что дает увеличение озу
Оперативная память компьютера
И вообще, что дает увеличение оперативной памяти компьютера, когда оно оправдано и как правильно нужно увеличивать? Если нет, устраивайтесь поудобнее, сейчас все-все расскажу.
Знакомый всем пользователям значок песочных часов или бесконечно крутящегося шара при загрузке программы, игры, видео начинает нервировать уже с 10-й секунды ожидания. И чем дольше он «висит» на рабочем столе, тем больше шанс того, что запущенная утилита попросту не откроется, а компьютер зависнет. Сталкивались? Я тоже когда-то давно.
Все это происходит от того, что для компьютера мало оперативной памяти. Каждая программа потребляет определенный объем, чем мощнее утилита, тем больше, соответственно, ей нужно памяти. А если таких приложений запущено много, то нагрузка возрастает многократно.
Функции и предназначение
Что же в целом делает оперативная память? Это небольшое устройство, которое вставляется в специальный слот на материнской плате, является своеобразным посредником между жестким диском и вами, пользователем. Все загружаемые вами программы работают с жесткого диска, но для более комфортного контакта с ними их часть подгружается в оперативную память. Это позволяет намного ускорить процесс загрузки определенных компонентов утилит.
Так, например, различные видеоредакторы очень требовательны к ресурсам оперативки. Если на компьютере установлен малый объем этого вида памяти, то все не поместившиеся в него элементы будут грузиться напрямую с винчестера. Этот процесс, честно говоря, долгий, даже для мощного компьютера он может занимать до 1-2 минут.
Точно также дело обстоит с современными играми. Геймеры со слабыми ПК или ноутбуками знают, насколько важен объем оперативки. Чем его будет больше, тем более плавно,»мягко» и интересно будет проходить игровой процесс. Мне сейчас сложно сказать, сколько нужно оперативной памяти для комфортной игры, ведь каждое из творений предъявляет свои собственные требования. Узнать все о них можно на коробке с игрой или в инструкции при скачивании.
Ваш объем и нужно ли больше
Колеблетесь, нужно ли увеличивать ОЗУ? И если да, то как узнать, сколько стоит сейчас на вашем компьютере? Разберем по порядку.
А теперь о нюансе: если у вас 32-разрядная система (посмотреть разрядность можно в этом же самом окошке) и откровенно слабый процессор, то увеличение памяти никакого толку не принесет. Дело в том, что такие системы рассчитаны лишь на определенный объем (в подавляющем большинстве случаев это 4 Гб), поэтому производительность у вас не вырастет.
Прежде чем соберетесь купить еще памяти в свой компьютер, загляните внутрь системника или ноутбука, чтобы записать параметры уже установленных модулей и убедиться в наличии свободных слотов.
Покупать следует именно тот тип памяти, который установлен в вашем ПК. Иначе, новая память просто не подойдет.
В целом же для комфортной работы вполне хватит 8 Гб, но при желании можно поставить и намного больше. Геймеры, например, радуются жизни при ОЗУ от 16 Гб и выше. Тут уж дело вкуса. Посмотрите это видео с советами, на что обратить внимание перед покупкой дополнительной памяти.
Если вы считаете, что эта статья оказалась для вас полезной, подписывайтесь на обновления и смело рекомендуйте ее друзьям в социальных сетях. Впереди вас ждет еще много интересного!
Дорогой читатель! Вы посмотрели статью до конца. Получили вы ответ на свой вопрос? Напишите в комментариях пару слов. Если ответа не нашли, укажите что искали или откройте содержание блога.
Может ли удвоение объема оперативной памяти сильно увеличить производительность игрового ноутбука? Проверяем на деле
Приветствуем зашедших в наш блог игроманов и им сочувствующих. Сегодня мы попробуем проверить, поможет ли доступный для пользователя апгрейд игрового ноутбука (читай – наращивание памяти и замена HDD на SSD) серьезно отразиться на общей производительности машинки.
Фото — asus.com
Вообще, апгрейд ПК, если мы не говорим о десктопах, где пользователь волен заменить все, до чего дотянется, довольно сильно ограничен, когда речь заходит о ноутбуках. Тем более – об ультрабуках. Так что если вы используете мобильную систему с дискретной графикой — вам может быть интересно.
И если в ноутбуках пока (пока) производители еще дают возможность добавить плашек памяти или поставить SSD для улучшения качества жизни (и цены ноутбука при перепродаже), то в ультрабуках все обычно раз и навсегда заботливо распаяно на плате, чтобы вы случайно не улучшили машинку самостоятельно вместо покупки новой.
В этот раз мы будем проводить тесты на ноутбуке ASUS игровой серии Republic of Gamers. Мы проверим работу популярных игр на максимальных настройках на стоковой версии ноутбука, а затем добавим к нему нашу память и SSD и посмотрим, какой будет разница.
ТТХ пациента
Процессор
Intel Core i5 6300HQ (есть версия с i7 6700HQ)
Видео
Intel HD Graphics 530
NVIDIA GeForce GTX 960M 2G GDDR5 VRAM (есть версия с 4G).
Оперативная память
DDR4 2133 MHz SDRAM, 2 x SO-DIMM (максимум поддерживает до 32, из коробки доступно 8).
Экран
15.6» 16:9 IPS FHD (1920×1080), матовый.
Инструментарий
Характеристики памяти
Стоковая память ноутбука
Запись / Чтение / Копирование / Задержка / Кэш
HyperX Impact 8 GB
Запись / Чтение / Копирование / Задержка / Кэш
HyperX Impact 16 GB
Запись / Чтение / Копирование / Задержка / Кэш
Сводная таблица по характеристикам памяти
Память | Чтение, MB/s | Запись, MB/s | Копирование, MB/s | Задержка, ns |
stock | 15735 | 15442 | 15637 | 86.1 |
HyperX Impact 8 GB | 16402 | 16184 | 16198 | 71.0 |
HyperX Impact 16 GB | 30384 | 33428 | 30305 | 72.0 |
World Of Tanks
Арт — сайт WoT
Параметры тестирования: качество графики – «Максимальное», разрешение экрана 1920*1080, клиент – HD.
Стоковая комплектация (8 Gb) — в зависимости от интенсивности происходящего на экране среднее значение FPS – от 60 до 68.
8 Gb Hyper X — 59-72 FPS.
16 Gb Hyper X — 60-74 FPS.
GTA V
Арт — сайт rockstargames.com
Параметры графики выставляются с помощью настроек игры с привязкой к объему памяти видеокарты. Включение или повышение качества отображение дополнительных эффектов заполняет шкалу доступной памяти. Итого с 2 гигабайтами GeForce GTX 960M все настройки удается выставить на «Высоко», треть из их затем повысить до «Очень высоко».
Среднее значение FPS на стоковых настройках – 59.
8 Gb Hyper X — 60 FPS.
16 Gb Hyper X — 60 FPS.
Mafia III
Арт — сайт mafiagame.com
Со стоковой комплектацией на максимальных настройках игра выдает 29-30 кадров, иногда проседая до 27.
8 Gb Hyper X — 29 FPS.
16 Gb Hyper X — 30 FPS.
Battlefield 1
Обложка — википедия
Настройки — «Ультра», среднее значение FPS на стоковой памяти — 31.
8 Gb Hyper X — 32 FPS.
16 Gb Hyper X — 32 FPS.
Сводная таблица FPS
Память | WoT, HD, Максимальное, FPS | GTA V, максимально доступное качество / FPS | Mafia III, максимально доступное качество / FPS | Battlefield 1, Ultra, FPS |
Стоковый (hdd + 8 gb) | 60-68 | 59 | 29-30 | 31 |
HDD + 8 Gb Hyper X | 59-72 | 60 | 29 | 32 |
HDD + 16 Gb Hyper X | 60-74 | 60 | 30 | 32 |
3D Mark, набор тестов Time Spy
После прохождения всех тестов набор (graphic, CPU, etc) средний балл на стоковой памяти – 1320.
Сводная таблица результатов 3D Mark Time Spy
Комплектация | 3D Mark Time Spy |
Стоковая память | 1320 |
8GB HyperX Impact | 1321 |
16 GB HyperX Impact | 1327 |
Сухой остаток
Как сумел заметить внимательный читатель, разница между попытками нарастить FPS с помощью новой памяти и желанием играть на стоковом железе довольно невелика. В случае с FPS ее в принципе нет. Дело в том, что у видеокарты своя память, и она использует для работы только ее. Наращивание оперативной же памяти до любых объемов не улучшит FPS в играх, если дискретное видео не будет использовать оперативную память.
Но замена HDD на SSD сильно влияет на общую производительность ПК (подробнее об этом мы уже писали тут) и неплохо сказывается на стабильности работы. Если на FPS подобные манипуляции не производят никакого эффекта, то на работе ПК, на котором одновременно запущены стандартные приложения и какая-то требовательная игра, разница уже присутствует.
Вот как мы проводили тесты.
И здесь уже в дело вступает оперативная память. World of Tanks, Mafia III, GTA V реагировали на такое довольно предсказуемо, а именно:
Стоковая память — все сворачивается и адекватно разворачивается.
HyperX Impact 8 GB — все сворачивается и адекватно разворачивается.
HyperX Impact 16 GB — все сворачивается и адекватно разворачивается субъективно в пару раз быстрее, чем на 8.
А вот Battlefield 1 повела себя немного категорично.
8 гигабайт памяти гарантировали, что игра успешно свернется до состояния черного экрана, и 50/50 повесит систему до состояния «Теперь питание компьютера можно отключить».
16 гигабайт памяти позволяли свернуть игру, стоящую на паузе, ответить на звонок по скайпу, развернуть игру и продолжить игровой процесс.
В случае с игровыми ноутбуками апгрейд памяти поможет только для общей работы ПК и выполнения ресурсоемких операций – для любителей рендеринга видео, моделирования, фанатов новых вкладок в Хроме по каждому клику. Тогда да, чем больше памяти – тем задорнее все работает. Ведь не стоит забывать, что для используемых в тесте игр 8 гигабайт оперативки — это лишь минимальное системное требование. А кроме игры компьютеру в любом случае придется держать еще и работу ОС и приложений.
Тесты PC Mark 8 Home
Этот набор тестов призван оценить быстродействие компьютера при использовании стандартных домашних задач — веб-серфинг, работа с фототекой, просмотр фильмов, потоковое видео, видеоконференции и прочее.
По клику на каждый скриншот — онлайн-сравнение результатов с похожими по характеристиками ПК.
Пару недель назад мы опубликовали статью «Сколько оперативной памяти нужно для игр», в которой обозначили условные границы объёма ОЗУ, которым должен обладать игровой компьютер. Сегодня мы поставим вопрос несколько иначе и в иной плоскости: что даст увеличение объёма оперативной памяти на бюджетном ПК с 4 до 8 Гб, увеличит ли такой апгрейд общую производительность и является ли он целесообразным и эффективным экономически. Если на первую часть вопроса можно ответить утвердительно, то на вторую его часть ответ будет зависеть от того, для каких задач используется компьютер.
Что даст увеличение оперативной памяти с 4 до 8 Гб
Если для работы в офисных приложениях, воспроизведения мультимедиа, интернет-общения и веб-серфинга, подключение ещё одной 4-гигабайтовой планки оперативной памяти вряд ли будет экономически целесообразным, так как прирост производительности в конечном результате окажется достаточно скромным и будет ощущаться не столько в процессе работы в приложениях, сколько в момент их запуска (программы действительно станут запускаться немного быстрее). С другой стороны, многое зависит от того, сколько приложений запущено на компьютере одновременно, используется ли конкретным приложением функция многозадачности и в каком объёме. Например, чем больше открыто в браузере вкладок, тем больший объем оперативной памяти задействуется.
Как понять, что ОЗУ действительно не хватает? Запустите все приложения, которыми вы пользуетесь в повседневной работе, затем откройте Диспетчер задач и посмотрите процент занятой памяти. Если объем используемой памяти превышает 80%, апгрейд ОЗУ, скорее всего, пойдёт вам на пользу. Однозначно увеличение ресурсов памяти с 4 до 8 или даже более потребуется, если вы планируете запускать на компьютере эмуляторы или виртуальные машины с установленными на них современными операционными системами, требующими не менее 1 Гб ОЗУ. Запустить виртуальную Windows 7, 8.1 или 10 с выделенным объёмом RAM 1-1,5 Гб можно и на ПК с 4 Гб ОЗУ на борту, но при условии, что у вас не будет открыт браузер или другое ресурсоёмкое приложение, в противном случае запуск виртуальной машины завершится ошибкой, как раз обусловленной нехваткой памяти.
Итак, если вы работаете на бюджетном ПК с 4 Гб оперативной памяти и при этом её загрузка не превышает 70-80 процентов, можно оставить всё как есть. Иное дело, если вы привыкли держать в браузере дюжину открытых вкладок, одновременно пользуясь мессенджерами, плеерами и другими популярными приложениями, а также хотите работать с эмуляторами и виртуальными машинами, смело добавляйте ещё 4 Гб ОЗУ. Нельзя сказать, что прирост производительности будет столь существенным, однако положительные сдвиги в плане быстродействия вы заметите.
Программы станут запускаться немного быстрее, меньше времени станет уходить на загрузку и завершение работы операционной системы, увеличится отклик при открытии новых вкладок в браузерах, появится возможность параллельного запуска тех же браузеров и виртуальных машин. Увеличение оперативной памяти до 8 Гб сделает более комфортной работу в таких приложениях как Adobe Photoshop и позволит без особого стеснения выполнять несложные операции с видеофайлами. Что же касается современных компьютерных игр и вообще трёхмерной графики, то тут увеличение оперативной памяти особых преимуществ не даст. Ресурсы памяти для игр и 3D-редакторов, конечно, важны, но далеко не в той степени, в какой для них важны производительные возможности процессора и видеокарты.
Семь ошибок при выборе оперативной памяти для апгрейда старого ПК
Содержание
Содержание
Один из распространенных вариантов обновления для устаревшего компьютера — увеличение объема оперативной памяти. Даже бытовые программы, вроде браузера, с каждым годом потребляют все больше ОЗУ. Про современные игры и профессиональные приложения и говорить не приходится. Многие пользователи докупают оперативную память к уже существующей, совершая при этом много ошибок. Давайте разберем самые частые из них.
0. Мифы о несовместимости
Как вообще понять, что новая оперативная память будет совместима со старой? Достаточно выяснить поколение стандарта DDR, применяемое в вашей материнской плате. Для этого можно воспользоваться бесплатной программой CPU-Z.
Она покажет тип памяти (сейчас актуальны DDR3, DDR3L и DDR4). По артикулу, который указан в графе Part Number, можно подобрать такой же модуль, если он еще производится. Помимо этого, можно посмотреть режим работы (Dual — двухканальный или Single — одноканальный), рабочую частоту (DRAM Frequency умножаем на два) и тайминги. Переключаясь между слотами, узнаете объем каждого модуля и их количество. Более подробно об этих параметрах читайте в специализированном материале.
1. Свободные слоты
В большинстве материнских плат имеется два или четыре слота для ОЗУ. Если у вас недорогая модель и оба разъема заняты планками небольшого объема, то придется их заменить.
Собирая ПК с ограниченным бюджетом, лучше изначально приобрести один модуль большого объема (в современных реалиях, хотя бы на 8 Гб). Со временем, можно будет докупить второй и увеличить количество памяти до 16 Гб.
2. Параметры уже установленной памяти
Выбирая оперативку для апгрейда, стоит уточнить характеристики уже установленной. Если не смогли найти такую же, то подбирайте похожую по характеристикам. Нет смысла переплачивать за избыточную частоту и топовые тайминги, память все равно будет работать на параметрах более «слабого» модуля.
Столкнуться с несовместимостью планок на практике почти нереально. Любой модуль подходящего стандарта DDR скорее всего заработает. Проблемы были актуальны лишь в 2017 году для первого поколения процессоров Ryzen, когда некоторые планки работали, например, на частоте 2133 МГц вместо заявленных производителем 3000 МГц. Но и эти вопросы со временем решились обновлением BIOS материнских плат, сейчас у AMD все в порядке.
3. Покупка памяти разного объема
К примеру, у вас уже стоит одна планка памяти на 8 Гб и вы хотите докупить вторую объемом 16 Гб. Делать этого не стоит: в таком случае двухканальный режим работы будет распространяться только на 8 Гб каждого модуля. Вы немного потеряете в производительности: в играх это обычно в районе 5–10% прироста, а в специализированных программах разница может достигать 30%.Подробнее читайте здесь.
Чтобы двухканал работал «на полную мощность», лучше изначально покупать набор из двух идентичных планок.
Устанавливать их нужно в соответствующие слоты: обычно один и тот же канал памяти производители помечают одинаковым цветом.
