что дал воланд маргарите
Милосердие и нечистая сила в романе М.А.Булгакова «Мастер и Маргарита»
Если кому-то мои мысли на эту тему показались интересными, могу продолжить статью.
Тема милосердия наиболее полно раскрывается в двух эпизодах романа. Это случай с Фридой и Понтием Пилатом. И в обоих случаях автор ставит его выше справедливости.
Как же реагирует на эту просьбу Воланд, усмотревший в поступке Маргариты милосердие? Он раздражается, и взгляд его горит: «Я о милосердии говорю, – объяснил свои слова Воланд, не спуская с Маргариты огненного глаза. – Иногда совершенно неожиданно и коварно оно проникает в самые узенькие щелки. Вот я и говорю о тряпках». Маргарита же под огненным взглядом дьявола вынуждена хитрить, говоря, что за Фриду она, как человек «легкомысленный», просит только потому, что подала ей надежду, и не будет знать покоя, если Фрида останется обманутой.
Как видим, милосердие абсолютно чуждо и сатане (иначе он не был бы сатаной), и его свите, оно присуще в романе лишь смертным людям. Еще одно подтверждение тому можно найти в сцене знаменитого сеанса в театре Варьете.
Отметив, что «милосердие иногда стучится» в сердца зрителей, Воланд и их своеобразно наказывает фальшивым денежным дождем и такой же фальшивой одеждой, исчезнувшей при окончании сеанса, оставив падких на дармовщину гражданок в исподнем, а то и вовсе нагишом.
Но все же и Воланд, и Коровьев, и Бегемот, и даже Азазелло почему-то не вызывают отторжения у читателя, а напротив, вызывают симпатию и восторг. Почему?
Прежде всего, своим отношением к Мастеру. Для Мастера Воланд делает больше того, чем позволяют границы его договора с Маргаритой. Маргарита за исполнение мучительных обязанностей хозяйки бала просит только вернуть ей любовника, но «щедрый» дьявол не только возвращает Мастера, но и воссоздает из пепла сгоревшую часть романа, и наказывает доносчика Могарыча, возвращая влюбленных в подвал, отнятый последним у Мастера посредством доноса.
Почему-то в Мастере Воланд чувствует родственную душу, которой помогает даже сверх меры, хотя именно те, кто явился причиной несчастий Мастера, должны быть сатане духовно ближе.
Зададимся вопросом: чем объяснить невидимое присутствие Воланда и на балконе у Понтия Пилата, и в саду, когда тот разговаривал с Каифой, и на помосте, где Пилат объявил народу о казни Иешуа вместе с тремя разбойниками? Что происходит в это время в романе Мастера?
А происходит восхождение Пилата в небытие между светом и тьмой посредством сделки с совестью. И вот за этой борьбой, закончившейся его собственной условной победой, Воланд и наблюдает.
Да, в душе Пилата победил сатана, и что бы прокуратор ни сделал далее в целях искупления своего поступка, Воландом уже ему не зачтется: проигравший, он дьяволу больше не интересен. И вот об этой-то немаловажной для сатаны победе и написал Мастер.
Но почему тогда Пилат не попадает прямиком в «тьму», куда проваливаются в финале романа Воланд со свитой, а застревает на 12 тысяч лун на каменной площадке, где-то вовне двух противоположных загробных миров?
«Он говорит, — раздался голос Воланда, — одно и то же, он говорит, что и при луне ему нет покоя и что у него плохая должность. Так говорит он всегда, когда не спит, а когда спит, то видит одно и то же — лунную дорогу, и хочет пойти по ней и разговаривать с арестантом Га-Ноцри, потому, что, как он утверждает, он чего-то не договорил тогда, давно, четырнадцатого числа весеннего месяца нисана. Но, увы, на эту дорогу ему выйти почему-то не удается, и к нему никто не приходит. Тогда, что же поделаешь, приходится разговаривать ему с самим собою, нужно же какое-нибудь разнообразие, и к своей речи о луне он нередко прибавляет, что более всего в мире ненавидит свое бессмертие и неслыханную славу. Он утверждает, что охотно бы поменялся своею участью с оборванным бродягой Левием Матвеем».
Психологический путь Булгаковской Маргариты
«—Ты серьезно уверена в том, что мы вчера были у сатаны?
— Совершенно серьезно, — ответила Маргарита.
— Конечно, конечно, — иронически сказал мастер,
— теперь, стало быть, налицо вместо одного сумасшедшего двое! И муж и жена.»
При первом чтении может показаться, что Маргарита в этом эпизоде скрывает свою тоску по Мастеру от Воланда, а дьявол по достоинству оценил ее скромность и сдерженность.
Но при чем тут «кровь».
И почему веселился Воланд? Уж не ее ли мыслям? (То что дьявол умеет читать мысли – очевидно. Уж если Азазелло умеет это делать, то его господин и подавно.)
Говоря «кровь», Воланд намекает на связь Маргариты с королевой Марго. Но мы то знаем, что та совсем не отличалась скромностью и сдержанностью. Скорее наоборот.
Ответ прост: нимфоманка Маргарита сказала правду! Ей и правда было хорошо рядом с Воландом.
Ее депрессия прошла! Ей нравилось массировать голую ногу дьявола, она переживала яркие эротические фантазии, а Воланд это знал и оттого веселился.
Нет сомнений, что если бы Воланд захотел, то Маргарита не раздумываясь легла бы к нему в постель. Но этого не случилось (к ее великому разочарованию). Все попытки соблазнить Воланда были напрасны. Ее женские чары на дьявола не действуют!
Такое поведение мужчины явно не привычно для Маргариты, но от этого Воланд еще больше притягивает ее.
Воланду было совсем не трудно привлечь Маргариту на свою сорону. Он называет ее королевой и тем самым моментально завоевывает ее расположение. Его речи вежливы и уважительны, но при этом он ведет себя с ней бесцеремонно, даже с презрением. Затрапезный внешний вид Воланда – это явная демонстрация неуважения к женщине. Но его слова выражают совсем другое:
«— Приветствую вас, королева, и прошу меня извинить за мой домашний наряд.»
Маргарита (как в прочем и большинство женщин) любит ушами. Она привыкла судить людей по словам, а не по поступкам. Маргарита не обращает внимания на противоречия между тем что слышит, и тем что видет. Если бы она хоть на миг посмотрела на себя со стороны и задумалась, то ее бы безмерно удивила вся эта нелепая, абсурдная сцена.
Но Маргарита не любит думать, и Воланд этим пользуется. Он прекрасно знает, что ей сказать. Он всячески поощряет ее подобострастие, лицимерие и тщеславие:
«— Чем дальше говорю с вами, — любезно отозвался Воланд, — тем больше убеждаюсь в том, что вы очень умны».
Этой фразой Воланд оканчаельно завоевывает располажение Маргариты. Она не привыкла к тому, чтобы мужчины ценили ее за ум. Обычно мужчин привлекает в ней совсем другое – красота, сексуальность.
Как же ей приятен этот комплимент! В ней увидели интересного человека!
Немного лжи, немного лести, немного дешевых эфектов и демонсрации власти, и Маргарита готова поверить любому слову Воланда!
Она не понимает что стала жертвой откровенной манипуляции, не замечает (или не хочет замечать), как с первой встречи с нечистой силой ее душа начинает сремительно разрушаться.
«Мания величия», как побочный эфект «лечения»
Так почему же «черная тоска как-то сразу подкатила к сердцу» Маргариты?
Ей не предлажили «никакой награды». А что имеется ввиду под наградой?
Мастер?
Точно Мастер?
Оставим пока этот вопрос. Читаем дальше.
Нет, не о Мастере мечтает Маргарита! Она мечтает о том, как бы ей стать членом шайки Воланда. Если бы она действительно любила Мастера, если бы она действительно все делала ради его спасения, то переборола бы свою гордость (вернее годыню) и попросила бы за него.
Но нет. Она лучше умрет, чем унизится.
Вот теперь она член команды. Она СВОЯ!
Вот теперь она может иметь все, что захочет. Даже Мастера в подарок. Как премию.
«Что вы хотите для себя?
Наступило молчание, и прервал его Коровьев, который зашептал на ухо Маргарите:
— Алмазная донна, на сей раз советую вам быть поблагоразумнее! А то ведь фортуна может и ускользнуть!
— Я хочу, чтобы мне сейчас же, сию секунду, вернули моего любовника, мастера, — сказала Маргарита, и лицо ее исказилось судорогой.»
Почему же «лицо ее исказилось судорогой», при упоминании любимого?
Может теперь она расчитывала на другой подарок, но стесняется признаться в этом даже себе?
Марагрита получила свою игрушку в награду. Похоже она счастлива. Вот теперь она может забыть Бал у сатаны как страшный сон. Начать новую жизнь с «любимым человеком».
Но нет. Не тут то было. Ей совсем не хочется забыть о Воланде. Вот почему на следужщий день она страшно рада приходу Азазелло:
«– Ах, как я рада! Я никогда не была так рада в жизни! Но простите, Азазелло, что я голая!»
Маргарита уже не на Балу у сатаны, но продалжает бегать голая, хотя в доме есть одежда Мастера (а влюбленные женщины любят одевать одежду своих избранников). Она счастлива, что шайка Воланда не забыла ее, и не задумываясь принимает приглашение дьявола «совершить прогулку».
Одного Мастера видимо ей не достаточно. Маргарита рядом с Мастером физически, но все ее мысли не о нем. Связь с Волондом не рвется, а только крепчает.
А вы говорите любовь!
Нет, не Мастера любит Маргарита. Она является ярой фанаткой Воланда!
«— Великий Воланд! — стала вторить ему Маргарита. — Великий Воланд!»
Она превратилась истинную служанку Дьявола!
Булгаков не зря использует такие выражения, как «хищный оскал» Маргариты, ее «ведьмино косоглазие и жестокость и буйность черт». Внешность Маргариты отражает ее внуренний мир.
Да, Маргарита тяжело больна! Больна ее душа. Но самое страшное, что ее болезнь заразна.
Там, где она проходит, оставляет грязный след в душах других людей. Она усугубляет болезнь Мастера, она сбивает домработницу Наташу с пути истинного, она дает ложные надежды Иванушке. Вот уж действительно, Роковая женщина!
Бездумность, слепое подчинение Воланду и его слугам, прекланение перед грубой силой и отсутсвие всяких моральных принцыпов – вот что характеризует Маргариту в конце романа.
Все что с ней происходит по воле дьявола она воспринимает на УРА.
«– Как я счастлива, как я счастлива, как я счастлива, что вступила с ним в сделку! О, дьявол, дьявол!»
Ее здоровый скептецизм, интелект, чувство осторожности и здравый смысл куда-то улетучились. И теперь перед нами восторженная маньячка, которая аплодирует убийству невинного человека, пьет его кровь и восхваляет убийцу.
А с каким маниакальным энтузиазмом она радуется своей смерти и смерти своего любимого!
А чему собственно радоваться то?
Что ждет ее душу после смерти?
Давайте подумаем.
Счасливый конец?
Булгаков дает нам понять, что в конце Маргариту ждет счасливый конец. Она получила все то, о чем так мечтала.
А так ли это?
Искренен ли авор?
О чем же мечтала Маргарита?
Маргарита не любит загадывать ничего вперед. Мысли о будущем ее всегда тревожили. Она боится задавать себе вопросы:
«— А уютный подвальчик, черт меня возьми! Один только вопрос возникает, чего в нем делать, в этом подвальчике?
— Про то же самое я и говорю, — засмеявшись, ответил мастер.
— Зачем вы меня тревожите, Азазелло? — спросила Маргарита. — Как-нибудь!»
КАК НИБУДЬ! Замечательно!
Когда человек не хочет думать о своей судьбе, о своих целях в жизни, в дело вмешивается Воланд. Уж он то точно знает, чего хочет, и все решит «наилучшим образом».
Воланд, не спрашивая, лишает и Маргариту, и Мастера жизни, тем самым отрезая им все пути назад, не давая им возможнось ни грешить, ни раскаяться и тем самым спасти свои души. «Свет» уже не для них.
Вот почему в конце душа Маргариты плачет, и просит поддержки у Воланда:
«Меня охватила грусть перед дальней дорогой. Не правда ли, мессир, она вполне естественна, даже тогда, когда человек знает, что в конце этой дороги его ждет счастье?»
Судьба Маргариты уже не пренадлежит ей. Не в ее власти что-то изменить и исправить.
Убивая Мастера, Воланд тем самым лишает его способности творить. Убивая Маргариту, он тем самым лишает ее материального тела и возможности наслаждаться им.
Дьявол прекрасно знает о тайных желаниях Маргариты! О ее мечтах.
Зная ее буйный темперамент, зная ее желание быть в ценре внимания, ее нездоровый интерес к Воланду, ее жажду к свободе и новым впечатлениям, не трудно догадаться, что в дейсвительности Маргарите понравилось быть королевой на Балу у дьявола!
Ее превлекают развлечения, встреча с новыми людьми, восхищение поклонников, демонстрация власти. Ей нравится чувствовать себя особенной! Ей нравится соблазнять мужчин и шокировать их своей наготой.
Маргарита мечтала вовсе не о «вечном покое» рядом с Мастером.
Ей хорошо рядом с Воландом! Вот чего хочется Маргарите на самом деле!
Но в том месте, куда он ее посылает, нет ничего похожего. Он не собирается брать ее с собой и назначать своей королевой. Маргарита осталась королевой без подданных.
Ей остается лишь довольсвоваться властью над жалким, больным, утратившим свое творческое начало Мастером. Монотонная, серая, однообразная жизнь с неинтересным уже «Немастером» будет для Маргариты адом.
Точно можно сказать, что жизнь (а вернее смерть), коорую уготовил Воланд Маргарите, будет для нее не наградой, а жестокой бесконечной пыткой для ее души.
Анализ романа «Мастер и Маргарита» Булгакова: популярные вопросы
Москва в романе «Мастер и Маргарита». Художник Анатолий Алексеев |
Роман «Мастер и Маргарита» является одним из самых известных произведений М. Булгакова.
В этой статье представлены анализ романа «Мастер и Маргарита»: популярные вопросы с ответами о героях, событиях, фактах из произведения.
Анализ романа «Мастер и Маргарита»: популярные вопросы с ответами
Где происходит действие романа «Мастер и Маргарита»?
Действие романа «Мастер и Маргарита» происходит в двух мирах: в Москве в сталинскую эпоху (1920-1930-е гг.) и в городе Ершалаим в Иудее во времена Иисуса Христа.
Вопросы о Мастере и Маргарите
Где живет Мастер в романе «Мастер и Маргарита»?
Мастер живет в Москве. Он снимает квартиру из двух комнат в подвале маленького домика в одном из переулков Арбата.
Где впервые встречаются Мастер и Маргарита?
Мастер и Маргарита впервые встречаются на улице в Москве. (Смотрите подробнее об отношениях героев здесь.)
Имя Мастера из романа «Мастер и Маргарита» не уточняется в романе. Этого героя называют просто «Мастер».
«. Ах, право, дьяволу бы заложила душу, чтобы только узнать, жив он или нет. «
Маргарита согласилась быть королевой бала Воланда, чтобы потом Воланд помог ей найти ее любимого Мастера. Маргарита согласилась на предложение Воланда, потому что она была в отчаянии, она была готова на все ради того, чтобы вернуть Мастера:
«. Лезу я в какую‑то странную историю, но, клянусь, только из‑за того, что вы поманили меня словами о нем. «
Почему Воланд выбирает Маргариту королевой бала?
Воланд выбирает Маргариту королевой бала, потому что хозяйка бала у сатаны должна обязательно носить имя Маргариты и соответствовать другим требованиям:
«. хозяйка бала должна непременно носить имя Маргариты, во‑первых, а во‑вторых, она должна быть местной уроженкой. А мы, как изволите видеть, путешествуем и в данное время находимся в Москве. Сто двадцать одну Маргариту обнаружили мы в Москве, и, верите ли, – тут Коровьев с отчаянием хлопнул себя по ляжке, – ни одна не подходит. И, наконец, счастливая судьба. «
Почему Маргарита становится королевой бала?
Маргарита становится королевой бала, потому что Воланд и его свита попросили ее об этом.
Почему Маргарита полюбила Мастера?
Маргарита и Мастер полюбили друг друга с первого взгляда. Конкретной причины, почему Маргарита полюбила Мастера, не существует. Маргарита просто полюбила его и обрела с ним свое счастье.
Почему Мастер сжигает свой роман о Понтии Пилате?
Из-за неудачи с романом Мастер сходит с ума. В порыве сумасшествия Мастер сжигает свой роман о Понтии Пилате.
Воланд и его свита
Где находится «нехорошее место», где Воланд правит бал?
«Нехорошее место», где Воланд правит бал, находится в Москве в «нехорошей квартире» №50 на Садовой улице.
О чем спорят Воланд и Берлиоз?
В начале романа Воланд и Берлиоз спорят о том, существуют ли Бог и дьявол. Берлиоз, как атеист, считает, что ни Бога, ни дьявола не существует. Воланд же утверждает, что Берлиоз неправ.
Как зовут писателя, которому помогает Воланд?
Писателя, которому помогает Воланд, зовут Мастер. Это прозвище героя. Настоящее же имя Мастера в романе не указано.
Что дарит Воланд Маргарите после бала?
После «бала у сатаны» Воланд дарит Маргарите золотую подкову на память:
«. Так возьмите же это от меня на память, – сказал Воланд и вынул из под подушки небольшую золотую подкову, усыпанную алмазами. «
Как зовут философа, с которым завтракал Воланд?
Философа, с которым завтракал Воланд, зовут Кант.
7 ключей к роману «Мастер и Маргарита», раскрывающих тайны этой мистической книги
Получайте на почту один раз в сутки одну самую читаемую статью. Присоединяйтесь к нам в Facebook и ВКонтакте.
Роман «Мастер Маргарита» стал не только одним из самых известных произведений Михаила Булгакова, но и одной из самых таинственных книг, над толкованием которой исследователи бьются уже 75 лет. В нашем обзоре собраны 7 ключей, которые раскрывают некоторые ключевые моменты романа, приоткрывая завесу таинственности и иллюстрации к разным изданиям булгаковского романа.
1. Литературная мистификация
Ученым доподлинно известно, что Булгаков с увлечением изучал немецкий мистицизм периода XIX века. Именно после знакомства с трактатами о Боге, демонологиями христианской и иудейской веры, легендами о дьяволе писатель решился на создание книги и обо всем этом присутствуют упоминания в произведении. Свой роман писатель изменял несколько раз.
Первый раз книга была написана в 1928-1929 гг. Этому роману было придумано несколько названий «Жонглёр с копытом», «Черный маг» и никаких Мастера с Маргаритой. Центральным героем первой редакции романа был Дьявол и, по сути, книга сильно напоминала «Фауста», только написанного русским автором. Вот только книга его не увидела свет, да и известно о ней совсем мало, так как, получив запрет на пьесу под названием «Кабала святош», Булгаков решил сжечь рукопись. О своем новом романе про Дьявола, погибшем в пламени, писатель сообщил правительству.
Второй роман носил название «Сатана, или Великий канцлер». Главным героем произведения становится падший ангел. В этой редакции Булгаков уже придумал Мастера с Маргаритой, нашлось место и для Воланда с его свитой, но она тоже не увидела свет.
Название «Мастер и Маргарита» писатель подобрал для третьей рукописи, которая и была выпущена издательствами, к сожалению, закончить произведение Булгакову не удалось.
2. Многоликий Воланд
Если читать роман, не слишком задумываясь, то складывается впечатление, что Воланд является положительным персонажем, который стал покровителем для творчества и любви, героем, который старается бороться с пороками, присущими людям. Но Воланд является Искусителем и при внимательном прочтении становится заметной его многоликость. В действительности Воланд представляет собой Сатану, переосмысленного Христа, нового Мессию, таким героем, которым описывал его Булгаков в своих первых неопубликованных рукописях.
Понять многоликость Воланда можно только при внимательном прочтении «Мастера и Маргариты». Только тогда можно заметить сходство героя со скандинавским Одином, превращенным в дьявола христианскими традициями или с богом Вотаном, которому поклонялись древнегерманские языческие племена. Воланд имеет портретное сходство с масоном и великим магом графом Калиостро, который умел предсказывать будущее и помнил о событиях тысячелетней давности.
Внимательные читатели обязательно вспомнят момент, когда служащие вспоминают имя мага и выдвигают предположение, что его зовут Фаланд. Действительно, созвучно с Воландом, но не только это интересно. Мало кто знает, что Фаландом в Германии называют черта.
3. Свита Сатаны
Яркими героями с неоднозначным прошлым в «Мастере и Маргарите» стали Бегемот, Азазелло и Каровьев-Фагот. Писатель представил их как инструменты правосудия, используемые дьяволом.
Каждому читателю романа на всю жизнь запоминается Бегемот. Это кот-оборотень, который для Воланда является любимым шутом. Прототипом этого персонажа стал мифологический зверь, описанный в Ветхом Завете, дьявол обжорства из мистических легенд. При составлении образа кота Бегемота писатель использовал информацию, которую узнал при изучении истории Анны Дезанж. Жила она в XVII веке и была одержима сразу семью дьяволами. Вот одним из них был демон из чина Престолов, носящий имя Бегемот. Изображали его в виде чудовища с головой слона и страшными клыками. На бегемота бес походил коротким хвостом, громадным животом и толстыми задними лапами, а вот руки у него были человеческими.
Единственным человеком в дьявольской свите Воланда был Коровьев-Фагот. Исследователи точно не могут установить, кто является прототипом этого булгаковского персонажа, но предполагают, что корни его восходят к богу Вицлипуцли. Предположение это выстраивается на основании разговора Бездомного и Берлиоза, в котором упоминается имя этого ацтекского бога войны, которому приносил жертвы. Если верить легендам про Фауста, то Вицлипуцли является непростым духом ада, а первым помощником сатаны.
4. Королева Марго
Эта героиня очень походит на последнюю жену Булгакова. Писатель так же подчеркнул в книге «Мастер и Маргарита» особую связь этой героини с французской королевой Марго, которая была женой Генриха IV. По дороге на бал у Сатаны толстяк узнает Маргариту и называет ее светлой королевой, затем он упоминает о свадьбе в Париже, которая в результате стала кровавой Варфоломеевской ночью. Пишет Булгаков и про парижского издателя Гессара, который в романе «Мастер и Маргарита» принимает участие в Варфоломеевской ночи. Историческая королева Маргарита была покровителем для поэтов и писателей, Булгаков в своей книге рассказал о любви Маргариты к гениальному писателю Мастеру.
5. Москва – Ершалаим
В романе множество загадок и одной из них является время, в которое развиваются события «Мастера и Маргариты». Невозможно найти ни одной даты, от которой можно было в дальнейшем вести отчет. Относят действия к 1-7 мая 1929 года, на которые пришлась Страстная неделя. Параллельно в «Пилатовых главах» действия развиваются в течение недели 29 или 30 года в Ершалаиме, где тоже описывается Страстная неделя. В первой части романа действия в этих историях развиваются параллельно, во второй части, они начинают переплетаться между собой и затем уже сливаются в единую историю. В это время история обретает целостность, переходит в потусторонний мир. Ершалаим теперь переходит в Москву.
6. Каббалистические корни
При изучении романа специалисты пришли к выводу, что при написании данного произведения Булгаков увлекался не только каббалистическими учениями. В устах Воланда иногда можно услышать концепции еврейского мистицизма.
Есть в книге момент, когда Воланд говорит о том, что ничего и никогда нельзя просить, особенно у сильных. По его мнению люди сами дадут и предложат. Это кабалистические учения запрещают принимать что-либо, если это дает не создатель. Христианская вера же разрешает просить милостыню. Хасиды считают, что люди созданы по подобию Бога и потому им положено постоянно работать.
Прослеживается в произведении и концепция «о свете». Он на протяжении всей книги сопровождает Воланда. Лунный свет пропадает, только после того, как сатана со своей свитой исчезают. Трактовать свет можно по-разному, например, учения о нем имеются в Нагорной проповеди. Если взглянуть на все несколько иначе становится понятно, что эта концепция совпадает и с основной идеей каббалистических учений, по которым Тора является светом. Идея каббалы говорит, что только от желаний человека зависит достижение «света жизни», а это полностью совпадает с основной идеей роман о самостоятельном выборе человека.
7. Последняя рукопись
К написанию последней редакции книги, которая в итоге и была выпущена издательствами, Булгаков приступил в 1937 году. До самой смерти писатель трудился над созданием этого произведения. На создание романа ушло 12 лет, и все же он оказался незавершенным. Ученые не могут разобраться в причине. Они предполагают, что сам автор чувствовал себя мало осведомленным в ранних христианских текстах и иудейской демонологии, дилетантом в некоторых вопросах. Своему последнему роману Булгаков отдал последние жизненные силы. Последним изменение романа стало внесение фразы Маргариты о литераторах, идущих за гробом. Было это 13 февраля 1940 года, и уже через месяц Михаил Афанасьевич ушел из жизни. Последними его словами к роману стала фраза «Чтобы знали, чтобы знали…».
В продолжение темы герои культового романа, ожившие в фотографиях Елены Черненко, которая смогла передать не только глубокие образы героев, но и загадочную атмосферу, царящую в булгаковском романе.
Понравилась статья? Тогда поддержи нас, жми: