что дают моря и люди друг другу

Моря России

Что дают моря и люди друг другу?

Издавна моря были для человека транспортными путями и источником пищи (рис. 53). Люди научились добывать со дна полезные ископаемые, получать энергию, используя приливы и отливы, и даже добывать пресную воду из морской с помощью опреснительных установок. Отдых на морских берегах и лечение морской водой приобрели огромное значение. Традиционные биологические ресурсы наших морей — рыба, моллюски, крабы, водоросли. Причём 90% улова составляет рыба.

Главное промысловое значение для нашей страны имеют Охотское, Японское и Баренцево моря. В Охотском и Японском морях есть условия для существования как холодостойких (сельдь, лососёвые, треска, камбала, окунь, навага), так и теплолюбивых (скумбрия) видов. Очень полезна для здоровья человека ламинария — вид водорослей, известный всем под названием «морская капуста». В тёплых бухтах юга Дальнего Востока развивается марикулътура — искусственное выращивание мидий, гребешков, трепангов и др. В Баренцевом море водится около 150 видов рыб. Морской окунь, палтус, треска, сельдь, пикша, камбала и некоторые другие виды имеют промысловое значение.

В России минеральные ресурсы морей только начинают разрабатываться. Чаще всего они труднодоступны или пока их разработка экономически невыгодна. Тем не менее уже добывают нефть на шельфе Охотского моря.

Побережья тёплых морей — курортные зоны. Самое благоприятное в климатическом отношении Черноморское побережье Кавказа. Здесь ежегодно отдыхают тысячи наших сограждан.

что дают моря и люди друг другу. Смотреть фото что дают моря и люди друг другу. Смотреть картинку что дают моря и люди друг другу. Картинка про что дают моря и люди друг другу. Фото что дают моря и люди друг другу

Человечество обязано бережно относиться ко всем природным ресурсам, в том числе и к ресурсам морей. Главные экологические проблемы — захрязнение морских вод и истощение биологических ресурсов из-за неумеренного вылова рыбы и морепродуктов или хищнического истребления морских животных.

что дают моря и люди друг другу. Смотреть фото что дают моря и люди друг другу. Смотреть картинку что дают моря и люди друг другу. Картинка про что дают моря и люди друг другу. Фото что дают моря и люди друг другу

МОРЯ ДЛЯ ЛЮДЕЙ — ИСТОЧНИК БИОЛОГИЧЕСКИХ, МИНЕРАЛЬНЫХ, ЭНЕРГЕТИЧЕСКИХ РЕСУРСОВ, МЕСТА ОТДЫХА И ОЗДОРОВЛЕНИЯ. ОБЯЗАННОСТЬ ЧЕЛОВЕЧЕСТВА — ОХРАНЯТЬ ПРИРОДУ МОРЕЙ.

Моря бассейнов Атлантического, Тихого, Северного Ледовитого океанов и области внутреннего стока. Ресурсы морей. Экологические проблемы морей.

1. Чем отличаются моря от океанов?

2. Перечислите основные особенности морей России.

3. Каковы ресурсы морей России? Почему моря нуждаются в охране?

4. Выберите верный ответ. Самое большое и глубокое море у берегов России: а) Чёрное; б) Берингово; в) Баренцево; г) Охотское.

5. Сравните два моря России (по выбору). Критерии для сравнения: а) к бассейну какого океана относится; б) внутреннее или окраинное; в) изрезанность береговой линии; г) глубина моря (средняя, максимальная); д) температурный режим; е) морские течения; ж) крупные порты; з) ресурсы и экологические проблемы.

6. Обозначте на контурной карте моря, омывающие берега России, заливы Финский, Анадырский, Шелихова, Пенжинская губа, Обская губа, проливы Карские Ворота, Лонга, Вилькицкого, Татарский.

7. На контурной карте стрелками обозначьте Северный морской путь. Подпишите моря, проливы, через которые он проходит; нанесите крупные порты.

8. Художники-маринисты в своих произведениях изображают море. Какие произведения вам известны? Кем они созданы? Почему образ моря вам интересен? Какие чувства вызывает у вас картина с изображением морской стихии?

Источник

§ 26. Наши моря

Сколько морей в России. Каковы особенности наших морей. Что дают моря и люди друг другу.

Вы хорошо знаете, что Мировой океан един, а море — это его часть. Природа и океанов, и морей подчиняется общим закономерностям географической зональности (например, изменение температуры поверхностных вод, солёности), а также испытывает влияние геологического строения (например, состав отложений, рельеф дна).

Сколько морей в России?

Откройте физическую карту России (см. Приложение, с. 244—245). Во-первых, вы сразу видите, что у России широкий морской «фасад» на севере и на востоке. На западе же и на юге европейской части у нас есть выход к Балтийскому, Черному и Азовскому морям, а также к Каспийскому морю-озеру. Всего наша страна омывается водами 12 морей трёх океанов. Во-вторых, многие наши моря находятся в высоких широтах, в основном в условиях сурового климата. В-третьих, почти все моря — окраинные, внутренних только четыре — Балтийское, Белое, Чёрное и Азовское. В-четвёртых, у большей части морей глубины относительно небольшие или средние. Большие глубины характерны для Японского, Берингова и Охотского морей. В-пятых, береговая линия достаточно изрезанная и в акваториях морей поднимаются разных размеров острова.

Моря отличаются от океанов свойствами воды и глубинами.

Российские моря имеют меньшие глубины и менее солёную воду, чем океаны.

Моря бассейна Северного Ледовитого океана: Баренцево, Белое, Карское, Лаптевых, Восточно-Сибирское, Чукотское, Тихого океана: Берингово, Охотское, Японское; Атлантического океана: Балтийское, Чёрное, Азовское. Каспийское море-озеро относится к внутреннему бессточному бассейну.

Наконец, обратите внимание, что в моря бассейна Северного Ледовитого океана впадает много полноводных рек.

Дополнительные сведения о морях, омывающих берега России, можно получить из таблицы 5 на с. 237 Приложения.

В РОССИИ 12 МОРЕЙ, ПРИНАДЛЕЖАЩИХ БАССЕЙНАМ ТРЁХ ОКЕАНОВ: СЕВЕРНОГО ЛЕДОВИТОГО, АТЛАНТИЧЕСКОГО, ТИХОГО — И ОБЛАСТИ ВНУТРЕННЕГО СТОКА.

Каковы особенности морей России?

Моря бассейна Северного Ледовитого океана, кроме Белого, окраинные, расположены на материковой отмели и поэтому мелководны; береговая линия этих морей сильно изрезана. Их разделяют крупные острова (найдите их на карте). Но главное, они располагаются в арктическом поясе и почти круглый год покрыты мощным слоем льда (до 3-4 м). Под действием ветров и течений льды движутся (дрейфуют). При столкновении льдин образуются торосы (нагромождения высотой от 3 до 20 м), а при расхождении — полыньи. Исключение составляет самое тёплое из арктических морей — Баренцево: в его юго-западную часть заходит ветвь теплого Северо-Атлантического течения. Поэтому расположенный на берегу Кольского полуострова порт Мурманск зимой не замерзает.

Через моря Северного Ледовитого океана проходит Северный морской путь, главная судоходная магистраль Арктики, соединяющий европейские и дальневосточные порты. Начинается он в Мурманске, проходит через порты Игарка, Дудинка, Диксон, Тикси, Певек, доходит до Провидения и заканчивается во Владивостоке. Суда проходят в течение месяца этот путь, а навигация обычно длится четыре месяца в году.

Моря других океанов частично покрываются льдом в зимнее время, например заливы Балтийского моря, северные части Чёрного и мелководное Азовское. Охотское морс, части Берингова и Японского морей зимой замерзают из-за того, что над ними находятся холодные воздушные массы, поступающие из Сибири.

Наши внутренние моря глубоко вдаются в сушу и имеют слабую связь с Океаном через узкие мелководные проливы. Например, Азовское море соединяется с Чёрным через Керченский пролив. Чёрное море, в свою очередь, соединяется со Средиземным морем через проливы Босфор и Дарданеллы и далее, через Гибралтарский пролив, — с Атлантическим океаном. Балтийское море множеством небольших проливов соединяется с Северным морем, а Белое широким Горлом Белого моря — с Баренцевым.

В России Берингово море — самое большое по площади (2315 тыс. км 2 ) и по глубине (максимально 5500 м); Азовское море — самое маленькое по площади (39 тыс. км 2 ) и самое мелководное (максимально 15 м).

Балтийское море мелководное, с самой низкой на планете солёностью (почему?), с почти незаметными приливами-отливами и изрезанными берегами (узкие глубокие заливы, шхеры, фьорды). Белое море, несмотря на то что расположено южнее, холоднее Баренцева — тёплое течение туда не доходит. Чёрное море — природный «уникум». В его водной толще находятся два различающихся слоя. Поверхностный слой хорошо прогревается, опресняется и насыщается кислородом. Нижний, с глубины 200 м, заражён сероводородом. В таких условиях высокоразвитые живые организмы не живут.

Моря бассейна Тихого океана расположены в области границ литосферных плит и отделены от открытого океана цепью островов: Алеутских, Командорских, Курильских. Японских. Это самые глубокие моря у берегов России, у них почти отсутствует шельфовая зона, а глубины достигают 3,5-4 тыс. м. Курило-Камчатская впадина имеет максимальную глубину 9717 м. Здесь часты сильные штормы и тайфуны.

Источник

Под парусами счастья: ученый доказал, что море – лучшее лекарство для души и тела

что дают моря и люди друг другу. Смотреть фото что дают моря и люди друг другу. Смотреть картинку что дают моря и люди друг другу. Картинка про что дают моря и люди друг другу. Фото что дают моря и люди друг другу

что дают моря и люди друг другу. Смотреть фото что дают моря и люди друг другу. Смотреть картинку что дают моря и люди друг другу. Картинка про что дают моря и люди друг другу. Фото что дают моря и люди друг другу

Мелодичный шум волн, вдохновляющий на мечты бриз, теплый успокаивающий золотой песок и легкий, полный авантюризма и приключений ветер… А вокруг вас серые будни, тучи за окном и рутинная работа, которая уже прочно вогнала вас в депрессию? Если вы еще не на море, тогда срочно собирайте чемоданы. Ведь учеными доказано: море лечит душу и делает нас счастливыми.

Известный исследователь загадок моря Уоллес Николс в книге «Ближе к воде» или «Голубой разум» рассказал о казалось бы простых, но очень важных свойствах воды, которые оказывают невероятно сильное благотворное воздействие на наше тело, психику и ум.

Именитый биолог выделил 5 фактов, положительно влияющих на нас:

1. Синий цвет дает нам ощущение умиротворения и покоя

Доказано, что синий и его оттенки понижает кровяное давление и приводит в норму сердцебиение, таким образом, снимая переживания и эмоциональное напряжение. Может быть, именно из-за этого, согласно ежегодным опросам, синий и его оттенки является любимым цветом большинства людей нашей планеты.

2. Прогулки по берегу разгружают подсознание

Оказывается, чтобы настроиться на «нужную волну», сосредоточиться и успокоить подсознание, достаточно просто часок прогуляться по пляжу, наблюдая за морским горизонтом. Восприятие этих природных образов способствует активизации некоторых важных частичек нашего мозга, что помогает быстро достичь эмоциональной стабильности и, кроме того, вдохновляет, вызывает счастливые воспоминания.

3. Вода заряжает новыми идеями уставший ум

Еще в начале 21 века, было проведено исследование, напечатанное потом как серьезное открытие в журнале Environmental Рsychology. Суть его была в том, что ученые проанализировали степени концентрации двух групп студентов: первая постоянно жила в комнате с видами на море, а вторая — на мегаполис. В итоге, «морская группа» дала гораздо более высокие результаты по учебе и работе, показав рекордную сосредоточенность во время эксперимента.

4. Прикосновение к воде приносит удовольствие

Согласно результатам широкоизвестного измерителя счастья — приложения Mappiness, большинство людей чувствуют себя гораздо спокойнее, когда они проводят время под открытым небом. А счастливее, когда прикасаются к волнам или всем телом погружаются в воду.

5. Вода — важная часть естественной среды обитания

Мы более чем на 80% состоим из воды и с самого начала нашей жизни соединены с ней. Поэтому поддержание гидратации организма — это основное правило для идеального функционирования наших органов, а значит, здоровья и ощущения полноты жизни.

Море – бесценный дар, данный нам природой. Оно лечит, заряжает оптимизмом, разжигает страсть к жизни, духовно обогащает, вдохновляет и окрыляет подниматься к новым вершинам. Поэтому не отказывайте себе в удовольствие, а отправляйтесь в морское путешествия, заряжая свои жизненные батарейки счастьем.

Источник

Тема урока: «Наши моря».

Изучением наших российских морей заканчивается физико-географическая подготовка школьников. Основа знаний о морях закладывается в начальном курсе физической географии (6 класс). Полученные знания затем развиваются и углубляются в курсе географии материков и океанов (7 класс) и, наконец, в курсе географии России (8 класс). Роль этого урока велика в формировании диалектико-материалистического мировоззрения, в осознании закономерностей взаимосвязей природы и преобразующей силы человеческой деятельности. На этом уроке хорошо прослеживать взаимодействие природы и общества.

Просмотр содержимого документа
«Тема урока: «Наши моря».»

Фамилия, имя, отчество

Штин Алла Марленовна

МБОУ города Мценска «Средняя общеобразовательная школа №9»

Учитель географии, высшей квалифицированной категории

Конспект урока по географии . Тема урока: «Наши моря».

Краткое описание идеи занятия – Изучением наших российских морей заканчивается физико-географическая подготовка школьников. Основа знаний о морях закладывается в начальном курсе физической географии (6 класс). Полученные знания затем развиваются и углубляются в курсе географии материков и океанов (7 класс) и, наконец, в курсе географии России (8 класс). Роль этого урока велика в формировании диалектико-материалистического мировоззрения, в осознании закономерностей взаимосвязей природы и преобразующей силы человеческой деятельности. На этом уроке хорошо прослеживать взаимодействие природы и общества. На уроке межпредметные связи прослеживаются со многими предметами: биология «промысловое значение рыб»; физика «давление жидкости и газов», «удельная теплоемкость», «теплопроводимость», «скорость», «движение волн». Цель привлечения этих знаний для более полного раскрытия проблемы рационального использования природных богатств морей нашей страны.

— в результате занятия учащиеся смогут назвать признаки, характеризующие моря трех океанов, омывающих берега России, перечислить острова, полуострова, заливы, проливы, моря у берегов России. Приводить примеры внутренних и окраинных, мелководных и глубоководных, свои ответы аргументировать.

— продолжить формирование умения и навыков самостоятельно работать с текстом, делать выводы, сравнивать, сопоставлять моря по рыбопродуктивности, определять круг проблем по охране морей от загрязнения.

Цели урока для учителя Формировать знания о природных условиях и ресурсах морей, омывающих Россию. Научить выявлять причинно-следственные природные связи при характеристике происхождения морских котловин, рельефа дна, солености, климата морей и ресурсов. Воспитывать интерес к проблемам изучения и освоения природных богатств Мирового океана. Способствовать формированию умений самостоятельно применять ранее усвоенные теоретические знания по географии, физике и биологии в новых условиях при решении поисковых задач.

Репродукция картины «Девятый вал».

Тема урока: Наши моря.

Самопроверка по заполнению таблицы на установление соответствий понятий и определений.

Таблица на установление соответствий (на каждую парту) 14 экземпляров.

Текст с пропусками в предложениях:

а. Характеристика морей Северного Ледовитого океана (2 экземпляра).

б. Характеристика морей Тихого океана (2 экземпляра).

в. Характеристика морей Атлантического океана (2 экземпляра).

Тест итоговый. 14 экземпляров, т.к. два варианта.

Учебник: факты стр. 110;

цели урока стр. 110;

1 этап. Организационный момент.

Психологическая настройка детей. Использование художественных произведений. Поэтический образ моря и репродукция картины «Девятый вал».

Прощай, свободная стихия!

В последний раз передо мной

Ты катишь гордою красою…

Показ. Слайд №1. Картина «Девятый вал».

Психологическая настройка детей.

Вступление. Наши знания о природных условиях и Г. П. России были бы неполными без рассмотрения морей, омывающих берега России.

— Поэтому, какова тема урока?

Тема урока: «Наши моря».

Обобщение и вывод учащихся.

тему урока записывают в тетрадь.

В настоящее время моря всё больше вовлекаются в производственную деятельность людей. С морями связаны важные и трудные проблемы рационального использования и охраны природы.

— Ребята, давайте сформулируем цели, задачи, вопросы на которые мы должны сегодня ответить.

Открыли учебник стр. 110. Краткое содержание параграфа.

Предполагаемые цели урока (ответы учащихся).

Отличается ли море от океана.

Какова особенность наших морей?

Что дают моря и люди друг другу?

Работа с учебником стр.110.

Краткое содержание параграфа.

Объяснить особенности морей, омывающих территорию России.

Рассмотреть природные ресурсы морей и их использование человеком.

Экологические проблемы Российских морей.

Учащиеся представляют свои варианты.

Читают, проговаривают цели урока.

Сравнивают с учебником.

Вступление. У морей можно выделить и общие признаки, объединяющие их в Мировой океан, и единичные, характерные для каждого моря. Давайте вспомним эти понятия.

На столах лежат тесты (таблицы), которые предусматривают установление соответствий между определением и названием (термином).

Проверка уровня сформированных ранее знаний и степени овладения ими (способ сравнения и сопоставления).

Ученики вспоминают название этих определений и записывают в таблицу. Проговаривают и отмечают признаки (+), высказывают своё мнение по этому вопросу.

В конце работы надо сделать вывод, который подводит к решению первой цели урока.

Вывод учащиеся записывают в тетрадь.

Самопроверка по слайду и жёлтому прямоугольнику.

Название. Термин. Понятие.

Моря, не значительно вдающиеся в сушу и имеющие широкую связь с океаном.

Море, глубоко вдающиеся в сушу, соединяющиеся с океаном, проливом.

Единица измерения солености.

Движение воды в морях и океанах под действием господствующих ветров.

Узкая полоса воды, соединяющая океаны, моря и разделяющие участки суши.

Вывод: Моря – это части океанов. Моря отличаются от океанов: 1.свойствами воды; 2.глубинами.

Работа по физической карте России, стр.262-263 или по атласу.

Карта рассматривается как объект изучения и как источник знаний. На этом этапе урока учитель отслеживает уровень картографической подготовки учащихся.

Умение работать с картой (чтение, сопоставление, анализ, владение навыками извлечения информации из карт). Практическая направленность, картографическая грамотность нужны современному человеку не менее чем компьютерная.

— Откройте физическую карту России, стр. 262-263 учебника. Она поможет многое узнать о наших морях.

К каким океанам относятся моря омывающие Россию?

Предполагаемый ответ учащихся:

К Северному Ледовитому, Тихому и Атлантическому океанам.

Назовите и покажите моря Северного ледовитого океана и их количество.

2. Баренцево, Белое, Карское, Лаптевых, Восточно-Сибирское, Чукотское. Количество 6.

Назовите и покажите моря Тихого океана и их количество.

3. Берингово, Охотское, Японское.

Назовите и покажите моря Атлантического океана и их количество.

4. Чёрное, Азовское, Балтийское.

Теперь понятно, почему Россию называют морской державой. Сколько морей омывают границы России?

5. Ответ базового уровня: 12 морей омывают границы России.

Ответ для углубленного изучения: 12 морей+1 озеро-море (Каспийское).

Назовите и покажите четыре внутренних моря России.

6. Белое, Балтийское, Чёрное и Азовское.

Каких морей больше в России: мелководных или глубоководных? (базовый уровень).

Каких морей больше в России: мелководных или глубоководных? Почему? (для углубленного изучения).

Мелководных, т.к. у морей Северного Ледовитого океана большой шельф, а их больше всего по количеству – шесть.

По карте, по фоновой окраске, определите, каких морей в России больше: мелководных или глубоководных?

7.2. Мелководных, фоновая окраска светлая.

Работа со стратегическим материалом, стр. 257 таблица 5.

Учитель использует как средство для конкретизации абсолютных величин.

Познавательная активность учащихся и самостоятельность в оценке географических фактов, знакомит с приёмами научного познания и анализом.

Пользуясь таблицей 5, стр. 257 ответьте.

Самое большое море по площади среди морей омывающих Россию?

Самое глубокое море России?

Самое мелкое море, омывающее Россию?

Берингово – 2315 тыс. км2.

Берингово, максимальная глубина 5500 м.

Азовское, максимальная глубина 15 м.

Вопросы по карте на ассоциацию.

Лучшее усвоение, особенно в классах коррекции.

Вопрос по карте на знание морей, способы ассоциации.

Какие моря, омывающие берега России, получили название от имени их исследователя?

Какие моря, омывающие берега России, получили название по особенностям географического положения?

Баренцево, Лаптевых, Берингово.

Восточно-Сибирское, Японское, Чукотское.

Класс делится на три группы по рядам, по количеству принадлежности морей России к океаническим бассейнам. И каждая группа делится на две подгруппы, чтобы изменить пошагово равномерный ритм в эстафету.

Группам предлагается алгоритм работы. Читая параграф, закончить предложение по характеристике морей. Текст дан.

Изменить статус исполнителя у доски от сугубо личного до делегата команды.

Бригадный способ учебной работы – средство развивающего обучения.

Учащиеся используют приём рецензирования учебника. Этот вид работы позволяет совершенствовать мыслительную деятельность.

Частично используется словарная работа с текстом для формирования основных понятий изучаемого материала.

Характеристика морей Северного Ледовитого океана.

1 группа и две подгруппы. Количество – 2 экземпляра.

Все моря окраинные, кроме Белого моря (1).

Все моря расположены на шельфе, поэтому они мелководны (2).

4. Климат морей суровый (4.1), не замерзает только часть какого моря? Баренцева (4.2), благодаря поступлению тёплых вод какого течения? Северо-Атлантического (4.3).

5. Какова солёность морей Серного Ледовитого океана? Низкая (5).

6. Лёд в Северном Ледовитом океане движется под действием ветров и течений по часовой стрелке, т.е. дрейфует (6).

7. Льды сталкиваются, образуя нагромождение льда – торосы (7).

Характеристика морей Тихого океана.

(стр. 112, 4 абзац и карта). Количество – 2 экземпляра.

Все моря Тихого океана окраинные (1).

Моря бассейна Тихого океана расположены в области границы литосферных плит, поэтому по глубине все они глубокие, 3-4 тыс. м (2).

Самая глубокая впадина – 9717 м – Курило – Камчатская (3).

Моря окраинные и отделяются от океана цепочкой островов, например, Охотское море отделено островами Курильскими (4).

Остров Сахалин от материка отделён Татарским проливом (5).

Характеристика морей Атлантического океана.

Все моря Атлантического океана по положению – внутренние (1).

Через какой пролив соединяется Азовское море с Чёрным? Керченский пролив (2).

Чёрное море расположено в тектонической впадине, поэтому оно глубоководное (3).

Какое море самое мелководное в России? Азовское (4).

Какое море самое тёплое в России? Чёрное (5).

Подведение итогов. Учитель использует метод нескольких попыток.

Метод нескольких попыток носит обучающий характер, активизирует подвижность учащихся.

Переходим к последнему вопросу нашего урока.

— Что дают моря и люди друг другу?

стр. 17, учебник Баринова.

Возможно к ответу привлечь учащихся, пусть активизируется их мыслительная деятельность.

Решение по возможности проводится на исследовательском уровне, при затруднениях, нерешительности класса перехожу на частично-поисковой уровень.

Учащиеся высказывают своё мнение, аргументируют.

Вопрос. Каковы ресурсы наших морей?

Оценку природных ресурсов отрабатывали неоднократно, поэтому есть реальная возможность выйти на самостоятельную деятельность учащихся.

Опираясь на схему, выявляем ресурсы (действие1). Далее оцениваем каждый вид их, богаты, бедны (действие 2).

— Как ресурс используется?

Интенсивно или нет, или вообще не используются (действие 3).

Дадим рекомендации вместе с учащимися по дальнейшему использованию и охране (действие 4).

Рассказ учителя: Азовское море – уникальный рыбохозяйственный водоём, не имеющий равного себе по рыбопродуктивности; 70-80 кг ценной рыбы с 1 га, что в 25 раз больше, чем в Чёрном море.

После рассказа проблемный вопрос. Чем объясняется высокая продуктивность Азовского моря?

— Вспомните, какова соленость вод в бассейне Азовского моря? Какая связь существует между соленостью и продуктивностью моря?

— Какие реки впадают в Азовское море? Как они могут влиять на рыбопродуктивность моря?

Разбирается вопрос об охране Азовского моря и пути решения проблемы.

При изучении проблем рационального использования, охраны и преобразования Азовского моря, можно предусмотреть следующую познавательную деятельность школьников.

В случае затруднения, учащимся можно предложить наводящие вопросы.

Обучение учащихся установлению причинно-следственных связей между хозяйственной деятельностью человека и последствиями, ею вызываемыми, при изучении морей.

Высокая продуктивность Азовского моря определяется низкой соленостью вод, наличием больших нерестовых площадей в низовьях Дона и Кубани.

Учащимся необходимо выполнить следующие действия: найти условие и требования вопроса; вспомнить, что знаете об этом объекте (Азовское море); какие причинно следственные связи его объясняют; сопоставить ранее полученные знания и новую информацию из рассказа учителя; выявить на основании сопоставления противоречия.

Рассказ учителя: В связи со снижением поступления речного стока в Азовское море и ростом загрязнённости создалась реальная угроза экосистеме моря. Подумайте, к каким изменениям может привести дальнейшее загрязнение вод Азовского моря и рост водопотребления предприятиями чёрной металлургии, химической промышленности. Свой ответ обоснуйте!

Солёность вод Азовского моря равна 10-12%. Такая соленость сформировалась в условиях ограниченного водообмена с Чёрным морем через Керченский пролив. Рост потребления воды приводит к снижению поступления в море пресного речного стока. В результате роста соленость Азовского моря развиваются процессы угнетения местной фауны черноморскими видами, снизилась рыбопродуктивность моря. Таким образом, решение проблемы требует:

Ограничения водопотребления в целях сохранения притока пресных речных води улучшения их качества.

Необходимо свести до минимума усиленное поступление солёной воды из Чёрного моря в Азовское.

стр. 112, учебник Назарова (отсканировать).

Что нового вы узнали?

Повлиял ли материал, изложенный на уроке на ваше представление о морях?

Воспроизведение конспекта по блокам (закрепление).

Метод нескольких попыток.

Попытка последняя, итоговая. Письменно три вопроса, указать цифру, предусматривает установление соответствий.

Вопросы (напечатаны, лежат на партах).

Что означает цифра 3 справа?

Что означает цифра 6 сверху?

Моря платформ, как правило, какие?

Северный морской путь проходит по морям, каких океанов?

Азовское море соединяется Керченским проливом с Каспийским морем.

К западу от Карского моря находится Восточно-Сибирское.

Ответы: а) моря Северного Ледовитого океана;

б) моря Атлантического океана;

в) моря Тихого океана;

Домашнее задание. Параграф 23 учебника, на контурной карте напишите номенклатуру, указанную в первом вопросе стр. 114 учебника. Выполните письменный блок «Это я могу», вопрос №8 и вопрос №9. Творческое задание для интересующихся из блока «Это мне интересно» вопрос №10 (по желанию).

Название. Термин. Понятие.

Моря, не значительно вдающиеся в сушу и имеющие широкую связь с океаном.

Море, глубоко вдающиеся в сушу, соединяющиеся с океаном, проливом.

Единица измерения солености.

Движение воды в морях и океанах под действием господствующих ветров.

Узкая полоса воды, соединяющая океаны, моря и разделяющие участки суши.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *