что дает дефектолог ребенку

Коррекционные занятия с дефектологом

Кто такой дефектолог

Дефектолог – это уникальный специалист, который работает на стыке педагогики и медицины. В его задачи входит диагностика, обучение, воспитательная деятельность и социализация детей, имеющих особенности развития, физические или ментальные заболевания. В зависимости от специфики работы дефектолог ребенку может быть:

Специалист принимает в медицинском центре или оказывает помощь школьникам, имеющим сложности с усвоением программы, поведением, адаптацией в коллективе.

Как проходят занятия с дефектологом

В условиях центра с детьми занимается дефектолог, опыт работы которого составляет 6 лет. Диагностические и коррекционные встречи проходят в индивидуальном порядке. Кабинет дефектолога оборудован удобной мебелью. Рабочая среда представлена игровыми (в том числе авторскими) методическими пособиями для изучения счета, букв, форм, цвета, обобщения и классификации и других понятий. Дидактические игры помогают ребенку понять и закрепить сложный материал.

Решение о необходимости посещения специалиста, составление программы коррекции возможно после индивидуальной консультации или комиссионного решения специалистов центра.

Показания к прохождению индивидуальных занятий с дефектологом

Дети с особенностями развития испытывают определенные сложности в изучении нового материала, контроле своих эмоций и поведения, умении выстраивать отношения со старшими людьми или ровесниками. Нередко они не могут усваивать знания так же легко, как окружающие ребята, теряется интерес к учебе. Особенности, связанные с темпом развития, заболеваниями приводят к тому, что учителя или родители других детей реагируют на них как на хулиганов и требуют «правильного» поведения.

Родители таких особенных детей в силу отсутствия специального образования не всегда могут понять, как им трудно учиться, адаптироваться. Растет уровень претензий к своему ребенку, к окружающим, к учебному заведению. Консультация дефектолога поможет мамам и папам:

Не следует оценивать рекомендацию посетить специалиста как беглую оценку умственного состояния ребенка. Индивидуальные занятия с дефектологом показаны в следующих случаях:

Своевременное начало работы дает лучшие результаты: чем младше ребенок, тем пластичнее его мозг. Усвоение материала, коррекция необычного поведения проходят легче. И у родителей раньше появляется возможность принять ситуацию, не требовать от ребенка невыполнимого.

Оценивая поведение и развитие детей, следует обращать внимание на такие особенности, как:

Дефектолог для детей в Хабаровске

На первичной консультации дефектолог беседует с родителями ребенка, оценивает его состояние и навыки. Результаты обследования специалист оформляет в виде карты. В ней содержится информация о ребенке и родителях: наследственные заболевания, данные о беременности и родах матери, информация о психомоторном развитии, перенесенных заболеваниях. Дефектолог уточнит, как малыш контактирует со сверстниками, проявляет ли интерес и игровой деятельности, обучению. Если ребенок уже получал медицинскую или педагогическую помощь, специалист попросит рассказать, в чем она заключалась, был ли эффект.

При очном осмотре дефектолог исследует, описывает поведение: как идет на контакт, испытывает ли интерес к беседе, какой-либо деятельности, как использует игрушки. Затем он изучает грубую и мелкую моторику, реакции на различные оценки поведения, мышление, память, способность к удержанию внимания. Дефектолог анализирует, насколько навыки ребенка соответствуют возрасту.

При необходимости специалист рекомендует индивидуальные занятия, которые направлены на:

Активное взаимодействие дефектолога с другими специалистами медицинского центра помогает своевременно корректировать программу работы к каждым ребенком.

Источник

Кто такой дефектолог, чем занимается с детьми и какие занятия проводит

что дает дефектолог ребенку. Смотреть фото что дает дефектолог ребенку. Смотреть картинку что дает дефектолог ребенку. Картинка про что дает дефектолог ребенку. Фото что дает дефектолог ребенку

что дает дефектолог ребенку. Смотреть фото что дает дефектолог ребенку. Смотреть картинку что дает дефектолог ребенку. Картинка про что дает дефектолог ребенку. Фото что дает дефектолог ребенку

Особенности деятельности дефектолога в детском саду и школе. Специализации этих коррекционных педагогов, направления работы. Проблемы современной дефектологии.

К сожалению, некоторые дети приобретают патологии, у них возникают проблемы с психикой, опорно-двигательным аппаратом, зрением и слухом. В таком случае им нужна помощь дефектолога в детском саду или школе. Этот специалист владеет методиками обучения и воспитания детей с нарушениями развития.

Кто такой дефектолог

Дефектолог — коррекционный педагог, который занимается с детьми, имеющими откролнения в развитии. Несмотря на то что наука дефектология развилась на стыке медицины и педагогики, этот специалист не является врачом. Он коррекционный педагог, и его основная задача — это обучение и воспитание детей с ОВЗ (ограниченными возможностями здоровья).

Работников этого профиля можно встретить не только в детских садах и школах. Их можно найти в реабилитационных и социальных центрах, поликлиниках. Он может работать как с определённым ребёнком, так и с группой.

Дефектология включает в себя несколько отраслей:

Работа дефектолога в детском саду очень разнообразна и зависит от конкретных нарушений. В обычной школе вы редко найдёте данного специалиста — он работает в специализированных школах для детей с отклонениями в развитии. В школе обычно есть только логопед, который занимается детьми с речевыми нарушениями.

Ещё одна важная сторона деятельности дефектолога — привитие социальных и бытовых навыков. Ребёнок с интеллектуальной недостаточностью плохо приспосабливается к жизни, а слепые не могут ориентироваться в пространстве. Помочь с этим справиться призван коррекционный педагог.

Какую работу он проводит с детьми

Обучает, воспитывает, знакомит с окружающим миром и другое — вот что делает дефектолог с детьми. Это далеко не самый полный перечь видов деятельности. Они зависят от вида нарушения. Общая цель — формирование мотивации к обучению.

На первом этапе учитель-дефектолог проводит обследование. Оно затрагивает все стороны развития. Проверяется, как дети вступают в контакт, как реагируют, какой у них темп работы. Обследуется мышление, понимание инструкций, зрительное и слуховое восприятие.

На основе полученных результатов учитель разбивает детей на группы. Воспитанники в них обладают примерно одинаковым уровнем развития. С некоторыми детьми проводить групповые занятие не получается: к этой категории относятся аутисты — эти детки чаще ставятся на индивидуальные занятия в силу специфики данного нарушен я развития.

Занятия проводятся в нескольких направлениях:

Большое внимание уделяется сенсомоторному развитию. Отдельно ведётся работа по развитию ощущений. Для этого делаются пальчиковые бассейны с разными крупами и мелкими игрушками. Полезно готовить ароматную еду, изучать овощи, фрукты, ягоды, трогать, обследовать пальчиками. Всё это помогает детям сформировать разные ощущения.

Малыши с задержкой психического развития отличаются проблемами с играми. Им тяжело контактировать с кем-то, следовать правилам. Поэтому им требуется помощь дефектолога. Он грамотно руководит действиями подопечных и помогает им найти общий язык друг с другом.

Незаменимы и консультации для родителей. Дефектолог может ответить на всех их вопросы, дать совет и помочь справиться с проблемами ребёнка.

Примеры методов работы

Образовательный процесс строится исходя из особенностей нарушения. Например, при проблемах со слухом возникает распад устной речи. Особенно это касается дошкольного возраста, так как в этот период идёт активное формирование речи.

Потеря слуха, отсутствие нормальной коммуникации приводит к тому, что малыш начинает молчать. При отсутствии должной коррекционной поддержки он навсегда теряет навык. В дальнейшем его обучают жестовому языку, но это сильно ограничивает его возможность интеграции в обществе.

Адаптация к реальной жизни — вот чем занимается дефектолог в детском саду и школе. Сурдопедагог делает упор на развитие устной речи. Тифлопедагогу приходится вести обучение немного в другом ключе. Его основная задача — это развитие социальных и бытовых навыков. Важно преподавать представления об окружающем мире, приучать учеников воспринимать мир «через пальцы».

Для этого создают специальные объёмные книги. Они выполнены из разного материала и изображают: здания, улицы, животных, растения. Всё это позволяет ученикам с нарушением зрения сформировать представления об окружающем мире.

Немаловажно прививать навыки самообслуживания, так как порой родители не дают ребёнку это делать, лишая его шанса на самостоятельную жизнь. Ближе к школе начинается подготовка к овладению шрифтом Брайля. Это рельефный точечный рисунок, который является аналогом обычного письма. Слепые через пальцы воспринимают его и читают написанное.

Олигофренопедагоги занимаются детьми с интеллектуальными нарушениями. Это задержка психического развития и умственная отсталость. Работа с такими учениками строится на развитии мышления. Им также прививаются навыки самообслуживания, коммуникации. Детей с лёгкой степенью умственной отсталости приучают к труду.

Проблемы дефектологии

В современных условиях не все лица с ОВЗ получают помощью. Есть малыши со сложной структурой дефекта, например, слепоглухие. До прошлого века все они считались необучаемыми, пока известный американский педагог Энн Салливан не показала пример обучения такого ребёнка. Именно её фотография является заглавной к этой статье.

Её ученица, Хелен Келлер, потеряла возможность слышать и видеть после тяжёлой болезни. Участь девочки была незавидной — приют. Но Салливан доказала, что её можно адаптировать к обществу. Келлер стала активисткой, писательницей, лектором. Её деятельность широко освещалась в обществе. Однако в современном мире обучение таких детей сопряжено с рядом трудностей.

Возросшее количество малышей с расстройством аутистического спектра (РАС) требует от дефектологов разработки новых программ обучения. В прошлом веке их было принято считать умственно отсталыми, но современные исследования опровергли это. Работа с такими детьми должна быть направлена на развитие коммуникативных навыков.

Подводя итог можно сказать, что дефектолог проводит крайне сложную, но очень важную работу. Важную как для малыша, так и для его родителей. Это позволяет максимально социализировать детей в обществе.

Источник

Что дает дефектолог ребенку

Ожидайте

Перезвоните мне

Ваш персональный менеджер: Маргарита
Ответственная и отзывчивая! 😊

что дает дефектолог ребенку. Смотреть фото что дает дефектолог ребенку. Смотреть картинку что дает дефектолог ребенку. Картинка про что дает дефектолог ребенку. Фото что дает дефектолог ребенку

Аннотация: Особенности деятельности дефектолога в детском саду и школе.

Статья:

К сожалению, некоторые дети приобретают патологии, у них возникают проблемы с психикой, опорно-двигательным аппаратом, зрением и слухом. В таком случае им нужна помощь дефектолога в детском саду или школе. Этот специалист владеет методиками обучения и воспитания детей с нарушениями развития.

Кто такой дефектолог

Дефектолог — коррекционный педагог, который занимается с детьми, имеющими откролнения в развитии. Несмотря на то что наука дефектология развилась на стыке медицины и педагогики, этот специалист не является врачом. Он коррекционный педагог, и его основная задача — это обучение и воспитание детей с ОВЗ (ограниченными возможностями здоровья).

Работников этого профиля можно встретить не только в детских садах и школах. Их можно найти в реабилитационных и социальных центрах, поликлиниках. Он может работать как с определённым ребёнком, так и с группой.

Дефектология включает в себя несколько отраслей:

Работа дефектолога в детском саду очень разнообразна и зависит от конкретных нарушений. В обычной школе вы редко найдёте данного специалиста — он работает в специализированных школах для детей с отклонениями в развитии. В школе обычно есть только логопед, который занимается детьми с речевыми нарушениями.

Ещё одна важная сторона деятельности дефектолога — привитие социальных и бытовых навыков. Ребёнок с интеллектуальной недостаточностью плохо приспосабливается к жизни, а слепые не могут ориентироваться в пространстве. Помочь с этим справиться призван коррекционный педагог.

Какую работу он проводит с детьми

Обучает, воспитывает, знакомит с окружающим миром и другое — вот что делает дефектолог с детьми. Это далеко не самый полный перечь видов деятельности. Они зависят от вида нарушения. Общая цель — формирование мотивации к обучению.

На первом этапе учитель-дефектолог проводит обследование. Оно затрагивает все стороны развития. Проверяется, как дети вступают в контакт, как реагируют, какой у них темп работы. Обследуется мышление, понимание инструкций, зрительное и слуховое восприятие.

На основе полученных результатов учитель разбивает детей на группы. Воспитанники в них обладают примерно одинаковым уровнем развития. С некоторыми детьми проводить групповые занятие не получается: к этой категории относятся аутисты — эти детки чаще ставятся на индивидуальные занятия в силу специфики данного нарушен я развития.

Занятия проводятся в нескольких направлениях:

Большое внимание уделяется сенсомоторному развитию. Отдельно ведётся работа по развитию ощущений. Для этого делаются пальчиковые бассейны с разными крупами и мелкими игрушками. Полезно готовить ароматную еду, изучать овощи, фрукты, ягоды, трогать, обследовать пальчиками. Всё это помогает детям сформировать разные ощущения.

Малыши с задержкой психического развития отличаются проблемами с играми. Им тяжело контактировать с кем-то, следовать правилам. Поэтому им требуется помощь дефектолога. Он грамотно руководит действиями подопечных и помогает им найти общий язык друг с другом.

Незаменимы и консультации для родителей. Дефектолог может ответить на всех их вопросы, дать совет и помочь справиться с проблемами ребёнка.

Примеры методов работы

Образовательный процесс строится исходя из особенностей нарушения. Например, при проблемах со слухом возникает распад устной речи. Особенно это касается дошкольного возраста, так как в этот период идёт активное формирование речи.

Потеря слуха, отсутствие нормальной коммуникации приводит к тому, что малыш начинает молчать. При отсутствии должной коррекционной поддержки он навсегда теряет навык. В дальнейшем его обучают жестовому языку, но это сильно ограничивает его возможность интеграции в обществе.

Адаптация к реальной жизни — вот чем занимается дефектолог в детском саду и школе. Сурдопедагог делает упор на развитие устной речи. Тифлопедагогу приходится вести обучение немного в другом ключе. Его основная задача — это развитие социальных и бытовых навыков. Важно преподавать представления об окружающем мире, приучать учеников воспринимать мир «через пальцы».

Для этого создают специальные объёмные книги. Они выполнены из разного материала и изображают: здания, улицы, животных, растения. Всё это позволяет ученикам с нарушением зрения сформировать представления об окружающем мире.

Немаловажно прививать навыки самообслуживания, так как порой родители не дают ребёнку это делать, лишая его шанса на самостоятельную жизнь. Ближе к школе начинается подготовка к овладению шрифтом Брайля. Это рельефный точечный рисунок, который является аналогом обычного письма. Слепые через пальцы воспринимают его и читают написанное.

Олигофренопедагоги занимаются детьми с интеллектуальными нарушениями. Это задержка психического развития и умственная отсталость. Работа с такими учениками строится на развитии мышления. Им также прививаются навыки самообслуживания, коммуникации. Детей с лёгкой степенью умственной отсталости приучают к труду.

Проблемы дефектологии

В современных условиях не все лица с ОВЗ получают помощью. Есть малыши со сложной структурой дефекта, например, слепоглухие. До прошлого века все они считались необучаемыми, пока известный американский педагог Энн Салливан не показала пример обучения такого ребёнка. Именно её фотография является заглавной к этой статье.

Её ученица, Хелен Келлер, потеряла возможность слышать и видеть после тяжёлой болезни. Участь девочки была незавидной — приют. Но Салливан доказала, что её можно адаптировать к обществу. Келлер стала активисткой, писательницей, лектором. Её деятельность широко освещалась в обществе. Однако в современном мире обучение таких детей сопряжено с рядом трудностей.

Возросшее количество малышей с расстройством аутистического спектра (РАС) требует от дефектологов разработки новых программ обучения. В прошлом веке их было принято считать умственно отсталыми, но современные исследования опровергли это. Работа с такими детьми должна быть направлена на развитие коммуникативных навыков.

Подводя итог можно сказать, что дефектолог проводит крайне сложную, но очень важную работу. Важную как для малыша, так и для его родителей. Это позволяет максимально социализировать детей в обществе.

Источник

Особенности занятий учителя-дефектолога с детьми младшего школьного возраста, имеющими нарушения развития

Описание:

Автор статьи отмечает, что часто у семей, воспитывающих детей с ОВЗ, возникают запросы на проведение дополнительных индивидуальных и групповых занятий. В публикации освещаются особенности индивидуальной работы учителя-дефектолога. Подчеркивая актуальность проблемы обеспечения связи между школьным обучением и жизнью, автор указывает, что занятия должны включать активное использование заданий, которые делают изучаемый материал более практиконаправленным, способствуют повышению осознанности выполняемой работы и развивают мотивацию к учебе.

Источник:

Автор:

Правообладатель:

Обучение в школе является одной из важнейших вех в жизни любого ребенка и его семьи. Именно на протяжении школьного возраста ребенок осваивает и пытается применять в жизни полученные знания и навыки, развивает и совершенствует общение с разными людьми в различных ситуациях, у него появляются и развиваются собственные интересы, которые в дальнейшем могут определить и возможную для него профессиональную подготовку. При этом большинство детей, имеющих ограниченные возможности здоровья, для более успешного прохождения этого пути нуждаются в психолого-педагогической поддержке. Психолого-педагогическая поддержка школьного обучения ребенка с ОВЗ может обеспечиваться специалистами школы, но в ряде случае случаев семьи обращаются за необходимой помощью в другие учреждения (как по причине отсутствия необходимых специалистов в самой школе, так и в силу положительного опыта коррекционно-развивающей работы с этим ребенком в конкретном учреждении).что дает дефектолог ребенку. Смотреть фото что дает дефектолог ребенку. Смотреть картинку что дает дефектолог ребенку. Картинка про что дает дефектолог ребенку. Фото что дает дефектолог ребенку

В Центре лечебной педагогики г. Москвы получают помощь семьи, имеющие детей с особенностями психического развития разного возраста (от детей первого года жизни до взрослых людей).

В 2013—2014 учебном году в Центре лечебной педагогики занимались 85 детей школьного возраста (59 детей младшего школьного возраста, 18 учащихся среднего звена и 8 ребят старшего школьного возраста). При этом более половины из них имеют сложную структуру нарушения. Основные причины обращений их семей в центр можно условно разделить на несколько групп: поддержка в освоении академических навыков; коррекция нарушений психофизического развития; освоение средств общения (в том числе и средств дополнительной коммуникации); развитие взаимодействия со сверстниками; освоение продуктивных видов деятельности, в том числе основ ремесел. Поэтому часто встречаются запросы на проведение индивидуальных занятий различных специалистов (логопеда, дефектолога, нейропсихолога, специалиста по движению, музыкального терапевта, специалиста по ручному творчеству и др.). Одним из самых актуальных запросов является запрос на групповые занятия.

Необходимость в групповых занятиях в основном определяется значительным дефицитом общения и недостаточностью средств общения. Эта проблема остра для очень многих детей школьного возраста с ОВЗ, часто вне прямой зависимости от уровня развития интеллекта.

Петя К., ЗПР, 8 лет, учится в классе с другими детьми, но в силу высокой тревожности, низкого темпа собственной деятельности, недостаточной ориентированности на других детей почти не вступает в общение по своей инициативе, часто воспринимает любые действия других детей как агрессивные, расстраивается, может заплакать или ударить «обидчика».

Основной запрос семьи — повышение интереса к совместной деятельности, развитие навыков общения с детьми, повышение собственной активности мальчика. Для данного ребенка разрабатывается коррекционно-развивающая программа, включающая групповые занятия и индивидуальные занятия психолога и нейропсихолога.

Алеша К., генетические нарушения, 11 лет. Учится в классе для детей со сложной структурой дефекта на базе СКОШ VIII вида, нет речи, недостаточно сформированы навыки самообслуживания, не переносит умения из учебной ситуации в жизнь.

Основной запрос семьи — развитие навыков самообслуживания, участие в совместной деятельности, развитие средств дополнительной коммуникации, поддержка в освоении академических навыков. Возможный вариант решения — занятия по формированию средств дополнительной коммуникации, обучение навыкам самообслуживания. Для этого ребенка разрабатывается и реализуется коррекционная программа, включающая полуторачасовые групповые занятия (1 раз в неделю), предполагающие формирование социальных навыков через участие в совместной деятельности в творческой мастерской, обучение сервировке стола к чаю, а также еженедельные индивидуальные занятия по дополнительной коммуникации и занятия логопеда-дефектолога (развитие представлений об окружающем мире, обучение элементам глобального чтения, формирование элементарных математических представлений и др.). По окончании занятий ребенок участвует в коллективном чаепитии.

Кулинария (групповое занятие)

Помимо индивидуальных занятий с детьми в ЦЛП существуют группы, в которых дети при поддержке взрослого получают опыт участия в общей деятельности (от игр по правилам до совместной работы в мастерских). При определении времени и объема занятий ребенка школьного возраста в ЦЛП мы учитываем его форму обучения, работоспособность, длительность дороги от школы (или дома) и др. Поэтому некоторые дети занимаются во второй половине дня в будни, другие — в выходные). Некоторые дети могут заниматься 1 раз в неделю (или 1 раз в две недели, как в некоторых группах общения), другие — 2—3 раза в неделю (например, ребенок, который учится индивидуально).

В этой публикации мы остановимся на некоторых особенностях индивидуальной работы учителя-дефектолога с детьми школьного возраста, имеющими ОВЗ.

Обращение за поддержкой в виде занятий дефектолога, как правило, происходит, если у ребенка отмечаются нарушения темпа и/или качественное своеобразие познавательного развития, то есть если ребенок в усвоении академических навыков отстает от нормативно развивающихся сверстников, если процесс усвоения знаний, представлений, навыков происходит фрагментарно (например, ребенок бегло читает и не умеет решать задачи в пределах первого десятка). Также довольно часто родители (особенно те, что всерьез занимаются поддержкой своего ребенка) среди проблем называют и проблему недостаточной связи между обучением и жизнью. Следует отметить, что обычно наблюдаются два варианта нарушений в освоении учебного материала. В одном случае, если у ребенка достаточный объем внимания и памяти, неполное усвоение содержательной составляющей будет приводить к формализации обучения (ребенок может использовать навыки только в определенной, учебной ситуации, но не в собственной жизни). Например, ребенок, знающий таблицу умножения, в магазине не может определить, сколько нужно заплатить за 5 конфет по 7 рублей каждая (или же в лучшем случае пытается использовать сложение как более освоенный способ решения). У детей с задержкой темпа познавательного развития формальное усвоение академических навыков может проявляться и в том, что ребенок, владеющий счетом в прямом и обратном порядке в пределах первого десятка, не всегда может определить количество предметов, не может сказать, где их больше, как сделать группы предметов одинаковыми по количеству и т. д. Или, зная все буквы, ребенок не может прочесть слог, или же, владея глобальным чтением (например, успешно соотнося 50 картинок и табличек со словами) ребенок не может соотнести табличку со словом и предмет (прочитав табличку со словом, положить ее к предмету или принести этот предмет). В другом случае речь идет об отсутствии необходимых навыков. Например, ребенок с достаточным уровнем интеллектуального и речевого развития и навыком беглого чтения не может понять смысл простой текстовой задачи, ребенок с выраженными трудностями развития познавательной сферы, несмотря на систематическое обучение в школе, не соотносит число, количество и цифру, не может разложить предметные изображения на две группы в соответствии с классом предметов и пр.

Поэтому к основным задачам, которые решаются на занятиях дефектолога с детьми школьного возраста, относят:

В сообществе специалистов ведется много дискуссий о том, чему нужно учить ребенка с ограниченными возможностями здоровья, особенно если эти ограничения значительно влияют на мотивацию к участию в совместной деятельности, на развитие интереса к занятиям, на скорость освоения того или иного учебного материала. Одни считают, что важно изучить с ним цвета и формы, другие предлагают потратить это время на более полезные в быту навыки. При этом педагоги, считающие, что важно изучать сенсорные эталоны и с детьми, имеющими тяжелые нарушения развития (например, со сложной структурой дефекта), объясняют это важной ролью такой деятельности для развития всех психических функций (восприятия, внимания, мышления, памяти), то есть рассматривают данное направление работы как базу для всего познавательного развития. Немаловажную роль в формировании представлений, которые прямо не используются в быту, играет и тот фактор, что часто они необходимы в рамках фронтальных занятий, уроков, то есть усвоение такого материала дает ребенку возможность принимать участие в ходе урока, а не выступать в роли пассивного наблюдателя (например, на уроке математики, когда пересчитывают геометрические фигуры, при выполнении аппликации на уроке труда и пр.).

Преодоление формальности усвоения учебного материала является более высокой задачей, актуальной для ребенка, чьи познавательные возможности позволяют усваивать знания, но в дальнейшем они не повышают качество его жизни. Проблема обеспечения связи обучения и повседневной жизни актуальна для подавляющего большинства детей.

Проблема обеспечения связи обучения и повседневной жизни актуальна для подавляющего большинства детей, в том числе и тех, кто, имея снижение познавательной активности, все же в целом близок к нормативному развитию. Занятия дефектолога в центре могут успешно дополнять учебную программу, создавать дополнительную осмысленность изучаемого в школе материала. Например, и на уроках «Окружающий мир», и на уроках «Живой мир» (СКОШ VIII вида) проходят темы «Семья», «Мой город», «Растения», «Транспорт» и пр., поэтому занятия с дефектологом, на которых мы сортируем листья, определяя, какому дереву они принадлежат, пользуемся фотографиями, которые ребенок сделал на прогулке (например, говоря о признаках осени), позволяют связывать учебные знания с собственным опытом ребенка. Для детей школьного возраста, которые имеют значительный дефицит социально-бытовой ориентировки, полезным может быть задание по типу лото (поле с изображением предметов быта) – к изображению подобрать подходящий предмет в мешочке, а потом рассказать (и показать), для чего такой предмет нужен (расческой причесываемся, ключом открываем замок, точилкой точим карандаши и пр.).

Формирование математических представлений является одной из наиболее частых задач, которые решают учитель-дефектолог и семья ребенка в ходе его обучения в начальной школе. Как правило, трудности возникают при сравнении групп предметов, уравнивании их, работе с составом числа, решении задач и т. д. Подобные трудности определяются сложным сочетанием компонентов, обеспечивающих возможность усвоения математических представлений (усвоение понятия ряда, формирование пространственно-временных представлений и пр.). Однако параллельно с этой работой, если мы имеем в виду ребенка школьного возраста, необходимо и активное использование заданий, делающих изучаемый материал более «практиконаправленным», что способствует повышению сознательности в обучении и развивает учебную мотивацию. Например, состав числа, задачи на сложение и вычитание могут закрепляться на занятиях дефектолога в заданиях, связанных с монетами (ребенку нужно набрать разными монетами 7 рублей, стоимость одной конфеты), или на примере рубашки на кнопках («Всего на рубашке 7 кнопок, 3 застегнули, сколько осталось застегнуть?»), то есть при создании ситуаций, когда задания не просто сопровождаются наглядностью, но требуют непосредственного, практического действия со стороны ребенка.

Отдельной проблемой для многих младших школьников с нарушением познавательного развития является понимание смысла и обучение алгоритму решения арифметических задач. Для более успешного ребенка хорошим стимулом к работе может стать такое содержание задач, которое касается его и его семьи в часто возникающих ситуациях (со временем появляются и задания придумать текст задачи, опираясь на записанное решение). Для некоторых детей понимание смысла задачи возникает лишь в случае многократного разыгрывания ситуаций (при помощи кукол, других людей, например мамы, присутствующей на занятии).

Пример: «У Насти в пенале было 3 карандаша (карандаши кладутся в пенал). Мама положила в пенал еще 4 карандаша (мама кладет и закрывает пенал, чтобы Настя не могла пересчитать карандаши). Сколько карандашей стало в пенале?» (после краткой записи и решения задачи Настя открывает пенал и пересчитывает карандаши).

Также частым запросом семьи ученика младших классов, имеющего нарушения познавательного развития, является формирование и развитие навыков письменной речи. При этом для детей с более выраженными трудностями развития обучение аналитико-синтетическому чтению связано со значительными трудностями, поэтому более успешным в этом случае может стать комбинация глобального и слогового чтения (возможно, с последующим подключением и элементов аналитико-синтетического чтения). Известно, что несомненными достоинствами использования элементов глобального чтения на начальном этапе обучения является более высокая мотивированность ребенка (выбираем слова, связанные с личным опытом ребенка, имеющие положительную эмоциональную окраску) и возможность обойти несформированность фонематического анализа (хотя в дальнейшем эту проблему все равно приходится решать), а главное, возможность связывать формирующееся умение читать с реальной жизнью (например, среди одинаковых коробок ребенок находит коробку со своим именем, в которой лежит материал задания, которое очень ему нравится; ребенок выбирает на карточках название предмета, который используется в последнем задании, и т. д.). Для детей, которые уже читают глобально отдельные слова, но не могут читать короткие фразы, работа может быть продолжена с фотоальбомом (можно использовать фотографии, где члены семьи выполняют разные действия (мама рисует, мама пьет чай, Вася рисует и пр.). В этом случае после усвоения глаголов дети учатся составлять фразы из двух слов («Мама рисует», «Вася рисует»), подкладывая таблички под нужное фото.

Для многих детей глобальное чтение является лишь начальным шагом в обучении чтению. После освоения 5—10 слов специалисты включают в занятия задания, позволяющие целенаправленно изучать буквы, используют элементы слогового чтения. То есть высокая осмысленность глобального чтения становится мостиком для освоения других видов чтения или может остаться единственным доступным способом обучения, если речь идет о детях с тяжелыми нарушениями развития.

Для детей, имеющих начальный навык чтения (например, ребенок может прочитать любое слово, состоящее из 3—4 слогов, короткое предложение), отдельной задачей становится развитие понимания письменных инструкций (это со временем позволяет самостоятельно ориентироваться в доступных заданиях), поэтому для «читающих» детей вводятся задания на выполнение простых инструкций после их прочтения («Возьми шарик»).

Для более старших детей или тех, кто имеет сформированный навык чтения, работа над пониманием смысла прочитанного также требует систематических усилий. Например, для многих детей с трудностями в познавательном развитии сложной задачей является понимание загадок, различных метафор и фразеологизмов, которые очень часто встречаются в жизни. Поэтому необходимо включать в работу логопеда-дефектолога задание прочитать стихотворение и нарисовать иллюстрацию, делать вместе с ребенком словарик фразеологизмов или омонимов, учиться отгадывать загадки, сначала выделяя в тексте наиболее характерные признаки, затем обобщая их и приходя к возможным вариантам, рисовать к загадке отгадку и т. д.

что дает дефектолог ребенку. Смотреть фото что дает дефектолог ребенку. Смотреть картинку что дает дефектолог ребенку. Картинка про что дает дефектолог ребенку. Фото что дает дефектолог ребенку

что дает дефектолог ребенку. Смотреть фото что дает дефектолог ребенку. Смотреть картинку что дает дефектолог ребенку. Картинка про что дает дефектолог ребенку. Фото что дает дефектолог ребенку

Большое значение для связи обучения с жизнью имеет систематическое включение комбинированных заданий, в которых задействовано несколько формируемых навыков (составить список «нужных мелочей», которые мама с ребенком купят по дороге из центра; придумать задачу «про динозавров» (ребенок любит динозавров), записать (или набрать на клавиатуре и распечатать) для других детей задачу; составить алгоритм приготовления бутерброда, сфотографировать каждую операцию и рассказать на следующем занятии про то, как готовят бутерброд).

Таким образом, поддержка школьного обучения ребенка с ОВЗ должна ставить своей целью повышение качества жизни ребенка и его семьи. Поэтому основными направлениями этой работы являются коррекция нарушений развития, поддержка в освоении академических навыков, развитие социальных навыков, в первую очередь навыков общения с другими детьми, развитие собственных интересов ребенка. При определении наиболее оптимальной схемы занятий необходимо учитывать общую нагрузку ребенка, особенности его работоспособности, темпа деятельности и др. Важным условием эффективности помощи ребенку и его семье в целом является взаимодействие специалистов учреждений, оказывающих помощь: как личное общение, так и общение через родителей ребенка (посредством ознакомления с программами занятий и пр.), тесное взаимодействие специалистов и семьи ребенка, общая ориентированность всех участников образовательного процесса на использование полученных ребенком навыков в жизни.

что дает дефектолог ребенку. Смотреть фото что дает дефектолог ребенку. Смотреть картинку что дает дефектолог ребенку. Картинка про что дает дефектолог ребенку. Фото что дает дефектолог ребенку

что дает дефектолог ребенку. Смотреть фото что дает дефектолог ребенку. Смотреть картинку что дает дефектолог ребенку. Картинка про что дает дефектолог ребенку. Фото что дает дефектолог ребенку

Рекомендуемая литература

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *