что дает зарегистрированный товарный знак
Что дает регистрация товарного знака?
Зачастую многие предприниматели задуют себе вопрос – зачем вообще нужна регистрация товарного знака? Компания работает уже не первый год под определенным названием, не было никаких проблем, и дальше благополучно просуществует, используя выбранное в самом начале обозначение без регистрации товарного знака. Такой вариант развития событий тоже возможен, но никто вам не даст гарантии, что компания не станет жертвой недобросовестной конкуренции.
Что угрожает незарегистрированному товарному знаку?
Во-первых, любое физическое или юридическое лицо может зарегистрировать ваш товарный знак на себя и, присвоив себе тем самым не только вашу репутацию, но и торговую марку.
Во-вторых, новоявленный «собственник» будет иметь право привлечь истинного владельца товарного знака к гражданской или уголовной ответственности.
В-третьих, возможна и противоположная ситуация, когда компания в своей коммерческой деятельности использует товарный знак, принадлежащий другому лицу. В этом случае оно, может быть и неосознанно, рискует стать нарушителем прав законного собственника этого товарного знака со всеми вытекающими последствиями, включая обязанность возместить нанесенные незаконным использованием убытки.
Ну и один из самых распространённых случаев судебных споров, когда после нескольких лет работы на рынке компания, в силу внутренних противоречий, делится на несколько фирм или предприятий, занимающих одну нишу рынка, и бывшие партнеры по бизнесу превращаются в конкурентов. При этом каждый из них считает себя правопреемником и претендует на уже известный потребителям товарный знак, торговый бренд, логотип и запомнившиеся словесное обозначение.
При всех рассмотренных вариантах, материальные и моральные расходы на судебные тяжбы могут оказаться несоизмеримо большими, чем затраты, требующиеся для своевременной регистрации товарного знака Патентным ведомством РФ, удостоверяющие Ваши права законного владельца на товарный знак.
На сегодняшний день, во время жесткой конкуренции, недостаточно просто создать и тиражировать свой логотип. Самым важным моментом является защита своего бренда от копирования и подделок, а это возможно, если вы являетесь владельцем зарегистрированного товарного знака, и при необходимости можете отстоять свои права и защитить свои интересы.
Что даёт владельцу регистрация товарного знака?
Выше перечисленные преимущества в равной степени касаются и оказываемых услуг. Регистрация товарного знака является залогом того, что владелец бизнеса может безбоязненно заниматься его развитием, вкладывая в него время, деньги и усилия. Использование другими лицами зарегистрированных товарных знаков без разрешения правообладателя преследуется законом.
Когда нужно регистрировать товарный знак?
Товарный знак нужно регистрировать не всегда. Эксперт отвечает, в каких конкретных случаях его точно стоит зарегистрировать и почему нужно всегда проверять название своей компании по базам Роспатента перед регистрацией
Алексей Башук
Юрист по интеллектуальной собственности, патентный поверенный РФ № 2151, управляющий партнер «Башук Чичканов, юридическая фирма»
Василий спрашивает: «Открываю магазин электроники, слышал, что надо регистрировать товарный знак, чтобы конкуренты не украли название. Это обязательно? Когда действительно нужно это делать?»
Стоит зарегистрировать товарный знак, если планируете выделять свой бизнес за счет бренда
Товарный знак нужно регистрировать не всегда. Допустим, вы решили открыть лавку «Овощи и фрукты» и не планируете вкладывать деньги в развитие бренда. Вас знают местные жители, и этого достаточно. Тогда название регистрировать не обязательно.
Если ваше название не обладает различительной способностью — оно не уникальное и просто указывает на сами товары, их свойства или место производства, — то Роспатент в принципе не зарегистрирует такое название как товарный знак.
Названия в духе «Мебель46», «Курские цветы» или «Вкусная шаурма» не позволяют выделить конкретного производителя на рынке, а потому не могут быть товарными знаками, и использовать их может кто угодно. Регистрация в таком случае не нужна.
Нюанс в том, что «Магазин мебели» — это указание на деятельность компании, а вот «Мир мебели» уже вполне может оказаться товарным знаком. Случайное нарушение права на чужой товарный знак может обернуться для предпринимателя судом, проверками госорганов, выплатами штрафов государству и компенсаций правообладателю.
Даже если предприниматель не планирует выделять свою компанию и товары на рынке за счет бренда, стоит посоветоваться с патентным поверенным и убедиться, что такое название действительно свободно от чужих прав.
Если в планах развивать бренд, открыть сеть магазинов и активно продвигать компанию — оригинальное название точно стоит зарегистрировать. Чтобы понять, что такое товарный знак и в каких ситуациях он нужен бизнесу, разберемся в деталях.
Что такое товарный знак
Товарный знак, или торговая марка, бренд, — это, как правило, слова или изображения, зарегистрированные в Роспатенте. В качестве товарного знака на самом деле можно зарегистрировать практически что угодно: этикетку, упаковку, форму товара, звук, голограмму, если они соответствуют требованиям закона. Но чаще всего в России регистрируют названия и логотипы.
Товарный знак никак не связан с названием ООО — вы можете открыть магазин под юрлицом ООО «Хлебпромторг» и зарегистрировать свой уникальный товарный знак с названием «Ромашка», которое будет висеть на вывеске.
Зарегистрировать можно название самой компании или отдельных продуктов, слоганы, логотипы. Иногда изображение регистрируют вместе с названием, тогда такой товарный знак называют комбинированным.
Товарный знак регистрируется на 10 лет. Вам выдадут свидетельство, которое официально подтверждает ваши права на название. После регистрации ваши товары можно отмечать маркировкой ®, и делать это может делать только владелец товарного знака. Использовать маркировку ® без регистрации нельзя.
Перед регистрацией нужно проверить, что вы сами случайно не нарушили чужие права. Если вы будете использовать непроверенный бренд в бизнесе, может оказаться, что используете чужой товарный знак, и правообладатель будет вправе потребовать компенсацию.
Поэтому нужно проверить по реестрам Роспатента, нет ли похожих. Если такие же или очень похожие товарные знаки уже есть, вы поймете, что лучше не называть так компанию или продукты, и убережете себя от штрафов и выплаты компенсации.
Зачем нужно регистрировать товарный знак
Главная цель регистрации — стать единственным правообладателем названия и запретить всем остальным использовать такое же или похожее название в бизнесе. Это нужно, чтобы покупатели могли отличать одни компании и товары от других, а предприниматели не несли ущерб и могли защитить рынок от подделок.
Разберем, в чем преимущества регистрации товарного знака и в каких конкретных ситуациях это понадобится.
Защитить бренд от конкурентов. Если решит использовать ваше название без разрешения, вы сможете привлечь нарушителей к ответственности: заставить конкурента сменить название, уничтожить всю продукцию, которая вышла под вашим брендом и взыскать компенсацию. При этом нарушением товарного знака будет считаться не только использование точно такого же обозначения, но и слишком похожего — сходного до степени смешения.
Сумма компенсации по статье 1515 ГК РФ считается тремя способами: в твердой сумме от 10 тысяч до 5 миллионов рублей, двойная цена контрафакта или двойная цена стоимости легального использования знака. Иногда взыскивают миллионы, иногда сотни тысяч рублей. Размер компенсации зависит от обстоятельств дела, усмотрения суда и действий участников спора.
Каждый год в России регистрируют 60—70 тысяч товарных знаков. Если предприниматель просто взял понравившееся название и начал использовать его в бизнесе без проверок и регистрации, то вполне может оказаться так, что он сам — нарушитель. Чаще всего предприниматели обжигаются на названиях товаров, компаний и доменов.
Пиццерию оштрафовали на 300 000 ₽ — в названии пиццы был чужой товарный знак
Ситуация. ЗАО «Мясная галерея» пожаловалась на пиццерию Testo. Они продавали пиццу под названием «Горячая штучка», а еще рекламировали доставку этой пиццы у себя на сайте.
«Горячая штучка» — это зарегистрированный товарный знак на готовые блюда вроде пельменей и чебуреков. Он принадлежит «Мясной галерее».
Ошибки. Перед тем как пойти в суд, «Мясная галерея» прислала претензию компании, которая владеет пиццерией, — ООО «Хуторок». Претензию проигнорировали.
Результат. Суд удовлетворил иск. ООО «Хуторок» обязали выплатить компенсацию 315 000 ₽, включая судебные издержки, прекратить продавать пиццу с чужим названием и удалить любые ее упоминания с сайта.
Увеличить стоимость бизнеса. Когда вы развиваете свой бренд, товарный знак имеет все больший вес. Если его оценить и поставить на баланс компании, он становится вашим нематериальным активом и увеличивает стоимость бизнеса.
Например, бренд Apple — один из самых дорогих в мире. Аналитики оценили его в 612 млрд долларов. Телефон неизвестной марки с такими же характеристиками будет стоить в несколько раз дешевле.
Еще под залог товарного знака можно взять кредит: если не сможете платить, банк продаст знак и вернет деньги. Обычно знак оценивают в 5—10% дохода от продаж под этим знаком. Здесь стоит учитывать, что российские банки крайне неохотно дают кредиты под залог одной только интеллектуальной собственности. Но если компания закладывает материальные активы и добавляет в залог нематериальные сверху, то общая сумма кредита может вырасти.
Продать франшизу. По закону без регистрации товарного знака нельзя заключить договор коммерческой концессии — так в российском законодательстве называется франшизный договор. Такой договор позволяет передать другой компании право использовать товарный знак за вознаграждение. Если продать франшизу без регистрации товарного знака и предоставления права на него, суд может признать сделку недействительной и заставить «франчайзера» вернуть деньги покупателю франшизы.
А если вы, наоборот, собираетесь купить франшизу, первое, что нужно сделать, — проверить, зарегистрирован ли товарный знак компании, с которой вы собираетесь сотрудничать. Если бренд компании не зарегистрирован в качестве товарного знака, то покупать у нее, по сути, нечего.
Свободно рекламировать компанию. С зарегистрированным товарным знаком вы легко подтвердите право рекламировать и продавать товар в ответ на запрос СМИ, рекламных или торговых площадок. Например, при регистрации на маркетплейсе могут попросить вас подтвердить, имеете ли вы право продавать свои товары.
А если из конкурентов использует ваше название в соцсетях без спросу, можно заблокировать страницы нарушителя. Тем, кто настраивает рекламу в поисковиках по названию вашей компании, тоже можно остановить рекламу. В некоторых случаях с нарушителей удается еще и взыскать компенсацию.
Контролировать импорт товаров. Если вы крупный производитель, можно внести товарный знак в таможенный реестр. Тогда провозить ваши товары через границу смогут только те компании, которым вы это разрешите, в ином случае товар не пропустят. Это удобно, чтобы защитить бренд от подделок или управлять поставками.
Самое главное
Подписка на новое в Бизнес-секретах
Подборки материалов о том, как вести бизнес в России: советы юристов и бухгалтеров, опыт владельцев бизнеса, разборы нового в законах, приглашения на вебинары с экспертами.
Сейчас читают
Можно ли сделать вывеску на английском языке?
Информационная вывеска должна быть на русском языке, но ее можно продублировать на иностранном. В рекламе можно использовать иностранные слова, если рядом расположить их точный перевод или они зарегистрированы как товарный знак
Как можно разделить отпуск на части?
Отпуск можно делить на сколько угодно частей по договоренности с работодателем с единственным ограничением: одна из частей — не меньше 14 дней
Как узнать коды статистики по ИНН?
Легче всего это сделать на сайте Росстата
Рассылка для бизнеса
Получайте первыми приглашения на вебинары, анонсы курсов и подборки статей, которые помогут сделать бизнес сильнее
© 2006—2021, АО «Тинькофф Банк», Лицензия ЦБ РФ № 2673 — Команда проекта
Тинькофф Бизнес защищает персональные данные пользователей и обрабатывает Cookies только для персонализации сервисов. Запретить обработку Cookies можно в настройках Вашего браузера. Пожалуйста, ознакомьтесь с Условиями обработки персональных данных и Cookies.
Чтобы скачать чек-лист,
подпишитесь на рассылку о бизнесе
После подписки вам откроется страница в чем разница» rel=dofollow»>страница для скачивания
Какому бизнесу нужен товарный знак
Представьте, вы открыли своё кафе или кондитерскую, начали шить одежду на заказ, делать мебель, букеты или самую вкусную в городе шаурму. У вас есть вывеска с красивым названием, и друзья советуют вам зарегистрировать его как товарный знак. Мы поможем разобраться, кому точно нужно это сделать, а кому не стоит, какое название можно использовать, а что не удастся зарегистрировать.
Зачем регистрировать товарный знак
Товарный знак — это уникальное изображение, слоган или логотип компании.
Никто не может использовать товарный знак без ведома его владельца. Например, никто не может открыть ещё одну «Додо пиццу» без лицензии владельца или продавать айфоны без ведома компании Apple. Часто предприниматели регистрируют в качестве товарных знаков названия своих кафе, кондитерских, парикмахерских, чтобы никто не смог назвать свой бизнес так же.
Если кто-то использует ваш товарный знак без разрешения, вы можете подать на него в суд и потребовать компенсацию от 10 000 ₽ до 5 000 000 ₽. Вы сами решаете, сколько — вам не нужно доказывать сумму ущерба (ст. 1515 ГК РФ).
Кому стоит зарегистрировать товарный знак
Производству. Например, чаи из трав Алтая, мебель из кедрового дерева или молодёжную одежду, как Юрий Дудь. Он зарегистрировал свой товарный знак «Вдудь» (№ 651975).
Успешному бизнесу с уникальным стилем. Если ваш бизнес быстро стал популярным, наверняка найдутся те, кто захочет заработать на чужом успехе — открыть ещё одно кафе или кондитерскую с таким же названием и стилем.
Двое парней из Ульяновска открыли ларёк «ШаурMAN» и необычно его оформили. Они не стали регистрировать товарный знак. В ларьке продавали вкусную и недорогую шаурму, и он быстро стал популярным. Но вскоре у владельцев появились проблемы с Роспотребназдором и финансами. «ШаурMAN» закрылся, но на его месте открылся ларёк с таким же названием и похожим оформлением, а потом их стали открывать по всей стране и даже за границей. Так зарабатывают на чужой славе.
Кому товарный знак не нужен
Бизнесу без уникального названия. Например, магазин «Продукты», магазин «Ткани», «Автосервис», «Химчистка» или «Прачечная».
Малому бизнесу, который не планирует расширяться. Например, парикмахерская «Прелесть» в якутском райцентре или шашлычная «Арарат» на рынке городка с населением 200 тысяч человек.
Что нельзя использовать в качестве товарного знака
Чужие географические названия. Например, нельзя зарегистрировать товарный знак «Вина Кубани» для напитков, которые вы производите на Кавказе.
Государственные символы. Герб и флаг России могут использовать только госорганы.
Объекты культурного наследия. Например, изображение Петропавловской крепости.
Литературные произведения. Без разрешения автора нельзя использовать ничего из его литературного произведения: название, цитаты, персонажей.
Исключение — если после смерти автора прошло 70 лет. Тогда имущественные права на произведение перестают действовать, и оно становится общественным достоянием.
Но здесь есть риск, что какой-то неравнодушный человек подаст на вас в суд за дискредитацию произведения. Или другой предприниматель, который тоже использовал для своего бизнеса название произведения, цитату или персонажа из общественного достояния, не захочет делить его с вами. Суды в таких случаях могут действовать непредсказуемо.
Полный список того, что нельзя зарегистрировать как товарный знак — в cт. 1483 ГК РФ.
В начале 2000-х в Москве открылись два ресторана с похожими названиями: «Обломов» на Пятницкой и «Обломовъ на Пресне». Они принадлежали разным владельцам. Товарный знак «Обломов» зарегистрировал владелец ресторана на Пятницкой, он подал в суд на конкурентов.
Однако ресторан «Обломов на Пресне» доказал в суде, что его вывеска — уникальное произведение художника Александра Адабашьяна. Художник передал все права на это произведение ресторану, и поэтому заведение может его свободно демонстрировать.
Суд встал на сторону ресторана на Пресне и отклонил иск «Обломова».
Имена или псевдонимы знаменитостей. Нельзя использовать имена или псевдонимы известных людей без разрешения самих знаменитостей или их наследников. Но если вы докажете, что ваш товар или услуга ассоциировалась с именем известного человека до того, как вы решили зарегистрировать товарный знак, тогда Роспатент не откажет в регистрации (п. 2.3 Приказа Роспатента № 39 от 23.03.2001).
В Москве есть ресторан «Кафе Пушкинъ». Название ресторана и его логотип зарегистрированы как товарные знаки. Когда владельцы подавали документы на регистрацию, они смогли доказать, что фамилия известного поэта ассоциировалась с кафе до открытия ресторана.
Известный французский шансонье Жильбер Беко в начале 1960-х годов гастролировал в СССР и после написал песню «Натали». В песне есть такие слова: «Мы гуляем с тобой по Москве, заходим на Красную площадь, и ты говоришь заученные слова о Ленине, о революции, а я думаю: как хорошо было бы оказаться с тобой в „Кафе Пушкин“, где за окном идёт снег; мы пили бы горячий шоколад и говорили бы совсем о другом…».
Песня стала очень популярной во Франции. Когда туристы приезжали в Москву, искали «Кафе Пушкин», но не находили.
Ресторан из известной песни появился в Москве в 1999 году.
Аморальные названия или изображения. Названия или изображения, которые противоречат принципам гуманности и морали, не зарегистрируют. Например, ресторан «Яд».
Коротко
Зарегистрировать товарный знак стоит, если вы:
1. Что-то производите.
2. Имеете успешный бизнес с уникальным стилем.
Не нужно регистрировать товарный знак тем, кто:
1. Продаёт продукты в «Продуктах» и автозапчасти в «Автозапчастях».
2. Оказывает услуги в «Химчистке», «Парикмахерской № 5» или «Автосервисе».
3. Продаёт шашлыки на рынке маленького города или продукты в якутском райцентре и не планирует расширяться.
Нельзя зарегистрировать в качестве товарного знака:
1. Названия товаров и услуг.
2. Чужие географические названия.
3. Государственные символы.
4. Объекты культурного наследия.
5. Названия произведений, персонажей, цитаты, если у вас нет на них авторских прав.
Нужен ли вам товарный знак
или Как защитить бизнес от посягательств конкурентов и штрафов до 5 миллионов рублей
Товарный знак — не формальность и не выпендреж, а возможность защитить свой бизнес.
Я работала маркетологом в патентном бюро. Мне регулярно приходилось общаться с представителями компаний, которые хотели защитить интеллектуальную собственность. Одни — чтобы заработать, другие — чтобы избежать проблем в будущем, а кто-то уже приходил с проблемами. Расскажу, зачем нужен товарный знак и что бывает, если его не регистрировать.
Примеры судебной практики я взяла из открытых источников. Что происходит на работе, остается на работе.
Что такое товарный знак
Товарный знак — это «обозначение, служащее для индивидуализации товаров и услуг». Компании регистрируют свои товарные знаки, чтобы их не могли использовать другие.
Товарный знак действует не сам по себе, а в отношении определенных видов бизнеса, выбранных заявителем. В зависимости от вида деятельности фирмы их регистрируют в определенных классах Международной классификации товаров и услуг.
Например, если вы торгуете обувью и регистрируете название «Бигфут» в своем классе, ничего не помешает шиномонтажу зарегистрировать для себя этот же бренд в другом классе.
Случай с РЖД
Виды товарных знаков
Товарным знаком могут быть картинки, фигуры, звуки, текст и что угодно еще, по чему можно узнать компанию. Большинство зарегистрированных товарных знаков — это названия или логотипы.
Иногда компании регистрируют название и картинку вместе — это разрешено, такой знак называют комбинированным.
Зачем регистрировать товарный знак
Основная причина — безопасность бренда. Когда владелец бизнеса получит свидетельство на товарный знак, уже никто не сможет использовать его обозначение. За использование чужого товарного знака российским законодательством предусмотрен штраф от 10 тысяч до 5 миллионов рублей.
Если посмотреть практику арбитражных судов, то мы увидим больше 22 тысяч решений только с участием товарного знака «Адидас». А есть еще почти 7000 решений с «Найком» и более 2000 решений по знаку «Рибок».
В большинстве этих решений мелких предпринимателей наказывали за незаконное использование бренда на суммы от 5 до 50 тысяч рублей в пользу истца, так что «Адидас» получил не меньше 110 миллионов рублей компенсации.
Кроме того, товарный знак — это нематериальный актив. Его можно оценить, поставить на баланс компании, увеличив ее стоимость, а можно продать право работать под ним — франшизу.
Как выбрать товарный знак
Прежде чем начать пользоваться логотипом, словесным обозначением, слоганом или доменным именем сайта, убедитесь, что никто не зарегистрировал его до вас, чтобы не платить компенсации правообладателю.
Чтобы узнать, свободен ли товарный знак, можно воспользоваться сайтом «Линкмарк». При проверке учитывайте также слишком похожие знаки.
Например, если вы спросите, свободен ли «Тинькоф», сервис покажет, что существует 1803 сходных товарных знака. Поэтому Роспатент не даст зарегистрировать «Тинькоф»: он до степени смешения сходен с брендом «Тинькофф».
Полную проверку можно провести на сайте ФИПС за 360 рублей. Однако без опыта регистрации хотя бы нескольких сотен товарных знаков сложно интерпретировать результаты поисковой выдачи. Для того чтобы правильно проверить товарный знак, нужно думать как эксперт Роспатента. Поэтому обычно предприниматели не занимаются регистрацией сами и обращаются в патентные бюро и юридические компании, которые специализируются на этих услугах.
Как зарегистрировать товарный знак в РФ
На территории РФ знаки регистрирует Роспатент. Это государственный орган, который проверяет товарные знаки на тождество и сходство и ведет базу всех зарегистрированных объектов интеллектуальной собственности.
Регистрация обычно занимает 7—18 месяцев в зависимости от сложности знака и расторопности юриста. Право приоритетного пользования знаком возникает с момента подачи заявления.
Можно обратиться к патентному поверенному, который поможет пройти процедуру. С его помощью шанс успешной регистрации товарного знака возрастает, ведь он по опыту знает, что и как надо делать, чтобы получить согласие на регистрацию от Роспатента.
Чтобы зарегистрировать товарный знак:
Сколько стоит регистрация
Регистрация бренда стоит от 30 до 50 тысяч рублей. Это стоимость госпошлины, ее можно уточнить на сайте Роспатента. Сейчас госпошлину надо платить тремя частями:
Первые два платежа делаются одновременно. Если вы подали заявление на регистрацию, но Роспатент нашел сходные с вашим до степени смешения товарные знаки, он отклонит заявку и не вернет госпошлину.
После получения свидетельства не забудьте, что срок его действия — 10 лет с момента подачи заявления о регистрации. Продление занимает около года, так что через 9 лет нужно подать заявку, иначе ваш бренд может зарегистрировать на себя другая фирма.
Срок действия прав на товарный знак
Зарегистрированный товарный знак действует 10 лет на территории всей России. Продлевать знак еще на 10 лет можно бесконечно.
Если компания, которая зарегистрировала товарный знак, не пользуется им три года, другая компания может аннулировать правовую охрану этого бренда и зарегистрировать его на себя.
Случай с «Хайлендером»
ООО «Вексель» обратилось в Московский арбитражный суд с требованием взыскать с ООО «Сфера» 5 млн рублей за использование товарного знака Highlander и изъять из оборота ответчика всю обувь этого бренда.
Суд частично удовлетворил требования: взыскал со «Сферы» 500 тысяч рублей в качестве компенсации «Векселю» и 43 тысячи рублей государственной пошлины. Еще постановил изъять из оборота контрафактную продукцию.
«Сфера» подала встречный иск. Им удалось доказать, что «Вексель» не использовал бренд «Хайлендер», а значит, «Вексель» зарегистрировал товарный знак, чтобы помешать работе другой фирмы. Это противозаконно. Суд согласился, охрану товарного знака «Хайлендер» досрочно прекратили.
500 тысяч рублей в пользу «Векселя» «Сфере» разрешили не платить.
Если не регистрировать
Самый известный пример того, как компания теряет прибыль из-за незарегистрированного товарного знака, — случай со Скайпом. В 2015 году Скайпу отказали в регистрации, потому что знак до степени смешения сходен с зарегистрированным товарным знаком «Скай», принадлежащим телекомпании.
«Микрософт» договорились с телеканалом, что могут продолжать использовать логотип Скайпа, но не могут выпускать и продавать продукцию под этим брендом.
Если вы не регистрируете бренд, этим могут воспользоваться конкуренты: зарегистрировать ваш товарный знак и лишить вас бизнеса.
Случай с брендом «Ямщик-такси»
В 2005 году компания «Приват» подала на регистрацию бренда «Ямщик-такси», под которым работало такси конкурентов. После регистрации правообладатель запретил конкурентам использовать этот логотип.
Спор в суде длился 4 года. Законный владелец в 2009 году восстановил свои права на товарный знак, но за это время бренд забыли потребители. Его пришлось раскручивать как новый.
Что еще нужно учитывать
В каждой стране своя база зарегистрированных товарных знаков. Нельзя взять и получить всемирный товарный знак — в каждой стране нужно проходить процесс заново.
Если вы собираетесь ввезти на территорию РФ импортный товар, надо проверить, что этот бренд не был зарегистрирован у нас другим правообладателем. Иначе придется платить штраф.
Случай с «Хэппи-бэби»
В 2015 году предприниматель Татьяна Гончаренко ввезла на территорию РФ игрушки под брендом Happy Baby. Этот товарный знак зарегистрирован и действует на территории США.
На границе партию задержала таможенная служба, потому что в России этот бренд принадлежит другой компании. Гончаренко пришлось заплатить штраф 20 тысяч рублей за пользование чужим товарным знаком, а всю партию игрушек стоимостью 1500 долларов изъяла таможенная служба.