что дает участие в конкурсах профессионального мастерства
Участие педагогов в профессиональных конкурсах как ресурс профессионального развития педагога (обобщение опыта)
Надежда Дорофеева
Участие педагогов в профессиональных конкурсах как ресурс профессионального развития педагога (обобщение опыта)
Современный, так быстро меняющийся мир, требует обучения (постоянного повышения квалификации) от многих специалистов, в том числе от педагогических кадров. Одним из условий модернизации российского образования является высокий уровень профессиональной компетентности педагогических кадров. Значительную роль в осмыслении инновационных идей, в сохранении и упрочении педагогических традиций, в стимулировании активного новаторского поиска играет участие в профессиональных конкурсах. Для чего необходимо участвовать в профессиональных конкурсах?
• для обмена и обобщения собственного педагогического/ методического опыта с целью поиска и систематизации наиболее эффективных способов работы и внедрения в практику инновационных технологий;
• для актуализации и презентации педагогами собственных педагогических находок и достижений;
• для развития дружеских взаимосвязей единомышленников.
Изучение, обобщение опыта работы педагогов и его трансляция в различных формах на конкурсах является тем механизмом, который позволяет повышать квалификацию педагогов без отрыва от учебного процесса, способствует созданию особой рефлексивной среды, стимулирующей развитие навыков педагогической рефлексии и презентационных умений. Педагоги могут использовать опыт других преподавателей. Увеличивается самоуважение участника конкурса: «Я это могу», «Я это сделал». Повышается внутренняя самооценка, меняется внутренний мир педагога. Конкурсы педагогического мастерства помогают:
• выявить уровень профессионализма каждого участника, способствуют профессиональному росту педагога, дают толчок к дальнейшему творческому развитию;
• способствуют выявлению творческих, инициативных педагогов, способных заниматься методической и административной работой;
• повышают престиж учительской профессии.
Я неоднократно принимала участие в различных педагогических конкурсах. В апреле 2016 года я принимала участие в региональном конкурсе «Учитель года – 2016». Приняли участие в конкурсе 32 учителя из разных районов и городов Курской области. Данный конкурс состоял из нескольких этапов.
Сначала прошел заочный этап «Интернет-ресурс», где жюри давало оценку методическому портфолио каждого конкурсанта- наличие богатого и разнообразного материала, накопленного учителем на интернет-сайте. Я создала страничку на сайте школы. Сейчас у меня есть свой персональный мини-сайт на Инфоуроке. Также было дано конкурсное задание написать эссе «Я –учитель».
Следующий этап был очный. Мной был дан открытый урок по окружающему миру по теме «Водный и воздушный транспорт. Проблемы охраны окружающей среды» УМК «Гармония» во 2 классе школы №27 города Курска. После проведенного занятия делали самоанализ урока и отвечали на вопросы членов жюри. Затем проходил методический семинар, на котором участники конкурса представляли презентация педагогического опыта. При подготовке презентации своего опытаработы необходимо было придерживаться некоторых условий: количество слайдов не более 20 слайдов; противоречия, из которых выходила проблема; теоретическое обоснование опыта. Тема моего педагогического опыта «Здоровьесберегающие технологии как средство повышения качества образования и формирования здорового образа жизни младших школьников в условиях реализации ФГОС».(слайды из презентации 1-3)
Противоречия: сохранение здоровья обучающихся, формирование у них ценности здорового образа жизни, использование здоровьесберегающих технологий и низкий уровень физического и психического здоровья, отсутствием четкой работы по формированию здоровьесберегающего пространства в школе.
Теоретическое обоснование опыта: Федеральные государственные образовательные стандарты начального образования; Н. К. Смирнов «Здоровьесберегающие образовательные технологии в работе учителя и школы»; В. Ф. Базарный «Обучение в режиме сенсорной свободы и психомоторного раскрепощения»; М. М. Безруких «Здоровьесберегающие технологии в общеобразовательной школе».
Последний этап конкурса состоял из мастер-классов и педсовета, которые проводили 8 лучший педагогов. По итогам конкурса получила диплом участника конкурса и небольшой памятный приз.
В сентябре – октябре этого же года принимала участие еще в одном педагогическом конкурсе «Учитель Здоровья – 2016», который проходил на базе лицея №12 г. Железногорска.
Конкурс состоял из 3-х туров.
В первом туре (заочном) оценивались следующие конкурсные материалы:
— творческая презентация системы работы конкурсанта по формированию культуры здоровья обучающихся. Презентация до 20 слайдов, в которой участники конкурса представляют анализ результатов своей педагогической деятельности по формированию культуры здоровья обучающихся, описывают опыт применения инновационных методов в педагогической работе, направленных на формирование ценностей культуры здоровья, и отражают динамику достижений обучающихся на основе применения здоровьесберегающих технологий.
— развернутый план-конспект урока.
Десять участников Конкурса, набравших наибольшую сумму баллов по итогам первого (заочного) тура, становились участниками второго (заочного) тура, в котором оценивался фрагмент урока. Видеозапись фрагмента урока (до 25 минут, демонстрирующего профессиональную компетентность и инновационный опыт педагога в организации здоровьесберегающей деятельности.
Пять участников Конкурса, набравших наибольшую сумму баллов по итогам второго (заочного) тура, объявляются участниками третьего (очный) тура, который включает 2 конкурсных испытания: «Мастер-класс», «Публичное выступление».
На конкурс мной были представлены презентация опыта по здоровьесберегающим тезнологиям, конспект урока по окружающему миру 2 класс УМК «Школа России» по теме «На воде и в лесу» и фрагмент видео урока по этой же теме, который размещен в сети интернет. По итогам конкурса получила диплом участника конкурса.
Хоть я и не стала победителем или призером конкурсов, но получила уникальную возможность перенять у коллег опыт в проведении уроков и подготовке мастер-классов. Данные профессиональные мероприятия дали стимул для дальнейшего развития и повышения педагогического мастерства.
Уважаемые педагоги! Пробуйте свои силы в профессиональных конкурсах, показывайте свои достижения, постигайте тонкости и секреты современного педагогического мастерства, и артефакты своей успешности.
«Православные праздники». Обобщение опыта работы педагогов Уважаемые коллеги, спешу поделиться с вами очень важным событием. Я держу в руках сборник сценариев «Духовно нравственное воспитание дошкольников.
Профессионализм и компетентность педагога как ресурс развития современного образования Двадцать первый век – век глобализации интернета, передовых технологий, инноваций предъявляющих высокие требования к профессионализму и.
Авторский сайт педагога как образовательный ресурс повышения качества обучения Современный этап развития дошкольного образования характеризуется быстрым темпом внедрения инновационных технологий в практику работы детских.
Конкурсы на МAAM: как принять участие в конкурсах, как заказать документ участника (победителя) конкурса Конкурсы для педагогов и воспитателей Как добавить материал на конкурс и заказать диплом. Нажмите «добавить запись» в блог в профиле пользователя,.
Обобщение опыта «Тестопластика, как средство развития сенсомоторики детей младшего дошкольного возраста» Обобщение педагогического опыта. Выступление на выездных курсах повышения квалификации Слайд 1. Уважаемые коллеги, Вашему вниманию предоставляется.
Обобщение опыта работы педагога дополнительного образования для аттестации Обобщение опыта работы педагога дополнительного образования Покалеевой Ирины Владимировны по теме: «Духовно-нравственное воспитание детей.
Обобщение опыта работы «Игра в шашки, как средство развития логического мышления у дошкольников» Развитие науки и техники, компьютеризация, социальные изменения в обществе, реформа образования определяют возрастающую роль интеллектуальной.
Обобщение опыта работы по теме: «Экологическое воспитание как средство познавательного развития детей» Данные о носителе опыта: 1. Фамилия, имя, отчество: Калиева Дариха Кыдыралиевна 2. Год рождения: 1979 3. Должность: воспитатель 4. Территория,.
Развитие профессиональных компетенций молодого педагога в соответствии с требованиями профессионального стандарта Умение воспитывать – это все – таки искусство, такое же искусство как хорошо играть на скрипки или рояле, хорошо писать картины. А. С. Макаренко.
7 главных причин участвовать в конкурсах для учителей
Конкурсы для учителей занимают много времени на подготовку и заставляют понервничать даже педагога с опытом. Но участвовать в таких конкурсах всё равно стоит. Преподаватель и координатор конкурса iУчитель Михаил Митин рассказывает, почему стоит не спать ночами, готовя презентации.
Ещё на третьем курсе педагогического я впервые попробовал свои силы в конкурсе для учителей. Это стало самым ярким событием за два года моей работы в школе. На конкурсе я занял второе место, нашёл друзей и получил много полезного опыта. Самой главной наградой стала уверенность в собственных силах. Теперь я работаю над конкурсом iУчитель.
Конкурсанты в какой-то степени соперничают между собой, но при этом они общаются, делятся впечатлениями, эмоциями, наработками и опытом. Иногда из такого взаимодействия рождаются интересные совместные межрегиональные проекты, нередко профессиональное общение перерастает в дружбу.
В плотном графике учителя не всегда находится время для анализа собственной работы. Мы часто забываем о своих достижениях, так как работаем не ради наград, а ради результатов. Заполняя заявку, описывая свой опыт и рассказывая о результатах своего труда, педагоги подводят итог своей деятельности. Они формируют своё портфолио, которое смогут использовать во время аттестации или самопрезентации. Это помогает взглянуть на свой опыт более осознанно и повысить самооценку.
3. Экспертная оценка
Иногда помимо собственного видения полезно услышать мнение со стороны. Особенно если это мнение компетентного специалиста. Конкурсные эксперты дают обратную связь участникам, акцентируя внимание на самых важных аспектах их работ. Они помогают усовершенствовать проделанную работу и тем самым помогают и профессиональному развитию учителя.
У каждого педагога в нашей стране есть, чем поделиться с коллегами. Иногда на это не хватает сил, иногда желания, иногда мешает обстановка или страх быть раскритикованным. Многие конкурсы (например, iУчитель) становятся свободной площадкой для демонстрации опыта и реализации самых смелых решений и идей.
В некоторых конкурсах участники учатся прямо в процессе конкурсных испытаний. Некоторые конкурсы выделяют обучение в отдельный трек. Ещё лучше, если в рамках каждого этапа конкурса проходят обучающие вебинары на разные темы: новые образовательные технологии, использование цифровых инструментов, создание и упаковка онлайн-курса.
Один из самых приятных моментов в любом испытании — награждение. Все участники конкурсов обязательно получают грамоты об участии. Победители получают денежные премии и памятные подарки. Например, победители премии iУчитель получают призы от 50 до 100 тысяч рублей и возможность оказаться в Лондоне на крупнейшем образовательном мероприятии Bett Show 2019.
7. Профессиональный рост
Решиться на участие в конкуре бывает непросто, но для тех, кто решился, открываются перспективы. Конкурс не проходит бесследно и открывает новые карьерные возможности. Во время конкурса участники находятся в центре внимания: за ними наблюдают эксперты и члены жюри, коллеги, представители больших образовательных компаний.
Зачем участвовать в конкурсах профмастерства?
Зачем участвовать в конкурсах профмастерства? Стоит ли потраченное время полученного результата? Могу ли я принять участие в конкурсе профмастерства? Эти и еще множество подобных вопросов задаем мы себе, когда читаем очередной анонс какого-либо конкурса. А действительно, зачем?
Мы побеседовали с некоторыми из авторов, которые регулярно принимают участие в таких конкурсах и вот что узнали.
Одним из современных требований к работнику социальной службы является развитие инновационного потенциала.
Каким же должен быть современный работник организации социального обслуживания? Стремительно меняется сфера социальных услуг, внедрены и продолжают совершенствоваться инновационные технологии, практики социальной работы. Меняются и получатели социальных услуг: их потребности усложняются, запросы становятся более конкретными и личными. Поэтому профессионализм социального работника, специалиста по социальной работе, руководителя организации социального обслуживания определяется его профессиональной пригодностью, профессиональным самоопределением, саморазвитием, т. е. целенаправленным формированием в себе тех качеств, которые необходимы для выполнения профессиональной деятельности.
Современному работнику социальной сферы необходимо мотивированное стремление к самообразованию, к самовыражению. Этому и способствует участие в конкурсах профессионального мастерства. Кроме того, именно результаты конкурсов аккумулируют и определяют широкое внедрение в практику интересных методик, подходов к предоставлению социальных услуг.
Наш молодой сотрудник Юлия Шолох говорит: «Безусловно, участие в конкурсах требует много сил. Но при этом, заставляет самоорганизоваться, привести в порядок дела и мысли, конечно же, профессионально развивает, вносит свежую струю, чувствуешь, что не стоишь на месте. Совет один: участвовать! Даже в случае поражения, это не будет таковым, поскольку приобретешь опыт».
Ольга Иванова (г. Новый Уренгой): «Специалист по социальной работе — по сути, натура творческая, всегда находится в поиске. Современный специалист должен не только обладать знаниями в в сфере предоставления социальных услуг, но и быть специалистом по их применению в своей профессиональной деятельности. Участие в различных конкурсах даёт не только баллы к аттестации, но и уверенность в том, что ты профессионал в своём деле. И это очень важно».
