что дает ученику получение консультаций специалистов обществознанию
Памятки для учеников. Как помочь ученику учиться по истории и обществознанию
Памятки для учеников. Как помочь ученику учиться.
Каким должен быть устный ответ по истории.
Ответ должен строго соответствовать вопросу, поставленному учителем, и раскрывать его.
Ответ состоит из вступления, основной части и заключения.
Ответ должен быть последовательным, включать все основные факты, термины, географические названия и имена по данной теме.
Основные мысли следует подтверждать фактами.
При необходимости ответ должен сопровождаться показом на карте, описанием рисунков и т.д.
Как готовить творческое задание.
Определите, что станет результатом вашей деятельности (презентация, сообщение, модель или что-то еще).
Сформулируйте для себя основной вопрос, на который будете искать ответ, выполняя творческое задание.
Отберите наиболее важную информацию и иллюстрации, необходимые при подготовке творческого задания.
Оформите свою работу: напишите текст, сделайте презентацию, изготовьте модель и др.
Подготовьте устное выступление.
Как составить описание иллюстрации (рисунка, репродукции, реконструкции).
Определите, знакомо ли вам событие, изображенное на иллюстрации.
Опишите, кто (что) находится в центре иллюстрации. Обычно там располагаются главные персонажи.
Обратите внимание на выражение лиц, одежду и другие детали.
Опишите, кто (что) окружает главных персонажей.
Предположите, насколько правдиво изображение, какие детали вызывают сомнение.
Как описывать расположение государства (города) по карте.
Определите, на каком континенте находится государство.
Какие реки, озера, моря находятся на его территории?
Какие океаны его омывают?
Какие государства (города) граничат с ним (или располагаются рядом)?
Легко ли было добраться до этого государства (города) по воде, суше?
Как работать с письменным историческим источником.
1.Назовите (напишите) вид исторического источника.
2.Прочтите заглавие и имя автора документа (если они имеются). Запишите их в тетрадь.
3.Прочтите текст, выясните значение неизвестных слов.
4.Выделите в тексте основные мысли.
5.Прочтите вопрос и найдите на него ответ в тексте исторического источника.
6.Подтверждает ли этот документ то, что вам известно? Или он противоречит тому, что вы уже знаете? Попробуйте объяснить это противоречие.
Описание исторической личности.
1.Определите время жизни, даты рождения и смерти, годы правления, самые значительные его (ее) дела и др.
2.Обратите внимание на внешний облик.
3.Определите особенности характера.
4. Определите, чем знаменит этот человек в истории.
5.Дайте оценку деятельности исторической личности. Обоснуйте свою позицию.
6.Используйте дополнительную литературу и интернет-ресурсы.
Описать политического (государственного) деятеля по плану:
1.Социальное происхождение. Условия, в которых формировались характер, взгляды. Влияние среды или обстоятельств жизни на формирование личности.
2.Начало политической карьеры.
4.Личные качества. Насколько они подходили для достижения поставленной цели?
5.Средства и способы, которые он использовал для достижения политических целей. Насколько они соответствовали требованиям времени?
6.Каких результатов добился? Причины успеха (неудач).
7.Роль в истории. Влияние его деятельности на дальнейший ход событий.
Как работать над проектом?
Проект-это самостоятельная работа по решению какого-то вопроса.
В проект входит:1)постановка вопроса; 2)выбор способа его решения; 3) осуществление решения; 4) представление результатов.
-выполненные одним человеком, парой, группой учеников или всем классом;
-короткие ( на следующий урок) и длительные ( на месяц или на год).
Порядок работы над проектом.
1.Выберите тему проекта по своему интересу. Помните, что вы можете предложить свою собственную тему проекта, согласовав ее с учителем.
2.Определите способ и план решения вопроса, распределите этапы( части) и время их выполнения.
3.Если проект коллективный, работу следует организовать так, чтобы все участники группы отвечали за различные участки решения вопроса. Для слаженной работы коллектива у членов группы могут быть особые обязанности, например:
Командир проекта – организует работу всей группы над проектом, отвечает за своевременное выполнение проекта;
Помощник командира – помогает командиру организовывать работу группы. Отвечает за представление результатов выполнения проекта учителю и товарищам по классу;
Библиограф – отвечает за сбор информации об источниках обществоведческих знаний по теме проекта;
Компьютерный дизайнер – отвечает за создание компьютерных презентаций проекта;
Художник – отвечает за художественное оформление материалов, которые создаются в ходе проекта.
Что нужно помнить при работе над проектом?
А. Работайте в тесном сотрудничестве с товарищами, станьте членом единой команды. Помогайте товарищам.
Б. Начиная разрабатывать проект, не берите работы больше, чем вы могли бы выполнить. Взяв же на себя работу, обязательно выполните ее.
В. Не отчаивайтесь в случае неудачи: ошибки и трудности неизбежно сопровождают любую деятельность, в том числе они могут появиться и при работе над проектом.
Г. Умейте договариваться с другими членами команды. Будьте терпимы к мнениям других членов вашей группы. Убеждайте делами, а не словами. В то же время не бойтесь признаваться в своих ошибках и исправлять их.
Результаты проекта можно представить в виде доклада, компьютерной презентации, выставки, газет или журналов, сценки, альбома, видеоролика и др.
Виды проектных работ и способы их представления.
В какой проектной работе можно принимать участие?
1.« Выступаем на уроке».
Эта проектная работа предполагает подготовку таких тем проектов, по которым готовятся небольшие сообщения для выступления или создаются какие-либо поделки, рисунки, которые демонстрируются классу.
2.« Проводим исследования».
Права родителей в школе
В России школы бесплатные, но это не значит, что дети и родители в них бесправные. Когда ребенок идет в школу, у родителей начинаются заботы и поборы: сдавать деньги на подарки, покупать школьную форму в одном стиле, участвовать в ремонте, отпускать детей на субботники. Не все из этих обязанностей нужно выполнять по закону. У родителей есть права, которые они могут защищать и отстаивать.
Отстаивать права в школе бывает непросто. Но стоит хотя бы знать о том, на что вы на самом деле имеете право и что можете требовать.
Если ваши дети учатся в школе, отправьте этот плакат в родительский чат: вместе отстаивать свои интересы гораздо проще. А если вы работаете в школе, распечатайте этот плакат и повесьте в коридоре или классе. Родители узнают о своих правах и поймут, что школе не все равно.
Распечатайте плакат и повесьте его на стену, чтобы всегда помнить о своих правах
Распространите знания!
Отправьте статью тем, кому она пригодится
Переслать через вотсап
Право выбирать школу, форму обучения и язык
Зачем. Вам и вашему ребенку не могут навязать какую-то конкретную школу. Вы можете сами решать, какое образовательное учреждение, с какой специализацией и в каком районе выбрать. При этом нужно учитывать мнение ребенка и советы медико-педагогической комиссии. Но с мнением ребенка можно только ознакомиться, а окончательное решение все равно за родителями. А заключения комиссии вообще может не быть: его дают не каждому ребенку.
Главное в этом праве родителей — возможность самим выбирать школу. Но есть сложность: если вы хотите, чтобы в обучении был упор на языки или математику, это не значит, что можно прийти в любую школу и потребовать углубленного изучения нужных вам предметов. Все права по выбору дисциплин, формы обучения и языка можно реализовать, только если в школе вообще есть выбор. Родители выбирают не что им захочется, а из того, что может предложить конкретная школа.
Еще для родителей важно, где будет находиться школа. По закону вы имеете право выбрать любую школу — необязательно по месту жительства. Но ребенка могут не принять, если нет мест. В первую очередь зачислят детей по прописке и льготников.
Как реализовать. По закону у каждой школы есть официальный сайт. Там обязательно будет раздел «Сведения об образовательной организации» с информацией об учебных программах, языках, основных предметах, свободных местах для приема и даже полный список учителей с их образованием и стажем. Изучите сайты тех школ, которые вам интересны и подходят по отзывам, расположению и программе. Подайте заявление в ту школу, куда хотите отдать ребенка.
Можно подать заявление в несколько школ, но по месту жительства заявление точно примут, а в других районах могут и отказать. Требовать зачисления бесполезно: у школ есть лимит по числу учеников в классе, они не обязаны принимать вообще всех желающих. Если школа не понравится, при наличии свободных мест в другой школе ребенка можно перевести даже в середине года.
Школы, гимназии и лицеи с углубленным изучением предметов имеют право проводить конкурсный отбор детей. Но все это должно быть регламентировано на уровне региона. Хотите в такую школу — изучите документы, как туда попасть. Отказ в зачислении может быть законным.
Право не платить за то, что должно быть бесплатным
Зачем. С первых дней обучения в школе от родителей начинают требовать деньги: на учебники, охрану, ремонт крыши, покупку мыла, подарки учителям, пластиковые окна в спортзал, какие-то олимпиады и дополнительные занятия. Обучение в школе — бесплатное. Сдавать деньги на что-то дополнительное родители могут добровольно: в классе — по решению родительского комитета, если все согласны, на уровне школы — как благотворительный или целевой взнос.
Если в школе есть платные занятия, это законно. Но родители не обязаны отдавать на них ребенка и платить в обязательном порядке. На такие занятия можно не ходить, тогда и деньги не нужны. Только вы сами решаете, сдавать ли деньги на нужды школы или класса. Заставить никто не может.
Как реализовать. Чтобы влиять на суммы сборов в классе и школе, участвуйте в родительских собраниях, войдите в состав родительского комитета, проверьте информацию о платных услугах на сайте школы.
Если школа требует деньги за учебные пособия, проверьте, входят ли они в учебный план. Если не входят, придется покупать: одноразовые рабочие тетради не всегда выдаются бесплатно.
Если с вас требуют деньги на то, что вы не хотите оплачивать, да еще и грозят ребенку дискриминацией, жалуйтесь директору или в Рособрнадзор. Если решили сдавать деньги на нужды школы, перечисляйте их на расчетный счет и указывайте назначение платежа: тогда школа не сможет потратить деньги на свое усмотрение.
Права и обязанности ученика. Как осуществляется защита прав детей в школе?
На сегодняшний день практически в каждой общественной сфере существуют права и обязанности задействованных в ней лиц. Это касается и обучающихся в российских общеобразовательных учреждениях.
Каждый ребенок, переступивший школьный порог, должен знать свои права и обязанности.
Права школьника регламентируются Уставом школы, в которой он проходит обучение. Тем не менее необходимо перечислить основные права учащегося, которые приняты в каждом российском общеобразовательном учреждении:
Родители не только могут, но и должны следить за тем, как соблюдаются права их детей в школе. В этих целях создаются родительские комитеты.
К тому же каждый родитель или законный представитель ученика имеет право в любое время посетить учебное заведение, чтобы оценить условия образовательного процесса.
У каждого школьника есть свои обязанности, которые регламентируются в Уставе школы. Ученик обязан:
Что запрещено ученикам в школе?
Стоит отметить, что на каждого ученика действуют запреты, установленные Уставом школы.
Как осуществляется защита прав детей в школе?
Согласно Конституции Российской Федерации, любой ребенок вправе развивать свои физические и интеллектуальные умения, находясь в общеобразовательном учреждении. А любое посягательство на ограничение или прекращение этих прав со стороны школьных учителей или других школьников всегда наказуемо согласно Кодексу об административных правонарушениях.
При нарушении прав школьника необходимо письменно оформить жалобу на имя директора школы. Если данная жалоба будет проигнорирована, обучающийся со своими родителями (законными представителями) может обратиться в департамент образования или в прокуратуру, а затем в суд.
Консультации по обществознанию
Конспекты консультаций по обществознанию на темы: политика, государство, форма правления, партии, политические режимы.
Просмотр содержимого документа
«Консультации по обществознанию»
МКОУ «Пудемская СОШ»
Консультации по обществознанию
(Политика. Государство. Форма правления.
Партии. Политические режимы)
Политика – сфера взаимоотношений между социальными группами по осуществлению общих интересов с помощью политической власти.
Власть – это способность, право и возможность распоряжаться и управлять кем-либо или чем-либо.
Источники власти: традиции, сила, авторитет, капитал (богатство), знания
-классы, массы, группы, индивиды.
Субъект-участник политического процесса: государство, партии, лидеры и элита.
руководство, управление, организация, регуляция, мобилизация, господство
Политическая власть – это право, способность и возможность отстаивать и претворять в жизнь определённые политические взгляды, установки и цели.
1.Экономическая (контроль над экономическими ресурсами: материальными ценностями, деньгами, техникой, плодородными землями, полезными ископаемыми)
2.Социальная (возможность влиять на положение различных слоёв населения, способность повышать или понижать социальный статус личностей и групп)
3.Культурно-информационная власть (власть над людьми с помощью научных знаний, информации)
4.Принудительная (опирается на армию, полицию, службу безопасности, суд и прокуратура)
5.Политическая (три ветви власти):
—Исполнительная власть – принадлежит правительству. Представители исполнительной власти обычно назначаются, а не избираются. Главная задача исполнительной власти – проводить в жизнь, т.е. исполнять, принятые парламентом решения. (Например: парламент принимает закон о государственном бюджете, т.е. о том, как распределять денежные средства государства, а исполнительная власть должна в рамках этого закона: тратить государственные средства только так, как предусмотрено в законе).
-Судебная власть – самостоятельная и независимая ветвь власти. Задача судебной власти является защита прав и свобод человека. Она состоит из трёх видов судов:
1.Конституционные суды (Конституционный суд РФ; конституционные (или уставные) суды субъектов Федерации)
2.Суды общей юрисдикции (Верховный Суд РФ, верховные суды субъектов Федерации, а так же районные (городские ) суды, мировые суды, военные суды)
3.Арбитражный суд (Высший арбитражный Суд РФ, арбитражные суды округов, субъектов Федерации)
Легитимная (власть по закону)
Нелегитимная (власть не по закону)
Основные признаки политической власти:
-верховенство ( распространяется на всё общество)
-публичность (действует на основе права от имени всего общества)
-легальность (только ей принадлежит законное право использовать силу в пределах страны)
-моноцентричность (наличие единого центра принятия политических решений)
-использует самые разнообразные средства: принудительные, экономические, социальные, культурно-информационные.
Государство – это организация политической власти, осуществляющая управление обществом и обладающая суверенитетом.
Признаки, функции, формы Государства.
Признаки (любого) государства
Признаки правового государства
2.Единая система управления
2.Максимальное обеспечение прав и свобод человека и хорошо налаженный механизм защиты этих прав
3.Единая система законов
3. Взаимная ответственность гражданина и государства
4.Государственный суверенитет (независимость государственной власти)
4. Все равны перед законом
5.Право на взимание налогов и сборов, эмиссия денег (выпуск денег)
5.Четкое разделение государственной власти на законодательную, исполнительную и судебную
6.Наличие органов и методов принуждения.
6.Сильная судебная власть
7.Наличие государственной символики.
7. Эффективная работа правоохранительных органов
Функции государства – основные направления деятельности государства
Политические (обеспечение условий деятельности других политических институтов, порядка в обществе)
Обеспечение национальной безопасности
Экономические (регулирование экономических отношений и структурных изменений в экономике, в т.ч. национализация, приватизация)
Отстаивание государственных и национальных интересов в международной сфере
Социальные (программы развития образования, здравоохранения, социального обеспечения и поддержки культуры)
Развитие взаимовыгодного сотрудничества
Идеологические (воспитание членов общества, формирование гражданских и патриотических ценностей через образование и СМИ)
Участие в решение глобальных проблем
это устройство политической организации общества.
Форма правления — порядок образования и организации высших органов власти, их взаимодействие друг с другом и с населением.
Типы государств по форме правления:
1. Монархия — форма правления, при которой верховная власть передается по наследству, не является производной от какой-либо другой власти, не ограничивается временными рамками.
Самодержавная монархия — тип монархии, при которой власть монарха является сакральной.
Ограниченная монархия. Эта такая форма монархии, при которой власть монарха ограничена законами или парламентом.
2. Республика — форма правления, при которой власть находится у выборных лиц с определенным сроком полномочий, которые они получили от представительного органа или от самих избирателей.
Президентская республика характеризуется значительной ролью президента в системе государственных органов, соединением в его руках полномочий главы государства и главы правительства.
организация высших органов власти и способы ее формирования
(власть обычно предается по наследству) (представители власти избираются)
Три разновидности монархии:
Три разновидности республики:
1.Абсолютная (неограниченная, власть находится в руках монарха)
1.Президентская. Народ избирает президента, который является главой исполнительной власти и государства. Министры подчинены президенту. Судьи назначаются президентом с согласия верховной палаты парламента. Министров и других представителей исполнительной власти президент может смещать самостоятельно. Главный признак – отсутствие ответственности исполнительной власти перед парламентом.
2.Дуалистическая – ограниченная (конституционная). Королева «царствует, но не правит»
Главой государства является президент, который избирается на заседании парламента, но полномочия, которыми наделяет его конституция, осуществляются, как правило, правительством.
Главный признак – политическая ответственность правительства перед парламентом.
Власть принадлежит парламенту. Формально монарх,
но с учётом парламентских выборов. Принцип разделение властей.
В ней сочетаются признаки и президентской и парламентской республик
Формы государственно-территориального устройства
— организация взаимоотношений между центром и регионами
Объединение двух и более независимых государств, которые при этом создают специальные объединенные органы для совместных действий в определённых целях (военные и.т.д.)
Отдельные территории (штаты, республики, земли, являющиеся субъектами Федерации) обладают самостоятельностью. В субъектах Федерации наряду с общими (федеральными законами) действуют и свои собственные законы и органы управления (Россия, США, Индия, Мексика, Канада и т.д.)
Государство, в котором его административные части (губернии, края, провинции) не обладают суверенитетом, единая конституция, законы, гражданство, правовая и судебная системы, местные органы власти подчиняются центральным. (Венгрия, Греция, Чехия и т.д.)
Унитарное Федерация Конфедерация
совокупность способов осуществления государственной власти.
Политический режим (от лат. regimen — управление) — совокупность методов, приёмов и форм осуществления политических отношений в обществе, то есть способ функционирования его политической системы. Политический режим характеризуется методами осуществления политической власти, мерой участия граждан в управлении, отношением государственных институтов к правовым основам собственной деятельности, степенью политической свободы в обществе, открытостью или закрытостью политических элит с точки зрения социальной мобильности, фактическим состоянием правового статуса личности.
Тоталитарный (власть полностью и целиком принадлежит главе государства). Общеобязательная идеология, полный контроль за всеми сферами жизни людей.
Авторитарный (правление группы людей, подавляющей оппозицию), контроль только в политической сфере.
Демократический (власть народа) основанный на признании народа в качестве источника власти.
-правительство, основанное на согласии;
-решения принимаются большинством голосов;
-гарантии основанных прав и свобод личности;
— свободные и честные выборы;
-равенство всех перед законом;
Парламентаризм – одна из форм представительной демократии, которая обеспечивает гражданам равные возможности при выборе представителей власти.
Виды государственных органов:
1.Законодательный (представительный) парламенты: Федеральное собрание, конгресс, рада, кнесет.
2. Исполнительные (распорядительные) – правительство
Гражданское общество – это совокупность внегосударственных общественных отношений и ассоциаций (объединений), выражающих разнообразные интересы и потребности членов общества.
Функции гражданского общества.
Независимо от государства, располагает средствами, с помощью которых можно заставить человека соблюдать нормы, обеспечивающие социализацию и воспитание гражданин.
Защищает граждан и их объединение интересы и потребности от незаконного вмешательства в их жизнь государства, защищает права и свободы личности, определяет границы политики.
Способствует формированию органов власти, демократическому и гуманистическому развития всей политической системы.
1.Представительная: участие народа в управлении государства не на прямую, а через своих представителей, депутатов.
-референдум (всенародное голосование граждан по законопроектам, действующим законам и другим вопросам государственного значения. Он является высшим непосредственным выражением воли народа наряду с выборами)
-участие в политической партии;
Политическая партия-организация группы людей, имеющих общую программу и стремление прийти к власти законным путем, для того чтобы сформировать своё правительство.
Признаки политической партии.
1.Наличие политической программы, в которой сформированы цели и задачи партии.
2.Партия носитель определённой идеологии (системы идей)
3.Наличие руководящих органов и партийных функционеров
4.Наличие организационной структуры в центре и разветвленной сети местных организаций.
5.Наличие устава содержащего важнейшие нормы внутри партийной жизни.
7.Борьба за завоевание и осуществление политической власти.
Функции политической партии.
Политическая (овладение властью)
Борьба за власть в государстве и влияние на политику государства участие в осуществлении власти.
Подготовка и выдвижение кадров для различных политических институтов.
Идеологическая – разработка партийной идеологии и программы.
Электоральная – участие в избирательных кампаниях.
Социализация – формирование свойств и навыков участия в политических отношениях.
В зависимости от характера членства и принципов организации:
2. По идеологической направленности:
3. По месту в политическом спектре общества:
4. По участию в осуществлении власти:
5. По отношению к закону:
6. По характеру членства:
7. По способу деятельности:
Классификация политических партий.
Типы партийных систем
Выборы – это всеобщее голосование по каким-либо вопросам
Участвовать в выборах в РФ имеет право гражданин не моложе 18 лет, который не находится в местах лишения свободы по приговору суда, а также не признан недееспособным по суду.
Избирательное право может быть:
-активным (право избирать)
-пассивным (право быть избранным)
Принципы демократического избирательного права:
Всеобщность, все старше 18 лет
Состязательность-выбор на альтернативной основе
Типы избирательных систем
Мажоритарная (большинство) – это система определение результатов выборов, согласно которой, избранным считается кандидат(или список кандидатов), набравший большинство голосов.
Пропорциональная – это система представительства партий и движений основанная на том, что каждая партия получает в представительном органе власти число мандатов (от лат. Поручение-документ, удостоверяющий права или полномочия какого-либо лица, например депутата) между партиями строго пропорционально числу поданных голосов.
Современные политические идеологии.
-отстаивание и борьба за свободу прав человека;
-демократические идеи правового государства;
-отстаивание принципов разделения властей;
-общество равных возможностей;
-равенство всех перед законом;
-свобода мысли и слова;
-рыночный механизм и конкурентная экономика;
-невмешательство государства в экономику;
-в начале 20 века появились идеи неолиберализма: пересмотрели роль государства в экономике, допускают вмешательство государства в экономику.
-стабильность и порядок;
-признается естественная иерархичность общества;
-сильная государственная власть;
-интересы нации государства ценятся выше чем интересы индивида;
-экономическая сфера: свобода предпринимательства, частная собственность, невмешательство государства.
-общество всеобщего равенства;
-отсутствие эксплуатации человека человеком;
-ликвидация частной собственности;
-организация общественного производства;
-первенство коллективному общественному началу.
-большая роль государства;
-власть основана на диктатуре (силе);
-одна партия и одна идеология;
-отвержение демократической системы в пользу сильной диктаторской власти;
-одно государство, одна партия, один вождь;
-насилие, человека ненавистничество
Политический лидер-это член организации, общество в целом, личностное влияние, которого позволяет ему играть ведущую роль в политических процессах и ситуациях.
Черты политического лидера:
-наличие ясной политической программы;
-политическая воля и готовность брат на себя ответственность;
-популярность, умение нравиться людям;
-острый ум и политическая интуиция;
-организаторский талант и ораторские способности.