что дает цифровая трансформация
В современных реалиях в выигрышном положении оказываются именно те компании, которые способны адаптировать свою бизнес-модель и стратегию под меняющиеся условия. Словосочетание “цифровая трансформация” встречали многие, но его смысл часто путают с другими digital-процессами.
Цифровая трансформация – это интеграция digital-технологий во все бизнес-процессы компании. Их внедрение заключается не только в использовании современного оборудования, но и в модернизации подходов к управлению корпоративной культурой, внешними и внутренними коммуникациями.
Максимальный эффект достигается путём отказа от консервативных моделей работы, а также за счёт преобразования продуктов и услуг организации. На практике цифровая трансформация осуществляется по-разному для каждой сферы бизнеса и компании. Сегодня уже недостаточно просто обзавестись сайтом, приложением, чат-ботом и страницами в социальных сетях, чтобы назвать себя цифровой компанией.
С цифровой трансформацией разобрались. Что же такое цифровизация, и почему эти понятия не стоит путать?
Цифровизация – это внедрение цифровых технологий в разные сферы жизни, в том числе и в бизнес. Глубина и масштаб внедрения могут варьироваться. Цифровизация позволяет компании стать более современной, но коммуникация, продукция и каналы её сбыта остаются традиционными.
В бизнес-процессы можно внедрить цифровые технологии по:
С 2013 года начался выпуск фильмов и сериалов собственного производства. В конце 2020 года число подписчиков сервиса превысило отметку 200 млн. человек. Это наглядный пример того, как компании пришлось буквально разрушить существующую бизнес-модель при помощи комплексного подхода, чтобы создать новые ценности и выгоды для своих клиентов.
19 апреля 2021 года Минцифры РФ сообщило об утверждении Правительством директив по цифровой трансформации государственных компаний. Стратегии цифровой трансформации государственных компаний должны быть разработаны или приведены в актуальное состояние до 1 сентября 2021 года. Становится очевидно, что преимущества цифровой трансформации бизнеса признают даже в государственных структурах. Компании на конкурентном рынке нуждаются в ней ещё сильнее.
Согласно исследованию, в России за 2019-2020 года число компаний, которые системно занимаются цифровой трансформацией, выросло вдвое.
Успех цифровой трансформации предприятия базируется на чёткой стратегии и грамотном управлении преобразованиями всех сфер деятельности компании. Ошибка многих предпринимателей заключается в том, что они путают цифровую трансформацию с оптимизацией. Им кажется, что для успеха достаточно нанять IT-специалиста. Однако, это невозможно без взаимодействия специалистов из различных сфер.
Не существует универсального подхода и инструкции “Цифровая трансформация для чайников”. Но вот шаги, которые актуальны для любой сферы:
В 2020 году из-за пандемии COVID-19 каждый из нас столкнулся с цифровым обучением. Даже те школы, вузы и предприятия, которые до этого отказывались от внедрения цифровых технологий, были вынуждены проявить гибкость.
Одна из ключевых функций цифровой трансформации обучения – это персонализация. Такой подход позволяет организовать более гибкий образовательный процесс для каждого студента.
Не секрет, что разным людям нужно разное количество часов для освоения учебного материала, разный формат подачи информации и т.п. При персонифицированном подходе обучающиеся имеют возможность самостоятельно формировать свой учебный день, график изучения отдельных дисциплин, выбирать наиболее оптимальное для себя время для выполнения заданий.
В России многие всё ещё скептически относятся к применению информационных технологий в обучении, в то время как в США, согласно статистике, 76% студентов проходили онлайн-курсы, причём большинство опрошенных считают, что дистанционный формат не снижает эффективность занятий.
Цифровая трансформация обучения подразумевает под собой не только онлайн-уроки, но также электронную библиотеку, электронные журналы и дневники, онлайн-тесты, дистанционную аттестацию, возможность отправить домашнее задание при помощи электронной почты или специальных платформ, возможность консультации с преподавателем не только в рамках занятия и т.д.
За время пандемии многие успели оценить преимущества дистанционного обучения. Не нужно тратить время на дорогу, можно присутствовать “в классе”, находясь при этом в любой точке мира.
