что дед увидел на могилке

Тест с ответами: “Заколдованное место” Н.В.Гоголь

1. Произведение относится к этому времени:
а) к детству рассказчика +
б) к старости рассказчика
в) к юности рассказчика

2. В месте, около грядки с огурцами:
а) кто оказывался на этом месте, терял память
б) ноги деда рассказчика переставали плясать +
в) всегда стоял ледяной холод

3. Повернув голову, дед оказался:
а) около той же грядки с огурцами
б) около своего дома
в) за гумном волостного писаря +

4. На могилке поблизости дед увидел:
а) огоньки +
б) забытую бутылку с горилкой
в) свою шапку

5. На могиле в заколдованном месте дед откопал:
а) сундук
б) шкатулку
в) котел +

6. Чем “обитатели” заколдованного места напугали деда:
а) начали сулить ему погибель
б) повторяли за ним сказанное +
в) рычаньем

7. Когда вышла на улицу вылить помои, мать увидела:
а) деда
б) черта
в) что на нее ползет бочка +

8. Увиденное матерью казалось:
а) дедом +
б) пьяным казаком
в) нечистым

9. Что оказалось в котле, который дед выкопал на той могилке:
а) серебряные монеты
б) ведьмино варево
в) сор +

10. Что оказалось в котле, который дед выкопал на той могилке:
а) сокровища
б) дрязг +
в) золотые монеты

11. Что дед сделал с проклятым местом:
а) загородил плетнем +
б) насыпал земляной холм
в) засеял

12. «Заколдованное место» в повести называется:
а) гнилое место
б) сатанинское место +
в) тёмное место

13. “Обитателем” заколдованного места не был:
а) лиса +
б) птичий нос
в) баранья голова

14. Один из “обитателей” заколдованного места:
а) ястреб
б) коза
в) баранья голова +

15. Один из “обитателей” заколдованного места:
а) птичий нос +
б) лиса
в) бурундук

16. Один из “обитателей” заколдованного места:
а) волк
б) медведь +
в) заяц

17. Основной мыслью произведения является:
а) мечта о кладе вселяет надежду
б) встреча старика с нечистой силой
в) нечистым путём добытое богатство призрачно +

18. Дед с ребятишками засеял поле. Что там росло:
а) помидоры
б) арбузы +
в) огурцы

19. Дед с ребятишками засеял поле. Что там росло:
а) горох
б) картофель
в) дыни +

20. Дед начал танцевать на заколдованном месте:
а) потому что его потянула танцевать нечистая сила
б) потому что хотел прихвастнуть перед своими друзьями-чумаками +
в) потому что ему просто не сиделось на месте

21. Дед верил в примету: если на могиле горит свечка, значит:
а) там зарыт клад +
б) родные пришли навестить могилу покойного
в) там зарыт живой человек

22. Заколдованное место после приключившегося с дедом брали в аренду, засевали ещё не раз и:
а) там стали находить клады
б) там засеют как следует, а взойдёт что попало +
в) там всё прекрасно росло

23. Почему деду пришлось возвращаться за кладом:
а) он сначала очень испугался и убежал домой
б) клад был зарыт очень глубоко, и он пошёл за помощью
в) у него с собой не оказалось лопаты +

24. Как у казаков назывался соломенный шалаш:
а) чумак
б) курень +
в) цыбуля

25. Какой подзаголовок имеет повесть “Заколдованное место”:
а) сказание дьячка сельской церкви
б) история о похождениях деда
в) быль, рассказанная дьячком ***ской церкви +

26. Кто рассказал быль о том, как человеком овладела «нечистая сила»:
а) дед
б) дьячок +
в) отец Фомы

27. Сколько лет было рассказчику:
а) 11 +
б) 14
в) 16

28. Что повез продавать отец:
а) огурцы
б) арбузы
в) табак +

29. Как звали деда:
а) Максим +
б) Пётр
в) Остап

30. Кто часто проезжал мимо куреня деда:
а) солдаты
б) чумаки +
в) цыгане

Источник

Понемногу

О сложном просто, понятно о простом, кратко обо всем.

вторник, 2 ноября 2021 г.

Ответы на вопросы учебника к рассказу Н. Гоголя «Заколдованное место», 5 класс

Ответы на вопросы учебника «Литература» 5 класс, 1 часть, Коровина, страница в чем разница» rel=dofollow»>страница 169

Размышляем о прочитанном

1. Кто главный герой произведения «Заколдованное место»?

Главный герой рассказа дед Максим.

2. Верите ли вы в то, что это случилось на самом деле? Что вам кажется фантастическим, что реальным?

Мне не верится, что всё описанное автором могло произойти на самом деле.

Он правдиво описал образ жизни казаков, но фантастическим мне показалось перемещение деда на заколдованное место и описание нечистой силы, там им встреченной.

3. Постарайтесь пересказать быль близко к тексту, передавая особенности речи персонажей.

Пересказ рассказа «Заколдованное место» для 5 класса.

Рассказчику Фоме было тогда лет 11 и он был дурень. Любил баловать. Однажды отец мальчика уехал в Крым продавать табак. Дома остались мать, дед, да три брата.

Однажды к ним приехали чумаки. Дед встретил много знакомых и обрадовался. Он угощал чумаков дынями, называл их собачьими детьми и звал танцевать. Потом дед сам решил показать, как надо танцевать, и пошёл вывёртывать ногами.

Но возле грядки с огурцами у него перестал получаться сложный вихорь. Дед заругался, помянул сатану, и вдруг оказался в пустом месте. Он увидел вдали лес, голубятню, гумно и наткнулся на дорожку. Чуть в стороне, на могиле, горела свеча. Дед понял, что там спрятан клад. Он пометил могилку и пошёл домой, так как не было у него с собой ни заступа, ни лопаты.

На другой день дед взял инструмент и пошёл искать могилку. Но никак не мог найти нужное место. Если было видно голубятню, исчезало гумно, и наоборот. Начался дождь и дед, ругаясь страшными словами, вернулся домой.

На другой день он ходил по баштану, прикрывая арбузы, вновь вступил на проклятое место и ударил в сердцах заступом. И опять оказался в поле. Он быстро нашёл нужную могилу и начал обкапывать камень, лежавший на ней.

Откинув камень, дед решил перекурить, и тут кто- рядом так сильно чихнул, что забрызгал деда. Тот оглянулся, но вокруг не было никого. Дед стал копать могилу и вскоре вырыл котел.

А эти его слова тут же повторили птичий нос, баранья голова и медведь.

Деду стало страшно. Вокруг стояла ночь, не было видно ни звёзд, ни месяца. А из-за горы, что нависла над дедом, мигала харя красными очами.

Дед бросился было прочь, но оглянулся и увидел, что всё стихло. Он вернулся и с большим трудом вытащил котёл. Схватив его, дед бросился бежать со всех ног.

А на хуторе его уже потеряли. Мать вышла во двор и увидела, как над забором плывёт кухва. Она решила, что то балуют хлопцы, и вылила туда горячие помои.

С криком выскочил обожжённый дед. А в котле нашёлся лишь сор и грязь. С тех пор заклял дед внуков верить чёрту.

Литература и изобразительное искусство

Рассмотрите иллюстрации художника Клодта к этому произведению. Так ли вы представляли себе заколдованное место? Попробуйте сами нарисовать или устно описать собственную иллюстрацию к этому рассказу.

Я не совсем так представляла себе заколдованное место, как его изобразил художник. Мне оно кажется более страшным.

Устное описание заколдованного места для 5 класса

Это кусок поля возле тёмного леса. Возле узкой тропинки стоит могильный холм, на нём горит свеча. Огромный камень лежит рядом с могилой, а дед орудует заступом.

Небо черно, нет ни звёзд, ни месяца, вокруг чёрные провалы. В могиле виден котёл. На котле сидит птичий нос. На макушке дерева сидит баранья голова. Из лесу выглядывает медведь. Перед могилой огромная гора. В ней раскрыты огромные алые провалы глаз. Кажется, она сейчас схватит маленького деда и сожрёт за милую душу.

