что делает курица слова действия
Лексическая тема «Домашние птицы и их птенцы»
II. Объяснить ребёнку: человек держит этих птиц возле своего дома в «специальных домиках»; они называются домашние птицы; домашние птицыприносят пользу человеку: дают мясо, яйца, перья;человек ухаживает за ними: кормит зерном, поит водой.
III.Выучить: * какие части тела у птиц: голова, глаза, ушные отверстия, клюв; шея, туловище, крылья, хвост, лапы; гребешок, бородка (у петуха и курицы, шпоры (у петуха);
* кто как голос подает; * названия детёнышей домашних птиц.
IV.Поиграть с ребенком в дидактические игры:
3. «Назови папу и маму детёнышей»:
у утёнка мама (кто) – утка, папа (кто) – селезень;
у гусёнка мама (кто) гусыня, папа (кто) – гусак;
у индюшонка мама (кто) – индюшка, папа (кто) – индюк.
4. «Что умеют птицы?»:
курица умеет кудахтать, клевать, пить, бегать, ходить, летать;
утка умеет крякать, клевать, пить, бегать, ходить, летать, плавать;
петух умеет кукарекать, клевать, пить, бегать, ходить, летать, драться.
V.Ритмическое упражнение «Домашние птицы«.
Вместе с ребёнком ритмично поднимаемся на носочки и опускаемся на пяточки в такт рассказыванию стихотворения.
Есть у курицы цыплёнок,
У гусыни есть гусёнок,
У индюшки индюшонок,
А у утки есть утёнок.
У каждой мамы малыши
Все красивы, хороши!
VI. Выучить наизусть «Про двух гусят»только слова гусят:
Весёлый гусёнок по лужам шагал,
Весёлую песенку так напевал: «Га-га-га! Га-га-га!» /Весело. /
А грустный гусёнок по лужам шагал
И грустную песенку так напевал: «Га-га-га! Га-га-га!» /Грустно. /
Весёлый гусёнок к нему подошёл:
«Смотри, червяка я какого нашёл! Га-га-га!» /Весело. /
А грустный гусёнок ответил ему:
«А мне никогда не найти самому. Га-га-га!» /Грустно. /
Весёлый гусёнок сказал ему:
«Зря! Не надо грустить,
Если рядом друзья!» /Весело. /
VII. Составить описательный рассказ о домашней птице по плану:
Например. Это гусь. У него есть голова, глаза, ушные отверстия, клюв; длинная шея; туловище, крылья, хвост, лапы; тело покрыто перьями. Гусь умеет плавать.
Конспект НОД по развитию речи в первой младшей группе на тему: «Домашние птицы». ЦЕЛЬ: знакомить детей с домашними птицами и их детенышами: Селезень-утка-утята, гусь-гусыня-гусята, петух-курица-цыплята; развитие связной.
Конспект НОД по развитию речи в старшей группе «Домашние птицы» Конспект НОД по развитию речи в старшей группе «Домашние птицы» Цели: познакомить детей с названиями домашних птиц, внешним видом, образом.
Конспект логопедического занятия для старшей группы.Тема: Слова-действия. Животные.
Мавлютова Элеонора Винорисовна,
учитель-логопед МАДОУ д/с №133 г.Тюмени
— практическое усвоение детьми слов, обозначающих действия,
— формирование умения у детей задавать вопрос к словам и отвечать на них.
— развитие общей, мелкой, артикуляционной моторики, мимики, голоса,
— развитие фонематического слуха,
— развитие внимания, памяти, мышления.
— воспитание интереса к занятию,
— воспитание самоконтроля за своей речью,
ОБОРУДОВАНИЕ: сюжетные картинки, сигнальные карточки, картинки с животными, сундучок.
1. Организационный момент.
— Сегодня на занятии мы будем показывать и называть много разных действий, движений, задавать вопросы и отвечать на них
Улыбнитесь друг другу и скажите:
Мы будем заниматься, будем мы стараться.
Ответы верные давать и друг другу помогать!
Изобразите ласкового котенка,который просит молочка. Покажите огорчение маленького цыпленка, который хотел запеть как петух, но у него ничего не получилось, изобразить веселых попросят.
3. Логопедическая гимнастика.
Зарядка для губ. «УЛЫБОЧКА»
Губки наши улыбнулись,
Улыбочка и трубочка.
Растянулись в дудочку.
Зарядка для язычка.
4. Развитие фонематического слуха.
Я буду произносить слова правильно и неправильно, а вы хлопайте в ладоши только тогда, когда услышите правильно сказанное слово:
(зайка, дайка, зуйка, ёзик, ёжик, юзик, котунок, котенок, кутенок..)
Игра «Кто как подаёт голос?»
Логопед: Только что мы вспомнили, какие звуки могут издавать животные. А на картинках, которые находятся перед вами животные выполняют различные действия. Назовите эти действия. Дети, рассматривают каждый свою картинку и отвечают одним словом на вопрос «Что делает?»
(Спит, скачет, бежит, лает, прыгает..)
Рассматривание сюжетных картинок
Петух стоит. Слово действие-стоит.
Котенок лакает молоко. Слово действие-лакает.
Зайка грызет морковку. Слово действие-грызет.
Корова пасется на лугу. Слов действие-пасется.
По лесу медведь идёт,
Этот мишка ищет мёд.
Он голодный, невесёлый.
Где живут лесные пчёлы? (Ходьба на месте.)
То направо повернётся,
То налево поглядит.
Где здесь рой пчелиный вьётся?
Кто среди кустов жужжит? (Повороты направо и налево.)
7.Закрепление пройденного материала.
Медведь сорвался с дерева. Медведь с дерева … (упал, свалился)
-Ребята, а сейчас новое задание: послушайте предложения и из каждого назовите только слово, обозначающее действие и «положите» слово в сундучок.
Зайчонок питается корой. Медведь любит мёд. Волк поймал добычу. Собака сторожит дом.
Логопед оценивает работу детей и поощряет их.
1. Жукова, Н. С. Логопедия : преодоление общего недоразвития речи
у дошкольников : кн. для логопеда / Н. С. Жукова, Е. М. Мастюкова, Т. Б.
Филичева. – Екатеринбург : ЛИТУР, 2005
2. Агранович 3.Е. Сборник домашних заданий в помощь логопедам и родителям для преодоления лексико-грамматического недоразвития речи у дошкольников с ОНР «Детство-Пресс»,2003
Приглашаем педагогов дошкольного образования Тюменской области, ЯНАО и ХМАО-Югры опубликовать свой методический материал:
— Педагогический опыт, авторские программы, методические пособия, презентации к занятиям, электронные игры;
— Лично разработанные конспекты и сценарии образовательной деятельности, проекты, мастер – классы (в т. ч. видео), формы работы с семьёй и педагогами.
Почему выгодно публиковаться у нас?
Картотека игр по лексической теме «Домашние птицы»
Светлана Рожкова
Картотека игр по лексической теме «Домашние птицы»
Систематизация представлений детей о домашних птицах: членах птичьих семей, пользе для человека, способ размножения, месте проживания. Уточнение и активизация словаря по теме, закрепление обобщающего понятия «Домашние птицы»
Цель: формировать навык согласовывать существительные в единственном и множественном числе
Гусь — гуси — много гусей,
петух — петухи — петухов,
селезень — селезни — селезней,
гусенок — гусята — гусят,
гусыня — гусыни — гусынь,
утенок — утята — утят,
индюк — индюки — индюков,
индюшка — индюшки — индюшек,
индюшонок — индюшата — индюшат.
Игра «ЧЕЙ? ЧЬЁ? ЧЬЯ? ЧЬИ?»
Цель: Совершенствование умения образовывать притяжательные прилагательные
Перо (чье) – куриное, гусиное, утиное, петушиное…
Хвост (чей) – куриный, гусиный….
Глаза (чьи) – утиные, индюшачьи…
Чему учится ребенок (цель): употреблять в речи имена существительные
единственного и множественного числа в творительном падеже с
Оснащение: не требуется.
Ход игры: расскажите ребенку, что птицы пошли на прогулку со своими
птенцами. Предложите ребенку подумать и сказать, кто с кем идет на
«Курица— с цыпленком. А если птенцов много?» (С цыплятами.)
«Гусь— с гусенком. А если птенцов много?» (С гусятами.)
«Утка— с утенком. А если птенцов много?» (С утятами.)
Игра «Продолжи предложение»
Чему учится ребенок (цель): распространять предложения с помощью
Оснащение: не требуется.
Ход игры: произнесите предложение. Попросите ребенка его продолжить,
правильно подбирая определения.
На заборе сидел петух. Какой забор? Какой петух? Теперь скажи все вместе.
(На деревянном заборе сидел большой петух.)
У Оли цыпленок. Какой цыпленок? (У Оли маленький пушистый желтый
Мама купила курочку. Какую курочку? (Мама купила маленькую
По двору ходит индюк. По какому двору? Какой индюк? (По нашему двору
ходит огромный сердитый индюк.)
Строительная игра «Где живут домашние птицы?»
Цель пособия: ознакомить ребёнка с окружающим миром и обогатить его знания о домашних птицах, их птенцах. Прилагаемые задания научат ребёнка обобщать, анализировать и сравнивать.
— познакомить с понятиями «домашние птицы» и их «птенцы»;
-развивать внимание, память, мышление, слушание, говорение, мелкую моторику;
Материал: фигурки птиц, кубики, схемы построек.
Воспитатель предлагает вместе построить двор для птиц по схемам.
Цель: упражнять в мягком спрыгивании, приземлении на полусогнутые ноги; в умении вступать в игру по сигналу; в соблюдении правил игры.
Правила: птенцы вылетают только по зову птиц; дети бегают только в пределах площадки; кошка не может ловить того, кто стоит на возвышении.
Цель: упражнять в умении использовать для игры всю площадку; выполнять игровые действия; изменять направление движения по сигналу; формировать потребность в двигательной активности.
Ход: Дети делятся на группы по. Каждая группа имеет свой домик — гнездышко (начерченный мелом круг, положенный на пол большой обруч или связанная за концы веревка и т. п.). Малыши, сидя на корточках, изображают птенчиков в гнездышках, воспитатель — птичку. На слова «Полетели — полетели!» птенчики выпархивают из гнездышек и стараются улететь за кормом подальше. На слова воспитателя «Полетели домой!» птенчики возвращаются в свои гнездышки. Игра повторяется 3—4 раза.
Правила: Педагог следит, чтобы дети-птенчики действовали по сигналу, напоминает, что нельзя залетать в чужое гнездышко, улетать надо подальше от дома — там больше корма.
Музыкальная игра «Вышла курочка гулять…»
Цель: учить выполнять движения, соответствующие тексту, проявлять активность в выполнении простейших танцевальных движений под музыку.
Материал: игрушка курочки, проигрыватель, магнитофонная запись с песней.
Ход игры: Воспитатель. Вы сейчас будете цыплятами, а курочка – вашей мамой. Будете делать то, что делают цыплята на прогулке с мамой курочкой, слушайте внимательно. Дети встают с мест и подходят к воспитателю с «цыплятами» в руках. Игрушку курочки воспитатель берет в руки, проговаривает строки р. н. п. «Вышла курочка гулять…» и показывает движения,дети повторяют за ним:
Вышла курочка гулять, Воспитатель идет по группе с игрушкой
свежей травки пощипать,
А за ней ребятки – Педагог зовет детей идти вместе с ней
Съели толстого жука, Дети и воспитатель садятся на корточки
дождевого червяка, выполняют движения по тексту
Сюжетно-ролевая игра «Петушок заболел»
Цель: воспитывать отзывчивость, заботливое отношение к домашним птицам.
Материал: игрушка петушка, колокольчики, корзинка с яйцами от киндер-сюрпризов, домик (ширма).
Ход игры: Заболел наш петушок.
Он под дождиком промок
И теперь не может нам
Кукарекать по утрам.
Нужно Петю выручать —
Нужно доктора позвать
За него пока кричать.
Давайте я дам ему лечебных зернышек. А пока он лечится, вы за него будете петь песню, и будить всех по утрам. Как надо петь песенку петушка, чтобы всех разбудить?
Дети. Весело, звонко.
Воспитатель. Будить всех вам помогут веселые колокольчики. Будете петь и звенеть.
Воспитатель раздает детям колокольчики. Они поют песню «Петушок», сопровождая ее звоном колокольчиков. Открывается окошко, из него выглядывает веселый и здоровый петушок и громко кукарекает.
Я теперь совсем здоров —
Спасибо детям за заботу,
Готов я выйти на работу.
Кукарекать буду рад,
По утрам будить ребят.
Воспитатель. Поприветствуем петушка — золотого гребешка!
Я начну, вы — завершайте,
Хором дружно продолжайте!
Дети хором выразительно рассказывают стихотворение Г. Бойко «Пе тушок» и имитируют движениями сапожки, сережки, гребешок, гордую походку петушка.
Петушок у нас горластый.
По утрам кричит он: «Здравствуй!»
На ногах его сапожки,
На ушах висят сережки,
На головке гребешок —
Вот какой он, петушок.
За то, что вы меня вылечили и помогли утром всех разбудить, я вам всем подарю золотые яйца. (Подает корзинку с яйцами от киндер-сюрпризов).
Цель: развитие сильного плавного ротового выдоха; активизация губных мышц
Ребёнок сидит, кисти согнутых рук прижаты к плечам. Сделать вдох, затем медленно наклонить туловище вниз, отвести локти назад, на длительном выдохе произнести «га!». Голову держать прямо. Возвратиться в исходное положение – вдох. На выдохе произносим «го», «гы», «гу»…
Гимнастика для глаз.
«Птицы на дворе».
Цель: профилактика нарушений зрения.
Перед нами петушок –
Он с земли зерно клюет.
(Дети смотрят перед собой.)
Слева – курица идет,
Справа – уточка плывет.
Сверху солнце ярко светит,
Согревает всех на свете. (Смотрят влево,
Тема: «Опыты и эксперименты с перьями птиц»
Цель: развитие познавательно-исследовательской активности детей, формирование навыков экспериментирования
• Закрепить первичное представление о значении перьев в жизни птиц, побуждать детей к выполнению элементарных опытов.
• Развитие познавательно-исследовательской активности детей, формирование навыков экспериментирования.
• Развитие наблюдательности, умения сравнивать, анализировать, обобщать, развивать познавательный интерес детей в процессе экспериментирования.
• Воспитывать эмоционально-ценностное отношение к окружающему миру, создавать благоприятную атмосферу доброжелательности и взаимопонимания.
Предметно-пространственная развивающая среда: перья маховые и пуховые, камни, весы, молнии, пипетки, емкость с водой, растительным маслом, бумажное крыло, лупы, шпажки, кисточки, салфетки, ножницы, клеенка).
1. Вводная часть (мотивационный, подготовительный этап)
(Познавательное развитие. Коммуникативная. Свободное общение.)
В группу внести альбом с разными перышками птиц, Воспитатель обращает внимание детей на альбом. –
Интересно, что в нем? Как вы думаете, ребята? (ответы детей). Вместе с детьми рассматриваем альбом.Воспитатель: Ребята, что в этом альбоме? Какие они? Как вы думаете, чьи они? Каких перелетных птиц вы знаете?
(Просмотр картинок на проекторе: разнообразие птиц)
Все птицы разные, а что у них общего? Что отличает их от остальных
животных? Ребята, посмотрите я не доделала последнюю страницу. Для чего птицам перья? Это очень интересно, а вы хотели бы узнать? (Последняя страница в чем разница» rel=dofollow»>страница альбома пустая, в конце НОД прикрепим картинки с изображением значимости перьев) Как можно это узнать?
2. Основная часть (содержательный, деятельностный этап)
(Познавательное развитие. Коммуникативная. Свободное общение.)
Где можно изучить и исследовать перья? Как одеты люди, которые работают в лаборатории?
-Посмотрите, что вы видите в лаборатории? Потрогайте перо. Какое оно?
— Интересно, легкое оно или тяжелое?
(Как это можно проверить? Как вы думаете)Дети кладут на одну руку перо, на другую – камень.
— Что еще может делать перо? Подбросьте перо. Что вы видите?
— А за счет чего оно легкое?
— Можно отрезать край у пера. Что можно увидеть.
Если я сделаю пером так (помашу) что вы ощущаете?- Когда птица машет крыльями, перо эластично пружинит, не расцепляя волоски.
Как бы нам рассмотреть перо? Что для этого нужно? (рассматривание через лупу)
Опыт с молнией и с маховым пером
— Видите, на бороздках пера есть выступы и крючочки, которые прочно и легко соединяются, застегивая поверхность пера, а если они расцепляются, то птица клювом соединяет их. А вы знаете, что когда то это увидели очень внимательные и умные люди и изобрели замок-молнию.
— Ребята, а что это за перо у меня в руке?
— Пуховое (маленькое, пушистое, тоненькое, волоски не сцепленные,
— Знаете, ребята. Я всегда смотрела на водоплавающих птиц и думала, почему их перья не намокают? А вы как думаете? (Ответы детей) Потому что, у них есть специальная жировая железа и птицы сами клювом смазывают перья. Хотите это проверить?
— У вас бумажное перо, попробуйте нанести кисточкой на него жировую смазку
(растительное масло, а теперь пипеткой капните воду. Что происходит с водой? Вода скатывается, вот так и с перьев птиц. Не зря говорит пословица «Как с гуся вода».
Ребята, мы с вами проделали опыты. Зачем птицам перья? (Помогают птице взлететь, держаться на воздухе, предохраняют от ушибов, пересыхания, намокания) Прикрепляем на последнюю страницу картинки с изображением значения перьев для жизни птиц).
— А где в быту нам может пригодиться перо?
(в старину на Руси писали перьями)
— А рисовать можно? Давайте попробуем.
Обводим силуэт птицы. Удобно вам было рисовать пером? Мне не удобно. Я попробую ручкой.
3. Заключительная часть (рефлексивный этап)
(Речевое развитие Коммуникативная. Специальное моделирование ситуаций общения.)
Ребята, кому бы вы хотели рассказать про перышко? На память хочу вам подарить ручки с перышком.
Хороводная игра «Гуси и волк»
Задача: приучить детей четко следовать правилам игры, развить подражательность, эмоциональность, двигательные навыки детей.
Нам нельзя! Серый волк под горой,
Не пускает нас домой!
Ну, летите, как хотите,
Только крылья берегите!
После этого гуси расправляют руки-«крылья» и «летят домой», но тут появляется волк и старается поймать кого-нибудь из гусей. Пойманных гусей волк уводит к себе в логово. Оставшиеся гуси возвращаются домой, а затем снова идут пастись на луг. После 3-4 повторений подсчитывается количество пойманных гусей. Далее игра продолжается после назначения новых водящих волка и пастуха.
Саомассаж. Массаж пальцев «Гусь»
Цель: развитие психоэмоциональной устойчивости и физического здоровья, повышение функциональной деятельности головного мозга.
Где ладошка? Тут? Показывает правую ладошку.
На ладошке пруд? Гладят левой ладонью правую.
Палец большой – Поочередно массируют каждый
Это гусь молодой, палец.
Средний – гуся ощипал,
Безымянный – суп варил,
А мизинец – печь топил.
Полетел гусь в рот, Машут кистями, двумя ладонями,
А оттуда в живот. прикасаются ко рту, потом к
Вот! Вытягивают ладошки вперед.
Консультация для родителей по лексической теме «Домашние животные» Наши спутники и друзья Попробуйте представить нашу жизнь без собак и кошек, коров и лошадей, коз, овец и свиней. Нет, это невозможно! Мы.
Картотека игр-заданий по лексической теме «Дикие животные» 1. «Назови лаского» Белка-белочка. Медведь-… Лиса-… Заяц-… Волк-… Еж-… 2. «Сосчитай до пяти» Один волк-два волка, … Одна лапа-… Один лось-….
Папка — передвижка по лексической теме «Зимующие птицы» 1. Рассмотрите на иллюстрациях и во время прогулки зимующих птиц, вспомнить их названия: воробей, голубь, ворона, дятел, снегирь, синица,.
Подборка речевых игр, загадок, речи с движением, пальчиковой гимнастики по лексической теме «Зимующие птицы» Уважаемые коллеги, предлагаю Вам пополнение в Вашу педагогическую копилку. Представляю подборку речевых игр, загадок, речи с движением,.
Планирование работы с детьми с ОВЗ по лексической теме «Домашние животные» Цель: продолжать знакомить детей с домашними животными (кошка, собака, корова, лошадь, свинья). Задачи: • Формировать понятие «домашние.
Презентация «Картотека речевых игр по лексической теме «Мебель» Картотека речевых игр по лексической теме «Мебель» Картотека игр по развитию лексики, грамматического строя речи и связной речи по лексической.
Задания логопеда воспитателю логопедической подготовительной группы по лексической теме «Домашние птицы и животные» Октябрь – 1 неделя. Тема недели: «Животный мир». Лексическая тема: «Домашние птицы и животные». (Подготовительная к школе группа.) Программное.
Задания логопеда воспитателю логопедической старшей группы по лексической теме «Домашние птицы. Домашние животные» Октябрь – 1 неделя. Тема недели: «Животный мир». Лексическая тема: «Домашние птицы. Домашние животные». (Старшая группа.) Программное содержание:.
Занятие по лексической теме «Домашние животные» Занятие № 2. Лексическая тема: «Домашние животные». Подготовила учитель-логопед Дрожжина Т. А. МБДОУ детский сад №7 «Белоснежка» Категория.
Картотека словесных речевых игр
«Закончи слово»
Дети располагаются по кругу. Ведущий бросает кому-либо мячик и говорит первый слог какого-нибудь слова,например: «Са.». Ребенок, которому бросили мяч, ловит его и прибавляет к слогу такое окончание, которое в совокупности составило бы целое слово.Например:ведущий говорит: «Са.»,поймавший отвечает: «. ша» (Саша) — и бросает мячик ведущему. Слова надо подбирать короткие и знакомые детям, вначале игры ведущий может сказать, что это будут имена тех, кто стоит в круге. Постепенно, раз за разом, игру можно усложнять, вводя слова из трех слогов.Например:ведущий говорит: «Са.» — и бросает мяч ребенку,
поймавший отвечает: «мо» — и бросает мячик другому игроку. Тот
Игра развивает ловкость и быстроту реакции. Полезна на этапе
изучения уменьшительно-ласкательных суффиксов. Можно играть с
несколькими детьми сразу, кидая мяч по очереди каждому из них.
Правила несложные: бросая мяч ребенку, вы называете основное
слово. Ребёнок должен поймать мячик, а потом бросить его вам, назвав это
слово в уменьшительной форме.
Примеры: стул — стульчик
Игра на закрепление знаний о многообразии профессий. Взрослый
называет действие и бросает ребёнку мяч, а малыш, возвращая мяч,
должен назвать соответствующую этому действию профессию:
Примеры: готовит — повар (кулинар, кондитер);
Можно поменяться ролями: профессию называет ведущий, а игроки
ловят мяч и называют подходящее действие.
Цель игры. Учить детей описывать предмет, не глядя на него,
выделять в нем существенные признаки; по описанию узнавать предмет.
Дети должны выбрать предмет для описания, приготовиться к ответу,
воспитатель кладет камешек на колени любому играющему (вместо
камешка можно использовать ленточку, игрушку и т. д.). Ребенок встает и
дает описание предмета, а затем передает камешек тому, кто будет
отгадывать. Отгадав, ребенок описывает свой предмет и передает камешек
следующему играющему, чтобы тот отгадал.
Игра продолжается до тех пор, пока каждый не придумает свою
Ведущий называет ребёнку несколько несогласованных слов, которые
надо соединить в грамматически верное словосочетание или предложение.
высокий, дерево — высокое дерево;
девочка, бегать — девочка бежит (бегает, бежала);
«Обними словами»
Есть одинокое слово. Ему скучно и грустно. Надо его обнять словами
так, чтобы получилось предложение.
После такого введения называете любое слово, с которым надо
придумывать предложения. Если ребёнок с таким заданием справляется с
восхищающей вас лёгкостью, можно усложнить правила. Теперь к
исходному «одинокому» слову надо добавлять по одному слову так, чтобы
сначала получить простое нераспространенное предложение (есть только
грамматическая основа: сказуемое и подлежащее, а затем
распространённое предложение с второстепенными членами*.
*Обратите внимание: классификацию и компоненты предложений
ребёнок в 6-7 лет знать не обязан, но общее представление в такой игровой
форме дать уже можно.
• Рыжая с белыми лапками кошка бежит.
«Расскажи картину»
Эта словесная игра подразумевает наличие заранее подготовленного
рисунка. Лучший вариант — пейзажи или натюрморты известных
художников. Но вместо картины можно использовать объекты
• присутствующего поблизости человека;
• видимую из окна часть улицы;
• детскую площадку во время прогулки.
Как известно, картины рисуют. А мы её расскажем. Проще говоря,
составим небольшой текст на 5-6 предложений, описывающий заданный
объект (картину, человека, улицу и пр.).
Это задание довольно сложное для новичков, поэтому сначала
помогайте своему дошкольнику наводящими вопросами. Постепенно он
научится описывать картины самостоятельно, что поможет ему в
ближайшем будущем блестяще писать школьные сочинения в младших
Цель игры. Учить детей сравнивать предметы, находить в них
признаки различия, сходства, узнавать предметы по описанию. Каждый
задумает два предмета, вспомнит, чем они отличаются друг от друга и чем
похожи, и расскажет нам, а мы отгадаем.
В игру может играть произвольное количество участников. Можно
играть одному, тогда мячик не перекидывается от игрока к игроку, а
отбивается от земли. Отличное занятие для тренировки ловкости и
координации движений, развития памяти и внимательности (ведь слова в
игре нельзя повторять).
Сев в кружок, игроки по часовой стрелке кидают друг другу мяч,
• я знаю десять (если 10 предметов одной категории назвать пока
сложно, число можно уменьшить до 5 или даже 3)
• цветков (категории могут быть самыми разными — женские и
мужские имена, месяцы, дни недели, цвета, геометрические
фигуры, птицы, овощи и пр.)
Далее следует перечисление предметов и их счёт:
Если игрок замешкался и не смог быстро назвать цветок, он передаёт
мячик дальше по кругу, а в конце кона (когда общими усилиями всех
участников будут названы все предметы данной категории) ему предстоит
выполнить какое-нибудь задание (рассказать стишок, спеть песенку,
ответить на вопрос, попрыгать на одной ножке и т. п.)
«Слова»
Дети должны назвать слово, начинающееся на тот звук, который был
последней в слове, названном другим игроком. Например, первый игрок
Такая игра развивает не только речь и словарный запас, но и слуховое
Называется одно слово, а детям предлагается подумать, как его
можно сказать по другому. «Например: умный – глупый, трудолюбивый –
ленивый, сильный – слабый, белый – черный и т. д. Можно подбирать
синонимы к словам, т. е слова, которые означают одно и то же. Например,
жесткий – твердый; печальный – грустный– несчастный…
Ведущий называет стихию (земля, вода или воздух) и кидает мячик в
руки игроку. Игрок должен поймать мячик и в доли секунды назвать
существо, в этой стихии обитающее.
Можно использовать названия категорий (птицы, рыбы) и
конкретные наименования (окунь, щука, ласточка). Главное условие: слова
повторяться не должны. Если назвать слово не получается или случился
повтор, проигравший должен выполнить задание ведущего.
Пример: вода — карась; земля — кабан; воздух — воробей.
«Слово-ассоциация»
Назовите слово, допустим, «мёд», и спросите у ребёнка, что он
представляет, когда слышит это слово? Например, ребёнок назовёт слово
«пчела», тогда следующий игрок должен назвать свою ассоциацию, но к
новому слову – например, «цветок». Эта детская словесная игра
способствует развитию ассоциативного мышления и расширению
словарного запаса.
«Словесный волейбол»
В этой игре участники, встав в круг, бросают друг другу мячик или
воздушный шарик. При этом тот игрок, кто бросает, называет любое имя
существительное, а тому, кто ловит мяч, нужно назвать подходящий по
смыслу глагол,например: солнце – светит, собака – лает и т. д. Если игрок
называет неподходящий глагол, он выбывает из игры.
Весёлая подвижная игра для детей. Ведущий называет участникам
слова, обозначающие названия предметов, а игрокам нужно можно
быстрее этот предмет отыскать и вручить ведущему. Сложность
заключается в том, что все предметы ведущий называет «задом наперёд»,
например: чям, акжол, агинк, алкук (мяч, ложка, книга, кукла). Веселье для
«Одним словом»
Спросите ребёнка, как назвать одним словом:
— тарелки, чашки, сковородки, кастрюли? (Посуда)
— диван, кровать, стол, стул, шкаф? (Мебель) и др.
Можно усложнить игру, называя в группе слов одно лишнее: яблок,
груша, слива, огурец. Ребенок должен отгадать лишнее слово и объяснить
«Похожие слова»
Цель: расширение словаря синонимов, развитие умения определять
схожие по смыслу слова.
Называем ребёнку ряд слов, и просим определить, какие два из них
слова-приятели. А называют их так, потому что они похожи по смыслу.
Цель: развитие слухового внимания, умения согласовывать слова в
предложении в винительном падеже.
Расскажите ребёнку историю о том, как Незнайка ходил в осенний
лес. Ему там так понравилось, что он поделился своими впечатлениями со
своими друзьями, но допустил в рассказе ошибки. Нужно помочь Незнайке
исправить его ошибки.
Я ходил в осенний лес. Там я видел серый заяц, рыжая белка,
колючий ёж. Заяц ел морковка. Белка шелушила еловая шишка. Ёж бежал
по лесная тропинка. Хорошо в осенний лес!
Взрослый называет слово, обозначающее один предмет, ребенок
называет множественное число слова.
Правила игры: Взрослый называет слово, ребёнок должен изменить
слово, образовав из него притяжательное прилагательное.Например: лиса
.Для этой игры нам понадобятся картинки двух разных человечков.
Предлагаем ребёнку послушать историю о двух братьях.
Жили-были два брата. Одного звали Ик, он был низкого роста и
худенький. А другого звали Ищ, он был толстый и высокий. У
каждого из братьев было своё жилище. У Ика был маленький
Предлагаем ребёнку подумать, что могло бы быть у каждого из
братьев в их облике, доме. Если ребёнок затрудняется, можно продолжить
дальше, называя предмет только одного из братьев.
«Подбери словечко»
Цель: расширение словарного запаса, развитие умения согласовывать
прилагательное с существительным.
В эту игру можно играть с мячом, перекидывая, его друг другу.
Про что можно сказать «свежий»… (воздух, огурец, хлеб, ветер);
«старый»… (дом, пень, человек, ботинок); «свежая»… (булочка, новость,
газета, скатерть); «старая»(мебель, сказка, книга, бабушка); «свежее»…
(молоко, мясо, варенье); «старое»(кресло, сиденье, окно).
Цель игры: научить определять место заданного звука в слове
(начало, середина, конец, опираясь на громкое проговаривание.
Описание игры. Для игры понадобятся карточки, на каждой
помещена предметная картинка и схема: прямоугольник, разделённый на
три части. В правом верхнем углу дана буква, обозначающая заданный
звук. Кроме предметных картинок заготавливают фишки по числу
карточек.
Цель: активизация глагольного словаря.
Ход игры. Играющие стоят в кругу. У ведущего палочка-эстафета. Он
произносит какое-нибудь слово и передаёт эстафету рядом стоящему
ребёнку. Тот должен подобрать подходящее слово- действие и быстро
передать палочку дальше. Когда эстафета вернётся к ведущему, он задаёт
новое слово, но палочку передаёт в другом направлении. Если кто-то
затрудняется назвать слово или подбирает неподходящее слово, ему дают
штрафное очко. После того как игрок набрал три штрафных очка, он
выходит из игры. Выигрывает тот, у кого в конце игры будет меньше
Ход игры: собака – лает, кусает, бежит, сторожит, скулит, воет; кошка
– мурлыкает, охотится, играет, дремлет, мяукает, царапается.
«Кого позовут в гости»
Цель: научить определять количество звуков в словах, произносимых
вслух самим ребёнком.
Ход игры. Играют четверо, у каждого играющего – какой-нибудь
домик. На столе разложены предметные картинки с изображениями
различных животных (по числу играющих, а также стопка карточек
изображениями вниз. Дети выбирают себе нужные картинки из тех, что
очереди берет по одной карточке-картинке из стопки, называет вслух
слово и определяет, надо «позвать в свой домик в гости эту картинку или
нет». Если в слове – названии картинки, открытой ребенком, столько же
звуков, сколько в солее – «хозяине, то в гости звать нужно, и тогда
играющий получает право на дополнительные ходы до тех пор, пока
встретится неподходящая картинка. Если количество звуков другое,
картинка подкладывается в конец стопки. Выигрывает тот, кто раньше
созвал своих гостей. В один набор входит по четыре картинки с каждым
кот, волк, кабан, собака; картинки- «гости»: три звука – оса, сом, жук, рак;
четыре звука – коза, сова, бобр, крот; пять звуков – галка, жираф, сурок,
мишка; шесть звуков – корова, курица, кролик, ворона.
Цель: научить выделять первый слог из слова, составлять слова из
Ход игры. Детям дают карточки, на которых изображены по две
картинки. На карточке «спряталось» слово. Его надо составить, выделив из
каждого слова – названия первые слоги, а затем из них сложить слово,
например: ромашка, самолёт – роса. Выигрывает тот, кто составит больше
слов.
Карточки с предметными картинками для игры:
Цель: учить понимать и правильно использовать в речи предлоги с
пространственным значением (в, на, около, перед, под).
Материал. Грузовик, мишка, мышка.
Ход игры. В гостях у детей Мишка и Мышка. Зверята стали играть в
прятки. Мишка водит, а мышка прячется. Дети закрывают глаза. Мышонок
спрятался. Дети открывают глаза.Мишка ищет: «Где же мышонок? Он,
наверняка, под машинкой. Нет. Где же он, ребята? (В кабине) И т. д.
Цель: научить правильно, строить предложения с причинноследственной связью, развитие логического мышления.
Ход игры. Ведущий объясняет, что дети должны будут закончить
предложения, которые начнет говорить ведущий, используя слово «потому
что». Можно подобрать несколько вариантов к одному началу
предложения, главное, чтобы они все правильно отражали причину
события, изложенного в первой части. За каждое правильно выполненное
продолжение игроки получают фишку. Выигрывает тот, кто соберёт
«Распутай слова»
Цель: учить составлять предложения, используя данные слова.
Ход игры. Слова в предложении перепутались. Попробуйте
расставить их на свои места. Что получится?
Предложения для игры:
1. Дымок, идёт, трубы, из.
2. Любит, медвежонок, мёд.
3. Стоят, вазе, цветы, в.
4. Орехи, в, белка, дупло, прячет.
Цель: учить находить смысловую ошибку в предложении.
Ход игры. «Послушайте предложения и скажите, все ли в них верно.
Как нужно исправить предложение?»
1. Зимой в саду расцвели яблоки.
2. Внизу над ними расстилалась ледяная пустыня.
3. В ответ я киваю ему рукой.
4. Самолёт сюда, чтобы помочь людям.
5. Скоро удалось мне на машине.
6. Мальчик стеклом разбил мяч.
7. После грибов будут дожди.
8. Весной луга затопили реку.
9. Снег засыпало пышным лесом
Цель: научить составлять рисуночный план к тесту, использовать его
Ход игры. Ребёнку читают текст сказки и предлагают ее записать с
помощью рисунков. Таким образом, ребёнок сам изготавливает серию
последовательных картинок, по которым потом рассказывает сказку.
Сказка должна быть краткой.
Конечно, можно ребёнку помочь, показать, как схематично
нарисовать человека, домик, дорогу; определить вместе с ним, какие
эпизоды сказки обязательно надо изобразить, т. е. выделить главные
Цель: учить подбирать доказательства при составлении рассказов,
выбирая существенные признаки.
Ход игры. Перед детьми находятся предметы или картинки, которые
им предстоит описывать. Ребёнок выбирает любой предмет и называет его.
Ведущий спрашивает: «Как ты узнал, что это телевизор?» Играющий
должен описать предмет, выбирая только существенные признаки,
отличающие этот предмет от остальных. За каждый правильно названный
признак получает фишку. Выиграет тот, кто наберёт больше всего фишек.
«Чего на свете не бывает»
Цель: научить находить и обсуждать ошибки, при рассматривании
картинки-нелепицы.
Ход игры. Рассмотрев картинки-нелепицы, попросить ребёнка не
просто перечислить неправильные места, но и доказать, почему данное
изображение ошибочное. Тогда получится полное описание картины, да
еще и с элементами рассуждения.
Цель: научить определять количество слов в предложении на слух.
Ход игры. Ведущий произносит вслух предложение, а дети
подсчитывают количество слов и поднимают соответствующую цифру.
Первоначально для анализа используются предложения без предлогов и
Предложения для игры:
3. Врач лечит больного ребёнка.
4. Мама купила Наташе красивую куклу.
5. Сильный спортсмен легко поднял тяжёлую штангу.
Ребенок должен отгадать предмет по названию его частей: кабина,
«Измени слово»
Цель: развитие речи, слухового внимания.
Теленок — телята, много телят;
поросенок — поросята, много поросят;
жеребенок — жеребята, много жеребят;
щенок — щенки, много щенят;
зайчонок — зайчата, много зайчат.
Словесная игра, в которой надо придумывать смешные, нелепые
предложения, все слова в которых начинаются на одну букву.Примеры:
Заяц звенел золотым звонком. Кошка купила килограмм конфет.
В этой популярной словесной игре надо сочинять стихи на заранее
заданные рифмы. Например, попробуйте вместе с ребенком сочинить
стишок с рифмой корона – ворона.У нас получился вот такой стих: Птица
важная ворона, К лицу была бы ей корона. Прежде чем предлагать ребенку
поиграть в «Буриме», надо объяснить ему, что такое рифма и научить его
находить пары рифмованных слов.
Картотека словесных игр на развитие мышления для детей старшего дошкольного возраста В игре дети развиваются разносторонне, становятся умнее, более свободны в общении, играя со своими ребятишками в словесные игры с мячом,.
Подборка словесных игр, стихотворений, опытов «Зимнее ассорти» Данная подборка была использована при реализации проекта «Снеговичок» для младшей возрастной группы. Проект » Снеговичок» есть в моих публикациях.
Дифференциальная диагностика тяжёлых речевых нарушений Дифференциальная диагностика тяжёлых речевых нарушений. Разграничение сходных нарушений. Работа специалиста предполагает два основных направления:.
Картотека речевых игр с музыкальными инструментами Картотека речевых игр с музыкальными инструментами 1. Речевая игра с музыкальными инструментами «Осенняя сказка» Тихо ходит по дорожке.
Картотека словесных игр для родителей Словесные игры очень полезны для развития словарного запаса у детей. Эти игры подходят тем родителям, у которых как всегда не хватает времени.
Конспект занятия по профилактике речевых нарушений «Путешествие в сказочный лес» для средней группы Подготовила: Будникова Т. В. Образовательная область: физическое развитие (совместное проведение занятия логопедом и учителем физ. культуры).
О небходимости преодоления речевых нарушений у детей дошкольного возраста Консультация для педагогов и родителей В последнее время значительно увеличилось количество детей, имеющих различные отклонения как в физическом,.
Перспективное планирование игр и упражнений по развитию артикуляционного аппарата и речевых навыков в старшей группе Для детей с ОВЗ Лексические темы,игры и упражнения СЕНТЯБРЬ Тема: «Осень, осень к нам пришла! Нам подарки принесла» Артикуляционная.
Рекомендации педагогам «Использование скороговорок в коррекции речевых нарушений у детей дошкольного возраста» Ребенок усваивает родной язык, прежде всего подражая живой разговорной речи окружающих его людей. Русский народный фольклор дает прекрасные.
Сюжетно-ролевая игра как средство формирования у дошкольников речевых навыков Сюжетно-ролевая игра как средство формирования у дошкольников речевых навыков. Дошкольное детство – это период активного усвоения ребёнком.