что делает методолог в организации

Кто такой методист образовательных программ?

Специалист, который составляет учебные программы для курсов и выстраивает весь процесс: от старта до результата.

что делает методолог в организации. Смотреть фото что делает методолог в организации. Смотреть картинку что делает методолог в организации. Картинка про что делает методолог в организации. Фото что делает методолог в организации

что делает методолог в организации. Смотреть фото что делает методолог в организации. Смотреть картинку что делает методолог в организации. Картинка про что делает методолог в организации. Фото что делает методолог в организации

что делает методолог в организации. Смотреть фото что делает методолог в организации. Смотреть картинку что делает методолог в организации. Картинка про что делает методолог в организации. Фото что делает методолог в организации

Знакомое слово. А что делает методист?

Проектирует образовательный курс: разрабатывает план учебной программы, определяет формат занятий, подготавливает учебный материал и задания, определяет результаты обучения. Помогает студентам интересно и комфортно учиться и достигать тех целей, которые заложены в программу.

Допустим, вы записались на курс «Научись делать столы за 30 дней», после его окончания вы должны научиться делать столы. Методист здесь — ваш проводник: он отобрал нужную информацию, сделал инструкцию по прохождению курса и помог достичь результата за нужное время.

Методиста ещё называют педагогическим дизайнером, архитектором обучения, разработчиком онлайн-курсов, сценаристом.

что делает методолог в организации. Смотреть фото что делает методолог в организации. Смотреть картинку что делает методолог в организации. Картинка про что делает методолог в организации. Фото что делает методолог в организации

Пишет статьи о дизайне и маркетинге. Любит книги и путешествия в горы.

что делает методолог в организации. Смотреть фото что делает методолог в организации. Смотреть картинку что делает методолог в организации. Картинка про что делает методолог в организации. Фото что делает методолог в организации

Так, а какие задачи он решает?

Всё зависит от организации и конкретного образовательного проекта. Где-то методист может заниматься только контентом для учебной программы, а где-то — выполнять большой спектр задач: от концепции проекта до сбора обратной связи.

Несколько руководителей методических команд, продюсеров образовательных программ объединились и составили «Скиллсет методиста» — список задач, с которыми может столкнуться методист и команда образовательного проекта на практике. Там же есть перечень знаний и умений, которые нужны на каждом этапе. Сейчас в скиллсете 66 рабочих задач и он дополняется. Каждый методист не обязан владеть всеми этими знаниями, но список подсказывает, в каких направлениях развиваться новичку или повышать квалификацию специалисту.

что делает методолог в организации. Смотреть фото что делает методолог в организации. Смотреть картинку что делает методолог в организации. Картинка про что делает методолог в организации. Фото что делает методолог в организации

А с какими основными задачами тогда сталкивается специалист?

Если говорить об опытном методисте, который может разработать программу с нуля, то вначале он исследует целевую аудиторию курса, её потребности, мотивы обучения.

Потом определяет цели и задачи курса, желаемый результат. Прописывает путь, по которому проведёт студента по образовательной программе.

Методист работает в связке с экспертом, и одна из его главных задач — помогать эксперту структурировать и переработать знания и опыт. Из массива информации методист выделяет нужное и полезное, убирает лишние блоки, добавляет связки, задаёт вопросы эксперту. То есть, по сути, адаптирует информацию от эксперта для аудитории, кучу знаний в его голове укладывает в упорядоченный курс.

Дальше он продумывает формат занятий: где будет практика, где интерактивы, какие использовать сервисы и программы для обучения. Какая будет форма коммуникации со студентом, формат проверки знаний. Планирует расписание и карту курса, определяет, где будут перерывы. И думает, как повысить активность студента, вовлечь его в процесс обучения и мотивировать.

Также методист собирает аналитику и обратную связь от студентов, чтобы улучшить курс.

что делает методолог в организации. Смотреть фото что делает методолог в организации. Смотреть картинку что делает методолог в организации. Картинка про что делает методолог в организации. Фото что делает методолог в организации

Довольно много задач для одного. Но ведь есть и другие люди, которые разрабатывают программу?

Конечно! Над образовательным курсом работает, как правило, целая команда, а не один человек. Методист — это ключевая роль, поскольку он упаковывает знания эксперта и выстраивает обучающую стратегию.

Кроме него в команде ещё обычно есть:

Но бывает, что все эти роли совмещает один человек.

что делает методолог в организации. Смотреть фото что делает методолог в организации. Смотреть картинку что делает методолог в организации. Картинка про что делает методолог в организации. Фото что делает методолог в организации

А что должны знать методисты?

Важно разбираться в нескольких предметных областях. Нужны знания возрастной психологии, педагогики, нейрофизиологии, чтобы понимать, как работает наш мозг и как мы учимся, где сделать перерыв и сколько он должен длиться.

Навыки копирайтинга пригодятся для переработки, структурирования и упаковки текста в приятный для чтения вид.

Основы UX-дизайна — для понимания законов восприятия информации.

Чтобы исследовать аудиторию, сделать курс привлекательным и уметь оценить его эффективность, методисту понадобятся знания менеджмента и маркетинга.

А если методист отвечает за достижение результата и доведение проекта до конца, то ему полезно разбираться в проджект-менеджменте.

что делает методолог в организации. Смотреть фото что делает методолог в организации. Смотреть картинку что делает методолог в организации. Картинка про что делает методолог в организации. Фото что делает методолог в организации

Это же пять разных профессий! Методист обязательно должен все их освоить?

Не обязательно. Как правило, методисты хорошо разбираются в каких-то отдельных направлениях и постепенно развиваются в остальных. Например, могут быть классными педагогами, но не прорабатывать интерфейсы и дизайн курса.

Но хорошему специалисту важно развиваться во всех направлениях, анализировать, каких скиллов не хватает, что нужно подтянуть, и выбрать вектор развития.

что делает методолог в организации. Смотреть фото что делает методолог в организации. Смотреть картинку что делает методолог в организации. Картинка про что делает методолог в организации. Фото что делает методолог в организации

А что ещё важно для методиста? Какие hard и soft skills должны быть развиты?

Главные hard skills — это умение проектировать модель обучения и создавать контент, понимание логики построения образовательного продукта.

А среди важных soft skills: системное мышление, дотошность, умение выстраивать структуру из хаоса. Нужно быть занудой в хорошем смысле, чтобы вытянуть из эксперта самое важное, основательно и придирчиво проработать информацию.

Обязательно быть любознательным и любить постоянно учиться. Наконец, методисту не обойтись без умения общаться с людьми и работать в команде.

что делает методолог в организации. Смотреть фото что делает методолог в организации. Смотреть картинку что делает методолог в организации. Картинка про что делает методолог в организации. Фото что делает методолог в организации

Может ли методист делать образовательную программу, не разбираясь в теме курса?

Может. Конечно, если это какая-то специфическая тема или область со своей методологией обучения (например, иностранные языки), то без знаний в ней невозможно разработать учебную программу. Но по большинству тем методист может иметь лишь общее представление. А дальше уже задавать вопросы эксперту, постепенно погружаясь в тему.

Если методист не разбирается в теме, это даже полезно. В этом случае вопросы эксперту он будет задавать правильные, как новичок. А ещё у него не будет искушения подменить собой эксперта и опираться на собственные знания и опыт, считать, что он всё понимает, и не задавать вопросов.

что делает методолог в организации. Смотреть фото что делает методолог в организации. Смотреть картинку что делает методолог в организации. Картинка про что делает методолог в организации. Фото что делает методолог в организации

Слышал, что профессия методиста сейчас очень востребована. Почему?

Да, это так. Сфера образования развивается быстрыми темпами. Кроме академического образования стали популярны дополнительное образование, корпоративное образование, появилось множество обучающих курсов.

Кроме того, методист помогает масштабировать уже существующие курсы, тренинги, учебный материал. Допустим, вы записали несколько лекций по академической живописи и хотите сделать из них онлайн-курс с уроками, который будет интересно пройти не только студентам в вузе, но и всем интересующимся искусством. Методист упакует курс так, чтобы из обычных лекций сделать целый образовательный продукт и донести его ценность до широкой аудитории.

что делает методолог в организации. Смотреть фото что делает методолог в организации. Смотреть картинку что делает методолог в организации. Картинка про что делает методолог в организации. Фото что делает методолог в организации

А где может работать методист, кроме вузов и школ?

Везде, где есть образовательные программы. Чаще всего методисты работают в образовательных компаниях, онлайн-школах.

Востребованы они и во многих крупных компаниях с методическими отделами, которые занимаются корпоративным обучением.

Методисты могут работать и на себя, создать собственный образовательный продукт. Или разработать курс для отдельных экспертов.

что делает методолог в организации. Смотреть фото что делает методолог в организации. Смотреть картинку что делает методолог в организации. Картинка про что делает методолог в организации. Фото что делает методолог в организации

Я хочу стать методистом. Что мне делать?

Можно учиться на собственном опыте — попробовать запустить свой курс: придумать идею, проанализировать рынок и конкурентов, спрос на услугу, создать программу обучения, найти экспертов, создать посадочную страницу, дать рекламу и так далее.

Можно попробовать с уже имеющимися навыками и опытом устроиться в образовательный проект и подтягивать те знания, которых не хватает.

Для постепенного старта в профессии подойдут онлайн-курсы, где можно научиться разрабатывать образовательный проект на практике.

Источник

Профессия методолог онлайн-школы: обязанности, ключевые компетенции и навыки разработчика курсов

На этапе развития образовательного бизнеса методологии уделяли мало внимания, фокус был на продажу курса. В последние годы ситуация кардинально поменялась. Много крупных игроков вышли на рынок, конкуренция возросла. Ученики стали избирательнее, а владельцы образовательных проектов поняли, что курс должен создаваться не на коленке, а с учетом современных образовательных методик, которые не дают ученику потеряться в дебрях курсов, а помогают дойти до конца и получить результат. Руководители онлайн-школ стали серьезно относится к проектированию учебного процесса. Решить эту задачу помогает методолог онлайн-курса.

Результат учеников — это кейсы, это сарафанное радио, это рост продаж и отстройка от конкурентов. Поэтому сейчас практически любой онлайн-школе нужен грамотный методолог. Дефицит методологов на данный момент просто огромный. Рассмотрим в статье, что же это за суперпрофессия, и почему она сейчас в тренде.

Методолог онлайн-школы: кто это такой и чем занимается в онлайн-проекте?

Методолог онлайн-школы – это разработчик дистанционных курсов. Заказчики по-разному называют этого специалиста, когда выкладывают вакансию на сайтах по поиску сотрудников: сценарист онлайн-курсов, педагогический дизайнер, архитектор образовательного проекта.

Список задач у него довольно весомый. На практике методолог совмещает в себе функции и тестировщика, и дизайнера, и еще некоторых других специалистов. Это многогранный человек, который владеет около 25 компетенциями. В некоторых источниках я встречал такую красивую художественную метафору – «человек-оркестр». Такое название очень хорошо подходит методологу онлайн-проекта. Используя различные инструменты, он создает сценарий и историю проекта, который должен зацепить внимание потенциальной аудитории и сформировать преданную клиентскую базу.

Некоторые эксперты разделяют понятия «методолог», «методист» и «педагогический дизайнер»

Методолог:

Методист:

Педагогический дизайнер – проектирует образовательную среду. Чаще в русскоязычном пространстве он и есть методист. А грамотный методист всегда развивает себя как методолога.

В статье я не буду разграничивать эти понятия. На практике всеми этими задачами в онлайн-проекте занимается один человек. Никто из руководителей не нанимает их всех. Соискатели вакансий тоже не разделяют данные обязанности.

Может ли методист покинуть проект, который уже помог запустить?

Итак, специалист разработал онлайн-курс, согласовал все детали с заказчиком, и заказчик его одобрил. А что дальше? Нужен ли методист в дальнейшем? Мой ответ – да. Разработчик должен присутствовать на всех этапах онлайн-обучения: от начала и до конца. Чтобы понять, о чем идет речь, я подготовил таблицу, в которой показал, чем занимается методолог на всех этапах образовательного процесса:

До обученияВо время обученияПосле обучения
Логика модулейПрисутствие или просмотр занятийАнализ обратной связи
Фреймворки занятийСбор планов занятий в случае замены экспертаВнесение изменений в логику модулей и занятия
Фреймворки домашних заданийВнесение изменений в модули и занятия по результатам обратной связи
Сбор планов занятий экспертов
Сбор презентаций экспертов
Работа над подготовкой каждого занятия совместно с экспертом

Как видим, разработчик онлайн-курсов – это ценный сотрудник, который должен присутствовать на протяжении всего жизненного цикла проекта. Поэтому эта профессия сегодня востребована, а онлайн-школы нуждаются в профессиональных методологах.

Основные задачи, навыки и умения методолога

Специалист по разработке онлайн-курса выполняет много задач, но самое главное, что он должен уметь делать – это выстроить логику обучающего процесса, прояснить цели с заказчиком и придать структуру материалам проекта.

Методолог непосредственно должен разговаривать с заказчиком, чтобы понять, каких целей тот хочет достичь, так как у каждого курса – цели могут быть разные. Очень часто заказчики сами не понимают, что они хотят получить, какой конечный продукт видится им в итоге. Задача формулируется туманно: «нам нужно разработать курс и побыстрее, горят сроки». А когда методолог начинает узнавать подробнее, задавая конкретные вопросы, то выясняется, что заказчику вовсе не нужен сценарий курса, вместо этого задачу можно решить с помощью буклета или брошюры.

Грамотные методологи просят заказчиков заполнить бриф – это список вопросов, которые помогают сформулировать цель и составить четкое техническое задание. В 2-3 предложениях цель и задачи курса объяснить не получится, поэтому заказчики письменно должны заполнить этот опросник. И чем больше будет правильных вопросов, тем качественнее сможет выполнить свою работу методолог и удовлетворить потребности своего клиента.

После заполнения брифа стороны могут обсудить детали при личной встрече или созвониться по видеосвязи.

Чтобы создать работающий сценарий онлайн-школы, нужно выяснить у заказчика, чему должны научиться ученики, и от его ответа будут зависеть стратегии, которые применит методолог. На основе цели из брифа может быть разработано тестирование по онлайн-курсу.

Какие именно можно задавать вопросы заказчику в брифе, смотрите по ссылке (ссылка).

Какие еще задачи выполняет методолог:

На стадии проектирования онлайн-школы можно выделить несколько этапов. Отметкой «+» я обозначил функционал методиста:

Перейдем к навыкам и умениям, которыми должен обладать методист:

Как заказчики проверяют соискателей на место методолога в проекте

Любой руководитель онлайн-проекта хочет видеть в своей команде грамотного специалиста по разработке курса, поэтому может предложить ему выполнить некоторые задания. Рассмотрим наиболее популярные из них.

Что может проверить заказчик?

Методолог должен быть готов и уметь выполнить задания потенциального работодателя, чтобы показать ему свою компетенцию и подготовленность к работе.

Советы разработчикам онлайн-курсов

Используя инструментарий различных специальных сервисов по архитектуре курсов, разработчик создает из PowerPoint – слайд-шоу или документа в формате Word – яркий образовательный сценарий. Очень важно при этом не упираться в программу-редактор. Если софт сложный, Вы не можете найти нужную кнопку и подключить анимированный кусок, то создать курс будет проблематично, даже если Вы подключили все свои творческие ресурсы. Нужно быть гибким и решать задачи всеми возможными путями, используя различные программы, которые наиболее отвечают запросам заказчика.

Пять главных ошибок методиста онлайн-проекта

В начале статьи я уже говорил, что этот специалист совмещает в себе несколько ролей, то есть выполняет обязанности сразу нескольких специалистов (помимо методики, еще дизайн, графика, тестирование). Бывает, что методисты допускают ошибки в своей работе. И не обязательно это только новички, опытные специалисты тоже могут «перестараться» и выдать продукт, который будет выглядеть глупо и не принесет желаемый результат.

Назову 5 самых распространенных ошибок, которые не должен допускать методолог онлайн-курса:

Они будут отвлекать внимание, и в конце-концов ученик может потерять доверие к онлайн-школе и слиться на начальном этапе обучения. Гораздо выгоднее смотрелась бы девушка-офисный работник.

что делает методолог в организации. Смотреть фото что делает методолог в организации. Смотреть картинку что делает методолог в организации. Картинка про что делает методолог в организации. Фото что делает методолог в организации

Ученикам понравится такой интерактивный элемент, и они будут воспринимать такой образ как своего виртуального преподавателя.

3. Странная обратная связь. Иногда методисты перегибают палку с эмоциональным фоном. Такая обратная связь получается чересчур негативной или, наоборот, необоснованно позитивной. Когда ученик получает сообщение: «Ты абсолютно ничего не понял, закрой курс и умри на месте» — такое решение будет провальным и отпугнет учеников.

что делает методолог в организации. Смотреть фото что делает методолог в организации. Смотреть картинку что делает методолог в организации. Картинка про что делает методолог в организации. Фото что делает методолог в организации

Также не следует проявлять бурную радость: «Круто. Ты справился! Ты ответил на один вопрос». Толку от такой обратной связи тоже будет ноль.

Правильно использовать более спокойные формулировки, например, мягко указать, что ответ был «не совсем точным» и рекомендовать вернуться к предыдущему уроку, чтобы ученик мог повторить материал и еще раз попробовать выполнить упражнение. Ученик в любом случае выполнит это задание, благодаря грамотному сценарию учебного процесса, который продумал методолог.

4. Излишняя интерактивность и анимация. Ученик не должен путаться в нереальном количестве кнопок, чтобы добраться до необходимой информации. Это не приведет ни к чему хорошему и просто оттолкнет его от курса. Схема действий должна быть максимально простой и понятной.

Элемент интерактива нужно использовать в разумных пределах. Не перестарайтесь и с анимацией. У пользователей не должно рябить в глазах от количества ярких иллюстраций. Картинки не должны отвлекать от главной задачи – усвоения материала курса.

5. Отсутствие вдохновения. Кто-то скажет, что можно и без вдохновения разрабатывать сценарии дистанционных курсов. Но лично я считаю, что без вдохновения в таком сценарии не будет огня. Хороший специалист творчески подойдет к своей задаче и вложит в проект душу.

Могут ли роль методиста выполнять руководитель онлайн-проекта, продюсер или эксперт?

Чтобы разобраться, способны ли эти люди взять на себя задачи методиста, давайте разберемся, чем занимается в проекте каждый из них.

Руководитель онлайн-школы – это человек, который управляет всеми процессами проекта и принимает отчеты о проделанной работе. Он мыслит крупными категориями, для него онлайн-школа – это бизнес, который нужно вывести на эффективные показатели и обеспечить прибыль не только себе, но и всей команде.

Руководитель не только решает административные вопросы, руководит командой, но и отвечает за конечный продукт. Он работает в плотной связке с методистом и экспертом, продумывает стратегии продвижения, предлагает эффективные механизмы заработка.

Руководитель может выполнять роль методолога, но и не только его. Также он может совмещать обязанности продюсера, маркетолога и т.д.

Продюсер проекта – это специалист, без которого не может обойтись ни одна онлайн-школа. В большинстве случаев он выполняет функции руководителя, ищет интересных экспертов, организует их деятельность. Он может принимать участие в упаковке и продвижении онлайн-курса. А также может составлять программу учебного процесса наравне с методологом. Еще он может выполнять задачи технического администратора, менеджера проекта, контент-менеджера, продумывать маркетинг и т.д.

Подробнее о продюсере онлайн-школы читайте в отдельной статье (ссылка).

Экспертом в образовательном онлайн-проекте называют онлайн-преподавателя, спикера, автора курса. То есть это человек, который владеет необходимыми знаниями и приемами для их донесения массовой аудитории. Он делится с учениками этими знаниями и своим опытом, создает на дистанционном занятии комфортную атмосферу, отвечает на вопросы учеников в специально отведенное для этого время (чаще всего – в конце вебинара).

Эксперт работает вместе с методистом. Они планируют программу курса и продумывают онлайн-занятия.

Об обязанностях преподавателя в онлайн-школе читайте в статье (ссылка).

Одному человеку трудно будет продумать сценарий, внедрить рекламу, запустить онлайн-курс и вести вебинары. Чаще всего инфобизнесменам нанять целый штат сотрудников не позволяет ограниченный бюджет. Но для создания и запуска онлайн-школы на начальном этапе достаточно будет этих трех человек:

Добавим сюда еще технического администратора, без которого тоже онлайн-проект не будет существовать. Он работает с уже готовыми программами и сервисами и решает технические вопросы.

По мере масштабирования проекта можно будет подключать наемных сотрудников или пользоваться услугами фрилансеров для выполнения разовых задач (таргетолог, графический дизайнер, лендингист, копирайтер и т.д.)

О самых популярных профессиях в сфере EdTech читайте здесь (ссылка).

Сколько может зарабатывать методист онлайн-школы?

Методист в проекте – это, чаще всего, наемный сотрудник, который оформлен в штате по гражданско-правовому договору. По крайней мере, такими должны быть взаимоотношения с работодателем. Этот специалист не является партнером руководителя, он получает просто хорошую и стабильную заработную плату. Не нужно думать, что он зарабатывает сотни тысяч рублей в месяц.

Эта работа подходит целеустремленным людям, которые ходят получать доход, работая дома на компьютере. Как показывает анализ сайтов по поиску вакансий, такой специалист получает от 30 000 руб. в месяц. Все будет зависеть от количества задач, сложности целей и щедрости заказчика. При этом сами заказчики в первую очередь смотрят на опыт соискателя и его кейсы. Из дополнительных требований часто заказчики смотрят на навыки копирайтинга, умение продать продукт компании.

Вряд ли получится совмещать несколько проектов, методолог всегда загружен максимально. Через год работы уже можно будет претендовать на доход от 50 000 — 60 000 руб. и выше. Некоторые заказчики платят еще и процент от продаж. Поэтому трудно назвать точную цифру, которую может получать методолог. Вполне возможно зарабатывать и 100 000 руб. в месяц.

что делает методолог в организации. Смотреть фото что делает методолог в организации. Смотреть картинку что делает методолог в организации. Картинка про что делает методолог в организации. Фото что делает методолог в организации

Как стать хорошим методологом образовательного онлайн-проекта

Методолог онлайн-курса — ключевая фигура в жизни онлайн-школы. Вряд ли без этого специалиста получится создать действительно качественный сценарий курса, который будет способен составить серьезную конкуренцию на рынке и просуществовать долго. Именно поэтому руководители онлайн-школ, которые понимают важность этой профессии, привлекают к разработке курса такого человека.

Чтобы стать хорошим методологом дистанционных курсов, нужно читать тематическую литературу, самому пройти обучение на эту специальность. А также нужно практиковаться в создании учебных сценариев, набивать руку, анализировать свои ошибки и результаты, и на основании этих данных улучшать собственные показатели.

Начните с книг по педагогическому дизайну и основам образовательной архитектуры. В этом плане можно остановиться на книге Джули Дирксена «Искусство обучать». Литературный труд этого автора подскажет, как используя ресурсы собственной памяти и внимания научиться строить учебный процесс. Книга читается на одном дыхании, так как полна ярких образов и примеров.

Выстраивая логику онлайн-курса, методист уже видит, какие стратегии он будет применять. Его ключевая задача – придумать такую модель учебного процесса, при котором ученики смогут достичь максимальных результатов, обучаясь в комфортной среде единомышленников. Даже если будет трудно, хороший специалист не откажется от работы на полпути, он будет искать разные способы – классические и нетрадиционные. Будет изучать целевую аудиторию и контекст, в котором ученики проходят обучение.

Методист должен ориентироваться в последних технологиях, выбирать лучшие сервисы, разбираться в новых трендах на рынке, чтобы создавать рабочие и эффективные онлайн-курсы.

Заключение

Методолог присутствует на протяжении всего существования онлайн-курса: начиная с его проектирования и заканчивая анализом результатов. Эта профессия входит в десятку самых востребованных на рынке EdTech.

Хороший методолог онлайн-курса создает продукт, который будет пользоваться спросом у большой аудитории и приносить доход руководителю образовательного проекта.

Я максимально подробно, насколько это позволяет формат статьи, рассказал об этом специалисте, его обязанностях, навыках и умениях. Надеюсь, информация окажется полезной не только для соискателей удаленной работы, но и для руководителей, которые ищут себе в штат такого работника. Теперь обе стороны представляют, чем занимается методолог в онлайн-проекте, и каким должен быть профессиональный разработчик сценариев курса.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *