что дает частота графического процессора
На что влияет частота графического процессора в видеокарте и что это такое?
Привет, друзья! Как вы, вероятно, уже знаете, все видеокарты оборудованы GPU, то есть графическими процессорами. Одним из ключевых параметров при работе устройства, является частота графического процессора, на что влияет эта характеристика, я расскажу в сегодняшней публикации.
Зачем нужен графический процессор
Этот чип в видеокарте занят самым важным делом: он рендерит графику, просчитывая 2D и 3D объекты и их взаимодействие между собой и тем самым формируя изображение, передаваемое затем на дисплей монитора. Благодаря особенностям архитектуры, этот чип гораздо эффективнее обрабатывает графику по сравнению с центральным процессором, несмотря на меньшую мощность.
Такой чип может быть как составной частью видеокарты, так и быть интегрированным в северный мост материнской платы или как логический блок на ЦП. Как правило, последние два типа менее мощные и подходят для выполнения повседневных задач, но слабо справляются с рендерингом сложных объектов.
На что влияет его частота
Тактовая частота ядра – количество операций, которые графический процессор выполняет в секунду. На сегодняшний день у мощных видеокарт этот показатель уже перевалил за гигагерц.
Чем выше тактовая частота, тем больше данных может обработать графический ускоритель. Это влияет не только на количество FPS в играх, но и на количество примитивов в отрендеренных объектах, то есть на качество графики.
Таких показателей удалось добиться, благодаря уменьшению техпроцесса графического чипа, увеличив количество логических блоков на той же площади кристалла. Подробнее о техпроцессе видеокарты вы можете почитать здесь.
Даже в развитых странах не каждый геймер может позволить себе такое устройство.
Можно ли увеличить частоту и зачем это делать
Существует целый ряд программ, которые позволяют выполнить boost графического чипа, повысив его частотные характеристики (конечно, если компонент поддерживает такую опцию). Сюда можно отнести:
Кроме повышения частоты графического процессора, эти утилиты умеют увеличивать частоту памяти, регулировать скорость вращения кулеров и многое другое. «Что это дает в практическом плане?» — может спросить внимательный читатель.
Увеличение тактовой частоты, как можно догадаться, позволяет увеличить качество графики и количество ФПС в играх программными средствами, то есть не покупая новую видеокарту.
Такой «костыль» можно использовать как временное решение, когда юзер еще морально не созрел для покупки нового девайса, однако уже хочется поиграть в новинку, которую комп не вытягивает по системным требованиям.
При этом следует учитывать, что разгон видеокарты требует аккуратного и вдумчивого подхода – если переборщить с увеличением частоты и «дать копоти» больше, чем видеокарта реально сможет вытянуть физически, происходит перезапуск графического драйвера, что обычно ведет к крашу запущенной игры или видеоредактора.
Сломать девайс таким способом очень сложно, из-за предусмотренной программистами «защиты от дурака».Однако хочу также отметить, что особо настойчивые фанаты оверклокинга умудряются таки сжечь видеокарту, дав ей повышенную нагрузку и убрав количество оборотов кулера до минимума.В качестве рекомендации, советую обратить внимание на видеокарту Asus PCI-Ex GeForce GTX 1060 Dual 3GB (DUAL-GTX1060-O3G), которая потянет все современные игры на приемлемых настройках графики.
К сожалению, для майнинга такой продукт подходит хуже, чем аналогичная по цене видяха от AMD. Ну тут уже такое – или в игры гонять, или крипту майнить, не так ли?
До новых встреч на страницах моего блога, дорогие друзья! Не забудьте расшарить эту статью в социальных сетях и подписаться на новостную рассылку.
Выбираем видеокарту для игрового компьютера: как сравнивать, на что смотреть
На какие характеристики обращать внимание и какие особенности учитывать? Рассмотрели всё
Видеокарты различаются сериями видеочипов, в каждой серии есть по три-пять графических процессоров. На базе этих процессоров выпускают десятки версий видеокарт — с разным охлаждением, количеством видеопамяти и разгоном. Поможем разобраться в этом хаосе.
AMD или Nvidia?
Принципиальной разницы между производителями нет. До конца 2020 года видеокарты Nvidia выдавали более реалистичную графику благодаря технологии трассировки лучей, но сейчас она есть и у AMD.
В продаже не найти заводские версии видеокарт от AMD и Nvidia. Вы покупаете версии от Gigabyte, MSI, Asus, Palit и других. На одном и том же видеочипе от AMD или Nvidia компании выпускают несколько модификаций, которые отличаются тактовой частотой, количеством памяти и системой охлаждения. И всё это влияет на цену.
Вот как прочитать название видеокарты.
С чего начать?
Очевидно — с бюджета. Решите, сколько денег вы готовы потратить на видеокарту. Но не спешите брать самую дорогую.
Например, Radeon RX 6800 при сравнимой производительности в середине 2021 года стоит на 30% дороже GeForce RTX 3070, ее конкурента от Nvidia. Чтобы не ошибиться с выбором, оцените производительность подходящих по цене видеокарт, мы расскажем об этом далее.
Выбираем видеочип
Мощность видеокарты зависит не только от видеочипа, но и от огромного количества других технических характеристик: частоты графического процессора, объема видеопамяти, разрядности шины, числа универсальных вычислительных процессоров и так далее. Но это то, с чего стоит начать.
Например, вашего бюджета хватит на GTX 1660 Super или RTX 2060. При беглом сравнении видно, что частота графического процессора у первой — 1530 МГц, а у второй — 1365 МГц. Получается, новая RTX менее производительная, чем GTX? Конечно нет! В ней более совершенная архитектура: больше графических CUDA-ядер, быстрее память.
Для сравнения чипов лучше использовать сервис UserBenchmark
. Введите в поиске название серии и номер видеочипа, например GTX 1660, и посмотрите на графы User rating (пользовательский рейтинг) и Avg. bench (средний результат).
В первой отражается пользовательский рейтинг, во второй — среднее значение в тестах на производительность. Чем значения выше, тем более мощная видеокарта.
Чтобы понять, каких результатов ожидать в играх, нажмите на название видеокарты и посмотрите замеры средней частоты кадров (количество FPS). Идеальной считается частота от 60 кадров в секунду и выше.
Производительность в играх зависит не только от видеокарты, но и от процессора, поэтому сравнивать видеокарты лучше в паре с ним. На том же UserBenchmark при клике на значок игры можно увидеть процессор, на котором она тестировалась.
Те же действия проделайте с RTX 2060. Как только решите, какой чип вам больше подходит, переходите к выбору модификации.
Стоит ли переплачивать за частоту видеопроцессора?
Чтобы ответить на этот вопрос, возьмем для примера две модификации Nvidia GeForce RTX 3060: Palit GeForce RTX 3060
Версия от Palit стоит на 15 000 рублей дешевле, но и частота графического процессора у нее — 1320 МГц, а у Asus — 1882 МГц. Выбрав более разогнанную модель, в играх вы получите на 5–10% больше кадров в секунду.
Объем видеопамяти
Количество видеопамяти в разных модификациях тоже может отличаться. Например, RX 570 встречаются как с 4 ГБ, так и 8 ГБ видеопамяти. У GTX 1060 бывает 3 ГБ или 6 ГБ видеопамяти. Если разница в цене составляет 500–1000 рублей, лучше доплатить.
Если разница в цене больше, выбирайте объем, отталкиваясь от своих потребностей в игре. Вот на какие параметры стоит ориентироваться (для ААА-проектов):
Трассировка и сглаживание: нужны или нет?
Технология трассировки лучей. Создана для того, чтобы объекты в игре выглядели максимально реалистично. Чтобы лучи света, блики и тени выглядели, как в жизни. Nvidia впервые представила эту технологию вместе с линейкой видеокарт GeForce RTX, а позже выпустила драйвер и для более ранних карт.
AMD поддержку трассировки реализовали только в Radeon RX 6000-й серии, которая начала появляться в продаже в конце 2020 года. Таких видеокарт у компании меньше, чем у Nvidia.
Учтите, что трассировка лучей снижает производительность видеокарты в играх. Вы получите более реалистичную графику, но с меньшей частотой кадров (FPS). Для топовых видеокарт это не проблема, частота кадров остается приемлемой. Но с бюджетными решениями, чтобы сохранить 60 FPS, придется снижать настройки графики.
Технологии сглаживания. Позволяют улучшить качество картинки. Контуры объектов и персонажей выглядят ровными, пропадает эффект лесенки, во время движения нет ряби.
Раньше для достижения такого эффекта в видеокартах использовались технологии TXAA, FXAA и MSAA. Но они снижали производительность: частота кадров падала до 30–40 FPS.
Современные разработки — DLSS у Nvidia и FidelityFX Super Resolution у AMD — наоборот, дают прирост производительности от 5% до 20%. То есть вместо 50 FPS можно получить стабильные 60 FPS, а вместо 90 FPS — 100 FPS. Это позволяет не снижать настройки графики при повышении разрешения и играть на мониторе с частотой обновления 80, 90 или даже 120 Гц и выше.
: какой игровой монитор купить: Acer Nitro или Asus Rog Swift?
Чтобы всё сработало, разработчики игры должны предоставить Nvidia данные для анализа или встроить в свою игру часть кода от AMD. Перед покупкой проверьте, какие игры поддерживают технологии сглаживания. Посмотрите списки для видеокарт Nvidia
Как убедиться, что видеокарта подходит ПК?
Еще один важный шаг — проверка на совместимость. Если не учесть размер и другие особенности, видеокарта может не поместиться в корпус или вовсе не заработает.
Длина и ширина
Убедитесь, что видеокарта поместится в корпус вашего ПК. В первую очередь посмотрите, какую максимальную длину видеокарты он поддерживает. Это указано в характеристиках корпуса.
Но учтите, что видеокарте могут мешать другие элементы: радиатор системы водяного охлаждения и вентиляторы. Это происходит там, где установка вентиляторов и СВО происходит во внутреннюю часть корпуса.
допускается установка видеокарт длиной до 450 мм, а при установке спереди вентиляторов — до 425 мм. Эту информацию можно найти на сайте
производителя. А если вы решите установить еще и радиатор СВО, то от 425 мм нужно будет отнять толщину радиатора.
Еще один важный параметр — ширина. Видеокарты с массивной системой охлаждения могут занимать несколько слотов расширения корпуса. Например, Palit GeForce RTX 3070 GamingPro
занимает целых три слота, через которые на заднюю стенку компьютера выводятся разъемы для подключения мониторов. Широкие видеокарты часто блокируют установку Wi-Fi-плат, звуковых карт в соседние слоты PCI-Express, которые находятся выше или ниже слота видеокарты. Как проверить?
Посмотрите, как расположены слоты на плате, и измерьте расстояние между ними. Например, в Asus ROG STRIX B450-F Gaming II
слоты PCI-Express далеко один от другого, так что видеокарта Palit, которую мы недавно упоминали, их не перекроет.
Не забудьте про питание
В технических характеристиках видеокарты указывается минимальная мощность блока питания (БП), с которым она будет стабильно работать.
В названии блока пишут суммарную мощность для всех линий питания, куда входят жесткие диски и другое оборудование. Выделяемая процессору и видеокарте мощность может быть значительно меньше. Значение можно узнать из таблицы на корпусе БП, в графе 12 В.
Обратите внимание и на разъемы питания. В описании видеокарты посмотрите, сколько блоков по 6 или 8-pin для нее требуется. И сравните эти значения с характеристиками БП (вам нужна графа «Питание видеокарты»). Там должно быть столько же блоков по 6 или 8-pin или больше, но никак не меньше, чем нужно видеокарте. Подробнее о том, как рассчитать мощность БП, смотрите в видео:
Какой у вас экспресс?
Когда говорят о разъеме подключения на материнской плате, обычно упоминают версию PCI-Express (2.0, 3.0 и с недавнего времени — 4.0). Точное количество портов и их тип указаны в графе «Слоты расширения» в характеристиках материнской платы. Как правило, порт с самой последней версией предназначен для видеокарты. У видеокарт версия PCI-е указана в характеристиках в пункте «Интерфейс».
Если у вас установлена старая материнская плата, поддерживающая формат 2.0, а видеокарта поддерживает 3.0, ничего страшного. Видеокарта будет работать с пропускной способностью младшей версии PCI-Express, хотя и медленнее. В идеале стоит выбрать видеокарту с разъемом той же версии, которую поддерживает материнская плата. Или с более высокой, если собираетесь менять плату.
А что с монитором?
Видеокарты поддерживают разные разрешения экрана и разное количество мониторов. А еще от видеокарты зависит максимальная частота кадров, которую отобразит монитор за одну секунду (частота обновления, измеряется в герцах (Гц)).
. Максимальное разрешение, которое поддерживает видеокарта, — 7 680 x 4 320, то есть она будет работать с широкоформатным монитором или телевизором 8К.
Также у видеокарты есть один порт HDMI версии 2.0b и три порта DisplayPort версии 1.4. То есть порт HDMI поддерживает Full HD с частотой до 240 Гц, 2K до 144 Гц, 4K до 60 Гц, а порты DisplayPort — Full HD/2K с частотой до 240 Гц и 4K с частотой до 120 Гц.
Чтобы понять, какие разъемы вам нужны, посмотрите на характеристики монитора. Если монитор Full HD с частотой обновления до 240 Гц, хватит HDMI 2.0b или DisplayPort 1.2a. Для монитора с 2К-разрешением и частотой 240 Гц понадобится HDMI 2.1 или DisplayPort 1.3.
При подключении посмотрите в инструкции к монитору, какая частота и какое разрешение поддерживаются на каждом из его портов. Бывает так, что максимальное качество доступно только на DisplayPort или одном из нескольких HDMI. Именно к ним и нужно подключить видеокарту.
Как разогнать видеокарту и зачем это делать
Содержание
Содержание
Ответ на вопрос «Зачем?» можно свести к одной простой фразе: чтобы повысить производительность.
Производительность компьютерных комплектующих, определяется количественными характеристиками. В случае с рабочими частотами видеокарт зависимость абсолютно прямая и линейная: чем выше частота — тем выше производительность.
Устройство всегда имеет «номинальный» режим работы. Но в каждом выпущенном на рынок чипе есть определенный запас по частотам. Насколько велик этот запас в цифрах — зависит исключительно от конкретного экземпляра, однако заводские частоты практически никогда не являются пределом возможностей.
Ярчайшим примером здесь будет частотная модель последних поколений видеокарт Nvidia — а точнее, чипов из семейств Pascal и Turing. У этих чипов есть базовая частота, которую вы никогда не увидите, а есть частота динамического разгона, которая и указывается в характеристиках, то есть гарантируется производителем для любых условий. А сверх этого есть еще технология GPU Boost, разгоняющая чип еще сильнее, если остается запас по температурам.
Как результат — вполне реальная GTX 1060, выпущенная одним из вендоров, имеет базовую частоту в 1506 МГц, динамический разгон до 1721 МГц, а в реальности умудряется работать в диапазоне от 1870 до 1910 МГц.
А если производитель считает нормальным изменять частоту чипа в столь широких пределах — почему бы рядовому пользователю не заняться тем же самым, тем более если для этого есть необходимый инструментарий?
Какой результат можно получить от разгона видеокарты?
Все линейки видеокарт проектируются таким образом, что даже при помощи разгона практически невозможно добиться от младшей карты производительности старшей. Например, разница в количестве исполнительных блоков между GTX 1660 Ti и RTX 2060 такова, что даже предельный разгон младшей модели не выдаст производительность, которую старшая показывает на номинальных для нее частотах.
Есть, разумеется, и единичные исключения — например, Radeon RX 570 в разгоне может и догонять, и обходить номинальный Radeon RX 580, но такие случаи встречаются редко.
Любой разгон должен быть оправдан практически.
Для примера: если вы используете видеокарты начального класса, вроде Radeon R5 230 или GeForce GT 710, и в более-менее новых играх получаете всего 12 кадров в секунду — разгон, вероятно, позволит получить 14–15 кадров. Кардинально ничего не меняется, геймплей не становится комфортным.
Обратный пример: если в вашем компьютере установлены видеокарты флагманского уровня, вроде Radeon VII или GeForce RTX 2080 Ti, и при любых настройках графики вы получаете более 60 кадров в секунду даже в разрешениях 2K и 4K — лучше забыть о разгоне и наслаждаться непосредственно игровым процессом. Разницы между условными 110 и 120 кадрами в секунду вы также не ощутите.
Разгон действительно оправдан, если вам не хватает производительности, чтобы геймплей был комфортным на выбранных настройках графики, или чтобы попробовать более высокие настройки и/или разрешения экрана. Разница между 45 и 50 кадрами может казаться несущественной на бумаге, но в игре очень хорошо заметна.
Наглядный пример — реальная GeForce GTX 1660 Ti. И два разрешения экрана при одинаковых настройках:
Full HD, номинальный режим
Full HD, режим разгона
В Full HD от разгона получили 71 FPS вместо 67. Играть одинаково комфортно в обоих случаях, и разница в количестве кадров не ощутима.
2К, номинальный режим
2К, режим разгона
А в случае разрешения 2K мы говорим о разнице между 51 и 55 FPS. И хотя кажется, что здесь разница столь же незначительна — это отнюдь не так. Пределом комфортной игры считаются стабильные 60 кадров в секунду, и любое изменение, приближающее производительность к этому значению, ощутимо в реальной игре.
Если до 60 FPS не хватает совсем немного — разгон действительно поможет.
Теория работы и разгона видеокарты
Разгон видеокарты — это программное изменение её параметров при помощи специализированных утилит.
При разгоне важно понять пять параметров, которые и придется менять:
1) Частота графического процессора (Core Clock).
Тут, на первый взгляд, все просто: чем выше частота — тем выше производительность. Но с повышением частоты возрастает энергопотребление и нагрев чипа, и одновременно с этим – требования к напряжению на нём.
При разгоне современных видеокарт Nvidia и AMD по графическому чипу вы задаете им отнюдь не конкретное значение частоты, на котором они будут работать.
Для видеокарт Nvidia задается некий модификатор, добавляющий указанное значение к их базовой частоте. Частота под нагрузкой по-прежнему определяется технологией GPU Boost, и может изменяться на меньший шаг, нежели заданное значение.
Для видеокарт AMD семейств Vega и Navi задается уже конкретное значение частоты, но это значение является лишь верхней границей, за которую карта не перешагнет. Фактическая же частота чипа под нагрузкой будет зависеть от его температуры, напряжения и близости к лимиту энергопотребления.
2) Лимит энергопотребления (Power Limit)
Следующий, более важный пункт при разгоне графического процессора — доступный видеокарте лимит энергопотребления.
Как и любой электрический прибор, видеокарта призвана выполнять определенную задачу, затрачивая на это определенное количество энергии. Для современных карт это количество лимитировано, причем ограничение закладывается программным методом на уровне биос.
Для примера, если в BIOS видеокарты заложен лимит энергопотребления в 200 Вт, то в своем штатном состоянии больше 200 Вт она никак не съест, сколько бы противоположных комментариев про нее не было написано на форумах и в карточках товара магазинов. Если фактическое энергопотребление под нагрузкой превысит 200 Вт — карта начнет сбрасывать частоты, чтобы остаться в пределах программного лимита.
На практике это означает, что при разгоне лимит энергопотребления необходимо увеличивать. Как правило, программным методом его можно повысить на 50% от штатного значения, но бывают и исключения. Ещё не факт, что вам потребуется поднимать его до предела — всё будет зависеть от реального потребления карты в режиме разгона.
3) Напряжение на GPU и памяти (Core Voltage)
Уровень энергопотребления любого чипа зависит не только от его тактовой частоты, но и от напряжения, при котором этот чип работает. Чем оно выше — тем выше энергопотребление и сильнее нагрев, но выше и частотный потенциал разгона.
Возьмем, например, видеокарту Radeon RX 5700 в референсном дизайне. В номинале GPU этой видеокарты работает на частоте в 1750 МГц при напряжении в 1.02 В. На этой же частоте GPU стабильно работает и при 0.98 В, но вот разгон до 2100 МГц возможен уже только при поднятии напряжения до 1.19 В.
Штатный режим с понижением напряжения
Разгон с повышением напряжения
Далеко не все видеокарты допускают изменение напряжения программными средствами, что ограничивает предел разгона.
4) Частота памяти (Memory Clock)
С разгоном памяти все просто. Параметры частоты фиксированы, и если вы задаете условные 2000 МГц базовой частоты — то 2000 МГц вы и получаете под нагрузкой.
Нюанс в том, что чипы на видеокарте имеют понятие реальной и эффективной частоты. Эффективная указывается в рекламных материалах, а при разгоне меняется как раз реальная. Для памяти стандарта GDDR5 эффективная частота в 4 раза выше реальной, то есть вышеупомянутые реальные 2000 МГц дают эффективные 8000 МГц. Для памяти GDDR6 умножать надо уже не на 4, а на 8 — эффективные 14 000 МГц на деле оказываются 1750 МГц.
5) Скорость вентилятора (Fan Speed)
Видеокарту нужно разгонять собственным вентилятором, без шуток. Даже если вы правильно настроите напряжение и лимит энергопотребления, карта может не выйти на ожидаемые частоты, если упрется в потолок по температуре.
Повлиять на температуру видеокарты в разгоне можно лишь одним программным способом: задать повышенную скорость вращения вентилятора. Но, разумеется, уровень шума тоже увеличится.
Готовимся к разгону
Прежде всего — удостоверьтесь, что карте обеспечено достаточное охлаждение. Если разгон упрется в программные лимиты по температурам — карта будет снижать частоты, и никакого эффекта от разгона не будет. Проверьте температуру в штатном режиме: если она близка к 90 градусам или даже выше — забудьте о повышении частот и обеспечьте карте более комфортные условия.
Вмешиваться в конструкцию самой карты не придется, но раскрутить системный блок, вероятно, потребуется. Наладьте вентиляцию в корпусе, уложите провода так, чтобы они не мешали движению воздуха, переставьте системный блок подальше от батареи и ни в коем случае не устанавливайте его в глухие ниши «компьютерных» столов, которые не вентилируются.
Если видеокарта уже работает у вас длительное время — стоит хотя бы почистить её радиатор от скопившейся пыли, а лучше — еще заменить термопасту на графическом процессоре и термопрокладки на прочих элементах. Если собственного опыта недостаточно, любые профилактические работы можно сделать в авторизированном сервис-центре — так и гарантия сохранится.
Убедитесь в том, что мощности вашего блока питания достаточно. Стоит изучить данные о фактическом энергопотреблении вашей модели видеокарты в номинале и в разгоне, а также спецификации и обзоры на ваш блок питания. Если запаса по мощности мало, от разгона лучше отказаться.
Современное «железо» обладает завидным запасом прочности и крайне высокой степенью защиты от действий пользователя — вывести из строя ту же видеокарту при разгоне программными методами очень сложно. А вот блок питания, работающий на пределе и уходящий в защиту от перегрузки, это уже серьезная проблема.
Запасаемся инструментами для разгона
В общем случае, потребуются три отдельные утилиты: для изменения параметров видеокарты, мониторинга показателей, проверки результата. На деле же во многие «тюнеры» мониторинг и простые стресс-тесты зачастую уже встроены.
Софт для разгона
Выбор утилиты, с помощью которой вы будете управлять параметрами видеокарты, зависит исключительно от того, в какой программе вам лично удобнее работать: функционал у них примерно одинаков, различия заключаются в интерфейсе и, очень редко, — в перечне поддерживаемых видеокарт.
Для видеокарт AMD дополнительный софт не обязателен — все операции по разгону, изменению напряжений, лимитов энергопотребления, температур и даже скорости вентиляторов, можно выполнить напрямую из драйвера. Точнее, из надстройки Radeon Settings. При желании можно менять параметры, даже находясь в игре — для этого программу можно вызвать в оверлей нажатием комбинации клавиш.
Впрочем, если вы привыкли к другому интерфейсу — никто не запретит использовать сторонние программы. Как фирменные, вроде MSI Afterburner или Sapphire Trixx, так и написанные сторонними энтузиастами, вроде OverdriveNTool.
Для видеокарт Nvidia лучше использовать как раз сторонний софт — MSI Afterburner, Gigabyte AORUS Engine, Asus GPU Tweak или даже EVGA Precision X. Подобные утилиты есть практически у всех вендоров, причем не обязательно, чтобы производитель утилиты соответствовал производителю видеокарты.
Софт для мониторинга
В процессе разгона необходимо вести мониторинг параметров видеокарты, чтобы иметь представление обо всех изменениях, к которым приводят ваши действия. Разумеется, подобный функционал есть и в самих утилитах для разгона, но не всегда они могут прочесть показания всех нужных датчиков. Поэтому оптимальнее использовать специализированное ПО для мониторинга.
Например, GPU-Z или Hwinfo64. Последняя любопытна прежде всего тем, что постоянно обновляется, получая сведения о новых видеокартах и новых датчиках на них. Кроме того, агрегировав её с тем же MSI Afterburner, можно вывести все интересующие вас параметры в оверлей и контролировать частоты и температуры непосредственно из игры.
Софт для тестов
Разгон предполагает не только изменение и мониторинг параметров видеокарты, но и тестирование изменений на стабильность.
Разумеется, проверить стабильность карты можно и в играх — но для этого потребуется больше времени, да и условия могут быть не самыми подходящими. Например, в одной тестовой игре карта может быть абсолютно стабильной, а в другой — вылетать уже на этапе загрузки уровня.
Поэтому лучше использовать специализированные бенчмарки, прямая задача которых — создание экстремальной нагрузки на видеокарту.
В случае сравнительно старых видеокарт пальму первенства здесь удерживает «пушистый бублик» — FurMark до сих пор умудряется нагревать их так, как не может ни одна современная игра или тест видеокарты.
А вот если речь идет о современных графических чипах, оснащенных технологиями энергосбережения, FurMark не помощник — карты воспринимают его как экстремальную нагрузку, и не выходят на максимальные для них частоты.
Для проверки современных видеокарт лучше подойдет бенчмарк от компании Unigine — тест Superposition. Он очень быстро грузится и создает достаточно серьезную нагрузку на видеокарту, чтобы выявить возможную нестабильность буквально в первые минуты, а не спустя несколько часов игры.
В приведенных выше картинках обоих бенчмарков тестировался современный Radeon RX 5700 XT. Что примечательно, частота GPU в «пушистом бублике» FurMark лишь чуть выше 1500 МГц, тогда как в Superposition — более 1900 МГц. Разумеется, данные теста Unigine Superposition более достоверные.
Переходим к практике
Рассмотрим изложенные выше тезисы на примере двух современных видеокарт от AMD и Nvidia, относящихся к одному ценовому сегменту и оснащенных сходными по конструкции системами охлаждения — GeForce RTX 2060 и Radeon RX 5700.
GeForce RTX 2060 не имеет заводского разгона, частотная модель полностью соответствует референсному экземпляру: 1365 МГц базовой частоты, динамический разгон до 1680 МГц, но на практике за счет технологии GPU Boost частота в течение теста составляет 1830 МГц.
Память работает на стандартной частоте в 1750 МГц (реальных).
Лимит энергопотребления GeForce RTX 2060 можно увеличить на 20% — и это вполне закономерно, поскольку у нее всего один разъем доппитания, и теоретический лимит энергопотребления составляет 225 Вт (75 по шине PCI-e + 150 Вт через разъем 8-pin). Изменение напряжения на GPU невозможно.
В тесте Superposition получаем результат в 10256 «условных попугаев».
Разгоняем GeForce RTX 2060: поднимаем лимит энергопотребления до максимума — это позволяет добавить 140 МГц к базовой частоте чипа и получить 1505 МГц базовых или 1820 МГц в динамическом разгоне. За счет технологии GPU Boost частота чипа возрастает до 1960–1990 МГц, но упирается уже в лимит температуры — 87 градусов на GPU. Дальнейший разгон возможен либо за счет принудительного повышения оборотов вентилятора, либо замены штатной СО на более эффективную.
К памяти можно добавить 218 реальных МГц — итоговая реальная частота составляет 1968 МГц. Дальнейшее повышение частоты невозможно, это предел потенциала самих чипов.
На разгоне без принудительного включения вентиляторов Superposition выдал 11140 «попугаев» и одно попугайское крылышко.
Radeon RX 5700 является референсным образцом, и его частотная модель полностью соответствует спецификациям AMD. Лимит частоты GPU — 1750 МГц, память работает на тех же 1750 реальных МГц.
Тест производительности выдает 10393 «попугая» в штатном режиме.
Разгоняем Radeon RX 5700: поднимаем напряжение со штатных 1,022 до 1,19 В. Лимит энергопотребления повышаем на 50%, верхний предел частоты GPU — до 2100 МГц, частоту памяти — до 1850 МГц (реальных). Все значения меняем через родной софт от AMD, кроме лимита энергопотребления — его «тюним» через MSI Afterburner. Частота памяти снова уперлась в предел самих чипов, а разгон GPU срезал температурный предел. Частота графического процессора RX 5700 в разгоне под нагрузкой колеблется в пределах 1980-2020 МГц.
Superposition за разгонные заслуги выдал 11927 «попугаев».