что делает этот запорожец вдали на чужбине ответ на вопрос

Далевский диктант 2021 для 5-6 классов: ответы на вопросы

что делает этот запорожец вдали на чужбине ответ на вопрос. Смотреть фото что делает этот запорожец вдали на чужбине ответ на вопрос. Смотреть картинку что делает этот запорожец вдали на чужбине ответ на вопрос. Картинка про что делает этот запорожец вдали на чужбине ответ на вопрос. Фото что делает этот запорожец вдали на чужбине ответ на вопрос

Далевский диктант обычно проводится 22 ноября. Эти дата выбрана не случайно: именно 22 ноября 1801 года родился В. И. Даль. Позднее в этот день стали отмечать праздник русской словесности – День словарей и энциклопедий.

В связи с угрозой распространения новой коронавирусной инфекции и с целью обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия, акция пройдет в онлайн-формате.

Цель акции «Далевский диктант – 2021» – формирование интереса к жизни и творчеству Владимира Ивановича Даля, повышение грамотности и читательской культуры, воспитание гордости за соотечественника.

Ответы на Далевский диктант 2021 для учеников 5-6 класса

В каком населенном пункте родился В. И. Даль?

Ответ: Луганский завод

В каком году был издан первый том «Толкового словаря живого великорусского языка»?

1790
1830
1861
1900

Ответ: 1861

1-е (1863—1866) — издание Общества любителей российской словесности. В некоторых источниках указан 1861 год начала выхода словаря, так как с этого года он издавался выпусками-тетрадями, которые позже объединялись в тома.

Соедините слова, придуманные В.И.Далем, с соответствующими «чужесловами».

Аорта, Инстинкт, Нервы, Атмосфера, Эхо, Балласт, Фортепьяно

Побудок, Колоземица, Пустогруз, Тихогром, Беложилье, Зык, Царь-жила

Побудок — Инстинкт
Колоземица — Атмосфера
Пустогруз — Балласт
Тихогром — Фортепьяно
Беложилье — Нервы
Зык — Эхо
Царь-жила — Аорта

В «Толковом словаре живого великорусского языка» есть очень много забавных слов.

Но их значения перепутались. Установите соответствие.

Жупеть, Расфарфориться, Хохониться, Чебурахать, Юзилище, Бобыня

Тюрьма, темница
Разодеться щегольски
Бросить, кинуть, опрокинуть с громом
Надутый, чванный, гордый, спесивый человек
Пышно, старательно наряжаться
Петь пташкою

Жупеть — Петь пташкою
Расфарфориться — Разодеться щегольски
Хохониться — Пышно, старательно наряжаться
Чебурахать — Бросить, кинуть, опрокинуть с громом
Юзилище — Тюрьма, темница
Бобыня — Надутый, чванный, гордый, спесивый человек

А теперь проявите смекалку и отгадайте загадки, придуманные В.И.Далем.

Скоро ест и мелко жует, сама не глотает и другим не дает.

Ответ: пила

Два братца в воду глядятся, век не сойдутся.

Ответ: берега

В 1862 г. вышел в свет уникальный сборник «Пословицы русского народа», в который вошли более 30 000 пословиц, поговорок и прибауток.

Некоторые из них до сих пор используются людьми в повседневной речи. Соедините начало пословицы и ее продолжение.

Когда ищешь лису впереди, …
Хлеб соль кушай, …
Молодец на овец, …
Скучен день до вечера, …
Под лежащий камень …

… а правду слушай.
… коли делать нечего.
… то она позади.
… и вода не течет.
… а на молодца и сам овца.

Когда ищешь лису впереди, … то она позади.
Хлеб соль кушай, … а правду слушай.
Молодец на овец, … а на молодца и сам овца.
Скучен день до вечера, … коли делать нечего.
Под лежащий камень … и вода не течет.

Сюжет какой сказки подсказал В. И. Даль А.С.Пушкину?

В.И.Даль был замечательным сказочником. В 1832 г. был издан сборник «Русские сказки, из предания народного изустного на грамоту гражданскую переложенные, к быту житейскому приноровленные и поговорками ходячими разукрашенные Казаком Владимиром Луганским. Пяток первый», который принес автору широкую известность. А сюжет какой сказки подсказал В. И. Даль А.С.Пушкину?

«Сказка о мёртвой царевне и о семи богатырях»
«Сказка о золотом петушке»
«Сказка о рыбаке и рыбке»
«Сказка о попе и о работнике его Балде»

Ответ: «Сказка о рыбаке и рыбке»

Выберите сказки, автором которых НЕ является В. И. Даль.

«Девочка-снегурочка»
«Война грибов с ягодами»
«Алиса в стране чудес»
«Лиса и медведь»
«Снежная королева»
«Малахитовая шкатулка»

Ответ: «Алиса в стране чудес» «Снежная королева», «Малахитовая шкатулка»

Вступление к поэме А.С. Пушкина «Руслан и Людмила» начинается словами: «У лукоморья дуб зеленый…». Что такое лукоморье?

Изба
Поле, засаженное луком
Берег моря
Озеро

Ответ: Берег моря

Прочтите отрывок из повести о В.И. Дале «Собирал человек слова». Укажите цифры, на месте которых необходимо поставить запятые.

Подвиг Даля не укладывался в мгновение (1) и в час (2) и в месяц (3) не укладывался (4) был долог (5) упорен, — тяжелый (6) бесконечный труд.

Ответ: 1,2,4,5,6

Внимательно прочтите высказывание В.И. Даля о языке. В каких словах на месте пропуска следует писать НН?

«Живой народ(1)ый язык, сберегший в жизне(2)ой свежести дух, который придает языку стойкость, силу, яс(3)ость, цель(4)ость» и красоту, должен послужить источ(5)иком и сокровищ(6)ицей для развития образова(7)ой русской речи».
В. И. Даль

Источник

Казаки-некрасовцы на чужбине и в России [1987]

что делает этот запорожец вдали на чужбине ответ на вопрос. Смотреть фото что делает этот запорожец вдали на чужбине ответ на вопрос. Смотреть картинку что делает этот запорожец вдали на чужбине ответ на вопрос. Картинка про что делает этот запорожец вдали на чужбине ответ на вопрос. Фото что делает этот запорожец вдали на чужбине ответ на вопрос

ИСТОРИЧЕСКИЕ ПЕСНИ
1. Сторона ль моя, а моя сторонушка (рекрутская) — 2.20
2. Не заря, заря занималася — 3.52
3. Не туман-то, туман со синя моря сподымался (в карагоде) — 6.43
4. Что при вышнем было при высоким при кургане (на свадьбе) — 4.26
5. Пришатнулся казак, примотнулся — 4.05

КАРАГОД
6. Не спалося вам, некрасные девочки — 3.09
7. Зелена дубровушка — 2.20
8. Синее море разыгралося — 2.00
9. У широких у ворот— 1.20
10. Ой, на горке калина— 1.55

НЕКРАСОВЦЫ В ТУРЦИИ
11. Турецкие хоровые припевки — 1.09
12. Турецкие хоровые припевки — 0.58
13. Турецкая лирическая песня— 1.45
14. Романс «Моя Магнолия» — 0.35
15. Турецкая шуточная песня — 0.53
16. Наигрыш на губных гармошках — 0.46
17. Греческий распев — 1.26

ЭПИЧЕСКАЯ ТРАДИЦИЯ. БЫЛИНЫ
18. Как у князя, у князя Владимира — 9.22
19. По Черным было по морюшку («Илья Муромец на корабле») — 2.50
20. Княгиня по сенюшкам похаживала («Алеша Попович и Тугарин Змей») — 4.55
21. Заиграю, заиграю, сам да заплачу («Добрыня и Маринка») — 3.42
22. Как звонили они звоны звони («Федор Тырин», духовный стих) — 1.23

23. В Вавилоне во славном городе («Змей Тугарин и Орлиха») — 4.02
24. Из-под славныва, славныва города («Шлях-дороженька») — 5.57
25. Из-под славныва, славныва города («Выезд Дюка Степановича») — 7.21
26. Ой, у молодца голова болит («Садко») — 5.10

РУССКИЕ И ТУРЕЦКИ НАРОДНЫЕ ПЕСНИ И НАИГРЫШИ

что делает этот запорожец вдали на чужбине ответ на вопрос. Смотреть фото что делает этот запорожец вдали на чужбине ответ на вопрос. Смотреть картинку что делает этот запорожец вдали на чужбине ответ на вопрос. Картинка про что делает этот запорожец вдали на чужбине ответ на вопрос. Фото что делает этот запорожец вдали на чужбине ответ на вопрос

Вглядитесь в этих симпатичных кукол на обложке альбома, и в них словно зазвучит, оживет история. Она оставила следы на костюмах, отдельные детали которых будто подают свои голоса, вплетая их в многоязычную речь — русскую, турецкую, греческую, грузинскую, румынскую. Белая мужская рубаха с нагрудной вышивкой и свадебная рогатая кичка — наиболее древняя, исконно русская одежда; в вышивке на «харюшках» кукол — также отголоски древнерусского орнамента; но тут же яркие турецкие шелка и монеты, узорные пуговицы и полудрагоценные камни — украшения балканских народов; рядом морские раковины — традиционные амулеты живуших на побережье греков и грузин; на наплечных полосках женского балахона — чисто тюркская гамма цветов, символика которой связана с круговоротом земной жизни: костюм казаков-некрасовцев сродни их быту и музыке, в которых также угадываем органичный сплав национальных традиций.

Эта многосоставность объяснима длительной жизнью некрасовской общины вдали от родины. Удивляет же другое — как в чужом не затерялось свое? Что помогало, проникаясь духом и культурой разных народов и исторических эпох, оставаться собой, русскими?

. Сторона ль моя, а моя сторонушка.
Сторона ль моя чужая.
Я не сам-то зашел на тебя, сторонушку,
Я не сам зашел-заехал.
Занесла-то меня, раздоброго молодца.
Занесла меня неволя.

Так поется в старинной рекрутской песне, которая вводит нас в звуковой мир и судьбу некрасовцев и становится эмблемой альбома. Рекрутчина, возникшая на переломе XVII — XVIII столетий, уводила солдата на далекую чужую сторону. Она как бы и предвосхитила судьбу казаков: надолго оторвала русскую общину от родных мест. Изо дня в день, в течение двух с половиной веков, сохраняя песни и сказки, старославянскую речь и старообрядческую службу, древние иконы и рукописные книги, казаки берегли исконные ценности русской культуры, а потому как бы несли вдали от родины эту своеобразную рекрутчину, продолжая свою миссию защитников Отечества!

что делает этот запорожец вдали на чужбине ответ на вопрос. Смотреть фото что делает этот запорожец вдали на чужбине ответ на вопрос. Смотреть картинку что делает этот запорожец вдали на чужбине ответ на вопрос. Картинка про что делает этот запорожец вдали на чужбине ответ на вопрос. Фото что делает этот запорожец вдали на чужбине ответ на вопрос

Начало этому было положено одним из самых трагических по исходу крестьянских восстаний на Дону. Войско Донское, исторически не входившее в состав Московского государства, при Петре I теряет административную автономию. Конфликт с царской властью обостряется и религиозным расколом. Казачья вольница, всегда олицетворявшая свободу и независимость, возбуждает царскую немилость, «смущая» самим своим существованием российское крестьянство. Для усмирения свободолюбивых донцов предпринимаются карательные акции. Погибает более двадцати тысяч человек. В распрях убивают и главу восстания Кондратия Булавина. Сопротивление возглавляет Игнат Некрасов. Поняв обреченность борьбы, но не желая поступаться свободой, он уводит людей в недосягаемые для преследователей районы. С ним ушло три тысячи казаков с семьями. И первым пристанищем в 1708 году стала Кубань, находившаяся в ту пору под турецким владычеством. Здесь и формировались социальное и бытовое устройство общины, ее идеалы, которые были пронесены сквозь всю историю как заветы Игната Некрасова. С тех пор по Некрасову они и величают себя казаками-некрасовцами, по Некрасову и живут, стремясь к равенству и справедливости. Главный же завет — вернуться в Россию, но Россию без царя.

что делает этот запорожец вдали на чужбине ответ на вопрос. Смотреть фото что делает этот запорожец вдали на чужбине ответ на вопрос. Смотреть картинку что делает этот запорожец вдали на чужбине ответ на вопрос. Картинка про что делает этот запорожец вдали на чужбине ответ на вопрос. Фото что делает этот запорожец вдали на чужбине ответ на вопросКаждый последующий переезд общины, сохранявший ей свободу, был шагом к спасению. Сменялись пристанища — Кубань, Добруджа в устье Дуная, крепость Энез в устье Марины на Эгейском море и наконец озеро Mаньяз близ Мраморного моря. Время от времени отдельные разбросанные группы казаков возвращались в Россию — то под Измаил, то на Азовье, но основная масса оставалась на чужбине, продолжая свои «хождения за три моря». И вот в 1962 году, завершая путь длиною в 254 года, последняя группа — 999 человек — покидает село Коджагель (Большое озеро). Но во время недолгого плавания из Стамбула в Новороссийск, на межземелье родился мальчик, и к новому месту жительства на Ставрополье прибыла тысяча некрасовцев.

Все эти годы понятия родины и чужбины находились для казаков в сложном переплетении. «Свое» было памятью о прошлом и мечтой о будущем. «Чужое» сопутствовало ежечасно. Между тем исхоженные пути-дороги, отдаляясь, сами становились историей — глубинной и близкой, многомерной в своем временном и географическом протяжении. Все это и запечатлено творчеством некрасовцев, — в «чужбинной» жизни оно как бы заменяло им родину. Именно мысль о родине устраняла возникавшие разногласия и еще больше сплачивала, укрепляла традицию.

Что же хранила эта традиция? Казаки уходили на чужбину с Дона, и, казалось бы, в их фольклоре должны были сохраниться донские песенные прообразы. Однако их мы почти не ощущаем. Напротив, нити тянутся, скорее, к северу и центру России. Это закономерно, если вспомнить, что в донских степях издавна находили прибежите многие крепостные и беглые. Архивы сообщают, например, и о сотнях пришлых из Воронежа, городов Белгородской засечной черты, вставших под знамя восстания. Потом, уже за пределами России в общину вливались старообрядцы, крестьяне и ремесленники, спасавшиеся от гонений участники пугачевского бунта. Поэтому даже русская музыкальная традиция некрасовцев изначально не была однородной, а по-своему преломляла разнообразные в своих истоках жанры и сюжеты.

Необычная судьба казаков, меняющийся «контекст» жизни рождали главные, ключевые идеи их художественной деятельности. Для некрасовцев такими стержнями стали История и Память. С ними связывались мысли о родине и доме, прошлом и будущем. Памятью были не просто передаваемые из поколения в поколение предания. Память была постоянной опорой их самосознания, самосохранения, залогом возвращения на родину. Поэтому историческая тема пронизывает почти все жанры. Выражая единство духа, исторические песни и поныне составляют основу общинных и семейных праздников, звучат в карагодах, на свадьбах и просто для себя. В них реальное перемежается с вымышленным, оживают некогда происшедшие события, величием наполняется образ Игната Некрасова. Метафорически ярко выражена тема прощания с Россией, переезда на чужбину, отсюда и неожиданный сплав поэтики плача и гимна.

что делает этот запорожец вдали на чужбине ответ на вопрос. Смотреть фото что делает этот запорожец вдали на чужбине ответ на вопрос. Смотреть картинку что делает этот запорожец вдали на чужбине ответ на вопрос. Картинка про что делает этот запорожец вдали на чужбине ответ на вопрос. Фото что делает этот запорожец вдали на чужбине ответ на вопрос

В одном ряду с этими песнями — былины, наследие древней Руси. Без них не обходится ни одно многолюдное гуляние, ни одна свадьба. И звучат они не как древнее повествование, а как рассказ о своих странствиях (былина о Садко), о своих судьбах («Пир у князя Владимира»). Тем не менее в живом быту уцелело не все. Поэтому специально для альбома по фонограммам филолога Ф. В. Тумилевича, сделанным от переселенцев 1912— 1913 гг. (Краснодарский край), казаками из Ставрополья заново распеты былины об Илье Муромце (19), Алеше Поповиче и Тугарине Змее (20), Добрыне и Маринке (21). Это позволило восстановить жанровый портрет былин у некрасовцев, представленных здесь полностью (кроме 19 и 22). По характеру распевности они близки песням. Отсюда и особенности текстов, которые являются не развернутыми сюжетами, а, скорее, эпическими зачинами. Их содержание напоминает порой эпизоды богатырских сказок (24). Черты былинности проступают и в духовном стихе о Федоре Тырине (22), преломившем сюжетные мотивы Егория-змееборца. Сохранностью многих духовных стихов также поддерживается жизнь эпической традиции.

Лирическое начало, пронизывая почти все жанры, придает им художественное единство. В высшей степени лиричны и карагодные песни, хотя стоят они несколько особняком от всех остальных, поскольку приурочены к календарному периоду от Крещения до Маслены. Карагод, собиравший до 500 человек, представлял собой ритуальное многочасовое шествие «по солнцу». Единство с природой, погруженность в нее рождали медленные, удивительные по красоте распевы. С ними перемежались более подвижные крыловые песни (8. 10). Название им дала основная хореографическая форма «воротца», именуемая крылом. Они увлекают пульсирующим движением, пластикой каждого танцующего.

Примечательна у некрасовцев неразделенность мужского и женского пения. Мужчины поют даже там, где по общерусской традиции властвуют женщины, например, в свадебном обряде. В то же время мужская традиция в казачьем фольклоре как самостоятельная постепенно потеряла свое значение. Это связано, видимо, с утратой воинского уклада жизни (в религиозном же старообрядческом обиходе мужская певческая традиция сохраняется и поныне).

Некрасовское пение — это хоровое одноголосие, гетерофония: женские голоса звучат в одном регистре с мужскими, будто узорочьем вьются вокруг оси напева. Они не контрастируют, и звуковой рельеф отличается выровненностью, монолитностью. Ее усиливает единовременная пульсация слов, присущая древнему многоголосию. Запев и хоровой подхват почти не противопоставлены друг другу, что мало характерно для русского музицирования.

Завораживает сольное мастерство певцов. Особенно гибок, непредсказуем в своем мелодическом интонировании голос А. Никулушкиной. В ее исполнении преображаются даже хорошо известные песни, например, «Синее море разыгралося». Замечательны ее ансамбли с А. Чернышевой, Е. Гулиной: напевы, растворенные в прихотливой орнаментике, погружают нас в какое-то незнакомое, «чужое» ощущение музыкального времени, звукового пространства. Цветистость и изысканная неспешность напоминают о восточной монодийной культуре. И это не случайно. Ведь если люди знают не только русские песни, если в трудовой и праздничный ритм их жизни вросли символы и поэтика Востока, то трудно найти грань, отделяющую русские интонации от восточных.

Отличительная особенность жизни некрасовской общины — многоязычное окружение. Оно «преследовало» казаков постоянно. Так было на Кубани среди калмыков, черкесов, кабардинцев, татар. Так было и в пестрой по национальному составу придунайской Добрудже. Другие старообрядческие группы, может быть, проигнорировали бы внешние влияния, отгородились бы от них. Некрасовцы же, живя в соприкосновении со множеством других культур, не только сохраняли основы своей традиции, но и постоянно перестраивались, вбирали новое. Так формировались их этнография и костюм, жанровая система музыки и манера интонирования. Для русских вообще характерно такое свойство, как открытость культуры. Будто о некрасовцах в «Заметках о русском» Д. С. Лихачев писал: «Меньше было в русском народе национального эгоизма, чем национальной широты и открытости».

что делает этот запорожец вдали на чужбине ответ на вопрос. Смотреть фото что делает этот запорожец вдали на чужбине ответ на вопрос. Смотреть картинку что делает этот запорожец вдали на чужбине ответ на вопрос. Картинка про что делает этот запорожец вдали на чужбине ответ на вопрос. Фото что делает этот запорожец вдали на чужбине ответ на вопросОсобенно богата встречами была жизнь казаков в Западной Анатолии, куда они пришли в начале XIX века. Этот район Мраморного моря — старая византийская территория — издавна населен различными национальными группами. Отсюда и «цветистость» языков и обычаев: мусульманское соседствует с христианским, живы отсветы язычества, давшего некогда исток и тюркской, и византийской культурам. Здесь некрасовцы встречались с армянами, узбеками, арабами, с которыми подолгу бывали в дороге, вместе служили в армии. От них, случалось, слышали и запоминали разные песни, в том числе турецкие. Были и другие влияния. Так вошла в быт губная гармошка, занесенная итальянцами или немцами, с которыми Турция после I мировой войны имела хорошие отношения. Но исполнение на губной гармошке обрело своеобразие: плясовые наигрыши по-восточному гибки, пластичны, да и названия их характерны — «Измирская», «Черкесская». Губнушка (казаки еще называли ее «музычкой») стала спутницей русских хороводов, протяжных песен и даже былин. Преломлена у некрасовцев и греческая традиция. Истоки ее иные и связаны с греко-турецкой школой Стамбула: мужчины, учившиеся в ней, знают напевы, исторически смыкающиеся с древнерусским пением (17).

Естественно, основные контакты были с турками — и в самом селе, с местными жителями, и в городах, как близлежащих, например, Бандырме, так и отдаленных: Измире, Конье, Акшехире — центрах торговли, промышленности и ремесленных промыслов, куда ездили «разжиться» тканями, зерном и прочими необходимыми товарами.

Среди сельских песен, встречающихся у некрасовцев, интересен жанр мани — импровизационные припевки, бытовавшие на посиделках. Хорошо известный всем зачин предваряет последующую импровизацию, которая по смыслу и форме не связана с начальными строками. Хоровой припев дает время подготовиться к новому зачину (11):

Во Стамбуле Касым-паша,
Сюда мой возлюбленный пришел.
Что мне делать, как мне быть?
Мой возлюбленный здесь.
Припев:
Я подправила себе брови сурьмой,
Я подрумянила свое личико
И встретилась с моим возлюбленным.
У меня на руке часы
Я их либо завожу, либо нет.
Я не пойду с первым попавшимся человеком.
Припев:
Я нашла монету в десять курушей
И не знала, что с ними делать.
Однако мой возлюбленный не отсюда родом.

Такие припевки близки частушкам, и поют их, нередко чередуя турецкий и русский языки (12).

В городах музыкальные впечатления черпались на ярмарках, в тавернах, балаганчиках, где звучало множество песен (в некрасовской терминологии «театровских»). Этот пласт городских лирических и шуточных напевов отложился в памяти казаков лишь в последние десятилетия. Те, кто уходили на заработки и долго жили в городах, знают, что звучало по радио, а также в кино, которое было любимым развлечением сельских жителей. Одну из таких лирических песен в жанре шаркы поет А. Никулушкина (13):

Что за печальная судьба у меня приключилась?
Я с моим милым мужем рассталась-простилась.
Свои руки открывала, горючи слезы проливала.
О боже, посочувствуй моему горю!
Мой муж оставил меня, и мы простились.

Многим некрасовцам хорошо помнится и песня из популярного в 50-е годы турецкого фильма «Последний романс», о чем вряд ли подозревает автор, ныне здравствующий композитор, певец и киноактер Зеки Мурен (14):

Долгие годы я ждал тебя.
Ты мне приснилась, моя любимая Магнолия.

Но турецкие напевы, попадая на иную национальную почву, преображались интонационно, незнакомые слова и выражения заменялись более привычными, а потому, исполняя чужие напевы, некрасовцы по-русски растягивают гласные, постепенно завышают мелодию, что вовсе не свойственно турецкому пению. Подобная новизна звучания и привлекала турок, которым так нравилось слушать свои напевы в исполнении некрасовцев.

Естественно, преображались и тексты, особенно городских песен. Дело в том, что они написаны литературно обработанным языком, в котором сильны влияния книжной персидской лексики, а с ней знакомы лишь образованные люди. Казаки же воспринимали их на слух. Отсюда замена слов, неясность смысла, нечеткость произношения, а соответственно, и трудность перевода таких «турецких» песен. Не случайно и то, что песни помнятся только фрагментами. Подобные переосмысления встречаем и в области топонимики: название озера Маньяс стало произноситься некрасовцами как Майнос, поскольку это слово переводится на русский язык и ассоциируется с чем-то родным (Майнос в переводе с турецкого — «петрушка»). И в этом есть своя закономерность, когда чужое осмысливается как близкое, понятное. Тем самым свое, родное все более возвышается и укрепляется, оставаясь главной, заветной мечтой.

. Ты прости-прощай, наш Тихий Дон,
А тебе, царю, не за что.
Через тебя иду во неволюшку.
Во неволюшку, во туретчину.
Умирать буду — я и там умру.
Если жив буду — я опять приду,
Я опять приду на Кубань-реку.

И вот снова Россия. Но как часть своей истории и своего пути не забыты песни и обычаи чужих стран. Они живут в большом и малом. Добрососедски помнятся имена турецких жителей, хранятся фотографии с Майноса (возможно, и там берегут искусные бисерные украшения, подаренные казаками). Многие старые привязанности не угасли в современном быту. Любят казаки сидеть на ковре, поджав ноги, пить кофе, варить кукурузу, чорбу. Непременно услышим и турецкий язык. В праздники же улицы озаряются блеском сверкающих на солнце костюмов. Таковы сегодня некрасовцы.

Источник

Где родился там и пригодился готовое итоговое сочинение 2021-2022

ПОДЕЛИТЬСЯ

Согласны ли Вы с утверждением «Где родился — там и пригодился»? Несколько примеров готового итогового сочинения 2021-2022 по литературе 11 класс для допуска к ЕГЭ 2022. С аргументами из литературы и литературными произведениями.

Данное сочинение подходит для направления «Человек путешествующий: дорога в жизни человека», посмотреть аргументы для данного направления.

Итоговое сочинение на тему где родился там и пригодился

Для многих людей слово “родина” имеет большое значение. Они убеждены, что должны быть полезны месту, где появились на свет. В народе говорят: “Где родился — там и пригодился”. Нельзя не согласиться с этой пословицей. Чаще всего люди готовы служить только той стране, или той области, или даже той деревушке, где они родились.

Отечественная литература славится многочисленными наглядными примерами произведений, в которых представлены люди, готовые полностью отдать себя родине и людям, живущим на ней.

Например, во всемирно известном романе И. С. Тургенева “Отцы и дети” помимо других более обсуждаемых тем, таких как конфликт поколений, следование принципам, любовь, поднята и тема патриотизма. Молодой доктор Евгений Базаров — выходец из разночинцев, получивший медицинское образование. Он редко посещал родное имение, где жили его родители. После болезненного признания в любви Анне Одинцовой, внутренний мир Базарова пошатнулся. Мало того, что сам факт влюбленности противоречил принципам Евгения, так и влюбленность эта оказалась безответной. Тогда молодой доктор решил вернуться к родителям в родное поместье. Там он целиком погружается в работу, лечит крестьян, помогает отцу. Именно здесь раскрывается стремление к служению обычным людям родины. Базаров, не помня себя, старается помогать и быть полезным. Евгений, действительно, “где родился, там и пригодился”. В этом самозабвенном служении людям Базарова можно сравнить с Матреной Васильевной Григорьевой, центральным персонажем рассказа.

Таким образом, пословица «где родился — там и пригодился» имеет к жизни самое прямое отношение. Её воплощения встречаются в реальной в жизни не реже, чем в литературе. Но и литературный мир, как отражение действительности, содержит в себе примеры трудолюбивых, честных и любящих родину людей.

Пример сочинения №2

Про человека, который нашел свое предназначение на Родине, на малой родине, говорят так: «Где родился – там и пригодился». Хорошо, когда человек находит себя и дело своей жизни там, где он родился и вырос, где он знает каждый уголок, где он знаком с большинством жителей. Человек, который остается трудиться на Родине, заслуживает уважения, поскольку он не выбирает легкий путь, уезжая в места с более комфортными условиями проживания, он развивает свою страну и малую Родину, работает на их благо.

Чтобы доказать вышесказанную позицию, можно проанализировать несколько произведений отечественных писателей.

В сказе Н.С. Лескова «Левша» показано, что Левша, который создавал гвоздики для того, чтобы подковать английскую блоху, отправляется в Англию, чтобы отвести блоху англичанам подарок и чтобы продемонстрировать мастерство русского народа. Находясь в Англии, Левша рассказывает иностранцам о жизни в России, демонстрируя всю свою любовь к Родине. В разговорах с англичанами герой утверждает, что русский народ может сделать все, чем те могут похвалиться. Когда Левше предлагают остаться в Англии, о чем мечтали многие люди, он отказывается, даже не думая об обратном. Для Левши остаться в Англии – значит, предать свою Родину. Н.С. Лесков показывает, что за рубежом талант и мастерство Левши ценятся, в отличие от России, где тульских мастеров никак не отблагодарили за то, что они подковали английскую блоху, повысив тем самым авторитет России на международном уровне. Но лучшие условия жизни не привлекают Левшу, он не может оставить любимую Родину, несмотря на то что в России он вел довольно бедное существование. Левша считал, что именно на благо Отечества он должен трудиться. О Родине Левша думает и перед своей смертью, несмотря на то что ему не помогли излечиться: он просит передать государю информацию о том, что у англичан ружья не чистят кирпичом, поскольку так они «стрелять не годятся».

Проблема труда на пользу Родине и малой родине поднимается и в рассказе Л.Ф. Воронковой «Где твой дом?». Директор Савелий Петрович на празднике обращался к юношам и девушками с призывами не уезжать из совхоза после окончания школы, так как именно молодежь является «главной силой, без которой трудно будет строить новое, развивать то, что уже сделано». Дочь Савелия Петровича Женя Каштанова была вдохновлена речью своего отца, она решила остаться на малой родине и поступить в вуз заочно. Савелий Петрович не испытывает восторга, когда слышит о желании дочери, он говорит ей, что призывы были обращены не к ней, а к другим ребятам. Савелий Петрович не хотел, чтобы его дочь занималась сельским трудом, потому что он не понаслышке знал, насколько тяжела эта работа. Однако у Жени все равно «крепло в сознании» принятое решение, чтобы трудиться на благо уже ставшего родным совхоза.

Таким образом, «где родился – там и пригодился» – так говорят о человеке, который остался работать в своей стране, на своей малой родине, чтобы приносить пользу тем местам, которые окружали его с детства.

Пример сочинения №3

Когда человек находит призвание в городе, который стал его малой родиной, о нем говорят: «Где родился — там и пригодился». Это выражение лишено негативной окраски, оно констатирует факт, который не может не радовать. В наше время людям тяжело найти работу по месту жительства, и если это удается, можно только поздравить того, кто этого достиг. Чтобы лучше понять значение этой фразы, обратимся к литературным примерам.

Вспомним рассказ В.П. Астафьева «Сон о белых горах». Аким жил в деревне и никуда не уехал после школы. Высшего образования он не получил, зато в совершенстве освоил «таежную науку». Он с виду был обычным сельским парнем, говорил нескладно и не был писаным красавцем. Особых перспектив в его регионе не было. Однако именно Аким совершает удивительный подвиг — спасает городскую девушку Элю от простуды и голодной смерти в условиях дикой зимней тайги. Героиня влюбилась в пижона Гогу, который ради хвастовства взял совершенно не подготовленную Элю с собой в тайгу. Возомнивший себя богом, Герцев отправился добывать царь-рыбу совершенно один и по случайности погиб, захлебнувшись в воде. А в охотничьем домике его осталось ждать Эля, которая не знала, как выбраться. Когда ее нашел Аким, девушка была в лихорадке и едва дышала. Он выхаживал ее сам целую зиму, рискуя жизнью и окончательно забросил свои прямые обязанности — охоту. В итоге герою удалось спасти жизнь Эли и вернуть ее родителям. Знание местности и навыки выживания сделали его незаменимым человеком в тайге. Его пример — это наглядная демонстрация смысла выражения «где родился — там и пригодился».

Не будет лишней и отсылка к повести Б.Л. Васильева «Не стреляйте в белых лебедей». Егор Полушкин тоже остался в своей деревне и не покинул отчий дом. Он был глубоко привязан к своей родной природе, которую очень берег. За его знание местности и бескорыстное служение заповеднику его назначили главным хранителем местной достопримечательности — Лебяжьего озера и прилегающих территорий, известных своей красотой. На этом посту Егор проявил все свои таланты: он выгнал браконьеров, заменил запрещающие таблички стихами, навел порядок в заповеднике. Он же заселил лебедей на озеро, где эти птицы были уже истреблены. Успехи Егора были замечены, он даже был вызван в Ленинград на конференцию. Полушкину очень нравилась его работа, он действительно нашел воплощение своего потенциала на малой родине и пригодился ей.

Таким образом, человек, который где родился — там и пригодился, достоин уважения, ведь он смог выразить себя в масштабах малой родины и сделать ее лучше для новых поколений людей. Гораздо проще уехать туда, где уже все устроено, чем самому создавать условия для себя. Но ведь для страны и ее жителей крайне важно, чтобы везде было хорошо, и граждане должны вносить свой вклад в то, чтобы эта мечта стала явью.

Пример сочинения №4

Хочется верить, что утверждение верно. Жизнь предлагает массу примеров и той, и другой позиции. Кто-то уезжает и возвращается, не найдя счастья ну чужбине. Другие обретают гармонию за рубежом. Обратимся к примерам из художественной литературы. А.С. Грибоедов в пьесе «Горе от ума» подводит читателя к парадоксальному выводу. По мнению автора, люди учатся любить родную страну за рубежом. Александр Чацкий получил образование за границей и несколько лет провел в поездках по разным странам.

Наблюдая за жизнью в других странах, видя благополучие граждан, молодой человек понимает чего не хватает на Родине. У Чацкого формируется четкая гражданская позиция. Он хочет помочь родной стране, и он знает как улучшить жизнь народа. Но к сожалению, одному человеку это не под силу. Юноша надеялся найти единомышленников. Однако сталкивается с непониманием, равнодушием соотечественников к судьбе Родины. Даже среди прогрессивной молодежи он не находит тех, кто готов к реальным действиям. Героя встречает «фамусовская Москва», где царит эгоизм, поклонение деньгам и чинам. А умение выслужиться здесь считают добродетелью.

Местные дворяне имеют узкий кругозор, никогда не выезжали из своих хором. В жизни страны их все устраивает, а перемен они боятся. Однако любят абстрактно рассуждать как хорошо за границей. Барышни читают французские романы, а мужчины плетут небылицы о заграничной жизни. Они никогда не бывали за пределами Москвы. Герои уверены, что жизнь за рубежом еще лучше и интереснее. Но такие люди не нужны нигде. Они не приносят пользы родной стране, не смогут реализоваться и за рубежом. А непонятому и осмеянному Чацкому приходится покинуть столицу.

А.П. Чехов в рассказе «Невеста» призывает читателя к поиску себя. Автор уверен, что всегда можно найти способ реализовать свои способности и потенциал. Героиня рассказа родилась и выросла в маленьком городе. И судьба ее предрешена. Ее готовят к свадьбе со знатным мужчиной. Надю ждет сытая, спокойная, но скучная и праздная жизнь. Но героиня понимает, что жаждет другого жизненного пути. Ей хочется учиться, работать, приносить пользу обществу. Благодаря студенту Саше девушка сбегает из дома и поступает в университет. Семья прощает Наденьку, принимает ее выбор. А героиня обретает счастье. К сожалению, в российском глубинке сложно реализовать свои способности, стать полезным стране и обществу.

Литературные примеры наводят на мысль, что человек не всегда может «пригодиться» там, где был рожден. Иногда приходится уезжать, чтобы найти себя, свой истинный путь, получить хорошее образование, интересную работу. Но некоторые, путешествуя по стране или миру осознают, что лучше родины ничего нет. И что именно в родных краях их ждет счастье. Но это понимание приходит только после сравнения.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *