что дает для работника аттестация рабочих мест
Методика проведения СОУТ: пошаговая инструкция для специалиста по охране труда
специалист по техносферной безопасности, эксперт по независимой оценке квалификации в области охраны труда
Статья для специалистов по охране труда, которые еще не проводили спецоценку или не уверены в своих знаниях. Расскажем про изменения с 2020 года, этапы спецоценки и что делать на каждом из них. Поможет избежать ошибок и штрафов
Специальная оценка условий труда (далее — СОУТ) включает четыре обязательных этапа. Нельзя менять последовательность этапов. Каждое новое мероприятие можно начинать только после того, как закончено предыдущее. Иначе нарушите порядок СОУТ.
Если нарушить процедуру СОУТ или не провести вовсе, то административный штраф составит (ч. 2 ст. 5.27.1 КоАП РФ):
Этапы специальной оценки условий труда
Продолжительность этапов разная. Самый длительный и трудоемкий — подготовительный этап.
Этап 1. Подготовительный
Шаг 1. Работодателю нужно проанализировать, на каких рабочих местах проводить спецоценку:
Шаг 2. Сформировать перечень рабочих мест, где нужно провести СОУТ. Он понадобится для технического задания, которое станет основой договора или контракта на спецоценку.
Какую организацию выбрать для проведения спецоценки рабочих мест?
Требования по подбору экспертной организации указаны в статье 19 Федерального закона «О специальной оценке условий труда» от 28.12.2013 № 426-ФЗ.
Процедура выбора исполнителя — экспертной организации практически одинакова для коммерческих и бюджетных организаций:
Обязательно проверьте, что организация-исполнитель входит в реестр организаций, проводящих специальную оценку условий труда, на сайте Минтруда России:
Шаг 3. После того как вы совместно с конкурсной комиссией выберете экспертную организацию, процессом заключения договора будут заниматься юристы вашей организации. Вы в этот момент должны подготовить документы:
Подготовка этой информации занимает время. Начните собирать документы заранее, чтобы не затягивать процесс СОУТ.
В конце статьи есть шпаргалка
Этап 2. Технический
На этом этапе выбранная экспертная организация сообщает заказчику, когда ее эксперты и сотрудники лаборатории начнут СОУТ.
Шаг 4. Когда эксперты придут к вам, проведите с ними вводный инструктаж по охране труда. Вместе определите, на каких местах будете проводить декларирование, а на каких — замеры. Сопровождайте экспертов во время замеров. Идентификацию потенциально вредных и (или) опасных производственных факторов нужно проводить в присутствии работников. Но если, например, СОУТ проводят в медицинской организации, нельзя проводить исследования при пациентах.
Постарайтесь правильно организовать замеры, чтобы работник понимал, что проводится в отношении его рабочего места.
Шаг 5. После замеров, пока эксперты будут интерпретировать результаты исследований и составлять отчет, подготовьте декларацию соответствия условий труда. Эксперты организации, которая проводит СОУТ, это делать не обязаны, но могут пойти на встречу и помочь с ее подготовкой.
Обратите внимание! Отчет вам направят для обсуждения. На этом этапе вы вправе проверить все карты СОУТ, протоколы, заключения экспертов и даже, возможно, найти свои ошибки в наименовании рабочих мест или структурных подразделений. В дальнейшем, когда экспертная организация привезет вам готовый подписанный отчет, никакие изменения внести уже будет нельзя.
Этап 3. Организационный
Шаг 6. Когда работодатель получил от экспертной организации бумажный вариант отчета о проведении СОУТ, можно применить результаты СОУТ. Для этого составьте:
Шаг 7. Пока составляете планы, параллельно подпишите отчет членов комиссии и утвердите отчет у председателя комиссии. Если кто-то из комиссии не соглашается подписывать отчет, разъясните, что члены комиссии обязаны расписаться. Как вариант: если есть какие-то замечания, нужно написать особое мнение и приложить его к отчету.
Шаг 8. Издайте приказ о применении результатов СОУТ. Этот приказ знаменует собой заключительный этап спецоценки.
В конце статьи есть шпаргалка
Этап 4. Заключительный
Шаг 9. Издайте приказ о применении результатов СОУТ после того, как отчет утвердит председатель комиссии по проведению СОУТ.
Шаг 10. Отправьте копии отчета в экспертную организацию и подайте декларации в трудовую инспекцию — это важный этап. Не ошибитесь и не опоздайте. Сроки:
Спецоценка условий труда заканчивается в день, когда утвердили отчет о проведении СОУТ.
Спецоценка рабочих мест: изменения в законодательстве с 2020 года
С 1 января 2020 года вступили в силу глобальные изменения в Федеральный закон от 28.12.2013 № 426-ФЗ «О специальной оценке условий труда».
Установлен срок для утверждения отчета о проведении СОУТ — не позднее 30 календарных дней с момента, как отчет получен от экспертной организации (ч. 2 ст. 15 Федерального закона от 28.12.2013 № 426-ФЗ). Ранее такого срока не было.
Шпаргалка
В шпаргалке собрана полезная информация из статьи:
График проведения СОУТ по договору оказания услуг 618.1 КБ
Образец приказа о проведении СОУТ 570 КБ
Приказа о применении результатов СОУТ 601.7 КБ
Как правильно составить список рабочих мест для аттестации
Ваш работодатель решил провести аттестацию рабочих мест по условиям труда. Вы, как специалист кадровой службы, являетесь членом аттестационной комиссии, и на вас возлагается обязанность составить список рабочих мест, подлежащих аттестации. Задача непростая. Более того, от ее выполнения зависит дальнейший ход всего мероприятия.
С 1 сентября 2011 года работодатели не могут проводить аттестацию рабочих мест самостоятельно, а только силами независимой аттестующей организации (приказ Минздравсоцразвития России № 342н от 26.04.2011). Многим кадровикам это нововведение облегчило жизнь. Ведь ранее была распространена ситуация, когда руководитель поручал довольно большой объем работы по аттестации рабочих мест одному-двум сотрудникам, как правило, из службы охраны труда или отдела кадров дополнительно к другим обязанностям.
Сложность данной процедуры требует соответствующей квалификации, которая есть далеко не у всех. Как следствие, были неизбежны ошибки и необходимость переделывать работу.
Сегодня, согласно новым правилам, аттестационная комиссия в обязательном порядке должна включать в себя следующих лиц:
Если ваша организация относится к разряду микропредприятий или малого бизнеса, то состав комиссии может быть сокращен до:
Согласно Трудовому кодексу РФ, аттестация рабочих мест обязательна для любого работодателя независимо от величины и сферы деятельности его бизнеса (вредное производство или «обычный офис»).
Ошибки при определении списка рабочих мест
Однако роль кадровика при проведении аттестации по-прежнему очень важна. Именно он определяет количество рабочих мест, подлежащих ей. И вот тут часто возникают затруднения. Бывает, что аттестация необоснованно проводится на всех рабочих местах, имеющихся на предприятии, начиная со сторожа и заканчивая генеральным директором. Между тем существует такое понятие, как аналогичные рабочие места. Рабочие места признают аналогичными, если:
Кстати, на этапе формирования перечня кадровик определяет только предполагаемые аналогичные рабочие места. Если по результатам проведенных измерений хотя бы одно рабочее место не подпадает под признаки аналогичности, то оценке подвергаются 100% этих рабочих мест. Затем составляется новый перечень мест, подлежащих аттестации.
Оценку производственных факторов на аналогичных рабочих местах проводят на основании данных, полученных при аттестации 20% рабочих мест (но не менее двух). Далее на все аналогичные рабочие места заполняется одна карта аттестации рабочего места по условиям труда. Соответственно, условия труда и мероприятия по их улучшению, установленные хотя бы для одного рабочего места из 20% аналогичных, являются едиными для всех аналогичных.
Наиболее распространенные ошибки при составлении перечня рабочих мест в организации:
Небольшой совет: если на момент составления списка некоторые работники отсутствуют (например, прежний уволился, нового еще не приняли), то лучше зарезервировать их позиции в перечне на будущее.
Также кадровик не должен забывать, что после проведения аттестации нужно обязательно ознакомить с ее результатами работников. После чего в течение 10 календарных дней с даты издания приказа и утверждения отчета о завершении аттестации работодатель должен направить в государственную инспекцию труда своей области или края (п. 45 Порядка) в бумажном виде и на электронном носителе:
Проводилась ли аттестация рабочих мест по условиям труда на вашем предприятии за последние 5 лет? Такой вопрос задает посетителям сайт федеральной службы по труду и занятости www.rostrud.ru. На начало сентября 2012 года результаты опроса были следующие: лишь 27% респондентов ответили «да»; 32% заявили, что «впервые слышат о необходимости аттестации рабочего места»; 37% отметили: «Не проводилась, но знаю, что должна проводиться»; 4% написали: «Да, проводилась, но мое рабочее место не аттестовано».
И напоследок рекомендация. На любом предприятии должны быть как минимум приказ о проведении аттестации и перечень рабочих мест — это позволит при проверке надзорными и контролирующими органами показать, что аттестация в вашей организации начата. При наличии даже не полностью оформленных документов по аттестации рабочих мест санкции могут быть намного мягче, чем при полном их отсутствии.
Несмотря на финансовые и временные затраты на проведение аттестации рабочих мест, однажды ее наличие может «спасти» вашего работодателя. Например, от уголовной ответственности при расследовании несчастных случаев на производстве. Или от административной ответственности при проведении проверок Государственной инспекции труда, Роспотребнадзора, Ростехнадзора и Прокуратуры. Кроме того, организация, в которой проведена аттестация рабочих мест, получает возможность уменьшения страховых взносов в ФСС до 40% страхового тарифа.
Актуальные вопросы по аттестации рабочих мест
Ольга Валетко
Аттестация рабочих мест (далее — аттестация) является специальной процедурой, дающей точную информацию об условиях труда на конкретных рабочих местах: наличии вредных и (или) опасных факторов производственной среды, тяжести и напряженности трудового процесса. На вопросы, наиболее часто возникающие при проведении аттестации, ответила Ольга Ивановна Валетко.
Когда наниматель обязан, а когда вправе проводить аттестацию?
Перечень рабочих мест, подлежащих аттестации (далее — Перечень), определяет аттестационная комиссия. В Перечень обязательно надо включить (независимо от результатов предыдущей аттестации) рабочие места, на которых работники заняты полный рабочий день на работах, предусмотренных :
— в Списке N 1 и Списке N 2;
— Списке производств, цехов, профессий и должностей с вредными и (или) опасными условиями труда, работа в которых дает право на сокращенную продолжительность рабочего времени;
— Перечне текстильных производств и профессий для целей профессионального пенсионного страхования работниц текстильного производства, занятых на станках и машинах;
— разделе I перечня учреждений, организаций и должностей для целей профессионального пенсионного страхования медицинских и педагогических работников.
Кроме данных рабочих мест аттестационная комиссия имеет право включить в Перечень иные рабочие места. Однако для этого должны соблюдаться следующие условия :
— работник занят на работах с вредными и (или) опасными условиями труда в течение полного рабочего дня и эти условия подтверждены результатами предыдущей аттестации;
— на рабочем месте имеются вредные и (или) опасные факторы производственной среды выше предельно допустимых концентраций и (или) предельно допустимых уровней, что подтверждается соответствующими инструментальными замерами.
В каких случаях при внутрисменном простое работникам не предоставляются компенсации за работу с вредными и (или) опасными условиями труда?
Обязательно ли включение работников кадровой службы в состав аттестационной комиссии?
Необходимо ли при приеме на работу сотрудников знакомить их с результатами аттестации?
В какой срок должен быть издан приказ об утверждении результатов аттестации?
Надо ли проводить аттестацию на рабочем месте, на котором сотрудник работает на условиях неполного рабочего времени?
— оперативное время (основное и вспомогательное);
— время обслуживания рабочего места в пределах установленных нормативов времени;
— время регламентированных перерывов, включаемых в рабочее время.
Соответственно, если при работе на условиях неполного рабочего времени работник занят неполный рабочий день, то проведение аттестации данного рабочего места не требуется. Например, в случае если работник работает пять дней в неделю по четыре часа каждый день. Однако если сотрудник будет трудиться, например, через день в течение полного рабочего дня, то аттестацию данного рабочего места проводить надо.
Каков срок хранения документов по аттестации по условиям труда?
Кто может применять результаты аттестации в случае смены собственника имущества и реорганизации (слияния, присоединения, разделения, выделения, преобразования) организации?
Правопреемник имеет право применять результаты аттестации рабочих мест до истечения срока их действия. Однако наниматель должен будет провести внеочередную аттестацию рабочих мест в течение шести месяцев после реорганизации или смены собственника, если изменились :
технологический процесс и условия труда;
наименования профессий (должностей), структурных подразделений.
Как проводится аттестация при совмещении?
Какие компенсации за работу с вредными и (или) опасными условиями труда предусмотрены для работников при совмещении?
В дни, когда работник будет занят на работе с вредными и (или) опасными условиями труда полный рабочий день и это будет подтверждено результатами аттестации, ему будут положены все компенсации, предусмотренные законодательством. Однако если одна из совмещаемых работником профессий не будет содержаться в Списке N 1 или Списке N 2, то период работы по совмещению не будет включаться в стаж работы, дающей право :
— на досрочную профессиональную пенсию;
— пенсию по возрасту за работу с особыми условиями труда.
Аттестация рабочих мест по условиям труда
С 1992 по 2013 год включительно, прoводилась аттестация рабочих мест по условиям трудa.
Порядок проведения аттестации рабочих мест по условиям труда был утвержден Приказом Минздравсоцразвития России №342н от 26 апреля 2011 г. Аттестация рабочих мест по условиям труда предполагала проведение комплексной оценки условий труда на рабочих местах в целях выявления вредных и (или) опасных производственных факторов и осуществления мероприятий по приведению условий труда в соответствие с государственными нормативными требованиями охраны труда, выявления степени их вредности и опасности для работника. Нормативной базой проведения аттестации рабочих мест по условиям труда были:
Термин «рабочее место аттестованное» означал – рабочее место подвергшееся процедуре аттестации по условиям труда. При этом оценка условий труда могла быть разной в зависимости от соответствия или несоответствия фактических значений факторов производственной среды и трудового процесса гигиеническим нормативам, выполнения или невыполнения требований травмобезопасности рабочего места и обеспеченности работников СИЗ. В общем случае Аттестация рабочих мест по условиям труда включала в себя:
Результаты аттестации рабочих мест по условиям труда использовались в целях:
Начиналось проведение аттестации с выбора аттестационной комиссии, формируемой из сотрудников организации, прошедших подготовку по общим вопросам аттестации рабочих мест. Аттестационная комиссия.
Аттестации рабочих мест подлежали все имеющиеся в организации рабочие места. Срок действия результатов такой же как и при спецоценке 5 лет с даты проведения первых инструментальных измерений вредных и опасных производственных факторов. Документы по аттестации рабочих мест по условиям труда рекомендовалось хранить в организации в течении 45 лет.
