что дает людям умение слушать
Что даёт другим людям ваше умение слушать?
Слушание в деловой коммуникации
Не слушать — это не только отсутствие
вежливости, но и признак пренебрежения.
Ничто так не окупается в общении с людьми,
как милостыня внимания.
Один из самых быстрых способов заставить людей думать о вас хорошо – выслушать их.
Выслушивая человека, мы воспитываем в нём самоуважение.
План:
1. Значение эффективного слушания в деловом общении.
2. Трудности эффективного слушания.
3. Уровни и виды слушания.
Значение эффективного слушания в деловом общении
Как показывает практика делового взаимодействия, умение целенаправленно, активно слушать других имеет большое значение для взаимопонимания. Однако слышать и слушать — не совсем одно и то же. СЛЫШАТЬ означает физически воспринимать звук. СЛУШАТЬ – это не просто направлять слух на что-либо, а сосредотачиваться на воспринимаемом, понимать значение принимаемых звуков.
Большинство людей, по мнению учёных, плохо умеют слушать слова других, особенно если слова не задевают их интересов. Исследования показывают, что умением выслушать собеседника спокойно и направлённо, вникнуть в сущность того, что говорится, обладают не более 1О% людей.
Сократу в Афины издалека приехал молодой человек, горящий желанием овладеть искусством красноречия. Поговорив с ним несколько минут, Сократ потребовал от него за обучение ораторскому искусству двойную плату. «Почему?» — задал вопрос удивленный ученик. «Потому, — ответил философ — что мне придётся обучать тебя не только говорить, но тому, как нужно молчать, и слушать».
Этот ответ, прозвучавший более двух тысячелетий назад, перекликается с мнением писателя ХХ века Л.Фейхтвангера, утверждавшего, что человеку нужно два года, чтобы научиться говорить, и шестьдесят лет, чтобы научиться держать язык за зубами.
Умение слушать как метод восприятия информации используется в деловом общении намного чаще, чем умение писать и читать вместе взятые:
Слушание – 40% рабочего времени;
Что же такое «эффективное слушание»? Какова его характеристика?
l восприятие информации от говорящих или самого себя, при котором человек воздерживается от своих эмоций;
l поощряющее отношение к говорящему, «подталкивающее» его продолжать акт общения;
l незначительное воздействие на говорящего, способствующее развитию мысли последнего «на один шаг вперед».
Эта характеристика раскрывает роль слушателя и подчёркивает его ответственность за процесс коммуникации.
Умение слушать позволяет профессиональному коммуникатору:
· Лучше разобраться в том, что вам говорят.
· Преодолевать проблемы межличностного общения.
· Легче воспринимать новые идеи.
· Определять, что стоит за высказываниями партнёра.
· Повышать степень доверия к себе у собеседника.
· Формировать у партнёра ощущение вашей надёжности.
· Повышать эффективность совместной деятельности.
Умение слушать у людей развито неодинаково: про одних говорят, что «они умеют слушать», про других – что «они не умеют слушать», поэтому первые и более приятны в общении, и с ними легче общаться, вести переговоры, договариваться. Как отмечал французский мыслитель Любрюйер: «Талантом собеседника отличается не тот, кто охотно говорит сам, а тот, с кем охотно говорят другие».
Многие очень часто слушают только вполуха, а остальное внимание уделяют собственным мыслям, поводом для которых стали высказывания партнера. Кто хочет внимательно слушать, тот на самом деле должен уметь и молчать, должен быть терпеливым. Однако практика делового общения свидетельствует о том, что нетерпеливые деловые партнеры — весьма распространенный тип. Они быстро теряют способность следить за пространными рассуждениями собеседника. Для этих людей высказывания другого — это лишь ожидание собственного выступления или повод к тому, чтобы модифицировать свои высказывания.
Что даёт другим людям ваше умение слушать?
l эффективно помогает собеседникам снизить уровень эмоционального возбуждения и начать трезво и здраво рассуждать по поводу возникшей проблемы;
l умение слушать как способ воздействия на собеседника часто повышает самооценку человека, развивает у него чувство уверенности в себе, как бы сообщая ему, что вы его цените и уважаете;
l ослабляет воздействие стресса и психического напряжения;
l активное слушание (искренний интерес, вопросы, относящиеся к передаваемой информации) способствует росту искренности понимания и ощущения надёжности;
l дает возможность человеку выговориться в момент упадка эмоций («рассказанная беда — уже полбеды») и в то же время слушающий представляет ему небольшую, но действенную «подпитку», проявляя свое участие и внимание;
l демонстрирует уважение к чувствам другого человека.
Умение слушать: простые правила эффективной коммуникации
Сегодня в качестве вступления к статье мы откажемся от привычного формата, задача которого разбудить интерес читателя. Тема не нуждается в прямом или образном представлении, ведь мы неоднократно говорили о важности умения слушать собеседника в многочисленных публикациях, касающихся лидерских качеств, успешных переговоров, психологии, развития эмпатии. Пришло время ликвидировать и этот пробел.
Слышать и слушать – не одно и то же
И дело не только в чередовании. Задумайтесь ненадолго и честно себе ответьте на следующий вопрос. Как часто в течении, к примеру, последнего месяца, разговаривая с незнакомым или малознакомым человеком, вы больше внимания уделяли тому, что он говорит, а не обдумыванию своей последующей реплики? Чтоб не обмануться, идите дальше – постарайтесь вспомнить, о чём конкретно он вам говорил. В большинстве случаев сделать это будет достаточно сложно из-за слаборазвитой привычки не просто слушать, а действительно слышать собеседника.
Реалии информационного пространства таковы, что техника, которая призвана обеспечивать более удобный и повсеместный контакт между людьми, в то же время является иногда и преградой для истинного понимания. А это, между прочим, основа эффективной коммуникации. Умение слушать является базисом для точного приёма и интерпретации входящих сообщений, взаимодействия с собеседником. Сегодня многие топ-компании даже проводят для своих сотрудников специальные тренинги, на которых обучают умению слушать. И это не мнимая забота или бессмысленная трата денег, как может показаться на первый взгляд. Развитие данного навыка позволяет лучше понимать клиентов и продуктивнее строить сотрудничество, избегать типичных ошибок и рабочих конфликтов, расширять обмен информацией, что содействует творческой и инновационной работе.
Например, убеждённым последователем мысли, что главным для создания эффективной коммуникации внутри компании является умение слушать, выступает известный бизнесмен Ричард Брэнсон. Основатель корпорации «Virgin Group» неоднократно заявлял об этом в многочисленных интервью и выступлениях. Подтверждают это и исследования: активные слушатели имеют больше друзей и развитую систему нетворкинга, они более уверены в себе и лучше защищены от негативных влияний стресса.
Возвращаясь к заявленной теме, отметим, что «слышать» и «слушать», при всей близости грамматических конструкций – два разных понятия. Умение слушать как качество необходимое каждому, кто стремится к эффективной коммуникации, включает оба. А как этому научиться описано ниже.
Принципы, которые превратят вас во внимательного слушателя
Помолчите
Марк Твен в присущей ему юмористической манере писал: «Если бы мы должны были больше говорить, чем слушать, то у нас было бы два языка и одно ухо». Это первое правило, которое следует запомнить. Не занимайте всё время окружающих, повествуя о себе. Не перебивайте собеседника, даже если уверены, что уже поняли суть его послания. Не стремитесь сразу отвечать, помните о возможности задавать уточняющие вопросы.
Концентрируйтесь на том, что слышите
Расслабьтесь, сосредоточьтесь на получаемой информации. Спрячьте телефон, планшет – всё, что может отвлекать от разговора. Если ваша задача заключается в налаживании эффективной коммуникации, то все мысли должны быть обращены только на предмет разговора и собеседника. Никаких размышлений о затянутом тучами небе, перегруженности метро в час пик и тщетности бытия. Научиться этому помогут специальные материалы на нашем сайте.
Будьте непринуждённы
И сделайте всё для того, чтоб так же себя чувствовал и собеседник. Помогите ему говорить свободно, преодолеть неуверенность и страх. Поддерживайте зрительный контакт, жестами и мимикой показывайте, что слушаете и соглашаетесь.
Будьте эмпатом
Эмпатия – способность понимать и разделять человеческие эмоции и чувства. Во время разговора старайтесь понимать суть не только с точки зрения интеллекта, но и движимых человеком переживаний. Это даст возможность комплексно понять и оценить точку зрения другого и быть действительно непредвзятым. Кроме того, демонстрация сопереживания располагает других по отношению к вам, вводит вас в круг доверия.
Будьте терпеливы
Не переводите разговор в другое русло, если не уверены, что собеседник исчерпывающе поведал о предмете. Бывают и такие случаи, когда длинная пауза является попыткой собраться с мыслями и продолжить. Поэтому, если хотите научиться умению слушать никогда не спешите с ответом, не заканчивайте реплику за другого – это дурной тон. Такие попытки проверки телепатической связи допустимы лишь в кругу друзей.
Избавьтесь от личных предубеждений
Попробуйте быть беспристрастным. Не раздражайтесь, если человек громко говорит, излишне жестикулирует, ведёт себя нервно или застенчиво, заикается, выделяется своим акцентом. Обращайте внимание лишь на то, что говорится, а не каким способом. Также, когда отправляетесь на мероприятие, где вас ждёт важный разговор – не употребляйте алкоголь, пока не разберётесь с делами. Так вы всегда будете готовы к нормальному восприятию.
Улавливайте не слова, а идеи
Стремитесь к наследованию гениальных психологов, которые на основе отдельных данных собирают мозаику и видят всю картину. Ваша цель – слушать не слова, а понимать смысл сказанного. А он далеко не всегда очевиден. Этот навык довольно сложно освоить, ведь попытки анализа сказанного, с целью определения истинных намерений, могут сыграть злую шутку и заставить вас слышать то, что сказано на самом деле не было. Поэтому, если сомневаетесь в правильном понимании подтекста (а делать это нужно часто), лучше уточните своё представление путём постановки вопросов.
Задавайте вопросы для обеспечения понимания
А разве можно по-другому? Можно. Часто, испытывая личную неприязнь, или стремясь во всём видеть логическую подоплёку, мы заваливаем человека вопросами не с целью добиться истины или понимания, а чтобы «потопить» его. Показать, что он не до конца искренен или даже врёт. Поэтому, какими бы ни были ваши цели, помните, что из такого разговора продуктивного не выйдет.
Уделяйте внимание невербальной коммуникации
Эффективность общения возрастёт, если вы будете уметь не только слушать, но и «видеть» дополнительную информацию. Наблюдайте за жестами, мимикой, выражением, тоном, наследуя героям сериала «Теория лжи». Распознавать лжецов без определённого опыта вы, конечно, не сможете, но делать получаемую информацию более «живой» и объёмной научитесь.
Нужно не только слушать то, что говорится, но и то, что осталось недосказанным или сказанным лишь частично. Навык эффективного слушания предполагает наблюдение за языком тела, выявление несоответствий между вербальными и невербальными сообщениями. Это может казаться странным конкретно вам, но многие люди воспринимают слова настолько буквально, что даже если они идут вразрез с остальными проявлениями чувств и состояний, обрабатывают только их. Как следствие – развивать свои навыки активного слушания нужно в комплексе с освоением знаний по социальной психологии и в области невербального общения.
Узнайте больше об эффективном общении и самых популярных коммуникационных техниках на курсе «Лучшие техники коммуникации». В нем собрана только актуальная информация и упражнения на проработку навыка. Присоединяйтесь!
Отзывы и комментарии
А вы умеете слушать собеседника? И нужно ли это в целом, ведь если человек хочет донести какую-то информацию, то сделает всё возможное для этого. Делитесь своими соображениями.
Что дает людям умение слушать
Умение слушать — один из сложнейших навыков. Он помогает разглядеть человека, который сидит перед вами, и понять его истинные чувства. Он открывает вам возможности ненароком обнаружить истину — о мире или о себе. Давайте попробуем определить, умеете ли вы слушать — вместе с книгой «Умение слушать осознанно».
Молчать, кивать и повторять
Наверняка вам кажется, что вы умеете слушать. Свой слушательский талант люди оценивают примерно как водительский: большинство полагает, что их уровень выше среднего.
Принято считать, что умение слушать сводится к трем навыкам:
— молчать, пока говорят другие;
— демонстрировать, что вы слушаете, мимикой и междометиями («гм»);
— повторять сказанное собеседником почти слово в слово.
Если вы когда-нибудь читали советы по умению слушать, то, возможно, сталкивались с тем, что вам предлагают: почаще молчать, почаще кивать и почаще повторять за собеседником «А теперь проверим, правильно ли я вас понял. Вы хотите сказать, что…» Вот только подобное поведение не имеет никакого отношения к умению слушать.
4 признака блестящего слушателя
Джек Зенгер и Джозеф Фолкман проводили исследования, где пытались определить разницу между блестящими и средними слушателями. Некоторые выводы их удивили. Оказалось, что:
— Если вы молчите, пока другие говорят, это еще не значит, что вы слушаете. Напротив: люди считают, что те, кто умеет слушать, поддерживают диалог и периодически задают вопросы, которые лучше раскрывают тему. Молчаливые кивки вовсе не доказывают, что вы слушаете, а вот интересный вопрос — да. Он позволит собеседник убедиться, что вы не только услышали его, но и хорошо поняли. А в идеале — хотите узнать об этом побольше.
— Умение слушать — это взаимодействие, повышающее самооценку. Диалог с хорошим слушателем — это позитивный опыт, где собеседнику оказывают поддержку и придают уверенности. Никто не любит тех, кто чрезмерно критикует или ведет себя агрессивно. Умение слушать равнозначно умению создавать комфортные, безопасные условия для открытого обсуждения любых вопросов.
Заглянуть на страничку акции
— Умение слушать — сотрудничество. Люди, не умеющие слушать, тяготеют к соперничеству — они постоянно выискивают ошибки в логике собеседника и умолкают лишь для подготовки очередной реплики. Да, это идеальный метод для дебатов, но не для слушания. Конечно, вы можете оспорить какие-то мысли или не согласиться, но ваш собеседник не должен чувствовать, что вы пытаетесь найти истину, а не одолеть его.
— Хорошие слушатели высказывают свое мнение. Умение слушать всегда предполагает обратную связь, которая открывает новые темы для обсуждения.
Последний вывод немного обескураживает, ведь многие жалуются на то, что люди их не слушают, а лишь стремятся навязать свое мнение. Но, возможно, проблема не в том, что человек говорит, а как он это говорит.
Губка или батут?
Многие считают, что хорошие слушатели, как губки, впитывают все, что слышат. Это
не совсем так. Как показывает исследование: хорошие слушатели больше похожи на батут. С ними идет постоянный диалог. Они не просто поглощают ваши идеи и силы, а еще и обогащают вас, заряжают энергией и помогают разобраться в сложных вопросах. С ними вам хорошо, потому что они активно поддерживают вас. Это помогает вам подскакивать на небывалую высоту, как на батуте.
6 уровней слушания
Не каждое общение требует высочайшего мастерства: у слушания есть разные уровни. Подумайте, какого уровня слушания вы хотели бы достичь.
Уровень 1
Слушатель создает комфортные условия, в которых можно обсудить сложные или эмоциональные вопросы.
Уровень 2
Слушатель исключает отвлекающие факторы (телефон, ноутбук), полностью сосредоточивается на собеседнике и поддерживает адекватный зрительный контакт. (Подобное поведение влияет и на ваше отношение к собеседнику и разговору, и на внутренние ощущения. Вы становитесь более эффективным слушателем.)
Уровень 3
Слушатель стремится понять смысл слов собеседника. Он улавливает идеи, задает вопросы и переформулирует услышанное, чтобы убедиться, что все понял правильно.
Уровень 4
Считается, что 80% общения происходит на невербальном уровне. Не все это осознают, но мы слушаем не только ушами, но и глазами. На этом уровне слушатель отмечает невербальные признаки: мимику, пот, дыхательный ритм, жестикуляцию, позу и другие элементы языка тела.
Уровень 5
Слушатель понимает эмоции и чувства собеседника, выказывает уважение к нему и принятие. Слушатель демонстрирует эмпатию, поддержку и не делает поспешных выводов.
Уровень 6
Слушатель задает вопросы, чтобы уточнить позицию собеседника, и помогает ему взглянуть на тему обсуждения в новом свете. Он высказывает свои мысли, если считает, что они могут быть полезны для собеседника. Но хорошие слушатели никогда не перехватывают инициативу в разговоре и не помещают себя или свои проблемы в центр внимания.
Секрет в том, что каждый последующий уровень опирается на предыдущий. Так, если вас, к примеру, критикуют за навязывание своего мнения, вам придется уделить больше внимания другим уровням слушания (допустим, исключить отвлекающие факторы и проявить эмпатию), прежде чем ваши слова оценят по достоинству.
Давайте учиться слушать. Не будем изображать из себя губку, впитывающую слова собеседника, а превратимся в настоящий батут и научимся давать собеседнику энергию, ускорение, высоту и размах.
Учимся умению слушать, или, как услышать собеседника
Вам говорят, что вы не умеете слушать людей? Что до вас невозможно «достучаться» и «что ни говори», вы все равно не слышите собеседника.
Вас просят: «Хоть раз дослушай до конца», но у вас не получается. Ваша голова постоянна занята своими мыслями.
Тогда эта статья для вас.
Если же вы хорошо умеете взаимодействовать с людьми, тогда закройте эту страницу и спокойно идите заниматься своими делами.
Я не хочу вас напрягать невероятно полезными навыками для общения (особенно, где раскрываю «шестнадцать секретов общения»), о которых я очень подробно говорю в этой статье.
Потому что они легко помогают решать любые конфликтные ситуации, и приносят душевное равновесие и покой.
Как правильно слушать. Что дает умение слушать?
По-настоящему слушать и слышать друг друга очень важно. Это помогает строить крепкие взаимоотношения, решать различные задачи, обеспечивает взаимопонимание. Умение слушать людей — это важнейший навык.
Например, на работе эффективное взаимодействие людей, знающих ответ на вопрос «как правильно слушать», снижает количество ошибок, уменьшает пустую трату времени. Такие профессионалы могут принимать сложные решения, потому что владеют большим количеством информации, полученной от разных людей. Также они могут избегать конфликтов, вызванных недопониманием, они уверены в себе и с легкостью находят общий язык с окружающими.
Как стать одним из таких людей, наладить отношения и в семье, и на работе, мы поговорим в этой статье. 20 эффективных советов для построения хороших отношений с самыми разными людьми ждут вас! Читайте статью и узнайте, как правильно слушать!
Но прежде чем приступим непосредственно к советам, поговорим об одном интересном феномене.
Отзывы и комментарии
А вы умеете слушать собеседника? И нужно ли это в целом, ведь если человек хочет донести какую-то информацию, то сделает всё возможное для этого. Делитесь своими соображениями.
Советуем также прочитать:
Эмоциональный интеллект
Недавно ученые ввели новый термин — «эмоциональный интеллект». Он означает умение понимать эмоции других людей и управлять собственным эмоциональным состоянием.
При присутствии у вас высокого уровня эмоционального интеллекта, вы сможете не только различать мотивы другого человека, но также чувствовать и понимать самого себя. Например, поймать момент, когда вам пора снять стресс или сменить обстановку, чтобы эмоционально не перегореть.
В таком состоянии вы сможете разрешать конфликты, находить лучшие решения в самых сложных ситуациях. В спорах вы лучше будете осознавать, чего хотят ваши оппоненты и как лучше себя с ними вести.
Уже сейчас многие крупные международные компании проводят тестирование на уровень эмоционального интеллекта. Недавно было проведено исследование среди крупнейших компаний США (Google, Pepsi и другие), оно выявило, что высоким уровнем эмоционального интеллекта обладает 90% ведущих менеджеров.
Следовательно, для того, чтобы построить успешную карьеру нужно обладать не только высоким показателем IQ, но и EQ. Человек с высоким уровнем эмоционального интеллекта — это хороший эмпат. Он способен хорошо распознавать эмоции другого человека, предугадывать его поведение и мотивацию. Такой работник будет полезен на любой позиции. Кроме того, он на подсознательном уровне понимает, как правильно слушать и говорить.
Человек, одаренный эмоциональным интеллектом, стремится к достижению своих целей, не обращая внимания на провалы и неудачи.
Умение слушать и слышать
Разберемся, в чем же разница между словами «слышать» и «слушать». Когда мы слушаем, мы задействуем кратковременную память, воспринимая речь говорящего достаточно поверхностно, эмоционально не проникаемся словами собеседника.
В то же время, слышим мы, когда можем эмоционально «включиться» в разговор.
Доказано, что женщины лучше «слышат», чем мужчины. Возможная причина в том, что представительницы женского пола чувствуют себя комфортней, потому что часто делятся эмоциями друг с другом.
Как научиться слушать и слышать?
Итак, есть 20 рекомендаций, чтобы развить в себе умение внимательно слушать. Поехали ☺
Понимание мотивов собеседника
Чтобы понимать, как правильно слушать, необходимы определенные качества характера, главное из которых — умение сопереживать другим людям.
Нужно слушать не для того, чтобы просто ответить. Нам нужно понять человека, понять мотивы, им руководящие.
Старайтесь не просто запомнить сказанную информацию, а уловить мысли и настроение собеседника. Какой мотив, причина двигали им, когда он совершал определенный поступок, о котором рассказывает? Почему он думает так, а не иначе?
Без тщеславия
Давайте посмотрим правде в глаза. Почти в любом диалоге мы все равно продолжаем думать о себе. Наш эгоцентризм заставляет перебивать, прерывать собеседника.
Читайте также на нашем сайте: Удивительные способы для раскрытия своих талантов!
Мы сфокусированы на продвижении своего видения жизни, вместо того, чтобы слушать и слышать нашего партнера по разговору. Да, бывает такое, что мы слишком долго и терпеливо слушаем собеседника и даже забываем о том, что совсем недавно хотели сказать. Но чаще это происходит, если видение нашего собеседника совпадает с нашим. В противном случае мы думаем только о своем мнении.
При любом раскладе не нужно переводить разговор на свое «я», рассказывая истории только о себе или своем опыте.
Концентрация на разговоре
Многие вещи занимают наше внимание. Действительно крайне трудно в современном мире оставаться собранным, не отвлекаясь на оповещения, сообщения, приходящие на смартфон.
Несмотря на это, нужно стараться быть менее рассеянными. Не стоит на протяжении долгого времени смотреть в окно, или бродить взглядом по комнате, когда вам что-то рассказывают.
«Никто не стал бы вас слушать, если бы не рассчитывал сам вставить словечко»
Если вы собираетесь с кем-либо разговаривать, выключите звук на своих гаджетах. Вас ничего не должно отвлекать.
Если же вы заняты важным делом, когда кто-то просит уделить внимание/поговорить о чем-либо, лучше попросить подождать. Мультизадачность в этом случае не лучшее решение.
Высокая заинтересованность
Есть большая разница между заботливым, мягким тоном и тоном наставника. Не нужно проявлять снисхождение. Подумайте дважды перед тем, как что-либо сказать. Как бы вы сами отреагировали на свои слова?
Когда мы слушаем так, будто оказываем услугу, собеседник чувствует это, как бы мы не скрывали.
Настоящая заинтересованность стимулирует собеседника развивать тему, говорить искренне, раскрывать сердце. Не бойтесь демонстрировать свой неподдельный интерес.
Много разных вопросов
Во-первых, задавая вопросы, вам не надо будет гадать и думать, что конкретно имел в виду собеседник. Во-вторых, появится чувство, что вы глубоко заинтересованы и вовлечены в разговор.
Дожидайтесь паузы собеседника и задавайте уточняющий вопрос. Прямо говорите и переспрашивайте в случае, если вы чего-то не поняли или не расслышали.
Но не превращайте ваш диалог в допрос. Ваши вопросы должны быть своевременными и не должны заставлять человека чувствовать себя некомфортно.
Умение слушать другого — это искусство.
Мастер-класс от Роберта де Ниро:
Невербальные сигналы в общении
Каким еще образом можно показать что вы слушаете с большим вниманием? Простой кивок головой или дружелюбное «да-да» отлично покажут ваш интерес.
Выражайте заинтересованность, говорите простые, но подбадривающие комментарии.
Также очень важен зрительный контакт. Не бойтесь уделять внимание человеку. Вы можете многое сказать одним лишь взглядом.
Более подробно про мимику и жесты читайте в нашей статье:
Еще один хороший способ продемонстрировать свою открытость — это копировать мимику, жесты, тон говорящего. Не нужно полностью ему подражать, возьмите за основу хотя бы то настроение, с которым человек говорит. Это поможет выстроить взаимопонимание, показать человеку, что вы разделяете его взгляды и идеи.
Отказ от суждений
Действительно, иногда очень трудно молчать и воздерживаться от комментариев, особенно при столкновении интересов. Но, когда вы прерываете кого-то, чтобы высказать свое мнение или просто начинаете осуждать — это не только не культурно, но и дополнительно настраивает собеседника против вас.
Это очень важный принцип. Не судите ☺
Высказывайте свое мнение о проблеме того, с кем разговариваете или о нем самом только в случае, если о вас об этом спросили. Это покажет вас как человека, знающего, как правильно слушать.
Принцип абстрогирования от себя
Каждый человек слишком привязан к своим знаниям и опыту. Порой мы не можем отвлечься от этого. Нам сложно воспринимать получаемую от другого человека информацию.
Попробуйте посмотреть на предмет разговора глазами собеседника, примите существование взглядов на жизнь, отличных от ваших.
Немного терпения
Будьте терпеливы, не нужно слышать только себя. Если вас попросили дать комментарий, старайтесь сделать это максимально нейтрально, чтобы не задеть человека.
Также не нужно сразу бросаться на собеседника, если вас не устроило то, что и как он сказал.
Покой и расслабление
Не нужно совершать суетливых движений во время разговора, старайтесь не заниматься параллельно другими делами. Дайте почувствовать другому человеку ваше доброе сердце. Когда вы напряжены, это сделать невозможно.
Будьте спокойны, сконцентрируйтесь на предмете разговора. Если вы в силах решить проблему собеседника, то сделайте это.
Слушать до конца
Как правильно слушать? Очень простой совет: не перебивайте.
С детства нас учили, что перебивать некультурно. Позвольте рассказчику завершить его мысль, не прерывая его. Умение говорить и умение слушать других людей сильно от этого зависят.
Наверняка, вы в своей жизни встречали людей, постоянно перебивающих, использующих окружающих в качестве аудитории, которая будет слушать рассказы о них. Это крайне эгоистично.
Не делайте вид, что вам абсолютно не интересно или, что вам хочется говорить только о себе. Даже если это и так, то дождитесь достаточно длительной паузы, чтобы быть уверенным, что вы не прерываете рассказ вашего партнера.
Уважение чувств собеседника
Попробуйте почувствовать то, что ощущает противоположная сторона в разговоре. Легко быть сосредоточенным только на себе.
Попробуйте поставить себя на место другого человека. Посмотрите на поднятые вопросы с его точки зрения, даже если для вас они кажутся незначительными.
Если человек чувствует грусть, будет глупо смеяться или пытаться шутить на тяжелую для собеседника тему. Будьте осторожны, используя юмор. Не смешна та шутка, над которой смеетесь только вы.
Эффект обратной связи
Расскажите немного о себе или поделитесь своим опытом по обсуждаемым вопросам. Поделитесь тем, что вы думаете по обсуждаемому вопросу. Но избегайте прямого сравнения себя и своего собеседника. Этим вы можете случайно задеть чувства человека, вызвать в нем зависть.
Старайтесь не вызывать дискомфорт у других людей. В этом также заключается умение слушать собеседника.
«Никогда не придерживай людей за пуговицу или руку, чтобы они тебя выслушали: если тебя не хотят слушать, лучше придержи свой язык»
Хорошая память
Помните то, о чем вы уже успели сказать. Запоминайте рассказанную вам информацию хотя бы на период разговора. Старайтесь не создавать впечатление будто вы абсолютно «выпадаете» из беседы.
Следите за ходом разговора.
15. Наблюдение за настроением собеседника
Если человек, с которым вы разговариваете подавлен, иногда сопереживание может быть лишним. Даже если этот человек ваш друг.
Мы уверены в том, что помогаем, говоря такие вещи, как «я знаю, что ты сейчас чувствуешь», «я проходил через похожее». Но, на самом деле, таким образом мы говорим только о себе и не позволяем человеку высказаться.
Еще одна распространенная ошибка — попытка повернуть разговор в положительное русло. Проявите сострадание, если вашему другу грустно, разделите его боль вместе с ним. Если человек вам доверяет достаточно, чтобы поделиться своим горем, старайтесь подстроиться под его настроение.
Подбадривание может выглядеть так, будто вам не интересно его слушать. Может даже сложиться впечатление, что вы «затыкаете» его, преуменьшаете его страдания.
Чтобы найти нужные слова, очень важно понимать, в каком настроении пребывает ваш собеседник. Проницательность — это важное качество для того, чтобы научиться слушать и слышать другого человека.
Молчание — золото
Еще один важный инструмент — это молчание. Не бойтесь тишины, научитесь правильно ее поддерживать и использовать.
Хотя сначала вы можете чувствовать себя некомфортно, вам удастся в последствии победить это чувство. Люди станут открываться вам, если вы не будете их прерывать.
Мы часто думаем, что нужно активно поддерживать и развивать диалог. Да, иногда это срабатывает. Но, особенно в трудную для партнера минуту, нужно просто молча выслушать, тем самым дать человеку пространство, чтобы он смог выговориться.
Правило «но»
Не нужно маскировать свои претензии к человеку под что-то положительное. Часто люди так делают, используя союз «но».
«Ты очень хороший человек, но…». Таким образом мы «обрубаем» все положительное, потому что любой собеседник сразу начнет думать о том негативе, который услышал про себя.
Также не преуменьшаете проблему с помощью «но». «Да, ты забыл поздравить Машу с днем рождения, но это случилось лишь один раз». Человеку часто все равно сколько раз это произошло, он переживает из-за уже случившегося факта.
Борьба с пассивной агрессией
Пассивная агрессия — сравнительно новое понятие в психологии. Это такое поведение, при котором человек завуалированно проявляет гнев.
Открыто он не выступает против оппонента, но может, сами того не замечая, дать очень язвительный комментарий или отпустить злую шутку, которая действительно заденет собеседника.
Оставьте весь негатив за пределами разговора, попытайтесь создать обстановку комфортную как для вас, так и для вашего собеседника.
19. Умение хранить секреты и уважать чужую приватность
Когда люди сообщают вам что-то личное, они ожидают, что вы оставите эту информацию при себе и не будете ее распространять, создавая сплетни. Стройте доверие, сохраняя секреты.
Не важно насколько информация интересна и любопытна, не стоит ею делиться, если вас не просили об этом специально. Некоторые люди посчитают разглашением своей личной информации предательством.
Четкая, внятная речь без суеты
Следите за речью, избегайте слов-паразитов. Лучше использовать медленный темп беседы, не говорить слишком быстро.
Недостатки речи могут вызвать раздражения, а иногда и отторжение. Вот почему так важно следить за чистотой и внятностью своей речи. Она должна быть простой и максимально понятной.
Иногда человека можно разговорить, рассказав немного о себе или о своей жизни. Таким образом вы можете вызвать ответную реакцию, и собеседник также вам начнет рассказывать о себе. Следовательно, создастся доверительная атмосфера, и разговор пройдет успешно.
Идеальный слушатель
Чтобы стать идеальным слушателем нужно стараться наладить хороший контакт с окружающими. Стоит с интересом и участием относиться к чужим мыслям, не перебивать, пока рассказчик не остановится, иначе добрые отношения установить будет сложно.
Делясь своими трудностями, люди питают надежду на то, что мы найдем возможность выслушать все, что беспокоит, понять выбранную позицию, проявим сочувствие и уважение к назревшей проблеме. Выслушать внимательно, не перебивая, не делясь советами, очень важно в этот момент
. Говорящий желает поделиться своим видением ситуации, и не к чему докучать в этот момент своей оценкой, даже если вы преисполнены самыми лучшими намерениями.