что дает лейбл музыканту
Зачем нужны лейблы и как они работают с артистами?
Лейбл- звукозаписывающая компания, занимающаяся заключением контрактов с исполнителями и их продвижением, а также записью и распространением музыки.
В каждом лейбле имеется отдел, занимающимся поиском новых исполнителей- A&R-отдел («Artist and Repertoire»- артист и репертуар). Раньше музыканты отправляли свои записи на кассетах и дисках, что сейчас потеряло свою актуальность из-за слишком большого количества носителей. Колоссально снизилась вероятность того, что работник вообще найдёт вашу флешку или диск. Куда чаще сотрудники прослушивают записи, попавшие к ним в руки через доверенных лиц.
Только после того, как сотрудник A&R-отдела проявит интерес к исполнителю и убедит руководство в необходимости подписать с ним контракт, лейбл подключает к работе все остальные отделы. Подписание контракта запускает процесс внедрения в музыкальную индустрию и активирует все остальные отделы компании. Далее следует запись альбома. Руководитель A&R службы находит продюсера, вместе с которым разрабатывает концепцию альбома и выбирает песни для пластинки. Лейбл выделяет группе бюджет, из которого оплачивается работа студийных инженеров, звукорежиссеров, сессионных музыкантов, а также аренда самой студии звукозаписи. В свою очередь представитель A&R-отдела планирует расписание записи. Также лейбл выделяет бюджет на рекламу, оформление альбома, публикации и освещение в СМИ. A&R-специалист совместно с отделом маркетинга, продаж и связей с общественностью планируют дату выхода альбома.
Отдел развития исполнителей бронирует концертные площадки и составляет расписание выступлений. Вместе с этим готовится промо-тур, в рамках которого запланированы появления музыкантов на теле- и радиоэфирах. Масштабы подготовки и частота появления музыкантов в эфирах и СМИ зависят исключительно от бюджета.
Все отделы работают, как единый механизм, направленный на то, чтобы будущий альбом разошелся максимально возможным тиражом. Продажи напрямую зависят от того, насколько слаженно и качественно сработают все участники процесса: от самих музыкантов до радиостанций и музыкальных магазинов.
Лейблы живут за счет распространения музыки: чем больше количество каналов распространения, тем больше прибыль. Радиостанции и стриминговые сервисы существуют за счет рекламы. Чтобы продавать рекламное время, площадки нуждаются в слушателях. Постоянные и новые слушатели не будут появляться без проигрывания новой музыки. Без радиостанций и стриминговых площадок слушатели не узнают о новых релизах и исполнителях. А без этого не получится продавать альбомы. Когда звукозаписывающая компания выпускает альбом, она покупает эфирное время на радио. Покупка эфира гарантирует определенное количество трансляций песен с выпускаемой пластинки. Для того, чтобы альбом продавался и приносил прибыль, лейблу важно, чтобы песни транслировались как можно чаще.
Почему для артиста лейбл выгоднее агрегатора
В телеграм-канале Bahh Tee (Zhara Music) появился новый текст о преимуществах лейблов над простыми агрегаторами. В нем продюсер по пунктам разбирает, почему работа нормального лейбла всегда будет приносить артисту больше.
3. Сбор публички. Агрегаторы не занимаются сбором вознаграждений за публичное исполнение. Лейблы же имеют контракты с РАО, ВОиС, РСП.
4. Мобильный контент. Агрегаторы не отгрузят ваши треки в виде рингтонов и гудков к сотовым операторам, а этот рынок все еще жив и работает.
7. Промо на витринах. Агрегатор собирает все треки, которые ему прислали лейблы, выбирает лучшие из них (на свое усмотрение) и отправляет по ним промо-запросы на площадки. Площадка, получив список треков от агрегатора, высекает оттуда еще часть. Лейбл отправляет запросы на промо в большинство магазинов напрямую, не отсекая треки, или контролируя процесс, чтобы все артисты были довольны.
8. Конкуренция между релизами. Агрегатор выпустит все релизы тогда, когда вы пришлете. Лейбл тоже может так, но будет советовать вам оптимальную дату. Например, чтобы в один день не вышли альбомы похожих по жанру/конкурирующих артистов, например, Газировки и Братьев Гаязовых.
11. Качество контента. Агрегатор выпустит все, что вы предоставите. Лейбл будет готов помочь улучшить качество музыкального материала. Это не всегда хорошо, конечно, но профессиональные советы не бывают лишними.
12. Медиа-ресурс. У лейблов, в отличии от агрегаторов, всегда есть какой-то – серьезный или не очень – медиаресурс: радиостанция, телеканал, мощный паблик, онлайн-портал, YouTube-шоу, собственный фестиваль и т.д.
13. Продакшн. У лейблов, как правило, есть какой-то актив: студия, съемочная команда, репетиционная база, оборудование, команда авторов. Этим можно и нужно пользоваться.
15. Продюсирование. Речь не о полном продюсировании «360», хотя оно тоже имеет место быть, а о стратегическом продвижении артиста. Лейбл может помочь вам решить любые вопросы. Артист не должен заниматься менеджментом, организацией базовых процессов и остальным. Прозвучит банально, но артист должен писать песни. Остальное оставьте профессионалам. Хотите крутой фит или клип у крутого режиссера? Лейбл поможет.
16. Формирование музыкальных трендов. Агрегатор не участвует в созидательных процессах. Лейбл гораздо тоньше чувствует происходящее в музыкальной индустрии и имеет возможность влиять на это. Конечно, всегда побеждают артисты и крутая музыка, но лейбл может оказать огромную помощь в этом.
17. Юридическая защищенность. Во-первых, вы всегда можете обратиться к юристам лейбла по любым, связанным с музыкой вопросам, и они вам помогут. Во-вторых, при наличии претензий со стороны третьих лиц агрегатор просто снимет ваши треки и никакого участия в решении вопроса принимать не будет. Лейбл предоставит юристов, посоветует, как быть, и будет выигрывать или проигрывать вместе с вами.
18. Ну и главное: финансовая сторона. Почему-то артисты уверены, что работая с агрегатором они заработают больше. Не встречал ни одного артиста, который, уйдя от хорошего лейбла, стал зарабатывать больше.
Давайте придумаем такую историю: каталог артиста зарабатывает 100 рублей. У него есть контракт с агрегатором на условиях 75/25 в его пользу и контракт с лейблом 70/30 в его пользу. Рассмотрим распределение этих денег через агрегатора и через лейбл.
Как это видит артист:
1. «Работая через агрегатора я получу 75 рублей». Это правда.
2. «Работая через лейбл я получу 52,5 рублей, так как лейбл сам от агрегатора получит 75 рублей и заплатит мне 70% от 75 рублей, а не от 100». Это неправда.
Как все обстоит на самом деле с лейблом:
1. Контракт лейбл-агрегатор не будет на тех же условиях, что артист агрегатор. Лейбл не отдаст агрегатору 25%, а отдаст в пределах 10%. То есть, лейбл получит от агрегатора со 100 рублей 90, а не 75. С 90 рублей артисту достанется 63 рубля (контракт 70/30). Но это пока все равно меньше, чем 75 рублей.
2. Лейбл соберет авторские. Это, примерно, +10% к общему валу. Вычитаем долю паблишера и лейбла и получаем еще +6 рублей к доле артиста. У него уже 69 рублей. Все еще меньше прямых агрегаторских 75.
Нужен ли вам лейбл?
В России особенно среди начинающих артистов по прежнему сильным остается миф о том, что придёт «дяденька продюсер» и сделает их знаменитыми. Ну или за них возьмётся крупный лейбл, что даже круче. Сейчас также есть и другая категория музыкантов, которые считают, что могут всё сделать сами и лейбл им ничего не даст, будет только забирать их деньги. Как же обстоит дело на самом деле?
Чуда не будет
Итак, начнем с первой категории, которые ждут, когда ж за них «возьмется» серьезный лейбл. Этого не будет! Вернее, чисто теоретически такая возможность, конечно, присутствует, но вероятность этого настолько мала, что нет смысла на это рассчитывать. На крупнейшем мейджор лейбле Universal Music – всего 3 артиста из России. Как вы думаете, каковы шансы оказаться в их числе?
Музыкальный бизнес сегодня— дело достаточно рискованное. Продюсеры не вкладывают деньги в начинающих артистов, даже очень талантливых. С лейблами ситуация точно та же. Это может произойти, только когда у вас уже есть аудитория и достаточно приличный уровень. А до тех пор вам нужно сделать все самому. Да и просто сам факт взятие ответственности за свою жизнь в свои руки— штука достаточно полезная. Попробуйте, вам обязательно понравиться!
Если вы только начинаете- не стоит рассчитывать на помощь «извне». Придется засучить рукава и поработать самостоятельно. Если вы действительно интересный артист, ваша аудитория начнет расти и рано или поздно лейблы и частные продюсеры обратят на вас внимание.
Зачем нужны лейблы?
Вторая точка зрения гласит, что лейблы доживают последние дни и рано или поздно их совсем не станет. Артисты могут обойтись совсем без них и строить свою карьеру самостоятельно. Безусловно, доля истинны в этом есть. Лейблы действительно потеряли часть своих позиций. Однако, всё зависит от ваших амбиций. На крупных лейблах работают люди, которые не первый год в музыкальном бизнесе. Они знают эту кухню изнутри, знают кратчайший путь к популярности и успеху. То, что у вас может занять 5 лет работы, проб и ошибок, профессионал может сделать за месяц. У него есть опят и связи. Он это уже делал.
К тому же, если вы уже более-менее серьезный артист, у вас возникнет множество проблем, которые будут требовать вашего внимания. Хорошо, если вы умеете собирать хорошую команду. Иначе только подготовка и съемка хорошего клипа у вас может занять от 3-х недель до нескольких месяцев.
Что ещё делает лейбл? Вот только часть функций: создание сайтов, организация интервью, съемка и монтаж видео, дизайн всей продукции, выпуск мерча (и его дизайн), организация ротаций клипов на ТВ и песен на радио, грамотное управление интеллектуальной собственностью, решение бухгалтерских и юридических вопросов, организация производства и дестрибьюции CD, продажи цифрового контента и т.д. Согласитесь, список внушительный. Конечно, можно заниматься всем самому (и такие примеры есть), но это не для всех.
Минусы лейблов
Если всё так хорошо, то в чём же, собственно, подвох? Первый недостаток, что приходит в голову— это отсутствие независимости. Действительно, лейбл будет ограничивать вашу независимость. Насколько? Это уже зависит от конкретного лейбла. Где-то на вас будут влиять и в творческом плане, где-то только в организационном. На вас завязано множество людей и вам не удастся делать все, как вам вздумается. Так как лейбл вкладывает в вас деньги, он рассчитывает получить прибыль.
Другой очевидный минус— вы будете получать только часть дохода. Если лейбл крупный, а вы ещё не суперзвезда, то вы будете получать меньшую часть дохода. Однако есть и плюс— так как общее количество доходов будет гораздо больше, то количество денег, которые вы будете класть себе в карман будет тоже больше. То есть раньше, к примеру, вы получали 100 000 рублей дохода и всё это ваши деньги, то теперь вы будете получать 1000 000 рублей дохода, из которых вы получите только 200 000. Но это всё равно больше 100 000, хоть и не 1000 000 (все цифры взяты с потолка).
Так что же делать?
На первых порах, делайте все самостоятельно, и ищете команду среди друзей и поклонников вашего творчества. Постоянно учитесь, все эти знания вам, в любом случае, пригодятся. На начальном этапе, вы больше предприниматель, чем артист. Если вы все будете делать правильно, рано или поздно крупные лейблы вас заметят. Что делать дальше— решать, естественно вам. Продолжить вольное плаванье, или довериться профессионалам. Если вы артист в душе— идите на лейбл. Если чувствуйте в себе дух предпринимателя— продолжайте оставаться независимым.
Музыкальные лейблы: как попасть и почему этого делать не стоит
Содержание:
Немного истории
Вначале был винил. В центре пластинки находилась бумажка, её и называли «лейблом». Здесь была информация об исполнителе, произведении и о фабрике, которая эту пластинку изготовила. В то время было необходимо физическое присутствие артиста на заводе-изготовителе.
Через некоторое время необходимость в физическом присутствии артиста на заводе отпала. Появилась возможность разделения процесса звукозаписи и процесса производства пластинок. Так стали появляться лейблы, без собственного производства. Они заказывали пластинки на заводах и дальше распространяли их по своим каналам дистрибьюции. Такие лейблы стали называться «инди», от английского слова «independent», независимые.
На другой чаше весов находятся крупные мейджор-лейблы. Это Warner Music, Universal Music и Sony BMG. По данным на 2005 год, мейджоры контролируют около 72% всего музыкального рынка, а 28% приходится на independent, инди-лейблы. Более свежих данных по распределению долей найти не удалось — если у кого есть цифры — велкам в комменты.
Независимые – не значит маленькие. Иногда они могут быть крупными как по выручке, так и по количеству сотрудников. Например, лейбл Black Star по российским меркам имеет большое количество сотрудников и крупную выручку.
Хороший лейбл пытается выбить для вас лучшие условия и следит за тем, чтобы выплаты вам совершались в полном объёме и вовремя.
По мере развития интернета появилась разновидность инди-лейблов — нет-лейблы (интернет-лейблы). Они занимаются дистрибуцией музыки в интернете, не производя контент на физических носителях. Однако сейчас эта граница размылась.
Внутри нет-лейблов существует их бесполезная разновидность — лейблы, занимающиеся выгрузкой материала на цифровые площадки без дальнейшего промо. Часто эти лейблы существуют просто потому, что создателям нравится быть их владельцами. Такие лейблы не обладают ни экспертизой, ни финансами для продвижения артиста.
Чем занимаются лейблы и чем они могут быть полезны?
Есть различие в российском и международном понимании функций «лейбла». Ниже — о российском формате на 360 градусов.
Маркетинг
Лейбл выстраивает бренд, образ в головах слушателей, делает все активности, которые к этому приводят: ведение групп в социальных сетях, продвижение треков и клипов, концертов и подобные штуки.
PR
Всё, что связано с работой со СМИ: поставить клип на телек, договориться о интервью в журнале, поставить трек радио, договориться о выступлении артиста на масштабном мероприятии. Это все сюда.
Букинг (или концертный менеджмент)
Основная задача — продажа выступлений артиста. Если сравнивать с классическим бизнесом — то это отдел продаж.
Видеопроизводство
Обычно привлекают сторонние продакшены. Внутри лейбла может делается только простой контент (наверняка бывают есть исключения, но пока не встречал). Главное для этих задач — это хорошая экспертиза по части видео (обычно это самая крупная статья расходов у артиста. Очень больно, когда куча денег ушла на посредственный продукт) и бюджеты.
Дистрибуция
Главное, чтобы лейбл имел хорошие связи и рычаги давления для получения промо на цифровых витринах (Apple Music, iTunes, Boom, Яндекс Музыка). Сюда же — монетизация музыки через сервисы «музыка вместо гудков». Совершенно замечательно, если лейбл вовремя отгружает треки на цифровые площадки, следит за сбором средств и честно их вам выплачивает. Физическая дистрибуция – это производство контента на физических носителях (пластинки, CD-диски). Штука вымирающая, но иногда полезная. Сейчас это больше мерч для продажи на концертах, или в подарок партнерам.
IT
Создание сайтов и поддержка сайтов, мобильных приложений, подписных страничек.
Производство треков
Где-то все делается внутри, где-то привлекают команды со стороны. Обычно это серьезная статья расходов, так что экспертиза тут важна.
Решение юридических и бухгалтерских вопросов
Когда у вас много песен / партнеров / соавторов / активностей эти вопросы приобретают серьезный размах. Юристы и бухгалтеры вам в помощь.
Паблишинг
В международном смысле — паблишинг к лейблам не относится, это отдельный тип организации. В России часто эти функции совмещаются. Ребята из этого отдела следят за сбором авторских средств, продают лицензии на использование треков, и вообще — это лучшие друзья авторов.
Работа со спонсорами
Еще один способ рубить кэш — сотрудничать со спонсорами. Это интеграции, совместные проекты, продажа рекламы на платформах артиста. Круто, если на лейбле под это есть отдельный человек.
Решение административных вопросов
Все, чего не коснулись выше, но на что уходит куча времени: бронирование билетов и гостиниц. Поиск дизайнеров, фотографов. Регулярное напоминание им, о том, что «пора бы уже скинуть материал». И тому подобные штуки.
Ролик от ребят из Black Star, о том, чем они занимаются:
Плюсы работы с лейблами:
Минусы:
Можно ли обойтись без лейбла?
Условия сотрудничества с лейблами
В самом простом варианте: лейбл и артист договаривается о распределении прибыли со всех источников. Соотношение зависит от текущего статуса артиста и возможностей лейбла. 50% на 50% — как правило, отличный вариант, но случается редко. Чаще лейбл получается бОльший процент: 70% на 30%, или 90% на 10% (для молодых артистов). Договор можно формировать гибче: к примеру, изменять соотношение прибылей по мере того, как артист отбивает вложенные в него деньги. К примеру, начинают с 90% на 10% в пользу лейбла, с установленным размером первоначальных инвестиций. Как только прибыль покрывает вложенные средства, наступает стадия 70% на 30%. После достижения следующего финансового показателя (или определенного срока) — процент снова изменяется. И так далее.
Размер аванса — еще один пункт, который можно обсуждать. Будет он или нет? Каков будет его размер? Как правило, чем больше аванс, тем хуже условия по процентам вы получаете. Ведь в этом случае, большую часть рисков лейбл берет на себя.
Аванс — не гонорар, его нужно возвращать. Возврат будет из вашей доли. К примеру, вы получили 1 000 000 рублей аванса. Работаете 70% на 30% в пользу лейбла. Вы будете должны погасить этот аванс из вашей прибыли, после чего начнете получать деньги. В этом примере, общая прибыль должна быть 3 333 333 рубля. Ваши 30% от этой суммы — как раз 1 000 000 аванса. И только после этого вы начнете получать прибыль.
Вы можете попросить минимальный гарантированный оклад, на случай, если в какой-то месяц у вас не будет концертов. Согласится лейбл или нет — зависит от его заинтересованности в вас.
Все можно обсуждать. Можно предложить вариант контракта, при котором артист получает разные доли с разных источников прибыли. К примеру, с концертов — 50%, а с дистрибьюции — 30%. Правил нет.
Обязательства перед лейблом будут мотивировать выпускать материал в срок
Чем лучший результат вы показали до лейбла, тем лучшие условия получите. Это логично: вложения на ранних стадиях очень рискованны. Большинству лейблов интересны артисты с уже жизнеспособной моделью и позиционированием, когда стоит вопрос только в масштабировании проекта.
Как попасть на лейбл?
Кому нужен лейбл?
Если вам уже поступали предложения от лейблов и вы на перепутье: посмотрите на список выше. Если узнали себя — возможно стоит попробовать. Взвесьте все плюсы и минусы и примите решение. Всем вдохновения!
Чем занимаются рекорд-лейблы
И зачем они музыкантам
Расскажи, пожалуйста, о твоих обязанностях на той должности, которую ты занимаешь в лейбле: фиксированная ли у тебя оплата, много ли платят, как ты совмещаешь это с другими делами и как это получается дистанционно делать. В чем вообще суть деятельности твоего лейбла (я не понимаю как работают лейблы и зачем они когда музыкант всю музыку делает дома) и как ты устроился на эту работу? Может, ты можешь рассказать что-то еще интересное, о чем я не спросил?
Константин, предлагаю разделить вопросы на две темы: чем занимаются лейблы в целом и про мою работу на лейбле в частности. Сегодня — про первую.
Изначально рекорд-лейбл или просто лейбл — это компания, которая занимается изготовлением, тиражированием и распространием музыки. Сегодня большинство лейблов работают исключительно с цифровыми форматами музыки, поэтому можно сказать, что лейблы занимаются просто распространием музыки.
Главная задача лейбла — сделать так, чтобы музыка была представлена на рынке: в магазинах, у диджеев, в социальных сетях. Словом, донести музыку до аудитории.
Также лейблы помогают оформить трек в законченный продукт: делают обложки, мастеринг и организовывают ремиксы, если нужно. Пока всё просто.
Главная задача лейбла — сделать так, чтобы музыка была представлена на рынке
Теперь о том, зачем лейблы нужны музыкантам.
Во-первых, лейблы нужны, чтобы музыка попала в магазины (под «магазинами» я понимаю крупнейшие платформы продажи и стриминга музыки: Beatport, iTunes, Spotify и прочее). Так вот, если музыкант напишет трек и захочет сделать его доступным в магазинах, то сам он сделать этого не сможет: такие площадки не работают с артистами напрямую. Всю загрузку контента в магазины осуществляют дистрибьюторы — компании-посредники между лейблами и магазинами.
При этом нужно помнить, что продажа музыки практически не приносят доход напрямую, поэтому наличие вашей музыки в магазинах это фактически реклама вас как артиста. Просто один из способ донести своё имя до аудитории.
Теперь самое интересное: а что отличает один лейбл от другого? Да и можно ведь собственный лейбл открыть, чтобы самому отправлять треки в магазины (многие так и делают). Что отличает хороший лейбл от плохого?
Ответ на этот вопрос: фан-база. Хорошие лейблы, по сути, кураторы контента: среди тонн низкопробных треков они отбирают только лучшие. Люди замечают, что под этим лейблом выходят качественные релизы, и начинают ему доверять; следят за новинками. Так со временем у хорошего лейбла образуется значительная фан-база.
Релиз на хорошем лейбле — это как персональная рекомендация: типа, «зацените этот трек, качество гарантируем». В этом смысле лейбл похож на режиссёра: если вам нравится, что он снимает, то вы с большой вероятностью обратите внимание и на его другие картины.
Релиз на хорошем лейбле — это как персональная рекомендация
По своему диджейскому опыту знаю, как важен лейбл. Пример: музыканты 3 Access & You и их трек Flow, о котором я ранее писал. Вообще ведь хз кто такие. И вряд ли я бы их нашёл, если бы они не выпустили альбом на лейбле Ovnimoon Records, за которым я уже давно слежу. И таких примеров сотни, когда благодаря лейблам я открывал для себя новых крутых музыкантов.
На мой взгляд, главная польза лейблов с точки зрения музыкантов именно в этом. В следующей раз расскажу о моей работе на одном из них.