что дает договор водопользования
Договор водопользования: недействительность
Договор водопользования: недействительность
Использование акваторий регламентировано законом, в отношении них заключаются договоры аренды с различными режимами использования. Для заключения договора необходимо пройти все формальности, подписать все документы, к которым стоит отнестись внимательно: водопользование может быть обособленным и совместным.
Фабула дела
Компания на основании договора водопользования осуществляла выращивание нескольких видов рыб. Границы участка водопользования фактически проходили по границе (сухопутной и водной) бухты, на берегу которой был предоставлен земельный участок для строительства и эксплуатации базы отдыха другой компании.
Компания, предполагающая использование примыкающей к ее земельному участку прибрежной полосы, также подала документы на заключение договора водопользования, но в пределах, предоставленных ей законом: для эксплуатации пляжей и осуществления иной не запрещенной деятельности (прокат водных транспортных средств).
Компания, заключившая договор водопользования на всю акваторию бухты посчитала, что ее права по договору нарушены, а выращивание рыбы в условиях совместного водопользования с базой отдыха будет невозможно, подала иск в суд о замене вида водопользования с совместного на обособленное, а затем подала иск в суд о признании недействительным договора водопользования, заключенного с базой отдыха.
Рассмотрение первого иска было приостановлено до вынесения решения суда по второму иску, о недействительности договора водопользования, заключенного с базой отдыха.
База отдыха основывала свою позицию на том, что законом не запрещено выращивать рыбу в условиях совместного водопользования, что комплекс базы отдыха и ее деятельность не вредят окружающей среде и никаким образом не создают помех для выращивания рыбы.
Суд отказал в признании недействительным договора водопользования.
Судебный акт: Постановление Пятого Арбитражного апелляционного суда от 11 ноября 2018 г. по делу А51-10036/2018.
Выводы суда:
1. Суд отметил, что для такого вида деятельности как выращивание рыбы возможны оба вида водопользования – как обособленное, так и совместное. Ввиду того, что права владельца прибрежного участка на прилегающую к нему акваторию также не должны быть нарушены, в сложившейся ситуации водопользование возможно только совместное: у обоих компаний.
2. Суд указал, что, несмотря на то, что согласие уполномоченного органа на заключение договора водопользования с базой отдыха впоследствии было им же отозвано, на момент принятия решения о подписании договора водопользования с базой отдыха, такое согласие было дано в надлежащей форме и на момент рассмотрения пакета документов имело юридическую силу.
3. Суд соотнес площадь акватории, предоставленной для разведения рыбы, и площадь акватории, предоставленной для использования для целей базы отдыха, и пришел к выводу о незначительности площади фактического общего водопользования: 0,26% от площади водопользования для разведения рыбы.
4. Судом при разрешении спора учтены сведения об отсутствии объектов капитального строительства, рассмотрен план водоохранных мероприятий базы отдыха на ближайшие годы и отсутствие влияния деятельности базы отдыха на окружающую водную среду.
Комментарии:
1) Договор водопользования очень похож на договор аренды земельного участка: он предоставляется с определенным целевым назначением, осуществляются работы по разграничению участков, договор подлежит государственной регистрации.
2) В рассматриваемом деле соблюдены права и компании, занимающейся разведением рыб, и компании, организовавшей базу отдыха на побережье, ввиду чего второй договор водопользования признан законным, а истцу отказано в признании его недействительным.
3) Государственный орган вполне может отозвать согласие на заключение договора водопользования, но, ввиду правил регламента, если на дату подписания договора все согласования были в наличии и все документы оформлены надлежащим образом, договор признается законным.
В случае, если Ваш судебный спор или иной спор, договорная работа или любая другая форма деятельности касается вопросов, рассмотренных в данном или ином нашем материале, рекомендуем проверить и убедиться, что Ваша правовая позиция соответствует последним изменениям практики и законодательству.
Мы будем рады оказать Вам юридическую помощь по поводу минимизации юридических рисков и имеющимся возможностям. Мы постараемся найти решение, подходящее именно для Вас.
Звоните по телефону +7 (383) 310-38-76 или пишите на адрес info@vitvet.com.
Наша юридическая компания оказывает различные юридические услуги в разных городах России (в т.ч. Новосибирск, Томск, Омск, Барнаул, Красноярск, Кемерово, Новокузнецк, Иркутск, Чита, Владивосток, Москва, Санкт-Петербург, Екатеринбург, Нижний Новгород, Казань, Самара, Челябинск, Ростов-на-Дону, Уфа, Волгоград, Пермь, Воронеж, Саратов, Краснодар, Тольятти, Сочи).
Елена Миронова, юрист-аналитик. Блондинка. Люблю розовое. Нравится поп-музыка. Отдаю предпочтение судебным спорам по банкротству, займам.
Что дает договор водопользования
Авторизация через ЕСИА временно не доступна в связи с обновлением системных компонентов, при этом все инструменты Портала доступны без авторизации ЕСИА
Требования законодательства в области водных отношений. Разрешительная документация по водопользованию
О требованиях законодательства в области водных отношений с водопользователями, осуществляющими забор водных ресурсов из поверхностных водных объектов
Основными нормативными правовыми актами, регулирующими предоставление прав пользования водными объектами, являются:
В соответствии с частью 1 статьи 11 Водного кодекса право пользования поверхностными водными объектами или их частями приобретается физическими лицами и юридическими лицами по основания, предусмотренным Водным кодексом и другими федеральными законами.
В соответствии с частью 2 статьи 11 Водного кодекса Российской Федерации на основании договоров водопользования водные объекты предоставляются для:
Согласно части 3 статьи 11 Водного кодекса РФ на основании решений о предоставлении водного объекта в пользование водные объекты предоставляются в пользование для:
1) обеспечения обороны страны и безопасности государства;
2) сброса сточных вод;
3) строительства и реконструкции гидротехнических сооружений;
4) создания стационарных и плавучих (подвижных) буровых установок, морских плавучих (передвижных) платформ, морских стационарных платформ и искусственных островов;
5) строительства и реконструкции мостов, подводных переходов, трубопроводов и других линейных объектов, если такое строительство и реконструкция связаны с изменением дна и берегов поверхностных водных объектов;
6) разведки и добычи полезных ископаемых;
7) проведения дноуглубительных, взрывных, буровых и других работ, связанных с изменением дна и берегов поверхностных водных объектов, за исключением случаев, предусмотренных частью 2 статьи 47 Водного кодекса РФ;
8) подъема затонувших судов;
9) сплава древесины;
10) забора (изъятия) водных ресурсов из водных объектов для гидромелиорации земель;
11) забора (изъятия) водных ресурсов из водных объектов и сброса сточных вод для осуществления аквакультуры (рыбоводства).
В соответствии с частью 4 статьи 11 Водного кодекса РФ водопользование осуществляется по основаниям, предусмотренным иными федеральными законами, без предоставления водных объектов в следующих случаях (не требуется заключение договора водопользования или принятие решения о предоставлении водного объекта в пользование):
1) использование водных объектов для целей морского, внутреннего водного и воздушного транспорта, за исключением случаев, предусмотренных частью 3 статьи 47 Водного кодекса РФ;
2) использование водных объектов для целей рыболовства и аквакультуры (рыбоводства), за исключением случая, предусмотренного пунктом 11 части 3 статьи 11 Водного кодекса РФ;
3) в других случаях, предусмотренных Водным кодексом и иными федеральными законами.
Предоставление прав пользования водными объектами на основании договоров водопользования и решений о предоставлении водного объекта в пользование является государственной услугой. Государственная услуга предоставляется бесплатно.
Правила подготовки и заключения договора водопользования утверждены постановлением Правительства Российской Федерации от 30.12.2008 № 165. В правилах приведен перечень документов, предоставляемых вместе с заявлением для заключения договора водопользования. Это такие документы, как план водоохранных мероприятий, программа ведения регулярных наблюдений, утвержденная заявителем и согласованная Ленским БВУ, расчет объемов водопотребления, сведения о технических параметрах водозабора, сведения об учете объема забора, графические материалы. Предельный срок договора водопользования составляет двадцать лет.
В соответствии с Административным регламентом по предоставлению прав пользования водными объектами на основании договоров водопользования заявление с обосновывающими водопользование документами рассматривается в течение 60 календарных дней, в том числе в зависимости от целей водопользования согласовывается с заинтересованными органами государственной власти: Ленским территориальным управлением Росрыболовства, ФБУ «Администрация Ленского бассейна», Управлением Роспотребнадзора по РС (Я).
Договор водопользования подлежит государственной регистрации в Государственном водном реестре территориальным органом Федерального агентства водных ресурсов – Ленским бассейновым водным управлением.
Договор водопользования содержит:
1) сведения о водном объекте, в том числе описание места водопользования;
2) цель, виды и условия использования водного объекта (в том числе объем допустимого забора водных ресурсов);
3) срок действия договора водопользования;
4) размер платы за пользование водным объектом или его частью, условия и сроки внесения данной платы;
5) порядок прекращения пользования водным объектом или его частью;
6) ответственность сторон договора водопользования за нарушение его условий.
Основные права и обязанности сторон по договору водопользования:
Уполномоченный орган имеет право на беспрепятственный доступ к водному объекту в месте водопользования и в границах предоставленной в пользование части водного объекта, к производственным и иным объектам, сооружениям и оборудованию, посредством которых осуществляется водопользование, с целью проверки выполнения водопользователем условий договора водопользования.
Договором водопользования предусмотрена плата за пользование водными объектами. Расчет размера платы и сроки внесения платы по договору водопользования указываются в приложении № 2 к договору водопользования.
Плата за пользование водными объектами, находящимися в федеральной собственности, вносится в федеральный бюджет.
За забор водных ресурсов в объеме, превышающем установленный договором водопользования объем забора водных ресурсов, водопользователь обязан уплатить штраф в пятикратном размере ставки платы за пользование водными объектами.
За несвоевременное внесение платы за пользование водными объектами начисляется пеня в размере 1/150 ставки рефинансирования. Штраф и пени вносятся в республиканский бюджет.
Правила подготовки и принятия решения о предоставлении водного объекта в пользование утверждены постановлением Правительства Российской Федерации от 30.12.2006 № 844. Предельный срок предоставления водных объектов в пользование на основании решения о предоставлении водного объекта в пользование не может составлять более чем двадцать лет.
В правила также приведен перечень документов, предоставляемых вместе с заявлением для оформления решения о предоставлении водного объекта в пользование. Это такие документы, план водоохранных мероприятий, программа ведения регулярных наблюдений, расчет объема сброса сточных вод, сведения о качестве сбрасываемых вод, сведения о технических параметрах ГТС, графические материалы с пояснительной запиской.
В соответствии с Административным регламентом по предоставлению прав пользования водными объектами на основании решений о предоставлении водного объекта в пользование заявление с обосновывающими документами рассматривается в течение 30 календарных дней, в том числе согласовываются условия водопользования с заинтересованными органами государственной власти: Ленским территориальным управлением Росрыболовства, ФБУ «Администрация Ленского бассейна». Также решение о предоставлении водного объекта в пользование подлежит государственной регистрации в государственном водном реестре Ленским бассейновым водным управлением.
Решение о предоставлении водного объекта в пользование содержит сведения о водопользователе, цель, виды и условия использования водного объекта или его части (в том числе объем допустимого забора (изъятия) водных ресурсов), сведения о водном объекте, в том числе описание места водопользования и срок водопользования.
Требования разрешительных документов по водопользованию.
Задачи экологов предприятий:
В соответствии с данным Порядком водопользователь обязан утвердить Схему систем водопотребления и водоотведения и согласовать ее с Ленским БВУ. Схема выполняется в графической форме с пояснительной запиской и должна содержать место забора, сброса, метод учета объема забора, сброса, баланс водопотребления и т.д.M
Департамент по водным отношениям
Министерство экологии, природопользования и лесного хозяйства РС (Я)
Предоставление водных объектов или их частей, находящихся в федеральной собственности и расположенных на территории Санкт-Петербурга, в пользование на основании договоров водопользования
Комитет по природопользованию, охране окружающей среды и обеспечению экологической безопасности
Общее описание
Хозяйствующие субъекты для получения права пользования водным объектом, находящимся в федеральной собственности и расположенном на территории Санкт‑Петербурга, обращаются в Комитет по природопользованию, охране окружающей среды и обеспечению экологической безопасности (Комитет) с заявлением о предоставлении права на водный объект.
По договорам водопользования водные объекты или их части предоставляются в пользование для:
Договор водопользования заключается по результатам аукциона в случае использования акватории водных объектов, в том числе для рекреационных целей, использования акватории водного объекта, в том числе для рекреационных целей, в случаях когда договором водопользования предусматриваются разметка границ акватории водного объекта, размещение на ней зданий, строений, плавательных средств, других объектов и сооружений, а также случаев, предусматривающих иное обустройство акватории водного объекта, в соответствии с водным законодательством и законодательством о градостроительной деятельности.
Полное наименование:
Результат предоставления
Срок предоставления
Стоимость
Заявители
Порядок действий
Порядок действий заявителя
А) В случае подачи заявления о предоставлении водного объекта в пользование для забора (изъятия) водных ресурсов из поверхностных водных объектов, использования водных объектов без (забора) изъятия водных ресурсов для производства электрической энергии:
Б) В случае подачи заявления о предоставлении водного объекта в пользование для использования акватории водных объектов, в том числе для рекреационных целей:
В) В случае передачи прав и обязанностей по договору водопользования другому лицу
Г) В случае изменения условий или расторжению договора водопользования
Основания для отказа в предоставлении государственной услуги:
Порядок действий уполномоченной организации
Прием и регистрация заявления и прилагаемых к нему документов или отказ в приеме данных документов
В случае получения полного комплекта представленных документов, необходимых для предоставления водного объекта на основании договора водопользования уполномоченное лицо Комитета:
II. Направление запроса документов, необходимых для предоставления государственной услуги, находящихся в распоряжении государственных органов, органов местного самоуправления и иных организаций
Уполномоченное лицо Комитета:
III. Рассмотрение принятых уполномоченным органом документов
Уполномоченное лицо Комитета:
IV. Подготовка договора водопользования
Уполномоченное лицо Комитета:
V. Направление договора водопользования, право на заключение которого не приобретается на аукционе, на подписание заявителю
Уполномоченное лицо Комитета:
VI. Направление подписанного договора водопользования на государственную регистрацию в государственном водном реестре и последующее направление зарегистрированного договора водопользования заявителю
Уполномоченное лицо Комитета:
VII. Организация и проведение аукциона по приобретению права на заключение договора водопользования
Уполномоченное лицо Комитета:
Организатор аукциона::
Комиссия:
Организатор аукциона:
VIII. Передача прав и обязанностей по договору водопользования другому лицу
Прием и регистрация заявления о даче согласия на передачу прав и обязанностей по договору водопользования другому лицу и прилагаемых к нему документов или отказ в приеме указанных документов осуществляется в соответствии с п. I.
Должностное лицо Комитета:
IX. Исправление допущенных опечаток и ошибок в выданных в результате предоставления государственной услуги документах
Должностное лицо Комитета:
Документы
Документы, представляемые заявителем
I. Обязательные к представлению документы:
А) В случае подачи заявления о предоставлении водного объекта в пользование
Б) В случае подачи заявления о предоставлении акватории водного объекта в пользование
В) В случае передачи прав и обязанностей по договору водопользования другому лицу
Г) В случае передачи прав и обязанностей по договору водопользования другому лицу
II. Документы представляемые по собственной инициативе заявителя:
Основание для отказа в приеме документов, необходимых для предоставления государственной услуги, — необходимые документы представлены не в полном объеме, в нечитаемом виде или с недостоверными сведениями.
Договор водопользования
Что значит заключение договора водопользования?
В этой статье мы подробно рассмотрим, что такое водопользование, как заключить договор водопользования, какие трудности могут возникнуть при его оформлении и постараемся оказать Вам помощь в подготовке документов для договора водопользования.
Водопользование представляет собой любой вид деятельности, который осуществляется при непосредственном взаимодействии с водным объектом. Для наглядности приведем примеры водопользования: судоходство, ловля рыбы, размещение стоянки катеров, дноуглубительные работы в акватории водоема и так далее.
Внимание! Договор водопользования готовится уполномоченным органом исполнительной власти. Для его заключения необходимо подготовить и предоставить пакет документов предусмотренный требованиями различных подзаконных актов.
Зачем нужен договор водопользования, кто и где его оформляет?
Согласно существующей норме закона (ч.1, ст.12 Водного кодекса РФ) по договору водопользования водопользователю за плату предоставляется право пользования водным объектом или его частью. Договор водопользования заключается между исполнительным органом государственной власти либо органом местного самоуправления (одна сторона) и водопользователем (другая сторона).
В некоторых случаях осуществляется водопользование без договора, то есть каких-либо разрешений для того, чтобы использовать водный объект, получать не нужно. Так, например, не требуется заключения договора водопользования, чтобы брать воду из близлежащих водоемов на полив земель в садоводческом некоммерческом товариществе.
А вот для того, чтобы коммерческое предприятие, которое ведет хозяйственную деятельность, могло осуществлять забор воды из водоема, нужно уже заключить договор.
Такой договор может быть заключен без аукциона или через проведение аукциона. В этой статье мы не будем останавливаться на договоре водопользования без аукциона и акцентируем внимание именно на заключении договора водопользования через проведение аукциона. Ввиду этого следует особо выделить договор водопользования для рекреационных целей с разметкой акватории, так как он будет заключаться только по результатам проведения аукциона.
Максимальный срок договора водопользования составляет 20 лет. Низший порог по срокам отсутствует.
Как правило, заявители просят заключить договор водопользования на максимально возможный срок.
Подготовка документов для заключения договора водопользования
Подготовка к аукциону представляет собой достаточно сложную административную процедуру по сбору различных документов. Расскажем подробно о порядке действий при заключении договора водопользования. Договор водопользования заключается строго в соответствии с законодательством.
Норма права, выдержка из п.7 постановления Правительства №165 от 12.03.2008
Заинтересованные в заключении данного договора лица должны обратиться с соответствующим заявлением в уполномоченный орган (по месту предполагаемого водопользования). К заявлению необходимо приложить определенные документы и материалы:
1) копию документа, удостоверяющего личность (физическому лицу);
2) при необходимости — документ, подтверждающий полномочия лица на осуществление действий от имени заявителя;
3) сведения о планируемых заявителем водоохранных и водохозяйственных мероприятиях, планируемых мероприятиях по сохранению биологических ресурсов водного объекта и среды их обитания, сведения о предполагаемом размере и источниках средств, необходимых для реализации данных мероприятий;
4) сведения о возможности при осуществлении водопользования проведения в установленном порядке регулярных наблюдений за водным объектом и его водоохранной зоной;
5) материалы, содержащие графическое отображение указанного в заявлении водного объекта и размещения средств и объектов водопользования, а также пояснительную записку к данным материалам.
Далее представляем Вашему вниманию непосредственное руководство к действию по заключению договора водопользования через аукцион.
Первое, что необходимо сделать перед заключением договора, это убедиться, что водный объект занесен в водный реестр. Для этого нужно обратиться в бассейновые органы с соответствующим запросом сведений о водном объекте по специальной форме.
Если Вами будет получен ответ, где содержатся характеристики водного объекта, можно действовать дальше.
Теперь настанет время воспользоваться услугами кадастрового инженера, чтобы определить границы выделяемой акватории. Кадастровый инженер подготовит план (схему) границ акватории, которая будет в дальнейшем везде фигурировать, как основной землеустроительный документ.
После этого придется обратиться к проектировщику, чтобы получить план, отображающий дальнейшее использование выделяемой по договору водопользования акватории. Это может быть, например, план размещения судов, в случае если речь идет об использовании акватории под стоянку маломерных судов. К данному плану обязательно нужно подготовить пояснительную записку. В ней следует подробно расписать, какая хозяйственная деятельность будет осуществляться на выделенном участке, какие мероприятия по охране окружающей среды будут там проводиться, каким земельным участком будет пользоваться предприятие для подъезда к акватории и т.д.
Следующим действием должна явиться разработка плана водоохранных мероприятий. К подготовке этого документа стоит подойти очень серьезно, потому что именно по нему будущий водопользователь будет осуществлять все природоохранные мероприятия на объекте. К таким мероприятиям, в частности, могут относиться: расчистка акватории, отборы проб воды, уборка мусора в водоохранной зоне и береговой полосе общего пользования.
Самый сложный элемент из пакета документов
Следующим важным этапом является разработка программы регулярных наблюдений. Эту работу можно поручить только квалифицированному специалисту в области водопользования. После разработки программа должна быть утверждена в бассейновых органах.
В программе обязательно указываются порядок и сроки отбора проб на объекте на предмет его загрязненности. Количество химических элементов, по которым будет отбираться пробы, будет варьироваться от 5 до 20, в зависимости от пожеланий бассейнового органа, который будет Вам согласовывать программу. Также в программе обязательно нужно указать, с какой периодичностью будут отбираться пробы. Это может происходить ежемесячно, ежеквартально, или ежеквартально только в навигационный период (то есть всего два раза в год). Как Вы понимаете, количество химических элементов, и периодичность отбора существенно повлияет на размер финансирования этих мероприятий. Учитывая, что программа разрабатывается на весь срок водопользования, важно хорошо продумать все перечисленные моменты до ее утверждения.
Важно! Обязательно нужно включить в состав документов ситуационный план акватории, указывающий ее местоположение на карте. Такую схему можно подготовить с помощью интернет сервисов с ГИСами.
В завершение проделанной работы по формированию пакета документов необходимо подготовить заявление по специальной форме (утв.Приказом МПР РФ от 22.05.2007 N 128 «Об утверждении формы заявления о предоставлении акватории водного объекта в пользование»).
Итак, документы поданы, теперь уполномоченный орган (к примеру в Ленинградской области Комитет по природопользованию или Невско-Ладожское БВУ) будет делать межведомственные запросы в Росрыболовство и возможно в другие органы власти. Предметом запросов будет являться возможность предоставления водного объекта в пользование. На подготовку органами власти аукционной документации уйдет порядка двух месяцев, после чего уполномоченный орган объявит проведение аукциона.
Выходим на аукцион для заключения договора водопользования
Здесь важно иметь в виду, что на аукцион подается еще одна заявка, помимо той, что Вы формировали первично на заключение договора водопользования.
Перед тем как подавать заявку на аукцион с уполномоченным органом заключают договор о задатке и вносят необходимый для участия в аукционе задаток. Заявку следует подавать вместе с пакетом документов, подтверждающих, что Вы являетесь юридическим лицом, включающим: свидетельство ИНН, свидетельство ОГРН, устав, документ, подтверждающий полномочия лица подписавшего заявку (протокол общего собрания на котором был выбран директор ООО и выписка ЕГРЮЛ). Все документы должны быть сшиты и к ним должна прилагаться соответствующая опись.
После подачи заявки дожидаемся назначенного дня аукциона, приходим и торгуемся за испрашиваемую акваторию, если конечно есть с кем торговаться.
В заключение дадим небольшую историческую справку: ранее по нормам Водного кодекса 1995 года водопользование осуществлялось на основании специальной лицензии на водопользования.
Мы предлагаем наши качественные услуги по оформлению права договора водопользования. Мы предоставляем услуги для всех регионов России.
Детализация оказываемых услуг:
Цена за подготовку документов:
Подготовка документов под ключ от 50 тыс.рублей.