Обязательной повторной аттестации рабочих мест по условиям труда (переаттестации) подлежали рабочие места:
Если в результате проведений измерений по программе производственного контроля за соблюдением санитарных правил обнаружены критические изменения уровней факторов трудового процесса, то полученные данные подлежат оценке, а также рассмотрению необходимости внесения изменений в карты аттестации рабочих мест. Вновь организованные рабочие места аттестовались после ввода их в эксплуатацию.
Результаты аттестации рабочих мест по условиям труда оформлялись в виде пакета документов, содержащего:
После проведения аттестации рабочих мест по условиям труда работодатель направляет перечень рабочих мест, ведомости рабочих мест подразделений организации и результатов их аттестации по условиям труда и сводную ведомость рабочих мест организации и результатов их аттестации по условиям труда в государственную инспекцию труда в субъекте Российской Федерации.
Расходы на проведение аттестации рабочих мест по условиям труда могли быть возвращены. ФСС мог также частично возместить затраты учреждения на аттестацию и на улучшение условий труда работников. Так, согласно Постановлению Правительства РФ от 19 ноября 2007 г. N 787 «О финансировании в 2008 году и в плановый период 2009 — 2010 годов предупредительных мер по сокращению производственного травматизма и профессиональных заболеваний работников и санаторно-курортного лечения работников, занятых на работах с вредными и (или) опасными производственными факторами» Минздравсоцразвития разработало Правила финансирования, утвержденные Приказом от 30 января 2008 г. N 43н.
Согласно п. 2 Правил финансирования финансированию за счет сумм страховых взносов на обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний подлежат в том числе расходы на проведение аттестации рабочих мест по условиям труда.
Финансирование предупредительных мер осуществлялось страхователем соответственно суммам страховых взносов, подлежащих перечислению в ФСС в текущем календарном году. Размер средств, направляемых страхователем на финансирование предупредительных мер, не мог превышать 20 процентов сумм страховых взносов, начисленных за предыдущий календарный год, за вычетом расходов на выплату обеспечения по указанному виду страхования, произведенных страхователем в предшествующем календарном году.
Для получения возмещения учреждение должно было представить в отделение ФСС в срок до 1 августа:
Возмещение выплачивалось в пределах ассигнований, выделенных ФСС региональным фондам.
Необходимо было учитывать что финансирование аттестации рабочих мест по условиям труда и сертификации работ по охране труда могло быть осуществлено за счет (20%) страховых взносов на обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний. Кроме того, организация, которая провела аттестацию рабочих мест по условиям труда, могла рассчитывать на получение скидки к страховому тарифу по обязательному социальному страхованию от несчастных случаев и профзаболеваний (необходимые основания).
По результатам работ, можно было обосновать:
Что дает для работника аттестация рабочих мест
Об актуальных изменениях в КС узнаете, став участником программы, разработанной совместно с АО «Сбербанк-АСТ». Слушателям, успешно освоившим программу выдаются удостоверения установленного образца.
Программа разработана совместно с АО «Сбербанк-АСТ». Слушателям, успешно освоившим программу, выдаются удостоверения установленного образца.
Приказ Министерства здравоохранения и социального развития РФ от 31 августа 2007 г. № 569 “Об утверждении Порядка проведения аттестации рабочих мест по условиям труда”
В соответствии со статьей 209 Трудового кодекса Российской Федерации (Собрание законодательства Российской Федерации, 2002, N 1 (ч. 1), ст. 3; 2002, N 30, ст. 3014; N 30, ст. 3033; 2003, N 27 (ч. 1), ст. 2700; 2004, N 18, ст. 1690; N 35, ст. 3607; 2005, N 1 (ч. 1), ст. 27; N 13, ст. 1209; N 19, ст. 1752; 2006, N 27, ст. 2878; N 41, ст. 4285; N 52 (ч. 1), ст. 5498; 2007, N 1 (ч. 1), ст. 34) приказываю:
1. Утвердить Порядок проведения аттестации рабочих мест по условиям труда согласно приложению.
2. Ввести в действие Порядок проведения аттестации рабочих мест по условиям труда, утвержденный настоящим приказом, с 1 сентября 2008 года.
Вр.и.о. Министра | В.И. Стародубов |
Зарегистрировано в Минюсте РФ 29 ноября 2007 г.
Регистрационный N 10577
Приложение
к приказу Министерства здравоохранения
и социального развития РФ
от 31 августа 2007 г. N 569
Порядок
проведения аттестации рабочих мест по условиям труда
I. Общие положения и основные понятия
Аттестации рабочих мест по условиям труда подлежат все имеющиеся в организации рабочие места.
2. Аттестация рабочих мест по условиям труда предполагает проведение оценки условий труда на рабочих местах в целях выявления вредных и (или) опасных производственных факторов и осуществления мероприятий по приведению условий труда в соответствие с государственными нормативными требованиями охраны труда.
3. Нормативной базой проведения аттестации рабочих мест по условиям труда являются:
Трудовой кодекс Российской Федерации (Собрание законодательства Российской Федерации, 2002, N 1 (ч. 1), ст. 3; 2002, N 30, ст. 3014; N 30, ст. 3033; 2003, N 27 (ч. 1), ст. 2700; 2004, N 18, ст. 1690; N 35, ст. 3607; 2005, N 1 (ч. 1), ст. 27; N 13, ст. 1209; N 19, ст. 1752; 2006, N 27, ст. 2878; N 41, ст. 4285; N 52 (ч. 1), ст. 5498; 2007, N 1 (ч. 1), ст. 34);
нормативные правовые акты, содержащие государственные нормативные требования охраны труда, а также другие документы по охране труда;
системы документов по охране труда, действующие в отдельных видах экономической деятельности.
4. Результаты аттестации рабочих мест по условиям труда, проведенной в соответствии с Порядком, используются в целях:
1) контроля состояния условий труда на рабочих местах и правильности обеспечения работников сертифицированными средствами индивидуальной и коллективной защиты;
2) оценки профессионального риска как вероятности повреждения (утраты) здоровья или смерти работника, связанной с исполнением им обязанностей по трудовому договору и в иных установленных законодательством случаях, контроля и управления профессиональным риском, которые предполагают проведение анализа и оценки состояния здоровья работника в причинно-следственной связи с условиями труда, информирование о риске субъектов трудового права, контроль динамики показателей риска, а также проведение мероприятий по снижению вероятности повреждения здоровья работников;
3) предоставления работникам, принимаемым на работу, достоверной информации об условиях труда на рабочих местах, о существующем риске повреждения здоровья, о мерах по защите от воздействия вредных и (или) опасных производственных факторов и полагающихся работникам, занятым на тяжелых работах и работах с вредными и (или) опасными условиями труда, гарантиях и компенсациях;
4) предоставления работникам, занятым на работах с вредными условиями труда, на работах, выполняемых в особых температурных условиях или связанных с загрязнением, бесплатной сертифицированной специальной одежды, специальной обуви и других СИЗ, а также смывающих и обезвреживающих средств в соответствии с установленными нормами;
5) подготовки статистической отчетности об условиях труда;
6) последующего подтверждения соответствия организации работ по охране труда государственным нормативным требованиям охраны труда;
7) подготовки контингентов и поименного списка лиц, подлежащих обязательным предварительным (при поступлении на работу) и периодическим (в течение трудовой деятельности) медицинским осмотрам (обследованиям) работников, а также внеочередных медицинских осмотров (обследований).
8) расчета скидок и надбавок к страховому тарифу в системе обязательного социального страхования работников от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний;
9) решения вопроса о связи заболевания с профессией при подозрении на профессиональное заболевание, о диагнозе профессионального заболевания;
10) обоснования принимаемых в установленном порядке решений о применении административного наказания в виде административного приостановления деятельности организаций, их филиалов, представительств, структурных подразделений, производственного оборудования, участков;
11) рассмотрения вопроса о приостановлении эксплуатации зданий или сооружений, машин и оборудования, осуществления отдельных видов деятельности (работ), оказания услуг вследствие непосредственной угрозы жизни или здоровью работников;
12) рассмотрения вопросов и разногласий, связанных с обеспечением безопасных условий труда работников и расследованием произошедших с ними несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний;
13) принятия мер по надлежащему санитарно-бытовому и профилактическому обеспечению работников организации;
14) обоснования ограничений труда для отдельных категорий работников;
15) включения в трудовой договор характеристики условий труда и компенсаций работникам за работу в тяжелых, вредных и (или) опасных условиях труда;
16) обоснования планирования и финансирования мероприятий по улучшению условий и охраны труда в организациях, в том числе за счет средств на обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний;
17) создания банка данных существующих условий труда на уровне организации, муниципального образования, органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации и на федеральном уровне;
18) проведения мероприятий по осуществлению федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным на проведение государственного надзора и контроля за соблюдением трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права;
19) применения предусмотренных законодательством мер ответственности к лицам, виновным в нарушениях законодательства об охране труда.
5. Сроки проведения аттестации рабочих мест по условиям труда в организации устанавливаются исходя из того, что каждое рабочее место должно аттестовываться не реже одного раза в пять лет.
6. Обязательной повторной аттестации рабочих мест по условиям труда (переаттестации) подлежат рабочие места:
— после замены производственного оборудования;
— изменения технологического процесса, средств коллективной зашиты и др.;
— при выявлении нарушений, установленного Порядка, по требованию должностных лиц федерального органа исполнительной власти, уполномоченного на проведение государственного надзора и контроля за соблюдением трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, а также органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, уполномоченных на проведение государственной экспертизы условий труда.
Результаты повторной аттестации рабочих мест по условиям труда (переаттестации) оформляются соответствующими протоколами, при этом заполняется новая карта аттестации рабочего места по условиям труда или вносятся изменения в карту аттестации рабочего места по условиям труда, оформленную ранее.
7. Вновь организованные рабочие места аттестуются после ввода их в эксплуатацию.
8. Документы аттестации рабочих мест по условиям труда рекомендуется хранить в организации в течение 45 лет.
II. Подготовка к проведению аттестации рабочих мест по условиям труда
9. Для организации и проведения аттестации рабочих мест по условиям труда в организации издается приказ, в соответствии с которым создается аттестационная комиссия, определяется ее состав, и при необходимости состав аттестационных комиссий в структурных подразделениях организации, утверждается председатель аттестационной комиссии, а также определяются сроки и графики проведения работ по аттестации рабочих мест по условиям труда.
10. Аттестационная комиссия создается организацией, в которой проводится аттестация рабочих мест по условиям труда, и Аттестующей организацией на паритетной основе в целях координации, методического руководства и контроля за проведением работы по аттестации рабочих мест по условиям труда.
Аттестационная комиссия формируется, как правило, из специалистов, прошедших подготовку по общим вопросам аттестации рабочих мест по условиям труда в организациях, уполномоченных на этот вид обучения федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере труда.
В состав аттестационной комиссии организации рекомендуется включать руководителей структурных подразделений организации, юристов, специалистов служб охраны труда, специалистов по кадрам, специалистов по труду и заработной плате, представителей лабораторных подразделений, главных специалистов, медицинских работников, представителей профсоюзных организаций или других уполномоченных работниками представительных органов, представителей комитетов (комиссий) по охране труда, уполномоченных (доверенных) лиц по охране труда профессиональных союзов или трудового коллектива, представителей Аттестующей организации.
11. Аттестационная комиссия организации, в которой проводится аттестация рабочих мест по условиям труда:
1) осуществляет методическое руководство и контроль за проведением работы по аттестации рабочих мест по условиям труда на всех ее этапах;
2) формирует необходимые для проведения аттестации рабочих мест по условиям труда нормативные правовые и локальные нормативные акты, организационно-распорядительные и методические документы и организует их изучение;
3) составляет полный перечень рабочих мест организации согласно приложению N 1 к Порядку с выделением аналогичных рабочих мест и указанием оцениваемых условий труда, исходя из характеристик технологического процесса, состава производственного оборудования, применяемых сырья и материалов, результатов ранее проводившихся измерений показателей вредных и (или) опасных производственных факторов, жалоб работников на условия труда;
4) готовит предложения по приведению наименования профессий и должностей работников организации в соответствие с требованиями законодательства, если для этих профессий и должностей предусмотрено предоставление компенсаций работникам;
5) присваивает коды производствам, цехам, участкам для проведения автоматизированной обработки результатов аттестации рабочих мест по условиям труда. Каждому рабочему месту рекомендуется присваивать свой порядковый номер, в том числе и рабочим местам одного наименования;
6) составляет и подписывает карты аттестации рабочих мест по условиям труда;
7) организует ознакомление работников с результатами аттестации рабочих мест по условиям труда;
8) при наличии на рабочих местах вредных и (или) опасных производственных факторов готовит предложения о внесении изменений и (или) дополнений в трудовой договор об обязательствах работодателя по обеспечению работника необходимыми средствами индивидуальной защиты, установлению соответствующего режима труда и отдыха, а также других установленных законодательством гарантий и компенсаций за работу с вредными и (или) опасными условиями труда;
9) по результатам аттестации рабочих мест по условиям труда разрабатывает план мероприятий по улучшению и оздоровлению условий труда в организации, куда включаются, в том числе, мероприятия, требующие значительных материальных затрат. В плане мероприятий по улучшению и оздоровлению условий труда в организации указываются источники финансирования мероприятий, сроки их исполнения, исполнители и устраняемые вредные и (или) опасные производственные факторы по конкретным рабочим местам. План мероприятий по улучшению и оздоровлению условий труда в организации подписывается председателем аттестационной комиссии и после согласования с комитетом (комиссией) по охране труда, профсоюзным или иным уполномоченным работниками представительным органом утверждается работодателем и включается в коллективный договор;
10) вносит предложения о готовности к сертификации организации работ по охране труда.
12. Оценка вредных и (или) опасных производственных факторов на предполагаемых аналогичных и аналогичных рабочих местах производится на основании данных, полученных при аттестации 20% таких рабочих мест по условиям труда от общего числа рабочих мест (но не менее двух). При выявлении хотя бы одного рабочего места, не подпадающего под признаки аналогичности определенных аттестационной комиссией аналогичных рабочих мест, оценке подвергаются 100% этих рабочих мест. После этой оценки определяется новый перечень рабочих мест, основанный на результатах инструментальных измерений и оценок. Для аналогичных рабочих мест заполняется одна карта аттестации.
Условия труда и мероприятия по их улучшению, установленные хотя бы для одного рабочего места из числа 20% аналогичных рабочих мест, соответствуют всем 100% аналогичных рабочих мест.
В качестве аналогичных рабочих мест могут рассматриваться рабочие места, которые характеризуются совокупностью следующих признаков: профессии или должности одного наименования; выполнение одних и тех же профессиональных обязанностей при ведении однотипного технологического процесса в одинаковом режиме работы; использование однотипного производственного оборудования, инструментов, приспособлений, материалов и сырья; работа в одном или нескольких однотипных помещениях или на открытом воздухе; использование однотипных систем вентиляции, кондиционирования воздуха, отопления и освещения; как правило, одинаковое расположение объектов (производственное оборудование, транспортные средства и т.п.) на рабочем месте; одинаковый набор вредных и (или) опасных производственных факторов одного класса и степени.
К предполагаемым аналогичным рабочим местам относятся рабочие места с вышеперечисленными признаками и предполагаемыми одинаковыми условиями труда.
13. При выполнении работ, не входящих в квалификационную характеристику конкретных профессий и должностей, но вмененных приказом работодателя или трудовым договором в обязанности работнику этой профессии и должности, оценке подвергаются все виды работ.
III. Гигиеническая оценка условий труда
16. При проведении измерений физических, химических, биологических факторов, тяжести и напряженности трудового процесса необходимо использовать средства измерений, прошедшие государственную поверку в установленные сроки.
17. Оценка факторов производственной среды и трудового процесса основана на гигиенической классификации условий труда.
18. Измерения и оценка производственной среды и трудового процесса оформляются протоколами.
В каждом случае протоколы должны содержать следующие данные:
1) идентификационный номер протокола (числовой и буквенный);
2) наименование организации, его адрес;
3) наименование подразделения организации, рабочего места;
4) дата проведения измерений;
5) наименование организации (или ее подразделения), привлеченной к выполнению инструментальных измерений, сведения об ее аккредитации;
6) наименование измеряемого фактора;
7) сведения о применяемых средствах измерений (наименование прибора, инструмента, заводской номер, срок действия свидетельства о поверке и номер свидетельства о поверке);
8) метод проведения измерений и оценок с указанием идентификационного номера и наименования нормативного документа, на основании которого проводятся измерения и оценка;
9) место проведения измерений (с приложением, при необходимости, эскиза помещения, с указанием размещения оборудования и нанесением на нем точки(ек) замеров (отбора проб);
10) нормативное и фактическое значение измеряемого фактора и, при необходимости, время его воздействия (приложение N 1 к Порядку);
12) класс вредности и опасности по данному фактору;
13) должность, фамилия, инициалы и подпись специалиста, проводившего измерения;
14) должность, фамилия, инициалы и подпись представителя организации, где проводились инструментальные измерения;
15) должность, фамилия, инициалы и подпись ответственного лица Аттестующей организации, печать Аттестующей организации (в случае ее привлечения).
Допускается оформление результатов измерений и оценок по одному конкретному фактору в одном сводном протоколе для группы рабочих мест.
В этом случае в Карте дополнительно заполняется таблица фактического состояния условий труда.
20. В случаях проведения работ в условиях чрезвычайных ситуаций (спасательные работы, тушение пожаров и т.д.) измерения и оценки условий труда не проводятся.
Измерения и оценка условий труда не проводятся в тех случаях, когда это противопоказано из соображений безопасности для основной работы или работы специалистов, производящих замеры.
IV. Оценка травмобезопасности рабочих мест
21. Оценка травмобезопасности рабочих мест проводится на соответствие их требованиям безопасности труда, исключающим травмирование работников в условиях, установленных нормативными правовыми актами по охране труда.
22. Основными объектами оценки травмобезопасности рабочих мест являются: производственное оборудование; приспособления и инструменты; обеспеченность средствами обучения и инструктажа.
Указанные объекты оцениваются на соответствие требованиям нормативных правовых актов, содержащих государственные нормативные требования охраны труда.
23. Перед оценкой травмобезопасности рабочих мест проверяется наличие, правильность ведения документации и соблюдение требований нормативных документов в части обеспечения безопасности труда в соответствии с технологическим процессом.
24. Относящимися к травмобезопасности являются требования к:
— защите от механических воздействий;
— защите от воздействия электрического тока; защите от воздействия повышенных или пониженных температур;
— защите от воздействия активных химических и ядовитых веществ.
25. Независимо от года выпуска и отраслевой принадлежности применяемых на рабочем месте производственного оборудования, приспособлений и инструментов оценка их травмобезопасности проводится на соответствие следующим требованиям:
1) наличие средств защиты работников от воздействия движущихся частей производственного оборудования, приспособлений и инструментов, являющихся источником опасности, а также разлетающихся предметов, деталей и т.п.;
2) устройство ограждений трубопроводов, гидро-, паро-, пневмосистем, предохранительных клапанов, электросиловых кабелей и других элементов, повреждение которых может вызвать опасность;
3) наличие устройств (ручек) для перемещения частей производственного оборудования, приспособлений и инструментов вручную при ремонтных и монтажных работах;
4) исключение опасности, вызванной разбрызгиванием обрабатываемых и (или) используемых при эксплуатации производственного оборудования материалов и веществ в рабочей зоне, падением или выбрасыванием предметов (например, инструмента, заготовок);
5) исключение опасности, вызванной разрушением конструкций, элементов зданий, обрушением пород и других элементов в карьерах, шахтах и т.п.;
6) наличие и соответствие нормативным требованиям сигнальной окраски и знаков безопасности;
7) наличие в конструкции ограждений, фиксаторов, блокировок, элементов, обеспечивающих прочность и жесткость герметизирующих элементов;
8) обеспечение функционирования средств защиты в течение действия соответствующего вредного и (или) опасного производственного фактора;
9) наличие на пульте управления сигнализаторов нарушения нормального функционирования производственного оборудования, приспособлений и инструментов, а также средств аварийной остановки;
10) исключение возникновения опасных ситуаций при полном или частичном прекращении энергоснабжения и последующем его восстановлении, а также при повреждении цепи управления энергоснабжением (самопроизвольного пуска при восстановлении энергоснабжения, невыполнение уже выданной команды на остановку);
11) исключение падения и выбрасывания подвижных частей производственного оборудования и закрепленных на нем предметов;
12) осуществление защиты электрооборудования, электропроводки (в том числе заземления) от механических воздействий, грызунов и насекомых, проникновения растворителей, выполнение соединений проводов и кабелей в соединительных коробках, внутри корпусов электротехнических изделий, аппаратов, машин;
13) исключение контакта горячих частей производственного оборудования с открытыми частями кожных покровов работников, с пожаровзрывоопасными веществами, если контакт может явиться причиной ожога, пожара или взрыва;
14) соответствие размеров проходов и проездов производственного оборудования нормативным требованиям;
15) соответствующее расположение и исполнение средств управления (в т.ч. средств аварийной остановки) для транспортных средств;
16) безопасность трасс транспортных средств, оснащение их средствами защиты и знаками безопасности;
17) наличие инструкций по охране труда и соответствие их нормативным документам, а в необходимых случаях наличие удостоверений о прохождении специального обучения по охране труда и проверке знаний требований нормативных правовых актов по охране труда;
18) наличие и соответствие требованиям охраны труда производственного оборудования, инструмента и приспособлений.
26. Кроме требований безопасности к производственному оборудованию, приспособлениям, инструментам, средствам обучения и инструктажа, должны быть приняты во внимание специальные для конкретных видов рабочих мест требования к территории, к элементам зданий и сооружений. Например, особые требования при следовании на место выполнения работ, к устройству противоскользящих покрытий пола, к облицовке стен, укреплению сводов в шахтах, устройству и расположению аварийных выходов в тепловых пунктах и т.п. Указанные требования безопасности включаются, как правило, в комплекс требований безопасности к производственному оборудованию.
27. При оценке средств обучения и инструктажа проверяется наличие документов (удостоверений, свидетельств), подтверждающих прохождение необходимого обучения, инструкций по безопасности и по охране труда, составленных с учетом нормативных требований к их структуре и содержанию.
28. При проведении оценки травмобезопасности рабочих мест проверяется наличие, правильность ведения и соблюдение требований эксплуатационных документов на производственное оборудование (паспортов, инструкций по эксплуатации и т.п.) в части обеспечения безопасности труда.
29. Оценка травмобезопасности рабочих мест проводится путем сопоставления фактического состояния объектов оценки (производственного оборудования, приспособлений и инструмента, а также обеспечения средствами обучения и инструктажа) с требованиями нормативных правовых актов, эксплуатационных и технологических документов, предусматривающих обеспечение на рабочих местах безопасных условий труда, то есть условий труда, при которых воздействие на работающих вредных и (или) опасных производственных факторов исключено либо уровни их воздействия не превышают установленных нормативов.
При оценке травмобезопасности пробные пуски и остановки производственного оборудования проводятся лицами, ответственными за его эксплуатацию, с соблюдением требований безопасности.
31. Оценка условий труда по фактору травмобезопасности проводится по трем уровням (классам):
в графе 2 «Требования нормативных правовых актов по охране труда к травмобезопасности рабочего места» допускается указывать лишь номера пунктов проверяемых требований применяемых нормативных правовых актов по охране труда;
33. На рабочих местах, где отсутствуют объекты оценки травмобезопасности рабочих мест, протокол не составляется.
34. По результатам оценки травмобезопасности рабочего места в протоколе приводятся краткие выводы, в которых либо констатируется полное соответствие рабочего места требованиям охраны труда, либо указывается, каким пунктам нормативных правовых актов по охране труда не соответствует оцениваемое рабочее место, устанавливается уровень условий труда по фактору травмобезопасности. Протокол подписывается специалистами, проводившими оценку, представителем организации, в которой проводилась оценка травмобезопасности рабочих мест. В случае привлечения Аттестующей организации, протокол подписывается ответственным лицом этой организации и заверяется ее печатью. Результаты оценки травмобезопасности рабочего места с указанием уровня (класса) условий труда по травмобезопасности вносятся в Карту (приложение N 2 к Порядку).
V. Оценка обеспеченности работников СИЗ
35. Оценка обеспеченности работников СИЗ осуществляется посредством сопоставления фактически выданных средств с нормами бесплатной выдачи рабочим и служащим сертифицированной специальной одежды, специальной обуви, а также смывающих и обезвреживающих средств и правилами, утвержденными в установленном порядке, а также путем проверки соблюдения правил обеспечения СИЗ (наличие личной карточки учета, заполненной в установленном порядке).
Оценку обеспеченности работников СИЗ следует проводить при наличии результатов гигиенической оценки условий труда и факторов травмобезопасности рабочего места. Оценка соответствия выданных СИЗ фактическому состоянию условий труда производится путем сравнения параметров условий труда с маркировкой СИЗ, предусмотренной требованиями их классификации по защитным свойствам.
37. Оценка обеспеченности работников СИЗ на рабочем месте оформляется протоколом согласно приложению N 5 к Порядку, за исключением случаев, когда выдача средств индивидуальной защиты не предусмотрена нормами и не требуется по фактическому состоянию условий труда.
38. Рабочее место считается соответствующим требованиям обеспеченности работников СИЗ при условии соблюдения требований п.п. 36, 37 Порядка. При наличии одного и более несоответствий рабочее место считается не соответствующим требованиям обеспеченности работников СИЗ.
VI. Оценка фактического состояния условий труда на рабочих местах
39. Фактическое состояние условий труда на рабочем месте определяется на основании оценок: по классу и степени вредности и (или) опасности факторов производственной среды и трудового процесса; по классу условий труда по травмобезопасности; по обеспеченности работников СИЗ.
40. Гигиеническая оценка фактического состояния условий труда производится на основе сопоставления результатов измерений факторов производственной среды и трудового процесса с установленными для них гигиеническими нормативами. На базе таких сопоставлений и на основе действующей классификации условий труда определяется класс условий труда и степени вредности и (или) опасности как для каждого вредного и (или) опасного производственного фактора, так и для рабочего места в целом.
Оценка травмобезопасности и обеспеченности СИЗ проводится в соответствии с разделами IV и V Порядка.
41. При соответствии фактических значений факторов производственной среды и трудового процесса гигиеническим нормативам, а также при выполнении требований травмобезопасности рабочего места и обеспеченности работников СИЗ считается, что условия труда на рабочем месте отвечают гигиеническим требованиям и требованиям безопасности. Рабочее место признается аттестованным соответственно с классом 1 или 2 с оценкой «соответствует требованиям обеспеченности СИЗ».
42. В случаях, когда на рабочем месте фактические значения вредных и (или) опасных производственных факторов не соответствуют существующим нормам и (или) требованиям по травмобезопасности и (или) обеспеченности работников СИЗ признается аттестованным: по вредности и опасности факторов производственной среды и трудового процесса с классами 3.1, 3.2, 3.3, 3.4, 4; по травмобезопасности с классом 3; по обеспеченности СИЗ с оценкой «не соответствует требованиям обеспеченности СИЗ».
44. При отнесении условий труда на рабочем месте к классу 4 (опасному) в организации незамедлительно разрабатывается комплекс мер, направленных на снижение уровня воздействия опасных факторов производственной среды и трудового процесса либо на уменьшение времени их воздействия.
VII. Оформление результатов аттестации рабочих мест по условиям труда
45. Результаты аттестации рабочих мест по условиям труда оформляются в виде пакета документов, содержащего:
1) приказ о проведении аттестации рабочих мест по условиям труда и привлечении к этой работе Аттестующей организации (при необходимости);
2) перечень рабочих мест организации, подлежащих аттестации рабочих мест по условиям труда, с выделением аналогичных рабочих мест и указанием оцениваемых факторов условий труда согласно приложению N 1 к Порядку;
3) копии документов на право проведения измерений и оценок условий труда Аттестующей организацией (в случае ее привлечения);
4) карты аттестации рабочих мест по условиям труда согласно приложению N 2 к Порядку с протоколами измерений и оценок условий труда;
5) ведомости рабочих мест (РМ) подразделений и результатов их аттестации рабочих мест по условиям труда и сводную ведомость рабочих мест организации и результатов их аттестации по условиям труда согласно приложениям N 6 и 7 к Порядку;
6) план мероприятий по улучшению и оздоровлению условий труда в организации согласно приложению N 8 к Порядку;
7) протокол заседания аттестационной комиссии по результатам аттестации рабочих мест по условиям труда согласно приложению N 9 к Порядку;
8) приказ о завершении аттестации рабочих мест и утверждении ее результатов.
46. После проведения аттестации рабочих мест по условиям труда работодатель направляет: перечень рабочих мест (приложение N 1), ведомости рабочих мест подразделений организации и результатов их аттестации по условиям труда (приложение N 6) и сводную ведомость рабочих мест организации и результатов их аттестации по условиям труда (приложение N 7), включая информацию согласно приложению N 10 к настоящему Порядку, в государственную инспекцию труда в субъекте Российской Федерации (территориальный орган Федеральной службы по труду и занятости по государственному надзору и контролю за соблюдением трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права).
Приложение N 1
к Порядку проведения аттестации
рабочих мест по условиям труда,
утв. приказом Министерства здравоохранения
и социального развития РФ
от 31 августа 2007 г. N 569
N рабочего места* | Наименование профессии или должности | Код профессии, должности по ОК 016-94 | Количество работающих | Из них женщин | Место проведения измерений факторов производственной среды и трудового процесса | Оцениваемые факторы** | СИЗ** | Травмобезопасность | ||||||||||||||||
---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|
время их воздействия в часах (процентах к продолжительности смены) | Тяжесть труда | Напряженность труда | ||||||||||||||||||||||
химический*** | биологический | физические | ||||||||||||||||||||||
АПФД*** | шум | инфразвук | ультразвук | вибрация общая | вибрация локальная | ЭМП и излучения | ионизирующие излучения | микроклимат | световая среда | аэроионный состав воздуха | ультрафиолетовое излучение | лазерное излучение | ||||||||||||
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 | 11 | 12 | 13 | 14 | 15 | 16 | 17 | 18 | 19 | 20 | 21 | 22 | 23 | 24 | 25 |
* Номера аналогичных рабочих мест завершаются буквой «а».
** Если фактор не оценивается, то в графе ставится прочерк.
*** На отдельном листе дается перечень химических веществ и АПФД (аэрозоли, преимущественно фиброгенного действия).
Приложение N 2
к Порядку проведения аттестации
рабочих мест по условиям труда,
утв. приказом Министерства здравоохранения
и социального развития РФ
от 31 августа 2007 г. N 569
Наименование факторов производственной среды и трудового процесса | Класс условий труда | |
---|---|---|
Химический | ||
Биологический | ||
АПФД | ||
Акустические | Шум | |
Инфразвук | ||
Ультразвук воздушный | ||
Ультразвук контактный | ||
Вибрация общая | ||
Вибрация локальная | ||
Неионизирующие излучения | ||
Ионизирующие излучения | ||
Микроклимат | ||
Освещение | ||
Тяжесть труда | ||
Напряженность труда | ||
Аэроионный состав воздуха | ||
Общая оценка условий труда |
N п/п | Наименование фактора производственной среды и трудового процесса, ед. измерения | Дата проведения измерения | ПДК, ПДУ, допустимый уровень | Фактический уровень фактора производственной среды и трудового процесса | Продолжительность воздействия (часы/%) | Класс условий труда |
---|---|---|---|---|---|---|
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 |
* Заполняется только при оформлении результатов измерений по конкретному фактору в одном сводном протоколе для группы рабочих мест (прилагается на отдельных листах).
N п/п | Вид гарантий и компенсаций | Фактические | По результатам оценки условий труда | |
---|---|---|---|---|
Наличие и размер компенсаций | Необходимость и размер компенсаций | Основание | ||
1. | Размер повышения оплаты труда работников в % (факторы его обусловливающие)* | |||
2. | Дополнительный отпуск (рабочих дней) | |||
3. | Продолжительность рабочей недели (час.) | |||
4. | Молоко или другие равноценные пищевые продукты | |||
5. | Лечебно-профилактическое питание | |||
6. | Досрочное назначение трудовой пенсии по старости* |
Фактическая | Рекомендуемая по результатам оценки условий труда | ||
---|---|---|---|
Периодичность | Основание | Периодичность | Основание |
Приложение N 3
к Порядку проведения аттестации
рабочих мест по условиям труда,
утв. приказом Министерства здравоохранения
и социального развития РФ
от 31 августа 2007 г. N 569
Рекомендации
по заполнению карты аттестации рабочего места по условиям труда
2. В адресной части указывается полное наименование и адрес организации.
3. Наименование профессии и должности работников указываются в соответствии со штатным расписанием организации. Коды профессий и должностей работников заполняются в соответствии с Общероссийским классификатором профессий рабочих, должностей служащих и тарифных разрядов (ОК 016-94).
4. На все аналогичные рабочие места одного наименования составляется одна карта на первое рабочее место из списка аналогичных мест (приложение N 1 к Порядку).
5. Наименования подразделения, участка (бюро, сектора) заполняются в соответствии с имеющейся в организации системой наименований, если соответствующие структурные подразделения отсутствуют, ставится прочерк. В строе «Количество и номера аналогичных рабочих мест («РМ») указывается количество аналогичных рабочих мест, включающее рабочее место, на которое заполняется Карта. Номера рабочих мест должны соответствовать номерам, приведенным в Перечне рабочих мест (приложение N 1 к Порядку), при этом нумерация может кодироваться в любой системе кодирования, принятой в организации.
При оформлении результатов измерений по одному конкретному фактору в одном сводном протоколе для группы рабочих мест дополнительно заполняется и приводится в Карте таблица «Фактическое состояние условий труда по факторам производственной среды и трудового процесса»:
При расчете эквивалентных корректированных уровней шума, локальной и общей вибрации, инфразвука, среднесменных концентраций химических веществ и аэрозолей, преимущественно фиброгенного действия, тяжести и напряженности трудового процесса время воздействия на работающих в течение смены уже учтено. Для параметров световой среды указывается только время пребывания (продолжительность воздействия) в разных помещениях (зонах), где выполняется работа.
Данная таблица может быть оформлена как приложение к строке 030 на отдельных листах.
В таблице указываются фактические данные и данные о необходимости предоставления и размерах гарантий и компенсаций по результатам оценки условий труда с соответствующим обоснованием:
в п. 1 приводится фактический и рассчитанный по результатам оценки условий труда размер повышения оплаты труда работников, занятых на тяжелых работах, работах во вредных и (или) опасных условиях труда, %, в скобках указываются факторы производственной среды и трудового процесса, обусловливающие необходимость компенсации их вредного воздействия путем повышения размера оплаты труда. В графе «Основание» приводятся соответствующие нормативные правовые акты со ссылкой на разделы, главы, статьи или пункты;
в п. 2 приводятся фактические данные по дополнительным отпускам и данные о необходимости предоставления и размере дополнительных отпусков, являющихся компенсацией за вредные и (или) опасные условия труда. В графе «Основание» приводятся соответствующие нормативные правовые акты со ссылкой на разделы, главы, статьи или пункты;
в п. 3 приводятся сведения о продолжительности рабочей недели в часах по факту и по результатам оценки условий труда. В графе «Основание» указываются соответствующие действующие нормативные правовые акты со ссылкой на разделы, главы, статьи, пункты;
в п. 4 приводятся фактические данные об обеспечении работников молоком или другими равноценными пищевыми продуктами, полученные на основании оценки условий труда. В графе «Основание» приводятся действующие нормативные правовые акты;
в п. 5 приводятся данные о бесплатном получении лечебно-профилактического питания в связи с особо вредными условиями труда по факту и по результатам оценки условий труда. В графе «Основание» приводятся действующие нормативные правовые акты;
в п. 6 приводятся сведения о праве на досрочное назначение трудовой пенсии по старости по факту и по результатам оценки условий труда в соответствии с действующим пенсионным законодательством. В графе «Основание» приводятся действующие нормативные правовые акты.
При отсутствии компенсаций в соответствующих графах таблицы ставятся прочерки.
Строка 080 содержит перечень мероприятий по улучшению и оздоровлению условий труда на данном рабочем месте.
по степени вредности и опасности факторов производственной среды и трудового процесса с классом ________________________________ (1, 2, 3.1, 3.2, 3.3, 3.4, 4)
по травмобезопасности с уровнем (классом)_____________________(1, 2, 3)
по обеспеченности СИЗ____________________________________________________
(соответствует, (не соответствует) требованиям обеспеченности СИЗ, СИЗ не предусмотрены)
Карта подписывается председателем, членами аттестационной комиссии с указанием их должности, а также работниками, чьи рабочие места подлежали аттестации.
Приложение N 4
к Порядку проведения аттестации
рабочих мест по условиям труда,
утв. приказом Министерства здравоохранения
и социального развития РФ
от 31 августа 2007 г. N 569
1. Перечень применяемого производственного оборудования и используемые для его оценки нормативные правовые акты по охране труда.
2. Перечень применяемых приспособлений и инструментов и используемые для их оценки нормативные правовые акты по охране труда.
3. Перечень применяемых средств обучения и инструктажа и используемые для их оценки нормативные правовые акты по охране труда.
4. Результаты оценки:
N п/п | Требования нормативных правовых актов по травмобезопасности рабочего места | Фактическое состояние объектов оценки травмобезопасности на рабочем месте | Оценка соответствия травмобезопасности рабочего места нормативным правовым актам по охране труда | Необходимые мероприятия |
---|---|---|---|---|
1 | 2 | 3 | 4 | 5 |
производственное оборудование (не) соответствует требованиям травмобезопасности (указываются пункты требований, по которым выявлено несоответствие);
приспособления и инструменты (не) соответствуют требованиям травмобезопасности (указываются пункты требований, по которым выявлено несоответствие);
средства обучения и инструктажа выполнены (не) в соответствии с требованиями травмобезопасности (указываются пункты требований, по которым выявлено несоответствие);
условия труда на рабочем месте по фактору травмобезопасности относятся к уровню (классу), определяемому в соответствии с п. 32 Порядка.
Должность | Ф.И.О. | Подпись |
---|
7. Представитель организации, в которой проводилась оценка травмобезопасности рабочего места:
Должность | Ф.И.О. | Подпись |
---|
8. Ответственное лицо Аттестующей организации
Должность | Ф.И.О. | Подпись |
---|
Печать аттестующей организации
Приложение N 5
к Порядку проведения аттестации
рабочих мест по условиям труда,
утв. приказом Министерства здравоохранения
и социального развития РФ
от 31 августа 2007 г. N 569
N п\п | Перечень СИЗ, положенных работнику согласно действующим нормам | Наличие СИЗ у работников (есть, нет) | Соответствие СИЗ условиям труда (соответствует, не соответствует) | Наличие сертификата или декларации соответствия (номер и срок действия, не требуется, отсутствует) |
---|---|---|---|---|
1. | Обязательные: | |||
2. | Дополнительные: |
Должность | Ф.И.О. | Подпись |
---|
Должность | Ф.И.О. | Подпись |
---|
Должность | Ф.И.О. | Подпись |
---|
Приложение N 6
к Порядку проведения аттестации
рабочих мест по условиям труда,
утв. приказом Министерства здравоохранения
и социального развития РФ
от 31 августа 2007 г. N 569
Рабочее место | Количество рабочих мест с классами условий труда | Результаты аттестации, количество рабочих мест / работников | ||||||||||
---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|
наименование профессии, должности | номер рабочего места | количество аналогичных рабочих мест/ количество работников (чел.) | оптимальными и допустимыми | вредными и (или) опасными | травмоопасными | не соответствует требованиям по обеспеченности СИЗ | аттестовано с классами условий труда 1 и 2 и соответствует по обеспеченности СИЗ | аттестовано с классами условий труда 3, 3.1, 3.2, 3.3, 3.4, 4 и (или) не соответствует по обеспеченности СИЗ | ||||
1 и 2 | 3.1 | 3.2 | 3.3 | 3.4 | 4 | 3 | ||||||
1 | 2 | 3 | 5# | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 | 11 | 12 | 13 | 14 |
Итого по подразделению |
Приложение N 7
к Порядку проведения аттестации
рабочих мест по условиям труда,
утв. приказом Министерства здравоохранения
и социального развития РФ
от 31 августа 2007 г. N 569
Организации по ОКПО | Органы государственной власти по ОКОГУ | Вид экономической деятельности по ОКВЭД | Территории по ОКАТО |
---|
Наименование структурного подразделения | Количество рабочих мест | Количество рабочих мест, на которых проведена аттестация по условиям труда/ количество работников, занятых на этих рабочих местах (чел.) | Количество рабочих мест с классами условий труда | Результаты аттестации, количество рабочих мест / работников | ||||||||
---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|
оптимальными и допустимыми | вредными и (или) опасными | травмоопасными | не соответствует требованиям по обеспеченности СИЗ | аттестовано с классами условий труда 1 и 2 и соответствует требованиям по обеспеченности СИЗ | аттестовано с классами условий труда 3, 3.1, 3.2, 3.3, 3.4, 4 и (или) не соответствует по обеспеченности СИЗ | |||||||
1 и 2 | 3.1 | 3.2 | 3.3 | 3.4 | 4 | 3 | ||||||
1 | 2 | 3 | 5# | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 | 11 | 12 | 13 | 14 |
Итого по организации |
Приложение N 8
к Порядку проведения аттестации
рабочих мест по условиям труда,
утв. приказом Министерства здравоохранения
и социального развития РФ
от 31 августа 2007 г. N 569
МЕРОПРИЯТИЙ ПО УЛУЧШЕНИЮ И ОЗДОРОВЛЕНИЮ УСЛОВИЙ ТРУДА В ОРГАНИЗАЦИИ
Наименование подразделения, рабочего места | Наименование мероприятия | Назначение мероприятия | Источник финансирования | Ответственный за выполнение мероприятия | Срок выполнения | Службы, привлекаемые для выполнения мероприятия | Отметка о выполнении |
---|---|---|---|---|---|---|---|
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 |
Приложение N 9
к Порядку проведения аттестации
рабочих мест по условиям труда,
утв. приказом Министерства здравоохранения
и социального развития РФ
от 31 августа 2007 г. N 569
Результаты аттестации представлены в:
картах аттестации рабочих мест по условиям труда;
ведомостях рабочих мест подразделений организации и результатов их аттестации по условиям труда;
сводной ведомости рабочих мест организации и результатов их аттестации по условиям труда.
По результатам аттестации разработан План мероприятий по улучшению и оздоровлению условий труда в организации для _____________ рабочих мест (количество).
Рассмотрев результаты аттестации, аттестационная комиссия постановила:
1) считать работу по аттестации завершенной;
2) план мероприятий по улучшению и оздоровлению условий труда передать для утверждения работодателю;
3) предложения по подготовке к сертификации организации работ по охране труда передать работодателю.
Дополнительные предложения аттестационной комиссии (о повторной аттестации, о приостановке или ликвидации отдельных рабочих мест, о совершенствовании организации работ по улучшению условий труда и др.):
Приложение N 10
к Порядку проведения аттестации
рабочих мест по условиям труда,
утв. приказом Министерства здравоохранения
и социального развития РФ
от 31 августа 2007 г. N 569
Наименование измерений вредных и (или) опасных факторов производственных среды и трудового процесса | Нормативные правовые акты, регламентирующие гигиенические нормативы условий труда | Нормативные правовые акты, регламентирующие методы измерений |
---|---|---|
1 | 2 | 3 |
Наименование измеряемых параметров вредных и (или) опасных производственных факторов | Наименование средств измерений, тип (марка), заводской N, год выпуска | Изготовитель (страна, предприятие, фирма) | Диапазон измерений | Класс точности, погрешность измерений | Год ввода в эксплуатацию, инвентарный номер | Дата поверки, N свидетельства о поверке, периодичность |
---|---|---|---|---|---|---|
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 |
Ф.И.О. | Должность | Образование | Вид деятельности | Наличие сертификата (свидетельства) | Сведения об аттестации |
---|---|---|---|---|---|
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 |
Приказ Министерства здравоохранения и социального развития РФ от 31 августа 2007 г. N 569 “Об утверждении Порядка проведения аттестации рабочих мест по условиям труда”
Зарегистрировано в Минюсте РФ 29 ноября 2007 г.
Регистрационный N 10577
Текст приказа официально опубликован не был