что дает применение образа в речевой коммуникации сдо
Что дает применение образа в речевой коммуникации сдо
«Перчатка» (двумя руками пожимают руку партнера)
Честность партнера, уважение
Звучание голоса может действовать на аудиторию завораживающе, а может раздражать ее. Голос отражает состояние оратора:
быстрая речь – взволнованность, беспокойство; желание быстрее закончить неприятный разговор или убедить собеседника;
— медленная речь – угнетенное состояние, усталость, а также высокомерие (слова на вес золота);
— краткая и решительная речь – уверенность;
— прерывистая речь – неуверенность.
Положительно воспринимается голос низкого тембра, интонационно окрашенный, имеющий доверительный, уверенный, дружеский, доброжелательный тон, естественное, мелодичное звучание.
Менее позитивно воспринимается голос монотонный, высокого тембра (пронзительный); хриплый, скрипучий, дрожащий, плаксивый, робкий; звучащий очень громко/тихо, резко.
Интонация голоса может быть разной от одобрения до оскорбления; от самоуверенности до нерешительности. Негативными считаются следующие элементы тона: сарказм, раздражительность, гнев, подозрительность, обвинение, высокомерие, самоуверенность, поучительность.
В речи используются паузы психологического и логического порядка.
4.Проксемика (анг. proximity ) изучает дистанцию между людьми и взаимную ориентацию их в пространстве. Если во время общения соблюдается оптимальная для этой ситуации дистанция, то эффективность коммуникации возрастает. Выделяют следующие дистанции или зоны приближения:
2. Личная дистанция – от 60 см до 120 см. Используется в межличностном деловом общении при проведении бесед, переговоров, совещаний; располагает к взаимодействию.
3. Социальная дистанция – от 120 см до 350 см. Используется в ситуации общения с малознакомым человеком, при нежелательном общении, строго официальном деловом общении «по вертикали» (начальник и подчиненный).
4. Публичная дистанция – от 350 см до 750 см (расстояние от трибуны выступающего до аудитории). Используется в ситуации публичного выступления, презентации, собрания, пресс-конференции.
Если партнер отвел взгляд при общении на социальной дистанции, то это сигнал к окончанию разговора.
Нарушение дистанции позволяет манипулировать партнером:
«вхождение» в интимную зону партнера вызывают у него чувство дискомфорта, покушение на личное пространство («прижали к стене»);
использование в межличностном общении социальной дистанции вместо личной – отдаление партнера («перестали доверять», «уже не свой»).
1. Позиция сотрудничества (сидят рядом).
Собеседники находятся в дружеских отношениях, ведут непринужденную беседу. При обсуждении, изложении аргументов, концепции угол стола позволяет иметь личное пространство: не мешает жестикулировать, наблюдать за партнером. Способствует постоянному зрительному контакту. Это частичный барьер: при необходимости отодвинуться (в ситуации конфронтации) или приблизиться (в ситуации большего доверия и интереса).
3. Позиция соревнования, обороны (сидят напротив друг друга).
А) Создает атмосферу соперничества: каждый жестко отстаивает свою позицию (упрекают, подчиняют, не слышат аргументы друг друга). Барьер (стол) усиливает разногласие: договориться практически невозможно, компромисс сложно достичь, возможен конфликт.
Б) Используют в ситуации субординации (чтобы чувствовал превосходство начальника) для короткого и конкретного разговора.
В) Так рассаживаются на переговорах для обозначения равноправных позиций, что способствует конструктивному разговору.
Хотите изменить ситуацию – меняйте позицию: подайте документ, положив его на свою сторону. Если собеседник берет с вашей стороны документ и начинает смотреть (!) его на своей стороне – присоединитесь к нему, заняв угловую позицию или сотрудничества.
4.Независимая позиция (сидят по диагонали через весь стол).
Используют при нежелании общаться, незаинтересованности; с целью остаться незамеченным (например, на совещании).
Если ситуация изменилась, должен произойти откровенный разговор – меняйте позицию, подсаживайтесь к собеседнику (позиция сотрудничества).
1. Вторжение на территорию собеседника в позиции сотрудничества.
2. Не учитывать особенности позиции в ситуации делового общения.
3. Не менять позицию в изменившейся ситуации делового взаимодействия.
Учитываем форму стола:
Квадратный стол способствует отношениям конкуренции и соперничества между людьми, равными по положению.
Прямоугольный стол – на встрече партнеров одинакового социального статуса. Главенствующее место то, на котором сидит человек, обращенный лицом к двери.
Круглый стол создает атмосферу неофициальности, непринужденности.
2.3.Эффективная вербальная коммуникация
Продуктивность речевой деятельности зависит от эффективности вербальной коммуникации, т.е. от адекватности восприятия смысла сказанного и адекватной его трактовки (интерпретации).
Адекватность восприятия смысла сказанного и его трактовка зависят от определенных умений собеседников:
Что должен уметь говорящий
Что должен уметь слушающий
Формулировать тему на основе ключевых слов; строить сообщение, используя ключевые слова; не подменять их.
Быстро определять тематику информации по ключевым словам;
выделять главное на их основе.
В начале сообщения настраивать партнера на главное, обозначать суть предстоящего сообщения.
Правильно интерпретировать начало сообщения и предполагать, как оно будет разворачиваться дальше: использовать свои способности предвосхищения, предугадывания (антиципация).
При необходимости использовать подтекст
для сохранения доброжелательной атмосферы.
Восстанавливать смысл сообщения, несмотря на пропущенные элементы. Выявлять действительный подтекст (скрытый смысл есть в сообщении);
не пропускать подтекст (скрытый смысл был, но остался незамеченным);
не искать подтекст там, где его нет (мнимый подтекст).
Целесообразно использовать формулы вежливости, словесного «поглаживания» (деловой речевой этикет).
Правильно интерпретировать их и реагировать согласно деловому этикету.
Для эффективности вербальной коммуникации используем коммуникативный кодекс, основу которого составляют принципы
кооперации Г.П. Грайса («Логика и речевое общение») и вежливости Дж. Лича («Принцип прагматики»).
I. Принцип кооперации основан на готовности партнеров к сотрудничеству, а значит, следуем установке: «Твой коммуникативный вклад на данном шаге диалога должен быть таким, какого требует совместно принятая цель (направление) этого диалога». Основные положения для выполнения этого принципа Г.П. Грайс обобщил в 4-х категориях. Для реализации принципа кооперации готовим свои сообщения с учетом этих категорий.
1. Категория количества включает положения:
-твое высказывание должно содержать не меньше информации, чем требуется в данный момент для достижения цели диалога;
-твое высказывание не должно содержать больше информации, чем требуется в данный момент для достижения цели диалога.
При обсуждении проблемы должно быть достаточное количество информации для понимания сути: недостаточность приведет к недопониманию и искажению информации, потребуется время на ее уточнение (деловая коммуникация ограничена во времени); избыточность может увести в сторону от обсуждаемого вопроса: появится сложность выявления главного, существенного, нарушатся временные рамки. Оптимальным количеством единиц услышанной информации воспринимается и остается в кратковременной памяти +_ 7 (по закону Ингве). Это значит, что запоминается минимально 5 единиц, максимально 9.
2. Категория качества: «Старайся, чтобы высказывание было истинным». Для этого:
-не говори того, что ты считаешь ложным;
— не говори того, что не подтверждаешь фактами.
3. Категория отношения: «Не отклоняйся от темы». В пределах одной темы могут смещаться ее аспекты. Например: на совещании вопрос о нужности/ненужности каких-либо материалов для эффективности производства может уйти в обсуждение трудности их приобретения; сначала решаем: нужны ли они.
4. Категория способа рассматривает не то, что говорится, а то, как говорится. Выражайся ясно:
-избегай непонятных выражений или поясняй их;
-будь краток, избегай ненужного многословия. «Краткость – сестра таланта»;
— организуй речь согласно условиям коммуникации:
монолог = введение + основная часть + заключение;
диалог = вопросительное слово/словосочетание + ключевые слова темы/проблемы.
Успешность общения будет зависеть от того, насколько следуем категориям принципа кооперации.
1.Максима такта: «Уменьшайте затраты слушающего, увеличивайте выгоду слушающего». Это максима личной границы, т.е. нужно учитывать дистанцию между участниками: «Делать коммуникативную цель собеседника предметом обсуждения допустимо лишь в том случае, если цель эта им открыто обозначена». Это значит:
не затрагиваем потенциально опасных тем (интимная, личная жизнь, коммерческие тайны, предпочтения индивидуума и др.). Например: на переговорах один из участников поглядывает на секретаря-блондинку, которая принесла по просьбе руководителя необходимый дополнительный материал. Руководитель, довольный своей проницательностью, говорит: «Вижу, Вам блондинки нравятся…».
Такого человека называют нетактичным.
2. Максима великодушия: «Уменьшайте собственную выгоду, увеличивайте выгоду слушающего». Это значит: не обременяем партнера обещанием или клятвой, типа «Нет, ты все-таки пообещай…», «Поклянись, поклянись, что больше не будешь опаздывать на совещание». Если требует ситуация, то для создания доброжелательной обстановки используем конструкцию, исключающую доминирование. Например: «Было бы хорошо, если бы…», «Постарайся больше не опаздывать…».
3. Максима одобрения: «Уменьшайте осуждение (порицание) слушающего, больше хвалите». Вспомним заповедь: «Не судите, да не судимы будете». Для позитивности оценки используем комплимент, похвалу, например, «Иван Алексеевич, Ваши убедительные доводы произвели на коллег сильное впечатление. Уже неделю все цитируют Вас. Почему Вы решили обратиться к этим аргументам?».
Не осуждайте других!
4. Максима скромности: «Меньше хвалите себя, больше порицайте себя». Это значит: не стимулируем похвалы в свой адрес (хвалите меня, хвалите). Деловая коммуникация предполагает объективность самооценки: сильно завышенная или сильно заниженная самооценка может снизить эффективность контакта.
5. Максима согласия: «Уменьшайте разногласия между вами и собеседниками, увеличивайте согласие». Это значит: отказываемся от конфликта, чтобы решить более важную задачу – достичь цели в процессе взаимодействия. В конфликтной ситуации ведем себя корректно, остаемся в рамках принципов коммуникации, используем приемы, позволяющие устранить оппозиционность, создать доброжелательную обстановку.
Соблюдение всех правил принципа вежливости помогает «сохранить лицо» партнера и наше «лицо», чтобы эффективно решать возникающие проблемы, достигать цели.
В процессе коммуникации происходит речевое взаимодействие партнеров и речевое воздействие для достижения цели.
Достижение цели – показатель эффективности речевого воздействия.
В процессе общения цели могут быть разные:
1. Информационная – передать информацию собеседнику и путем обратной связи узнать, что она получена, адекватно понята и интерпретирована.
2. Предметная – что-либо узнать, получить, изменить.
3. Коммуникативная – сформировать определенные отношения с партнером для достижения коммуникативного равновесия (остаться в нормальных отношениях: если не улучшить, то хотя бы не ухудшить их; не поссориться).
Для установления, развития и поддержания контакта с партнером, а также его возобновления и завершения используем формулы речевого этикета, формулы вежливости, словесного «поглаживания» (приветствия, прощания, представления, просьбы, извинения и др.).
Эффективное речевое воздействие = достижение цели + коммуникативное равновесие.
Используем речевое воздействие для усиления своей коммуникативной позиции, для ее защиты, а также ослабления коммуникативной позиции партнера.
Способы речевого воздействия
В зависимости от коммуникативной ситуации используем следующие способы речевого воздействия:
Используем аргументирующую речь.
Тип контакта «пристройка на равных».
Если не можем доказать партнеру справедливость позиции, то начинаем убеждать.
2.Убеждение уместно в большинстве случаев, т.к. основано на логических доводах и на эмоциональном воздействии с учетом коммуникативной ситуации, приоритетов и ценностей партнера.
Используем убеждающую речь.
Тип контакта «пристройка на равных».
Тип контакта «пристройка сверху».
Тип контакта «пристройка сверху».
Для эффективности приказа четко указываем сроки, обозначаем действия и результат (что делать и как?, когда сделать?, каков ожидаемый результат?).
Например: на совещании начальник приказывает сотруднику своего отдела: «Срочно, прямо сейчас, принесите материал по внедрению…»; «Оформите письменно Ваши предложения по… и срочно вышлите мне; чтобы сегодня к 18 часам я уже их получил».
5.Просьбу как один из актуальных способов речевого воздействияв современной деловой коммуникации используем для побуждения партнера, с которым находимся в хороших отношениях, сделать что-либо для нас. Если будем выполнять одно из требований эффективного речевого воздействия (сохранять коммуникативное равновесие с партнером), то ему сложно будет отказать нам. В деловом общении применяем в основном форму прямой просьбы, например: «Переведите, пожалуйста, завтра до обеда деньги на счет …»; косвенной – если партнер готов выполнить, настроен на действие: «Хорошо бы завтра до обеда перевести деньги на счет …»; если нет согласия, то уточняем: «Вы сможете это сделать?», опять молчание – аргументируем: «…от этого зависит стабильность заработной платы сотрудников».
Формулируя просьбу, лучше привести аргумент, например: 1.«Вы не могли бы подготовить отчет к 14.00, чтобы было время его обсудить сегодня» или 2. «Подготовьте, пожалуйста, отчет к 14.00, чтобы было время его обсудить сегодня». Более вежливым считается 1-й вариант – в форме вопроса; однако 2-й вариант более действен в деловом общении, поскольку отсутствует альтернатива: могу – не могу.
В ситуации общения «по горизонтали» (между сотрудниками, равными по статусу, возрасту и др.), обращаясь с просьбой, осуществляем контакт «пристройка снизу».
6. Уговаривание используем в ситуации, когда нужно побудить партнера к действию, которое он не желает или не может выполнить. Для этого многократно эмоционально и интенсивно повторяем просьбу, воздействуя на чувства; аргументы можем использовать как вспомогательное средство. Причины отказа нейтрализуем интересными для партнера предложениями.
Для достижения цели учитываем знание, опыт партнера, чтобы при передаче информации у него не возник когнитивный диссонанс, т.е. психологический дискомфорт, вызванный противоречием между имеющимися знаниями и новыми, которые ему сообщаем. Чтобы партнер не игнорировал новую информацию, «встраиваем» ее в уже имеющуюся, используя разные стратегии и приемы.
Стратегии и тактики речевого воздействия
1.Стратегии, основанные на интерпретации (трактовке) действительности, искажении/преобразовании истины:
своих достоинств (повышаем статус, «игра на повышение») и недостатков других (понижаем статус, «игра на понижение»). Для этого используем прием
ввод нужной информации, которой изначально не могло быть в ситуации;
своих недостатков (повышаем статус) и чужих достоинств (понижаем статус). Реализуем следующими приемами:
— умолчание (полуправда) – недоговаривание: сообщить о …, но не информировать о…, хотя последнее, возможно, более значимо для партнера.
Например: на собеседовании, сообщаем о своих профессиональных достоинствах и успехах, но умалчиваем о том, что не можем ладить с людьми;
-замена конкретной информации обобщенной.
а) упрощение ситуации или проблемы.
Например: в деловой беседе описываем проблему упрощенно, чтобы партнер взялся за ее решение: «Необходимо подготовит приказ…, да там всего два пункта… материалы есть…. Вам остается только сформулировать…»;
б) усложнение ситуации или проблемы.
Культура речи
Приведен необходимый теоретический материал, направленный на формирование коммуникативной компетенции: основные вопросы,связанные с организацией и эффективностью речевого общения; нормативный и коммуникативный, этический аспекты речевой культуры; основы мастерства публичного выступления; особенности официально-деловой письменной речи. Значительное место в пособии занимают практикум, задания для самостоятельной работы, а также приложения с таблицами и схемами. Пособие составлено в соответствии с Государственными образовательными стандартами высшего профессионального образования и требованиями к уровню подготовки по дисциплине «Культура речи»
Оглавление
Приведённый ознакомительный фрагмент книги Культура речи предоставлен нашим книжным партнёром — компанией ЛитРес.
ГЛАВА I. РЕЧЕВОЕ ОБЩЕНИЕ И ЕГО ЗНАЧЕНИЕ ДЛЯ ЧЕЛОВЕКА
1.1. Основные единицы речевого события
Возникновение языка связано с появлением человека как мыслящего существа и с формированием общества людей. Язык образовался естественным путем и представляет собой языковую систему, которая необходима одновременно индивиду (отдельному человеку) и социуму (коллективу людей). В результате этого язык по своей природе многофункционален.
Он служит средством общения, позволяет говорящему выражать свои мысли, а слушающему их воспринимать и, в свою очередь, как-то реагировать (принимать к сведению, соглашаться, возражать). Общение дает возможность человеку раскрыть свои чувства, переживания, рассказать о радостях и горестях, о взлетах и падениях.
Общение для человека — его среда обитания.
Овладение искусством общения необходимо для каждого человека независимо от того, каким видом деятельности он занимается или будет заниматься.
Проблемы общения исследуют представители различных наук: философы, психологи, лингвисты, социологи, культурологи и др. Изучаются процессы образования речи и ее восприятие; коммуникативные установки; факторы, затрудняющие общение и повышающие его эффективность.
Основные функции общения: по критерию «цель общения» Л. Карпенко выделяет следующие функции, которые реализуются в любом процессе взаимодействия и обеспечивают достижение в нем определенных целей:
• контактную — установление контакта как состояния взаимной готовности к приему и передаче сообщения и поддержания связи во время взаимодействия;
• информационную — обмен сообщениями (информацией, мнениями, решениями, замыслами, состояниями), т.е. прием — передача данных в ответ на полученный от партнера запрос;
• побудительную — стимулирование активности партнера по общению, что направляет его на выполнение тех или иных действий;
• координационную — взаимное ориентирование и согласование действий для организации совместной деятельности;
• понимание — не только адекватное восприятие и понимание сущности сообщения, но и понимания партнерами друг друга;
• эмотивную — вызов у партнера по общению нужных эмоциональных переживаний и состояний, изменение с его помощью собственных переживаний и состояний;
• установления отношений — осознание и фиксирование своего места в системе ролевых, статусных, деловых, межличностных и других связей, в которых предстоит действовать индивиду;
• осуществления воздействия — изменение состояния, поведения, личностно-содержательных образований партнера (стремления, мнений, решений, действий, потребностей активности, норм и стандартов поведения и т.п.).
Среди функций общения ученые выделяют также социальные. Основная из них связана с управлением общественно-трудовыми процессами, другая — с установлением человеческих отношений.
1.2. Язык — средство общения
Язык — знаковая система. Существует два типа знаков: естественные (знаки-признаки) и искусственные (знаки-информанты). Естественные знаки неотделимы от предметов, явлений, они их часть. Искусственные знаки, в отличие от естественных, условны. Они создаются для формирования, хранения и передачи информации, для представления и замещения предметов и явлений, понятий и суждений.
Информативные знаки — это соединение определенного смысла и определенного способа его выражения. Смыл — означаемое, а способ выражения — означающее. Например, раздается вой сирены (означающее — звуковой сигнал, означаемое — опасность).
Языковые знаки — самые сложные. Они могут состоять из одной единицы (слово, фразеологизм) или из их комбинации (предложение). Языковой знак, как и любой другой знак, имеет форму (означающее) и содержание (означаемое). Самостоятельный языковой знак — слово. Предложение, высказывание, текст — составные знаки разной степени сложности.
Язык по своей природе многофункционален. Он служит средством общения, позволяет говорящему выражать свои мысли, а другому индивиду их воспринимать и, в свою очередь, как-то реагировать. В данном случае язык выполняет коммуникативную функцию.
Язык служит и средством сознания, способствует деятельности сознания и отражает ее результаты. Язык участвует в формировании мышления индивида (индивидуальное сознание) и мышления общества (общественное сознание). Это познавательная функция.
Язык помогает сохранять и передавать информацию, что важно как для отдельного человека, так и для всего общества. Функция — аккумулятивная.
Помимо трех основных функций: коммуникативной, познавательной, аккумулятивной, язык выполняет:
— эмоциональную функцию (выражает чувства и эмоции);
— функцию воздействия (волюнтативную).
Кроме того, говорят еще о наличии метаязыковой (использование языка для описания предмета) и фатической (установление контакта между участниками общения) функций. Например, в научных трудах, в справочниках язык используется в метаязыковой функции для определения понятий, характеристики объекта изучения и т.д. В повседневном бытовом общении фразы типа «Как дела?», «Что нового?» используются, как правило, в качестве приветствия, т.е. для установления контакта, их реальное словесное наполнение несущественно. В газетной статье доминирует информационная функция, но могут присутствовать также агитационная и эмотивная.
Реально в речевой деятельности человека функции языка проявляются в различных сочетаниях с преобладанием одной из них.
Язык — это система знаков, единицы которой и отношения между ними образуют иерархически упорядоченную структуру. В этом смысле говорят о системе русского, английского и любого другого языка. Универсальными языковыми единицами (т.е. единицами, существующими в любом языке) являются звуки, морфемы (корни, суффиксы и т.п.), слова, словосочетания, предложения. Каждая единица принадлежит определенному уровню языка. Эти уровни взаимосвязаны и строго упорядочены: звуковой — морфологический — синтаксический — семантический (или смысловой). В каждом языке существуют правила, нормы употребления тех или иных единиц.
Термин «речь» используется в двух значениях. Во-первых, речью называется один из видов коммуникативной деятельности человека: использование языка для общения с другими людьми. В этом смысле речь — это конкретная деятельность, выражающаяся либо в звуковой, либо в письменной форме. Во-вторых, речью называется результат деятельности — текст (статья, сообщение и т. д.).
Таким образом, в слове «язык» преобладающим значением является «система, структура», а в слове «речь» — «деятельность». Поэтому понятно, что для определения слова «коммуникация» уместно использовать термин «речевая». Однако надо заметить, что выражение «языковая коммуникация» также существует и используется в качестве синонима. Вообще, следует помнить, что очень часто, даже в научной литературе, слова «язык» и «речь» используются как синонимы, т.е. взаимозаменяемы, если это не оговаривается особо.
1.4. Речь и мышление
Важнейшей функцией речи как деятельности в процессе коммуникации является функция выражения мысли. Человек мыслит всегда, за исключением полного отдыха и глубокого сна. При этом в речи мысль не только формулируется, но и формируется. Речь неотделима от мысли.
Ученые считают, что в речевом мышлении важная роль принадлежит понятиям, в которых обобщены существенные свойства явлений. Понятия обозначаются словами, в которых они обретают необходимую для общения материальную оболочку. Мыслить — это значит оперировать понятиями. Чтобы мыслить, необходимо знать слова, обозначающие эти понятия. Поэтому овладение языковыми средствами (запасом слов, грамматическими формами и конструкциями) — необходимое условие развития мышления и постепенного усложнения познавательной деятельности. Известный советский психолог Н.И. Жинкин утверждал, что речь — это канал развития интеллекта и чем раньше будет усвоен язык, тем легче и полнее будут усваиваться знания.
Различают два вида речи: внешнюю и внутреннюю.
Внутренней речью называют языковое оформление мысли без ее высказывания, устного или письменного. Выделяют три основных типа внутренней речи:
• внутреннее проговаривание, т.е. «речь про себя», которая сохраняет структуру внешней речи, но лишена ее звукового или графического оформления. Такая речь типична при решении мыслительных задач в затрудненных условиях;
• собственно внутренняя речь, выступающая как средство мышления. При этом человек пользуется специфическими единицами (предметными кодами, кодами образов и т.п.). Такая речь имеет специфическую структуру, отличающуюся от структуры внешней речи;
• внутреннее программирование, т.е. формирование и закрепление в специфических единицах программы речевого высказывания, целого текста или его частей.
Внешняя речь — это процесс речевой деятельности, включающей различные механизмы кодирования и декодирования информации. Внешняя речь — это то, что мы произносим, слышим, пишем, читаем.
1.5. Основные единицы речевого общения
Речевая ситуация — это контекст высказывания, это то, что помогает его понять. Высказывание делается в определенном месте в определенное время и имеет определенный набор участников: говорящий и слушающий. Таким образом, составляющие речевой ситуации:
— время и место высказывания.
Речевая ситуация диктует правила ведения разговора и определяет формы его выражения. Например, типичные диалоги на экзаменах, на приеме у врача, в юридической консультации; светские беседы в гостях, на банкетах; публичные дискуссии.
Необходимо учитывать, что высказывание наряду с прямым смыслом обладает значением, обусловленным речевой ситуацией (прагматическое значение). Например, фраза «скоро увидимся», сказанная при расставании, может означать в зависимости от конкретной ситуации разное: «Не расстраивайся, все будет хорошо», «Не беспокойся обо мне», «Скоро все узнаешь».
Высказывания, у которых прямое значение расходится с прагматическим, называют косвенными. Примеры таких толкований:
— Я не хочу с вами разговаривать.
— Вызовите скорее врача.
— Я не буду выполнять эту работу.
— Оставьте меня в покое.
Косвенные высказывания широко используются в речи. Они делают речь более выразительной, сжатой, позволяют передавать разнообразные экспрессивные оттенки.
Смысл косвенных высказываний становится понятным только в контексте речевой ситуации.
Вторая единица речевого общения — речевое событие. Например, лекция, собрание, заседание, разговор в общественном месте. Речевое событие составляют два компонента:
1) словесная речь и то, что ее сопровождает (жесты, мимика, движения);
2) условие, обстановка, в которой происходит общение (речевая ситуация).
Живую речь, взятую в событийном аспекте, в современной лингвистике называют дискурсом. Дискурс — это речь, «погруженная в жизнь». Дискурс помимо речи включает мимику, жесты, пространственное поведение собеседников. Пространственное поведение — это то, насколько собеседники стремятся находиться друг от друга.
Вторая составляющая речевого события — это речевая ситуация, включающая его участников, их взаимоотношения, обстоятельства, в которых происходит общение.
Компоненты речевого события:
— словесная речь и то, что ее сопровождает;
— речевая ситуация (контекст высказывания).
Речевое взаимодействие представляет собой очень сложное явление. Оно возможно, если в нем участвуют не менее двух человек: Это — первое условие.
У одного из них должна появиться мысль, тема для обсуждения: Это — второе условие.
Третье — необходимо знание языка, на котором общаются. Только тогда мысли и чувства говорящего становятся доступными и понятными другому.
О результате речевого действия судят по его восприятию и по реакции на него, т.е. обратной связи.
Восприятие речи (процесс слушания или чтения) включает следующие стадии:
— переход с акустического или графического кода на код внутренней речи;
— расшифровка синтаксических структур, грамматических форм;
— понимание общего плана высказывания;
— понимание замыслов и мотивов высказывания;
— оценка полученной информации (содержания высказывания, его идеи, позиции говорящего и т.п.);
— понимание выбора формы и языковых средств.
Понимание (как составная часть процесса восприятия) включает два уровня: языковой и содержательный. Первый без второго возможен, а второй без первого — нет. Очевидно, что полное понимание достигается не всегда. Эффективное восприятие возможно при активном желании воспринимающего понять речь автора высказывания.
Обратная связь (т.е. реакция на высказывание) — важный элемент контроля речевого действия, позволяющий оценить его результат. Наиболее полно обратная связь осуществляется в диалоге.
1.6. Эффективность речевой коммуникации
В процессе речевого взаимодействия недостаточно знать только родной язык и хорошо владеть речевой культурой. Собеседники должны придерживаться определенных принципов, правил ведения разговора, которые позволяют координировать их действия и высказывания.
Основные принципы ведения разговора:
Принцип последовательности предполагает смысловое соответствие (релевантность) ответной реакции, т.е. ожидание реплики соответствующего типа. Если первая реплика — вопрос, то вторая — ответ. Данный принцип требует закономерного завершения речевого фрагмента.
Принцип кооперации предполагает готовность партнеров к сотрудничеству. При соблюдении этого принципа необходимо соблюдать следующие постулаты:
— высказывание должно содержать не меньше и не больше информации, чем требуется;
— необходимо стараться, чтобы высказывание было истинным;
— не говори того, для чего у тебя нет достаточных оснований;
— не отклоняйся от темы разговора;
— избегай непонятных выражений;
— избегай ненужного многословия.
Принцип вежливости предполагает соблюдение совокупности ряда правил. Кратко они сформулированы следующим образом.
Правило такта: не следует затрагивать тем, потенциально опасных для собеседника (частная жизнь, индивидуальные предпочтения и т.д.)
Правило великодушия: не следует связывать партнера обязательствами, обещаниями, клятвой и т.д., то есть как-то обременять его.
Правило одобрения, позитивности в оценке других: Не осуждайте других.
Правило скромности: не будьте высокомерны в разговоре с собеседником.
Правило согласия: старайтесь избегать конфликтных ситуаций во имя решения коммуникативных целей.
Правило симпатии: демонстрируйте доброжелательность по отношению к партнеру (определенную проблему представляет так называемый безучастный контакт).
Названные принципы составляют основу коммуникативного кодекса, регулирующего речевое поведение обеих сторон в ходе общения.
Важнейшими критериями в составе коммуникативного кодекса признаются критерий истинности (верность действительности) и критерий искренности (верность себе).
Чаще всего основные стили общения представлены авторитарным, демократическим и либеральным стилями.
Авторитарный стиль общения, когда руководитель единолично решает, что нужно сделать. Склонен полностью подавлять подчиненных, думает, что всё знает и умеет, но от квалифицированных работников чаще избавляется, т.к. побаивается их. Соблюдает жесткую дисциплину, избранных поощряет.
Среди достоинств этого стиля общения можно назвать:
• четкость и оперативность управления;
• сокращенное время для принятия решений;
• видимое единство управленческих действий;
• позволяет быстрее справиться с трудностями становления.