что да на матушке на волге не черным да зачернелось
Что да на матушке на волге не черным да зачернелось
ЧТО ДА НА МАТУШКЕ НА ВОЛГЕ
Что да на матушке на Волге не черным да зачернелось,
Не черным да зачернелось, не белым да забелелось,
Зачернелися на Волге черноярские стружечки;
Забелелися на мачтах тонкие белые парусочки.
Что не чёрной ворон гаркнул, что возговорит Стенька Разин:
„Ox, вы гой еси, казачье наше вольное собранье,
Вы гребите, не робейте, белых ручек не жалейте,
Нам бы Астрахань-город ополноче бы пробежати,
Черноярский городочек, что на утренней на заре,
Чтоб никто нас не увидел и никто бы не услышал».
Как один, братцы, увидел и один, братцы, услышал
Господин большой боярин черноярский воевода,
Шел от ранния от обедни, велел в колокол звонити,
Велел в колокол звонити, в большой, во набатный,
Чтоб стрельцы да собирались, пушкари бы снаряжались,
Они пушки бы заряжали и по Стеньке бы стреляли.
Что возговорит Стенька Разин городскому да воеводе:
„И вы пороху не теряйте, и снарядов не ломайте,
Меня пулечка не тронет, меня ядрышко не возьмет».
Что метался Стенька Разин на угольную на башню,
Со великого раскату воеводу долой сбросил,
Его маленьких деточек он всех за ноги повесил.
Записана во второй половине XVIII в. В. Трутовский, собрание русских простых песен с нотами, под редакцией и с вступительной статьей В. Беляева. Музгиз, М., 1953, ч. III, № 46. Метрическая структура — 4/4 изменена в соответствии с характером песни и текста. Инструментальная группировка нот и лигатура заменены вокальной.
Русские народные песни о крестьянских войнах и восстаниях. Сост. Б. М. Добровольский и А. Д. Соймонов, общ. ред. и вступит. статья А. Н. Лозановой, муз. редактор Ф. В. Соколов. М.-Л., Издательство Академии Наук СССР, 1956. Приложение № 2.
В ночь на 24 июля 1670 года подплывшие к Астрахани разинцы скрытно перелезли через городскую стену и были встречены своими сторонниками. В три часа утра в городе объявили тревогу, пушки с городских стен открыли огонь по осаждающим, но часть их была уже в городе, которым Разин скоро овладел. По его приказанию астраханского воеводу князя Прозоровского сбросили с крепостной стены. Вскоре два сына его, шестнадцати и восьми лет, были повешены за ноги на стене; старший на другой день сброшен с нее, младший снят живым, высечен и отослан к матери.
КАК У НАС БЫЛО НА ВОЛГЕ
Как у нас было на Волге,
Не черным-то зачернелось,
Не черным-то зачернелось,
Не белым-то забелелось,
Не белым-то забелелось,
Не красным-то закраснелось,
Не красным-то закраснелось;
Зачернелося на Волге,
Зачернелося на Волге
Стеньки Разина собранье,
Забелелися иа Волге
Стеньки вольны парусочки,
Закраснелися на Волге
Стеньки вольного стружочки.
Что не гром на Волге грянул,
Стенька Разин слово молвил,
Стенька Разин слово молвил:
„Вы, ребята, не робейте,
Вы гребите, не робейте,
Своей силы не жалейте,
Астрахань-город
Пройдём в полуночи, А
Чёрный (Казань)-город –
На белой зорьке».
Увидали, усмотрели
Астрахански часовые,
Астрахански часовые
Со своей высокой башни,
Со своей высокой башни,
Воеводе доложили.
Астраханский воевода
Велел в колокол звонити,
Велел в колокол звонити
Да из пушечек палити.
Что возговорит Стенька Разин:
„Ой ты гой еси, воевода,
Пушкарей ты не турбачь-же,
Свово пороху не трать-же,
Меня пушечка не возьмет,
Меня ядрышко не убьет».
Записана Н. Е. Пальчиковым в 70-х годах Х1Х в. в с. Николаевке, Мензелинского уезда, Уфимской губ. Крестьянские песни, записанные в с. Николаевке, Мензелинского уезда, Уфимской губ. Н. Пальчиковым. М., 1896, стр. 102—103, № 41.
Хоровое изложение Б. М. Добровольского на основе свода 1-го, 3-го, 4-го и 6-го вариантов источника. 4-й и 6-й варианты частично транспонированы на октаву вниз. Изменена тактовая разбивка ввиду несовпадения сильных долей такта с ударными слогами.
Русские народные песни о крестьянских войнах и восстаниях. Сост. Б. М. Добровольский и А. Д. Соймонов, общ. ред. и вступит. статья А. Н. Лозановой, муз. редактор Ф. В. Соколов. М.-Л., Издательство Академии Наук СССР, 1956
ВЫ ВСТАВАЙТЕ-КО, БРАТЦЫ, ПО УТРУ
Вы вставайте-ко,
Братцы, по утру вставайте раненько,
Да умывайтесь-ко, братцы, да утром раннею, ой, да росою,
Умывайтесь-ко,
Братцы, утром раннею да, росою,
Обтирайтесь-ко, братцы, тонким белым полотенцем,
Да обтирайтесь-ко,
Братцы, тонким белым полотенцем;
Да мы помолимся, братцы, мы святителю, ой, да Миколе,
Мы помолимся,
Братцы, мы святителю да, Миколе,
Да уж мы зайдем-ко, братцы, на высокие да на горы,
Уж мы зайдем-ко,
Братцы, на высокие, эй да, на горы,
Да мы посмотрим-ко, братцы, вниз по матушке по Волге,
Мы посмотрим-ко,
Братцы, вниз по матушке да, по Волге,
Да вниз по матушке по Волге, в Астраханскую да губернию,
Да вниз по матушке
По Волге, в Астраханскую, эй, да губернию.
Да не белым-то забелело, да не черным-то зачернело,
Не белым-то
Забелело, не черным-то зачернело,
Да забелела наша Волга тонкими белыми парусами,
Зачернела,
Наша Волга ой лёгкими мелкими да стружками,
Зачернела наша Волга ой легкими мелкими да стружками,
А что на этих
На стружочках Стенька Разин сам при форме,
Что на этих на стружочках, ой, Стенька Разин сам при форме.
„Уж вы гребцы,
Мои гребцы, да удалы добры, эй, да молодцы,
Уж вы гребцы, мои гребцы, удалы добры да молодцы,
Да вы гребите,
Не гребите, своих ручек не жалейте,
Вы гребите, не гребите, своей силы не жалейте,
Да ко полуночи,
Ребята, в Астрахань-город приплывайте!».
Записана Е. В. Гиппиусом и 3. В. Эвальд в 1929 г. от Н. Ф. Чипсанова и др. в Усть-Цилёмском р-не (Северная обл.). Фонограммархив Сектора народного творчества Института русской литературы (Пушкинский Дом) АН СССР, валик № 585/2. Расшифровка 3. В. Эвальд. Последующие строфы дают незначительные варианты в мелизматике верхних голосов в 1-м такте.
Русские народные песни о крестьянских войнах и восстаниях. Сост. Б. М. Добровольский и А. Д. Соймонов, общ. ред. и вступит. статья А. Н. Лозановой, муз. редактор Ф. В. Соколов. М.-Л., Издательство Академии Наук СССР, 1956
Песни и сказания о Разине и Пугачеве (12 стр.)
Песни о войске, посланном астраханским воеводой, изображают^, возможно, определенное событие, когда (незадолго до взятия Астрахани) посланное против разин-цев войско перебило своих начальников и перешло к Разину. Эти песни почти совершенно тождественны с песнями разпнцев.
Интересна своей исторической точностью песня о взятии Яика-города. В действительности разницы, уверив воеводу, что они желали бы поклониться святыням, таким образом проникают в город.
Некоторые моменты персидского похода разинцев нашли свое отражение в песнях. Замерзшее судно на море, дележ богатой добычи, правительственные отряды против казаков, гибель одного из есаулов Разина — все эти картины воссоздают обстановку событий.
Песни о расправе с астраханским губернатором на волжских стругах являются поэтическим откликом настроений казачества и нижневолжских вольных людей по отношению к астраханским воеводам и всяким ставленникам правительства. Песни этой группы отражают события, связанные с убийством на Дону московского посла кн. Ив. Карамышева (1630), расправу раэинцев с астраханским воеводой, кн. Ив. Сем. Прозоровским, недовольство кн. Репниными, один из которых был астраханским воеводой с 1643 по 1646 год, а также недовольство строгим астраханским губернатором петровской эпохи, кн. Меншиковым. Здесь нет имени Разина. Но по основным настроениям, которыми проникнуты песни, по исторической обстановке и по картине. изображаемого быта — они ближе всего к эпохе разинщины.
Тема о выборах атамана встречается как среди ермацких, так и среди разинских песен. Далеко на синем море (или в неопределенном, месте) собираются добрые молодцы и думают-гадают, кому бы из них «атаманом* быть, кому есаулом слыть». После выборов обсуждается вопрос, куда двинуться в поход. Содержание этого цикла сложилось на фоне условий жизни и быта голутвенного казачества и нижневолжской бедноты, часто менявших в борьбе с голодным существованием свое местожительство. По своей исторической обоснованности песни о выборах атамана скорее могут быть отнесены к ермацким. В этом отношении документальные данные о Ермаке содержат больше подтверждающих указаний, однако все их содержание также глубоко родственно и разинщине.
Что да на матушке на Волге не черным да
Не черным да зачернелось, не белым» да
Зачернелися на Волге черноярские стружечки, Забелелися на мачтах тснкие-белые
Что не черной ворон гаркнул, что возговорит
«Ох вы гой ecu, козачье наше вольное
«Вы гребите, не робейте, белых ручек не
«Нам бы Астрахань-город ополноче бы
«Черноярской городочик, что на утренней на
«Чтоб никто нас не увидел и никто бы не
Как один, братцы, увидел, и один, братцы,
Господин большой боярин, черноярской
Шел от ранния от обедни, велел в колокол
Велел в колокол звонити во большой, во
Чтоб стрельцы да собирались, пушкари бы
Они пушки бы заряжали и по Стеньке бы
Што возтоворит Стенька Разин городскому да
«И вы пороху не теряйте и снарядов не
«Меня пулечка не тронет, меня ядрышко не
Что метался Стенька Разин на угольную на
Со Беликова раскату воеводу долой сбросил, Ево маленьких деток он всех за ноги повесил.
Уж вы, горы мои, горы!
Прикажите-ка вы, горы,
Под собой нам постояти:
Нам не год-то годовати,
Не неделюшку сто ятя,
Одну ночку ночевати,
И тою нам всю не спати,
Легки ружья эаряжати,
Чтобы Астрахань нам город Во глуху полночь проехать,
Чтоб никто нас не увидел,
Взятие Астрахани войсками Разина в июне 1670 г. С гравюры неизвестного художника Гос. Исторический мурей
Чтоб никто нас не услышал. Как увидел и услышал Астраханский воевода.
Приказал же воевода Сорок пушек заряжати,
В Стеньку Разина стрел яти: «Ваши пушки меня не возьмут, «Легки ружьица не проймут; «Уж как возьмет ли, не возьмет «Астраханска девка Маша».
По бережку Маша ходит, Шелковыим платком машет, Шелковым платком махала, Стеньку Разина прельщала. Стеньку Разина прельстила,
К себе в гости заманила,
За убран стол посадила, Пивом-медом угостила И до пьяна напоила,
На кровать спать положила И начальству объявила.
Как пришли к нему солдаты, Солдатушки молодые,
Что сковали руки-ноги Железными кандалами, Посадили же да Стеньку Во железную во клетку:
Три дни по Астрахани возили, Три дни с голоду морили. Попросил же у них Стенька Хоть стакан воды напиться И во клетке окатиться:
Он во клетке окатился —
И на Волге очутился.
Разлилася матя Волга По широкыму раздолью,
Пу усим па мхам, пу балотам, Па сянным, братцы, пакосам. Мы устанемтя, рибяты,
Па утру, раным-ранинька,
Ключавой вадой халодныю,
Мы утремтися, рибяты,
Тонким белым палатном,
Мы памолимся, рибяты, Стараверскьиму чудатворцу,
Мы поедимтя, рибяты,
Ки горыду Астрахану,
Ки горыду Астрахану,
Ки заутрени, сабору!
Нихто нас ня услышить,
Нихто нас там ня увидить,
Вот и услынить, вот и увидить Адна девка-астраханка. Приказал нам ваявода Воротики запирати,
На развал пушки катати, Сеньку Разина стреляти.
«И вы палитя, ни палитя,
И сваей силы ни губитя,
Мяне пушичка ня вобьеть, Мелкая ружичка ня возьметь, А только вобьеть и возьметь Адна деука-астраханка,
Вот она «мяне с сушила И живот-серца сукрупгала.
Течет Яик быстрехонько.
Урываючи круты бережки;
Желты пески сыпучие все поверх воды, сверх
Все поверх-то воды он несет.
Ни сверх было Яика, ни — сверх бьгло Горыныча
Сверх Горыныча. было самого.
Не серые гуси там все возгоковали,
Воэгоковали. Не черные там,
Черны там три ворона возлетывали,
Из устьица там выбегали три стружка.
Один из них, стружек, наперед всех выбегал,
Вперед он бежит, как сокол летит.
Уж как этот-то стружечек изукрашен был,
изукрашен был. Изукрашен был знаменами он,
Дубовыми весельцами, копьями, ровно лесом,
Середь этого все стружечушка
Золотой бунчук стоит, а под бунчуком сидит
Атаманушка Степан, по имю Степан Разин.
Уж он громко речь возговорил, он
Он возговорил, как в трубу протрубил.
«Уж вы гряньте-ка, ребята, ко городу Гурьеву,
Что да на матушке на волге не черным да зачернелось
ACAD К М 1 А 19 3 5
Заставки — гравюры на дереве Л. И. Усачева Переплет и суперобложка по его же рисункам
КРЕСТЬЯНСКИЕ ВОССТАНИЯ XVII–XVIII вв.
В УСТНО-ПОЭТИЧЕСКОМ ТВОРЧЕСТВЕ
Разинщина явилась откликом на закрепощение крестьян в XVII веке; дальнейшее развитие крепостничества в XVIII веке вызывает пугачевщину. Хотя и то и другое движение отличается своей особой спецификой, но оба они выливаются в сходные формы. Это — активный протест против всей феодально-крепостнической системы, которая в России достигает наивысшего развития в XVIII веке. За период XVI–XVIII веков крестьянские революционные движения регулярно повторяются и в отдельных случаях колеблют до основания общественный порядок.
Энгельс, изучая историю крестьянской войны в Германии, пришел к выводу, что она должна многое объяснить во всем ходе новейшей истории Германии.
Изучение крестьянских восстаний феодально-крепостнической эпохи — разинщины и пугачевщины — также чрезвычайно важно для уяснения дальнейшей истории России. Устно-поэтические памятники, песни, рассказы, предания о разинщине и о пугачевщине являются ценнейшей, живой иллюстрацией и громадным дополнением к «чисто историческим» данным.
Оба крестьянских восстания разливаются могучим потоком, одно в продолжение четырех (1667–1671), другое— трех с лишним лет (1772–1775).
Основное ядро разинских отрядов сколачивается весною 1667 года и становится широко известным своими действиями. Разинцы плавают по Волге и Каспию, отбирают хлеб и товары у купцов, освобождают ссыльных и арестованных, проникают на Яик. Особую славу приобретают они походом в Персию, где за год разоряют Каспийское побережье до Баку, захватывают высланные против них персидские суда, богатую добычу и множество пленных. Военные успехи голытьбы признает и сама Москва. «Воровским казакам Стенке Разину оо товарищи» посылаются увещевательные милостивые грамоты, а после персидского похода торжественно прощаются все их вины и дается разрешение вернуться на Дон. Однако с самого начала действия разинцев классово ясны. Они искореняют воевод, бояр и богатых купцов, выпускают из тюрем колодников, в занятых городах вводят казацкое устройство, уничтожают документы и архивы прежней власти. Разин вербует себе помощников— Василия Уса, Сергея Кривого, Федора Шелудяка,
уже известных правительству своими «винами». Беглые крепостные, холопы, бедняцкое казачество, судовые рабочие, угнетенные народы Приволжья и Прикамья тысячами встают под знамена Разина. С весны 1670 года начинается победное продвижение восставших. Громадные районы охвачены возмущением. Царицын, Камышин, Астрахань, Саратов, Самара быстро взяты. Ведется осада Симбирска; поднимается население Тамбовской, Пензенской, Нижегородской, Казанской областей. В центре, почти под Москвой, и на севере — в Вологодском и Вятском крае — движение находит живой отклик.
С большими усилиями правительство борется с восставшими. Наконец Разин выдан властям и казнен. И лишь казнями и пытками десятков тысяч крестьян и казаков правительство побеждает мощное крестьянское восстание XYII века.
Но через сто лет с новой силой разгорается повстанческое движение среди крестьян.
«Блестящий век» Екатерины не раз омрачался крестьянскими восстаниями.
Главное богатство господствующего класса составляют крепостные. Крепостной труд создает изящные усадьбы с причудливо подстриженными парками, наполняет комнаты поместий изысканными вещицами, роскошной мебелью и фарфором. Напудренные парики, расшитый бархат камзолов, гремучие шелка робов, этикет чопорных поклонов — составляют внешнее обрамление жизни екатерининской знати. Между тем на окраинах, в далеком Заволжье, в занесенных снегом уметах, у степных костров, то там, то здесь шопотом передаются слухи, что Петр III, о смерти которого было объявлено правительством, — жив.
Пугачевщина вспыхивает в Уральских степях и быстро охватывает весь Урал, Поволжье и часть Сибири.
Крепостные крестьяне, рабочие уральских заводов, народы, обобранные самодержавием, присоединяются к пугачевским отрядам. Бросают свои деревни, жгут усадьбы, расправляются с помещиками. Идут против укрепившихся порядков, за мужицкого царя, который освобождает от пошлин и налогов, «жалует» пашнями и рыбными ловлями, искореняет помещиков и заводчиков.
Восставшими легко взята вся оренбургская линия крепостей. Краевой центр Оренбург девятимесячной осадой доведен до отчаяния. «Бунт» загорается то там, то здесь. Взята Казань, Уральские заводы; Самара, Пенза, Тамбов, Саратов и окружающие районы охвачены восстанием. Правительство концентрирует все силы на подавление его, назначает громадные деньги за голову Пугачева. Наконец, предводитель, выданный властям, казнен (январь 1775 г.), замучены и почти все его помощники.
Однако волнения прекращаются далеко не раз. Лишь большими военными силами и искусной тактикой крупнейших полководцев было потушено это крестьянское движение.
Конечно, оценка движений Разина и Пугачева была далеко не одинаковая в различных социальных слоях. Правительственные круги изощрялись в придумывании для восставших уничижительных эпитетов. Царские грамоты не скупятся на самые сильные выражения. «А если тот вор и богоотступник, церквам божиим враг, скверный пес Стенька Разин сЪ товарищи на погибель свою смертную с Дону от вас ушел на Волгу, и наш великого государя указ в городы поволжские к боярам и воеводы нашим послан, велено ратным людям на них посылать и за такие их богомерзкие дела яко отступников побивать без пощады». Когда в Петербурге становится известно, что Пугачев захвачен, дворяне поздравляют друг
С гравюры неизвестного мастера Гос. Музей изобразительных искусств
друга. Придворный поэт Сумароков пишет: «Станс городу Симбирску»: 1
Москва и град Петров, и все российски грады, Российско воинство и алтари, и трон Стремятся, чтоб он был караем без пощады..
Характеристика Пугачева должна внушать… ужас:
Сей варвар не щадил ни возраста, ни пола,
Нес тако бешеный, что встретит, — то грызет: Подобно так на луг из блатистого дола Дракон шипя ползет…
Екатерина II в ответ на вопросы Вольтера старается изобразить все движение ничего не стоящим инцидентом, а самого Пугачева — жалким бродягой, которого можно ликвидировать очень быстро. В насмешку императрица называет своего соперника по трону «маркиз Пугачев».
Такова оценка движений в официальных кругах. Если же передовые умы дореволюционной России и проявляли интерес к Разину или Пугачеву, они встречали подозрительность, опасения, строгости цензуры. Пушкина привлекает Разин как яркая историческая фигура, по его выражению, — «единственное поэтическое лицо русской истории». Внимательно изучая пугачевщину, он, в «Капитанской дочке», гениально нарисовал образ Пугачева, как он ему представлялся на основе документов и непосредственных воспоминаний современников. Но в изучении истории Пугачева Пушкин почти первый. До конца 50-х годов и разинщина и пугачевщина остаются совершенно неизученными.
Александр Пушкин — Песни о Стеньке Разине: Стих
Как по Волге-реке, по широкой
Выплывала востроносая лодка,
Как на лодке гребцы удалые,
Казаки, ребята молодые.
На корме сидит сам хозяин,
Сам хозяин, грозен Стенька Разин,
Перед ним красная девица,
Полоненная персидская царевна.
Не глядит Стенька Разин на царевну,
А глядит на матушку на Волгу.
Как промолвил грозен Стенька Разин:
«Ой ты гой еси, Волга, мать родная!
С глупых лет меня ты воспоила,
В долгу ночь баюкала, качала,
В волновую погоду выносила,
За меня ли молодца не дремала,
Казаков моих добром наделила.
Что ничем тебя еще мы не дарили».
Как вскочил тут грозен Стенька Разин,
Подхватил персидскую царевну,
В волны бросил красную девицу,
Волге-матушке ею поклонился.
Ходил Стенька Разин
В Астрахань-город
Торговать товаром.
Стал воевода
Требовать подарков.
Поднес Стенька Разин
Камки хрущатые,
Камки хрущатые —
Парчи золотые.
Стал воевода
Требовать шубы.
Шуба дорогая:
Полы-то новы,
Одна боброва,
Другая соболья.
Ему Стенька Разин
Не отдает шубы.
«Отдай, Стенька Разин,
Отдай с плеча шубу!
Отдашь, так спасибо;
Не отдашь — повешу
Что во чистом поле
На зеленом дубе,
На зеленом дубе,
Да в собачьей шубе».
Стал Стенька Разин
Думати думу:
«Добро, воевода.
Возьми себе шубу.
Возьми себе шубу,
Да не было б шуму».
Что не конский топ, не людская молвь,
Не труба трубача с поля слышится,
А погодушка свищет, гудит,
Свищет, гудит, заливается.
Зазывает меня, Стеньку Разина,
Погулять по морю, по синему:
«Молодец удалой, ты разбойник лихой,
Ты разбойник лихой, ты разгульный буян,
Ты садись на ладьи свои скорые,
Распусти паруса полотняные,
Побеги по морю по синему.
Пригоню тебе три кораблика:
На первом корабле красно золото,
На втором корабле чисто серебро,
На третьем корабле душа-девица».
Анализ стихотворения «Песни о Стеньке Разине» Пушкина
Автограф «Песен о Стеньке Разине» Александра Сергеевича Пушкина не сохранился, при жизни поэта они по цензурным соображениям не были напечатаны.
«Песни о Стеньке Разине» А. Пушкина – стилизации под устное народное творчество, попытка сохранить аутентичность оригиналов, подчеркнуть их художественность.
Что да на матушке на волге не черным да зачернелось
Один из крупнейших окраинных городов, Астрахань была опорным пограничным пунктом против кочевых народов приволжских степей, а также против беспокой-
20 Разине и Пугачеве
Иных для московского правительства низовых кадакой. Московское правительство держит в Астрахани сильный гарнизон и напоминает астраханским воеводам, что необходимо жить «с великим береженьем». Еще в грамоте от 3 июня 1667 года правительство предписывает: «И буде где те воровские казаки объявятся, и на них посылать для промыслу служилых людей, а тем нашим служилым людям ходить на тех воровских казаков свестись и над ними промыслы чинить по нашему, великого государя, указу, чтоб однолично казаков с Волги сбить и на море не пропускать». (Акты Историч., т. IV, 378). Опасное положение Астрахани, как пограничного города, налагает на воевод большую ответственность. Кн. Хил-ков, не проявивший достаточной энергии в действиях против разинцев, смещен; вместо него астраханским воеводой назначен кн. Прозоровский.
Песни, изображающие разинцев, которые плывут по Волге на стругах, воспроизводят события, неоднократно повторявшиеся. Пушкари, стрельцы, часовые на башнях, о которых поется в песнях, — действительно охраняют город; летом 1669 года, в ожидании нападения разинцев, астраханский воевода усиливает охрану и разведку, чтобы не пропускать радинских судов. В городе строятся особые укрепления: «Болярин же в то время укрепляше градные врата кирпичом, по Стенам же и по башням повеле расставить пушки и людей, разводя по бойницам и по стрельницам ради осады, иноземцев всяких земель на стену ради бою поставил» (Попов, Материалы, стр. 249).
Песни о войске, посланном астраханским воеводой, изображают^, возможно, определенное событие, когда (незадолго до взятия Астрахани) посланное против разин-цев войско перебило своих начальников и перешло к Разину. Эти песни почти совершенно тождественны с песнями разпнцев.
Интересна своей исторической точностью песня о взятии Яика-города. В действительности разницы, уверив воеводу, что они желали бы поклониться святыням, таким образом проникают в город.
Некоторые моменты персидского похода разинцев нашли свое отражение в песнях. Замерзшее судно на море, дележ богатой добычи, правительственные отряды против казаков, гибель одного из есаулов Разина — все эти картины воссоздают обстановку событий.
Песни о расправе с астраханским губернатором на волжских стругах являются поэтическим откликом настроений казачества и нижневолжских вольных людей по отношению к астраханским воеводам и всяким ставленникам правительства. Песни этой группы отражают события, связанные с убийством на Дону московского посла кн. Ив. Карамышева (1630), расправу раэинцев с астраханским воеводой, кн. Ив. Сем. Прозоровским, недовольство кн. Репниными, один из которых был астраханским воеводой с 1643 по 1646 год, а также недовольство строгим астраханским губернатором петровской эпохи, кн. Меншиковым. Здесь нет имени Разина. Но по основным настроениям, которыми проникнуты песни, по исторической обстановке и по картине. изображаемого быта — они ближе всего к эпохе разинщины.
Тема о выборах атамана встречается как среди ермацких, так и среди разинских песен. Далеко на синем море (или в неопределенном, месте) собираются добрые молодцы и думают-гадают, кому бы из них «атаманом* быть, кому есаулом слыть». После выборов обсуждается вопрос, куда двинуться в поход. Содержание этого цикла сложилось на фоне условий жизни и быта голутвенного казачества и нижневолжской бедноты, часто менявших в борьбе с голодным существованием свое местожительство. По своей исторической обоснованности песни о выборах атамана скорее могут быть отнесены к ермацким. В этом отношении документальные данные о Ермаке содержат больше подтверждающих указаний, однако все их содержание также глубоко родственно и разинщине.