Фонохрестоматия Гоголь «Страшная месть»

1. Прислушайтесь к голосу актёра, читающего описание Днепра. Стихи это или проза? Как меняется интонация актёра, эмоциональная окраска голоса с изменением состояния Днепра, о котором повествует Гоголь?

Описание Днепра написано прозой, но его можно назвать стихотворением в прозе.

В этом описании нет рифмы, зато присутствует протяжный ритм, делающий чтение почти пением.

Автор использует в описании много литературных приёмов, характерных для стихотворения: эпитеты, сравнения, олицетворения.

Актёр красиво выделяет интонацией разные моменты описания. В начале его голос добродушный, восторженный, он любуется спокойными прибрежными водами.

Описывая середину реки, актёр добавляет в голос почтения, восхищения, уважения силой и величием Днепра.

Описывая ночной Днепр, актер словно рассказывает сказку, ведь этот отрывок напоминает её. Чего стоит рассказ о звёздах, удерживаемых Днепром, как стариком-великаном.

Описывая непогоду, голос актёра тревожно дрожит, тон повышается. Он пытается передать, как может быть страшен рассерженный старый Днепр.

2. Почему ощущение тревоги, передаваемое актёром, достигает наивысшей точки перед словами «и вышел из неё колдун»?

Появлению колдуна предшествует описание бушующего Днепра. Актёр нагнетает тревогу, говоря, что никто не решается плыть по реке в такую погоду. Он заставляет слушателя переживать о том, кто же в лодке, гадать, грозит ли путнику опасность.

Тревога, вызванная ощущением тайны, нарастает. Это кульминация эпизода.

Но появление колдуна разрушает тайну, исчезает тревога слушателя. За колдуна нет смысла волноваться и тревожиться.

Прочитать краткое содержание повести «Страшная месть», можно перейдя по ссылке.

Источник

Тестовые задания с ключами по рассказу Н.В.Гоголя «Заколдованное место», 5 класс.

Поляхова Мария Владиславовна

1. К какому времени относится это произведение?

а) К юности рассказчика

б) К старости рассказчика

в) К детству рассказчика

г) Все случилось до рождения рассказчика

2. Что было особенного в месте около грядки с огурцами?

а) Там всегда стоял ледяной холод

б) На этом месте ноги деда рассказчика переставали плясать

в) Тот, кто оказывался на этом месте, терял память

г) Там всегда было болото

3. Где оказался дед, когда повернул голову?

а) Около своего дома

б) Около той же грядки с огурцами

в) За гумном волостного писаря

4. Что дед увидел на могилке поблизости?

а) Забытую бутылку с горилкой

5. Что дед откопал на могиле, в заколдованном месте?

6. Чем баранья голова, птичий нос и медведь напугали деда?

б) Тем, что повторяли за ним сказанное

в) Тем, что начали сулить ему погибель

г) Тем, что появились ночью

7. Что увидела мать, когда вышла на улицу вылить помои?

а) Что на нее ползет бочка

8. Кем оказалась эта бочка?

9. Что оказалось в котле, который дед выкопал на той могилке?

10. Что дед сделал с проклятым местом?

а) Насыпал земляной холм

б) Загородил плетнем

11. На что похожа повесть происходящими событиями?

а) На стихотворение

12. Почему странные события происходили только с одним из героев?

а) Он очень часто поминал нечистую силу

б) Остальные были очень молоды

в) Совершил много грехов

г) Он был святой, и его искушали

13. Необычные события с главным героем произошли во время:

а) исполнения танца

14. Что сделал дед, оказавшись на следующий день возле заколдованного места?

а) Подпрыгнул и перевернулся на месте

б) Три раза плюнул через плечо

в) Ударил о землю заступом

15. Заколдованное место в повести располагалось:

Ищем педагогов в команду «Инфоурок»

что дед увидел на могилке. Смотреть фото что дед увидел на могилке. Смотреть картинку что дед увидел на могилке. Картинка про что дед увидел на могилке. Фото что дед увидел на могилке

Номер материала: ДБ-1549621

Не нашли то что искали?

