что дает северный поток 2 простым гражданам россии
История строительства газопровода «Северный поток-2» очень схожа с историей первой советской магистральной газовой трубы «Уренгой-Помары-Ужгород», и ее ответвления в Западную Европу. Накал страстей и перипетии борьбы за этот стратегический проект хорошо описаны в советском двухсерийном фильме «Контракт века» (1985 год).
Сегодня перед нашими глазами в режиме реального времени разворачивается не менее захватывающий триллер под названием прокладка газопровода Северный поток-2», в котором по сути те же самые игроки разыгрывают очередной акт непрекращающейся драмы под названием борьба за Европу. И это лишний раз показывает насколько тесно связаны экономика и геополитика. Уже почти 30 лет нет СССР, но осталось противостояние по линии Восток-Запад, и это самое противостояние имеет ровно те же самые причины, что и 40 лет назад и даже те же самые следствия.
Именно это следует помнить в первую очередь, когда мы рассматриваем эпопею «Северного потока-2».
Экономика или геополитика?
Для начала давайте уясним, что экономику подобных проектов нельзя считать по чистой прибыли или убытку только одного компонента и, тем боле, на ограниченном промежутке времени.
Возьмем для примера все тот же газопровод «Уренгой-Помары-Ужгород». Его рентабельность считалась тоже из расчета 20 лет. Но с момента его постройки прошло более 30 лет. За это время поменялось не только законодательство стран-участниц, но и СССР давно уже нет. А между тем – газопровод не только продолжает приносить доход, но и стал одним из фундаментов по возрождению интеграционных проектов Большой Евразии. Еще более показательным здесь является нефтепровод «Дружба» и т.д. А потому выносить «окончательное» суждение по рентабельности «Северного потока-2», трубы которого, и месторождения с которых идет газ рассчитаны служить гораздо дольше, чем 20 лет, просто глупо.
А потому, те, кто так говорят, особенно это касается таких видных «экспертов» в области крымского мостостроения и газопроводов, не только не способны посмотреть на проблему с высоты хотя бы второго ее этажа, но даже не удосужились изучить совсем недавнюю историю, причем аналогичного проекта.
Любой, кто это сделает понимает, что решение немецкого регулятора, это неприятность, которая может стоить инвесторам проекта недополученной прибыли на некотором промежутке времени, но не более того. И в меньшей степени это относится к «Газпрому» в частности и Москве в целом, которая несмотря на грозные заявления США и просто тотальное давление на Европу все-таки смогли сделать главное.
А далее… Кстати, а давайте разберемся, что может быть далее и какие решения проблемы есть у инвесторов Nord Stream 2 AG.
Чему нас учит история с OPALом
Для начала, я хочу в качестве примера последовательности европейцев в газовом вопросе кратко напомнить совсем недавнюю историю с газопроводом OPAL, который наполовину принадлежит «Газпрому» и на который много лет распространялись ограничения по третьему энергопакету ЕС.
В октябре 2016 года Еврокомиссия вывела этот газопровод из-под действия ограничений. В декабре того же года Польша опротестовала это решение через Европейский Суд. Но в июне 2017-го ограничения на время разбирательства были сняты и с августа 2017-го «Газпром» использовал 90% мощностей трубы.
Решение по иску было принято в сентябре 2019-го, и OPAL вновь заработал на 50% мощности, но в уже в ноябре Германия подала апелляцию на решение Европейского Суда.
А когда эта тяжба закончится, не исключено, что будет найден еще один аргумент в пользу того или иного решения и дело пойдет на следующий круг, который может длиться годами. А таких заковырок в европейском законодательстве очень много.
Да и кто сказал, что общеевропейские правила вечны? Последние события ставят это под большой вопрос, и здесь уже главным фактором становится не третий энергопакет ЕС, а наличие газовой трубы, о чем мы и сказали в самом начале.
Но в этой истории есть и еще несколько чисто экономических аспектов, которые позволят инвесторам проекта либо частично, либо полностью вернуть свои вложения, причем за очень быстрый период времени.
Вернет ли «Газпром» свои деньги?
Момент 1. Так как проект «Северный поток-2» начинался и основные вложения в него делались до принятия изменений в европейское законодательство, а инвестиции в него делали европейские кампании (а Nord Stream 2 AG, имеет швейцарскую «прописку» и половина ее акционеров – европейские корпорации), то убытки, которые могут понести акционеры могут и будут оспорены в суде. Причем, летом 2019 года Nord Stream 2 AG именно так и намерен поступить, если права его инвесторов будут ущемлены.
А это сразу снимет вопросы убытков.
Момент 2. Есть несколько простых путей решить проблему наполнения трубы. И для этого «Газпрому» совсем не нужно даже терять контроль над ее немецкой 12 мильной частью, о чем говорят многие эксперты. Достаточно правительству России разрешить трубный экспорт газа в Европу не только «Газпрому», но и … например, «Роснефти», или НОВАТЭКу.
Момент 3. Проект Балтийский СПГ. Мало кто обращает внимание, но «северный поток-2», вернее труба по дну Балтийского моря, это только часть проекта. «Газпром» также вкладывал деньги в инфраструктуру на территории России, эти окупаемость этих вложений также является под угрозой. Но здесь у «Газпрома» появилось окно возможностей.
Помните, я в начале говорил, что эффективность проектов такого уровня нельзя рассматривать «по чистой прибыли или убытку только одного компонента». Если мы посмотрим на ситуацию с несколько более высоких позиций, то мы увидим, что как только встал вопрос о загрузке «Северного потока-2», так сразу решился вопрос инвестиций в другой проект «Газпрома» Балтийский СПГ мощностью 15 млн. тонн газа в год. А подводящие газовые мощности этого проекта «удивительным образом» находятся все в той же Усть-Луге. А потому, если на каком-то промежутке времени на СП-2 будут распространятся ограничения 3-го энергопакета, то как минимум подводящие мощности потока на российской стороне будут загружены, и соответственно будут окупаться и т.д.
Я не буду перечислять всевозможные варианты использования построенной в рамках проекта СП-2 инфраструктуры. Как вы уже поняли, они есть и их много. И как я сказал в самом начале, важнейшим моментом здесь является именно факт прокладки само трубы. Будет труба – будут и варианты ее использования. Это как раз меньшая из
Что изменится в жизни россиян после запуска в эксплуатацию «Северного потока-2»
Россияне перестают всех кормить
На шее у русского народа привыкли сидеть многие страны. И не просто привыкли, но еще и нагло возмущаются, если их с этой шеи пытаются стряхнуть, как надоевших блох. Так на днях Владимир Зеленский, пожаловался, что завершение строительства СП-2 лишит Украину тех доходов, на которые она сейчас содержит армию, воюющую на Донбассе.
Уровень цинизма Украины просто зашкаливает. Но для бывших республик СССР это уже не первый такой случай. До этого палки в колеса развитию России вставляли прибалты, за что справедливо были лишены транзита российских грузов через свои порты, а, значит, и транзитных доходов.
Нормальные отношения с Европой
Многие граждане устали от бесконечных санкций, ограничений и прочих политических проблем в наших отношениях с Европой. Хочется просто ездить отдыхать в европейские страны, покупать европейские товары, иметь нормальные здоровые отношения между нашими странами.
Окончание строительства СП-2 делает это возможным. Потому что обострять отношения с Россией, от которой ты практически целиком и полностью становишься зависим в самом важном – поставках газа, дальше было бы просто глупо. Поэтому США так боялись окончания этого проекта.
Ведь тот, кто поставляет газ в Европу, тот и задает в ней политическую повестку. США надеялись, что это будут они. «Вводите санкции против России, а то газовоз с американским сжиженным газом не приплывет».
Европе пришлось бы подчиняться, чтобы банально не замерзнуть. Но теперь станет возможным вести более независимую политику и выстраивать более добрые отношения с Россией, поставляющей ей газ.