Светлана Аганезова (г. Москва): «Зачем участвовать в конкурсах профмастерства? Это, безусловно, стимулирует на создание чего-то нового. Также помогает осознать собственные умения и навыки, сравнить свои достижения с результатами коллег. При этом понимаешь, в чем ты выигрываешь, а чего не знаешь, где можно постараться и проявить свои способности. Я стараюсь участвовать в конкурсах, где чётко прописаны Положения, где не сдвигаются сроки, где один победитель и два призёра. Это критерии честного и объективного конкурса. Если я принимаю участие в платных соревнованиях, то они должны быть очень интересными для меня или получателей социальных услуг, побуждать действовать, фантазировать. Советую всем участвовать в конкурсах! Пусть не во многих, но где есть шанс выиграть! Победа окрыляет! Желаю всем успехов!»
Абсолютно согласна и поддерживаю коллег. Участие в конкурсах профмастерства, это и силы, и время, и деньги, даже если сам конкурс — бесплатный. Но любой результат стоит участия: это опыт, новые знания, идеи, мнения. Это возможность выйти за рамки сегодняшнего дня, работать на перспективу.
Сетевое СМИ СОННЭТ в этом году предлагает принять участие в трех конкурсах профессионального мастерства
Результаты первого, творческого, уже известны (см. рубрику «В объективе — социальная работа»).
Второй конкурс — «Лучшая молодежная статья — 2017» на этапе завершения. До 15 сентября мы принимаем статьи молодых специалистов, студентов, магистрантов для участия в конкурсе.
И последний в этом году конкурс профмастерства (хотя, может и не последний, есть еще идеи у наших редакторов) «Социальные инновации», который в прошлом году открыл новые имена в сфере социального обслуживания, представил интересные, а главное, практикоприменимые работы.
В заключение скажу, что участие в конкурсах профмастерства СОННЭТ учитывается при формировании Рейинга организаций социального обслуживания страны по версии журнала. Нужно ли это лично Вам? Решайте сами. Совет один: если вы активно участвуете в конкурсах сами, или со своими подопечными, не «потеряйтесь» среди учителей, воспитателей, культработников. Сфера социального обслуживания самостоятельна и самодостаточна, как и специалисты, работающие в ней.
Участие педагогов в профессиональных конкурсах как ресурс профессионального развития педагога.
Участие педагогов в профессиональных конкурсах как ресурс профессионального развития педагога.
Наше время – это время масштабных изменений в системе образования. Современный, так быстро меняющийся мир, требует обучения (постоянного повышения квалификации) от многих специалистов, в том числе от педагогических кадров. Непрерывное повышение квалификации – процесс трудоёмкий, но педагог, находящийся в постоянном творческом поиске, занимающийся самообразованием, вырывается из узких рамок условий, поставленных обстоятельствами и социумом. Подлинное знание – это индивидуальное знание, созидаемое в опыте собственной деятельности. Любое дело требует некоторого уровня компетентности. Одним из условий модернизации российского образования является высокий уровень профессиональной компетентности педагогических кадров.
Профессиональной компетентностью в сфере образования является способность педагога решать различного рода профессиональные проблемы, задачи на основе имеющегося опыта, педагогических знаний и ценностей. Профессиональным опытом становится лишь то, что осмыслено и проработано; когда человек анализирует свою деятельность и делает правильные выводы. Опыт – это содержание, которое осмыслено, проработано человеком и стало частью его внутреннего мира. В осмыслении инновационных идей, в сохранении и упрочении педагогических традиций, в стимулировании активного новаторского поиска значительную роль играет участие в профессиональных конкурсах. Определяя значимость конкурсного движения для профессионального развития педагогов, ответим на два главных вопроса.
1 вопрос : Для чего необходимо участвовать в профессиональных конкурсах?
-Участие в конкурсах способствует актуализации и презентации педагогами собственных педагогических находок и достижений;
Изучение, обобщение опыта работы педагогов и его трансляция в различных формах на конкурсах является тем механизмом, который позволяет повышать квалификацию педагогов без отрыва от учебного процесса, способствует созданию особой рефлексивной среды, стимулирующей развитие навыков педагогической рефлексии и презентационных умений. Участие в дистанционных конкурсах даёт многое для повышения профессионального уровня учителя. Во-первых, он учится грамотно использовать учебные ресурсы Интернет, во-вторых, те, кто прошёл школу дистанционного конкурса, мыслят и действуют по-другому. Они осознают, что сфера их деятельности – открытое образовательное пространство, люди и ресурсы, находящиеся в разных городах. А это ощущение единства учителей всей страны. Педагоги могут использовать опыт других преподавателей. Самое же главное, увеличивается самоуважение участника конкурса: «Я это могу», «Я это сделал». Повышается внутренняя самооценка, меняется внутренний мир педагога.
Подготовка к конкурсу педагогического мастерства является творческим процессом. В это время педагог анализирует свою деятельность (что удалось, чем можно поделиться, какие возникают трудности), систематизирует свой педагогический опыт, работает с документами, тем самым совершенствует своё профессиональное мастерство. Конкурсы педагогического мастерства помогают: выявить уровень профессионализма каждого участника, способствуют:
профессиональному росту педагога, дают толчок к дальнейшему творческому развитию; способствуют выявлению творческих, инициативных педагогов,
не стоит забывать и о том, что участие в конкурах – это не только профессиональный рост для педагога, но и интеллектуальный рост его обучающихся, потому что их тоже можно привлекать к участию.
2 вопрос : Какие возникают проблемы у педагога, участвующего в конкурсах профессионального мастерства?
Чтобы подготовиться к любому конкурсу, педагогу необходимо самому узнать как можно больше, перелистать сотни страниц книг и педагогических журналов, а для этого необходимо найти время. А как только находишь что-то интересное, занимательное и увлекательное, то хочется поделиться находками не только с коллегами, но и с ребятами. Но, почему же не каждый педагог стремиться попробовать свои силы в педагогических конкурсах?
Тут возникают проблемы:
— пассивность и сопротивление педагогов участию в конкурсах;
— внутренняя неготовность педагогов к самопрезентации;
— отсутствие ситуаций, когда у педагога появляется такая потребность.
— педагоги не хотят участвовать в конкурсах, так как испытывают трудности, составляя документацию к конкурсу. Для кого-то сложно систематизировать накопленный педагогический опыт; пугает огромное количество материала для представления своего опыта. На этот случай у меня есть предложение: ввести в ОУ должность «координатор конкурсов».
Можно по-разному относиться к конкурсам, принимать или не принимать их, поддерживать и игнорировать – но, думаю, сложно отрицать то, что ситуация конкурса – это мобилизация внутренних ресурсов, необходимость точного расчёта времени, огромное психологическое напряжение. Я неоднократно принимала участие в различных конкурсах и становилась победителем. Для меня профессиональные конкурсы – это мир соревнования и общения с интересными людьми, мир находок и счастливых моментов. Моя конкурсная копилка неумолимо пополняется с каждым годом. Начинала я с публикации своих статей в журналах г. Москвы и Подольска таких, как «Дополнительное образование», «Библио-поле» и в издательстве «Либирея». В 2013 году я приняла участие в Общероссийском конкурсе «Педагогическое мастерство на занятиях в учреждениях ДО», где заняла I место с валеологической программой «Школа здоровья». Большим своим достижением считаю победу во Всероссийском творческом конкурсе для педагогов и детей «Лира». В 2014 году стала Победителем конкурса Всероссийского творческого конкурса для педагогов и детей на педагогическом портале «Зимнее вдохновение». В 2015 году приняла участие в проекте «Путь к успеху » и стала Победителем I степени Всероссийского конкурса «Сердце отдаю детям» с программой по здоровьесбережению «Наша традиция – быть здоровыми!» и в 2016 году я стала Победителем I степени Международного конкурса педагогических технологий «Аида».
Творчество постоянно ведет меня вперед, не дает успокоиться, остановиться, разочароваться. Не все бывает гладко, не все получается, но я не боюсь проигрывать, ошибаться. Вот когда убеждаешься в справедливости мудрого изречения: «Не ошибается тот, кто ничего не делает». Зато успехи окрыляют, дарят радость свободного творческого полета.
Я не только сама охотно участвую в дистанционных формах работы для повышения своего уровня, но и стараюсь привлечь к этому своих коллег, стараюсь им помочь обобщить их педагогический опыт и оформить работы в соответствии со всеми конкурсными требованиями. Так за последний год совместно мы приняли участие во многих различных интернет-конкурсах, блиц-олимпиадах, вебинарах по дополнительному образованию. Об эффективности участия в данных конкурсах говорят результаты:
Уважаемые коллеги! Пробуйте свои силы в профессиональных конкурсах, показывайте свои достижения, я уверена: вам есть, что показать и чем поделиться! Постигайте тонкости и секреты современного педагогического мастерства! Успехов Вам!