Для многих учебных заведений в этот период дистанционный формат стал основным, а не дополнительным, что внесло свои коррективы. К новой реальности пришлось адаптироваться как ученикам, так и преподавателям, потребовались новые решения:
Тенденции говорят о том, что дистанционное образование в России и мире продолжит развиваться. За последние пару лет многие мифы о нём были опровергнуты, а опасения развеяны. Всё больше школ и университетов осознают преимущества внедрения онлайн-курсов, которые позволяют студентам из любого уголка планеты получить доступ к лучшим образовательным программам.
Благодарим за внимание и желаем, чтобы эффективность обучения всегда радовала вас и ваших студентов!
Что такое цифровая трансформация?
Цифровая трансформация – что именно она трансформирует?
Цифровая трансформация – это только про бизнес?
Цифровая трансформация касается любой сферы. Например, активная цифровизация происходит в здравоохранении. «Облачные» решения для хранения Big Data (результаты анализов, снимки), телемедицина, приборы удаленного мониторинга состояния пациентов и мобильные приложения по поиску врача меняют подход к лечению.
Цифровая трансформация происходит и в образовании. Сейчас почти в каждой современной школе висят интерактивные доски, у школьников есть электронные дневники, а учителя активно пользуются соцсетями, чтобы оставаться с учениками на связи и консультировать по домашней работе. Правда, цифровая трансформация образования не исчерпывается заменой тетради компьютером. Технологии позволяют применять методы, которые не могут быть реализованы при обычном контактном обучении. Например, ученики должны создавать аудио- и видео-контент, делать совместные проекты. То есть IT начинает выступать в качестве важного инструмента мышления.
Цифровая трансформация происходит также в сельском хозяйстве, строительстве, госуправлении и многих других сферах.
Зачем нужна цифровая трансформация, если дела компании идут хорошо?
С каждым днем спрос на цифровые технологии для бизнеса на рынке растет. Сейчас клиенты ожидают, что любое их желание — даже необычное — будет выполнено максимально быстро и точно. Именно прорывные технологии помогают решить эти задачи. Предприятия, которые не смогут адаптироваться к требованиям цифрового потребителя, скорее всего, обанкротятся и перестанут существовать. Их уничтожат новые высокотехнологичные компании, потому что потребители получат доступ к более продвинутым сервисам.
Часто компании тратят огромные средства на поддержание устаревших технологий, которые уже давно не приносят большой прибыли и не соответствуют требованиям цифрового рынка. Сохранять устаревшие технологии в рабочем состоянии — слишком дорого, модернизировать — еще дороже. К тому же для их обслуживания требуется не один человек. Намного легче потратиться на новейшие технологии и расширять пул клиентов, чем медленно разоряться, пытаясь поддерживать нерентабельный бизнес.
Обязательно строить цифровой бизнес с нуля?
Цифровой бизнес можно построить с нуля, а можно изменить уже существующий. Например, «Тинькофф» — пример цифрового бизнеса, построенного с нуля, а вот Сбербанк трансформировали, чтобы он смог конкурировать на рынке банковских услуг.
С одной стороны, запуск цифрового бизнеса с нуля требует наличия технологических компетенций и предполагает определенную долю риска: готовых решений зачастую нет, и сложно делать прогнозы. С другой — цифровая трансформация существующего предприятия иногда требует полного уничтожения имеющейся бизнес-модели. Так что предприниматель должен сам оценить масштаб потенциальных рисков.
Какими компетенциями должен обладать менеджер?
Набор навыков и умений менеджера по инновациям или менеджера по управлению изменениями должен включать в себя как hard skills, так и soft skills. Создание новых бизнес-моделей, умение работать с новейшими технологиями (искусственный интеллект, робототехника, AR и VR, блокчейн, интернет вещей), анализ данных, владение продвинутыми методами управления проектами (6 Sigma, DevOps, Scrum, Kanban, Lean, PRINCE2) относятся к «твердым» навыкам, то есть профессиональным компетенциям, которые легко проверить, например, с помощью тестирования.
Soft skills нужны для эффективного взаимодействия с командой, партнерами и клиентами. Часто их называют личными качествами. Это коммуникационные навыки, эмоциональный интеллект, дизайн-мышление (то есть ориентация на пользователя при разработке товара), адаптивность.
Как обычно проводят цифровизацию бизнес-процессов?
Цифровая трансформация должна начинаться с верхнего уровня: за разработку цифровой стратегии отвечает не только директор по технологиям, но и руководитель компании. Если же у руководителя нет навыков работы с цифровыми технологиями, необходимо нанять нового — и желательно из более «цифровизованной» отрасли. В команде должно быть не менее пяти технических экспертов высокого уровня, а еще experience-дизайнер — специалист по дизайну клиентского опыта.
Только после того, как команда сформирована, можно думать о разработке продукта. Обеспечен ли бизнес необходимой инфраструктурой — то есть набором технологий, которые помогут в дальнейшем в его развитии? Чтобы ответ был утвердительным, бизнесу нужны профессионалы в области безопасности, облачных технологий, промышленных коммуникаций и аналитики.
А дальше нужно повышать уровень технологического IQ остальных сотрудников, адаптировать их к нововведениям, новому стилю управления и работы, вовлекать их в процесс перехода на новый этап развития.
Почему цифровая трансформация может провалиться?
Как узнать больше о цифровой трансформации?
Много материалов, посвященных цифровой трансформации публикует РБК.Pro. Например, статья EY о том, как цифровизация может раскрыть потенциал сотрудников, или исследование Bain & Company о лидерах цифровой трансформации.
Также рекомендуем прочитать следующие книги:
«Как работает Google», Эрик Шмидт
«Разумный инвестор», Бенджамин Грэм
«Scrum. Революционный метод управления проектами», Джефф Сазерленд
«Руководство по DevOps», Джин Ким, Патрик Дебуа,
«Эпоха Agile. Как умные компании меняются и достигают результатов», Стивен Деннинг
Цифровая трансформация бизнеса в 2021 — условия, технологии, направления
Содержание:
Многие компании уже начали свою цифровую трансформацию. Согласно исследованию международного консалтингового агентства IDC, к 2022 году, несмотря на вспышку COVID-19, процесс цифровой трансформации охватит 65% мирового ВВП. Это привлечёт в сферу развития «цифровых» технологий и услуг более 6,8 триллиона долларов прямых инвестиций до конца 2023 года.
Пандемия фактически вынудила предприятия повышать эффективность работы и качество обслуживания. Это не просто ключевые цели в процессе перехода компании на цифровые технологии, но и важнейшие факторы, определяющие судьбу бизнеса в условиях экономического спада.
В этой статье мы объясним, что такое цифровая трансформация бизнеса, чем обусловлен этот процесс, в чём его польза и как начать практически двигаться по данному пути.
Что такое цифровая трансформация
Для бизнеса цифровая трансформация — это всеобъемлющий процесс интеграции цифровых технологий в новую или существующую производственную модель. Это определение может с успехом применяться и к другим сферам общественной жизни, например к государственному управлению или образованию.
Главная цель цифровой трансформации — приведение всей деловой активности в соответствие со стремительно меняющимся требованиями современного мира. Простыми словами, цифровая трансформация помогает бизнесу правильно принять даже самые радикальные внешние изменения и остаться конкурентоспособными в новой среде.
С началом цифровой трансформации компании, в ней могут появиться новые должности и профессиональные обязанности, особенно связанные со сферой ИТ. Например, руководитель цифровой трансформации (Chief Digital Transformation Officer / CDTO), директор по цифровым технологиям (Chief Digital Officer / CDO), ИТ-директор (Chief Information Officer / CIO), технический директор (Chief Technical Officer / CTO), исследователь данных (Data Scientist / DS).
Цифровая трансформация и цифровизация
Цифровая трансформация бизнес-процессов не представима без цифровизации. Однако, не стоит путать эти понятия — между ними есть существенная разница.
Цифровизация или диджитализация — повсеместное внедрение в производство и различные сферы жизни новейших цифровых технологий. Это следующий логический шаг после оцифровки, то есть перевода информации в цифровой вид, а также оптимизации обработки оцифрованной информации. На практике цифровизация компании обычно воплощается в появлении или модернизации в ней IT-отдела.
