что дают на обед в детском саду
Консультация для младших воспитателей «Сервировка стола и питание в детском саду»
Татьяна Скрягина
Консультация для младших воспитателей «Сервировка стола и питание в детском саду»
Настоящие методические рекомендации по организации процесса питания и сервировки столов в группах носят рекомендательный характер и помогут дошкольному образовательному учреждению повысить качество организации процесса питания в ДОУ.
Настоящий документ адресован педагогам и младшим воспитателям ДОУ, с целью повышения компетентности в вопросе организации процесса питания в ДОУ.
Настоящие методические рекомендации разработаны на основе следующих документов:
• Закона Российской Федерации «Об образовании» №273 от 29.12.2012 года;
• СанПиН 2.4.1.3049-13 «Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы дошкольных образовательных учреждений»;
• Программы дошкольного образования «От рождения до школы» под ред. Н. Е. Вераксы, Т. С. Комаровой, М. А. Васильевой, (2 корпус);
Психологический комфорт детей во время их пребывания в образовательном учреждении во многом зависит от организации питания. Важным моментом в правильной организации питания является хорошая сервировка, она играет большую роль для развития аппетита ребёнка и закрепления культурных навыков.
Сервировка стола должна быть такой, чтобы она вызывала у малышей пусть неосознанное желание быть аккуратными. На столах — скатерти, а лучше под каждый столовый прибор — салфетку, чистую, нарядную на вид. Эстетическое оформление стола: обязательно бумажные салфетки, красиво и правильно разложенные столовые приборы (ложки, вилки, ножи, порционно нарезанный хлеб в хлебнице, чашки (кружки)по количеству детей, допускается цветочная композиция для украшения.
1. Как сидеть за столом, как вести застольную беседу, как садиться и покидать стол, что нельзя делать за столом
Перед едой дети умываются, приводят в порядок нос, волосы, одежду.
Учим детей сидеть за столом: нижняя часть спины должна быть прижата к спинке стула, ступни ног полностью касаться пола, между подачей блюд правую руку держать на коленях, а запястье левой руки на столе.
НЕЛЬЗЯ сидеть с перекрещенными ногами, качаться на стуле, сидеть развалясь, перегибаться через спинку рядом сидящего, отодвигать стул всем весом своего тела, барабанить по столу пальцами, ставить на стол локти.
При застольнойбеседе дети должны усвоить всего два правила:
— не вступать в разговор, пока не закончил говорящий,
— не говорить, пока во рту пища.
Известно, что вести беседу за едой – это мастерство, научиться которому можно только на практике. Дети не должны за столом молчать, и даже к самым маленьким, еще и говорить – то как следует не умеющим, следует периодически обращаться с какой – либо фразой.
Дети, наученные вести беседу за столом, никогда не кричат, даже если нет рядом взрослого.
Темы бесед могут быть самыми различными, уместно говорить о пище,которую едят дети: из каких продуктов она сделана, откуда эти продукты появились и т. д. но не следует беседу за столом превращать в подобие обучающего занятия. Если кто-то из детей переводит разговор на другую тему, пусть так оно и будет. Важно, чтобы у ребенка в процессе разговора сформировалось свое мнение по поводу обсуждаемых вопросов. Желательно, чтобы воспитатель воздерживался от высказывания решающего мнения.
Быть выслушанным – право ребенка, и оно должно быть соблюдено. Необходимо поддерживать инициативу детей в беседе, помогать им развивать свою мысль. Если дети спокойно ведут разговор между собой и все участвуют в нем, воспитатель может и не вмешиваться, а лишь следить за тем, чтобы не нарушались правила беседы.
Каждый ребенок, подходящий к столу, должен пожелать сидящим, приятного аппетита, а те, в ответ, поблагодарить. Выходя из-за стола, ребенок желает оставшимся приятного аппетита еще раз.
«Спасибо» обслуживающим его людям он говорит всякий раз, когда ему подают еду, убирают посуду и т. п. Выходя из-за стола, ребенок еще раз говорит «Спасибо», обращаясь по имени отчеству к младшему воспитателю.
Посуду дети за собой убирают сами: после первого блюда- ставят в стопку, после чего взрослые её уносят сами; тарелки от второго блюда и бокалы уносят дети.
Как пользоваться столовыми приборами, салфетками, держать чашку.
Бумажной салфеткой дети должны пользоваться по мере необходимости. Ее следует приложить к губам, затем, сжав, в комочек, положить на использованную тарелку или специально подготовленный контейнер, если пища не доедена, рядом с тарелкой.
Чашку с ручкой берут указательным пальцем, который просовывают в ручку, сверху накладывается большой палец, а под руку помещают средний – для обеспечения устойчивости. Безымянный палец и мизинец прижимают к ладони.
К шести годам ребенок должен знать и соблюдать основные правила поведения за столом и не делать того,что может быть окружающим неприятным: чесаться, ковырять в зубах, жевать с открытым ртом, причмокивать губами, оставлять ложку в чашке, есть с ножа, облизывать пальцы, набивать до отказа рот;
Остатки супа доедать, наклонив тарелку от себя. Ложку оставлять в тарелке;
Салаты, овощи (начиная со старшей группы) есть с помощью ножа и вилки, поддевая порцию, держа вилку зубцами вверх, а ножом подгребать и слегка прижимать.
Кашу разрешается есть десертной ложкой.
Второе блюдо с гарниром и без нужно есть с помощью ножа и вилки (начиная со старшей группы).
Фрукты едят по-разному. Почистить фрукты малышам должны взрослые, но допускается есть яблоко целиком.
Масло, джем на хлеб (батон) дети намазывают сами (начиная со старшей группы).
Пироги, печенья, пряники дети едят, держа их в руке.
Суп с хлебом можно есть, держа хлеб в левой руке и откусывая прямо от куска.
Сервировка стола
Хорошая сервировка стола имеет большое значение для улучшения аппетита детей и закрепления культурных навыков. В приготовление столов для питания активное участие принимают дежурные.
Посуда должна быть небольшого размера, а главное,привлекательной: с изящным рисунком, красивой формы.
Для детей младшего возраста удобны обыкновенные детские глубокие тарелки; для детей 5—6 лет лучше иметь среднего размера (на 300 —400 г).
Хорошо иметь мелкие тарелки двух размеров: десертные — за завтраком и полдником и мелкие, соответственно размеру глубоких тарелок,— для вторых блюд.
Вилки следует давать детям начиная с младшей группы (вторая половина года). Детей 5—6 лет нужно приучать пользоваться и вилкой, и ножом, но они должны быть соответствующего размера, так называемые детские.
К завтраку стол сервируется следующим образом:
Основное блюдо детям подает младший воспитатель перед тем, как они сядут за стол. Заранее блюда не раскладывают, за исключением тех, которые едят холодными. Подают и убирают посуду слева от сидящего ребенка.
Если на завтрак подают яйца, их кладут в тарелку, которая стоит в центре стола.
К обеду стол сервируется сходным образом:
Суп разливает младший воспитатель перед тем, как дети сядут за стол. Не нужно преждевременно раскладывать второе,чтобы оно не остывало: остывшая пища менее полезна. Если младший воспитатель внимательно следит за детьми во время еды, она всегда успеет вовремя подать каждому второе.
К полднику стол сервируется:
В центре стола ставится салфетница, кружки и тарелка, если предлагается выпечка или печенье.
К ужину стол сервируется так же, как и к завтраку. Не подается только масло.
Во время кормления детям раннего возраста надо надевать клеёнчатые надгрудники. В распоряжении детей должны быть и салфетки. А после полутора лет они должны научиться самостоятельно пользоваться ими. Воспитатель приучает ребёнка держать ложку в правой руке, за середину черенка, обхватив сверху пальцами. Детей учат есть и первое, и второе блюдо с хлебом, не брать пищу из тарелки руками, мясное блюдо есть с гарниром, пользоваться салфеткой.
Блюда должны подаваться своевременно, чтобы, сев за стол, малыш тут же начал есть, т. е. недопустимо сажать детей за пустые столы.
Надо помнить, что движения ребёнка ещё мало координированы, и требовать от него соблюдения полного порядка во время еды нельзя. Дети быстро утомляются и, утолив голод, начинают отвлекаться или совсем перестают есть. Взрослые должны помочь им закончить обед. Если малыш всё – таки отказывается от еды, настаивать не следует.
Дети должны усвоить правила: нельзя выходить из-за стола с куском хлеба, пирога, яблока и т. д. ; нельзя выходить, если рот наполнен непрожёванной пищей. Уже в этом возрасте ребёнок должен благодарить взрослого после еды, задвигать свой стульчик.
Во время еды воспитателю следует разговаривать с детьми («Ешьте, дети, суп вкусный»; «Катя, возьми хлеб, откуси кусочек»; «Мария Ивановна, Саша съел суп, положите и ему, пожалуйста, котлету с картошкой. Вкусная котлетка, ешь, Саша» и пр., использовать художественное слово.
Важное требование, предъявляемое к персоналу и педагогам, – не создавать своими действиями и словами напряженную обстановку, когда едят дети. Взрослые должны помнить постоянно о том, что дети только вступили этот мир и многого еще не умеют. Приучая их к хорошим манерам, следует снисходительно относиться к промахам, не порицать и не торопить. Манерам нужно обучать непринужденно, спокойно и лучше всего собственным примером, приходя на помощь всякий раз, когда ребенок испытывает затруднения. Если ребенок не может наколоть горох вилкой, то пусть пользуется пока ложкой. Поэтому мы и кладем на стол все столовые приборы и в завтрак, и в обед, и в полдник.
И, наконец, третье требование касается принуждения ребенка во время еды.
Каждый ребенок рождается на свет с присущими ему хорошо функционирующими механизмом голода, который показывает, когда следует есть, а когда остановиться. Если взрослые и сам ребенок не мешают этому механизму, то на отсутствие аппетита никто не жалуется и рост происходит нормально. Вмешательство в деятельность этого тонкого устройства может вызвать серьезные эмоциональные трудности в развитии ребенка, которые, возможно, будут сопутствовать ему в течение всей жизни. Вкусы ребенка могут быть наследственными и формироваться в семье в силу особенностей ее питания.
Во время сервировки столов к процессу питания активное участие принимают дежурные.
Памятка для младших воспитателей.
Культурно-гигиенические навыки Труд
2 мл. гр. Формирование элементарных навыков за столом: правильно пользоваться столовой и чайными ложками, вилкой, салфеткой; не крошить хлеб, пережевывать пищу с закрытым ртом, не разговаривать с полным ртом,полоскать рот после еды Во второй половине года формирование умений, необходимых при дежурстве по столовой (помогать накрывать стол к обеду (раскладывать ложки,вилки, расставлять хлебницы (без хлеба). Тарелки, чашки и т. п)
Средняя группа Совершенствование навыков аккуратного приема пищи: пищу брать понемногу, хорошо пережевывать, есть бесшумно, правильно пользоваться столовыми приборами (ложка, вилка, салфеткой, полоскать рот после еды Формирование умения самостоятельно выполнять обязанности дежурного по столовой: аккуратно расставлять хлебницы, чашки с блюдцами, ставить салфетницы, раскладывать столовые приборы (ложки, вилки, ножи).
Совершенствовать культуру еды: умение правильно пользоваться столовыми приборами (вилкой, ножом, есть бесшумно, аккуратно, сохраняя правильную осанку за столом; обращаться с просьбой, благодарить. Формирование желания добросовестно выполнять обязанности дежурных по столовой: сервировать стол, приводить его в порядок после еды
Подготов. группа Закрепление умения аккуратно пользоваться столовыми приборами. Закрепление умения обращаться с просьбой, благодарить. Формирование умения добросовестно выполнять обязанности дежурных по столовой: полностью сервировать столы и приводить его в порядок после еды
Дежурство вводятся со второй младшей группы, во второй половине года и ставят перед ребёнком только одно условие: помочь младшему воспитателю накрыть на стол.
Ребёнок раздаёт ложки, ставит хлебницы, стаканы с салфетками. Понимание обязанности ещё не доступно детям до четырёх лет, и было бы неправильно выдвигать перед ними такое требование. В руководстве детьми педагог опирается на их интерес к процессу деятельности, создаёт эмоционально-положительное отношение к нему, объясняет необходимость потрудиться и всячески поощрять любую попытку ребёнка проявить самостоятельность. Он формирует у детей представление о значимости труда дежурных, об очерёдности в выполнении порученного дела.
Формирование элементарных навыков за столом: правильно пользоваться столовой и чайными ложками, вилкой, салфеткой; не крошить хлеб, пережевывать пищу с закрытым ртом, не разговаривать с полным ртом.
В средней группе воспитатель использует в начале года (сентябрь – октябрь) те же приёмы, что и в младшем возрасте, с тем, чтобы узнать, насколько дети овладели умениями, дать им привыкнуть к условиям жизни в группе.
Далее у детей формируют умения самостоятельно выполнять обязанности дежурного по столовой: аккуратно расставлять хлебницы, чашки, ставить салфетницы, раскладывать столовые приборы (ложки, вилки, ножи).
Выходя из-за стола, ребенок может взять свою чашку и отнести её на раздаточный стол. Дежурные убирают со стола хлебницы, стаканы с салфетками, а младший воспитатель тарелки.
Дежурства продолжают иметь место в старшей и подготовительной к школе группе детского сада, постепенно усложняясь и по содержанию труда, и по формам объединения детей, и по требованию к самостоятельности в процессе работы, а так же по самоорганизации в процессе деятельности. Смена дежурных проводится ежедневно.
В содержание труда дежурных по столовой входит полная сервировка стола: аккуратно раскладывать столовые приборы (ложки, вилки, ножи); расставлять хлебницы, салфетницы, кружки.
После еды дежурные помогают младшему воспитателю наводить порядок на обеденных столах.
У дежурных по столовойдолжна быть специальная форма: фартуки головной убор (косынки, колпачки).
Консультация для начинающих воспитателей «Дисциплина в детском саду» Дисциплина в детском саду – это основа спокойствия и порядка. Дисциплина в детском саду — это основа спокойствия и порядка в группе. Дисциплина.
Консультация для родителей «Питание дошкольников в детском саду и дома» Консультация для родителей. «Питание дошкольников в детском саду и дома» Питание детей 3-7 лет должно быть организовано таким образом, чтобы.
Консультация для воспитателей «Развитие речи в детском саду» Консультация для педагогов «Развитие речи в детском саду» Если раньше большую часть составляло речевое общение, то в наше время, следуя.
Консультация для воспитателей «Математика в детском саду по ФГОС» Муниципальное дошкольное образовательное учреждение Детский сад № 38 Консультация для воспитателей «Математика в детском саду.
Консультация для воспитателей «Прогулка в детском саду» Прогулка очень важный режимный момент для детей в дошкольном образовательном учреждении. Цель прогулки: укрепление здоровья, физическое.
Консультация для воспитателей «Театрализованная деятельность в детском саду» «Весь мир – театр, а люди в нем актеры» В. Шекспир. Жизнь в детском саду тоже пронизана театрализованной деятельностью. Ведь ведущей деятельностью.
Консультация для воспитателей «Театрализованная деятельность в детском саду» Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад комбинированного вида № 22 города Ейска МО Ейский район Консультация.
Консультация для воспитателей «Экологическая тропа в детском саду» Создание экологической тропы на территории ДОУ способствует повышению научного уровня дошкольного образования. Знания, полученные детьми.
Разработка урока «Сервировка праздничного стола» ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ УРОКА: • повторить и закрепить знания и умения по теме: «Сервировка праздничного стола»; • развивать коммуникативные способности.
Сервировка стола к обеду В марте в нашем детском саду прошёл смотр- конкурс между группами на лучшую организацию питания. В нашем саду 8 групп и, конечно, каждая.
Что не так с питанием в детских садах
И почему это надо менять
Я нутрициолог — помогаю людям построить сбалансированный рацион и здоровые отношения с едой.
Я работаю не только со взрослыми, но и с детьми. Например, составляю меню для частных детских садов, которые ориентированы на доказательный подход к здоровью.
Меню в детском саду должно соответствовать санитарно-эпидемиологическим нормам для детских учреждений и методическим рекомендациям Роспотребнадзора. Эти нормы должны поддерживать здоровье детей — будущих взрослых.
Но на практике российские нормы питания сильно отличаются от общемировых рекомендаций: детям предлагают слишком много калорий и мало полезных веществ.
Расскажу, что не так с питанием в детских садах России и как это можно исправить.
Как победить выгорание
Как составляют меню в детских садах
Еду для детей могут готовить прямо в садике или заказывать у организаций общепита. Если сад готовит еду самостоятельно, ему придется выполнять все требования к организации питания: помещению, оборудованию, сырью. Например, кухня должна включать семь помещений. Такие возможности есть не у каждого детского сада.
СП 2.4.3648-20 — санитарные требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи
Если детский сад заказывает еду в учреждениях общепита, то достаточно одного помещения для организации питания — там еду разогревают, режут, складывают и едят. В этом случае количество и площадь помещений привязаны к количеству детей: на одного человека должно приходиться не менее 0,7 м2.
Как бы ни добывал питание детский сад, меню должно соответствовать определенным правилам. Эти правила устанавливает не садик и не городская администрация, а Роспотребнадзор и санитарный врач России — именно они подготовили документы, которые лежат в основе планирования меню в детских садах России:
Методические нормы по рациональному питанию объясняют, сколько калорий, белков, жиров, углеводов, витаминов и минералов должен получать россиянин в зависимости от пола, возраста и типа труда — умственного или физического. Эти рекомендации разработал НИИ питания РАМН, а утвердил Роспотребнадзор в 2008 году.
Рекомендации в целом не противоречат общемировой практике. Например, доля белков животного происхождения должна быть 60% — такое же количество рекомендуют и в других странах. Количество овощей и фруктов в нашем меню тоже похоже на общемировые нормы, а вот сахара и калорий ощутимо больше.
Новая версия санитарно-эпидемиологических норм по питанию детей, или коротко санпин, вступила в силу в январе 2021 года и будет действовать минимум шесть лет. В этом документе главный санитарный врач России объясняет, как должно выглядеть меню и какими должны быть продукты, а также как их хранить. Например, нельзя хранить на одной полке в холодильнике охлажденное мясо и овощи, а питьевую воду в кувшине нужно менять каждые три часа, даже если дети не выпили все.
В санпине есть особые требования к ежедневному питанию детей-сирот. Им нужно давать больше овощей — 300 вместо 220 г, фруктов — 260 вместо 100 г. Но объем неполезных продуктов тоже увеличивается. Например, суточное употребление сахара доходит до 55 г, в то время как дети 3—7 лет без статуса сироты получают 30 г.
Если нарушать нормы санпина, можно получить штраф: заведующий детским садом заплатит от 5000 до 10 000 Р — это суммы для должностных лиц. То, как на кухне соблюдают правила, проверяет Роспотребнадзор: после жалобы родителей или по графику — раз в три года.
Но есть в этом санпине и такие требования, которые не смогут как-то улучшить здоровье детей, а скорее, наоборот, в долгосрочной перспективе могут привести к развитию сердечно-сосудистых заболеваний, диабета и ожирения. Особенно это касается переизбытка сахара, калорий и одновременного недобора клетчатки и ненасыщенных жиров.
Некоторые пункты нашего санпина расходятся с рекомендациями международных ассоциаций, занимающихся охраной детского здоровья: Всемирной организации здравоохранения, Детского фонда ООН, Европейского сообщества гастроэнтерологов, гепатологов и специалистов пищевой индустрии, Национального института здравоохранения США и Минздрава Великобритании.
Чтобы показать отличия в системе питания детей, мы сравнили рекомендации санпина с практикой других стран и рекомендациями ВОЗ. Для этого мы изучили 10 дневных меню в случайно выбранных детских садах в крупных городах России: по два понедельника, два вторника и так далее. Чтобы верно оценить количество рыбы, мы взяли меню двух четвергов — «рыбных» дней.
Вот эти меню, вы тоже можете их изучить:
Итак, вот какие проблемы есть в меню в российских детских садах.
Слишком много калорий
Санпин рекомендует детям 3—7 лет употреблять 1800 ккал в сутки. На практике этот показатель выше. Например, меню в одном московском детском саду содержит блюда с общей питательной ценностью 2220 ккал.
ВОЗ рекомендует девочкам 4—6 лет употреблять 1545 ккал в сутки, мальчикам — 1715 ккал. Средним значением для дошкольников независимо от пола будет 1630 ккал.
Вот нормы в других странах:
Стоит учесть, что в западных рекомендациях указаны нормы калорий за весь день. Но дети едят не только в саду, поэтому российские 1800 ккал только за время в садике могут быть для дошкольника перебором. Возможно, такая высокая калорийность блюд в санпине обусловлена тем, что не все дети охотно едят в садике: многие оставляют на тарелке половину порции и даже больше. Тем не менее у каждого третьего российского ребенка до 13 лет есть лишний вес — и этот показатель растет с каждым годом.
Слишком много свободных сахаров
По санпину детсадовец может съедать от 30 г сахара в сутки. Но Европейское сообщество специалистов по питанию детей рекомендует употреблять только до 20 г.
При этом по факту суточное меню в детских садах содержит больше сахара. Например, по вторникам в детском саду в Казани дети получают 40 г сахара — мы смогли легко это посчитать, потому что администрация указала количество сахара в ежедневном меню.
В садах, где не указано общее количество сахара в меню в день, мы считали его по рецептам для поваров — технологическим картам. В России блюда, которые предприятия общепита могут готовить для детей, перечислены в утвержденных сборниках. Готовить другие блюда или отступать от утвержденных рецептов запрещено.
Поэтому если мы хотим узнать, по какому именно рецепту готовят манную кашу или сколько сахара, манки и молока в нее кладут, мы можем посмотреть эту информацию в сборнике рецептур. На десять выбранных садов мы получили среднюю цифру — 67 г сахара в день.
Это не противоречит санпину, поскольку в правилах указан не верхний предел сахара, а минимум.
Выходит, что ежедневно дети съедают в 3,5 раза больше безопасного количества сахара. Главные источники свободных сахаров в рационе детей в детских садах — компоты, чаи и витаминизированные напитки.
Для детей-сирот особые правила: к завышенным нормам потребления сахара им добавляют еще около 40% и вместо 30 г дети получают минимум 55 г сахара в сутки.
Слишком много соли
Однако ВОЗ рекомендует уменьшать количество соли для детей исходя из их потребностей в энергии по сравнению со взрослыми. Например, если взрослый человек в среднем употребляет 3000 ккал в день, а дошкольник — 1630 ккал, то в сутки ребенок должен получать 2,7 г соли. Это значит, что нормы потребления соли в санпине завышены почти в два раза по сравнению с рекомендациями ВОЗ.
На деле же вычислить, сколько соли в день съедает ребенок в детском саду, практически нереально: производители в России не обязаны указывать, сколько соли содержится в 100 г продукта.
Замена фруктов соками и неизвестное количество клетчатки
Санпин разрешает заменять одни продукты другими: например, вместо говядины давать детям говяжью печень, вместо питьевого молока — сгущенное с сахаром, а свежие фрукты заменять соком. Замены разработаны с учетом пищевой ценности, то есть калорий. Количество клетчатки, витаминов и минералов, судя по всему, значения не имеет.
В меню в детских садах мы видим, что свежие фрукты дети получают раз в день — на второй завтрак. Обычно это груша, яблоко или апельсин: каждый детсадовец съест 80—100 г. Если на кухне решили заменить фрукт соком, то порция будет больше: 106—133 г сока.
Но такая замена фруктов соками снижает количество поступающей клетчатки и увеличивает и без того высокое содержание свободных сахаров в детском меню.
Количество фруктов для детей и взрослых — рекомендации Министерства сельского хозяйства США
Клетчатка — неперевариваемый компонент продуктов, важный источник пищи для микроорганизмов в человеческом кишечнике. Она снижает риск развития неинфекционных заболеваний и смерти от них. Взрослым рекомендуют 25—29 г клетчатки в день. Детям нужно меньше: ребятам старше 3 лет — 10—20 г клетчатки в сутки по нормам Роспотребнадзора и 15—20 г по нормативам Минздрава Великобритании.
Мы не знаем, выдерживается ли эта норма в садиках: в параметрах меню фигурируют калории, белки, жиры и общее количество углеводов, но сколько там клетчатки, мы можем только догадываться.
Хотя клетчатка и относится к углеводам, говорить о ее количестве, основываясь на общем количестве углеводов в продукте, нельзя. Например, 30 г углеводов может быть в одном банане, двух морковках или одном батончике «Твикс». При этом в шоколаде почти не будет клетчатки, но будет 18 г сахара, а в банане и моркови — 0 свободных сахаров и 5,4 г клетчатки.
Слишком мало овощей
Детям до 7 лет санпин рекомендует съедать 220 г овощей и 140 г картофеля в сутки. Это соответствует мировой практике, но есть проблема: фактически в детских садах эта норма не выдерживается.
Мы сравнили 10 меню, и, судя по ним, в среднем дети получают примерно 190 г овощей и 93 г картофеля — это на 21% меньше необходимой нормы.
Много ультраобработанных продуктов
В эту категорию входит обработанное мясо — сосиски и колбаса — и другие продукты глубокой переработки: выпечка, кондитерские изделия, сладкие напитки. По российским нормам детям нельзя давать сырокопченую колбасу, а вареную можно включать в меню только в детских домах: воспитанник 3—7 лет получит 10 г колбасы в сутки.
Зато в обычных детских садах разрешены другие ультраобработанные продукты: выпечка, хлеб, фруктовые соки. Такая еда содержит много калорий, но мало питательных веществ.
Исследования показывают, что дети, которые регулярно получают 30—50% калорий из ультраобработанных продуктов, чаще сталкиваются с нарушением липидного обмена и ожирением. Исследования на взрослых показывают, что у людей, которые получают больше 15% всех калорий из ультраобработанных продуктов, риск смерти от сердечно-сосудистых заболеваний на 58% выше.
В меню типичного дня детсадовца больше 21% калорий представлено в виде продуктов с высокой калорийностью, но невысокой питательной ценностью: соков, компотов и чая с сахаром, выпечки, джемов и хлеба из муки высшего сорта.
Такое питание может повысить риск развития ожирения, сердечно-сосудистых заболеваний и рака. Кроме того, ультраобработанные продукты могут вытеснять другую еду из рациона: дети активнее едят сладкую кашу, белый хлеб и выпечку, чем овощи, фрукты, рыбу и бобовые.
Слишком мало растительного белка
Роспотребнадзор рекомендует употреблять 35 г растительного белка в сутки. Такой белок содержится преимущественно в бобовых и орехах, а их в текущем меню в детских садах крайне мало или нет совсем. Недобор по этим пищевым группам приводит к недобору по клетчатке и ненасыщенным жирным кислотам — главным компонентам диетической профилактики сердечно-сосудистых заболеваний и рака.
Из 10 исследуемых меню ни в одном не оказалось орехов. Растительный белок дети получают в основном из гречневой каши, зеленого горошка и немного из хлеба.
Слишком мало рыбы
Американская академия педиатрии и Минздрав Великобритании рекомендует есть две порции рыбы в неделю, причем в одной порции должна быть рыба жирного сорта, например скумбрия или лосось. Для детей это количество рыбы — около 60 г в неделю.
Текущие правила рекомендуют давать российским дошкольникам 37 г рыбы в день, в том числе слабо- или малосоленой. Это адекватное количество, однако на практике рыбу часто заменяют мясом или молочными продуктами. Так можно: в таблице замен в санпине указано, что вместо 100 г трески можно предложить ребенку 87 г говядины или 105 г творога.
Но в этом случае норма рыбы не выдерживается. А рыба и морепродукты — единственный гарантированный источник омега-3 ненасыщенных жирных кислот в рационе. Тех самых, которые ассоциируются со снижением рисков сердечно-сосудистых заболеваний.
Из 10 детсадовских меню, которые мы изучили, блюда из рыбы были только в половине. Если посчитать средний вес рыбных блюд, то получим 57 г — похоже на нормальное количество. Но на деле вес порции складывается не только из веса рыбы. Например, в уху из минтая кладут картофель, морковь и масло. Скорее всего, чистой рыбы дети получают около 30—40 г в неделю — это в два раза ниже нормы.
Почему это проблема
Такое меню не нанесет вреда ребенку ни за день, ни за неделю, ни за две. Но за несколько лет могут сформироваться нездоровые привычки в питании.
Ребенок, привыкший завтракать манной кашей, батоном и чаем с сахаром, с высокой долей вероятности вырастает во взрослого, для которого такой завтрак — норма.
Регулярный дисбаланс в питании — фактор риска развития ожирения, диабета, сердечно-сосудистых заболеваний и рака. Получается, что, закладывая детям нездоровые привычки в питании, мы растим из них взрослых с рисками развития смертельных заболеваний.
Что можно изменить
Глобальное изменение меню в детских садах — сложный и долгий процесс, целиком завязанный на государственные органы. Любое отступление от меню чревато и для администрации садика, и для поставщика еды, решившего положить поменьше сахара в компот. Поэтому обвинять садик в плохом меню непродуктивно.
На уровне государства необходимо пересмотреть нормы калорий — вероятно, это поможет снизить суточное количество сахара в детских меню. Также необходимо пересмотреть нормы в санпине: увеличить количество овощей, рыбы, бобовых, орехов и цельнозерновых углеводов, снизить количество соли, исключить замену фруктов соками, а напитки с добавленным сахаром детям вообще не давать.
Однако частным детским садам можно и самим кое-что предпринять, чтобы питание детей стало более сбалансированным. Например, они могут утверждать меню, выбирать другого поставщика еды или готовить самостоятельно. Да, меню должно соответствовать требованиям санпина, но норму в 1800 ккал можно получить не за счет сладких булочек и каши из обработанного зерна, а благодаря бобовым, жирной морской рыбе, цельнозерновым углеводам, большому количеству овощей и фруктов, молочной продукции без сахара.
Так у детей будет шанс добрать норму по клетчатке, омега-3 жирным кислотам, растительному белку и не превысить при этом норму по соли и сахару.
Как помочь своему ребенку
Кормить завтраком дома. Постарайтесь включать в него ненасыщенные жиры, например орехи и семечки, а еще цельнозерновые углеводы: хлеб из ржаной муки и муки второго сорта, крупы с оболочкой, овощи и фрукты. Быстрый и полезный вариант — смузи с овсянкой, орехами, фруктами и кисломолочным напитком без сахара.
Научить ребенка пить воду и просить ее, когда он чувствует жажду. Текущий санпин предусматривает обязательное наличие питьевой воды в любом садике, поэтому у ребенка всегда должен быть выбор, сладкий компот ему выпить или стакан воды. Отдельно можно попросить воспитателя не напоминать специально про компот, а ставить стакан с водой.
Приносить свою еду. Этот пункт особенно актуален для детей с особой диетой или лечебным питанием. Не исключено, что у вас получится добыть у педиатра справку о необходимости есть меньше сахара и больше овощей. Чтобы принять ребенка со своим ланчбоксом, в садике должен быть холодильник и микроволновая печь. Если техники нет, то поговорите с воспитателем, чтобы ребенка не заставляли доедать, если он не хочет.
Научить ребенка делать здоровый выбор. Семья играет определяющую роль в формировании пищевых привычек ребенка: дети чаще едят овощи и фрукты, если они видят, что родители и сами выбирают такую еду. После садика ребенок часто ужинает дома, поэтому лучше предложить ему то, чего он не добрал в садике: нарезку свежих овощей, брокколи или капустный салат, рыбу, бобовые и прочие продукты, более полезные, чем сладкая манная каша.
Что в итоге
Меню в детских садах и школах в России имеет недостатки: сахара, соли и калорий в нем больше, чем допускает международный научный консенсус. Мало овощей и фруктов, а углеводы представлены в основном рафинированными источниками, почти полностью лишенными клетчатки: манными кашами, сладкими напитками. Красное мясо встречается чаще, чем рыба и бобовые.
Вот что можно сделать, чтобы российских детей в детсадах кормили в соответствии с международными рекомендациями: