что дает чтение псалтири дома
О чтении Псалтири в разных случаях
Изложено по преподобному Арсению Каппадокийскому афонским старцем Паисием
Перед вами Псалтирь, предлагаемая к чтению в различных нуждах и случаях. Подборка эта составлена прп. Арсением Каппадокийским, подвижником, жившим на рубеже 19–20 веков. Преподобный Арсений был уроженцем небольшого греческого анклава Фараса в Турции, где он нес священническое служение в течение 55 лет и прославился многими чудесами и исцелениями. Местные жители приходили к святому не только за советом как к духовному наставнику, но и как к врачу, который молился над больными и те исцелялись. Составитель его жития, известный святой подвижник, преподобный Паисий Святогорец, пишет: «Так как болезней было много и самых разных, то отец Арсений иногда не мог найти в молитвослове соответствующих молитв и использовал с этой целью стихи из псалмов. Евангелие он читал обычно только в самых серьёзных случаях – над слепыми, немыми или бесноватыми. Если он видел, что человек болен не только телесно, но и духовно, то не сразу исцелял болезнь, а просил прийти несколько раз и, только исцелив душу, исцелял окончательно и тело чудесным образом, читая молитву». Не измышляя ничего от себя, святой Арсений использовал то, что дано было Церковью – молитвенные чинопоследования и священные тексты – Евангелие и Псалтирь. В этой простоте душевной, имея твердую веру и усердную молитву, преподобный помогал в разных нуждах многим людям – не только православным грекам, но туркам-мусульманам, которые приходили к нему за помощью из окрестных сел и деревень. Именно этот молитвенный опыт святого с использованием Псалтири был изложен прп. Паисием Святогорцем в данной подборке.
Человека, который впервые видит эти указания для чтения псалтыри в разных случаях, может воодушевить опыт святого Арсения, и он с усердием приступит к чтению. Однако, тут может не обойтись без «подводных камней, которые лукавый хитро расставляет желающим молиться.
В первую очередь, может возникнуть смущение, что псалмопевец не вкладывал в псалмы тех мыслей и прошений, которые указывает прп. Арсений. Например, страдающим болезнями сердца и почек предлагается читать псалом 44, в котором нет ни единого упоминания о таких болезнях и нет никаких прошений об избавлении от них, а о сердце говорится лишь в словах «излилось из сердца моего слово благое». Но будем помнить, что преподобный Арсений использовал псалмы для сугубой молитвы, подходящие к различным случаям, особенно в тех случаях, когда не имелось церковного чинопоследования на особую потребность. И пусть лишь одно слово «сердце» из целого псалма навевает мысль о возможности читать его в болезнях сердца, но, в такой видимой на первой взгляд безыскусности в молитве, кроется большая духовная мудрость и многолетний опыт святого подвижника. Духовная мудрость в том, чтобы не измышлять от себя ничего, опыт же в деятельной помощи и чудесных исцелениях по молитве преподобного. В простом святой нашел источник мудрости. И такой опыт молитвы мы можем перенять.
Перенимая опыт, желающий молиться должен иметь правильное отношение к читаемым псалмам. Ведь Псалтирь может читаться по-разному и в разных ситуациях. Церковь знает последование чтения псалтыри по усопшим, Псалтирь широко используется в богослужениях суточного круга, Псалтирь можно читать ежедневно, разделяя ее на кафизмы. А можно и так, как предлагает прп. Арсений – в разных случаях. Главное – не воспринимать псалмы как некие заклинания на все случаи жизни. Православный христианин должен сторониться от подобного отношения к молитве. Псалмы – это молитва, это обращение к Богу. И именно так должно относиться к тому, что предложил святой Арсений, именно так он сам относился к чтению псалмов. А если у читающего эти строки будет столь же твердая и дерзновенная вера, какая была у преподобного, то и плод молитвы не заставит себя долго ждать.
Каждому, кто хочет начать молиться так, как предложено прп. Арсением Каппадокийским, настоятельно рекомендуем ознакомиться с житием святого, изложенным прп. Паисием Святогорцем
Греческий первоисточник можно найти в издании «О Герон Паисиос» иеромонаха Христодула, Святая Гора Афон, 1994 год.
(Все вышеприведенные толкования принадлежат преподобному Арсению, следующие два – отцу Паисию Cвятогорцу)
Источник: Арсений Каппадокийский, преподобный. О чтении Псалтири в разных случаях // Православная жизнь (Приложение к «Православной Руси»). 1997. № 12.
Вам может быть интересно:
Поделиться ссылкой на выделенное
Нажмите правой клавишей мыши и выберите «Копировать ссылку»
Духовный щит Псалтири
Чтение Псалтири, по словам святых отцов, ограждает человека от зла и даже может спасти жизнь. В монастырях еще в первые века христианства зародился обычай молиться по Псалтири о душах живых и усопших людей. Что такое Псалтирь, история и традиции чтения? Зачем читают Псалтирь о здравии и упокоении. Что значит Неусыпаемая Псалтирь и как монахи молятся Псалтирью за весь мир – в нашем материале.
Что такое Псалтирь?
Псалтирью называется одна из древнейших христианских книг Ветхого Завета. Она лежит в основе православного богослужения и пользуется популярностью у верующих людей с незапамятных времен.
Название «Псалтирь» переводится с древнееврейского как «Книга Хваления». Сборник Божественных гимнов был составлен царем Давидом в ветхозаветные времена. Книга состоит из 151 псалма, объединенных в 20 глав – кафизм. Каждая кафизма разбита на три части, называемые «Славами». В зависимости от того, молятся ли по Псалтири о здравии или об упокоении, на «Славах» читаются имена живых или усопших людей.
Псалтирь не раз помогала людям, взявшимся за чтение этой книги, в исцелении от болезней или в положительных переменах жизни. К сожалению, мирянин не может читать Псалтирь в течение всего дня или ночи ежедневно. Поэтому издавна сложился обычай просить об этом монахов, для которых молитва является основным занятием в жизни.
История и традиции чтения Псалтири
В VI веке преподобный Александр Константинопольский ввел обычай круглосуточного чтения Псалтири в руководимом им монастыре в Палестине.
Святому было послано от Бога откровение, и он установил новый чин молитвы в обители. Палестинский монастырь с тех пор получил название Неусыпающего, так как Псалтирь здесь читалась без перерыва днем и ночью.
Позже преподобный Александр учредил подобный обычай и в Константинополе.
С Крещением (X век), традиция круглосуточного чтения Псалтыри пришла в русские монастыри.
Святые отцы о Псалтири
«Лучше солнцу остановиться, чем прекратить чтение Псалтири», –
подчеркивал в своих трудах Иоанн Златоуст важность священной книги.
Василий Великий отмечал пользу чтения священной книги для ограждения себя от зла и обретения внутреннего спокойствия.
Недаром Псалтирь стала самой часто используемой книгой в православном богослужении. Все 20 кафизм прочитываются по уставу на службах в течение недели, а избранные псалмы лежат в основе каждой части суточного круга церковной молитвы.
Псалтирь о здравии
Чтение Псалтири о живых людях приносит пользу как душе читающего, так и поминаемого. Неусыпаемая Псалтирь помогает человеку преодолеть греховную зависимость (наркомания, алкоголизм, блуд, прелюбодеяние, азартные и компьютерные игры и прочие); исцелиться от болезней, в том числе смертельных; принять правильное решение в трудных жизненных ситуациях и найти выход из сложных обстоятельств; защититься от злых духов и их влияния.
Псалтирь об упокоении
Распространено мнение, что Псалтирь принято читать только в первые 40 дней после смерти человека. На самом деле молитва по текстам священной книги особенно нужна усопшему человеку, так как дает его душе сильное облегчение. Живым неизвестна загробная участь умершего и внутреннее состояние, в котором он перешел в иной мир. Поэтому об усопших желательна непрестанная молитва.
Как читается неусыпаемая Псалтирь?
Под чтение неусыпаемой Псалтири отводится специальное место в храме или в монастырской келье. Настоятель монастыря назначает ответственных из числа братии, которым поручено в назначенное время сменять предыдущего чтеца на молитвенном «посту». Псалтирь читается в любое время суток, при этом на каждой «Славе» поминаются имена людей, за которых были поданы записки.
За время прочтения всей Псалтири поминаемый человек получает мощнейшую духовную поддержку, ведь за него с молитвой в монастыре обращаются к Богу минимум 60 раз.
Как правило, неусыпаемую Псалтирь заказывают на продолжительный период: 1 месяц, 6 месяцев или целый год. В Священном Писании сказано, что
То есть для получения от Бога полезного душе дара требуется приложение усилий, в первую очередь молитвенных. Непрестанное чтение неусыпаемой Псалтири совершается во многих монастырях. Параллельно читать Псалтирь можно и дома, и в этом также будет большая духовная польза для читающего человека и для того, за кого он молится.
На все случаи жизни: как молиться по Псалтири дома?
Мы часто говорим о пользе чтения Псалтири. Зачем нам читать Псалтирь? Как правильно поминать живых и усопших по книге пророка Давида? И почему важно приглашать к своей молитве других христиан? Сегодня мы расскажем Вам, как молиться по Псалтири самостоятельно.
Зачем вообще читать Псалтирь?
Ради спасения своей души, разрешения непростых жизненных ситуаций, здравии близких и упокоении душ родственников. На самом деле, Псалтирь – одна из самых универсальных священных христианских книг. Складывалась она как сборник гимнов человека к Богу покаянного, просительного, благодарственного и хвалебного характера. Кроме того, Псалтирь описывала исторические события, происходившие с еврейским народом в ветхозаветное время. А еще в этой книге зашифрованы аллюзии на подвиг Христа.
Дословно «Псалтирь» переводится как «Книга хваления». А поскольку большая часть псалмов принадлежит пророку Давиду, то и Псалтирь принято обозначать за его авторством. Книга, кем бы она ни читалась, всегда будет разговором человека с Богом. Интересно, что Псалтирь в новозаветное время легла в основу христианского богослужения. Как Вы можете заметить, на службе в храме, а также во время совершения тех или иных таинств обязательно читаются один или несколько псалмов.
На Руси, а ранее и на христианском Востоке, по Псалтири могли молиться отдельно, читая книгу о здравии и упокоении ближних. Книгу использовали как в монастырях, так и в миру. По Псалтири длительное время детей обучали грамоте, а молитвенное правило дома вполне могло состоять только из этих ветхозаветных текстов. Святые отцы в разные эпохи подчеркивали силу молитвы псалмов Давида: «Лучше солнцу остановиться, чем прекратить чтение Псалтири».
Как приступить к молитве?
Итак, если Вы решили самостоятельно читать Псалтирь, нужно ознакомиться некоторыми правилами ее чтения. Во-первых, существует некоторый «график» чтения по церковному уставу. Но сразу нужно сказать, что можно не привязываться к нему, пока не будет привычки молитвы по Псалтири. Ожидаемо, что будут пропуски. Поэтому, чтобы не сбивать Вас, заранее посоветуем, что возможно молиться по книге с первой кафизмы (то есть с первой главы) и далее «двигаться» подряд по мере прочтения. Но приведем уставные особенности, если Вы вдруг сразу соберетесь следовать указаниям.
В воскресенье: 1, 2, 3, 17
В понедельник: 4, 5
Во вторник: 7, 8
В среду: 10, 11
В четверг: 13, 14
В пятницу: 19, 20
В субботу: 16, 17
Как видим, некоторых кафизм просто нет в недельном круге богослужения. Зато целиком Псалтирь вычитывается во время Великого поста.
С чего начать чтение? С начальных молитв. Вот они:
«Молитвами святых отец наших…»,
молитва Святому Духу («Царю Небесный»)
Трисвятое
молитва ко Пресвятой Троице
молитва Господня («Отче наш»)
тропари (глас 6) – «Помилуй нас, Господи, помилуй нас, всякого бо ответа недоумеюще…»
Слава: «Честное пророка Твоего, Господи, торжество…»
Ныне: «Многая множества моих…»
молитва Святой Живоначальной Троице.
Скорее всего, Вы будете читать Псалтирь по книге. Там есть раздел «молитвы перед началом чтения Псалтири» или что-то подобное. Даже в онлайн-версии возможно такое приложение. Ничего сложного здесь нет. А теперь рассмотрим случаи, как поминаются на кафизмах живые и усопшие.
Как читать Псалтирь о здравии?
Начали читать первый псалом любой из кафизм, затем следующий и уперлись к выделенное красной строкой или даже цветом слово «Слава». Что это? Целый молитвенный шифр… Здесь читаем:
Слава Отцу и Сыну и Святому Духу, И ныне и присно и во веки веков. Аминь.
Аллилуиа, Аллилуиа, Аллилуиа, слава Тебе, Боже! (Трижды.)
А далее начинаем поминать тех, кто нам дорог. Строгих указаний на это нет. Главное, попросить Бога:
Спаси, Господи, и помилуй рабов твоих (имена) и даруй им мирная Твоя и премирная благая (даруй им земные Твои и небесные блага).
Надо отметить, что здесь мы можем и изменить, и расширить предмет просимого. Например, произносить «Исцели, Господи, раба Твоего Иоанна и даруй ему крепко здравия…» и так далее, в зависимости от состава нашей просьбы. Здесь очень важно понимать, что разговор с Богом – очень личный и искренний. Тексты псалмов и молитв глубоки и универсальны, но вот наши прошения – крайне индивидуальны. И, наверное, вот в этот момент стоит помолиться Богу своими словами.
Господи, помилуй (Трижды)
Слава Отцу и Сыну и Святому Духу, И ныне и присно и во веки веков. Аминь.
И переходим к следующей части кафизмы. На очередной славе повторяем то, что было указано выше.
Трисвятое
молитва ко Пресвятой Троице
молитва Господня («Отче наш»)
После «Отче наш» читается указанный в Псалтири тропарь, потом «Господи помилуй» (40 раз) и молитва (указана в тексте).
Если продолжаете читать далее следующую кафизму, то ее начинают с молитвы «Приидите, поклонимся…» (Трижды).
Как читать Псалтирь об упокоении?
Молитвы чтения Псалтири об усопших не отличаются, за исключением короткого, но центрального мотива чтения: человек в данном случае уже молится об умершем или умерших. Соответственно, добавляется особая молитва. Чтение ее приходится на «Славах» по тому же принципу, что и о живых:
Слава Отцу и Сыну и Святому Духу, И ныне и присно и во веки веков. Аминь.
Аллилуиа, Аллилуиа, Аллилуиа, слава Тебе, Боже! (Трижды.)
Господи, помилуй (Трижды)
Слава Отцу и Сыну и Святому Духу.
А после вставляем молитву о тех, кого с нами сейчас нет:
Помяни, Господи Боже наш, в ве́ре и надежди живота вечнаго преставльшагося (до 40 дня со дня смерти – «новопреставленного») раба Твоего [или: рабу Твою́], брата нашего [или: сестру нашу] (имя) и яко Благ и Человеколюбец, отпущаяй грехи, и потребляяй неправды, ослаби, остави и прости вся вольная его [или: ея] согрешения и невольная, избави его [или: ю] вечныя муки и огня геенскаго, и даруй ему [или: ей] причастие и наслаждение вечных Твоих благих, уготованных любящым Тя: аще бо и согреши, но не отступи от Тебе, и несумненно во Отца и Сына и Святаго Духа, Бога Тя в Троице славимаго, верова, и Единицу в Троице и Троицу во Единстве, православно даже до последняго своего издыхания исповеда.
Темже милостив тому [или: той] буди, и веру, яже в Тя вместо дел вмени, и со святыми Твоими яко Щедр упокой: несть бо человека, иже поживет и не согрешит. Но Ты Един еси кроме всякого греха, и правда Твоя, правда во веки, и Ты еси Един Бог милостей и щедрот, и человеколюбия, и Тебе славу возсылаем Отцу и Сыну и Святому Духу, ныне и присно, и во веки веков. Аминь.
Здесь ничего своего придумывать не стоит. Загробный мир отличается от нашего, там душам усопшим нужны уже совсем другие блага, о которых мы часто забываем. Поэтому читайте данную молитву как есть. И продолжайте:
И ныне и присно и во веки веков. Аминь.
И далее кафизма оканчивается, как указано в варианте о здравии. Там к чтению добавятся заупокойные тропари. Но в современных Псалтирях все эти тексты искать не нужно, они написаны после кафизм.
Как завершить молитву?
Очень просто. Читаем следующие молитвы:
Достойно есть
Слава Отцу, и ныне
Господи, помилуй. (Трижды)
Господи Иисусе Христе, Сыне Божий, молитв ради Пречистыя Твоея Матере, силою Честнаго и Животворящаго Креста и святых Небесных сил безплотных, и преподобных и богоносных отец наших, и Святаго пророка Давида, и всех святых, помилуй и спаси мя, грешнаго, яко Благ и Человеколюбец. Аминь.
Вот так Вы свое правило и окончили. Когда соберетесь читать Псалтирь вновь, неважно, в тот же день или в другой, повторите указанные правила.
Кого пригласить себе в сомолитвенники?
«Ибо, где двое или трое собраны во имя Мое, там Я посреди них» (Мф. 18:20), говорит Господь в Священном Писании. Именно поэтому верующие собираются на богослужение в храм. Смысл подаваемых в церковь записок на литургию, молебен, сорокоуст, панихиду и тот же Псалтирь заключен как раз в объединении усилий молящихся для прошения у Бога помощи.
На чтение Псалтири, как правило, подают записки в монастырь. И здесь существует несколько причин. Во-первых, одно из главных занятий иноков – молитва. Считайте, что приглашаете себе в помощь профессионалов. У них есть для этого время, есть настрой, который отличается от состояния постоянно спешащего и бегущего мирского человека. Вы можете пропустить день или несколько дней чтения Псалтири. Возможно, что-то не дочитаете. Где-то ум будет рассеянным. В монастыре таких рисков гораздо меньше.
Во-вторых, Псалтирь в монастырях читается круглосуточно, 7 дней в неделю. Молитву по Псалтири потому и называют «сильной», что данное правило по древней традиции в монастырях исполняется без перерывов даже ночью. В назначенное время к аналою в храме приходит инок, сменяет предшественника и продолжает читать Псалтирь. Да, на каждой «Славе» он из раза в раз поминает Ваших близких. И так делают все следующие иноки. Представляете, какая защита!
В-третьих, прося монахов помолиться о ближних, Вы делаете пожертвование в пользу обители. Это очень большое дело. Надо сказать, что творить милостыню за ближнего, живого или усопшего, дело очень полезное. Вы совершаете доброе дело как бы за него, и тем самым помогаете его душе.
Поэтому, собравшись читать Псалтирь, мы очень рекомендуем Вам подать записку в один из 5-ти русских монастырей. Пусть молитва оберегает Вас и Ваших близких круглые сутки!
В чем заключается духовная польза чтения Псалтири?
Святитель Амвросий Медиоланский говорит: «Во всем писании дышит благодать Божия, но в сладкой песне псалмов дышит она преимущественно. История наставляет, закон учит, пророчествует, предвозвещает, нравоучение убеждает, а книга псалмов убеждает во всем этом и есть самая полная врачебница спасения человеческого». В храме псалмы читаются ежедневно за всяким утренним и вечерним богослужением. В чем же заключается духовная польза чтения Псалтири? Почему важно неукоснительно использовать эту книгу в своем домашнем молитвенном правиле? На эти вопросы отвечают священнослужители Русской Православной Церкви.
Читая Псалтирь, мы, несмотря на все наши грехопадения, воздвигаем свои сердца горе
– Псалтирь – собрание, должно быть, самых древних богослужебных текстов, составленных в разное время разными людьми, но в основе своей написанных ветхозаветным царем и пророком Давидом. Уже исходя из того, что книга эта – богослужебная по преимуществу, польза её заключается в возможности теснейшего и живого молитвенного общения человека с Богом. А цель такого общения – наше освящение и приобщение благости Божией. Кроме богослужебного употребления, существует древняя православная традиция домашнего, или «келейного», чтения этой великой книги. В любом случае, духовная польза чтения Псалтири заключается в принесении духовных плодов, которые суть: любовь, радость, мир, долготерпение, благость, милосердие, вера, кротость, воздержание (Гал. 5, 22). Всё это – дары Духа Святого, но подаются они ищущим Бога, и чтение Псалтири, с одной стороны, служит исповеданием этого нашего искания, а с другой – в этом искании нам помогает. Потому что псалмопевец Давид именно и отличался крайним своим, всецелым устремлением к Богу. Притом он не лишен был грехов и треволнений, и страхов, и борений (всё это нашло отражение в Псалтири), как это свойственно и нам. Но всю эту житейскую, скажем так, мятежность Давид преодолевал непрестанно крайним упованием на Бога с любовью и покаянием. Вот почему, читая Псалтирь, мы вместе с этим великим мужем и сами, несмотря на все наши грехопадения, скорби и трудности, воздвигаем свои сердца горе, в надежде, что Господь не оставит нас, но по молитвам святого, также познавшего трудности земного странствия, подаст нам решимость неотступного и повседневного устремления ко Господу и упования на Него. А то, что Господь никогда не оставляет человека, имеющего такое сокрушенное сердечное расположение и соответствующие труды, – множество подтверждений этому мы опять же находим в Псалтири, где Давид снова и снова благодарит Господа за то, что во всех многосложных и опасных обстоятельствах жизни Он не оставляет раба Своего, одаривая многими милостями и щедротами, главная из которых – сама возможность теснейшего и живого общения с Богом.
Строки Псалтири остаются актуальными вот уже почти три тысячи лет
– Псалтирь – самая популярная сейчас книга Ветхого Завета. Исходя из смысла коротких песней, которые раньше исполнялись под аккомпанемент похожего на гусли инструмента, можно понять, что их авторы ставили своей целью восхваление Бога в любых житейских ситуациях: от покаяния и славления Бога до восхождения на крутые ступени ветхозаветного храма. А поскольку и у современного читателя довольно разнообразная жизнь, то и строки Псалтири остаются актуальными вот уже почти три тысячи лет. К сожалению, существует довольно серьезный перегиб в обществе: многие считают Псалтирь исключительно книгой, чтомой по усопшим. Но это умаляет значение прекрасного труда пророка Давида и единомышленников. Ведь те строки о покаянии, о справедливости Божией, о Его милости, о заботе и о долге верного последователя помогают не только усопшим, но более читающим. Именно в этом я вижу источник духовной пользы Псалтири.
– В Евангелии от Матфея мы читаем о событиях, которые происходили на Голгофе: А около девятого часа возопил Иисус громким голосом: Или, Или! лама савахфани? то есть: Боже Мой, Боже Мой! для чего Ты Меня оставил? (Мф. 27, 46). Этот текст воспроизводится Христом из Псалтири: Боже мой, Боже мой, для чего Ты оставил Меня? (Пс. 21, 2). Таким образом, Господь Иисус Христос научает нас, что в самые тяжелые моменты жизни нужно обращаться к святой Псалтири и от ее псалмов находить для себя молитвенные слова утешения. И действительно, когда мы молимся по Псалтири, то, с одной стороны, восхваляем Бога, так как в еврейской традиции эта книга с древности называется – Книга Восхвалений (ивр. תהלים (тəhилим). А с другой стороны, многие псалмы имеют покаянную содержательность, направленность, и они подсказывают нам такие слова, которые помогают нам в сердечном раскаянии перед Богом раскрыть свою душу и совершить акт настоящего покаяния. А так как в Псалтири не только покаянные, но и хвалительные псалмы, мы и каемся пред Богом, читая Псалтирь, и прославляем Его, читая Псалтирь, а также воспеваем Его чудные Имена, которые во множестве присутствуют на страницах Псалтири, когда говорится о Боге – Великом, Могущем, Милосердном, Любвеобильном и т.д.
В Древней Руси Псалтирь была излюбленным чтением. По Псалтири учили детей читать
В Древней Руси Псалтирь была излюбленным чтением. По Псалтири учили детей читать. И когда в Советское время занимались изучением берестяных грамот, то, хотя люди в основном на бересте писали на житейские темы, можно было выявить скрытые цитаты. По скрытым цитатам определили, что самой читаемой книгой Древней Руси является именно Псалтирь. Второе место занимали притчи царя Соломона. Уж не знаю почему. Может, потому, что там очень часто затрагивается семейная тематика, воспитание детей, – то, что было близко нашим предкам, которые воспринимали Православие прежде всего как образ жизни.
Чтение Псалтири – это особое состояние духа: когда человек погружается в эти глаголы, он как бы стяжает ангельскую благодать. Мы знаем, что ангелы непрестанно предстоят Престолу Божию и воспевают Его чудные Имена. И всякий раз, когда православный христианин или христианка, взрослый человек или ребенок открывают Псалтирь и начинают по ней молиться, они присоединяются к ангельскому хору. И, живя на земле, они как бы оказываются на небесах.
Псалтирь – это Божие слово к нам. Сам Бог дал нам Псалтирь как пример и образец молитвы
– Почему важно читать Псалтирь, а не только молитвослов или акафисты? Потому что псалмы – это не просто древние, трудно понятные молитвы, как многие думают, а часть Священного Писания, данного нам Самим Богом. Если любая молитва – наше обращение к Богу, стремление к Нему, подобно как пламя свечи устремляется к небу, то Псалтирь – это Божие слово к нам, это свет, нисходящий с неба и просвещающий самые тайные стороны нашей души. Псалтирь – книга Богооткровенная. Через царя и пророка Давида Сам Бог дал нам Псалтирь как пример и образец молитвы. «Вот так вы должны обращаться ко Мне, каяться во грехах, чего-то просить, прославлять Своего Творца и восхищаться Промыслом Божиим», – говорит нам Господь через священную книгу Псалтири.
Псалтирь – духовная защита от любых темных сил
Псалтирь включает в себя всё, все виды молитв: здесь и покаяние во грехах, и прошение в различных нуждах, скорбях нашей жизни, и благодарение Бога за Его многочисленные благодеяния, и радостное славословие Господа как нашего Отца и Промыслителя. Псалтирь – духовная защита от любых темных сил, и вместо того чтобы всюду бояться какой-то там порчи, достаточно просто читать регулярно Псалтирь, так что к тебе не приблизится никакой искуситель. Не случайно псалмы включены практически во все церковные моления и молебны.
Псалтирь вкратце излагает Священную историю – от сотворения мира и вплоть до Страшного Суда, о котором сказано, что Господь грядет судити земли: судити вселенней в правду и людем истиною Своею (Пс. 95, 13). Всё наше богослужение насыщено священными строками из Псалтири, поэтому тот, кто дома читает псалмы, тот и в храме лучше понимает богослужение.
Псалтирь – это камертон, который задает очень точный тон всей духовной жизни
Иногда говорят, что мы не понимаем псалмов, и, значит, зачем их читать. Но если мы не понимаем состав лекарства, то это не значит, что в болезни мы не должны его принимать. Как еще говорят, «ты не понимаешь, зато бесы понимают»: они отходят от искушаемого человека, когда слышат священные слова псалмов. Если не начать читать Псалтирь, то ты ее так никогда и не научишься понимать. Смысл становится понятен по мере нашего возрастания и духовного опыта, когда псалмы входят в нашу духовную жизнь, когда они становятся созвучны голосу нашего сердца.
Псалтирь имеет исключительную ценность, о которой мы подчас не задумываемся. Эту ценность трудно передать на словах. Ее понимаешь со временем. Псалтирь – это как камертон, который задает очень точный тон всей духовной жизни. Псалтирь дает нам духовную бодрость и трезвость, освобождает сердце от нашедших искушений, помогает выправить свой жизненный путь по стезе исполнения Божией воли.