Вам будут интересны эти курсы:

Оставьте свой комментарий

Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.

Безлимитный доступ к занятиям с онлайн-репетиторами

Выгоднее, чем оплачивать каждое занятие отдельно

что дед увидел на могилке. Смотреть фото что дед увидел на могилке. Смотреть картинку что дед увидел на могилке. Картинка про что дед увидел на могилке. Фото что дед увидел на могилке

что дед увидел на могилке. Смотреть фото что дед увидел на могилке. Смотреть картинку что дед увидел на могилке. Картинка про что дед увидел на могилке. Фото что дед увидел на могилке

В России отцы охотнее дают деньги детям на карманные расходы, чем матери

Время чтения: 2 минуты

что дед увидел на могилке. Смотреть фото что дед увидел на могилке. Смотреть картинку что дед увидел на могилке. Картинка про что дед увидел на могилке. Фото что дед увидел на могилке

Минпросвещения предлагает закрыть пляжи детских лагерей для посторонних лиц

Время чтения: 1 минута

что дед увидел на могилке. Смотреть фото что дед увидел на могилке. Смотреть картинку что дед увидел на могилке. Картинка про что дед увидел на могилке. Фото что дед увидел на могилке

Учителям предлагают 1,5 миллиона рублей за переезд в Златоуст

Время чтения: 1 минута

что дед увидел на могилке. Смотреть фото что дед увидел на могилке. Смотреть картинку что дед увидел на могилке. Картинка про что дед увидел на могилке. Фото что дед увидел на могилке

В России зарегистрировали вакцину от коронавируса для подростков

Время чтения: 1 минута

что дед увидел на могилке. Смотреть фото что дед увидел на могилке. Смотреть картинку что дед увидел на могилке. Картинка про что дед увидел на могилке. Фото что дед увидел на могилке

В России утвердили квоты приема на целевое обучение в вузах на 2022 год

Время чтения: 3 минуты

что дед увидел на могилке. Смотреть фото что дед увидел на могилке. Смотреть картинку что дед увидел на могилке. Картинка про что дед увидел на могилке. Фото что дед увидел на могилке

Путин поручил не считать выплаты за классное руководство в средней зарплате

Время чтения: 1 минута

Подарочные сертификаты

Ответственность за разрешение любых спорных моментов, касающихся самих материалов и их содержания, берут на себя пользователи, разместившие материал на сайте. Однако администрация сайта готова оказать всяческую поддержку в решении любых вопросов, связанных с работой и содержанием сайта. Если Вы заметили, что на данном сайте незаконно используются материалы, сообщите об этом администрации сайта через форму обратной связи.

Все материалы, размещенные на сайте, созданы авторами сайта либо размещены пользователями сайта и представлены на сайте исключительно для ознакомления. Авторские права на материалы принадлежат их законным авторам. Частичное или полное копирование материалов сайта без письменного разрешения администрации сайта запрещено! Мнение администрации может не совпадать с точкой зрения авторов.

Источник

Урок литературы по повести Н. В. Гоголя «Заколдованное место» (5 класс)

Вопросы к повести Н. В. Гоголя «Заколдованное место»

№ 1. Кто является рассказчиком в повести Н. В. Гоголя «Заколдованное место»?

— Рассказчиком в повести Н. В. Гоголя «Заколдованное место» является дьячок Фома ***ской церкви (стр. 174, заголовок).

№ 2. Сколько лет было рассказчику, когда происходило действие?

— Когда происходило действие, рассказчику было «лет одиннадцать» (стр. 175).

№ 3. Сколько братьев было у рассказчика?

— У рассказчика было три брата.

№ 4. Зачем отец рассказчика поехал в Крым?

— Отец рассказчика поехал в Крым, чтобы продать табак (стр. 175: «Батько еще в начале весны повез в Крым на продажу табак»).

№ 5. Как зовут деда? Как называлось место, которое дед сторожил вместе с внуками?

— Деда зовут Максим (стр. 176).

— Место, которое дед сторожил вместе с тремя внуками, называлось баштан. (Стр. 175: «Дед засеял баштан на самой дороге и перешел жить в курень; взял и нас с собою гонять воробьев и сорок с баштану». Баштан – место, засеянное арбузами и дынями).

№ 6. Сколько возов ежедневно проезжало мимо баштана?

— Мимо баштана ежедневно проезжало около пятидесяти возов (стр. 175: «…чумаков каждый день возов пятьдесят проедет»).

№ 7. Назовите любимое занятие деда на баштане.

№ 8. Кто однажды приехал в гости к деду?

— Однажды в гости к деду приехали (стр. 176) старые знакомые чумаки.

№ 9. Что не получалось у деда во время танца?

№ 10. Где оказался дед во время танца на дьявольском месте? (Куда перенесла его нечистая сила?)

Стр. 178: Нечистая сила перенесла деда на место, бывшее недалеко от поповской голубятни и гумна волостного писаря.

№ 11. О чем подумал дед, увидев на могилке горящую свечку?

Стр. 178: Дед, увидев на могилке горящую свечу, подумал, что в этом месте зарыт клад.

№ 12. Сколько раз дед был на дьявольском месте?

— На дьявольском месте дед был три раза.

№ 13. Что обнаружил дед, когда разрыл землю?

Стр. 181: Дед, разрыв землю, обнаружил котел, который, по его мнению, был доверху наполнен деньгами.

№ 14. В каких зверей перевоплощалась нечистая сила, когда дед выкапывал котел?

Стр. 181: Когда дед выкапывал котел, нечистая сила принимала облик птицы, барана, медведя.

№ 15. Что оказалось в котле, когда дед принес его домой?

— В котле оказался (стр. 184) «…сор, дрязг, стыдно сказать, что такое».

№ 16. Что сделал дед с заколдованным местом?

Стр. 184: Дед «…то проклятое место, где не вытанцовывалось, загородил плетнем, велел кидать всё, что ни есть непотребного, весь бурьян и сор, который выгребал из баштана.

Вопросы к повести Н. В. Гоголя «Заколдованное место»

№ 1. Кто является рассказчиком в повести Н. В. Гоголя «Заколдованное место»? № 2. Сколько лет было рассказчику, когда происходило действие? № 3. Сколько братьев было у рассказчика? № 4. Зачем отец рассказчика поехал в Крым? № 5. Как зовут деда? Как называлось место, которое дед сторожил вместе с внуками? № 6. Сколько возов ежедневно проезжало мимо баштана? № 7. Назовите любимое занятие деда на баштане. № 8. Кто однажды приехал в гости к деду? № 9. Что не получалось у деда во время танца? № 10. Где оказался дед во время танца на дьявольском месте? (Куда перенесла его нечистая сила?) № 11. О чем подумал дед, увидев на могилке горящую свечку? № 12. Сколько раз дед был на дьявольском месте? № 13. Что обнаружил дед, когда разрыл землю? № 14. В каких зверей перевоплощалась нечистая сила, когда дед выкапывал котел? № 15. Что оказалось в котле, когда дед принес его домой? № 16. Что сделал дед с заколдованным местом?

Вопросы к повести Н. В. Гоголя «Заколдованное место»

№ 1. Кто является рассказчиком в повести Н. В. Гоголя «Заколдованное место»? № 2. Сколько лет было рассказчику, когда происходило действие? № 3. Сколько братьев было у рассказчика? № 4. Зачем отец рассказчика поехал в Крым? № 5. Как зовут деда? Как называлось место, которое дед сторожил вместе с внуками? № 6. Сколько возов ежедневно проезжало мимо баштана? № 7. Назовите любимое занятие деда на баштане. № 8. Кто однажды приехал в гости к деду? № 9. Что не получалось у деда во время танца? № 10. Где оказался дед во время танца на дьявольском месте? (Куда перенесла его нечистая сила?) № 11. О чем подумал дед, увидев на могилке горящую свечку? № 12. Сколько раз дед был на дьявольском месте? № 13. Что обнаружил дед, когда разрыл землю? № 14. В каких зверей перевоплощалась нечистая сила, когда дед выкапывал котел? № 15. Что оказалось в котле, когда дед принес его домой? № 16. Что сделал дед с заколдованным местом?

Вопросы к повести Н. В. Гоголя «Заколдованное место»

№ 1. Кто является рассказчиком в повести Н. В. Гоголя «Заколдованное место»? № 2. Сколько лет было рассказчику, когда происходило действие? № 3. Сколько братьев было у рассказчика? № 4. Зачем отец рассказчика поехал в Крым? № 5. Как зовут деда? Как называлось место, которое дед сторожил вместе с внуками? № 6. Сколько возов ежедневно проезжало мимо баштана? № 7. Назовите любимое занятие деда на баштане. № 8. Кто однажды приехал в гости к деду? № 9. Что не получалось у деда во время танца? № 10. Где оказался дед во время танца на дьявольском месте? (Куда перенесла его нечистая сила?) № 11. О чем подумал дед, увидев на могилке горящую свечку? № 12. Сколько раз дед был на дьявольском месте? № 13. Что обнаружил дед, когда разрыл землю? № 14. В каких зверей перевоплощалась нечистая сила, когда дед выкапывал котел? № 15. Что оказалось в котле, когда дед принес его домой? № 16. Что сделал дед с заколдованным местом?

Вопросы к повести Н. В. Гоголя «Заколдованное место»

№ 1. Кто является рассказчиком в повести Н. В. Гоголя «Заколдованное место»? № 2. Сколько лет было рассказчику, когда происходило действие? № 3. Сколько братьев было у рассказчика? № 4. Зачем отец рассказчика поехал в Крым? № 5. Как зовут деда? Как называлось место, которое дед сторожил вместе с внуками? № 6. Сколько возов ежедневно проезжало мимо баштана? № 7. Назовите любимое занятие деда на баштане. № 8. Кто однажды приехал в гости к деду? № 9. Что не получалось у деда во время танца? № 10. Где оказался дед во время танца на дьявольском месте? (Куда перенесла его нечистая сила?) № 11. О чем подумал дед, увидев на могилке горящую свечку? № 12. Сколько раз дед был на дьявольском месте? № 13. Что обнаружил дед, когда разрыл землю? № 14. В каких зверей перевоплощалась нечистая сила, когда дед выкапывал котел? № 15. Что оказалось в котле, когда дед принес его домой? № 16. Что сделал дед с заколдованным местом?

Вопросы к повести Н. В. Гоголя «Заколдованное место»

№ 1. Кто является рассказчиком в повести Н. В. Гоголя «Заколдованное место»? № 2. Сколько лет было рассказчику, когда происходило действие? № 3. Сколько братьев было у рассказчика? № 4. Зачем отец рассказчика поехал в Крым? № 5. Как зовут деда? Как называлось место, которое дед сторожил вместе с внуками? № 6. Сколько возов ежедневно проезжало мимо баштана? № 7. Назовите любимое занятие деда на баштане. № 8. Кто однажды приехал в гости к деду? № 9. Что не получалось у деда во время танца? № 10. Где оказался дед во время танца на дьявольском месте? (Куда перенесла его нечистая сила?) № 11. О чем подумал дед, увидев на могилке горящую свечку? № 12. Сколько раз дед был на дьявольском месте? № 13. Что обнаружил дед, когда разрыл землю? № 14. В каких зверей перевоплощалась нечистая сила, когда дед выкапывал котел? № 15. Что оказалось в котле, когда дед принес его домой? № 16. Что сделал дед с заколдованным местом?

Вопросы к повести Н. В. Гоголя «Заколдованное место»

№ 1. Кто является рассказчиком в повести Н. В. Гоголя «Заколдованное место»? № 2. Сколько лет было рассказчику, когда происходило действие? № 3. Сколько братьев было у рассказчика? № 4. Зачем отец рассказчика поехал в Крым? № 5. Как зовут деда? Как называлось место, которое дед сторожил вместе с внуками? № 6. Сколько возов ежедневно проезжало мимо баштана? № 7. Назовите любимое занятие деда на баштане. № 8. Кто однажды приехал в гости к деду? № 9. Что не получалось у деда во время танца? № 10. Где оказался дед во время танца на дьявольском месте? (Куда перенесла его нечистая сила?) № 11. О чем подумал дед, увидев на могилке горящую свечку? № 12. Сколько раз дед был на дьявольском месте? № 13. Что обнаружил дед, когда разрыл землю? № 14. В каких зверей перевоплощалась нечистая сила, когда дед выкапывал котел? № 15. Что оказалось в котле, когда дед принес его домой? № 16. Что сделал дед с заколдованным местом?

Если Вы считаете, что материал нарушает авторские права либо по каким-то другим причинам должен быть удален с сайта, Вы можете оставить жалобу на материал.

Источник

«Заколдованное место»: краткое содержание повести

Быль сия относится ко времени, когда рассказчик был еще дитятею. Отец с одним из сыновей уехал в Крым продавать табак, оставив дома жену, трех еще сыновей да деда стеречь баштан — дело прибыльное, проезжих много, а всего лучше — чумаки, что рассказывали диковинные истории. Как-то к вечеру приходит несколько возов с чумаками, да все старинными дедовыми знакомцами. Перецеловались, закурили, пошел разговор, а там и угощение. Потребовал дед, чтоб внуки плясали, гостей потешили, да недолго терпел, сам пошел. Плясал дед славно, такие кренделя выделывал, что диво, покуда не дошел до одного, места близ грядки с огурцами. Здесь ноги его стали. Пробовал сызнова — то же. УЖ и бранился, и снова начинал — без толку.

Сзади кто-то засмеялся. Огляделся дед, а места не узнает: и баштан, и чумаки — все пропало, вокруг одно гладкое поле. Все ж понял, где он, за поповым огородом, за гумном волостного писаря. «Вот куда затащила нечистая сила!» Стал выбираться, месяца нет, нашел в темноте дорожку. На могилке поблизости вспыхнул огонек, и другой чуть поодаль. «Клад!» — решил дед и навалил для приметы изрядную ветку, поскольку заступа при себе не имел. Поздно вернулся он на баштан, чумаков не было, дети спали.

На следующий вечер, захватив заступ и лопату, направился он к попову огороду. Вот по всем приметам вышел в поле на давешнее место: и голубятня торчит, а гумна не видно. Пошел ближе к гумну — пропала голубятня. А тут припустил дождик, и дед, так и не нашед места, прибежал с бранью обратно. Назавтра ввечеру пошел он с заступом прокопать новую грядку, да, минуя проклятое место, где ему не танцевалось, в сердцах ударил заступом, — и оказался в том самом поле. Все узнал он: и гумно, и голубятню, и могилку с наваленной веткой. На могиле лежал камень. Обкопав, дед отвалил его и хотел было понюхать табачку, как кто-то чихнул у него над головою. Осмотрелся — нет никого. Принялся дед копать и нашел котел. «А, голубчик, вот где ты!» — воскликнул дед. То же сказал и птичий нос, и баранья голова с верхушки дерева, и медведь. «Да тут страшно слово сказать», — пробормотал дед, а вслед за ним и птичий нос, и баранья голова, и медведь. Дед хочет бежать — под ногами круча без дна, над головой гора нависла. Дед бросил котел, и все стало по-прежнему. Решив, что нечистая сила только пугает, он схватил котел и кинулся бежать.

Об эту пору на баштане и дети, и пришедшая мать недоумевали, куда подевался дед. Отужинав, пошла мать вылить горячие помои, а навстречу ей бочка ползет: видно, кто-то из детей, шаля, толкает ее сзади. Мать плеснула в нее помоями. Оказалось, что это дед. Открыли дедов котел, а в нем сор, дрязг и «стыдно сказать, что такое». С той поры заклялся дед верить черту, проклятое место загородил плетнем, а когда наняли поле под баштан соседние козаки, на заколдованном месте вечно всходило что-нибудь «черт знает что такое!».

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *