что дает основание отнести стихотворение жуковского море к философской лирике
Что даёт основание отнести стихотворение В.А.Жуковского «Море» к философской лирике? Кто из русских поэтов обращался к образу моря и в чём их произведения могут быть сопоставлены с «Морем» В. А. Жуковского? (ЕГЭ по литературе)
. Когда же сбираются темные тучи,
Чтоб ясное небо отнять у тебя.
связывает лирического героя с ним. Он чувствует единство с морем. Тонко переданная взаимосвязь человеческой души и таинственной стихии даёт основание причислить представленное стихотворение к философской лирике.
Немало отечественных поэтов обращались к образу моря в своих произведениях. Например, А.С. Пушкин в стихотворении «К морю». Лирический герой данного стихотворения, как и в элегии Жуковского, восхищается водной стихией. Он также испытывает с ней особую связь, поэтому прощается. Подчёркивая таинственность и могущество моря, он называет его свободным:
. Прощай, свободная стихия!
В последний раз передо мной
Ты катишь волны голубые
И блещешь гордою красой.
Лирический герой стихотворения Ф.И. Тютчева «Как хорошо ты, о море ночное. » также очарован водной стихией. Он наблюдает за тем, как меняется состояние моря и восхищается этим:
. Блеск и движенье, грохот и гром.
Тусклым сияньем облитое море,
Как хорошо ты в безлюдье ночном.
Лирический герой, подобно герою Жуковского, стремится море понять:
Зыбь ты великая, зыбь ты могучая,
Чей это праздник празднуешь ты?
Влияние моря на душевное состояние лирического героя очень велико:
. Весь, как во сне, я потерян стою.
Все стихотворения объединяет связь моря и человека, восхищение таинственной стихией, воспевание моря, желание его понять.
Внимание!
Если Вы заметили ошибку или опечатку, выделите текст и нажмите Ctrl+Enter.
Тем самым окажете неоценимую пользу проекту и другим читателям.
Что дает основание отнести стихотворение жуковского море к философской лирике
Кто из русских поэтов обращался к образу моря и в чём их произведения могут быть сопоставлены с «Морем» В. А. Жуковского?
Прочитайте приведённое ниже произведение и выполните задания В8—В12; СЗ, С4.
Безмолвное море, лазурное море,
Стою очарован над бездной твоей.
Ты живо; ты дышишь; смятенной любовью,
Тревожною думой наполнено ты.
Безмолвное море, лазурное море,
Открой мне глубокую тайну твою:
Что движет твоё необъятное лоно?
Чем дышит твоя напряжённая грудь?
Иль тянет тебя из земныя неволи
Далёкое светлое небо к себе.
Таинственной, сладостной полное жизни,
Ты чисто в присутствии чистом его:
Ты льёшься его светозарной лазурью,
Вечерним и утренним светом горишь,
Ласкаешь его облака золотые
И радостно блещешь звездами его.
Когда же сбираются тёмные тучи,
Ты бьёшься, ты воешь, ты волны подъемлешь,
Ты рвёшь и терзаешь враждебную мглу.
И мгла исчезает, и тучи уходят,
Но, полное прошлой тревоги своей,
Ты долго вздымаешь испуганны волны,
И сладостный блеск возвращённых небес
Не вовсе тебе тишину возвращает;
Обманчив твоей неподвижности вид:
Ты в бездне покойной скрываешь смятенье,
Ты, небом любуясь, дрожишь за него.
В. А. Жуковский, 1822
Назовите литературное направление, одним из ярких представителей которого в России был В. А. Жуковский и принципы которого нашли своё воплощение в стихотворении «Море».
Романтизм — художественный метод, сложившийся в начале XIX века. Для романтизма характерен особый интерес к личности героя. Герой романтического произведения — человек с особенно сильными чувствами, он выше окружающих, но, как правило, одинок. Романтиков волнует характер отношений личности к окружающей действительности и противопоставление реальному миру идеального.
Из приведённого ниже перечня выберите три названия художественных средств и приёмов, использованных поэтом в стихотворении. Укажите числа в порядке возрастания без пробелов и запятых.
Олицетворение: о море — «ты дышишь», «смятенной любовью, Тревожною думой наполнено ты». Олицетворение — вид метафоры, в которой предметы, явления неживой природы и понятия наделяются признаками живого существа.
Эпитет: «лазурное море», «безмолвное море». Эпитет — образное определение.
Анафора: «Ты бьёшься, ты воешь, ты волны подъемлешь, Ты рвёшь и терзаешь враждебную мглу. » Анафора — повторение в строке, стихе начальных слов, несущих основную смысловую нагрузку.
Нет, слово «светозарный» не является неологизмом, это слово высокого стиля, употребляемое и до В.А. Жуковского, и после него в поэтической речи. В настоящее время слово можно считать устаревшим (Т.Ф. Ефремова. Новый словарь русского языка. Толково- словообразовательный).
Эпитеты «лазурное море», «безмолвное море» используются в первой строчке, соответственно, раньше, чем олицетворение (в 3). Именно поэтому сначала в ответах должна быть указана цифра 2,1,4, а не 124
В задании читаем: «Укажите числа в порядке возрастания без пробелов и запятых».
Что даёт основание отнести стихотворение В. А. Жуковского «Море» к философской лирике?
Философская лирика — стихотворения задумчивого, мечтательного настроения, главной темой философской лирики являются размышления о смысле бытия, о ценностях человеческой жизни. В стихотворении «Море» Жуковский восхищается согласием неба и моря, но это согласие обманчиво. Вечное стремление моря к ясному небу оказывается неосуществимым, как неосуществима мечта человека о полной свободе. Море, как и человеческая жизнь, наполнены противоречиями:
Обманчив твоей неподвижности вид:
Ты в бездне покойной скрываешь смятенье,
Ты, небом любуясь, дрожишь за него.
В этих размышлениях и есть глубокий философский смысл.
Кто из русских поэтов обращался к образу моря и в чём его произведения могут быть сопоставлены с «Морем» В. А. Жуковского?
В элегии В. А. Жуковского запечатлен образ бескрайнего моря, выступающего как символ безграничной свободы. То же самое мы видим и в стихотворении «К морю» Александра Сергеевича Пушкина. Уже в первой строфе автор подмечает главную особенность морской стихии — неподвластность никому, свободу. Море — лёгкое, прекрасное, одухотворенное. Помогает создать образ олицетворение:
Прощай, свободая стихия!
В последний раз передо мной
Ты катишь волны голубые
И блещешь гордою красой.
Олицетворением как средством художественной выразительности пользовался и В. А. Жуковский. Не будь море самостийным, живым существом, читатель не смог бы прочувствовать всю его безграничную силу.
Стоит отметить, что в обоих произведениях одухотворенное и будто полное жизненной энергии море противостоит другому миру. У Жуковского — «темным тучам», стремящимся отобрать у него «ясное небо», у Пушкина — неподвижному берегу. Оба автора искренне восхищаются водной стихией, любят ее до глубины души.
Выберите ОДНО из заданий (10.1 или 10.2) и укажите его номер в БЛАНКЕ ОТВЕТОВ № 2. Сформулируйте прямой связный ответ на вопрос в объёме 5−10 предложений. Аргументируйте свои суждения, опираясь на анализ текста произведения, не искажайте авторской позиции, не допускайте фактических и логических ошибок. Соблюдайте нормы литературы.
10.1. Что даёт основание отнести стихотворение В. А. Жуковского «Море» к философской лирике?
10.2. Какую роль в стихотворении играют эпитеты?
10.1. Философская лирика — стихотворения задумчивого, мечтательного настроения, главной темой философской лирики являются размышления о смысле бытия, о ценностях человеческой жизни. В стихотворении «Море» Жуковский восхищается согласием неба и моря, но это согласие обманчиво. Вечное стремление моря к ясному небу оказывается неосуществимым, как неосуществима мечта человека о полной свободе. Море, как и человеческая жизнь, наполнены противоречиями:
Обманчив твоей неподвижности вид:
Ты в бездне покойной скрываешь смятенье,
Ты, небом любуясь, дрожишь за него.
В этих размышлениях и есть глубокий философский смысл.
10.2. Элегия В. А. Жуковского «Море» богата различными художественными средствами. Значительную роль играют эпитеты. При помощи них автор в первой части передаёт спокойствие стихии: «безмолвное», «лазурное». Затем с помощью эпитетов рисуется стихия — «испуганны» волны, «тёмные» тучи, «враждебная» мгла. Эпитетами же передаётся и радость встречи неба и моря, неслучайно «блеск возвращённых небес» именно «сладостный».
Таким образом, эпитеты помогают создать неповторимый авторский художественный образ
В элегии В. А. Жуковского запечатлен образ бескрайнего моря, выступающего как символ безграничной свободы. То же самое мы видим и в стихотворении «К морю» Александра Сергеевича Пушкина. Уже в первой строфе автор подмечает главную особенность морской стихии — неподвластность никому, свободу. Море — лёгкое, прекрасное, одухотворенное. Помогает создать образ олицетворение:
Прощай, свободая стихия!
В последний раз передо мной
Ты катишь волны голубые
И блещешь гордою красой.
Олицетворением как средством художественной выразительности пользовался и В. А. Жуковский. Не будь море самостийным, живым существом, читатель не смог бы прочувствовать всю его безграничную силу.
Стоит отметить, что в обоих произведениях одухотворенное и будто полное жизненной энергии море противостоит другому миру. У Жуковского — «темным тучам», стремящимся отобрать у него «ясное небо», у Пушкина — неподвижному берегу. Оба автора искренне восхищаются водной стихией, любят ее до глубины души.
Критерии оценивания выполнения задания | Баллы |
---|---|
1. Сопоставление первого выбранного произведения с предложенным текстом | |
Названо произведение, и указан его автор, произведение убедительно сопоставлено с предложенным текстом в заданном направлении анализа | 2 |
Названо только произведение без указания автора, или указан только автор без указания названия произведения, произведение убедительно сопоставлено с предложенным текстом в заданном направлении анализа, ИЛИ названо произведение, и/или указан его автор, произведение поверхностно, формально 2 сопоставлено с предложенным текстом в заданном направлении анализа | 1 |
Не названо произведение, и не указан его автор, И/ИЛИ не проведено сопоставление произведения с предложенным текстом в заданном направлении анализа | 0 |
2. Привлечение текста произведения при сопоставлении для аргументации | |
При сопоставлении для аргументации привлекаются тексты двух произведений (исходного и выбранного), оба текста привлекаются на уровне анализа важных для выполнения задания фрагментов, образов, микротем, деталей и т. п., авторская позиция исходного и выбранного произведений не искажена, фактические ошибки отсутствуют | 4 |
При сопоставлении для аргументации привлекаются тексты двух произведений (исходного и выбранного), но текст одного произведения привлекается на уровне анализа важных для выполнения задания фрагментов, образов, микротем, деталей и т. п., а текст другого — на уровне его пересказа или общих рассуждений о содержании, авторская позиция исходного и выбранного произведений не искажена И/ИЛИ допущена одна фактическая ошибка | 3 |
При сопоставлении для аргументации привлекаются тексты двух произведений (исходного и выбранного) на уровне пересказа или общих рассуждений об их содержании (без анализа важных для выполнения задания фрагментов, образов, микротем, деталей и т. п.), авторская позиция исходного и выбранного произведений не искажена ИЛИ текст одного произведения привлекается на уровне анализа важных для выполнения задания фрагментов, образов, микротем, деталей и т. п., а текст другого произведения не привлекается, авторская позиция исходного и выбранного произведений не искажена И/ИЛИ допущены две фактические ошибки | 2 |
При сопоставлении для аргументации текст одного произведения привлекается на уровне пересказа произведения или общих рассуждений о его содержании (без анализа важных для выполнения задания фрагментов, образов, микротем, деталей и т. п.), а текст другого произведения для сопоставления не привлекается, авторская позиция исходного и выбранного произведений не искажена ИЛИ авторская позиция одного из произведений (исходного или выбранного) искажена (при любых уровнях привлечения текста, описанных для 4, 3 и 2 баллов) И/ИЛИ допущены три фактические ошибки | 1 |
При сопоставлении для аргументации суждений не привлекается текст ни одного произведения И/ИЛИ искажена авторская позиция двух произведений (исходного и выбранного) И/ИЛИ допущены четыре или более фактические ошибки | 0 |
3. Логичность и соблюдение речевых норм | |
Отсутствуют логические, речевые ошибки | 2 |
Допущено не более одной ошибки каждого вида (логическая и/или речевая) — суммарно не более двух ошибок | 1 |
Допущены две или более ошибки одного вида (независимо от наличия/отсутствия ошибок других видов) | 0 |
Максимальный балл | 8 |
2 Формальным сопоставлением считается случай, когда экзаменуемый ограничивается повторением слов из формулировки задания для обозначения аспекта сопоставления.
Что дает основание отнести стихотворение жуковского море к философской лирике
Стих-е Жук-ого «Море » можно отнести к филосовской лирике, т.к. в этом стихотворении лирический герой, обращаясь к морю, размышляет над философскими вопросами. Герой проводит параллель между небом и морем, пытается понять их связь.Море любуется небом и дрожит за него. лирический герой будто представляет их символами влюбленных. Но любовь их невозможна, ведь небо и море находятся на разных «полюсах», они никогда не пересекаются. Это вечные символы «невозможной» любви.
Показать полностью.
Также лирический герой спрашивает у моря ответы на «тайны»:
Безмолвное море, лазурное море,
Открой мне глубокую тайну твою:
Что движет твоё необъятное лоно?
Чем дышит твоя напряжённая грудь?
Я думаю, тот завуалирован глубокий вопрос на тему того, кто же всеми нами управляет. У кого в подчинении даже море, которое рвет и терзает » враждебную мглу..»?
Таким образом.это стихотворение можно отнести к философским, потому что в нем отражены вечные вопросы и проблемы
Думаю, тут поднят вопрос и о поэте после смерти. Цветаева считает,что она не погибнет никогда :
Ты живо; ты дышишь
Когда же сбираются тёмные тучи,
Ты бьёшься, ты воешь, ты волны подъемлешь,
Ты рвёшь и терзаешь враждебную мглу.
15. Что даёт основание отнести стихотворение В. А. Жуковского «Море» к философской лирике? 16. Кто из русских поэтов обращался к образу моря и в чём их произведения могут быть сопоставлены с «Морем» В. А. Жуковского? (ЕГЭ по литературе)
Размышления автора о смысле бытия дают основание отнести стихотворение В. А. Жуковского «Море» к философской лирике.
Поэт сравнивает человеческую жизнь с морем. Лирический герой пытается познать его тайну и задается философскими вопросами о том, что им «движет» и почему его так тянет к небу. Автор наводит читателей на мысль о том, что море не может коснуться неба так же, как люди никогда не смогут достичь абсолютной свободы.
Водная стихия способна лишь литься «его светозарной лазурью».
Море в этом стихотворении пытается отыскать путь к идеальному миру, где нет вражды и злобы. Однако сталкивается с темными тучами, которые затмили ясное небо: «Ты рвёшь и терзаешь враждебную мглу. ». Они олицетворяют неизбежные проблемы, трудности, горести и печали, которые испытывают люди на протяжении всей жизни. Так, автор философски подошел к вопросу о смысле человеческого бытия.
Многие русские поэты обращались к образу моря.
А. С. Пушкин в стихотворении «К морю» так же, как и В. А. Жуковский, размышляет на философские темы. Оба поэта «одушевляют» образ моря, описывают его как существо с разумом и чувствами. Но лирический герой Жуковского пытается разгадать тайну стихии и задается вопросом о том, что же она скрывает. Пушкин же в своем произведении пишет о том, что море является другом для человека, рассказывающего ему о пережитом. Он делится с ним своими мыслями и чувствами: «Одна скала, гробница славы… / Там погружались в хладный сон / Воспоминанья величавы: / Там угасал Наполеон».
Внимание!
Если Вы заметили ошибку или опечатку, выделите текст и нажмите Ctrl+Enter.
Тем самым окажете неоценимую пользу проекту и другим читателям.
Что дает основание отнести стихотворение жуковского море к философской лирике
Из приведённого ниже перечня выберите три названия художественных средств и приёмов, использованных поэтом в стихотворении. Укажите числа в порядке возрастания без пробелов и запятых.
Олицетворение: о море — «ты дышишь», «смятенной любовью, Тревожною думой наполнено ты». Олицетворение — вид метафоры, в которой предметы, явления неживой природы и понятия наделяются признаками живого существа.
Эпитет: «лазурное море», «безмолвное море». Эпитет — образное определение.
Анафора: «Ты бьёшься, ты воешь, ты волны подъемлешь, Ты рвёшь и терзаешь враждебную мглу. » Анафора — повторение в строке, стихе начальных слов, несущих основную смысловую нагрузку.
Нет, слово «светозарный» не является неологизмом, это слово высокого стиля, употребляемое и до В.А. Жуковского, и после него в поэтической речи. В настоящее время слово можно считать устаревшим (Т.Ф. Ефремова. Новый словарь русского языка. Толково- словообразовательный).
Эпитеты «лазурное море», «безмолвное море» используются в первой строчке, соответственно, раньше, чем олицетворение (в 3). Именно поэтому сначала в ответах должна быть указана цифра 2,1,4, а не 124
В задании читаем: «Укажите числа в порядке возрастания без пробелов и запятых».
Кто из русских поэтов обращался к образу моря и в чём их произведения могут быть сопоставлены с «Морем» В. А. Жуковского?
В элегии В. А. Жуковского запечатлен образ бескрайнего моря, выступающего как символ безграничной свободы. То же самое мы видим и в стихотворении «К морю» Александра Сергеевича Пушкина. Уже в первой строфе автор подмечает главную особенность морской стихии — неподвластность никому, свободу. Море — лёгкое, прекрасное, одухотворенное. Помогает создать образ олицетворение:
Прощай, свободая стихия!
В последний раз передо мной
Ты катишь волны голубые
И блещешь гордою красой.
Олицетворением как средством художественной выразительности пользовался и В. А. Жуковский. Не будь море самостийным, живым существом, читатель не смог бы прочувствовать всю его безграничную силу.
Стоит отметить, что в обоих произведениях одухотворенное и будто полное жизненной энергии море противостоит другому миру. У Жуковского — «темным тучам», стремящимся отобрать у него «ясное небо», у Пушкина — неподвижному берегу. Оба автора искренне восхищаются водной стихией, любят ее до глубины души.
Выберите ОДНО из заданий (10.1 или 10.2) и укажите его номер в БЛАНКЕ ОТВЕТОВ № 2. Сформулируйте прямой связный ответ на вопрос в объёме 5−10 предложений. Аргументируйте свои суждения, опираясь на анализ текста произведения, не искажайте авторской позиции, не допускайте фактических и логических ошибок. Соблюдайте нормы литературы.
10.1. Что даёт основание отнести стихотворение В. А. Жуковского «Море» к философской лирике?
10.2. Какую роль в стихотворении играют эпитеты?
10.1. Философская лирика — стихотворения задумчивого, мечтательного настроения, главной темой философской лирики являются размышления о смысле бытия, о ценностях человеческой жизни. В стихотворении «Море» Жуковский восхищается согласием неба и моря, но это согласие обманчиво. Вечное стремление моря к ясному небу оказывается неосуществимым, как неосуществима мечта человека о полной свободе. Море, как и человеческая жизнь, наполнены противоречиями:
Обманчив твоей неподвижности вид:
Ты в бездне покойной скрываешь смятенье,
Ты, небом любуясь, дрожишь за него.
В этих размышлениях и есть глубокий философский смысл.
10.2. Элегия В. А. Жуковского «Море» богата различными художественными средствами. Значительную роль играют эпитеты. При помощи них автор в первой части передаёт спокойствие стихии: «безмолвное», «лазурное». Затем с помощью эпитетов рисуется стихия — «испуганны» волны, «тёмные» тучи, «враждебная» мгла. Эпитетами же передаётся и радость встречи неба и моря, неслучайно «блеск возвращённых небес» именно «сладостный».
Таким образом, эпитеты помогают создать неповторимый авторский художественный образ