Завершение войны на Донбассе
Сейчас завершить конфликт на Донбассе не дает зависимость от украинской трубы. Т.к. СП-2 еще не достроен и не запущен, приходится прокачивать газ через Украину, платить ей за транзит и содержать тем самым украинскую армию платежами за транспортировку газа.
Но завершение СП-2 полностью все меняет. Критическая зависимость Европы от российского газа с одной стороны и стоны Зеленского, что станет не на что содержать украинскую армию, с другой, дают России возможность завершить войну на Донбассе. Без последствий для себя.
Европа, окончательно подсев на наш газ, вряд ли станет вводить против России санкции, если наши войска наконец решат прогуляться до Киева. Замерзать за интересы Украины в Европе едва ли захотят. А украинская армия, оставшись без финансирования и белорусского бензина, вряд ли сможет долго и упорно сопротивляться. И война наконец закончится.
Утрата лидерства США, ослабление санкций
Завершение строительства Северного Потока-2 имеет не только экономические, но и политические последствия. Дело в том, что для Штатов завершение этого проекта – демонстрация бессилия когда-то грозных и устрашающих санкций. Теперь в их силу никто не поверит.
Соединенные Штаты приложили массу усилий для остановки этого проекта. Но не остановили его. И этот позор и бессилие США увидел весь мир. А если Россия смогла завершить проект несмотря на санкции США, то и другие страны тоже захотят что-то делать наплевав на санкции.
Ну и, наконец, это просто экономия бюджета. Украина потеряет несколько млрд. долларов в год, которые платила ей Россия за транзит. А для нас эти сэкономленные миллиарды – это новые школы, больницы, мосты и дороги.
Handelsblatt: «Северный поток-2» могут запустить со штрафом в €1 млн
В Киеве рвут волосы: там только-только нашли способ сохранить транзит после 2024 года
«Северный поток-2» можно запустить и без сертификации. Об этом сообщила авторитетная немецкая газета Handelsblatt. Ее источники отмечают, что в случае запуска газопровода до сертификации оператор должен заплатить штраф до €1 млн, как это было с NEL (ответвление «Северного потока») и EGL 401 (принадлежит немецкой Ferngas) — их также запускали без сертификации.
Газета также отмечает, что €1 млн штрафа «выглядит приемлемым» на фоне не менее €10 млрд инвестиций в «Северный поток-2». Отмечается также, что таким образом «Газпром» сэкономит на транзите газа через Украину.
Все это плохие новости для президента Украины Владимира Зеленского. Ранее он решил внести свою лепту в преодоление энергетического кризиса в Европе, и изложил свои предложения главе Еврокомиссии Урсуле фон дер Ляйен по телефону.
Зеленский, в частности, заявил, что Украина готова снизить для европейцев цену на транзит газа по своей территории, а также предоставить им «собственные подземные хранилища для хранения стратегического резерва топлива».
Обойти вниманием «Северный поток — 2», раз представилась такая возможность, он тоже, естественно, не мог. Потому в очередной раз объявил проект главной «угрозой для энергетической безопасности всей Европы».
Не очень понятно, сошлись ли собеседники в этой трактовке. Тем не менее, как следует из украинского пресс-релиза, идею «создания региональной платформы по укреплению энергетической безопасности» они обсудили.
Глава Еврокомиссии заявила, в свою очередь, что «ЕС и Украина продолжат сотрудничество в сфере энергетики: по поставкам и хранению газа, возобновляемым источникам и энергоэффективности». А также ритуально заверила Киев «в полной поддержке ЕС Украины, ее суверенитета и территориальной целостности».
Энергетический кризис, действительно, пока не отпускает Европу. Из-за того, что сертификация «Северного потока — 2» затягивается, цена на газ снова резко пошла вверх. И впервые с конца октября достигла 1150 долларов за тысячу кубометров, о чем свидетельствуют данные биржи ICE Futures.
Вот только решать проблему Урсула фон дер Ляйен взялась явно не с тем партнером. Поскольку Украина сама рискует этой зимой свалиться в глубокую, темную и холодную яму.
