что дает посещение храма
Влияет ли частота посещения храма на личное благочестие и духовное развитие?
Вопрос довольно сложный. Многоуровневый. Имеющий, мне кажется, несколько ответов. С одной стороны, конечно же, влияет. Ведь богослужение – это небо на земле, если можно так выразиться. Как написано в восьмом члене Символа веры: «Верую… и в Духа Святаго… глаголавшаго пророки». Вся модель православного богослужения была написана святыми людьми по внушению Духа Святаго. Она является будто бы проекцией на земле ангельского служения небесной Церкви. Тем более что православное богослужение сконцентрировано вокруг величайшего Таинства – Святой Евхаристии. И причащение Тела и Крови Христовых, даже только лицезрение их на Литургии благотворно влияет на человека. Преподобный Ефрем Сирин, например, писал: «Как дождь взращивает семя, так церковная служба укрепляет душу в добродетели». Но понятно, что мирянину, имеющему семью, работу, иные земные заботы, очень сложно присутствовать на каждом уставном богослужении. Потому, как мне кажется, для мирянина достаточным необходимым минимумом является посещение воскресных богослужений – всенощного бдения и Божественной литургии, а также богослужение двунадесятых праздников и больших, почитаемых в народе, как то праздник Покровы Пресвятой Богородицы, Святителя Николая или, к примеру, храмового праздника. Конечно же, Пасхи. В Великий пост и иные большие годовые посты, по желанию, рассчитывая собственные силы и возможности, можно более часто посещать храм. К примеру, пребывать во время чтения Великого покаянного канона святителя Андрея Критского или Литургии Преждеосвященных Даров. Требовать от занятого семейного человека посещать большее количество служб мне кажется чрезмерным. Ведь, в сущности, семья – это тоже церковь, только малая, и она требует внимания, сил, труда и забот о пропитании насущном. Сохранение и благополучие ее – также важная и святая задача любого женатого православного христианина или замужней христианки. Если у человека есть возможность и желание посещать большее количество суточных и годичных церковных служб, это только можно поприветствовать. И такое посещение будет ему во благо.
Но, думается мне, что есть и еще одна проблема, поднятая тематикой данного вышеупомянутого вопроса. Я назвал ее «смещение верного акцента». Иногда человек – прихожанин, часто посещающий храм или даже церковнослужитель, несущий послушание в храме, приходит в храм как на мирскую работу. У него в сердце смещается акцент с духовной жизни на земную. Он начинает воспринимать храм как некое общественное учреждение, где царят земные порядки, а прихожан и церковнослужителей – как работников трудового коллектива этого учреждения. У подобного человека размываются границы. Все происходящее в храме – и Литургия, и иные службы, послушания представляются ему уже неким привычным действием, доведенным до автоматизма, как на предприятии или заводе. Такое восприятие своего церковного послушания или положения может стать источником конфликтов, скандалов, интриг и прочего.
Мне кажется, что мы, и священники, и монахи, и миряне, не должны забывать главного. Я переступил порог храма. Это священная земля, как у святого патриарха Иакова – Вефиль (с еврейского – Дом Божий), и нам следует оставить за порогом все мирское, снять обувь своего эгоизма и остаться с обнаженной и трепещущей в страхе Божием душой. Ведь здесь, в церкви – Престол Божий, совершается страшная бескровная жертва на Литургии, здесь присутствует Сам Господь. С Ним мы именно в храме вступаем в живое молитвенное общение.
Быть может, кто-то из вас, дорогие братья и сестры, обращал внимание, что в храме даже воздух кажется гуще что ли, насыщенней, чем на улице или в другом месте.
