что дает расчет пожарного риска
Независимая оценка пожарного риска (НОР)
Пожарный аудит — это независимая оценка пожарного риска проводится на основании договора, заключаемого между собственником или иным законным владельцем объекта защиты и экспертной организацией, осуществляющей деятельность в области оценки пожарного риска. Порядок получения экспертной организацией добровольной аккредитации устанавливается МЧС России.
НОР (аудит пожарной безопасности) могут осуществлять только аккредитованные при МЧС экспертные организации. В случае установления соответствия объекта защиты требованиям пожарной безопасности, установленным федеральными законами о технических регламентах и нормативными документами по пожарной безопасности, путем независимой оценки пожарного риска, собственник получает Заключение о независимой оценке пожарного риска на срок не более 3 лет.
Порядок проведения НОР регламентирован Постановлением Правительства РФ № 304 от 7 апреля 2009 года «Об утверждении Правил оценки соответствия объектов защиты (продукции) установленным требованиям пожарной безопасности путем независимой оценки пожарного риска» и включает в себя:
а) анализ документов, характеризующих пожарную опасность объекта защиты;
б) пожарно-техническое обследование объекта защиты для получения объективной информации о состоянии пожарной безопасности объекта защиты, выявления возможности возникновения и развития пожара и воздействия на людей и материальные ценности опасных факторов пожара, а также для определения соответствия объекта защиты требованиям пожарной безопасности;
в) в случаях, установленных нормативными документами по пожарной безопасности, — проведение необходимых исследований, испытаний, расчетов и экспертиз, а в случаях, установленных Федеральным законом «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности», — расчетов по оценке пожарного риска;
г) подготовка вывода о выполнении условий соответствия объекта защиты требованиям пожарной безопасности либо в случае их невыполнения разработка мер по обеспечению выполнения условий, при которых объект защиты будет соответствовать требованиям пожарной безопасности. Результаты проведения пожарного аудита оформляются в виде заключения о независимой оценке пожарного риска, направляемого собственнику.
Порядок оформления заключения о независимой оценки пожарного риска.
В заключении указываются:
а) наименование и адрес экспертной организации;
б) дата и номер договора, в соответствии с которым проведен пожарный аудит;
в) реквизиты собственника;
г) описание объекта защиты, в отношении которого проводился пожарный аудит;
д) фамилии, имена и отчества лиц (должностных лиц), участвовавших в проведении независимой оценки пожарного риска;
е) результаты проведения пожарного аудита, в том числе результаты выполнения работ, предусмотренных подпунктами «а» — «в» пункта 4 настоящих правил;
ж) вывод о выполнении условий соответствия объекта защиты требованиям пожарной безопасности либо в случае их невыполнения — рекомендации о принятии мер для приведения величины расчетов по оценке пожарного риска к требуемым Техническим регламентом о пожарной безопасности.
Заключение подписывается должностными лицами экспертной организации, утверждается руководителем и скрепляется печатью.
В течение 5 рабочих дней после утверждения заключения экспертная организация направляет копию заключения в структурное подразделение территориального органа МЧС России, в сферу ведения которого входят вопросы организации и осуществления государственного пожарного надзора, или в территориальный отдел (отделение, инспекцию) этого структурного подразделения.
Экспертная организация не может проводить пожарный аудит если:
а) на этом объекте организацией выполнялись другие работы и (или) услуги в области пожарной безопасности;
б) объект принадлежит ей на праве собственности или ином законном основании.
С 1 мая 2009 года вступил в силу Федеральный закон № 123-ФЗ «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности», который вводит совершенно новый механизм контроля и надзора за пожарной безопасностью на объектах защиты. В нем объединены многочисленные требования пожарной безопасности, действующие в России до этого. Согласно Закону, каждый объект защиты (здание, сооружение, технологические установки, оборудование и т. п.) должен иметь Систему обеспечения пожарной безопасности, отвечающую заданным нормам пожарного риска.
В ст. 6 указанного закона определены условия соответствия объекта защиты требованиям пожарной безопасности, при этом собственник объекта сам принимает решение о выполнении того или иного условия:
1) в полном объеме выполнены требования пожарной безопасности, установленные техническими регламентами, принятыми в соответствии с Федеральным законом «О техническом регулировании», и пожарный риск не превышает допустимых значений, установленных настоящим Федеральным законом;
2) в полном объеме выполнены требования пожарной безопасности, установленные техническими регламентами, принятыми в соответствии с Федеральным законом «О техническом регулировании», и нормативными документами по пожарной безопасности.
Следует отметить, что оценка пожарного риска — это проведение соответствующих расчетов по специально утвержденным методикам, с помощью которых можно определить, соответствует или не соответствует риск тем значениям, которые установлены Техническим регламентом.
Постановлением Правительства РФ от 31 марта 2009 г. № 272 «О порядке проведения расчетов по оценке пожарного риска» регламентирован порядок проведения расчетов по оценке пожарного риска и включает в себя:
Определение расчетных величин пожарного риска, которое обеспечивается исходя из:
а) анализа пожарной опасности объекта защиты;
б) определения частоты реализации пожароопасных ситуаций (табличные данные);
в) построения полей опасных факторов пожара для различных сценариев его развития;
г) оценки последствий воздействия опасных факторов пожара на людей для различных сценариев его развития;
д) наличия систем обеспечения пожарной безопасности зданий, сооружений и строений (автоматической пожарной сигнализации, системы оповещения и управления эвакуацией людей при пожаре, системы противодымной защиты, автоматического пожаротушения и т.д.).
Расчеты по оценке пожарного риска оформляются в виде отчета, в который включаются:
а) наименование использованной методики;
б) описание объекта защиты, в отношении которого проведен расчет по оценке пожарного риска;
в) результаты проведения расчетов по оценке пожарного риска;
г) перечень исходных данных и используемых справочных источников информации;
д) вывод об условиях соответствия (несоответствия) объекта защиты требованиям пожарной безопасности.
Расчеты пожарного риска проводятся по Методикам, утвержденным МЧС России:
— для всех зданий, за исключением многоквартирных жилых домов (функциональное назначение Ф1.3), зданий детских дошкольных образовательных учреждений, специализированных домов престарелых и инвалидов (неквартирные), больниц, спальных корпусов образовательных учреждений интернатного типа и детских учреждений, а также производственных и складских зданий и сооружений – ПРИКАЗ МЧС РОССИИ от 30 июня 2009 г. N 382 «ОБ УТВЕРЖДЕНИИ МЕТОДИКИ ОПРЕДЕЛЕНИЯ РАСЧЕТНЫХ ВЕЛИЧИН ПОЖАРНОГО РИСКА В ЗДАНИЯХ, СООРУЖЕНИЯХ И СТРОЕНИЯХ РАЗЛИЧНЫХ КЛАССОВ ФУНКЦИОНАЛЬНОЙ ПОЖАРНОЙ ОПАСНОСТИ» (в редакции Приказа МЧС России от 12.12.2011 года №749).
— для производственных и складских зданий и сооружений – ПРИКАЗ МЧС РОССИИ от 10 июля 2009 г. N 404 «ОБ УТВЕРЖДЕНИИ МЕТОДИКИ ОПРЕДЕЛЕНИЯ РАСЧЕТНЫХ ВЕЛИЧИН ПОЖАРНОГО РИСКА НА ПРОИЗВОДСТВЕННЫХ ОБЪЕКТАХ»
Если на объекте выполняются все требования пожарной безопасности (своды правил, государственные стандарты и другие нормативные документы в области пожарной безопасности), то расчет по оценке пожарного риска не требуется. При этом расчеты по оценке пожарного риска могут входить в состав НОР.
Существует мнение о том, что при наличии положительного заключения НОР проверка органами Федерального государственного пожарного надзора осуществляться не будет, что полностью не соответствует действительности. В силу действующего Административного регламента МЧС России по исполнению государственной функции по надзору за выполнением требований пожарной безопасности, утвержденного Приказом МЧС России от 28.06.2012 года №375 объекты, получившие положительное заключение НОР не могут планироваться к проведению плановых проверок в течение 3 лет. При этом, планы проверок на предстоящий год органами ФГПН подаются в прокуратуру не позднее 1 сентября и в случае представления заключения НОР после 1 сентября, то объект может быть запланирован к проведению проверки. Также, если объект запланирован к проведению проверки и непосредственно перед ней будет представлено заключение НОР, проверка будет проведена.
В случае наличия на объекте защиты расчетов пожарного риска (в том числе в составе НОР) инспекторами проверяются правильность принятых организацией, проводившей расчеты исходных данных и в случае правильного их применения проверяется выполнение на объекте требований Федерального закона от 22.08.2009 года №123-ФЗ «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности» и Правил противопожарного режима, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 25.04.2012 года №390.
В случае не соответствия исходных расчетных данных фактическим обстоятельствам на объекте инспектором по пожарному надзору выносится мотивированное решение о непринятии результатов расчета по оценке пожарного риска и при проверке в том числе проверяется выполнение на объекте защиты требований всех нормативных документов по пожарной безопасности.
В настоящий момент времени законодательством не предусмотрена ответственность лиц, проводивших независимую оценку пожарного риска, а ответственность за выявленные нарушения требований пожарной безопасности ложится на собственника объекта, лиц, уполномоченных владеть, пользоваться или распоряжаться имуществом, в том числе руководители организаций.
Независимая оценка пожарного риска
В каких случаях должна проводиться независимая оценка пожарного риска? Кто имеет право проводить данную процедуру? В чем преимущества этой услуги? На эти вопросы отвечают специалисты компании «ЛенТехСертификация».
Оглавление
Оценка пожарного риска подтверждает соответствие объекта защиты требованиям пожарной безопасности, которые установлены федеральными законами и техническими регламентами.
Если объект запроектирован с отступлением от норм по пожарной безопасности, производится расчет пожарного риска. При этом, уровень пожарной безопасности объекта не снижается, а оценка риска констатирует реальное состояние объекта и предлагает комплекс противопожарных мероприятий повышающих уровень безопасности объекта.
Оценку пожарных рисков имеет право проводить эксперт, аккредитованный ГУ МЧС России по субъекту и входящий в состав реестра экспертов России в области независимой оценки пожарного риска.
Эта процедура позволяет:
Экспертная оценка пожарных рисков ― обязательная или добровольная процедура?
Расчет пожарных рисков ― не обязательная процедура. Она нужна, чтобы привести объект в соответствие с требованиями пожарной безопасности и реже видеть представителей надзорных органов. К примеру, назначение здания изменилось и, чтобы не оплачивать бесконечные штрафы при проверках инспектора, имеет смысл посчитать пожарные риски и реализовать прописанные в расчете противопожарные мероприятия.
В каких случаях требуется расчет пожарного риска?
Оценка пожарного риска зданий и сооружений необходима в следующих случаях:
Независимая оценка пожарных рисков поможет:
У кого есть право проводить оценку рисков?
Ответ на этот вопрос дан в Постановлении Правительства от 07.04.09 №304.Согласно документу, такой возможностью наделены исключительно независимые аудиторы, имеющие лицензию и аккредитацию МЧС. Никто другой официально этого делать не может. Остерегайтесь недобросовестных подрядчиков, утверждающих обратное.
Дело в том, что каждый аудитор внесен в специальный реестр, что помогает подтвердить законность деятельности проверяющего. Стоимость и сроки определяются на основании ключевых характеристик объекта: класс пожарной безопасности, планировка, этажность, целевое использование, количество сотрудников и посетителей.
Цена за оценку может расти, если требуется разработать дополнительные противопожарные мероприятия, способ построения полей опасных факторов, модели дополнительного времени и пути эвакуации. Кроме этого, если государственный пожарный надзор выявил нарушения при проверке, то они тоже принимаются в аудит. В этом случае оценка будет максимально корректной, но стоимость увеличится.
Какие компенсирующие мероприятия можно обосновать с помощью пожарного аудита?
Когда здание не соответствует заявленному классу функциональной пожарной опасности и нарушения устранить невозможно, разрабатываются компенсирующие мероприятия. К отступлениям относятся:
Почему услуга оценки пожарных рисков востребована и какие вопросы она решает?
С введением независимой пожарной экспертизы у собственников зданий и сооружений появился ряд возможностей, облегчающих отношения с надзорными органами:
Порядок проведения независимой оценки пожарного риска
Организация, проводящая пожарный аудит, выполняет следующие процедуры:
Если на объекте не обнаружены отступления от требований пожарной безопасности, составляется и регистрируется заключение, освобождающее вас от дальнейших проверок.
Для решения спорных вопросов мы можем предложить:
На протяжении многих лет мы успешно оказываем услуги по экспертной оценке пожарных рисков для самых разнообразных объектов. Наши специалисты рассказывают:
Для этого свяжитесь с нами любым удобным образом — позвоните по указанному телефону, напишите на почту или просто заполните форму обратной связи.
Как независимая оценка пожарного риска и расчет пожарного риска влияют на проведение проверок пожарным надзором в 2021 году с учетом действия ФЗ № 248
Как наличие независимой оценки пожарного риска (аудита пожарной безопасности) и расчета пожарного риска влияет на периодичность проведения контрольных (надзорных) мероприятий
В соответствии с Положением о федеральном государственном пожарном надзоре, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 12 апреля 2012 г. № 290 «О федеральном государственном пожарном надзоре» (далее — Положение), планирование контрольных (надзорных) мероприятий осуществляется в зависимости от присвоенной объекту защиты категории риска с соответствующей данной категории периодичностью. Порядок и критерии отнесения объектов защиты к категориям риска осуществляется в соответствии с приложением к Положению.
В том же Положении говориться, что наличие в отношении объекта защиты положительного заключения независимой оценки пожарного риска (аудита пожарной безопасности) учитывается органами государственного пожарного надзора (далее – органы ГПН) при отнесении объекта защиты к определенной категории риска как один из критериев добросовестности, характеризующих вероятность несоблюдения на объекте защиты обязательных требований пожарной безопасности.
Проще говоря, если в органе ГПН имеется зарегистрированное в установленном порядке положительное заключение независимой оценки пожарного риска (аудита пожарной безопасности), то при определении категории риска данного объекта защиты это обстоятельство скажется в сторону понижения категории риска (а чем ниже категория, тем реже проводятся плановые контрольные (надзорные) мероприятия).
Как видите, проведение независимой оценки пожарного риска не освобождает объект защиты от проведения контрольных (надзорных) мероприятий органами ГПН, а лишь влияет на их периодичность.
В свою очередь наличие на объекте просто расчета пожарного риска никами образом не влияет на периодичность проведения плановых контрольные (надзорные) мероприятия.
Независимая оценка и Расчет пожарного риска: сходства и различия
В связи с этим юридическое лицо или индивидуальный предприниматель, являющиеся собственниками (правообладателями) объектов защиты, для того чтобы увеличить промежуток времени между плановыми контрольными (надзорными) мероприятиями, имея на руках зарегистрированное заключение о независимой оценке пожарного риска (аудите пожарной безопасности) с выводом о выполнении условий соответствия его объекта требованиям пожарной безопасности, и руководствуясь пунктом 56 Положения, вправе подать в установленном порядке в орган ГПН мотивированное заявление об изменении ранее присвоенной используемым ими объектам защиты категории риска.
Порядок подачи заявления определен Административным регламентом предоставления МЧС России государственной услуги по предоставлению информации о присвоенной (об изменении ранее присвоенной) деятельности и (или) используемым объектам категории риска в области гражданской обороны, защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера и пожарной безопасности, утвержденным приказом МЧС России от 14 декабря 2018 г. № 600.
Особенности проведения контрольных (надзорных) мероприятий в отношении объектов защиты, на которых выполнена независимая оценка пожарного риска (аудит пожарной безопасности) или расчет пожарного риска
В соответствии с пунктом 43 Положения в случае представления в установленном порядке в орган ГПН (подразделение ГПН) расчета по оценке пожарного риска в ходе проведения контрольного (надзорного) мероприятия проверяется:
соответствие исходных данных, а также параметров и характеристики объекта, которые учитываются в расчете по оценке пожарного риска, фактическим данным, полученным в ходе его обследования;
В случае выявления в ходе контрольного (надзорного) мероприятия несоответствия расчета по оценке пожарного риска предъявляемым требованиям, а равно несоблюдение требований пожарной безопасности, включенных в перечень мер, разработанных по результатам расчетов пожарных рисков, подтверждающих выполнение условий соответствия объекта надзора требованиям пожарной безопасности, контрольное (надзорное) мероприятие продолжается с установлением (оценкой) выполнения требований пожарной безопасности, установленных Федеральным законом от 22 июля 2008 г. N 123-ФЗ «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности» (далее – ФЗ № 123).
При несоответствии результатов расчета по оценке пожарного риска лицом (лицами), проводящим контрольное (надзорное) мероприятие, в акте контрольного (надзорного) мероприятия указываются причины несоответствия расчета по оценке пожарного риска предъявляемым требованиям и (или) указываются невыполненные меры, разработанные по результатам расчетов пожарных рисков, подтверждающих выполнение условий соответствия объекта требованиям пожарной безопасности.
На основании пункта 44 Положения в случае установления в ходе контрольного (надзорного) мероприятия факта нарушений порядка оценки соответствия требованиям пожарной безопасности при проведении независимой оценки пожарного риска (аудита пожарной безопасности) в акте контрольного (надзорного) мероприятия указываются невыполненные меры, разработанные по результатам проведенной независимой оценки пожарного риска и (или) расчетов пожарных рисков, подтверждающих выполнение условий соответствия объекта надзора требованиям пожарной безопасности и (или) противопожарного режима.
Исходя из анализа документов, которыми должны руководствоваться сотрудники органов ГПН при проведении контрольных (надзорных) мероприятий (ФЗ № 248, Положение, приказ МЧС России от 17.02.2021 № 88 «Об утверждении форм проверочных листов (списков контрольных вопросов), используемых должностными лицами федерального государственного пожарного надзора МЧС России при проведении плановых проверок по контролю за соблюдением требований пожарной безопасности»), наличие на проверяемом объекте расчета по оценке пожарного риска (который в том числе может входить в состав комплекта документов о независимой оценке пожарного риска (аудита пожарной безопасности)) учитывается сотрудниками органов ГПН как один из возможных вариантов условий соответствия объекта защиты требованиям пожарной безопасности.
Если смотреть на этот вопрос со стороны правообладателя объекта защиты, то наличие расчета по оценке пожарного риска расширяет вариативность в части выбора условий подтверждение объекта защиты требованиям пожарной безопасности, в том числе с учетом возможности обоснования отступлений от выполнения требований пожарной безопасности, о которых мы уже упоминали в этой статье.
Итак, что мы получаем в итоге:
наличие на объекте защиты положительного заключения независимой оценке пожарного риска (аудита пожарной безопасности) по-прежнему является преимуществом, влияющим как на периодичность контрольных (надзорных) мероприятий, так и на порядок их проведения (в случае если при независимой оценке пожарного риска (аудите пожарной безопасности) проводился расчет по оценке пожарного риска);
наличие одного лишь расчета по оценке пожарного риска расширяет вариативность правообладателя объекта защиты при выборе возможных условий соответствия объекта защиты требованиям пожарной безопасности с целью обоснования перед проверяющими органами вопросов, связанных с подтверждением обеспечения его пожарной безопасности.
Расчет пожарных рисков как способ сэкономить на штрафах
Сократить количество визитов сотрудников МЧС в организацию и сэкономить на оплате штрафов за нарушение требований пожарной безопасности ― это не мечты. Это задачи, которые ставят перед нами руководители крупных компаний. Эксперты «ПожСистемСтрой» расскажут, как выстроить стратегию пожарной безопасности и не погореть на штрафах.
О понятиях
Расчет пожарных рисков – это соотношение между временем, необходимым для эвакуации людей с объекта, и временем, через которое опасные факторы пожара наберут силу, достаточную для гибели людей.
По закону
Проведение независимой оценки пожарного риска в некоторой степени упростило отношения собственников зданий и сооружений с надзорными органами:
Необходимость расчета пожарных рисков обосновывается ФЗ РФ №123. В 6 статье указано, что расчеты необходимы для объектов, выполненных с отступлениями от нормативных актов противопожарной безопасности. Подробнее об оценке рисков по пожарной безопасности помещений можно узнать тут.
Расчет проводится для общественных и производственных объектов по нормативам, содержащимся в ФЗ РФ №123. 93 статья посвящена производственным, 79 ― общественным объектам.
Помимо этого, закон содержит ряд важных моментов. Существует два вида рисков: индивидуальный и допустимый.
Допустимые пожарные риски – величина гипотетическая и представляет собой соотношение затрат на обеспечение противопожарной безопасности и ущерб от пожара.
В соответствии с приказом №310 МЧС РФ допустимым к эксплуатации считается объект с установленным показателем пожарного риска 0,000001 в год.
Когда необходим расчет рисков пожарной безопасности?
Расчет пожарного риска позволяет оценить воздействие опасных факторов пожара на человека и выявить способы уменьшения этих факторов.
Оценка пожарного риска зданий и сооружений необходима в следующих случаях:
Также расчет пожарного риска может проводиться по желанию собственника.
Расчет пожарных рисков является обязательной процедурой при выполнении следующих видов работ:
Что получает организация от проведения расчета пожарного риска
Безусловно, расчет пожарного риска ― затратное мероприятие. Но такое вложение вполне обосновано и дает компании ряд преимуществ. Расчет позволяет:
Услуга «оценка пожарных рисков»
При проведении пожарного аудита, организация выполняет ряд мероприятий:
В случае когда на объекте отсутствуют отступления от требований пожарной безопасности, составляется и регистрируется заключение, которое освобождает организацию от дальнейших проверок.
Пример расчета
Расчет пожарного риска предполагает выявление соотношений между рядом параметров:
Учитывая эти факторы, специалист рассчитывает пожароопасность объекта. Картина будет полной, при включении в расчет информации о том:
Результаты расчета пожарного риска
Обращаясь к нам, заказчик получает:
Наши эксперты подробно расскажут:
Обращаясь в «ПожСистемСтрой» вы получаете:
Чтобы заказать расчет рисков пожарной безопасности, заполните форму обратной связи, напишите письмо, или позвоните по номеру телефона указанному на сайте.