что дает строительство новых школ
Социальные обязательства застройщика: с 2021 г. строить школы и сады придется в обязательном порядке
Главный документ, которым руководствуется застройщик в вопросах, что и сколько строить вокруг жилого многоквартирного дома.
Детский сад, школа, больница, магазин — в чем проблема?
Больничное здание застройщик еще может включить в проект застройки, как и магазин. Оба объекта будут приносить деньги едва ли не с первых месяцев эксплуатации. На площадку под платную клинику, которая будет обслуживать несколько тысяч человек, арендаторы находятся еще на этапе строительства. То же с магазинами: покупать продукты у дома будут обязательно, а значит и стоимость быстро-сборной магазинной коробки отобьется очень быстро.
Со школами, больницами и, частично, с ФОК (физкультурно-оздоровительный комплекс, стадион, тренажерный зал) все не так. На школу или детский сад предъявит права муниципалитет — если у него есть деньги на содержание. Если бюджет маленький, то коробка здания так и останется пустой: застройщику нужно будет искать оператора — организацию, у которой есть лицензия на ведение образовательной деятельности. И будет в свежем микрорайоне платая школа, платный детский сад или спорткомплекс с кучей кружков и секций. Тоже платных.
Деньги на строительство социальных объектов были от инвесторов — тех, кто потом мог эксплуатировать эти объекты — и от государства. В той или иной форме муниципалитеты оплачивали и школы, и детские сады, и, пусть реже, больницы. С 2017 года появилась возможность брать деньги дольщиков:
С января 2017 года в Федеральный закон 214-ФЗ «Об участии в долевом строительстве многоквартирных домов…» изменился: согласно статье 18.1 деньги участников ДДУ можно направить на постройку школы, больницы или детского сада.
С переходом на эскроу-счета взять деньги дольщиков стало невозможно: тем не менее, застройщики продолжают включать в проектные декларации социальные объекты. Само собой — не бесплатно. Школа на 1 тыс. участников стоит примерно столько же, сколько 17-этажный жилой дом, то есть порядка миллиарда рублей. А значит: там, где стояло бы пять условных многоэтажек, будут построены четыре и школа. Стоимость потерянных квадратных метров, вероятно, распределяется равномерно по всем будущим собственникам: переплачивать им приходится 5-10% от реальной стоимости жилья. Если только государство (муниципалитет) не заплатит за постройку социального объекта заранее или хотя бы в среднесрочной перспективе.
Добровольно-принудительные соглашения: застройщика могли заставить построить школу и детский сад
До января 2021 года муниципалитеты не могли заставить строителей включать в проекты застройки школы и детские сады. Дело это было добровольным. И кто-то действительно старался:
Это жилой комплекс «Династия» в Москве, на Хорошевском шоссе. В ноябре 2020 он был почти готов к сдаче. В проекте предусмотрено не только благоустройство территории, собственный внутренний двор, но и подземный паркинг, а также ДОУ, дошкольное образовательное учреждение. Детский сад, как видно в документах на «Карте Строек», изначально включен в строительный проект.
Новый закон о комплексном развитии территорий
С января 2021 года Федеральным законом 494-ФЗ внесены изменения в Градостроительный кодекс. В нем появилось понятие комплексного развития территорий и их благоустройства: теперь строить жилые комплексы без социальных объектов, дорог и зеленых зон. Согласно данным Правительства РФ строить по-новому будут в двух десятках регионов. Теперь вместо точечных сносов аварийного жилья и точечной же застройки «свечками» — застройка микрорайонами с инфраструктурой.
Чем быстрее построишь школу, тем ближе льготный кредит или строить социальные объекты станет выгодно
В новом году важно не только построить социальный объект, но и сделать это с опережением графика. Совсем недавно премьер-министр РФ пообещал тем застройщикам, которые смогут доказать, что строительство социальных объектов у них ведется с опережением графика, получат доступ к льготным кредитам: под 3%.
Кроме крупных застройщиков новых жилых комплексов школы и детские сады строят и отдельно: в рамках проектов «Демография» и «Образование». Заказчики в этом случае — муниципалы, а деньги — из городских, областных и федеральных бюджетов. Например, в середине 2020-го департамент государственного заказа Ярославской области заключил контракт на строительство детской поликлиники при ГАУЗ ЯО «Клиническая больница №2. В Москве и Мособласти масштабы больше. Но и они не столько строят, сколько пристраивают новые корпуса к старым зданиям ДОУ и СОШ.
Возводить школы застройщики все же не торопятся. А муниципалитеты, в связи с этим, занимаются привычным делом: размещают тендеры на капитальный ремонт СОШ и ДОУ, строят что-то сами, в рамках все тех же федеральных проектах. В Подмосковье, например, 11 млн рублей отдаст за ремонт школ в Одинцове «Центр муниципальных закупок Одинцовского муниципального района Московской области». Чуть больше 4 млн рублей дают за инженерно-проектировочные работы для строительства детского сада в городском округе Луховицы (Московская область). А в Реутове за проект детского сада муниципалы дают почти 10 млн рублей.
Ремонт — не значит «дешево». Самый крупный тендер на ремонт здания школы поставлен муниципалитетом города Губкин (ЯНАО): за капремонт в школе №4 заплатят почти 60 млн рублей.
Материал подготовлен с использованием данных сервиса «Всем Подряд» и «карты Строек».
Зачем строить школы будущего?
Марк Сартан и Ильдар Мухамедов объясняют, как пространство современной школы влияет на образование, архитектуру и стоимость недвижимости вокруг.
Большинство школ в России построено по советским проектам и старым стандартам. Эксперты считают, что в них сложно воспитать специалистов с гибким и нестандартным мышлением. Современные родители готовы переезжать и платить за жилье в микрорайонах, где построены новые школы с необычным пространством внутри и подходами к преподаванию.
Школьные классы не менялись 150 лет. Почему так?
Директор международной школы « Бала-сити» Ильдар Мухамедов говорит об изменении парадигмы в образовании, которое происходит с начала XX века. По словам эксперта, образование тесно связано со способом производства, который преобладает в обществе. В то же время, школьное образование более консервативно и зависимо от государства, поэтому оно меняется с опозданием.
Так, привычный класс с рядами парт и школьной доской появился еще в XIX веке. Такой формат пространства отвечал нуждам конвейерного производства — будущие рабочие становились частью технологического процесса, где каждый человек выполнял строго отведенную задачу. Ученики с малых лет должны были четко запомнить те навыки, которые им пригодились бы в будущем.
Зачем нужны классы-трансформеры и школы без коридоров
Сделав классы более гибкими и универсальными, можно изменить пространство всей школы. Например, поставить в коридорах мебель и столы, которые позволят школьникам заниматься во внеучебное время. В некоторых финских школах на этапе проектирования отказались от коридоров в пользу больших помещений. Еще одно архитектурное веяние западных школ — кафе у входа в здание, где ученики могут не только обедать, но и общаться друг с другом.
Цена застройки напрямую зависит от школ рядом
Другой пример — школа CIS Nordhavn в Копенгагене на месте старого порта. Градостроители решили привлечь в некогда промышленный район новых жителей с помощью современной школы. По задумке, здание школы станет образцом для архитектуры района в будущем, а современное образование привлечет родителей вместе с детьми.
Девелоперы должны учитывать этот факт на этапе проектирования — без инфраструктуры жилье со временем начнет дешеветь, а более богатые семьи будут переезжать к школам с более качественным образованием.
Александр Токарев
Фото автора с водяным знаком
«Новая школа»: как «Единая Россия» участвует в улучшении качества и условий образования
1 сентября в России отмечают День знаний. Этот праздник касается миллионов наших граждан – школьников и их родителей, студентов, учителей и преподавателей вузов. В этот день в регионах России свои двери распахнут десятки новых, современных и комфортных школ.
Строительство и нагрузка
Тем временем с 2016 года в стране реализуется программа по строительству и реконструкции школ. Она предусматривает создание 6,5 млн мест к 2025 году и перевод всех школ в одну смену обучения. Благодаря ей за прошедшие два года было построено более 170 новых современных школ. И к 1 сентября в регионах откроется еще 67 новых школ на 40 тысяч мест. К концу года их будет 186, в них будут учиться примерно 100 тысяч детей. В День знаний в школы пойдут 15,6 млн школьников, что на 100 тысяч больше, чем годом ранее. А первоклассников в этом году столько же, сколько и в прошлом – около 1,8 млн детей.
На днях Президент РФ Владимир Путин объявил об увеличении объема выделяемых средств на строительство новых школ. В целом по стране за два предыдущих года на строительство новых школ было направлено 53 с лишним млрд рублей, а в ближайшие два года будет направлено уже 75,5 млрд рублей. Мы рады, что Президент поддержал наше предложение об увеличении финансирования программы по строительству и реконструкции школ и сделаем все возможное, чтобы все выделяемые из бюджета средства были максимально эффективно использованы в регионах, а новые школы были построены качественно и в срок.
Такую работу мы уже проводим в рамках партийного проекта «Единой России» «Новая школа», в том числе во взаимодействии с Генеральной прокуратурой РФ и Счетной палатой РФ, которые осуществляют особый постоянный контроль целевого использования, а также эффективности расходования средств на строительство школ и детских садов.
Строительство новых современных школ позволит не только улучшить условия получения образования обучающимися, но и решить актуальную проблему чрезмерной нагрузки на педагогов, в том числе из-за переполненности классов, наличия вторых и кое-где даже пока ещё третьих смен. Педагоги должны получить возможность работать в комфортных условиях и показывать результат в виде успешных учеников не под давлением проверяющих и надзирающих в сфере образования организаций, а благодаря благоприятным условиям своей работы.
ГИА, зарплаты и компенсации
Кроме того, важно, чтобы и размер оплаты педагогам за участие в организации и проведении ГИА всех форм был адекватным. Ведь в ряде регионов уровень компенсаций слишком низок. Поэтому министру просвещения Ольге Васильевой направлено предложение ввести единую формулу оплаты труда педагогам за подготовку и проведение ГИА. Такая единая формула решила бы проблему прозрачности начисления и адекватности размера оплаты труда педагогов, задействованных в проведении ГИА. Конечно, вопросы оплаты труда относятся к полномочиям регионов, но федеральный центр вправе вырабатывать рекомендации для обеспечения единого подхода. И мы поможем Министерству просвещения в подготовке таких рекомендаций.
Конечно, актуальные вопросы зарплат учителей не ограничиваются только указанными аспектами. Нужно в целом обратить внимание на систему оплаты их труда, в том числе, чтобы устранить колоссальную разницу в зарплатах педагогов между столицей и регионами. Разные есть варианты, в том числе введение для учителей почасовой ставки оплаты труда либо аналога единой тарифной системы оплаты труда. Все их надо рассматривать, в первую очередь, по критерию наибольшего учета интереса педагогов. Поэтому нам предстоит принять еще ряд дополнительных решений по вопросам зарплат учителей, чтобы обеспечить им достойный их уровень и справедливое формирование.
Безопасность школ и права педагогов
Хочу отметить, что в первом полугодии 2018 года партпроекту удалось неоднократно защитить права педагогов и в конкретных случаях, получивших широкий общественный резонанс, в частности в Сочи, Таганроге, Йошкар-Оле, Амурской области, где нам удалось добиться справедливости и восстановления прав педагогов.
Активисты партпроекта в регионах совместно с МЧС России проверили пожарную безопасность в 18 тысячах образовательных учреждений. В рамках мониторинга пожарной безопасности было выявлено 25 тыс. нарушений соблюдения норм пожарной безопасности. В ряде субъектов, таких как Республика Алтай, Ямало-Ненецкий автономный округ, Самарская, Ивановская, Рязанская, Ярославская, Саратовская области – часть выявленных нарушений под контролем координаторов проекта в регионе и регионального МЧС была устранена в назначенный срок. На работу с остальными нарушениями отведен период до начала учебного года 2018/2019.
Многие нарушения соблюдения норм пожарной безопасности связаны с высоким износом инфраструктуры, поэтому в адрес вице-премьера Татьяны Голиковой направлено предложение о разработке специального федерального проекта по ремонту устаревшей инфраструктуры в сфере образования в целом, который должен предусматривать ремонт студенческих общежитий, учебных корпусов, школ и детских садов.
Планы Партии
Кроме того, в 85 регионах были проверены наличие и состояние электронной очереди записи детей в первые классы. В ряде регионов реализована возможность регистрации электронных заявлений на зачисление детей в первые классы через Единый портал государственных и муниципальных услуг. По итогам проверки были направлены обращения в адрес вице-премьера Правительства РФ Ольги Голодец, министров Ольги Васильевой и Николая Никифорова с просьбой создать федеральную электронную систему записи детей в первые классы по аналогии с уже созданной единой федеральной электронной очередью записи детей в детские сады.
В 44 регионах проведены проверки соблюдения в школах норм, правил, требований, предусмотренных нормативно-правовыми актами в целях повышения безопасности. Устранение выявленных нарушений на контроле координаторов проекта в регионах.
Партпроект оказывает содействие в реализации поручений Послания Президента РФ Федеральному Собранию на 2018 год в части создания дополнительных мест в дошкольных учреждениях для детей в возрасте от двух месяцев до трех лет, строительства школ, контроля реализации президентского проекта профориентации школьников «Билет в будущее».
Важнейшим направлением нашей работы во втором полугодии станет национальный проект (программа) в сфере образования, который должен быть подготовлен в соответствии с Указом Президента РФ от 7 мая «О национальных целях и стратегических задачах развития РФ на период до 2024 года». Эта большая и комплексная программа аккумулирует в себе все выработанные предложения по разным направлениям развития сферы образования для достижения, в том числе, цели вхождения России в число десяти ведущих стран мира по качеству общего образования.
Строительство школ по концессии: в чем выгода инвесторов и Сбербанка?
Лента новостей
Все новости »
В России нашли новый способ решить проблему нехватки учебных учреждений. Их предлагается строить по концессии. Застройщику предлагается вложить 30% стоимости проекта, на оставшиеся 70% ему выделят кредит
Новые школы в России хотят строить по концессии. Так предполагается решить проблему их нехватки. Инвесторам предложат вложить в строительство школ 30% стоимости проекта. На оставшиеся 70% Сбербанк выделит застройщику кредит, а залогом будет право на концессию — дальнейшее использование объекта с возможностью получения коммерческой выгоды. Об этом пишут «Ведомости» со ссылкой на представителей Сбербанка и двоих не названных банкиров.
Похожую схему применяют в строительстве дорог. Но на последних можно заработать, сделав участки дороги платными. Здания школ коммерческого использования не предполагают. Поэтому государство будет в дальнейшем компенсировать расходы инвестора на строительство школы — выплачивать фиксированную сумму из бюджета.
Правда, в какие сроки застройщик получит компенсацию, пока неясно, говорит генеральный директор ассоциации «Мегапир», председатель Комитета по предпринимательству в сфере экономики недвижимости Торгово-промышленной палаты РФ Александр Каньшин:
— Реализация подобных проектов инфраструктурных с использованием коробочной концессии это хорошая, правильная и логичная попытка перенять западный опыт. На Западе уже достаточно давно сложилась практика, когда государство, инвестор и банк договариваются о том, что будет реализовываться девелоперский проект по строительству каких-то районов, микрорайонов. И кредит на строительство инфраструктуры, в частности детских садов, школ будет выдаваться банком. При этом государство, по заранее оговоренному графику в последующем затраты инвестора на строительство инфраструктуры, будет погашать за счет налогов, которые будут идти от этого микрорайона, от конгломерата, скажем так, жилищного. Попытка применить этот инструмент аналогичная и правильная. Другое дело, что здесь возникает ряд проблем. В Сургуте пробуют применять подобные схемы. Инвестор, у него нет четкой картины, в какие сроки он вернет свои средства от строительства детского сада и школы. Нет сложившейся четкой практики, нет сложившейся программы, механизма возврата.
— Как можно в дальнейшем школы использовать по концессии? Можно как-то заработать? Если нет, в чем тогда смысл?
— Как раз-таки школа и детский сад — это не те объекты, на которых можно заработать. Это сделать можно за счет эксплуатации микрорайона, тем самым покрыть вот эти расходы. Обычно концессионная схема предусматривает, что часть средств возвращает государство от налогов. Части налогов, которые идут от этого микрорайона.
Сбербанк также еще не определился со ставкой для кредитов под концессионное строительство школ. Но выглядит достаточно привлекательно для всех трех сторон. И, прежде всего, для банка, говорит главный редактор банковского портала Finnews.ru, финансовый аналитик Владимир Шевченко.
Владимир Шевченко главный редактор банковского портала Finnews.ru, финансовый аналитик «Но если в бюджете заложена еще сумма на компенсацию расходов по процентам, то строительной организации все равно. Если заложено, то он все получит — свой фронт работ, займет своих рабочих, иначе это бессмысленно. То есть получается, нагрузку несет бюджет. Процентные платежи кто-то должен заплатить Сбербанку, чтобы ему стало выгодно. Единственный, кто может заплатить, — это бюджет. У строителей же, мягко говоря, спрос-то потихоньку обнуляется, их нужно занять чем-то. Вот придумали в Москве, чтобы строители не разбежались и не разорились, занять их реновацией. Сейчас займут еще школами, чтобы пережить трудные времена. И школы получат, и Сбербанк заработает, и строители не разорятся — прекрасная схема. Выигрывают все. Государство получает школы, строители — подряд, занимают сами себя, а Сбербанк — проценты по кредиту. Народ получает образовательные учреждения.
Запрос от инвесторов уже есть на 12 таких проектов общей стоимостью 12 млрд рублей, говорят представители Сбербанка. В схеме заинтересованы и региональные власти. В Ханты-Мансийском автономном округе в инвестиционную программу включено более 50 школ, в Новосибирской и Свердловской областях — по четыре и шесть пилотных проектов соответственно.
Кто построит школы
Школ меньше, школьников больше
В России становится меньше школ. С 2001 г. количество сельских школ сократилось с 46 000 до 24 000, городских – с 23 000 до 18 000 единиц, сказала аудитор Счетной палаты Светлана Орлова, выступая на правительственном часе в июне 2019 г. (ее слова есть на сайте Счетной палаты). Из-за этого 13% школьников, по ее данным, учится во вторую или даже третью смену. Всего в России 16 млн школьников.
Другая проблема – износ. В России 9146 школ имеют износ от 50 до 70% и 6082 – более 70%, говорится в программе содействия созданию в регионах новых школьных мест. Это, судя по данным Росстата, более трети всех школ в стране. Ветхие школы не соответствуют федеральным государственным программам образования, сказано в документе. Повысить доступность и качество образования помогут переход на обучение в одну смену и строительство новых школ взамен ветхих.
«К 2024 г. численность школьников составит почти 20 млн, и система общего образования должна отвечать этому вызову. На первый план выходят качественные, одинаково доступные по всей России образовательные услуги», – указывает Орлова.
Миллиарды на школу
Правительство должно обеспечить глобальную конкурентоспособность российского образования, вхождение Российской
Федерации в число 10 ведущих стран мира по качеству общего образования, говорится в майских указах президента Владимира Путина.
Но есть более масштабная программа, посвященная содействию созданию в регионах новых мест в школах и рассчитанная на 2016–2025 гг. Она предполагает создание 6,6 млн новых мест, ее бюджет – 2,8 трлн руб., почти 2 трлн из которых – федеральные.
Но в 2018–2020 гг. регионы получат на строительство школ лишь 74,5 млрд руб. субсидии, что позволит ввести не более 122 000 учебных мест, писали «Ведомости». Уже сейчас в стране не хватает около 2 млн учебных мест, говорил Отто Сопроненко, генеральный директор «Первой концессионной компании «Просвещение» (его цитировали разные СМИ), причина – недостаток финансирования.
С бизнес-помощью
Выход из этой ситуации – строительство школ на условиях государственно-частного партнерства (ГЧП), указывает Сопроненко. «Нет возможности ждать, когда появятся деньги в бюджете, руководство страны требует перевести школы в односменный режим в кратчайшие сроки», – говорил первый вице-президент Газпромбанка Алексей Чичканов на форуме Российского фонда прямых инвестиций и Совета Федерации «Инвестиции в регионы – инвестиции в будущее».
От ГЧП выигрывают все: бизнес взамен на льготы дает финансирование, опыт, управление, инновационные подходы, а государство получает готовую инфраструктуру, писала управляющий партнер «Пионеры ГЧП» Дарья Годунова в своей колонке в Forbes. Частный партнер, объясняет Сопроненко, берет на себя проектные риски и затраты на эксплуатацию уже построенных школ.
Основные области применения ГЧП в мире:
– строительство автомагистралей;
– проекты в сфере ЖКХ;
– строительство и эксплуатация IT-инфраструктуры;
– социальная сфера
Источник: Центр развития ГЧП
Группа компаний «Просвещение» в ближайшие семь лет готова построить около 100 школ, если сложатся благоприятные условия. «Видя большое количество школ-новостроек в стране, какой-то момент мы поняли: многие новые здания школ построены по устаревшим проектам и не отвечают потребностям тех, кто будет в них учиться и работать», – рассказывает в интервью «Ведомости&» президент «Просвещения» Михаил Кожевников (подробнее см. стр. 06). Построенная сегодня школа будет функционировать еще лет 30 и от того, как организовано пространство, будет зависеть развитие самой школы, отмечает он.
«Просвещение» умеет планировать образовательный процесс, понимает, где классы могут быть соединены, масштабированы и как для этого конфигурировать школьное пространство, объясняет Кожевников.
Образовательные комплексы, которые планирует построить ГК «Просвещение», будут представлять собой несколько зданий с единой администрацией. Управлять такой школой можно будет с помощью облачных технологий и единого электронного хранилища. Это позволит уменьшить число управленческого персонала.
Первый комплекс школ на 4000 мест «Просвещение» планирует построить по модели ГЧП в Нижегородской области. «Наша задача – сделать школу высокого уровня. Это касается оснащения, организации образовательного процесса, формирования управленческой команды и обучения учителей», – говорит Кожевников.
Комплекс будет состоять из трех учебных корпусов и центра дополнительного образования, объединенных единой образовательной программой, говорится на сайте правительства Нижегородской области. Уникальность комплекса – в концепции двух ступеней. Первая ступень объединит начальную школу и обучающихся 5−7-х классов; вторая – старших школьников, с 8-го по 11-й класс. Основной фокус второй ступени – предпрофильная подготовка и ранняя профориентация.
Школа-центр
В новых школах Нижнего расположатся трансформируемые актовые залы, универсальные спортивные залы и бассейны, творческие студии, помещения для кружков, мастерские ручного труда, коворкинг, зоны для самостоятельной и проектной работы – в библиотеке-медиацентре. Рядом с производственными помещениями столовой будет кулинарная студия, чтобы дети могли наблюдать за работой поваров. По задумке школа станет и культурным центром.
Генподрядчика строительства утвердит Нижегородская область, она же выделит из регионального бюджета 2 млрд руб. «Просвещение», по словам его представителя, также вложит в проект собственные и привлеченные средства (сумму он не называет), а затем будет эксплуатировать школы 13 лет с момента окончания строительства.
Реализация проекта позволит решить злободневные проблемы: сократить очереди при поступлении в школы и ликвидировать вторую смену обучения, докладывал губернатор Нижегородской области Глеб Никитин на встрече с президентом Владимиром Путиным в октябре (цитата по сайту правительства области).
Всего в Нижегородской области «Просвещение» планировало построить 13 школ на 14 900 мест до 2024 г.
«Мы рассматриваем проект не с точки зрения строительной маржи, а как профессионалы в сфере образования», – говорит представитель «Просвещения» в ответ на вопрос о возврате инвестиций. В случае успешной реализации проекта его можно будет тиражировать, продолжает он, но нужны единые правила в сфере ГЧП.
Пока в России не так много примеров ГЧП в сфере образования. Эту сферу регулируют два акта: вступивший в силу в 2015 г. закон о ГЧП и закон о концессионных соглашениях (разновидность ГЧП), одобренный 10 годами раньше.
На сайте torgi.gov.ru к 22 октября 2019 г. размещена информация о 2158 конкурсах на право заключения соглашений о ГЧП и муниципально-частном партнерстве, а также концессионных соглашениях, приводит статистику Людмила Ильичева, директор Центра государственно-частного партнерства Российской академии народного хозяйства и государственной службы при президенте РФ. Но только в 70 конкурсах из 2158 речь идет об объектах образования, культуры и спорта. На платформе поддержки инфраструктурных проектов «Росинфра» есть информация о 42 проектах, заявленных по закону о ГЧП, но ни одного – в сфере образования, говорит Ильичева.
Неновый механизм
В России по всем схемам ГЧП реализуется около 4000 проектов стоимостью 3 трлн руб., 1,2 трлн из которых – частные, сказал предправления АНО «Национальный центр ГЧП» Павел Селезнев на Международном арктическом форуме.
Без ГЧП в образовании не обойтись: за короткий срок в Ханты-Мансийском округе нужно создать порядка 25 объектов в сфере образования стоимостью около 1,5 млрд руб. каждый, говорил Роман Генкель, гендиректор Фонда развития Югры. Механизм ГЧП позволит распределить нагрузку для бюджета по времени.
Сейчас большинство проектов с участием государства и бизнеса реализуется по закону о концессиях, делает вывод Ильичева. Одна из причин – сложная процедура инициации проекта, объясняет она: предложение представляет собой фактически предпроектную подготовку стоимостью 5–10% общего объема инвестиций. Нужны банковская гарантия (от 5% общего объема финансирования), разрешительная документация. Но это не освобождает компанию-инициатора от участия в конкурсе, в котором конкуренты заявляются на сформированный ею проект и, соответственно, не несут предварительных затрат, отмечает Ильичева.
Кроме того, частным компаниям невыгодно инвестировать в социальную инфраструктуру: по закону о ГЧП собственность остается за компанией, но заработать, например, на школах весьма сложно, отмечает Ильичева.
Модели ГЧП могут быть разными, писал ректор НИУ ВШЭ Ярослав Кузьминов в докладе Центра стратегических разработок и Высшей школы экономики «12 решений для нового образования». Первая – «инфраструктурная ипотека». В этом случае на старте государство потратит меньше, но будет выплачивать оставшиеся средства девелоперу. Вторая – расширенные обязательства инвестора. То есть не только строительство школы, но и ее оснащение – электронными учебниками, игровыми симуляторами. Это предоставление комплексного образовательного продукта. Третий вариант – уже упомянутая концессия. &