Мы никогда не должны забывать эту кордоцентричную (сердечную) вертикаль: «Я вхожу в храм, там святой Престол Божий, там иконы и мощи угодников Господних, там Сам Господь». И я иду туда не к батюшке, Пете или Галине Александровне, нет. Я иду к Яхве – Сущему, Живому – к Самой Святой Троице. Вспомним, как священник провозглашает при выносе Чаши для причастников: «Со страхом Божиим и верою приступите». Мы уже не на земле, мы уже на небе среди ангелов и святых, у Престола Божия. И к чему обращено наше сердце в тот момент, когда открываются Царские врата и Бог ступает среди людей Своих и говорит устами пророков: «Сын мой! отдай сердце твое мне, и глаза твои да наблюдают пути мои» (Прит. 23:26).
Потому, наверное, ответом на вышеупомянутый тематический вопрос статьи будет следующий: конечно, влияет. Но если мы приходим в храм не для того, чтобы не просто механически выполнить все формы и обряды, но чтобы изменить себя с Божьей помощью, изменить себя Таинствами, службами, покаянием, плачем о грехах, чтобы этим душевным сокрушением очистить свое сердце, узреть там Бога Живого и научиться любить Его и всех-всех окружающих людей.
О ВАЖНОСТИ ПОСЕЩЕНИЯ ЦЕРКВИ
«Не хлебом одним будет жить человек, но всяким словом, исходящим из уст Божиих, — читаем в Евангелии слова Спасителя. Пища духовная так же необходима душе человеческой, как и пища телесная для поддержания физических сил. А где же человек услышит слово Божие, как не в храме, там, где Сам Господь невидимо наставляет собравшихся во имя Его?
Тему важности посещения церкви обсудим с иподиаконом Алексеем Зубакиным.
— Алексей, скажите, почему для каждого православного человека так важно посещать храм?
— Храм — это особое место пребывания благодати Божией. По слову Господню «Где двое или трое собраны во имя Мое, там Я посреди них» (Мф.18, 20). В храме мы собеседуем с Самим Богом, Его Матерью, Ангелами и святыми, молимся за наших родных и близких. Церковная молитва самая сильная. Некоторые думают: зачем идти в храм, можно и дома помолиться. Но церковную молитву нельзя сравнить с домашней.«В храме один раз обратишься к Богу от души: «Господи помилуй», а дома взамен этого надо прочитать всю Псалтирь». Великую силу имеет соборная молитва: когда верующие собираются вместе и едиными устами, единым сердцем прославляют имя Божие.
Каждый православный христианин призван быть на богослужении, потому что оно совершается именно для нас. Священник, выходя во время Херувимской песни, говорит такие слова: «Всех вас, православных христиан, да помянет Бог во Царствии Своем», то есть всех тех, кто присутствуют на богослужении. Не нужно об этом забывать.
Человек, находясь в храме, участвуя в церковном богослужении и, особенно в Евхаристии (Таинство Причащения Святых Крови и Тела Христовых), соединяется напрямую с Богом как величайшим источником благодати. Господь говорит: «Ядущий Мою Плоть и пиющий Мою Кровь пребывает во Мне, и Я в нем» (Ин.6,56). В Таинстве Причащения освящаются душа и тело человека. Благодаря этому жизнь каждого из нас начинает преображаться, ведь в ней отныне присутствует Господь.
— А как именно Таинства Исповеди и Причащения могут преобразить жизнь человека?
— Исповедь всегда подразумевает покаяние и духовную работу над собой. Человек, готовящийся к этому Таинству, анализирует свою жизнь, свои поступки, и стремится исправиться. А Причастие — это высшая форма нашего человеческого бытия. Через это Таинство мы соединяемся с нашим Творцом, со Христом. И под воздействием благодати Божией начинается преображение жизни человека. Человек начинает постепенно меняться, однако это возможно только при условии, если он сам желает изменить свою жизнь отказом от греховных привычек. В этом случае Господь обязательно ему поможет.
— Порой мы слышим фразу «Бог у меня в душе, зачем мне идти в храм». Что вы можете ответить этим людям?
— Люди, которые так говорят, глубоко ошибаются. Один из святых отцов говорит на это: «А вы попробуйте поесть в душе, попить в душе», получится? Нет, потому что мы все равно будем испытывать жажду и голод. Так и с духовной пищей. Нам необходимо ее реально получать. Где? В храме — участвуя в богослужении, церковных Таинствах.
— Алексей, часто так бывает, что походу в храм что-то мешает: то ребенок заболел, то сам проспал, то автобус пропустил… Почему так происходит?
— Каждое доброе дело трудом дается, особенно дело, связанное с нашим спасением. Храм играет в этом важную роль: для нас лично и для всей нашей семьи. Когда такое происходит — то проспал, то заболел или какие-то другие дела отвлекли, не стоит отчаиваться, нужно просто попытаться вновь прийти в дом Божий. Господь ждет каждого из нас всегда, в любой день и час. Он как чадолюбивый Отец всегда рад нашему приходу к Нему.
— Многие люди не решаются переступить порог храма, потому что не знают как правильно себя вести. И это их пугает. Что вы посоветуете в этом случае?
— Не нужно бояться, потому что мы идем в дом Своего Отца. Мы спешим к Богу, который очень долго нас ждал. Помните евангельскую притчу о заблудшем сыне? В ней говорится о том, что попросив у отца часть своего наследства, сын ушел в далекую страну, и как повествует нам Священное Писание, блудно растратил все состояние и вернулся домой ни с чем. А что сделал отец? Он с великой радостью принял сына, которого считал уже погибшим, дал ему лучшую одежду и устроил пир в его честь. В образе евангельского отца выступает Сам Господь, который ждет нашего к Нему возвращения. Поэтому мой совет людям, боящимся переступить порог храма: пересилить себя и прийти.
— Бывают случаи, когда, придя в храм, люди встречаются с невежливостью работников. Как к этому относиться?
— Это проявление человеческого несовершенства и слабости. Все мы люди и все мы со своими недостатками. Поэтому любое проявление невежества со стороны работников храма, которое редко, но случается, лучше оставить без внимания. Мы пришли в дом Отца Своего Небесного, и Он здесь Хозяин, а не церковные работники.
Обращаться со всеми вопросами лучше к священникам, это поможет избежать многих непредвиденных ситуаций, которые смущают прихожан.
— Алексей, как часто нужно посещать храм?
— В современной жизни надо стараться как можно чаще посещать храм. Это не так просто сделать из-за многих житейских забот, однако воскресенье (день малой Пасхи) и дни больших церковных праздников нужно посвящать Богу. Как сказано в четвертой заповеди Господней: «Помни день субботний (праздничный), чтобы святить его (то есть проводить его свято): шесть дней работай и делай в продолжение их все дела твои, а день седьмой посвящай Господу Богу твоему».
Сейчас идет время Рождественского поста, а пост, как известно, время всякой добродетели, милости и особого духовного напряжения. И каждый православный христианин призван к тому, чтобы с большей пользой для своей души провести это время. А для этого нужно посещать богослужения и участвовать в Таинствах, делать добрые дела и непрестанно совершать молитву.
Зачем посещать церковь
Зачем посещать церковь
Посещение церкви является необходимостью для любого верующего христианина. Ведь Христос основал церковь не просто так. В жизни христианина общение с другими верующими и совместное с ними поклонение Богу значат очень многое. Через это укрепляется вера человека.
В церкви человек, даже еще не верующий, концентрирует свое внимание на всем, что связано с Богом, то есть на духовных вещах. Перенесение своих мыслей с собственных забот и проблем на славу Божию помогает человеку справиться с душевным беспокойством, страхом, обидой, ненавистью и т. д. В этом помогает особенное присутствие Бога в собрании верующих людей.
Слова Иисуса: «Я говорю тебе: ты – Петр, и на сем камне Я создам Церковь Мою, и врата ада не одолеют ее; и дам тебе ключи Царства Небесного: и что свяжешь на земле, то будет связано на небесах»
Христианская надежда основывается на вере в живого, воскресшего Бога, который реально существует и реально действует в жизни человека. Приходя к Нему с молитвой, человек рассчитывает на ответ, то есть какое-то действие со стороны Бога.
Приходя в церковь, туда, где присутствует Бог, верующие более явно ощущают свою греховность, что приводит их к мыслям о покаянии и исправлении своей жизни. В церкви они также слышат о Боге, его делах, любви и милосердии. Благодаря этому их вера в Бога укрепляется.
В церкви люди получают назидание, наставляющее их жить благочестивой жизнью в миру. Из Слова Божия, читаемого здесь, и из проповедей люди узнают, как нужно поступать в тех или иных обстоятельствах и ситуациях, чтобы не бесчестить имя христианина. Церковь учит людей быть более сдержанными и мягкими в общении с другими, прощать, а не мстить.
Христианам требуется постоянное духовное обновление, чтобы не уснуть духовно, а бодрствовать, как к тому призывает Евангелие: «Бодрствуйте и молитесь, чтобы не впасть в искушение: дух бодр, плоть же немощна» (Мф. 26: 41). И еще: «Итак, не будем спать, как и прочие, но будем бодрствовать и трезвиться. Ибо спящие спят ночью, и упивающиеся упиваются ночью. Мы же, будучи сынами дня, да трезвимся, облекшись в броню веры и любви и в шлем надежды спасения» (1 Фес. 5: 6–8).
Посещая церковь, христиане получают утешение и душевное облегчение, покровительство, защиту и помощь. Больные или их родственники часто приходят в церковь, чтобы молиться об исцелении.
«Бог устроил церковь, как гавань, чтобы в ней, укрывшиеся от шума и треволнений жизненного моря, люди наслаждались великим покоем»
В церкви верующие обретают силу, позволяющую выдерживать все житейские бури, не ожесточаясь при этом. Посещение церкви помогает человеку не отчаяться, не впасть в уныние или депрессию. Человек меньше беспокоится, уповая на защиту Божию в своей жизни. Он верит, что Бог будет хранить его на всех путях от бед и напастей. Он вверяет свою жизнь Богу и обретает покой. Помимо душевного покоя, посещение церкви, соприкосновение с божественным дает верующим чувство радости, душевного подъема. Общение с Богом в церкви происходит не только через молитву, но также через проповедь, прославление Бога в пении и участие в таинствах.
Данный текст является ознакомительным фрагментом.
Продолжение на ЛитРес
Читайте также
Зачем это нужно
Зачем это нужно Теперь настало время подвести некоторые итоги замечательного научного подвига выдающегося советского ученого.По-видимому, нет необходимости говорить, какое огромное значение имеет дешифровка и перевод древних текстов для дальнейшего изучения
9. Как всякого посещать в страдании в монастырях. В больницах и в темницах
9. Как всякого посещать в страдании в монастырях. В больницах и в темницах В монастыре и в больнице, в затворничестве и в темнице заключенных посещай и милостыню, по силе своей возможности, подавай, что попросят; вглядись в беду и страдания, во все их нужды, и помогай, как
ЗАЧЕМ НУЖЕН ПСИХОЛОГИЗМ?
ЗАЧЕМ НУЖЕН ПСИХОЛОГИЗМ? Казалось бы, ответ на вопрос «Зачем нужен психологизм?» предельно ясен: писателям свойствен интерес к внутреннему миру человека. Но ведь мы понимаем под психологизмом изображение в литературе мыслей, желаний, переживаний героев, т.е. различных
И все-таки — зачем?
И все-таки — зачем? В самом деле: во имя чего все эти наши маршруты вдоль и поперек фантастики? С разных сторон присматриваемся к ней, касаемся то здесь, то там, странствуем и в пространстве, и во времени, углубляясь в прошлое и вновь возвращаясь в наши дни… Зачем все это —
Зачем мы приходим в церковь
Приблизительное время чтения: 10 мин.
Думаю, что у каждого из нас есть свой какой-то конкретный образ Церкви, что она есть или чем должна быть.
Отец Владимир: Вы знаете, прежде чем обсуждать характерные представления о Церкви людей, которые решили стать православными, я хотел бы несколько слов сказать об отношении к Церкви в нашем обществе в целом.
У современных людей доминирует отношение к Церкви, как к какому-то пережитку, очень узкому направлению жизни, которое безнадежно отстало от мира во взглядах на жизнь. К тому же в Церкви служат не вполне понятные люди. Большого авторитета ни клир наш, ни прихожане в обществе не имеют. Во многом это происходит потому, что сегодня очень мало людей, которые являют миру подлинный образ православного устроения сердца человека, православной жизни.
Необходимо понимать, что сегодняшняя жизнь нашей Церкви объяснима только особым чудом Милости Божией. Семьдесят лет гонения должны были ее полностью уничтожить. Неудивительно, что мы с таким трудом восстанавливаем из небытия наши духовные школы, наши храмы, монастыри. Восстановить церковный клир, т.е. воспитать новое поколение священников очень непросто. Для этого требуется время.
— Можно ли в таком случае сказать, что эта ситуация и является одной из причин неверных представлений о Церкви и о том, что ждет человека, если он станет членом Церкви?
У нас сегодня это получается, к сожалению, с большим трудом. Когда человек приходит в Церковь, чего он только не насмотрится! И вот увидеть за всем этим действие благодати Божией бывает порой очень нелегко.
— Отец Владимир, а как можно говорить о благодати, если существует так много «болячек» в современной церковной жизни?
— Одним из образов, которые хорошо объясняют, что такое Церковь, является Голгофа. Голгофа обычно воспринимается как образ страданий. Это, конечно, так. Но посмотрите, что из себя представляло это место во время распятия Христова. На Голгофе были собраны вместе самые разные люди: и разбойники, и воины, и фарисеи. И могло показаться, что Христа там нет. Даже ученики Христовы тогда испугались, засомневались, убежали. Они подумали: «Как же может быть, чтобы Христос умер, чтобы Он был распят?», и усомнились. Они еще по-настоящему не знали, Кто такой Христос. Думаю, что это был самый трудный момент в их жизни.
Но именно здесь, в этом самом страшном месте и был Христос. Христос распятый, поруганный, замученный. И именно здесь, на этом месте позорной казни были Силы Небесные. Здесь были Божия Матерь, апостол Иоанн Богослов, жены-мироносицы. Но понять, узнать это присутствие Божие было очень трудно. И проходившие мимо Голгофы хулили Христа, говоря: «Сойди с креста, спаси Себя Сам».
В нашей жизни сейчас чего только нет! И все это уже давно ворвалось в земную жизнь Церкви: и коммерческие интересы, и человеческое хамство, и грубость, и отсутствие любви, и тщеславие, и властолюбие, и карьеризм.
— Батюшка, а если бы Вам пришлось писать книгу «Первые шаги в Православной Церкви», с чего бы Вы ее начали? С какой главы, например? Правда, такие книги сегодня есть, но почти все они сводятся к описанию поведения в храме.
-Я бы, наверное, посвятил первую главу вопросу: где в Церкви Христос и благодать Святого Духа? Как почувствовать присутствие Божие?
Как сопоставить земную Церковь, которую мы сегодня видим, с Небом, с Евангелием, с христианскими заповедям?. Как понять, почему служба идет два-три часа и на славянском языке, к чему все эти священнические облачения, почему нужно в колокола бить и кадить храм. И многое другое. Какое это имеет отношение к благодати Божией? Для современного человека, выросшего вне контекста христианской культуры, все это не понятно.
— И это, наверное, нельзя понять вне Церкви, оставаясь вне ее, будучи лишь сторонним наблюдателем?
— Да. Но даже когда человек входит в Церковь, очень важно помочь ему во всем этом разобраться.
— Когда человек уже решил прийти в Церковь, он понимает, что должен как-то изменить свою жизнь и готов это сделать. Но неофит чаще всего рассуждает так: «Вот я становлюсь православным, наверное, нельзя ни пить, ни курить. Хорошо бы срочно изменить стиль одежды. » Конечно, можно изменить одежду, можно демонстративно в институте, в школе, на работе перед едой креститься. Но, наверное, это еще не значит быть православным. Насколько такие неофитские представления совпадают с тем, чего ждет от человека Церковь?
Но это сделать гораздо легче, чем изменить свое сердце. Легко надеть длинную юбку, а перестать дома грубить матери, научиться чувству христианской ответственности, научиться молиться Богу, научиться любить Истину, не просто словесно исповедовать свою веру, а всю свою жизнь по-христиански перестроить. Вот это очень трудно. Конечно, такое понимание приходит не сразу.
Когда начинаешь это объяснять современному молодому человеку, он долго не может понять: как это так, как же жить тогда, что же, он должен остаться один?!
Потом со временем у меня оказалось столько друзей, сколько ни у кого и моих университетских товарищей никогда не было. То, что в юности я выдержал, не пошел по течению, оказалось только к лучшему.
— Вы упомянули слово «подвиг». Вообще для современного человека, особенно для нашего поколения, это слово ассоциируется скорее с героями Отечественной войны и т.д. Для многих наших современников слово «подвиг» в христианском контексте звучит довольно неожиданно. А из Вашего ответа видно, что Церковь ждет от человека прежде всего какого-то подвига. Какой смысл вкладывает Церковь в это слово?
— Да, духовная жизнь это прежде всего подвиг, без подвига ее просто быть не может.
Но подвигом является не только это. Любой человек, который строит жизнь по заповедям Христовым, совершает личный подвиг: это требует больших усилий, большого мужества, большой стойкости.
В храме молится священник, а не я. Есть ли смысл ходить на службу? — отвечает протоиерей Павел Великанов
Приблизительное время чтения: 8 мин.
Неожиданный вопрос появился у читателя «Фомы» после статьи о том, почему молитвы лучше произносить самому, чем слушать их в наушниках.
«А как же в храме, на службе? Ведь там мы молитвы не читаем, а слушаем. Получается, это полезно только священникам?» — спрашивает читатель.
Ищем ответ вместе с протоиереем Павлом Великановым, кандидатом богословия, настоятелем Пятницкого подворья Троице-Сергиевой лавры в Сергиевом Посаде.
Действительно, и все молитвы, и Библию можно прочесть дома. Зачем же тогда ходить в храм? Ответ прост: чтобы оказаться в другом пространстве, где все имеет причастность к божественному свету.
Когда священник Павел Флоренский сказал, что единственный критерий церковности — это красота, он был ближе всего к определению той силы, которая подталкивает нас к переживанию божественного. И в храм человек приходит именно для того, чтобы наиболее остро пережить присутствие божественного и в своей жизни, и в жизни всех людей, о которых он молится.
Не может быть, чтобы он пришел в храм, ничего не понял и ушел глубоко разочарованным со словами: «Какая-то ерунда». Почему? Да потому что богослужение не лекция и не урок, где повторяют заученные наизусть слова. Это опыт живого присутствия в чем-то абсолютно ином и безупречно красивом.
Но зачем тогда нужны слова храмовых молитв? Да для того, чтобы нас определенным образом настроить. У нас есть способность воспринимать определенные посылы, выраженные посредством слова, звука, изображения, запаха. Все наши органы чувств — двери, через которые до нас доносятся смыслы.
Эти смыслы заложены и в архитектуре храма, и в иконописи, и в самой структуре богослужения. И когда человек находится в храме осознанно, он становится не просто «потребителем» тех смыслов, что его окружают, — он становится соучастником и сотворцом. Тогда и начинается то самое соработничество человека и Бога, для которого человеку дарованы разум, свободная воля, способность любить, чувствовать, переживать.
И максимальный результат от службы, от молитвы можно получить тогда, когда вы не просто впитываете всеми органами чувств то, что происходит в храме, а когда вы включаетесь в это.
Именно для такого включения, для соработничества и нужны храмовые молитвы. Но к большому сожалению, понимание этой их роли у нас часто отсутствует.
Не так давно у меня была очень эмоциональная дискуссия с нашими прихожанами. На Светлой седмице кто-то задал вопрос: «А можно ли на Пасху освящать мясо?» И я с ужасом понял, что все, кто приходили в Великую Субботу освящать куличи, не слышали слов молитв. Ведь молитва, которую мы читаем над куличом, вообще-то читается на освящение пасхального агнца, то есть барашка. Но прихожанам, оказывается, все равно. И если бы батюшка вместо этого прочитал молитву на освящение, например, соли, многие бы и не заметили и довольные пошли бы домой!
Я был в шоке, ведь это те самые прихожане, которые регулярно ходят в храм и каждый день читают молитвы… Но почти никто из них, оказывается, даже не задумывается, в чем их смысл.
У нас началось обсуждение и возник вопрос: а как понимать молитвы на непонятном языке? Но 70, 80, а может и 90 процентов слов и выражений молитв вполне понятны. Проблема в том, что у многих наших прихожан и мысли нет вслушиваться в те слова, которые читает священник. С их точки зрения, придя в храм, надо впасть в состояние интеллектуального ступора. А в таком состоянии уже не имеет значения, что там читается, что поется: раз читается и поется, значит, это полезно для души.
Происходит обессмысливание того, ради чего огромное число святых ученых мужей писали тексты, разрабатывали богословские системы и превращали все это в стройное, красивое, глубокое и интересное православное богослужение. И все ограничивается ритуальным присутствием: «Ты был в храме?» — «Был!» Получи галочку. «А сегодня в храм не ходил? Какое безобразие!»
А чтобы быть соработником, нужно знать, что именно происходит в каждый конкретный момент богослужения и слышать это. Ведь когда священник читает молитвы, он читает их не от своего лица, а от всех присутствующих в храме. И тут важно ощущать сонастроенность. Обычно она особенно чувствуется на богослужениях Страстной и Пасхальной седмиц, когда всех объединяет общий дух, единый порыв.
Но абсолютно то же самое должно происходить на каждом богослужении. Почему же мы в него не включаемся? Да потому, что мы не научились чувствовать свою личную ответственность за то, что происходит в храме. Пришел в церковь, написал записочку, поставил свечку, отдал денежку, стоишь, слушаешь, потом причащаешься.
А раз большая часть прихожан просто стоит наедине со своими мыслями, значит, собрание верующих в нашем храме не является общиной. Это собрание эгоистов — людей, пришедших со своими проблемами, чтобы с помощью Церкви их решить, а богослужение для них всего лишь фон. Сервис, который обслуживает индивидуальный трамплин для индивидуального взлета к индивидуальному Господу Богу. И это еще одна огромная проблема. Ведь такое собрание не являет собой единого Тела Христова, поскольку между людьми в нем нет практически никакой связи, они даже не знают друг друга: каждый просто вливается в общий поток и растворяется в нем.
Но к литургии это не имеет никакого отношения. Это типичное языческое сознание, когда божественный мир воспримется не как желанная цель, а как некий инструмент, благодаря которому можно решать проблемы или получать блага.
Возлюбим друг друга, да единомыслием исповемы — сегодня для многих это просто красивые слова. А ведь для древних христиан это было свидетельством того, что они действительно любят друг друга. И таинство Причастия не даст вам ощущения божественной благодати, если в вашем сердце не будет такой же любви.
Чтобы понять различие между соборной и личной молитвой, представьте себе большую семью из десяти человек, члены которой хотят непременно устроить семейный обед. Зачем? Ведь гораздо комфортнее поесть тогда, когда каждому удобно, и не ждать, пока соберутся все. Но они почему-то все равно хотя бы иногда стараются собраться вместе за общим столом. Вот так и с частной и общей молитвой: когда мы собираемся на общую молитву, мы чувствуем единство, которое невозможно ощутить в одиночку.
В соборной молитве мы по-иному сонастраиваемся и молимся не только о самих себе, но и об этих людях, с которыми мы связаны, которых любим. Да, у каждого своя проблема, но приходим мы все же именно ради этого единства — ведь мы не знаем, через кого Господь подаст нам руку помощи.
Здесь важен еще один момент: мы начинаем молиться тогда, когда перестаем осуждать. Если мы стоим на службе и думаем, сколько стоит облачение священника или почему в храме собирают пожертвования, от такой нашей «молитвы» не будет никакого толка. А вот когда человек учится смотреть вокруг глазами Божьими, то даже в самом отъявленном грешнике увидит человека, который тоже страдает. Только через это он сможет настроиться на молитвенный лад.
Самый простой способ преодолеть отстраненность и усталость от молитвы — смотреть на нее как на возможность устранить внутренний разлад и уловить правильную тональность отношений между вами и Богом. Церковная молитва позволяет приобщиться к пространству, в котором божественное переживается более остро, более реально.
Каждое богослужение — это событие. Поэтому в храмах всегда будет живая молитва пусть и плохо поющей бабушки, а не запись лучшего церковного хора. Главное здесь — присутствие. Настоящая молитва рождает в нас благостное, радостное ощущение близости и присутствия Бога именно здесь и сейчас.
P.S. Если у вас действительно есть желание разобраться в том, что такое соборная храмовая молитва, в чем смысл и красота церковных богослужений, если вы хотите перестать себя чувствовать на этих богослужениях чужими, то посоветовал бы следующее:
Первое: подружиться с церковным календарем. Приходя в храм, вы будете понимать, чему посвящена сегодняшняя служба. Там же вы найдете указания на чтения из Евангелия, посланий апостолов, паремии — отрывки из Ветхого Завета.
Второе: совсем дерзкий совет — собрать вокруг себя группу людей, которые тоже интересуются качеством участия в богослужении. При некоторых храмах действуют Библейские группы или кружки — почему бы не появиться таким же, но о богослужении? Это необязательно должно быть с участием священника: ведь сегодня информация по литургической тематике вполне доступна, и любой разумный желающий сможет подготовить краткое сообщение по теме, важной для членов группы.
Для этого можно прочитать соответствующую литературу. Например, книги «Основы православия» протоиерея Фомы Хопко и «Православная Церковь» митрополита Каллиста (Уэра) дадут вам определенную базу, а книга «Евхаристия. Таинство Царства» протопресвитера Александра Шмемана поможет найти ответы на оставшиеся вопросы. А тем, кто хочет разобраться и понимать слова молитв, советую приобрести православный молитвослов на русском языке с поэтическим переложением канонических текстов.
Третье: не стесняться достать во время богослужения смартфон или планшет и по нему следить за ходом богослужения. Конечно, это хорошо работает именно на начальном этапе, когда важно преодолеть психологический барьер «непонятности» службы. Можно привести такое сравнение: пока юный пианист учится, он многократно играет гаммы — и это очень важно. Но это ещё вовсе не музыка. Так и молитва «по планшету» — это все же «предварение» настоящей молитвы, пусть и очень важный этап, но его надо пройти и двигаться дальше.
Четвертое: не бояться присматриваться к тому, как ведут себя во время службы окружающие. Ведь определённая «интерактивность» в службе по сей день осталась: люди преклоняют головы в определенные моменты службы, подходят под благословение или для помазания освященным елеем, вместе поют некоторые песнопения. Всё это способствует большей включенности каждого молящегося в общее дело — литургию или любое другое богослужение.
Пятое: и, конечно же, самое действенное, собирающее стоящих в храме в духовное единство, — это общее пение на протяжении всего богослужения. Например, у нас на подворье благодаря наличию двух храмов есть возможность одновременно служить в одном храме с профессиональным хором, а в другом — только с «народным» хором, в котором может участвовать каждый. Но я хорошо понимаю, что такая возможность есть далеко не у всех. Можно, например, выделить для такого пения субботнюю литургию или какой-то другой день — и через это постепенно развивать любовь к осознанному участию в богослужении и у всех остальных прихожан!