В стране уже отключили 90% мощностей ТЭС. Работают только два энергоблока из 23-х — несколько на ремонте, а для остальных просто не хватает угля. В связи с закрытием угольных станций, растет, соответственно, потребление газа, отчего его запасы стремительно уменьшаются.
По данным НЭК «Укрэнерго», по итогам первой недели ноября в подземных хранилищах газа оставалось чуть больше 17 млрд. кубов, что на 37% меньше прошлогодних показателей на аналогичную дату. Это значит, что в случае, если зима будет холодной, газа может и не хватить.
Тогда в чем смысл «смелых» предложений Зеленского? Чей газ он собирается транзитировать и копить в своих хранилищах?
— Зеленский, по сути, пытается переложить всю вину за энергетический кризис на Россию и угодить, тем самым, европейцам, — комментирует ситуацию ведущий аналитик Фонда национальной энергетической безопасности, эксперт Финансового университета при правительстве РФ Игорь Юшков. — Потому что причины этого кризиса лежат в самой Европе. Никто им не ограничивал поставки газа. Там чисто экономические характеристики и ошибки, собственно, европейского руководства.
Они ускоренный энергопереход производили, выдавливая из энергобаланса и уголь, и газ. Закрывали газовые и угольные электростанции. Потом, когда в 2021 году ветровая энергетика дала электроэнергии меньше, чем в предыдущие годы, соответственно, встал вопрос, что это надо чем-то другим заменить.
Пытались заменить газом. Но поскольку сами выдавливали его из энергобаланса, оказалось, что собственная добыча падает колоссально. Другие поставщики — типа Норвегии и Алжира — тоже не могут увеличить поставки по трубопроводам. А что касается СПГ, то поставщики, в основном, предпочитают отправлять его на азиатские рынки, потому что там цены выше и можно заработать.
То есть, причины энергокризиса в самой европейской энергополитике. Но европейцы не хотят этого признавать, а Зеленский этим пользуется. Он говорит, что «проблема не в вас, европейцы, а в России» и обещает в какой-то степени решить это. И, соответственно, пытается заработать на всей этой истории.
«СП»: — И в чем тут смысл?
— Во-первых, он предлагает европейцам закачивать больше газа в подземные хранилища, которые расположены на Украине. Там, действительно, подземные хранилища большие, и они не используются почти. Последние годы к отопительному сезону в них закачивали около 20 млрд. кубов — плюс-минус. При реальной мощности — 40 млрд. кубометров.
Все дело в том, что в нормальный год европейцам это не нужно. У них есть свои подземные хранилища, и они туда закачивают газ к началу отопительного сезона. Летом закачивают, зимой — отбирают. Потому никакого смысла особого использовать хранилища на Украине нет, тем более что газ туда, соответственно сначала надо доставить. Платить Украине за хранение — т.е. это не бесплатная услуга. А потом — когда возникнет необходимость — ты еще должен заплатить за то, чтобы до твоей территории его докачали.
Плюс всегда есть риски того, что Украина, у которой регулярно возникают проблемы с прохождение отопительного сезона, этот газ просто начнет забирать себе. Мол, «у нас тут чрезвычайная ситуация, но летом мы вам все отдадим». Летом не нужен он европейцам.
Украина в этом плане рискованный партнер — это все прекрасно понимают.
«СП»: — Какие вообще скидки на транзит он может предлагать Европе, если газ качает российский Газпром?
— Здесь, я думаю, европейцы прекрасно понимают, почему Газпром отчаянно не увеличивает объемы прокачки через Украину. Потому что это дорого.
В нынешнем контракте Газпрома и оператора ГТС Украины, который действует до конца 2024 года, говорится, что есть основные объемы — 109 млн. кубов в сутки он должен прокачивать. Они идут с условием «качай или плати».
Если Газпром не прокачивает эти объемы, то он все равно заплатит за это. Но если компания хочет качать больше этих 109 млн. кубов, тогда она участвует в специальных аукционах и добирает себе объемы сверх контрактных обязательств. Но там не скидка включается, а, наоборот, повышающий коэффициент.
То есть, если Газпром качает больше контрактных обязательств, он платит дополнительно за прокачку каждой следующей тысячи кубов.
Изменить контракт сейчас невозможно. Во всяком случае, не в компетенции Зеленского. И когда он говорит, что «мы дадим скидку на транзит», это не касается газпромовского газа, который европейцы покупают.
По сути, Зеленский говорит: покупайте у России еще больше газа, как это ни странно, казалось бы. Но точка «сдачи-приемки» должна быть на российско-украинской границе (то есть, чтобы там Газпром отдавал право собственности). Вот тогда он обещает европейцам скидку на прокачку.
Соответственно, тем самым он заманивает европейские компании, чтобы они подписывали контракты на поставку газа на российско-украинской границе
«СП»: — Им это выгодно?
— Нет, конечно. Ни одна компания в здравом уме этого делать не будет. Зачем ей все эти проблемы с транзитом, с украинской трубой. Зачем эти риски брать на себя, когда спокойно у Газпрома можно купить газ уже Европе. А как он доставит его до Германии или Австрии, где основные точки «сдачи-приемки», это уже его проблема будет.
Но Зеленский пытается их затащить на границу своими скидками. Он надеется, что если европейцы согласятся покупать газ на границе Украины-России, тогда транзит после 2024 года сохранится. Логика тут такая: даже если Газпром новый договор подписывать не будет, европейцы будут покупать и, соответственно, будут подписывать транзитные договора с украинскими компаниями.
Он хочет просто заработать. Вот и предлагает свои услуги. Но какого-то смысла в этом для европейцев нет, а рисков слишком много.
«СП»: — В таком случае, что за «региональную платформу по укреплению энергетической безопасности» они собираются создать? Такая идея якобы тоже обсуждалась.
— Суть в том, чтобы подключить Украину к некой внутриевропейской дискуссии по энергетике. То есть, когда вы создаете какие-то резервы, то где-то должны все это хранить. А так как на Украине есть подземные хранилища, вот они, соответственно, и предлагают оказывать услуги по хранению газа
Поэтому большую идею предлагают — «давайте какую-то систему, платформу создадим». Но в реальности продвигают конкретно услугу — за деньги хранить газ в подземных хранилищах.
Ничего другого они предложить не могут. Зато все это подается под неким магическим соусом — «система энергетической безопасности».
Но вряд ли европейцам нужна эта навязанная услуга. Они все свои усилия направляют на принципы программы декарбонизации и говорят, что «наша система безопасности заключается в том, чтобы вообще не использовать углеводороды».
По крайней мере, основная европейская направленность именно такая.
Тут, скорее, сторонам важно показать некий диалог между Украиной и Европой. Особенно это важно для Украины — мол, «Европа с нами, смотрите! Они с нами разговаривают. И мы единым фронтом будем выступать против России».
Такой посыл, я думаю, пытаются сформировать в Киеве.
А для европейцев это как бы демонстрация того, что Украину они не бросили, несмотря на то, что «СП-2» будет запущен, находятся с ней в контакте и учитывают ее интересы. Но все это происходит на политическом уровне. А важно, чтобы сотрудничество было на экономическом уровне.
Опять же, глава ЕК — не указ ни одной коммерческой компании. Потому никто не будет слушать какую-то фрау фон дер Ляйен, если та будет требовать, чтобы газ покупали не у Газпрома, а у кого-то другого, и не в Австрии, где газовый хаб, а на границе России и Украины. В любой компании ей скажут, что это «не ваше дело, не ваши полномочия, вы не можете нам указывать, где нам и что покупать».
Поэтому переговоры эти просто символичны. Но после них никакой обязанности со стороны Европы что-либо менять не возникает.
Почему же руководство «Нафтогаза» в целом и Юрий Витренко, сын «пророссийской прогрессивной социалистки» Наталии, в частности не просто бьются в родимчике, истеря по поводу «Пропало всё!», но и всю вертикаль власти, включая президента Зеленского, соответствующим образом настроили?
На Украине не хуже нас знают (кому знать положено), что «Газпром» является собственником только половины «СП-2», вторая половина принадлежит европейским (в том числе немецким) компаниям. То есть продавец и поставщик газа при его транспортировке по «Северному потоку — 2» будут платить не только по в полтора-два раза более низким тарифам, чем за украинский транзит (там, кстати, ещё и на том, что маршрут на треть короче, есть дополнительная выгода), но платить они будут фактически сами себе, перекладывая деньги из правого кармана в левый и теряя только на налогах в казну. Представьте, насколько надо будет Киеву снизить тарифы, чтобы его предложение в этих условиях оказалось коммерчески привлекательным. Навскидку, раза в три. Если за счёт политической составляющей удастся что-то отыграть, всё равно понижение в два — два с половиной раза неизбежно. С учётом того, что Украина оценивает свой ежегодный заработок на транзите примерно в три миллиарда долларов, потеряет она не менее полутора (а то и больше). Это сразу поставит вопрос о рентабельности работы ГТС. Напомню, что при нынешних тарифах предел рентабельности оценивается «Нафтогазом» в тридцать миллиардов кубов прокачки в год.
Но если тариф драматически снизится, то и рентабельность упадёт. То есть, чтобы ГТС работала не в убыток, надо будет заключить транзитный контракт до 60-70 млрд. кубов, а чтобы ещё что-то заработать, необходимо прокачивать не менее 80 миллиардов кубометров в год. Это близко к объёмам украинского транзита в лучшие времена (98 млрд кубов в 2010 году, 104 млрд кубов в 2011 году), до появления «потоков» и до начала поставок в Европу российского сжиженного газа. Смешно полагать, что российско-европейские совладельцы оставят свои газопроводы пустыми ради удовлетворения желания Украины не потерять в доходах. Поэтому Миллер от имени «Газпрома» (а по существу — от имени всех акционеров «СП-2») прозрачно намекал, что для того, чтобы Украина получила желаемые ею объёмы транзита, необходимо, чтобы ЕС резко увеличил закупки российского газа.
Таким образом, чтобы сохранить транзит через Украину на нынешнем уровне, ЕС необходимо увеличить закупки российского газа на 25-50 миллиардов кубометров в год. Ну а с учётом неизбежного падения цены транзита реальное увеличение закупок российского газа должно достичь 45-60 миллиардов кубометров в год. Это практически нереально. Даже с учётом закрытия угольных электростанций такой рост потребления за 2-3 года возможен только в том случае, если в это время экономика ЕС будет расти со скоростью 12-15% в год. Пока что ЕС даже за счёт надувания биржевых пузырей не может вырваться за 1-3% роста в лучшие (нековидные) годы. Так что предполагать возможность взрывного роста реального сектора (который и потребляет газ) не приходится.
Но мы же знаем, что Запад обещал Украине помочь уговорить Россию. И он обязательно поможет. Вот только до этого светлого момента Украине ещё дожить надо. Дело в том, что, помимо транзита, Украина ещё и потребляет так называемый реверсный газ. В Киеве жутко гордятся, что отказались от закупок газа у «Газпрома», но на деле покупают тот же российский газ, но с наценкой за «европейскость».
Фокус, однако, в том, что газ поступает из России в украинскую ГТС. То есть закупается Киевом как «европейский», реально не покидая территорию Украины, что позволяет снизить «европейскую» наценку, ограничившись маржой формального посредника и не платя за доставку. Однако если физический газ перестанет поступать в украинскую ГТС, то Киеву его придётся реально закупать в Европе на споте. При всём угасании украинской промышленности газа всё ещё надо много. Если на заре 90-х годов Украина закупала в России для собственных нужд до 80 миллиардов кубометров газа в год, а затем постепенно снизила закупки до 60 миллиардов, то после 2014 года (с крахом экономики) потребности (по данным украинских властей) сократились до 30-35 миллиардов кубометров. Пусть даже удастся ужаться до 25 миллиардов кубометров в год — это всё равно очень большой объём. Если его реально закупать в Европе — не выдержит украинский бюджет. Если признаться, что реально закупается российский газ и вернуться к прямым контрактам с «Газпромом», придётся идти на большие уступки, при этом очень расстроятся украинские нацисты, которых как огня боится Зеленский, да и вся прочая политическая тусовка Киева.
Заставить Украину ходить с протянутой рукой и закупать дорогой европейский газ «Газпром» может уже со следующего года. Достаточно просто прекратить (или максимально сократить) транзит через украинскую ГТС. От половины до 60% поступающего в неё «транзитного» газа реально идёт на нужды Киева. Если оставить только чистый транзит в Европу, Киеву придётся либо отбирать европейский газ из трубы (что не понравится его ходатаям из ЕС), либо судорожно искать деньги на покупку резко подорожавшего газа.
Найти эти деньги можно только на внутреннем рынке. Кредиты Киеву и так если и выдают, то либо на погашение прежних кредитов МВФ (так что живых денег на Украине не видят, только становятся всё больше должны), либо же Киев привлекает деньги на свободном финансовом рынке, но там дают под такие проценты и на таких условиях, что легче сразу застрелиться (не так больно будет). Поиск средств внутри страны предполагает увеличение налогов и цен на газ для внутреннего потребителя. От такой «радости» и так дошедший до предела терпения народ может взорваться, и тогда сегодняшние нытики, «не знающие», как бороться с вооружённой до зубов властью, увидят, как вооружённая до зубов власть бежит от безоружной толпы, которой нечего терять и которая идёт убивать.
Скажете, что «Газпром» обязан до 2024 года качать газ через Украину? Нет, не обязан. Контракт основан на принципе «качай или плати». «Газпром» будет платить. Но если при этом вместо поступающего в её ГТС из России псевдореверсного газа Украине реально придётся закупать газ в Европе. Платить придётся в два-три и более раз дороже (возможно, и на порядок дороже). Ведь для Украины не зарезервированы специальные объёмы газа в Европе, а резкий (на 20-30 миллиардов кубов) рост закупок поднимет цены на споте, которые и так далеки от щадящих.
Поэтому украинские политики и торопятся. Поэтому они и шантажируют Европу, заявляя, что в безвыходной ситуации могут решиться на самые деструктивные шаги, вплоть до разжигания военного конфликта в серой зоне между ЕС и Россией.
Не исключаю, что им в этот раз удастся запугать Европу и ЕС будет настаивать на каком-то компромиссе между «Газпромом» и Киевом. Именно на компромиссе, поскольку принудить Россию торговать на нерыночной основе Европа не может, а времени для спасения Киева осталось немного, маневрировать некогда. Что ж, во-первых, любой компромисс будет в пользу «Газпрома», поскольку будет означать улучшение ситуации по сравнению с текущей. Ведь для того, чтобы «Газпром» (которому для выполнения контракта не надо ничего качать, достаточно просто платить — и не подкопаешься) не осушал ГТС Украины полностью, Киеву тоже придётся пойти на уступки.
Во-вторых, уставшая от украинских истерик и шантажа Европа, добившись временного компромисса, с удовольствием сочтёт все свои обязательства перед Украиной выполненными и постарается сделать вид, что этот чемодан без ручки принадлежит кому угодно, только не ей.
Соответственно, Украина получит резкое, но не критичное ухудшение ситуации сейчас, а также печальную перспективу в 2024-25 годах (или немного позже) оказаться перед лицом объединённых «Газпрома» и ЕС, спаянных общими интересами и совершенно не заинтересованных в дальнейшем существовании неадекватного киевского режима.
Так что выбор невелик: либо сразу помереть, либо немножко помучится. Понятно, что Киев выберет помучится и крови ещё из всех попьёт, но зашкаливающий уровень истерики киевских политиков демонстрирует, что они наконец осознали перспективу и поняли безвыходность своего положения.
Ни тебе газа, ни членства в ЕС, ни даже Украины не остаётся. А сколько было надежд и амбиций!