что дает удостоверение о повышении квалификации для работника

Что такое повышение квалификации

Это актуализация знаний в рамках вашей специальности (квалификации). Сегодня мало просто получить высшее образование — чтобы оставаться востребованным сотрудником, нужно регулярно совершенствовать навыки. Для некоторых специальностей повышение квалификации и вовсе обязательно по закону. Рассказываем, что это за форма образования, зачем она нужна и как проходит обучение

Что за форма образования — повышение квалификации, чем регламентируется

Сам термин «квалификация» появился в Трудовом кодексе меньше 10 лет назад. В Федеральный закон от 03.12.2012 N 236-ФЗ добавили статью 195.1, где было определено, что квалификация работника — это уровень его знаний, умений, профессиональных навыков и опыта.

Цель повышения квалификации — дать актуальные сведения о нововведениях и достижениях отрасли. Курсы должны привести практико-теоретические знания специалистов в соответствие с нормами профстандартов и ЕКСД (единого классификатора должностей).

Повышение квалификации регламентируется Федеральным законом от 29.12.2012 N 273-ФЗ (ред. от 30.04.2021) «Об образовании в Российской Федерации», в частности, статьей 76 “Дополнительное профессиональное образование”.

После курсов человек получает документ, подтверждающий повышение его квалификации.

Какие формы повышения квалификации бывают

Повышают квалификацию люди, которые уже где-то трудоустроены, поэтому учатся они параллельно с работой. Иногда руководитель может принять решение о направлении сотрудника на обучение в рабочее время. В этом случае ему придется сохранить за ним зарплату и передать часть обязанностей другому персоналу. Но чаще все-таки программы проводят по вечерам, выходным или дистанционно в любое удобное для специалиста время.

Есть три основные формы курсов повышения квалификации:

Очные. Самый дорогостоящий вариант. Для реализации нужно найти время, педагогов, помещение, технику — при этом не рекомендуется сочетать эти курсы с работой. Однако такие курсы позволяют общаться с профессионалами, заводить новые полезные знакомства и отрабатывать сложные ситуации на практике.

Очно-заочные. Этот вариант немного выгоднее для компании, поскольку эксперта привлекают не так часто, да и сами занятия проходят реже. Такие курсы предполагают сочетание самостоятельной работы и контроль профи.

Дистанционные. Такой формат выгоден для руководства, но требует максимум вовлеченности, ответственности и самодисциплины от сотрудника. При таком формате составляется индивидуальный учебный план, доступный слушателю в любое время.

Работодатель может выбирать курсы в зависимости от возможностей компании, целей, пожеланий персонала. Так, сегодня набирают популярность и другие методы внешнего повышения квалификации: конференции, тренинги, лекции, деловые игры. Для руководителей зачастую проводят обучение в формате «кейс-стади» — когда решаются реальные проблемы компании, а также с применением «баскет-метода», предполагающего имитацию реальных событий.

Для чего нужно повышение квалификации

Повышение квалификации увеличивает значимость специалиста на рынке, помогает освоить современные методы решения различных задач, ускорить процессы на производстве. От этого выигрывает и работник, и руководство компании — ведь сотрудник начинает по-новому смотреть на свои обязанности и понимает, как улучшить работу, принося тем самым прибыль.

После курсов повышения квалификации сотрудник может получить новую должность или прибавку к зарплате.

Помимо обновления знаний, повышение квалификации проводится для мотивации — когда сотрудник обучается за счет работодателя, он чувствует свою значимость и важность для компании, поэтому долгое время не меняет место работы и готов работать более эффективно.

Отличие переподготовки от повышения квалификации

И переподготовка, и повышение квалификации — это формы получения дополнительного профессионального образования.

Профессиональная переподготовка — вид дополнительного образования, цель которого — глубокое комплексное изучение материала для новой работы. Человек уже может иметь большой опыт в какой-то сфере, но после переподготовки он может начать работать по смежному или совершенно новому для себя направлению. После курсов человек получает диплом о профессиональной переподготовке и может с ним устраиваться на работу.

Повышение квалификации — это обновление и актуализация уже полученных ранее теоретических и практических знаний. Сотрудник остается в рамках профессии и своей квалификации, но проходит обучение, необходимое для соответствия требованиям работодателя или профстандарта. После курсов, которые длятся не менее 16 часов, слушатель получает удостоверение о повышении квалификации. То есть он получает новые профессиональные компетенции и свидетельство, подтверждающее это.

Кто обязательно должен проходить повышение квалификации и с какой периодичностью

По Трудовому кодексу, работодатель сам вправе решать необходимость повышения квалификации сотрудников. Но некоторые работники обязаны регулярно проходить повышение квалификации — это зафиксировано в Федеральных законах отраслей — например, в Федеральном закон от 21.11.2011 N 323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» или Федеральном законе от 22.08.1996 N 125-ФЗ «О высшем и послевузовском профессиональном образовании». Так, регулярно учиться обязаны:

медицинские работники и фармацевты;

сотрудники органов внутренних дел;

водители городского и железнодорожного транспорта;

Эти специалисты должны проходить курсы с установленной законодательством периодичностью: один раз в три года или раз в пять лет.

Рекомендуется пройти курсы после долгого перерыва в работе (например, после декретного отпуска), при поставке нового оборудования или обновлении программ, значительных изменениях в сфере профессиональной деятельности, изменениях в регулирующих законах и нормативных актах.

Где можно пройти повышение квалификации и как это происходит, какой документ выдается

Пройти курсы можно в аккредитованных образовательных организациях ДПО. Главный документ такой организации — лицензия на право ведения образовательной деятельности. Без нее выдаваемые документы не имеют юридической силы.

Сначала необходимо определиться с формой обучения, а после — с видом курсов. Есть три основных вида программ курсов повышения квалификации:

После обучения сотрудник сдает письменный или устный экзамен или как в АБиУС проходит итоговый тест. Во время учебы может быть дополнительное тестирование после каждого тематического раздела. По итогам слушателю выдается удостоверение о повышении квалификации.

Как пройти повышение квалификации дистанционно и получить образование в Академии

Вкладываясь в повышение квалификации, вы инвестируете в свою карьеру и помогаете компании развиваться. Однако главное — правильно выбрать тех, кто будет проводить обучение.

Академия бизнеса и управления системами уже 23 года специализируется на повышении квалификации и переподготовке по государственной лицензии. Все программы соответствуют требованиям Федерального закона от 29.12.2012 N 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» и Приказа Минобрнауки России от 01.07.2013 N 499 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным профессиональным программам», а также всем актуальным профстандартам.

Вы подаете заявку на сайте, после чего с вами свяжется менеджер и поможет заключить договор и начать дистанционное обучение. Дальше вас сопровождает персональный куратор, который отвечает на любые вопросы.

В АБиУС проходят повышение квалификации педагоги и воспитатели, специалисты в сфере закупок, кадровые делопроизводители, государственные служащие, риелторы.

В Академии можно учиться очно или дистанционно с понятной и удобной системой работы с материалом в интерактивном формате. Помимо актуальной информации по интересующей теме, слушателю доступна библиотека курса. После обучения слушатель в любом регионе России получает удостоверение о повышении квалификации.

Источник

Повышение квалификации: что такое и кому необходимо?

что дает удостоверение о повышении квалификации для работника. Смотреть фото что дает удостоверение о повышении квалификации для работника. Смотреть картинку что дает удостоверение о повышении квалификации для работника. Картинка про что дает удостоверение о повышении квалификации для работника. Фото что дает удостоверение о повышении квалификации для работника

Во многих официальных документах, регулирующих отношения работника и работодателя, часто упоминается понятие повышение квалификации. Разберемся, что это означает и в каких случаях необходимо проходить повышение квалификации.

Повышение квалификации – что это?

что дает удостоверение о повышении квалификации для работника. Смотреть фото что дает удостоверение о повышении квалификации для работника. Смотреть картинку что дает удостоверение о повышении квалификации для работника. Картинка про что дает удостоверение о повышении квалификации для работника. Фото что дает удостоверение о повышении квалификации для работника

Designed by katemangostar/Freepik

В Трудовом кодексе есть статьи, которые оперируют понятиями о квалификации сотрудника, его подготовке и соответствию занимаемой должности или вменяемым обязанностям. Например, при внедрении в производственный процесс новых технологий или оборудования работодателю необходимо проверить – подходит ли квалификация работника. Иными словами, для исполнения того или иного рода деятельности специалист должен обладать специфичными знаниями или умениями.

Предполагается, что диплом о среднем специальном или же высшем образовании и является бессрочным документом, свидетельствующим о необходимой подготовке. Но во многих профессиональных отраслях возможны ситуации, когда квалификацию необходимо либо подтвердить, либо повысить. Именно этот процесс и получил название – повышение квалификации. В целом, повышение квалификации – это один из вариантов дополнительного профессионального образования, которое могут получить только лица, которые ранее получили или средне-специальное, или высшее образование, а также могут это подтвердить соответствующими документами.

Также следует понимать, что повышение квалификации пусть и относится к системе дополнительного образования, но производится исключительно по ранее полученной профессии. К примеру, строитель может повышать свою квалификацию лишь по направлению «Строитель», а арматурщик не имеет права повышать разряд по профилю «Слесарь», если у него нет соответствующего диплома.

Виды и варианты повышения квалификации

Чтобы освоить новые ступени профессии, сначала специалисту нужно выбрать какие и где проходить курсы повышения квалификации. В системе дополнительного профессионального образования выделяют три вида подобного обучения:

Главным отличием между ними является продолжительность образовательного процесса:

при краткосрочных курсах – 72 академических часа;

при тематических – от 72 до 100 часов;

при долгосрочных – больше 100 часов.

Первые два варианта предполагают, что после завершения обучения специалисты получат Удостоверение о краткосрочном повышении квалификации. Если же проходить курсы, которые рассчитаны на больше, чем 100 часов, то специалист получает Свидетельство о длительном повышении квалификации.

Основное отличие здесь в том, что краткосрочное повышение квалификации нужно, чтобы устранить какой-то конкретный пробел в знаниях. Удостоверение краткосрочных курсов при этом, как правило, не позволяет претендовать на более высокую должность.

Долгосрочные курсы повышения квалификации дают право занимать руководящую должность или какую-либо иную. Особенно это актуально для специалистов, вступающих в СРО – саморегулируемые организации. К таковым относятся, например, юристы, аудиторы, бухгалтеры и т.д. Поэтому руководители организаций-участников СРО обязаны раз в три или пять лет отправлять своих сотрудников на повышение квалификации и проходить его сами.

Виды повышения квалификации

что дает удостоверение о повышении квалификации для работника. Смотреть фото что дает удостоверение о повышении квалификации для работника. Смотреть картинку что дает удостоверение о повышении квалификации для работника. Картинка про что дает удостоверение о повышении квалификации для работника. Фото что дает удостоверение о повышении квалификации для работника

Designed by tirachardz/Freepik

Если же говорить о формах обучения, то на сегодняшний день вариантов достаточно много:

Источник

Как отличить учебный центр от шарашкиной конторы

И получить не только корочку, но и знания

Некоторые образовательные организации ничему не учат, а просто торгуют удостоверениями и дипломами.

Если вы приходите в учебный центр за знаниями, вас может ждать неприятный сюрприз. Я пять лет проработал методистом в сфере дополнительного профессионального образования и знаю, как компании имитируют обучение и продают корочки.

В этой статье я расскажу, как отличить нормальный учебный центр от фиктивного.

Почему некоторые учебные центры ничему не учат

Любая организация сталкивается с государственными требованиями к образованию сотрудников.

Например, все руководители и специалисты при поступлении на работу должны пройти обучение по охране труда. На это Минтруд дает месяц, а потом раз в три года нужно будет обучаться повторно.

Ответственные работники на опасных производственных объектах обязаны каждые пять лет получать удостоверение о повышении квалификации по промышленной безопасности. За этим следит Ростехнадзор.

Специалисты по организации строительства обязаны проходить повышение квалификации раз в пять лет.

Допустим, небольшая фирма выигрывает тендер на выполнение каких-то работ для корпорации. А у этой корпорации есть свои требования к образованию любого специалиста, который допускается на ее объекты. Перед победителем тендера встает задача: быстро и недорого заполучить нужные документы на сотрудников, чтобы приступить к работам.

В организациях привыкли полагаться на свои системы оценки навыков и знаний, и все эти внешние требования кажутся им чем-то формальным. Тем более что контролирующие органы проверяют только сами дипломы и удостоверения, а не знания сотрудников. Так и рождается спрос на корочки. Учебные центры быстро нащупали золотую жилу: выдают бумажки для трудоустройства и прохождения проверок, а сами экономят на себестоимости обучения.

А директора этих организаций часто возмущались, что учебный центр дергает их по пустякам. Им было лень позаботиться даже о том, чтобы сотрудники заполнили итоговые тесты с готовыми ответами.

Иногда образовательный процесс в таких учебных центрах проходит незаметно для самого ученика. Работник может даже не догадываться, что он уже где-то «обучился» и получил корочку, которая успешно осела в отделе кадров.

Работу учебных центров контролирует Рособрнадзор, который и должен пресекать подобные махинации. Но плановые проверки проходят раз в три года. За это время хитрецы успевают подготовиться и нарисовать обучение во внутренней отчетности.

Недобросовестные учебные центры живут за счет корпоративных клиентов, регулярно заказывающих необходимые документы из-за текучки кадров и периодичности самого обучения. Не выйдет один раз получить нужный диплом или свидетельство и на этом успокоиться — нужно освежать знания.

Несмотря на тщательную маскировку, опознать фиктивные образовательные организации несложно. Для этого достаточно:

Опишу весь процесс пошагово.

Как выбрать лучший ИТ-курс

Как проверить учебный центр по реестрам

Проверить лицензию. Нельзя просто открыть организацию, назвать ее учебным центром и начать выдавать дипломы — сначала нужно получить лицензию на осуществление образовательной деятельности.

Если у организации нет действующей лицензии, она не вправе оказывать образовательные услуги. Любые дипломы и удостоверения от нелегального учебного центра — просто бумажки.

Скан лицензии можно найти на сайте учебного центра. Но нужно еще и проверить, что лицензия не аннулирована, а продолжает действовать. Чтобы это сделать, надо воспользоваться специальным реестром на сайте Рособрнадзора.

Проверить аккредитацию — для обучения по охране труда. Если организация проводит обучение по охране труда, она должна получить не только лицензию на образовательную деятельность, но и аккредитацию Минтруда.

Эту аккредитацию можно проверить в реестре Минтруда.

Проверить, подключена ли организация к ФИС ФРДО. Чтобы бороться с поддельными дипломами, удостоверениями и свидетельствами, Рособрнадзор создал ФИС ФРДО — федеральную информационную систему «Федеральный реестр сведений о документах об образовании и о квалификации, документах об обучении».

Все образовательные организации обязаны подключиться к ФИС ФРДО и вносить в систему информацию о дипломах, удостоверениях и свидетельствах. Срок внесения для документов о дополнительном профессиональном образовании — не позднее 60 дней с даты выдачи.

Но не все образовательные организации спешат выполнять это требование. Например, в одном центре, где я работал, тянули до последнего: подключение вело к дополнительным затратам и мешало мухлевать с датами выдачи документов. Дело в том, что там за дополнительное вознаграждение делали срочные корочки, которые нужны «еще вчера» — вплоть до прошлого года. А подключение к ФИС ФРДО усложняет жизнь: оформлять документы задним числом уже труднее из-за ограничения в 60 дней.

На сайте Рособрнадзора можно проверить, подключен ли учебный центр к ФИС ФРДО. Если нет, значит, он не готов вовремя делиться с государством данными о результатах своей работы. Я рекомендую избегать подобных образовательных учреждений.

Как проверить сайт учебного центра

Рособрнадзор установил требования к содержанию и структуре сайта образовательной организации. Если учебный центр их нарушает, это говорит об общей небрежности и безответственности его сотрудников.

Если перед вами одностраничный сайт-визитка с одним лишь продающим текстом, советую поискать для обучения другую организацию. Особенно опасайтесь слоганов в духе «быстрое обучение без отрыва от производства» — часто именно так формулируют свое предложение торговцы корочками.

На сайте должен быть раздел «Сведения об образовательной организации». Этот раздел состоит из нескольких подразделов, с помощью которых можно понять, насколько реально и законно обучение.

Расскажу про самые важные подразделы.

Документы — здесь стоит взглянуть на отчеты об исполнении предписаний органов контроля. Рособрнадзор проводит проверки и выносит предписания, если что-то не так. Образовательная организация обязана на своем сайте отчитываться о выявленных нарушениях и работе над ошибками.

Если учебный центр хвалится долгой историей, но не выкладывает никаких предписаний и отчетов, то возможны три варианта:

Для примера я изучил пять докладов региональных министерств о результатах проверок образовательных организаций за 2020 год.

Статистика по плановым проверкам образовательных организаций

Количество плановых проверокВыдано предписаний
Свердловская область182179
Тверская область5555
Орловская область5250
Мурманская область4444
Хабаровский край4747

Почти каждая проверка заканчивалась выявленными нарушениями. Это нормально: предписание можно получить за любую мелочь — например, за отсутствие нужной формулировки во внутреннем документе или неправильную структуру сайта. Обычно учебные центры быстро исправляют недочеты и отчитываются об этом.

За свою карьеру я прошел две проверки, и после обеих приходилось поднимать практически с нуля всю нормативную базу, обновлять локальные акты, срочно наращивать методический материал. Подобные проверки держат учебные центры в тонусе.

Поэтому отчеты об обнаруженных и устраненных нарушениях будут хорошим признаком: организация работает и заботится о прозрачности своей деятельности.

Подраздел «Образование» раскрывает информацию об образовательных программах. Учебный центр обязан подробно описывать ход обучения и все темы, по которым проводятся занятия. Для этого он выкладывает на своем сайте файлы с учебными планами и методическими материалами.

Если этого подраздела нет или он пустой, то вам предлагают кота в мешке. Учебные центры неохотно публикуют свои программы по двум причинам:

Мне приходилось заимствовать чужие программы, когда я создавал новые курсы.

Преподавателя с нужным профилем у нас не было, а нанимать его не хотели, вот я и выкручивался: занимался банальным рерайтингом. Обычно такие программы никто не читал — это были срочные заказы от организаций, которым требовались только конкретные корочки.

Также в подразделе «Образование» должен храниться скан лицензии на осуществление образовательной деятельности. Но некоторые учебные центры почему-то выставляют лицензию на главной странице или в других подразделах — в «Документах» либо «Основных сведениях».

Подраздел «Руководство. Педагогический (научно-педагогический) состав». Обязательно проверьте информацию о преподавателях, их образовании, квалификации и стаже работы. Если такого раздела нет или он пустует, вероятно, обучение пройдет в формате самоподготовки со сдачей единственного итогового теста.

В шарашкиных конторах обычно маленький преподавательский состав, хотя заявленных курсов может быть очень много. Руководству учебных центров невыгодно искать преподавателя под каждую учебную программу. Поэтому мне как методисту иногда приходилось читать лекции по темам, в которых я не разбирался. Материал я брал в интернете: рефераты, книги, случайные статьи. Повезло, что никто не задавал мне вопросов, — ученики тоже сидели для галочки.

Подраздел «Материально-техническое обеспечение и оснащенность образовательного процесса». Чтобы выдавать корочки, не нужны учебные аудитории, бумажные и электронные пособия, компьютерные программы, тренажеры. Достаточно принтера и бумаги.

А вот чтобы давать полноценные знания, все это необходимо. В идеале подраздел о материально-техническом обеспечении должен включать инвентаризационную опись всего, что есть в учебном центре, от компьютеров до стульев. Чем подробнее, тем лучше.

Подраздел «Платные образовательные услуги» должен содержать образец договора. В нем прописывают сроки освоения программы, форму обучения, вид выдаваемого документа и условия расторжения.

Если в договоре не указаны конкретные сроки, конечная стоимость услуг и вид выдаваемого документа, то учебный центр может попытаться вытянуть из вас побольше денег. Например, попросить заплатить за изготовление корочки, учебные материалы или подключение к системе тестирования в интернете.

Сначала читать, потом подписывать

В этом же подразделе нужно проверить утвержденные цены на каждую программу обучения. Недобросовестные центры не публикуют свои прейскуранты, чтобы устанавливать разные цены с выгодой для себя. Обычно они завышают стоимость для случайных физлиц, чтобы отсечь их, и делают скидки для организаций, которые закупаются оптом.

О чем спросить сотрудников учебного центра

Позвоните в учебный центр и еще раз уточните информацию, которую нашли на сайте. Бывает, что сайт наполнен всеми необходимыми данными и выглядит убедительно. Но при разговоре с менеджером оказывается, что нужных преподавателей сейчас нет, а учебный полигон на ремонте.

Попросите описать порядок обучения. Задайте вопрос: «Как будут проходить занятия?» Центр с фиктивным обучением предложит вам самостоятельно читать лекции, а в конце сдать итоговый тест в электронном виде.

К подобному дистанционному обучению формально не придраться. Поэтому оно популярно у работодателей, которым важно быстро и дешево получить необходимые корочки для сотрудников. Но учтите: по сути это самообучение, а качество материала может оказаться низким.

Если не нашли на сайте программу обучения, спросите, как с ней ознакомиться. Это не закрытая информация и не коммерческая тайна. Если сотрудники центра отказываются показать программу, то либо ее не существует, либо они боятся, что вы потребуете следовать ей в обучении.

Узнайте, будут ли живые лекции и семинары. Платить преподавателю всегда накладно, поэтому учебные центры стараются как можно больше курсов перевести на дистанционку. В результате обучение превращается в самоподготовку с маленькой себестоимостью.

Узнайте о материальном обеспечении учебного процесса. Хороший учебный центр готов предоставить аудиторию и учебный материал. Если речь идет об обучении рабочей профессии, то нужно спросить о практических занятиях: есть ли станки, тренажеры, специальное оборудование.

Спросите, заключается ли договор об оказании платных образовательных услуг. Отсутствие договора — явный признак шарашки. К тому же без договора вы не сможете получить налоговый вычет за обучение.

Уточните, защищены ли бланки дипломов и свидетельств от подделки. Защищенный бланк и подключенность учебного центра к ФИС ФРДО — гарантия того, что учащийся, его работодатель и государство смогут убедиться в подлинности документа.

У Минобрнауки есть методические рекомендации по разработке удостоверений о повышении квалификации и дипломов о профессиональной переподготовке. Например, ведомство советует выпускать документы на специальных бланках с защитой от подделки. Каждый бланк обладает уникальным номером, что позволяет легко убедиться в подлинности документа.

Не все учебные центры прислушиваются к рекомендациям Минобрнауки — они необязательны для применения. Дело в том, что защищенные бланки усложняют процесс подготовки документа и повышают себестоимость обучения.

Защищенный бланк не гарантирует качество обучения. Он лишь показывает, насколько организация заботится о своем бренде: стремится ли оградить его от возможных подделок.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *