что дает автоматизация бизнес процессов
Автоматизация бизнес-процессов компании: готовые решения и сервисы
Среди предпринимателей распространено мнение, что автоматизация бизнес-процессов — удел крупного бизнеса. А мелкому перед тем, как что-то автоматизировать, необходимо масштабироваться. Но на практике всегда есть что автоматизировать, даже если бизнес — это один ларек прессы или киоск с кофе.
Зачем автоматизация нужна малому бизнесу?
Автоматизация бизнес-процессов позволяет предприятиям сократить денежные и временные расходы, увеличить прибыль и повысить конкурентоспособность. Число организаций, использующих в своей работе информационные технологии, постоянно растет с 2014 года. Особенно востребовано ПО для организационных, управленческих и экономических задач, а также для финансовых расчетов. По данным 2009 года, малый бизнес в России ежегодно тратил на информатизацию около 45 миллиардов рублей. По данным аналитиков IDC, это составляло 55% от суммы IT-расходов всех предприятий России.
Что автоматизировать?
Автоматизировать сейчас можно почти любые процессы в бизнесе — продажи, маркетинг, управление, бухгалтерскую и финансовую отчетность.
Например, в случае с киоском для продажи прессы или другими маленькими торговыми объектами, внедрение системы складского учета позволит поднять продажи. А «1С» позволит организовать бухучет.
Если штат предприятия — несколько сот человек, то пригодятся платформы для управления кадрами. Существуют как специализированные HR-платформы, так и бизнес-платформы, сочетающие функции кадрового, финансового, налогового учета.
По результатам опроса предпринимателей, 83% малых предприятий используют программы бухучета, 40% — программы для работы с клиентами, 61% — ПО для документооборота, 60% — для работы с базами данных.
Хотя актуальность автоматизации бизнес-процессов очень высока, специфика малого бизнеса диктует свои правила внедрения IT-технологий. Если крупный бизнес может позволить себе отдельные решения для каждого направления — найма, работы с клиентами, документооборота, бухгалтерского и налогового учета, управления кадрами, то малый бизнес зачастую ищет единое решение для всех задач – многофункциональные платформы или же автоматизирует актуальные для их бизнеса процессы.
Автоматизация службы поддержки
Согласно исследованию ChatBotsMagazine, чат-боты — будущее торговли. 67% американцев поколения Y согласны делать покупки с их помощью, а 40% используют ботов для шоппинга каждый день. Чат-боты пришлись по нраву покупателям своей мгновенной реакцией и доступностью в режиме 24/7.
Эксперт в области корпоративного pr-информирования и управления общественным мнением «Агентство Партизанов» Илья Егоров отмечает, что у чат-ботов есть 5 серьезных преимуществ для осуществления поддержки и продаж:
«Доступность. Чат-боты готовы к работе круглосуточно, без выходных, праздников и обедов, семь дней в неделю и 365 в году. Возможность в любой необходимый момент получить информацию или техническую поддержку – безусловно, привлекательный сервис в глазах покупателя и возможность быть ближе к своему клиенту.
Эффективность. В любой сфере бизнеса, будь то строительство или предоставление услуг, есть свой список «часто задаваемых вопросов». Ответы на них занимают огромное количество времени и требуют работы целой команды операторов. Взять на себя эти тяготы могут чат-боты. Качественно сконструированный бот позволит предоставлять всю необходимую информацию о компании или товаре по всем запросам одновременно.
Низкая стоимость. Использование чат-ботов может существенно снизить расходы компании. Они легко настраиваются под различные требования, охватывают широкую аудиторию и работают беспрерывно, исполняя обязанности целого штата сотрудников. А расходы на создание, поддержание и обновление их не столь высоки.
Универсальность. Чат-боты легко интегрируются практически со всеми платформами и имеют множество вариантов настройки. Благодаря этому их легко применить к любой корпоративной системе (CRM, сайт).
Осведомленность. У чат-ботов есть возможность сбора статистики и ее последующего анализа. Они могут записывать данные, которые помогут мониторить и оптимизировать работу»
Чат-ботов уже активно используют в крупных компаниях. Но они подходят и под потребности небольших предприятий. Сергей Кокорин руководит компанией «100 земель» и уже попробовал чат-бота для поддержки и продаж. По его словам, после внедрения выросла эффективность коммуникации с клиентами: чат-бот может правильно ответить на любые вопросы о приобретении земельного участка. Конечно, в начале понадобилось собрать много информации, волнующей покупателей, потратить время, чтобы корректно подобрать и составить вопросы и ответы. Периодически бота нужно «дообучать». Сейчас он работает на лендинге только одного проекта, но Сергей планирует запустить его и на других.
По словам Анны Завадской, архитектора туннелей продаж в мессенджер-ботах, основные проблемы, которые малый бизнес решает через чат-ботов — это недорогое привлечение и удержание клиентов, рост повторных продаж, снижение издержек внутри бизнеса за счет оптимизации процессов:
«Чат-боты разрабатываются для целей, наиболее актуальных для каждого конкретного бизнеса:
— организация эффективной работы сотрудников;
— удобный сбор базы контактов покупателей и отзывов;
— рассылки с акциями и спецпредложениями в мессенджеры клиентов;
— автоматизация продаж через внедрение в бот автоворонки;
— прием заявок, вопросов с типовыми ответами и возможностью подключения сотрудника поддержки к диалогу»
Автоматизация продаж
Автодозвон
Обзвон клиентов – часто рутинное занятие, отнимающее много времени и требующее работы нескольких операторов. При этом клиенты могут не брать трубку часами. Поэтому автоматизация бизнес-процесса здесь как нельзя кстати. Для того, чтобы решить эти проблемы и снизить затраты, созданы системы автодозвона. Обычно, автодозвон работает в трех режимах:
CEO & Founder группы компаний Eirgroup Максим Шатров, внедрил автодозвон в своем колл-центре:
«Сервис автодозвона с нашем колл-центре автоматизирует процесс дозвона к клиенту: оператор не тратит время на ручной ввод номера и ожидание подключения клиента. Работа ведется только в случае успешного соединения»
Сервисы для автодозвона:
Чат-боты
Чат-боты эффективны и в продажах. Анна Завадская, партнер компании Chatfoma, отмечает:
«Новые технологии позволяют сегментировать пользователей по их поведению и выбору, а, значит, делать им более релевантные предложения. По нашей статистике, более 70% повторных заказов осуществляется через чат-ботов. Открываемость сообщений в ботах более 90%. Таким образом автоматические процессы в мессенджер-ботах снижают стоимость получения заявки, увеличивают прибыль малого бизнеса и базу потенциальных клиентов»
Онлайн-кассы
Задача онлайн-касс — оперативная отправка данных обо всех транзакциях налоговикам. Это упрощает налоговый учет и делает его прозрачным. С 1 июля 2017 года онлайн-кассы обязательны для всех (для бизнесов, которые платят налоги по системе ЕНВД, с 1 июля 2019 года). Онлайн-кассы нужно внедрять всем, кто имеет отношение к торговле.
Один из сервисов онлайн-касс — облачная система LiteBox. Сервис позволяет вести учет товаров, настраивать автозакупку, предоставляет доступ к полной информации о структуре чеков, а также собирает и показывает данные о скорости продаж тех или иных товаров, величине и динамике спроса, ассортименте и предоставляет возможность работать с программами лояльности.
По словам Сергея Музыкантова, техничего директора Litebox, сервисы автоматизации бизнес-процессов сейчас перестали быть прерогативой крупного бизнеса, в Litebox сейчас все чаще обращаются небольшие точки, например, киоски для продажи кофе на вынос.
«Бизнесу нужно ускорить завоз товара, пробить его на кассе, своевременно изменить цену на актуальную, знать об остатках товаров, понимать, сколько удалось заработать и сколько денег в кассе, хватит ли их на расчеты с поставщиками. Все эти потребности удовлетворяет LiteBox, предлагая широкие возможности для развития розничной торговли»
Хотя доля облачного софта пока составляет в нашей стране лишь 5%, она ежегодно растет и, согласно ожиданиям экспертов, уже к 2025 году вырастет до 80%.
Автоматизация маркетинга
Автоматизация маркетинга увеличивает конверсию и продажи, снижает стоимость привлечения клиента. Освобождая маркетологов от рутинных задач, автоматизация маркетинговых бизнес-процессов повышает их продуктивность и позволяет мыслить творчески. Особенно это актуально в случае с малым бизнесом, когда у вас нет маркетингового отдела, а есть всего 1-2 человека для этих задач или вы занимаетесь маркетингом самостоятельно. Автоматизация справится с рутиной и оставит время для выбора правильной стратегии продвижения.
Автоматизация рассылки
Алексей Рожков, совладелец агентства «Сделаем», рассказал, как автоматизировал рассылку:
«В нашей работе, в производстве контента, сложно внедрять автоматизацию. Особенность подхода просто не позволяет делать что-то по шаблону. Но сопутствующие процессы — это обязательно.
Например, у нас есть платная рассылка. Без автоматизации там никак — надо собирать адреса, фиксировать их, делать так, чтобы письма начинали автоматически отправляться на новые адреса. Делаем это при помощи стандартных средств MailChimp и пары хитростей Zapier, чтобы не платить за его платную версию.
Для этого используем бесплатный парсер от Zapier, который мониторит отчетные письма от Яндекс.Денег, нашего интернет-эквайринга, а потом передает нужные адреса в список Mailchimp. Без этого платную рассылку запустить было бы нереально»
Сервисы для рассылок:
Автоматизация управления репутацией
Даниил Миньков, кофаундер компании по управлению бизнес-репутацией Adves, отмечает, что присутствие в диджитал-пространстве важно для компаний любых размеров:
«Положительная онлайн репутация – один из важных аспектов. Наличие отзывов, работа с упоминаниями в сети и контент-маркетинг — направления, которые можно автоматизировать без значительных затрат.
Компаниям, которые внимательно следят за результатами оптимизации поисковой выдачи, стоит обратить внимание на сервисы типа PR-CY — агрегатор SEO сервисов, помогающий на регулярной основе работать с результатами поисковой выдачи.
Для упрощения процесса автоматизации управления репутацией используют такие сервисы, как Медиалогия и Angry Analytics. Оба сервиса представляют собой аналитические инструменты систем мониторинга и анализа СМИ и соцмедиа. Они позволяют находить и контролировать упоминания компании в соцсетях, для быстрого реагирования на положительные или негативные отзывы, а также работать с упоминаниями в СМИ для построения наиболее оптимального имиджа компании на локальном или региональном рынке»
Сервисы для управления репутацией:
Что еще можно автоматизировать в маркетинге?
Наличие автоматизации не отменяет необходимости правильного анализа запросов целевой аудитории, грамотной работы менеджеров, генерации качественного и интересного аудитории контента. Но автоматизация заметно ускоряет продвижение и повышает продуктивность маркетинговых шагов. Автоматизированные маркетинговые кампании позволяют напомнить клиенту о товаре в подходящий момент — например, к личному празднику.
Другие полезные сервисы:
Автоматизация финансово-управленческого учета
Управленческий учет — система для сбора данных о бизнесе для последующего анализа. Учет — один из видов автоматизации бизнес-процессов, он помогает получать подробные отчеты о движениях денег, прибылях и убытках и других финансовых данных. Малый бизнес зачастую ведет такие отчеты в Excel-таблицах, это усложняет анализ информации и требует много времени.
Идеальный управленческий учет позволяет руководителю в любой момент определить, что происходит с бизнесом, и выстроить дальнейшие действия. Бухучет здесь не поможет — он не позволяет оценить прибыльность отдельных сегментов и не дает достаточно информации для грамотного финансового планирования. Бухучет нужен для отчетности перед государством.
У небольших компаний, в отличие от более масштабных коллег, нет ни отдельного финансового отдела, ни департамента аналитики, ни стратегов-менеджеров, занимающихся планированием. Все эти задачи часто ложатся на самого руководителя, поэтому важно освободить драгоценной время собственника и автоматизировать учет денег.
Финансовый директор «Нескучных финансов» Дмитрий Фурье отмечает, что для автоматизации учета нужно собрать и структурировать информацию, а также подобрать инструменты под наиболее сложные и нуждающиеся в контроле статьи и контуры учета. По его словам, если крупный и средний бизнес может заказать ERP (англ. Enterprise Resource Planning, планирование ресурсов предприятия) под собственные потребности, то малому бизнесу придется использовать разные инструменты. Помочь с этим бизнесмену могут облачные решения, такие как ПланФакт.
Компьютерные алгоритмы успешно заменяют работу финансистов по всему миру. Автоматизация финансового учета для малого бизнеса позволяет решать проблемы с мультивалютностью, разделять проекты разных контрагентов и избегать потери средств из-за нарушений в учете дебита-кредита.
Алексей Прозоров, собственник логистической компании IMPORT.PLUS, столкнулся с потерей 120 тысяч рублей как раз из-за отсутствия автоматизации:
«Однажды я понял, что в отчетности компании нарушена логика дебиторки и кредиторки. Отмотав события обратно, увидел недостачу 120 тысяч рублей. Где они – не понятно. Поэтому решили, что нам срочно нужен инструмент, который даст информацию о наших финансах здесь и сейчас. Ведь разбираться в прошлом очень трудно. Внедрение ПланФакт заняло 1 день. Разбирались еще 2 дня. В результате, выяснили, в чем у нас проблемы с учетом и поняли как их устранить»
Теперь у IMPORT.PLUS все автоматизировано: можно легко изучить аналитику, внести или изменить данные, учесть проектную прибыль, сократить издержки и перераспределить расходы.
ПланФакт — сервис с простым и интуитивно-понятным интерфейсом:
«Все данные демонстрируются с помощью наглядных графиков и диаграмм, благодаря которым анализировать информацию очень легко. Для работы с сервисом не нужно долго обучаться, всего за несколько дней можно разобраться со всеми функциями и приступить к самостоятельной работе с ПланФакт»
— Алексей Прозоров, собственник компании IMPORT.PLUS
Коротко о главном:
Как автоматизировать бизнес-процессы
Треть крупных компаний России уже перенесли рабочие процессы в специальные программы. Они хранят все задачи в одной системе, помогают повысить эффективность сотрудников и качество обслуживания клиентов. В статье расскажем, что такое автоматизация бизнес-процессов, как ее внедрить и выбрать программное обеспечение.
Что такое автоматизация бизнес-процессов
Автоматизация бизнес-процессов – это оцифровка, упрощение и ускорение бизнес-процессов через программное обеспечение. Большая часть бизнес-процессов универсальна: онбординг нового сотрудника, расчет заработной платы, учет задач.
Но есть и уникальные бизнес-процессы, свойственные только вашей компании. Например, требования по по типу затрат, объему или сумме закупки.
Автоматизация необходима, чтобы:
Какому бизнесу нужна автоматизация
Автоматизация улучшит любой бизнес и особенно поможет при его масштабировании. Когда штат сотрудников увеличивается до нескольких десятков человек, на контроль работы уходит много времени. Без прописанных бизнес-процессов происходит хаос.
Внедрение автоматизации окупается не сразу, обычно за год. Это зависит от бюджета автоматизации и размера компании: чем больше компания, тем быстрее средства вернутся. Малый бизнес редко выделяет бюджеты на полноценную автоматизацию, чаще автоматизирует только выставление счетов и расчет зарплат.
Какие направления можно автоматизировать и с помощью чего
Автоматизируют отделы продаж, управления, производства, маркетинга, контроля качества, финансов. Процесс не подходит для управленческих решений, организации корпоративных мероприятий. Подбор сотрудников автоматизируется частично: сбор базы и отправка сообщений проходят через систему, кандидатов отбирает HR-менеджер.
Управление
ERP помогают руководителям:
CRM-системы (Customer Relationship Management – управление отношениями с клиентами) автоматизируют бизнес-процессы, которые завязаны на работе с покупателями. Цель внедрения – автоматизировать работу с текущими и будущими клиентами, объединить маркетинг и продажи в одном инструменте.
С помощью CRM решают задачи:
Разберем пример автоматизации на примере CRM. Компания хочет ускорить выставление счетов и сократить нагрузку на менеджеров. Руководитель подключает систему, заносит в программу реквизиты клиентов. При формировании счета менеджер выбирает название клиента из списка, реквизиты загружаются автоматически. Сотрудник только вписывает услугу, стоимость и месяц оплаты.
Готовый счет сохраняют в PDF. Менеджер отправляет счет по e-mail клиенту из интерфейса программы документом или ссылкой. Счета закрываются автоматически при получении оплаты.
Аналитические программы структурируют данные в отчеты и составляют выборки. Продвинутые программы – Tableau Public, Google Fusion Tables, Power BI. Программы для новичков – Microsoft Excel и Google Таблицы.
Маркетинг и продажи
Маркетологи автоматизируют задачи с помощью:
Автоматизировать контекстную рекламу можно с Оптимизатором Calltouch. Вы указываете приемлемую стоимость целевого действия или суточный расход, а сервис прогнозирует и применяет ставки для достижения наилучшего результата по выбранным кампаниям. Оптимизатор поможет увеличить конверсии и уменьшить стоимость лида.
Оптимизатор
Производство
В производстве автоматизируют контроль состояния оборудования и поставок. Программы контролируют загруженность, производительность, работу станков, товародвижение, остатки и отгрузки.
В названиях программ автоматизации складов часто используют аббревиатуру WMS (Warehouse Management System – система управления складом). Популярные программы автоматизации склада – SAP WMS, 1С: WMS Логистика. Управление складом, Oracle Warehouse Management Cloud.
Качество
С помощью программ автоматизации контроля качества ведут задачи, отправляют уведомления, подключаются к камерам наблюдения, работают с недовольными отзывами клиентов.
Программы контроля качества продуктов:
Персонал
В отделе персонала автоматизируют найм и адаптацию нового сотрудника, обновление базы вакансий и резюме, подготовку и отправку писем, ведение календарей с датой и временем собеседований.
Популярные HRM-программы (Human Resources Management – управление человеческими ресурсами):
Финансы
В финансовой сфере есть риск человеческого фактора – бухгалтеры могут ошибиться в расчетах из-за невнимательности или незнания новых законов. В этом направлении можно автоматизировать:
Популярные бухгалтерские программы:
Плюсы и минусы автоматизации бизнес-процессов
В чем преимущества автоматизации:
Как внедрить автоматизацию: этапы
Автоматизацию проводят в семь этапов:
Лучше потратить время на обучение сотрудников и другие важные задачи, чем на сбор утомительных отчетов. Сквозная аналитика Calltouch соберет данные из разных рекламных площадок, CRM-систем и других инструментов в понятные и прозрачные отчеты. Вы сможете делать выводы об эффективности маркетинга на основе полных данных и оптимизировать рекламу.
Сквозная аналитика
Предприниматели внедряют программы самостоятельно или силами подрядчиков – ИТ-компаний, маркетинговых агентств, консультантов.
Создать систему самостоятельно. Собственную программу разрабатывать сложно и долго. Это отвлекает менеджеров от основной работы. Но если вы уже сталкивались с внедрением автоматизации и хотите сэкономить, этот вариант сработает.
Купить пакетное решение. Этот вариант быстрее ручного подбора сервисов. Специалисты настроят ПО без ошибок. Для успешного внедрения нужно сформулировать проблемы и задачи компании, чтобы погрузить сторонних программистов в свой бизнес. Также платить за техподдержку и внесение изменений в систему.
Как измерить эффективность автоматизации
Узнайте время выполнения каждого бизнес-процесса до автоматизации и после. Это поможет понять, успешно ли вы внедрили систему. Например, если раньше менеджер формировал один счет 10 минут, а сейчас – 3, у вас получилось оптимизировать процесс.
Универсальные параметры измерения:
Возможные риски и ошибки
При внедрении автоматизации можно столкнуться с проблемами:
Что такое автоматизация бизнес-процессов
Мария Смирнова-Матрос
Создайте рассылку в конструкторе за 15 минут. Отправляйте до 1500 писем в месяц бесплатно.
Отправить рассылку
Автоматизация бизнес-процессов — это перенос рутинных, простых задач в сервисы для автоматизации. Благодаря этому, принимать заказы, выставлять счета, отправлять товары и многое другое можно на автомате, без участия людей.
Пример автоматизации бизнес-процесса «Подбор персонала» с помощью системы bpm’ online от Terrasoft. Система помогает вести кандидатов по разным сценариям и автоматизирует работу рекрутера
Зачем нужна автоматизация бизнес-процессов
Автоматизация бизнес-процессов нужна, чтобы масштабировать бизнес. Когда компания растет, объемы работ также сильно увеличиваются. Выставить вручную 10 счетов — это совсем не то же самое, что выставить 1000 счетов. Такая же ситуация с другими процессами в компании: от подбора персонала до управлением закупками.
Чем автоматизация будет полезна любой компании:
Увеличить прибыль. Автоматизация бизнес-процессов позволяет обслуживать бОльшее количество клиентов меньшим количеством сотрудников. Когда рутинные задачи организованы с помощью специальных программ, участие человека нужно только в нестандартных ситуациях. Прибыль компании растет, а расходы на персонал — нет. Сотрудники могут получать бОльшую зарплату, так как успевают обрабатывать больше клиентов.
Сэкономить время. Некоторые задачи, например, распределение заказов между менеджерами, вообще не приносят компании деньги, но делать их нужно, иначе все процессы остановятся. Автоматизация таких задач помогает сотрудникам больше заниматься делами, которые требуют творческого подхода или приносят прибыль.
Повысить эффективность и точность процессов. Есть процессы, в которых очень важна точность. К примеру, оформление накладных в службе доставки интернет-магазина. Лучше дать пользователю выбрать нужное почтовое отделение из списка, чем заставить менеджера принимать заказы по телефону. Менеджер устанет и ошибется, посылку отправят не туда и клиент не получит заказ в срок по вине магазина.
Улучшить процессы. Некоторые бизнес-процессы или очень дорого, или вобще нереально обработать вручную. К примеру, обзвонить всех участников конференции на 1000 человек и напомнить им, что конференция завтра. Но им можно отправить SMS и email или сделать обзвон с помощью робота. Автоматизация выводит компанию на новый уровень персонализации в работе с клиентами.
Сравните, насколько проще выставлять счет в интернет-магазине, если подключить автоматизацию:
Без автоматизации | С автоматизацией |
1. Менеджер получает заявку. | 1. Клиент оставляет заявку, указывая реквизиты для выставления счета. |
2. Звонит клиенту, уточняет реквизиты для оплаты. | 2. Клиенту на почту автоматически приходит счет с реквизитами, указанными клиентом (без ошибок в сумме и дате). |
3. Вручную делает счет в Excel, скопировав старый счет. Может ошибиться. | 3. Когда клиент оплачивает счет, менеджеру приходит уведомление. Товар уезжает со склада. |
4. Отправляет счет клиенту. | |
5. Менеджер идет или звонит в бухгалтерию, просит проверить, оплачен ли счет и так несколько раз. | |
6. После того, как деньги получены, менеджер отправляет товар. |
Инструменты для автоматизации бизнес-процессов
Самый простой инструмент автоматизации — это Microsoft Excel или его бесплатный онлайн-аналог — таблицы Google Spreadsheet. В таких таблицах можно описать процессы и настроить формулы расчета нужных цифровых показателей. Это популярный метод начальной автоматизации работы отдела продаж: контроль оплат от клиентов и прогнозирования выручки.
Пример прогнозирования продаж в Excel
Существуют и более сложные системы автоматизации.
Системы управления проектами. Trello, Jira, Asana — это сервисы, в которых можно ставить задачи сотрудникам и распределять их между членами команды. Внутренний заказчик создает карточку задачи, описывает, какой результат он хочет получить. Исполнитель делает задачу, отмечает в карточке, что задача готова. Заказчик принимает или отклоняет работу. Контроль сроков и качества выполнения задачи лежит на менеджере проекта.
Сотрудник переставляет задачу из одной колонки в другую — все участники проекта получают уведомление, что он начал работать. Не нужно писать в чат: ну что, когда начнешь?
Продукты 1С и бухгалтерские системы. 1C, Delovod — это системы управления финансами и складом. С помощью таких систем автоматизируется выставление счетов, зарплаты, расчет налогов, создание актов и других документов.
Синхронизация счетов в 1С
Системы управления рабочим временем и персоналом. Bamboohr, Hurma — это системы, где сотрудники могут оставлять заявки на отпуск, следить за рабочим временем, количеством рабочих и выходных дней. Информация об отработанных днях попадает в бухгалтерию, где автоматически рассчитывается зарплата. В некоторых случаях такие системы учитывают рабочие часы и даже делают скриншоты экранов сотрудников раз в 10 минут, чтобы убедиться, что те работают.
Hurma автоматически считает, сколько дней отпуска доступно в этом году. Без автоматизации пришлось бы уточнять у hr-ов или руководителя и проводить самостоятельные расчеты
Системы управления клиентами (CRM). AmoCRM, Terrasoft, Bitrix24 — это системы учета отношений с клиентами. Для каждого клиента заводится карточка, куда записываются его контактные данные и история общения. К карточке клиента прикрепляется карточка сделки — о чем договорились, сколько это стоит, когда нужно сделать.
Сделка и клиент прикрепляются к ответственному менеджеру, который ведет переговоры и фиксирует их результат в CRM. Если менеджер уйдет из компании, информация о его клиентах сохранится в системе и другой менеджер сможет продолжить работу.
В amoCRM мы ведем клиента по такой воронке продаж
ERP-системы. Это комплексные системы автоматизации всех процессов в компании. Самая известная ERP-система — это SAP. Она гибкая, но долго внедряется и настраивается. Этой программой пользуются такие большие организации, как, например Почта России или государственные железнодорожные компании в СНГ.
К примеру, вам нужно синхронизировать расписание поездов и продажу билетов на эти поезда. Одни пассажиры едут от конечной до конечной, другие сходят на промежуточных остановках. Какие-то поезда едут из других стран. SAP поможет синхронизировать количество вагонов, расписания поездов и внештатные ситуации вроде «поезд опаздывает на полчаса, и по его пути идет другой поезд в это время».
SAP для сельскохозяйственной компании
ESP-системы. Системы для отправки массовых рассылок, такие как UniSender — это тоже инструмент автоматизации, в данном случае маркетинговых процессов. Раньше нужно было вручную верстать письмо и отправлять его каждому пользователю. Теперь можно создать макет в блочном редакторе, загрузить список контактов и отправить email сразу всей базе.
Еще более продвинутая автоматизация — это серии писем. В зависимости от того, как пользователи отреагировали на письмо, им приходят новые email. Вручную такой процесс повторить очень сложно.
Пример приветственной цепочки сообщений. Если пользователь прочитал, ему отправляется одно письмо, если нет — другое
CMS-системы. WordPress и Tilda — тоже инструменты автоматизации бизнес-процессов. С их помощью можно удобно администрировать сайт. Раньше, чтобы добавить картинку, нужно было писать код. Сейчас это можно быстро и без разработчиков сделать в админ-панели CMS-системы.
Админ-панель WordPress — редактирование главной страницы
Как внедрить автоматизацию бизнес-процессов
Внедрение автоматизации — долгий процесс. Сначала нам нужно прописать процессы, подлежащие автоматизации. Затем оптимизировать их, если это возможно. И только после этого выбирать программы и внедрять автоматизацию.
Есть два основных способа автоматизировать процессы предприятия: сделать проект силами персонала компании или обратиться к консультантам. Рассмотрим оба варианта.
Автоматизировать все самостоятельно. В компании создается рабочая группа по автоматизации конкретных бизнес-процессов. Эта группа прописывает задачи, выбирает инструменты и проводит внедрение. Если нужно — привлекает аутсорсеров и другие отделы компании для решения конкретных задач.
Плюсы | Минусы |
Нет больших дополнительных расходов. Вы платите ту же самую зарплату сотрудникам. | Нет опыта в автоматизации. У них нет опыта в автоматизации бизнеса, или есть, но небольшой. |
Сотрудники хорошо знают специфику компании и отрасли. Вам не придется доносить контекст и особенности рынка. | Нет мотивации закончить быстро. Сотрудники и так работают у вас в компании, им некуда спешить. |
Полная конфиденциальность. Вам не придется рассказывать самые тонкие детали бизнеса людям, которые в нем не участвуют. | Сотрудники не успевают делать свою работу. Основные задачи этих сотрудников провисают — их некому делать. |
Не до конца знают все инструменты для автоматизации. Смогут использовать те инструменты, которые легко найти или которые на слуху. |
Обратиться к команде на аутсорсе. Вы можете привлечь аутсорсеров: агентства или частных консультантов.
Плюсы | Минусы |
Опыт в автоматизации. Специалисты в автоматизации видели много компаний и проектов и знают, как избежать типичных ошибок. | Дополнительные расходы. За этот проект придется заплатить отдельно и немало. |
Мотивация сделать все быстро. Вы рассчитаетесь с ними, как только проект будет закончен. | Аутсорсеры не знают специфику компании и сферы бизнеса. Решения аутсорсеров могут быть неадекватны вашей специфике бизнеса. |
Сотрудники не отвлекаются от своих задач. Ваш персонал может делать свою основную работу. | Нет гарантий надежности. Даже самое сильное портфолио не гарантирует исполнительность и качество работы. А от своей команды вы знаете, чего ожидать. |
Будут навязывать свой продукт или стек решений. Нередко консультанты имеют личные предпочтения в использовании тех или иных продуктов, которые не обязательно подойдут именно вам. |
Мы рекомендуем автоматизировать внутренние процессы (производство, склад, разработку) силами внутренней команды. В этих сферах нужно хорошо знать нюансы бизнеса, аутсорсеры могут не справиться. Стандартные процессы типа учета времени персонала или бухгалтерии можно доверить внешним специалистам. В этом случае взгляд со стороны и советы экспертов — ключ к оптимизации.
Вы зашли на сайт сервиса email-рассылок UniSender. Мы пишем о том, как делать полезные письма для людей: без спама и серых схем. Если вам интересно, как сделать рассылку по электронной почте, узнайте больше на главной странице.