Цифровая трансформация включает не только внедрение в производство новых технологий, но и изменение самой деловой культуры. Этот процесс может затронуть множество сфер — от управления бизнес-процессами и корпоративной культурой до создания новых моделей взаимодействия с клиентами.
Основные технологии цифровой трансформации
Что такое цифровой подрыв
Цифровой подрыв (digital disruption) или просто дизрупция — главный локомотив и основа цифровой трансформации. Это не что иное, как революционное преобразование производственных отношений, вызванное внедрением прорывных цифровых технологий и связанных с ними новых бизнес-моделей.
Этот процесс сопровождается существенными переменами в поведении потребителей и самом облике рынка. Дизрупция и цифровая трансформация требуют от предпринимателей серьезной переоценки взглядов на ведение бизнеса. Зато они дают прекрасный шанс получить решающее преимущество, даже в самой высококонкурентной сфере.
Причины цифрового подрыва
Технологические инновации
Важно понимать, что технологические новинки сами по себе не вызывают в бизнесе ни дизрупции, ни трансформации. Всё зависит от того, как цифровые технологии используются и осваиваются партнёрами, клиентами, конкурентами, другими заинтересованными сторонами.
Прорывные изобретения
Инновационные изобретения могут вызвать дизрупцию в любой сфере. Будь то наука, технологии или бизнес. Например, в прошлом к резким общественным переменам привело изобретение локомотива и печатного станка. А сегодня мы переживаем крупнейшую трансформацию всех сфер нашей жизни из-за изобретения смартфонов, соцсетей, приложений и других высокотехнологичных продуктов.
Поведение потребителей
Важность удобства и простоты во взаимоотношениях с бизнесом для потребителей — не новая идея. Эти факторы были важны и до интернет-эпохи. Цифровая трансформация просто придает новый импульс имеющимся тенденциям, позволяя бизнесу немедленно реагировать на изменения в поведении потенциальных покупателей, а также на процессы и потрясения в обществе.
Перемены в окружающем мире
Коммерческие организации — часть не только бизнес-процессов, но и природной среды. Поэтому любые экономические и законодательные перемены, развитие сотрудничества или даже пандемия могут потребовать цифровой трансформации.
Под натиском COVID-19 многие организации стали активно переводить свою инфраструктуру на облачные платформы. В процесс включились даже компании, которые прежде не планировали или откладывали этот переход на дальнюю перспективу.
Примеры цифровой трансформации и цифрового подрыва
Преимущества цифровой трансформации
Решения на основе достоверных сведений
Сегодня большинству организаций доступны огромные объёмы данных. Их можно превратить в ценные идеи по развитию бизнеса, а также использовать для принятия более взвешенных и оперативных решений.
Подход к управлению бизнес-процессами с опорой исключительно на анализ фактических данных носит название Data Driven («управляемый данными»). Он позволяет наиболее адекватно реагировать на стремительно меняющиеся запросы потенциальных клиентов, персонализировать предложение и развивать сервис в верном направлении.
Data Driven подход дает понимание, какие товары и услуги будут пользоваться спросом, еще до того как потребительский тренд проявит себя. Применение цифровых технологий для поиска инновационных путей вывода продуктов на рынок — это ключевое условие для процветания бизнеса в наши дни.
Повышение производительности
Цифровые технологии позволяет сотрудникам эффективнее выполнять основные задачи. С их помощью ключевые отделы компании, такие как HR и финансы, могут автоматизировать свои важнейшие задачи. Например, начисление зарплаты или обработку данных клиентов.
Цифровое сотрудничество и нетворкинг значительно облегчают взаимодействие различных подразделений и групп внутри организации. Помимо этого, цифровая трансформация позволяет наладить работу в удаленном режиме, а также открывает доступ к облачным услугам и сервисам, поставляющимся «под ключ» (SAAS).
Вовлечение потребителей
Развитие хороших отношений с клиентами — основа любого процветающего бизнеса. И цифровые инструменты существенно облегчают подобную задачу.
Цифровая трансформация может помочь улучшить имидж бренда за счёт более активной работы с клиентами на разных её этапах — от оперативного рассмотрения жалоб до запуска сезонных распродаж и акций. А это, в свою очередь, приведёт к более высоким бизнес-результатам.
Обеспечение информационной безопасности
Это важнейшая задача требует целого комплекса мер. Например, строгого контроля над процессом предоставления доступа к данным, соблюдения требований к их сохранности, а также обеспечения защиты от хакерских атак. Она едва выполнима, если в компании нет своего IT-отдела.
Очевидный выход в таких случаях — обратиться к сторонним специалистам по кибербезопасности. Предпочтительно делать выбор в пользу тех профессионалов, которые знакомы со спецификой предприятия. Они понимают задачи бизнеса и могут достичь поставленных целей наиболее эффективно.
Укрепление партнерских отношений
Большинство компаний взаимозависимы. Чтобы привлечь потребителей к своей продукции, они взаимодействуют со множеством партнеров — поставщиков, подрядчиков и специализированных консультантов. Конечно, общаться с ними можно и на основе физического документооборота, но это утомительно и неэффективно.
Цифровые технологии позволяют изменить и упростить этот процесс, сделав его прозрачнее, точнее и быстрее. Оптимизация внутреннего взаимодействия партнеров экономит их время и ресурсы, что приводит к укреплению взаимовыгодных отношений.
Развитие услуг по требованию
Гибридные IT-услуги, дающие расширенные возможности для нетворкинга и улучшающие качество обслуживания, востребованы сегодня бизнесом как никогда. Это касается не только удобства использования приложений для сотрудников и клиентов. Работа «on demand» сервисов немыслима без отлаженного механизма взаимодействия с IT-инструментами и IT-персоналом.
Этапы подготовки цифровой трансформации
Этап 1. Планирование
Практическое проведение цифровой трансформации начинается со стратегического планирования. Нужно понимать, какие задачи должны быть решены, какие ресурсы потребуются, как внедрение цифровых инструментов и инноваций повлияет на корпоративную культуру в целом.
Дорожная карта цифровой трансформации создаётся за три основных шага:
Этап 2. Обеспечение административным ресурсом
После определения цифровой стратегии бизнеса, нужно заручиться ее поддержкой у руководства. Понимание управленческим звеном всех нюансов предстоящего процесса и его последствий — один из главных признаков готовности компании к цифровой трансформации. Именно поэтому первые лица зачастую начинают принимать участие в цифровой трансформации еще на этапе составления ее стратегии, наряду с генеральным директором, CDO и ИТ-директором.
Этап 3. Выбор партнёров
Для успеха цифровой трансформации крайне важно правильно выбрать партнеров по производственной цепочке или стейкхолдеров.
Надёжный партнёр сможет:
Этап 4. Доведение плана до сотрудников
Чтобы создать условия для успешного прохождения цифровой трансформации в компании, нужно своевременно донести её ценность до персонала. Это обеспечит доверие к предстоящему процессу и его внутреннюю поддержку.
Убедитесь, что сотрудники получили ясную структурную схему и план перехода. К цифровой трансформации они должны быть подготовлены заранее.
Этап 5. Старт трансформации
Исполнение намеченной стратегии должно проходить на всех уровнях организации — от топ-менеджмента до рядового персонала. В процессе цифровой трансформации крайне важно сохранять фокус на поставленных бизнес-целях.
Управлением «цифровыми» изменениями должны руководить кросс-функциональные рабочие группы, которые формируют CDO. В их состав могут входить профессионалы с различными компетенциями. Но прежде всего — специалисты по стратегическому маркетингу, HR-менеджменту и дизайну потребительского опыта.
Такие тактические команды возглавят изменение корпоративной культуры. Они создадут фундамент для успешного внедрения цифровой операционной модели в производственные цепочки компании.
Заключение
Сегодня для бизнеса критически важно освоить цифровые технологии и экспериментировать с использованием соцсетей, анализом больших данных и облачными вычислениями. Ориентация на цифровую трансформацию даст предприятиям новые направления для развития, позволит обойти конкурентов и подготовит к переменам ближайшего будущего. Эта обзорная статья и приведённый начальный план цифровой трансформации поможет предпринимателям подойти этому процессу как можно более осознанно.
Успешная цифровая трансформация начинается с правильно подобранного хостинга. VDS от Eternalhost с быстрыми NVMe дисками, бесплатной DDoS защитой и техподдержкой 24/7 — гарантия высокой производительности и бесперебойной работы ваших веб-ресурсов!
Что такое цифровая трансформация и чем она отличается от цифровизации и Индустрии 4.0
Журналист, автор издания.
Цифровая трансформация часто ассоциируется с цифровизацией, автоматизацией, оптимизацией, индустрией 4.0 и даже интернетом вещей. Давайте разберемся, в чем разница.
Что такое цифровизация
Цифровизация, или внедрение цифровых технологий в бизнес-модели компаний, началась более 50 лет назад. В 1964 году компания IBM анонсировала System/360 — первое семейство компьютеров, предназначенных для охвата всего спектра применения с разной степенью производительности, но с одним и тем же набором команд.
В прошлом программы были написаны для какого-то конкретного оборудования, а это означало, что программный код должен постоянно обновляться при его замене. С S/360 необходимость в этом отпала. Такая особенность позволяла заказчику использовать недорогую модель, после чего обновиться до более сложной системы с ростом компании — без необходимости переписывать программное обеспечение. Это передовая технология привела к выпуску более мощных, небольших компьютеров.
Источник фото: Habr
В 1981 году был представлен IBM PC. Менее чем через десять лет многие компании использовали ПК для оцифровки своего бизнеса (электронные таблицы, различные вычисления и обработка текстов). IBM S/360 и ПК должны были повысить эффективность, а также помочь компаниям стать быстрее и конкурентоспособнее. В 1983 году была представлена NetWare от Novell — сетевая операционная система с набором сетевых протоколов для взаимодействия с компьютерами-клиентами, подключенными к сети. NetWare позволила ПК обмениваться данными внутри организации с низкими затратами.
С появлением более совершенных технологий эффективность бизнеса возросла еще больше: автоматические системы рабочих процессов полностью оцифровывают бизнес-процессы. Вот несколько примеров такой оцифровки:
При чем здесь Индустрия 4.0…
Хайтек-стратегия правительства Германии «Индустрия 4.0» получила мировое признание из-за четкости формирования цели и взята на вооружение многими странами мира. Она описывает концепцию «умного производства» на основе промышленного интернета вещей (IIoT), объединяет физическое производство и операции с интеллектуальными цифровыми технологиями, машинным обучением и большими данными. Цифровизация — один из необходимых элементов модели Индустрии 4.0. (Четвертая промышленная революция или переход к Индустрии 4.0 — актуальная для бизнеса тема. Узнайте, что мешает российским предприятиям внедрять новые технологии).
… интернет вещей
Интернет вещей (IoT) — это глобальная сеть подключенных к интернету устройств, которые могут взаимодействовать между собой с помощью встроенных технологий передачи данных. Все они подключены к центрам управления, анализа и контроля информации. IoT объединяет реальные вещи в виртуальные системы, способные решать совершенно разные задачи. В зависимости от типа коммуникации устройств IoT-проекты можно условно разделить на два типа: массовые и критические. У каждого свои задачи и требования к сети. Массовые IoT-проекты — это «умные» дома, счетчики, решения для отслеживания грузоперевозок и др. Примерами «критической» машинной коммуникации могут быть автономные автомобили, управление транспортными потоками или промоборудованием, удаленная хирургия.
Ключевая идея концепции — соединить между собой все объекты, которые только можно соединить, подключить их к сети и за счет этого получить синергию.
… и Общество 5.0
В 2016 году Япония поделилась с миром большим планом общественных преобразований — концепцией «Общество 5.0». И если немецкая Индустрия 4.0 — это своего рода «умный бизнес», то Общество 5.0 — это «суперумное общество».
Программа направлена на цифровизацию на всех уровнях японского общества и цифровую трансформацию самого общества. Важную роль в развитии концепции играют интернет вещей, искусственный интеллект, VR/AR, Big Data (аналитика) и так далее. Тем не менее, речь идет не только о технологиях в жизни людей. В концепции описаны проблемы, с которыми сталкивается Япония (старение населения, стихийные бедствия, загрязнение окружающей среды), которые актуальны и для других стран.
Что же такое цифровая трансформация
Поскольку цифровая трансформация выглядит по-разному для каждой компании, сложно дать однозначное определение, которое применимо ко всем. В целом, цифровая трансформация — это внедрение современных технологий в бизнес-процессы предприятия. Такой подход подразумевает не только установку современного оборудования или программного обеспечения, но и фундаментальные изменения в подходах к управлению, корпоративной культуре, внешних коммуникациях. В результате повышаются производительность каждого сотрудника и уровень удовлетворенности клиентов, а компания приобретает репутацию прогрессивной и современной.
«Цифровую трансформацию можно определить как стратегическую трансформацию бизнеса, когда предпочтения и поведение клиентов определяют решения в области корпоративных технологий. Это сквозное преобразование в масштабах всего предприятия, которое влияет на все части организации»
«Каждое цифровое преобразование будет начинаться и заканчиваться клиентом, и я вижу это в голове каждого генерального директора, с которым общаюсь»
«М.Видео–Эльдорадо»
Руководитель стратегического направления Группы «М.Видео–Эльдорадо» Фёдор Савельев связывает цифровую трансформацию не только с обновлением технологий и бизнес-процессов внутри компании, но в первую очередь с изменением бизнес-стратегии. По его словам, трансформация происходит в моменты, когда у компании получается по-новому оценить меняющийся рынок, потребности своих клиентов и найти новые направления развития с учетом происходящих перемен.
«Цифровая трансформация — это, в первую очередь, изменение текущих практик ведения бизнеса в области принятия решений, которые либо принимаются человеком на основе анализа “жестких” данных, либо отдаются на откуп системам, исключая человека из процесса, — поясняет он. — Другая область цифровой трансформации — это следование за клиентом в процессе цифровизации его стиля жизни».
Например, с развитием интернета вещей и голосовых помощников роль покупателя будет перетекать к машинам — «Алиса», «Сири» или холодильник будет принимать решение о том, что именно купить, учитывая предпочтения владельца. Человек, в будущем, начнет отдавать все больше полномочий технике, сначала по незначительным вопросам, а с ростом доверия и по более значимым: от выбора конкретной марки молока, до выбора страхового медицинского плана для всей семьи.
«Цифровая трансформация для нас в этом смысле — это в том числе понимание и ответ на потребности новых клиентов — “цифровых алгоритмов”. Ещё один значимый тренд в поведении покупателей — это запрос на персонализацию, товарные предложения под конкретные потребности, зачастую еще не сформировавшиеся, на основе аналитики данных, обогащенных за счёт разных сфер потребления, интеграция в “экосистемы”, поиск синергии в сферах, которые еще недавно считались никак не связанными, например, банковских услугах и доставке еды», — говорит Фёдор Савельев.
«Мир быстро меняется вследствие тотальной диджитализации, и многие технологические компании проходят стадию цифровой трансформации для того, чтобы выйти за рамки традиционного бизнеса и использовать новые информационные технологии. Максимально оперативно это получается реализовать технологическим гигантам и стартапам, которые быстро занимают цифровые ниши на рынке. При этом догнать лидеров невозможно без радикальных изменений, которые, я считаю, можно назвать цифровой трансформацией»
Что цифровая трансформация даёт бизнесу
Директор департамента аналитики и управления данными компании «Магнит» Артем Алексеев объясняет, что цифровая трансформация включает в себя оптимизацию и автоматизацию процессов с использованием цифровых технологий. Данные о бизнес-операциях оцифровываются, и, как только они оцифрованы, алгоритмы, а не люди, могут начать принимать решения.
Алгоритмы не устают и очень быстро учатся, могут работать на самом детальном уровне, быстро адаптироваться и принимать миллионы и миллиарды решений в секунду. Это позволяет не только ускорять и улучшать процессы в текущих бизнес-моделях (например, решение о выдаче кредита сейчас может приниматься за доли секунды, на что раньше уходило до нескольких недель), но и создавать новые бизнес-модели, такие как экосистемные, платформенные бизнесы.
Как технологии и новые модели меняют бизнес: примеры
Кейс Best Buy
Десять лет назад многие думали, что Best Buy умрет. Даже сотрудники компании не верили, что она сможет выстоять против Amazon. Но новый генеральный директор и цифровая стратегия превратили магазин электроники из места покупки компакт-дисков в цифрового лидера в области технологий. Вместо того, чтобы просто продавать продукты, бренд стремится улучшить жизнь людей с помощью технологий.
Best Buy приложила большие усилия, чтобы сократить сроки доставки. Они ввели программу сопоставления цен и переключили свое внимание на консультирование клиентов, а не просто продажу. Сотрудники Best Buy предлагают консультации на дому, а дочерняя компания Geek Squad теперь будет ремонтировать все в доме клиента за фиксированную годовую плату.
Best Buy также перешла от преимущественно почтового маркетинга к почти полностью цифровой стратегии. Они используют данные для создания профилей клиентов, чтобы предоставить индивидуальные рекомендации и помощь.
Кейс Home Depot
Когда-то это был обычный магазин товаров для дома. Сегодня у Home Depot есть профессиональный отдел данных и информационных технологий. Они инвестировали в улучшение и объединение своих физических и онлайн-покупок, то есть сами отправляются к подрядчикам и привозят в магазин покупки, которые были сделаны в онлайне. Таким образом обеспечивается бесперебойная работа по всем каналам. Home Depot также добавили визуальный и голосовой поиск в свое приложение, чтобы предоставить клиентам еще больше возможностей.
Склад Home Depot. Источник: RIS
Мнения экспертов
Является ли Индустрия 4.0, интернет вещей и цифровизация цифровой трансформацией, или это лишь её составляющие?
«Типичная ошибка на пути цифровой трансформации, особенно актуальная для российских реалий, – путать ее с цифровизацией бизнеса. В результате такой ошибки новые технологии не окупают инвестиций, проекты затухают, а руководство разочаровывается. Цифровизация подразумевает модернизацию IT-составляющей, тогда как цифровая трансформация – это история про модернизацию бизнес-процессов компании, ее организационной системы. И это отражается буквально во всем: появлении новых должностей, таких как CDO (Chief Digital Officer), новых специалистов, например, data scientist, автоматизации процессов. Как следствие, высвобождается время под новые задачи для ряда сотрудников компании».
«На мой взгляд, это всего лишь составляющие цифровой трансформации. Данные тренды порождают большой объем данных. Используя их, технологически развитые компании могут внедрять новые способы для развития бизнеса и улучшения продуктов. При этом не все организации научились обрабатывать и использовать имеющийся объем данных. Я думаю, что основная часть цифровой трансформации — это изменение майндсета компании: ценностей и сознания сотрудников»
Денис Захаркин, генеральный директор VR Concept
«Индустрия 4.0 — это технологический уклад, который подразумевает применение разных технологий, в том числе и интернета вещей. Это дорожная карта цифровой трансформации промышленности и не только. А под интернетом вещей (IoT) в последнее время чаще подразумевают именно конкретную технологию, которая позволяет оцифровать только определенную часть бизнес-процессов, например, удаленный контроль предприятия.
Для достижения цели цифровой трансформации недостаточно использовать только одну технологию или оцифровать один бизнес-процесс. Это комплексный подход по использованию информационных технологий на всех процессах компании, причем не только внутри, но и при взаимодействии с окружающим миром, заказчиками, партнерами и государством. И в большинстве случаев компании для цифровой трансформации необходимо менять процессы, в том числе у партнеров и подрядчиков».
Артем Алексеев, директор департамента аналитики и управления данными компании «Магнит»
«Цифровая трансформация на примере компании — это оптимизация бизнес-процессов. Индустрия 4.0 — набор инструментов этой трансформации. Цифровизация — оцифровка операций, чтобы применять весь спектр этих инструментов. То есть сначала мы оцифровываем процессы (здесь нам помогают технологии захвата данных: распознавание текстов / изображений / видео, датчики, логи работы сервисов, данные об активности пользователей в интернете и пр.), затем используем инструменты Индустрии 4.0 для их оптимизации, в том числе взаимодействуя с физическим миром через роботизированные системы. Все это мы называем цифровой трансформацией».
Коротко о главном
Что такое цифровая трансформация?
В чём особенности цифровой трансформации?
Чтобы узнать, как достичь максимума, начиная цифровую трансформацию, изучите кейсы по вашей теме на Rusbase.