств, а также о недостатках в обеспечении требований охраны труда и пожарной безопасности в общеобразовательном учреждении.
6.5. Информирует директора (при отсутствии – иное должностное лицо) о факте возникновения групповых инфекционных и неинфекционных заболеваний, заместителя директора по административно-хозяйственной части – об аварийных ситуациях в работе систем электроосвещения, отопления и водопровода.
6.6. Регулярно обменивается информацией по вопросам и задачам, входящим в компетенцию специалиста по охране труда с администрацией, педагогами и иными работниками общеобразовательного учреждения.
6.7. Принимает под свою персональную ответственность материальные ценности с непосредственным использованием и хранением их в кабинете охраны труда общеобразовательного учреждения.
6.8. Представляет директору школы письменный отчет о своей деятельности объемом не более пяти машинописных страниц по окончании каждого учебного года.
6.9. Сообщает директору и его заместителям информацию, полученную на совещаниях, семинарах, конференциях непосредственно после ее получения.
7. Заключительные положения
7.1. Ознакомление работника с настоящей должностной инструкцией осуществляется при приеме на работу (до подписания трудового договора).
7.2. Один экземпляр должностной инструкции находится у работодателя, второй – у сотрудника.
7.3. Факт ознакомления специалиста по охране труда в школе с настоящей должностной инструкцией, разработанной на основе профстандарта, подтверждается подписью в экземпляре должностной инструкции, хранящемся у работодателя, а также в журнале ознакомления с должностными инструкциями.
Должностную инструкцию разработал: _____________ /_______________________/
С должностной инструкцией ознакомлен (а), один экземпляр получил (а).
«___»______________202___г. _____________ /_______________________/