4. Не учесть четность
Ошибка, обратная предыдущему пункту. Допустим, у вас четыре слота оперативки, а стоит всего одна планка и вы докупаете к ней комплект из двух модулей. В таком случае, первая планка будет работать в одноканальном режиме. Здесь лучше подобрать одиночный модуль того же объема, со схожими характеристиками.
5. Не учесть габариты
Зачастую бывает так, что производительный и мощный кулер для процессора перекрывает первый слот оперативной памяти.
Помимо этого, большинство планок сейчас комплектуют радиаторами.
Некоторые из них столь внушительного размера, что могут не влезть даже во второй слот ОЗУ. В характеристиках модулей всегда указывается высота — для некоторых моделей она может достигать 50 мм и более. Учитывайте этот момент заранее.
6. Ненужная подсветка
Для корпуса с глухой крышкой не стоит переплачивать за оперативку с подсветкой. Некоторые производители предлагают даже программируемые варианты, например системы ASUS Aura, GIGABYTE RGB Fusion или MSI Mystic Light. Если у вас нет материнской платы с поддержкой одной из этих технологий, то не стоит тратить лишние деньги на избыточную функцию.
7. Покупка ОЗУ под разгон, который не поддерживается материнской платой
Не стоит приобретать модули под разгон, а также высокочастотные, если материнская плата не сможет обеспечить их работу при заявленных характеристиках. По большей части это касается процессоров Intel: например, бюджетные решения с чипсетом H410 не поддерживают память частотой свыше 2666 МГц. Нет смысла покупать к ним популярную оперативку на 3200 МГц — выставить такую частоту в настройках BIOS попросту не удастся.
Для AMD разгон не запрещен, но также стоит учитывать его целесообразность. Например, покупая к бюджетной материнке на чипсете A320 модули на 2400 МГц, не стоит удивляться, что они не «заведутся» на 3200 МГц.
А если и смогут работать на такой частоте, то нестабильно и с повышением напряжения, из-за чего модули с большой вероятностью быстро выйдут из строя.
Все об оперативной памяти — гайд и тесты в разных режимах работы
Содержание
Содержание
Сколько оперативки нужно для современных игр, как правильно подобрать и установить несколько планок? А разгон, а точно хорошо все будет? В этом материале подробно разбираем все вопросы про оперативную память и проводим сравнительные тесты. Информация актуальна как для DDR3, так и для DDR4 и ориентирована на наиболее распространенные платы с двухканальным режимом работы.
Варианты установки памяти
Первый шаг к стабильной и быстрой памяти — ее правильная установка. Просто старайтесь держать в уме следующие факты.
Установка одной, двух, трех или четырех планок — что лучше?
Для оптимального быстродействия ставить лучше четное количество планок памяти. Следующий график показывает, как меняется производительность в зависимости от количества установленных модулей. Дополнительно в него были добавлены два значения: комбинация из 4 ГБ и 8 ГБ модулей на частоте 1333 и 1600 МГц. Command Rate установлен на единицу.
Какой вывод можно сделать? Одна планка памяти выдает худшую производительность, так как отсутствует двухканальный режим. Две планки дают стандартную производительность. Три планки хуже, чем две, потому что контроллеру приходится работать одновременно с двухканальным и одноканальным режимами, а ваша система не может знать наверняка, когда какой требуется. Четыре планки выдают чуть большую производительность (всего на 1-2 %), чем две, но не за счет увеличенной емкости, а за счет количества модулей, так как у контроллера в распоряжении появляется больше банков памяти, к которым можно обратиться (аналогично ранговости).
Как правильно установить две планки памяти, если у материнской платы четыре слота?
Если у вас четыре или более слотов под ОЗУ на материнской плате, тогда знайте, что они разделены на пары и обычно окрашены в разные цвета. Например, первая пара черная, а вторая красная. Распространенная ошибка, когда две планки ставят рядом в разные пары. Это приводит к тому, что память будет работать в одноканальном режиме и выдавать вдвое меньшую скорость копирования, чем она могла бы быть. По этой же причине, когда ограничен бюджет, рекомендуют купить две планки по 4 ГБ, а не одну на 8 ГБ. Проверить, какой режим работы используется у вас в данный момент, можно с помощью программы CPU-Z.
Существуют также гибридные материнские платы, которые имеют слоты как DDR3, так и DDR4 (или DDR2 + DDR3 на старых платах) одновременно. Память разных поколений вкупе использовать нельзя, компьютер просто не запустится.
Можно ли ставить память с разной частотой или разными таймингами вместе?
Оперативную память с разной частотой и разными таймингами можно использовать вкупе. В этом случае все модули заработают на параметрах более слабого. Обычно никаких конфликтов это не создает.
Можно ли ставить память c разной емкостью вместе?
Оперативную память разного объема тоже можно ставить вместе. В этом случае часть памяти работает в двухканальном режиме, а часть — в одноканальном. На практике это дает небольшой прирост производительности, но до полноценного двухканального режима немного не дотягивает. В редких случаях материнская плата может не поддерживать такой комбинированный режим работы, и включится одноканальный. Тесты смотрите в начале раздела.
Можно ли ставить память с разной ранговостью вместе?
Совмещать одноранговую и двухранговую памяти парой в двухканальный режим не рекомендуется, так как это может приводить к вылету системы. Опять же, все зависит от вашей материнской платы. А вот поставить две разные пары можно — если первая пара модулей будет двухранговой, а вторая — однораноговой, то все должно быть нормально. Более подробно об этом параметре смотрите в разделе характеристик.
Максимальный объем: сколько можно поставить?
У каждой материнской платы есть свои ограничения: максимальный поддерживаемый объем памяти и допустимая емкость одного модуля. Необходимо смотреть спецификации:
Видим, что материнка имеет 4 слота и поддерживает до 32 ГБ памяти. Простым делением узнаем, что максимальный объем одного модуля равен 8 гигабайтам.
Если попытаться поставить 16-гигабайтный модуль в плату, которая поддерживает только 8-гигабайтный, то компьютер либо не запустится, либо увидит только часть памяти.
По причине всяческих мелких нюансов и возможных несовместимостей лучший вариант — покупка четного количества совершенно одинаковых модулей памяти, которые нередко продаются комплектом, и их последующая установка парами, то есть в слоты одинакового цвета. Если вы планируете апгрейд, то попытайтесь найти в продаже идентичный модуль или же просто продайте старый и купите новую пару.
Теоретически можно намешать все подряд — по худшему сценарию забить три слота памятью с разным объемом, частотой и таймингами, и это заработает. Однако вашей материнской плате придется привести все это дело к общему знаменателю, что наверняка даст ощутимую потерю производительности.
Короче говоря, действуете по обстоятельствам. Не нужно добавлять лишние модули без уверенности в их необходимости. Но и держать всего один модуль в системе тоже не эффективно.
Существуют также трех-, четырех- и шестиканальные материнские платы, но они менее распространены, и для них действуют свои ограничения и особенности, о которых можно прочитать в руководстве пользователя.
Тестовая конфигурация
Все тесты этой статьи будут выполнены при разрешении 1920х1080 и включенной 16-кратной анизотропной фильтрации. По умолчанию использоваться будут только две планки памяти, за исключением тестов, рассчитанных на иное количество. Частота процессора зафиксирована на значении 4,2 ГГц, а Command Rate = 2, если не указано другое.
Профили памяти
Как посмотреть поддерживаемые профили памяти?
Если памяти нет у вас на руках, то очевидным вариантом будет просто загуглить маркировку интересующей вас модели и перейти на сайт производителя, почитать обзоры и т. д.
Если память уже установлена в вашем ПК, то можно воспользоваться бесплатной утилитой CPU-Z. Это максимально легкая и простая программа, которая показывает четыре основных профиля (но не все поддерживаемые). Просто выбираем номер слота в разделе SPD и смотрим данные. Можно заметить, что частота (Frequency) отображается какая-то низкая. Дело в том, что DDR обозначает Double Data Rate, то есть двойная скорость передачи данных. Чтобы получить актуальную частоту, вам нужно умножить значение на два.
Также существует и платный аналог — AIDA64. Она не только показывает все профили памяти, но еще и позволяет узнать латентность и пропускную способность.
Что такое JEDEC и XMP?
Это названия профилей вашей оперативной памяти.
JEDEC — стандарт, предлагающий единый базовый набор таймингов для определенной частоты, на которой и заработает ваша память после установки в ПК. Помимо основного профиля, который обычно и указан в характеристиках товара, есть еще несколько дополнительных скрытых. Нужны они для того, чтобы память могла работать и на пониженных частотах, если материнская плата не поддерживает высокие.
XMP — это оверклокерский набор параметров, тщательно протестированный с завода конкретно для вашей модели памяти. Профиль не следует каким-либо стандартам и предлагает наилучшие параметры, выбранные производителем. То есть, выбрав данный профиль в настройках биоса, вы получите легкий и безопасный разгон. В отличие от JEDEC, поддерживается не всеми моделями, нужно смотреть спецификации. Чтобы его активировать, ваша материнская плата тоже должна поддерживать XMP профили.
Пример памяти из конфигурации: ее базовый профиль JEDEC это 1600 МГц с таймингами [11-11-11-28], простым переключением на XMP-1866 частота меняется на 1866 МГц с таймингами [9-10-11-27], то есть мы получаем не только повышенную частоту, но и более низкие задержки, что точно хорошо скажется на производительности системы.
Что будет, если в биосе выставить неподдерживаемый профиль?
В случае, если вы попытаетесь выставить в биосе частоту, для которой нет профиля у вашей памяти, то произойдет один из трех возможных вариантов:
Тесты профилей в приложениях
Для диаграмм я решил использовать 5 профилей: наихудший JEDEC, родной JEDEC, оба поддерживаемых XMP профиля и разогнанный профиль (OC).
«Сэм», «Резидент» и «Метро» восприняли увеличение скорости памяти равнодушно, так как им полностью хватает ресурсов процессора. А вот «Трекмания» активно умеет использовать только одно ядро, которое загружено на 100 %, поэтому память оказывает ощутимое влияние на частоту кадров.
Характеристики памяти
Частота
Частота — это величина, показывающая, сколько операций может выполнить память за промежуток времени. Считается одной из главных характеристик наравне с таймингами. Чем она выше — тем лучше.
Следующие графики покажут, насколько сильно будет меняться производительность в зависимости от частоты. Тайминги при этом зафиксированы на отметке [11-13-13-35].
Тайминги
Тайминги памяти — это внутренние задержки, выраженные в тактах, то есть время, по прошествии которого происходят операции, чтения, записи, обработки информации, подачи напряжения и тд. Чем они меньше – тем лучше. В характеристиках обычно указывают только 3 или 4 тайминга, которые оказывают наибольше влияние на производительность, например 11-11-11-28 (Они же “CL”-“tRCD”-“tRP”-“tRAS”).
Помимо основных вышеуказанных таймингов, существует еще более 20, доступных для настройки в биосе. Их ручной разгон абсолютно бессмысленнен. Ради интереса, я решил попробовать выжать из них максимум, базируясь на XMP профиле. Большинство из них удалось снизить на 1-3 такта, что в сумме дало выигрыш… в 0,4 наносекунды. Стоило ли оно того? Определенно нет. Никакого влияния на приложения замечено не было.
В виде исключения выступают “tRFC“ (REF Cycle Time) и “tREFI” (Refresh Interval), разгоном лишь этих двух параметров можно выиграть до 4 наносекунд латентности. Причем первый нужно понижать, а второй наоборот – повышать.
Следующие графики покажут, насколько сильно будет меняться производительность при разных наборах основных таймингов. Частота при этом зафиксирована на отметке 1600 МГц.
Отдельно стоит поговорить о таком «мистическом», параметре как Command Rate. Он может принимать два значения: 1, 2. Несмотря на то, что его приписывают к основным таймингам памяти, к ней самой он отношения не имеет. Это лишь скорость контроллера, который управляет вашей памятью, время, необходимое на преобразование команд.
Как он влияет на стабильность системы — четкого ответа нет, все зависит от качества вашей материнской платы. В интернете часто пишут, что уменьшать этот параметр не рекомендуется, так как память теряет разгонный потенциал и становится нестабильной. Но лично в моей практике не попадался ни один ПК, который бы плохо работал от выставления Command Rate на 1. Более того, в случае тестовой конфигурации на разгонный потенциал это не повлияло ни на йоту.
Разница между CR1 и CR2 может составлять от 0 до 5 % производительности в зависимости от ряда факторов. А если говорить о латентности, то разница составляет 0.5-1.5 наносекунды.
Пропускная способность
Пропускная способность — это скорость работы памяти с данными. То есть объем информации, который память может обработать за секунду времени. Например, 30 гигабайт в секунду.
Вопрос: что лучше — 1 планка на 1600 МГц или 2 планки по 800 МГц? Казалось бы, ответ очевиден, в обоих случаях достигается одинаковая пропускная способность (12 ГБ/сек), но у памяти с частотой 800 МГц ниже тайминги, значит она должна победить. Однако внезапно происходит полный разрыв шаблона, так как одноканальная планка на 1600 МГц работает быстрее на 15 %. Почему же так?
А дело в том, что пропускная способность памяти и ее частота — это совершенно разные параметры. Повышение частоты увеличивает пропускную способность и уменьшает латентность, однако повышение лишь пропускной способности не сказывается на других параметрах. Активация двухканального режима удваивает именно пропускную способность, а не производительность. Поэтому прирост скорости в приложениях может составлять от 1 до 30 % в зависимости от вашего процессора и ряда других факторов.
Емкость. Сколько гигабайт памяти нужно?
На 2020 год актуальными будут только два варианта: 2 х 4 ГБ или 2 х 8 ГБ. Почему так?
Операционная система, будь то Windows 7 или Windows 10, потребляет от 1 до 3 ГБ памяти в зависимости от загруженности программами. При необходимости, ОС может освобождать память, скидывая данные в файл подкачки, ужимаясь всего в
600 мегабайт. А большинство игр потребляют от 1 ГБ до 4 ГБ памяти без учета операционной системы.
Лично мной, помимо тестовых игр для графиков были также протестированы и следующие:
Все они без проблем заработали всего с 4 ГБ памяти в системе, несмотря на то, что у некоторых указано минимум 8 ГБ в системных требованиях. Единственное замеченное ухудшение по сравнению с 16 ГБ — более продолжительные загрузки, и в некоторых случаях фризы, когда память забита впритык.
Само собой, сборка с 8 ГБ памяти уже отыграет себя по полной, не заставляя ОС и игру выкручиваться под маленький объем. Тандем из 2 х 4 ГБ памяти и SSD накопителя будет отличным решением для среднебюджетного ПК. Ну, а 2 х 8 ГБ — идеально для мощного топового ПК без компромиссов.
Но почему не 32 ГБ и более? Потому что это не нужно, вот прямо совсем. Серьезно, лично я, какую бы мультизадачную ахинею ни творил на своем компьютере, ни разу не видел, чтобы было загружено более 12 ГБ оперативной памяти. Ну, разве что если ее специально забивать. Конечно, дело ваше, если есть бюджет, то почему бы не порадовать себя циферками в свойствах системы, да и рам диском тоже можно побаловаться.
Что такое латентность?
Латентность — это некая величина в наносекундах, представляющая собой совокупность частоты и таймингов памяти, а также частоты процессора. Чем она меньше — тем лучше. Обычно именно на этот параметр ориентируются при разгоне и оптимизации памяти.
Если не гнаться за максимальной производительностью, то для игр вполне достаточно
Я считаю, что это не то, о чем стоит париться при выборе памяти (только если вы не хотите докупить второй модуль к первому имеющемуся). Тем более, не все производители пишут эту характеристику, да и наличие кожуха осложняет диагностику. Лучше обратить внимание на тайминги и частоты. Проверить ранговость можно с помощью все той же CPU-Z.
Что такое ECC и буферная память?
Это всего лишь параметры, относящиеся к серверной оперативной памяти. ECC отвечает за коррекцию ошибок, а буферизация памяти уменьшает электрическую нагрузку. Пользователям домашних ПК это не нужно, да и стоит такая память намного дороже. Короче, не забивайте голову.
Разгон
Разгон позволяет взять частоты, которые значительно превышают стандартные значения профилей вашей памяти. На примере DDR3 — переключить с 1333 МГц на 1600 МГц удается почти всегда. Само собой, материнская плата тоже должна поддерживать большую частоту.
Вариант №1. Простой универсальный
Идеальная попытка/способ разгона для новичков. Мы просто повышаем в биосе частоту на одну ступень из списка доступных и смотрим, что из этого получилось. Компьютер запустился? Отлично, повышаем еще. Как только нашли максимальную стабильную частоту, то проверяем латентность через айду, стала ли она лучше, или такой разгон был бессмысленнен, и параметры стоит вернуть на место.
В моем случае память разогналась до частоты 2400 МГц. Универсальный набор таймингов идеально вписался, значения [11-13-13-35] стали для нее наилучшими и дополнительных действий не потребовалось.
Вариант №2. Продвинутая настройка
Автоподбор таймингов платой не всегда может хорошо подойти под ту частоту, которую вы выставили. Задержки могут получиться слишком большими, что в итоге даст меньшую производительность, чем на стандартном профиле. Или же тайминги останутся неизменными, слишком низкими, что попросту не даст взять высокую частоту.
В этом случае разгон проводится вручную, и я объясню его на примере памяти с частотой 1600 МГц и таймингами 11-11-11 (четвертый тайминг я намеренно не указал, так как частота на него практически не влияет, можно использовать базовый).
Стоп-стоп, а как же напряжение? Да, при разгоне часто советуют повысить напряжение, якобы это улучшает стабильность и дает больший разгонный потенциал. На практике, память разгоняется и стабильно работает даже без повышения напряжения, либо же материнская плата сделает все за вас в режиме Auto. Если очень хочется попробовать улучшить значения разгона, можете повысить напряжение (на свой страх и риск) до 1,65 В для DDR3 или же до 1,45 В для DDR4.
Главное — по окончании разгона не забудьте проверить память на ошибки, например встроенной в операционную систему утилитой «Средство проверки памяти Windows» или же программой MemTest86. Ведь иногда память может становиться нестабильной после разгона, и проявится это далеко не сразу — например, на следующий день внезапно зависнет система или игра. В таком случае тайминги нужно будет повысить дополнительно еще на 1 такт или же вовсе вернуть настройки по умолчанию.
Что делать, если после разгона памяти компьютер перестал запускаться?
Если компьютер ушел в бесконечный цикл перезагрузки, то можно попробовать обесточить блок питания примерно на 10 секунд, а затем снова включить. Биос выдаст сообщение в духе «Overclocking Failed» и даст вам возможность поменять настройки или сбросить их. Работает не на всех платах.
Второй вариант — нажать специальную кнопку на плате для сброса настроек биоса. Обычно она подписана как «clr_cmos».
Третий способ, который точно сработает — вытащить батарейку материнской платы на несколько минут и вставить обратно. В результате такого действия сбросятся все настройки биоса.
Взаимодействие памяти с комплектующими ПК
Оперативная память — это посредник ваших комплектующих, представляющий из себя следующую схему: Быстрая память → более быстрый процессор → лучшее использование потенциала видеокарты → больший FPS в играх.
Если вашей игре не хватает производительности процессора/памяти, то и видеокарта не сможет грузиться на 100 % (при отключенной вертикальной синхронизации).
Влияние памяти на процессор
Оперативная память тесно связана с вашим процессором. Чем быстрее память, тем лучше отклик процессора и его производительность. Простой разгон памяти может увеличить потенциал процессора до +15 %, что хорошо видно на примере тестов в программе WinRar.
Для полноты картины я решил провести еще один квартет тестов, для которых частота процессора была уменьшена до 2,4 ГГц и количество потоков уменьшено вдвое.
Здесь уже прирост чуть более ощутим в отличие от 1-кадрой разницы при частоте 4,2 ГГц.
Примечание: даже если ваша игра показывает, что процессор загружен всего на 50 %, это не обязательно означает, что ей хватает его производительности. То есть увеличение частоты процессора или памяти все равно может улучшить частоту кадров.
Влияние процессора на память
Что-что? И в обратном направлении тоже? Да, все верно: чем выше частота процессора, тем ниже латентность памяти. При этом количество ядер или потоков значения не имеют.
Следующий график наглядно показывает зависимость латентности от частоты процессора на разогнанном профиле памяти (2400 МГц). Command Rate выставлен на единицу.
Получается, что 43,2 наносекунды — это наилучшая латентность, которую мне удалось получить на тестовой конфигурации.
Влияние на дискретную видеокарту
Оперативная память не оказывает прямого воздействия на видеокарту, ведь у видеокарты есть собственная память, куда игрой складываются все необходимые графические данные.
Чтобы убедиться в этом наверняка, я использовал игровой бенчмарк Aliens vs. Predator Benchmark. Его преимущество состоит в минимальном использовании процессора. Разница между наихудшим одноканальным профилем памяти и наилучшим двухканальным профилем, при средней частоте кадров ≈175 составила… всего 1 фпс, что вообще в пределах погрешности.
Влияние на встроенную видеокарту
А вот для встроенных видеокарт все как раз таки наоборот — они не имеют собственной памяти и просто заимствуют оперативную. То есть, чем быстрее будет ваша память, тем более высокую частоту кадров в играх вы получите.
Для следующего графика будет использоваться встроенная Intel HD Graphics 4600. Для наглядности, базовый профиль JEDEC был протестирован в одноканальном и в двухканальном режимах, в графиках они отмечены как SCJ и DCJ соответственно.
Прочие вопросы
Что такое файл подкачки?
Файл подкачки — это специальный файл на вашем накопителе, в который система может сливать информацию с оперативной памяти, чтобы на ней освободилось место.
Например, если у вас всего 4 ГБ памяти, операционная система в данный момент использует 2 ГБ, и вы хотите запустить игру, которой единолично требуется 3 ГБ памяти, то ОС сохраняет данные ненужных в данный момент процессов в файл подкачки, что освобождает место в оперативной памяти и дает возможность запустить ту самую игру.
Часть вашего накопителя просто становится очень медленной оперативной памятью. И если системе внезапно понадобится считать эти самые данные из файла подкачки, то это приведет к долгим загрузкам, лагам и подвисаниям.
