что делает художественный руководитель
Prom-Nadzor.ru
Вы здесь
Должностная инструкция художественного руководителя
[организационно-правовая форма,
наименование организации, предприятия]
[должность, подпись, Ф. И. О. руководителя или иного
должностного лица, уполномоченного утверждать
должностную инструкцию]
Должностная инструкция художественного руководителя [наименование организации, учреждения и т. п.]
Настоящая должностная инструкция разработана и утверждена в соответствии с положениями Трудового кодекса Российской Федерации и иных нормативных актов, регулирующих трудовые правоотношения в Российской Федерации.
1. Общие положения
1.1. Художественный руководитель относится к категории руководителей и непосредственно подчиняется руководителю Учреждения культуры.
1.2. На должность художественного руководителя принимается лицо, имеющее высшее профессиональное образование и стаж творческой работы не менее 5 лет.
1.3. Художественный руководитель принимается и увольняется с работы приказом руководителя Учреждения культуры.
1.4. Художественный руководитель должен знать:
— Конституцию Российской Федерации;
— законы Российской Федерации и решения Правительства Российской Федерации по вопросам культуры и искусства;
— региональные нормативные документы по вопросам культуры и искусства;
— внутренние документы Учреждения культуры;
— организацию театрального (музыкального) производства;
— психологию управления и творческого труда;
— современную и классическую отечественную и зарубежную драматургию и музыкальную литературу;
— классический и современный репертуар музыкальных театров и концертных организаций;
— основы организации труда, трудового законодательства и авторского права;
— правила и нормы охраны труда, техники безопасности и противопожарной защиты.
2. Должностные обязанности
В рамках своих должностных обязанностей художественный руководитель:
2.1. Осуществляет свою деятельность на основании действующего законодательства и Устава Учреждения культуры и является организатором всего комплекса его творческой и производственной деятельности.
2.2. Несет ответственность за творческие и экономические результаты работы.
2.3. Обеспечивает художественное качество репертуара, способствующего формированию и удовлетворению потребностей населения в сценическом и музыкальном искусстве.
2.4. Определяет готовность спектаклей и принимает решения об их публичном исполнении.
2.5. Ведет работу с авторами в целях создания литературных (музыкальных) произведений для формирования репертуара театра.
2.6. Обеспечивает разработку и выполнение обязательств по заключенным договорам.
2.7. Организует работу по развитию творческих связей с коллективами предприятий, учреждений, организаций, предпринимателями с целью пропаганды театрального, музыкального искусства и привлечения внебюджетных средств на его развитие.
2.8. Принимает меры по обеспечению Учреждения культуры квалифицированными кадрами, их правильной расстановке и рациональному использованию.
2.9. Создает необходимые условия для творческого роста художественного персонала.
2.10. Обеспечивает органическое сочетание экономических и административных методов руководства, моральных и материальных стимулов для развития активности работников в творческо-производственной деятельности.
2.11. Способствует формированию и сохранению в коллективе благоприятного морально-психологического климата.
2.12. Поручает решение отдельных вопросов, входящих в его компетенцию, другим работникам Учреждения культуры.
3. Права
Художественный руководитель имеет право:
3.1. На все предусмотренные законодательством социальные гарантии.
3.2. Знакомиться с проектами решений руководства Учреждения культуры, касающимися его деятельности.
3.3. Вносить на рассмотрение руководства предложения по совершенствованию работы, связанной с обязанностями, предусмотренными настоящей инструкцией.
3.4. В пределах своей компетенции сообщать непосредственному руководителю о всех выявленных в процессе деятельности недостатках и вносить предложения по их устранению.
3.5. Требовать от руководства Учреждения культуры оказания содействия в исполнении своих должностных обязанностей и прав.
3.6. Повышать свою профессиональную квалификацию.
3.7. Другие права, предусмотренные трудовым законодательством.
4. Ответственность
Художественный руководитель несет ответственность:
Должностная инструкция разработана в соответствии с [наименование, номер и дата документа].
Кто такой художественный руководитель (худрук)?
Все творческие коллективы нуждаются в руководителе, который бы занимался и постановкой, и решал вопросы артистов.
Изначально художественные руководители творческих коллективов брали на себя обязанности педагогов по вокалу, танцу, сценической речи и т.п. Однако постепенно к этому начали добавляться и финансовые вопросы, и решение организационных проблем. Таким образом, художественные руководители (или худруки) – это специалисты, которые совмещают в себе творческое и административное начало, что ставит их несколько отдельно от представителей творческих профессий.
Чем занимается худрук
Необходимо отметить некоторые особенности данного рода деятельности:
для участников творческого коллектива худрук – это педагог, состоявшийся профессионал в сфере танцев, эстрады или актерского мастерства;
он занимается организацией выступления, проверкой сцены, декораций, костюмов;
заключает договоры и контракты, назначает встречи со спонсорами и заказчиками.
В действительности худрук – это должность, до которой необходимо профессионально дорасти. Как правило, на такую работу годятся уже состоявшиеся в своей области артисты: участники и лауреаты творческих конкурсов, популярные музыканты, певцы, театральные актеры и т.д.
Художественный руководитель может работать как с профессиональным коллективом, так и любительским. Это могут быть:
лица старше 18 лет;
люди пенсионного возраста.
При этом худрук может работать сразу с несколькими коллективами, которые могу иметь даже разные творческие профили. Конечно, подобное встречается в основном в небольших населенных пунктах. Чаще всего профиль руководителя вполне четкий:
Источник фото freepik
Обязанности художественного руководителя
У худруков довольно внушительный набор обязанностей. В основном он связан с организационной работой:
осуществлять отбор участников в творческий коллектив;
проводить обучение и репетиции;
создавать программы выступлений, репертуарные планы и график показов;
заниматься организацией выездных выступлений, собирать необходимые документы, а также обеспечивать бюджетирование;
отслеживать профильные конкурсы, подавать заявки, готовить конкурсные выступления;
решать проблемы и конфликтные ситуации внутри коллектива, отслеживать общий эмоциональный фон его участников;
работать с бухгалтерией и специальной документацией.
Для того, чтобы выполнять эти обязанности, художественный руководитель должен обладать навыками:
Требования к худруку
Руководитель современного творческого коллектива должен соответствовать следующим требованиям:
высшее образование в области культуры или искусства;
навыки ведения деловой переписки и общения;
знание законодательства в отношении деятельности любительских и профессиональных творческих коллективов.
Трудоустройство художественного руководителя
Худруков чаще всего можно увидеть в бюджетной сфере. Это, как правило:
Впрочем, услуги талантливых организаторов и творческих специалистов нужны и в частных студиях.
Художественные руководители имеют достаточно плотный рабочий график, который во время репетиций или выездных выступлений и вовсе становится ненормированным. Поэтому желающим работать в этой должности необходимо быть выносливыми и эмоционально стойкими людьми.
Обучение худруков
Как уже было сказано, на должность худрука назначают только состоявшихся в профессии артистов. Специальных факультетов по подготовке художественных руководителей не существует.
У худрука может быть профильные педагогическое образование по роду деятельности коллектива. Если он управляет танцевальной группой, то образование балетмейстера или хореографа, если творческой мастерской – то актерское или режиссерское и т.д.
Карьерные перспективы художественного руководителя
Худруком может стать лишь человек с активным творческим прошлым. Это уже само по себе является карьерный рост. Далее возможно лишь продвижение по административной лестнице – например, на должность руководителя студии или директора дома культуры. В этом случае понадобятся также навыки управления персоналом.
Источник фото senivpetro/freepik
Личностные качества художественных руководителей
От худрука для успешной работы требуется набор нетривиальных способностей:
Арт директор, это кто вообще и чем занимается
Большие организации и крупные компании предусматривают несколько директорских должностей. Каждый из них отвечает за какое-то определённое направление рабочего процесса, организовывает сотрудников, значительно оптимизирует работу предприятия. Давайте разберём должность арт директор, читайте статью до конца и вы узнаете тонкости и плюсы.
Почти любой бизнес требует оригинального подхода, который влияет на его рентабельность, привлечёт новых клиентов, компаньонов. Основным членом рабочего коллектива является специалист, зарплата которого одна из самых высоких в организации, это должность арт директора. Сколько он зарабатывает, будет зависеть от разных показателей. Это человек, который занимается разработкой, творческих проектов, задания по которым получает от вышестоящего руководства. Такие специалисты нужны в области развлечений, отдыха, сфере красоты, здоровья, питания, издательских организациях, дизайнерских структурах и много другого, что делает их ценными сотрудниками.
Профессия арт директор молодая, получила своё распространение в 2000 годах. Это успешно развивающаяся область, она даёт возможность для самореализации творческих людей, тех, кто может предложить что-то интересное и новое. Зарплата в Москве значительно выше, чем в других регионах России. Работа художественного руководителя клуба отличается от того, что делают его коллеги в других областях, например обязанности арт директора ресторана другие. Чем же занимается специалист — подробности в статье.
Что делает арт директор
Основная функция специалиста — внедрение и реализация нестандартных, оригинальных подходов к работе, решение проблем компании. Арт-директор также занимается рекламой, привлекает потенциальных клиентов, способствуя развитию бизнеса.
Специалист анализирует ситуации на рынке, где выбирает стратегию поведения, модель дальнейшей работы всей компании. Ему постоянно приходится учиться, изучать технологии управления. Он принимает участие в разработке, дальнейшей реализации программ, следит, контролирует их исполнение, корректирует или дополняет, проводит обучение сотрудников. В его обязанности входит заполнение документации.
Сотрудник несёт непосредственную ответственность за деньги компании, которые выделяются на проведение творческих мероприятий, согласно утверждённым планам.
Арт директор — зарплата в Москве и России
Это далеко не плохие деньги, поэтому профессия популярна. Если остановиться на конкретном направлении, усиленно его развивать, открываются широкие перспективы для карьерного, личностного роста.
Личные качества арт директора
Поскольку эту должность занимают творческие люди, способные успешно реализовывать свои идеи, но и умеющие руководить штатом личных подчинённых, профессия предъявляет ряд требований к личности:
Плюсы и минусы в работе арт-директора
К плюсам профессии художественного руководителя относится самореализация. Творческим людям нужен постоянный выплеск идей, планов. Эта профессия подходит креативным, талантливым личностям. Достойная оплата труда и ценность профессии на рынке также являются сильным преимуществом.
Как и любая профессия, должность художественного руководителя имеет свои недостатки:
Арт-директор клуба — обязанности
Арт директор развлекательных заведений занимается организацией мероприятий. Художественный руководитель клуба, это режиссёр или администратор. Специалист разрабатывает, утверждает репертуар, взаимодействует с исполнителями, контролирует, корректирует сотрудников.
Обязанности артдиректора ресторана
Арт-директор заведений питания отвечает за координацию специалистов по рекламе, следит за привлекательностью интерьера, названии, подаче блюд — о комфорте посетителей. Сотрудник отвечает за работу персонала, общую удовлетворённость гостей.
Что делает арт-директор и как им стать
Есть мнение, что дизайнер достигает вершины карьеры, когда получает должность арт-директора. Но думать так — ошибка. На самом деле арт-дирекшен — это самостоятельная профессия со своим набором навыков и знаний. И далеко не всегда связанная с дизайн-студиями.
В этой статье предлагаю раз и навсегда разобраться в терминах и понять, кто такой арт-директор. Вы узнаете, чем занимается этот загадочный работник и на каких условиях, а также что ему нужно уметь, кроме как профессионально клацать по иконкам фотошопа и иллюстратора.
Кто такой арт-директор?
Google предлагает тысячу и одно определение, где часто мелькают слова «начальник», «руководитель», «лидер». Но по моим ощущениям и опыту работы, такие описания не отражают действительность в полном многообразии.
Арт-директор — это человек, который в первую очередь генерирует креативы, развивает идеи. Второе направление его деятельности — координировать работу других сотрудников: дизайнеров, копирайтеров, иллюстраторов. Арт-директор умеет наставлять и обучать, и, конечно, видит вектор концепции — и точно следует ему, понимая, на каком этапе сейчас команда и какой шаг будет следующим.
Принципиальное отличие арт-директора от дизайнера в том, что второй — в большей мере исполнитель с хорошими техническими навыками, а арт-директор — тот, кто формирует ауру творчества и работает с людьми.
Основные обязанности и задачи арт-директора:
Что нужно знать, чтобы стать арт-директором
О’кей, с обязанностями в общих чертах разобрались. А что нужно знать, чтобы стать арт-директором?
Если ориентироваться на общий список обязанностей, можно подумать, что кроме красноречия и умения управлять, арт-директору в общем-то никаких навыков не нужно. На самом деле это далеко не так.
На своих занятиях я постоянно выхожу за рамки дизайна: дополняю лекции информацией о мозге, восприятии внешней среды, паттернах поведения и психологии, маркетинге и немного рекламе. Это знания, которые помогают комплексно подходить к дизайну и рассматривать его как полноценный язык (наравне с английским или латынью). И они же закладывают базу для развития в направлении арт-дирекшена.
Хард-скилы (программное обеспечение и технические навыки) должны быть прокачаны на 200%. Это из серии «ночью разбуди — сделает рендер в фотошопе и подскажет, на какую клавишу вы забыли нажать». Чем больше софта вы знаете на хорошем уровне, тем более разнообразными можете сделать техники в проекте и гибкими — условия его реализации. Разумеется, важно знать и понимать теорию дизайна — очевидно, что нужно владеть всей терминологией — от «золотого сечения» до «интерлиньяжа».
Софт-скилы (личностные качества) тоже пригодятся разные: от стандартных, вроде коммуникабельности и стрессоустойчивости, до специфических — как обучаемость и способность передавать свой опыт коллегам. Также важно уметь занимать позицию лидера, грамотно формулировать своё мнение, работать организованно и соблюдать любые временные рамки.
Если на этом моменте вы начинаете думать: «О! Это нам подходит, я как раз такой, у меня в резюме написано!» — то позвольте мне ещё одно замечание.
Основное умение, определяющее способность занимать должность арт-директора, — это креативность и изобретательность. Эти навыки сложнее всего развить. Но если вы постоянно углубляете своё видение окружающего мира, обучаетесь новому и умеете прийти от стандартного решения задачи к неординарному — у вас всё получится.
Оценивая свой опыт развития, могу сказать, что эти навыки действительно даются тяжело. Это не то, что можно «навикипедить» или выжать из готовых решений, слегка модифицируя их. Истинная креативность — это способность жить и мыслить дизайном, постоянно расширяя кругозор.
Проще говоря: арт-директор всегда знает, как решить настольную проблему вроде «в каком месте мне искать кривую Безье?» и какой креатив придумать для рекламы кебаба из сусликов, даже если он никогда его не пробовал.
Сколько и получает арт-директор и где работать
Здесь однозначного ответа нет. Стать художественным руководителем можно везде, где есть что-то про людей и творчество: в общепите, рекламном агентстве, дизайн-студии, издательстве и отельном бизнесе, event-сфере и театральном искусстве.
Требования к кандидату на должность арт-директора будут примерно одинаковы во всех этих сферах. Разница в фокусе задач: например, арт-директор кофейни развивает её не только с визуальной стороны, но и с точки зрения бренда, в паре с маркетологом создаёт атмосферу (от кресел в зале — до образа компании), изучает культуру потребления. Артдир в студии дизайна занимается преимущественно креативными концепциями и руководством.
Средняя зарплата арт-директора по России — от 120 тысяч рублей. Иногда вилка может начинаться от 90 тысяч, зависит от региона. Часовые ставки я, если честно, не люблю и не понимаю в этой работе. В моей философии арт-директором надо быть действительно от любви, чтобы «душа лежала». Иначе это превратится в офисный нудняк со счётом драгоценных секунд свободы после 18:00.
Нужен ли опыт работы?
Опыт в этой сфере, как и возраст, не важны. Главное, чтобы вы размышляли в нужном направлении и имели развитые навыки, которые мы перечислили выше. Например, мой хороший знакомый стал арт-директором торгового центра в 19 лет, едва ли имея представление об управлении и задачах. Он вырос за год в профессионала, а ТЦ стал по-особенному атмосферным и очень популярным в городе. Если вы умеете быстро учиться, видеть свои ошибки сразу и нести ответственность за решения — то отсутствия опыта можете не бояться.
Как научиться всему этому?
Сначала перестаньте думать о себе плохо. У большинства из вас талант и креативность буквально льются из ушей! Поэтому первое, что нужно сделать, — выбить из головы установку «я ещё молодой, зелёный, ничего не умею» или «ой, да кому я там нужен».
Второе — начать осваивать новые навыки, не отгораживаться от вещей, которые «к вам не относятся», и быть любознательными.
Если на слове «любознательность» вы нервно сглотнули, то у меня есть для вас авторская методика. Она поможет развить это качество до автоматизма 🙂 Возьмите за привычку гуглить все незнакомые слова, даты, имена. Так ваш кругозор, насмотренность и интеллект будут прокачиваться с каждым днём. Как-то я провела полтора часа в Википедии, изучая протонный суперсинхротрон и биографию Карло Руббиа (нобелевский лауреат в этой области). А позже в одном из проектов я вспомнила схему этой конструкции — и она вдохновила меня на идею.
Третье — очень важно с чего-то начать. Часто первый шаг захватывает настолько, что уже не замечаешь, как становишься классным специалистом. Вектор и первый пункт назначения — это в любом случае дизайн, так как он помогает понять, что такое хороший вкус, и открывает дверь в мир арт-дирекшена. Осталось выбрать направление. Итак, с чего начнёте? 🙂
Есть мнение, что дизайнер достигает вершины карьеры, когда получает должность арт-директора. Но думать так — ошибка. На самом деле арт-дирекшен — это самостоятельная профессия со своим набором навыков и знаний. И далеко не всегда связанная с дизайн-студиями.
В этой статье предлагаю раз и навсегда разобраться в терминах и понять, кто такой арт-директор. Вы узнаете, чем занимается этот загадочный работник и на каких условиях, а также что ему нужно уметь, кроме как профессионально клацать по иконкам фотошопа и иллюстратора.
Кто такой арт-директор?
Google предлагает тысячу и одно определение, где часто мелькают слова «начальник», «руководитель», «лидер». Но по моим ощущениям и опыту работы, такие описания не отражают действительность в полном многообразии.
Арт-директор — это человек, который в первую очередь генерирует креативы, развивает идеи. Второе направление его деятельности — координировать работу других сотрудников: дизайнеров, копирайтеров, иллюстраторов. Арт-директор умеет наставлять и обучать, и, конечно, видит вектор концепции — и точно следует ему, понимая, на каком этапе сейчас команда и какой шаг будет следующим.
Принципиальное отличие арт-директора от дизайнера в том, что второй — в большей мере исполнитель с хорошими техническими навыками, а арт-директор — тот, кто формирует ауру творчества и работает с людьми.
Основные обязанности и задачи арт-директора:
Что нужно знать, чтобы стать арт-директором
О’кей, с обязанностями в общих чертах разобрались. А что нужно знать, чтобы стать арт-директором?
Если ориентироваться на общий список обязанностей, можно подумать, что кроме красноречия и умения управлять, арт-директору в общем-то никаких навыков не нужно. На самом деле это далеко не так.
На своих занятиях я постоянно выхожу за рамки дизайна: дополняю лекции информацией о мозге, восприятии внешней среды, паттернах поведения и психологии, маркетинге и немного рекламе. Это знания, которые помогают комплексно подходить к дизайну и рассматривать его как полноценный язык (наравне с английским или латынью). И они же закладывают базу для развития в направлении арт-дирекшена.
Хард-скилы (программное обеспечение и технические навыки) должны быть прокачаны на 200%. Это из серии «ночью разбуди — сделает рендер в фотошопе и подскажет, на какую клавишу вы забыли нажать». Чем больше софта вы знаете на хорошем уровне, тем более разнообразными можете сделать техники в проекте и гибкими — условия его реализации. Разумеется, важно знать и понимать теорию дизайна — очевидно, что нужно владеть всей терминологией — от «золотого сечения» до «интерлиньяжа».
Софт-скилы (личностные качества) тоже пригодятся разные: от стандартных, вроде коммуникабельности и стрессоустойчивости, до специфических — как обучаемость и способность передавать свой опыт коллегам. Также важно уметь занимать позицию лидера, грамотно формулировать своё мнение, работать организованно и соблюдать любые временные рамки.
Если на этом моменте вы начинаете думать: «О! Это нам подходит, я как раз такой, у меня в резюме написано!» — то позвольте мне ещё одно замечание.
Основное умение, определяющее способность занимать должность арт-директора, — это креативность и изобретательность. Эти навыки сложнее всего развить. Но если вы постоянно углубляете своё видение окружающего мира, обучаетесь новому и умеете прийти от стандартного решения задачи к неординарному — у вас всё получится.
Оценивая свой опыт развития, могу сказать, что эти навыки действительно даются тяжело. Это не то, что можно «навикипедить» или выжать из готовых решений, слегка модифицируя их. Истинная креативность — это способность жить и мыслить дизайном, постоянно расширяя кругозор.
Проще говоря: арт-директор всегда знает, как решить настольную проблему вроде «в каком месте мне искать кривую Безье?» и какой креатив придумать для рекламы кебаба из сусликов, даже если он никогда его не пробовал.
Сколько и получает арт-директор и где работать
Здесь однозначного ответа нет. Стать художественным руководителем можно везде, где есть что-то про людей и творчество: в общепите, рекламном агентстве, дизайн-студии, издательстве и отельном бизнесе, event-сфере и театральном искусстве.
Требования к кандидату на должность арт-директора будут примерно одинаковы во всех этих сферах. Разница в фокусе задач: например, арт-директор кофейни развивает её не только с визуальной стороны, но и с точки зрения бренда, в паре с маркетологом создаёт атмосферу (от кресел в зале — до образа компании), изучает культуру потребления. Артдир в студии дизайна занимается преимущественно креативными концепциями и руководством.
Средняя зарплата арт-директора по России — от 120 тысяч рублей. Иногда вилка может начинаться от 90 тысяч, зависит от региона. Часовые ставки я, если честно, не люблю и не понимаю в этой работе. В моей философии арт-директором надо быть действительно от любви, чтобы «душа лежала». Иначе это превратится в офисный нудняк со счётом драгоценных секунд свободы после 18:00.
Нужен ли опыт работы?
Опыт в этой сфере, как и возраст, не важны. Главное, чтобы вы размышляли в нужном направлении и имели развитые навыки, которые мы перечислили выше. Например, мой хороший знакомый стал арт-директором торгового центра в 19 лет, едва ли имея представление об управлении и задачах. Он вырос за год в профессионала, а ТЦ стал по-особенному атмосферным и очень популярным в городе. Если вы умеете быстро учиться, видеть свои ошибки сразу и нести ответственность за решения — то отсутствия опыта можете не бояться.
Как научиться всему этому?
Сначала перестаньте думать о себе плохо. У большинства из вас талант и креативность буквально льются из ушей! Поэтому первое, что нужно сделать, — выбить из головы установку «я ещё молодой, зелёный, ничего не умею» или «ой, да кому я там нужен».
Второе — начать осваивать новые навыки, не отгораживаться от вещей, которые «к вам не относятся», и быть любознательными.
Если на слове «любознательность» вы нервно сглотнули, то у меня есть для вас авторская методика. Она поможет развить это качество до автоматизма 🙂 Возьмите за привычку гуглить все незнакомые слова, даты, имена. Так ваш кругозор, насмотренность и интеллект будут прокачиваться с каждым днём. Как-то я провела полтора часа в Википедии, изучая протонный суперсинхротрон и биографию Карло Руббиа (нобелевский лауреат в этой области). А позже в одном из проектов я вспомнила схему этой конструкции — и она вдохновила меня на идею.
Третье — очень важно с чего-то начать. Часто первый шаг захватывает настолько, что уже не замечаешь, как становишься классным специалистом. Вектор и первый пункт назначения — это в любом случае дизайн, так как он помогает понять, что такое хороший вкус, и открывает дверь в мир арт-дирекшена. Осталось выбрать направление. Итак, с чего начнёте? 🙂