Даже если у вас много оперативной памяти, совсем отключать файл подкачки не рекомендуется, так как многие приложения спроектированы использовать его в любом случае. В общем, для файла подкачки можно выделить 4-8 ГБ свободного места — этого вполне достаточно.
Что лучше — DDR3 или DDR4?
Немного больной вопрос современного гейминга, так как DDR4 проигрывает по показателям таймингов, но имеет больший потенциал на частоты.
В качестве примера возьмем частоту 2133 МГц — это высокое значение для DDR3 и одно из базовых для DDR4. И если стандарт JEDEC предлагает тайминги 13-13-13 для DDR3-2133, то для DDR4-2133 эти значения составляют 15-15-15, что ощутимо хуже. Получается, чтобы DDR4 начала демонстрировать превосходство над DDR3 ей нужно иметь примерно на 30 % более высокую частоту.
Бюджетная DDR4 даже может являться причиной фризов в требовательных играх из-за высоких таймингов и, соответственно, латентности. Но выбора у нас в любом случае нет, так как DDR3 постепенно уходит в небытие, а на горизонте уже маячит DDR5.
Нужен ли памяти радиатор или кулер?
Память греется слабо относительно прочих комплектующих. Ее температура обычно не превышает 65 градусов, то есть она может без проблем обходиться без радиатора и тем более без специального кулера. Однако память с красивой металлической оболочкой выглядит намного лучше, да и от пыли и случайных царапин обеспечивается неплохая защита. Плюс дополнительная страховка от перегрева для оверклокерских решений.
Почему мнения о важности памяти расходятся?
Причиной тому может быть множество факторов, будь то динамическое окружение в играх или кривая сборка операционной системы ютуб блогера. Но в основном это разные конфигурации ПК, на которых проводятся тесты. Например, процессоры AMD, как правило, сильнее зависят от памяти, чем Intel. Да и разница между встроенной и дискретной графикой колоссальна. И если пользователь изначально имеет средний процессор и так себе память, то их оптимизация явно даст больший эффект, чем попытка разогнать и без того хорошую сборку. Поэтому мнения и расходятся: одни говорят, что влияние памяти нулевое, а другие получают до 30 % прироста производительности.
Заключение
Итак, подведем краткий итог того, что мы узнали из этой статьи.
Упомянутые товары
В статье просто пропущен небольшой абзац, касающийся двух таймингов. Скоро будет добавлен.
Что-то «скоро» уже как минимум не скоро)))
3й абзац в разделе таймингов, я его добавил практически сразу, как написал сообщение.
Отключение подкачки в Windows заметно повышает производительность системы, так как она использует свап по делу и не по делу. В сетапе с отключённым свапом лучше взять памяти с запасом, например, в 2012г я брал 8 Гб, где-то в 2018-м её перестало хватать, и надо было ставить уже 16, а сейчас лучше брать 32. Достаточно открыть штук 30 вкладок броузера, чтобы в этом убедиться.
В момент написания этого коммента, у меня открыта 81 вкладка, запущен стим и утилиты. Все это дело потребляет всего 5,5гб озу. Может вам стоит отключить телеметрию и проверить пк на вирусы?
Понятия не имею, зачем вы криво овер-описали процедуру свапа. Но система не использует файл подкачки когда ей захочется. Она обращается к нему только когда это необходимо, либо в инструкция проги прописана эффективная экономия памяти. Чтобы совсем не париться о свапе, нужно 32-64гб+ озу, потому, что некоторые приложения могут хапнуть до 30гб суммарной виртуальной памяти (игры и редакторы могут крашиться без свапа даже с 16гб озу). Но набирать кучу рам, только чтобы отказаться от свапа. ну такое себе. Проще купить ссд за 1.5к руб и выделить его под свап и темп, так будет намного рациональнее.
У меня за 25 лет использования домашнего компа вирусы были пару раз. Если не ходить по помойным ресурсам, не открывать помойные письма и не запускать исполняемый код неизвестного происхождения, то им просто неоткуда взяться. Я даже антивирус не ставлю, встроенный какой-то болтается только и молчит. Вон у меня на работе Касперский, от него вреда больше, чем от вирусов, а ни одного вируса он пока ещё не нашёл.
Я видел, как работает свап в разных операционках: VMS, Юниксы 4-х разных семейств, штук 7 версий винды от 16-битных ещё, причём не на уровне суеверного юзера, где-то что-то слышавшего, я и алгоритмы изучал (кроме Винды, конечно, у MS всё всегда закрыто, чтоб не позориться), и замеры делал. Так вот, в Винде свап по эффективности вообще никакой, просто бестолковое дёрганье диска. Даже удивительно, я думал, Катлер нормальную систему напишет, но видимо, микрософтовский менеджмент укатал его. Всё ПО с системой в совокупности может использовать 5% ОЗУ, но система будет свопиться. Причём, если размер свапа меньше размера ОЗУ, то производительность вообще падает в ноль. Это не как в нормальных системах, где свап рассматривается, как добавка к ОЗУ. Опытные коллеги подтверждали. Во времена HDD это означало (помимо низкой скорости доступа) ещё и конкуренцию с приложениями за диск, HDD же по природе однозадачные, разве что RAID может немножко параллельно исполнять запросы. Скорость сборки проекта улетала в космос, когда отключался свап, т.к. она как раз интенсивно использовала диск. На SSD происходит тоже самое, только менее заметно, т.к. там есть очередь, и параллелизм выше. Общие рассуждения о том, что что-то там делается эффективно и по необходимости, не работают применительно к MS, который всегда небрежно относился к пользовательским ресурсам.