чем торгуют в леруа мерлен
О компании leroy merlin
Леруа Мерлен — международная компания-ритейлер, специализирующаяся на продаже товаров для строительства, отделки и обустройства дома, дачи и сада. Леруа Мерлен помогает людям во всем мире благоустроить жилье и улучшить качество жизни.
Леруа Мерлен — часть GROUPE ADEO. Под этим брендом объединились девять марок сектора D.I.Y. (Do-It-Yourself) четырех профессиональных категорий:
Эти бренды различны по концепции и формату, но успешно дополняют друг друга на базе единых ценностей и общей цели — помочь каждому создать дом своей мечты.
GROUPE ADEO занимает 1-е место в Европе и 3-е место в мире по объемам продаж, включает в себя магазины DIY различных форматов (гипермаркеты, средние и малые магазины, дискаунтеры) во Франции, Испании, Италии, Польше, Португалии, Греции, Кипре, Румынии, России, Казахстане, Украине и Южной Африке.
Леруа Мерлен — это 464 магазина в 12 странах мира. Леруа Мерлен предлагает своим клиентам большой выбор качественных товаров, доступные большинству покупателей цены и высокий уровень обслуживания. Во всех магазинах представлен широкий ассортимент товаров по пяти основным направлениям: дом, интерьер, строительные материалы, ремонт и сад.
Лучшая реклама для Леруа Мерлен — довольный покупатель, который смог реализовать свои проекты в рамках намеченного бюджета.
Когда основатель компании Адольф Леруа открывал свое дело, ему было всего 22 года На протяжении последних 5 лет Leroy Merlin является компанией номер 1 на рынке DIY во Франции, Италии, Испании и Бразилии. Леруа Мерлен в России сегодня — это 36 тысяч сотрудников и 107 гипермаркетов в 62 городах России, которые предлагают своим покупателям большой выбор качественных товаров, доступные цены и высокий уровень обслуживания.
История леруа мерлен
В городе Нё-ле-Мин, на севере Франции, супруги Адольф Леруа и Роз Мерлен открывают первый магазин «Сток Америкэн» по продаже вещей, оставленных американской армией в северных городках Франции после Первой мировой войны. Особым спросом пользуются строительные и отделочные материалы. Очень быстро Адольф Леруа и Роз Мерлен понимают, что каждая семья стремится построить дом своей мечты.
Торговое предприятие «Сток Америкэн» преобразовано в Leroy Merlin. Это первая компания во Франции, применившая принцип бесплатной доставки товаров своим клиентам.
Магазины самообслуживания Леруа Мерлен открываются по всей Франции. Создаются централизованные службы (отдел закупок и компьютерная служба). К концу 70-х годов Леруа Мерлен насчитывает 8 магазинов со штатом в 500 человек и превращается в предприятие национального масштаба.
Леруа Мерлен подписывает соглашение о сотрудничестве с группой Ашан.
Леруа Мерлен открывает магазины в Испании, Италии, Польше и Бразилии, и занимает лидирующие позиции на мировых рынках в секторе DIY (Do-It-Yourself).
Леруа Мерлен приобретает компании DIY в Португалии и Испании (Aki), а также во Франции (Obi). Леруа Мерлен объединяется с компаниями DomPro и Weldom.
Открытие первого магазина в России в г. Мытищи Московской области.
Создается GROUPE ADEO.
Начало деятельности Леруа Мерлен в Румынии, Украине, Греции и Турции.
Начало деятельности «Леруа Мерлен» в Румынии и Украине.
Леруа Мерлен выкупает всю сеть гипермаркетов Касторама в Италии.
Начало деятельности Леруа Мерлен в Казахстане.
Леруа Мерлен открывает 100-ый гипермаркет в России (во Владивостоке). Открытие первого магазина малого формата Леруа Мерлен Городской в Москве. Запуск «МаксиПро» для профессиональных клиентов.
История леруа мерлен
В городе Нё-ле-Мин, на севере Франции, супруги Адольф Леруа и Роз Мерлен открывают первый магазин «Сток Америкэн» по продаже вещей, оставленных американской армией в северных городках Франции после Первой мировой войны. Особым спросом пользуются строительные и отделочные материалы. Очень быстро Адольф Леруа и Роз Мерлен понимают, что каждая семья стремится построить дом своей мечты.
Торговое предприятие «Сток Америкэн» преобразовано в Leroy Merlin. Это первая компания во Франции, применившая принцип бесплатной доставки товаров своим клиентам.
Магазины самообслуживания Леруа Мерлен открываются по всей Франции. Создаются централизованные службы (отдел закупок и компьютерная служба). К концу 70-х годов Леруа Мерлен насчитывает 8 магазинов со штатом в 500 человек и превращается в предприятие национального масштаба.
Леруа Мерлен подписывает соглашение о сотрудничестве с группой Ашан.
Леруа Мерлен открывает магазины в Испании, Италии, Польше и Бразилии, и занимает лидирующие позиции на мировых рынках в секторе DIY (Do-It-Yourself).
Леруа Мерлен приобретает компании DIY в Португалии и Испании (Aki), а также во Франции (Obi). Леруа Мерлен объединяется с компаниями DomPro и Weldom.
Открытие первого магазина в России в г. Мытищи Московской области.
Создается GROUPE ADEO.
Начало деятельности Леруа Мерлен в Румынии, Украине, Греции и Турции.
Начало деятельности «Леруа Мерлен» в Румынии и Украине.
Леруа Мерлен выкупает всю сеть гипермаркетов Касторама в Италии.
Начало деятельности Леруа Мерлен в Казахстане.
Леруа Мерлен открывает 100-ый гипермаркет в России (во Владивостоке). Открытие первого магазина малого формата Леруа Мерлен Городской в Москве. Запуск «МаксиПро» для профессиональных клиентов.
История леруа мерлен
В городе Нё-ле-Мин, на севере Франции, супруги Адольф Леруа и Роз Мерлен открывают первый магазин «Сток Америкэн» по продаже вещей, оставленных американской армией в северных городках Франции после Первой мировой войны. Особым спросом пользуются строительные и отделочные материалы. Очень быстро Адольф Леруа и Роз Мерлен понимают, что каждая семья стремится построить дом своей мечты.
Торговое предприятие «Сток Америкэн» преобразовано в Leroy Merlin. Это первая компания во Франции, применившая принцип бесплатной доставки товаров своим клиентам.
Магазины самообслуживания Леруа Мерлен открываются по всей Франции. Создаются централизованные службы (отдел закупок и компьютерная служба). К концу 70-х годов Леруа Мерлен насчитывает 8 магазинов со штатом в 500 человек и превращается в предприятие национального масштаба.
Леруа Мерлен подписывает соглашение о сотрудничестве с группой Ашан.
Леруа Мерлен открывает магазины в Испании, Италии, Польше и Бразилии, и занимает лидирующие позиции на мировых рынках в секторе DIY (Do-It-Yourself).
Леруа Мерлен приобретает компании DIY в Португалии и Испании (Aki), а также во Франции (Obi). Леруа Мерлен объединяется с компаниями DomPro и Weldom.
Открытие первого магазина в России в г. Мытищи Московской области.
Создается GROUPE ADEO.
Начало деятельности Леруа Мерлен в Румынии, Украине, Греции и Турции.
Начало деятельности «Леруа Мерлен» в Румынии и Украине.
Леруа Мерлен выкупает всю сеть гипермаркетов Касторама в Италии.
Начало деятельности Леруа Мерлен в Казахстане.
Леруа Мерлен открывает 100-ый гипермаркет в России (во Владивостоке). Открытие первого магазина малого формата Леруа Мерлен Городской в Москве. Запуск «МаксиПро» для профессиональных клиентов.
О компании – широкий ассортимент товаров для строительства, ремонта и обустройства дома в розничных магазинах и интернет-магазине Леруа Мерлен Москвы. Подберите нужный товар в нашем каталоге или загляните в ближайший гипермаркет Леруа Мерлен!
Леруа Мерлен предлагает широкий выбор товаров по низким ценам для жителей Московской области, таких как Москва, Балашиха, Подольск, Химки, Королёв, Мытищи, Люберцы, Красногорск, Электросталь, Коломна, Одинцово, Домодедово, Серпухов, Щёлково, Орехово-Зуево, Раменское, Долгопрудный, Пушкино, Реутов, Сергиев Посад, Воскресенск, Лобня, Ивантеевка, Дубна, Егорьевск, Чехов, Дмитров, Видное, Ступино, Павловский Посад, Наро-Фоминск, Фрязино, Лыткарино, Дзержинский, Солнечногорск, Истра и Жуковский. Вы можете заказать необходимые товары онлайн с доставкой во все эти города или посетить один из наших розничных магазинов.
Подробную информацию о магазинах Леруа Мерлен в Москве и ассортименте продукции Вы найдете на нашем сайте. Также Вы можете посетить наши гипермаркеты в Москве и получить подробные консультации по интересующим Вас вопросам непосредственно у наших специалистов.
Как и что продавать на маркетплейсе «Леруа Мерлен»: советы бизнесменам
Объем рынка маркетплейсов увеличивается с каждым годом из-за того, что интернет-покупатели постепенно отказываются от стандартных онлайн-магазинов в пользу площадок с другой моделью работы. Маркетплейсы уверенно выходят на передний план и в будущем тренд будет становиться всё более заметным.
В новой статье поговорим о том, как продавать товары на маркетплейсе «Леруа Мерлен» и что для этого надо. Расскажем о требованиях к продавцам, рассмотрим особенности вывода средств. В конце вас ждут советы по работе с торговой площадкой.
Статистика торговой площадки
По итогам 2020 маркетплейс «Леруа Мерлен» вошёл в ТОП-15 крупнейших интернет-магазинов по версии рейтинга Data Insight. Он закрепился на 15 строчке с результатом 37 млн рублей. По итогам года продажи увеличились на 217%, а количество заказов выросло на 254%.
Обратите внимание, что средний чек упал на 10%. Сейчас он составляет 8 470 рублей и это довольно неплохая цифра. Хотя если вспомнить, что «Леруа Мерлен» покрывает всего одну нишу «Дом и ремонт», то показатель уже не кажется таким высоким.
Маркетплейс французской компании вплотную подобрался к главным конкурентам, но пока не может обогнать их по количеству продаж и заказов. Средний чек тоже оставляет желать лучшего, хотя по итогам 2021 года ситуация может полностью измениться.
Данных о посещаемости в открытом доступе нет, но аналитические сервисы дают достаточно интересную картину. Например, Similarweb показывает, что по итогам июня 2021 года сайт зафиксировался на отметке 28 млн посетителей. 61% посетителей приносят поисковые системы, а ещё 30% приходят из рекламных систем.
Similarweb показывает, что у ближайшего конкурента Petrovich.ru намного меньше посетителей — всего 4 млн в месяц. При этом по продажам и количеству заказов он сильно обгоняет «Леруа Мерлен». Скорее всего, цифры посещаемости не совсем точные, потому что надёжных источников с реальными данными по сайту нет.
В 2021 году показатели «Леруа Мерлен» должны вырасти на фоне увеличения спроса. Коронавирус никуда не ушёл и люди продолжают инвестировать в ремонт, строительство домов и обустройство квартир. Итоговые показатели будут доступны в начале 2022 года. По текущим цифрам можно сказать, что «Леруа» активно догоняет конкурентов.
С учётом объема инвестиций и высокого спроса на товары в нише, показатели маркетплейса в ближайшие годы будут расти вверх. Скорее всего, он сможет даже обойти конкурентов, которые ушли недалеко, но могут похвастаться более высоким средним чеком.
Особенности «Леруа Мерлен»
Маркетплейс запустили в 2018 году в качестве пилотного проекта. По задумке создателей, с помощью сайта производители, которые ещё не смогли наладить продажи через интернет, смогут найти своих покупателей.
На первых этапах с маркетплейсом «Леруа Мерлен Маркет» взаимодействовали всего 120 партнёров из разных регионов России, а работа осуществлялась в нескольких городах. В рамках новой торговой площадки «Леруа» предоставляет партнёрам услуги под ключ: от логистики до обучения специалистов. Ставки с каждого заказа обсуждаются в индивидуальном порядке с партнёрами.
В 2020 году специально для обслуживания потребностей маркетплейса компания запустила распределительный хаб в Новосибирске. Его создали, чтобы представители торговой площадки могли самостоятельно подготавливать заказы к отправке, а не рассчитывать на компетентность продавца.
Это стандартный механизм распределения товаров, который работает по всех крупных маркетплейсах: продавец привозит большую партию продукцию на склад, а когда покупатель оформляет заказ, представители торговой площадки кладут товары в коробку и доставляют клиенту.
До середины 2019 года маркетплейс работал на поддомене market.leroymerlin.ru, но руководство приняло решение перенести каталог на основной сайт, чтобы у покупателей не было диссонанса при просмотре товаров. Пользователи будут видеть предложения маркетплейса в стандартном каталоге.
Сегмент DIY считается крупнейшим на рынке электронной коммерции по количеству активных площадок и входит в число крупнейших по количеству производителей товаров. Специалисты Price.ru оценивают среднемесячный объем продаж в 35-40 млн рублей.
Представители маркетплейса отмечают, что при создании проекта они поставили задачу поддерживать двукратный рост компании и постараются опередить рост рынка с помощью сочетания маркетплейса и офлайн-продаж.
Первым шагом на пути к созданию нового проекта был глубокий анализ рынка поставщиков в России. Специалисты «Леруа Мерлен» проанализировали его и определили, что отгружать товары будут продавцы. Такое решение было принято на основе многочисленных консультаций с селлерами. По итогам дополнительных опросов логистика всё-таки легла на плечи маркетплейса.
По имеющимся данным, Leroy Merlin Market запустили за 3 месяца и в мае 2018 года уже были первые продажи. В течение следующего года к платформе подключились сотни продавцов и покупателям стали доступны 80 000 товаров. По внутреннему плану команды проекта к 2021 году на площадке должно быть 500 000 товаров.
Ассортимент торговой площадки целиком состоит из товаров для дома и строительства. Сегмент DIY является приоритетным для «Леруа Мерлен», а статистика конкурентов показывает, что у него практически неограниченный потенциал роста.
На сайте продаются товары для ремонта, стройматериалы, товары для сада и дома, а также оформления интерьера. «Леруа» закрывает все потребности, которые могут возникнуть в процессе строительства дома, ремонта помещения или создания проекта интерьера.
Ключевая особенность маркетплейса — выгодные акции в блоке «Выгодно сегодня». В отличие от других интернет-магазинов предложения в виджете привлекают внимание пользователей и товары выглядят так, как будто они действительно продаются со значительной скидкой.
Подборки на главной странице сделаны с учётом потребностей целевой аудитории. Кроме продажи товаров «Леруа Мерлен» предлагает проектирование зданий от фундамента до интерьера в режиме онлайн. Клиенты получают бесплатный проект под их задачи.
Галерея готовых решений для оформления квартиры помогает найти подходящий вариант для создания оптимального дизайна помещения. В ней много интересных проектов под разные задачи, а товары из каталога обозначены специальными значками. Их можно добавить в корзину прямо на странице галереи.
Процесс подключения нового продавца
Представители «Леруа Мерлен» очень внимательно проверяют потенциальных партнёров. Выйти со своими товарами на маркетплейс не так просто. Подать заявку может любой продавец, но лучше заранее свериться со списком требований, чтобы не тратить время напрасно.
Первый важный момент — сотрудничество осуществляется только с физическими лицами-предпринимателями и юридическими лицами. Физические лица и самозанятые пока не могут претендовать на договор с «Леруа Мерлен». Маркетплейс заботится о качестве товаров и строго проверяет потенциальных партнёров.
Форма налогообложения ИП или юридического лица должна позволять работать в сфере производства или торговли, а компания должна быть зарегистрирована минимум год до подачи заявки на сотрудничество с «Леруа Мерлен». Обратите внимание, что финансовые показатели должны быть положительными.
«Леруа» тщательно проверяет потенциальных партнёров и если к компании есть претензии от любых государственных органов, начать сотрудничество не получится. Если компания находится на стадии ликвидации или имеет свойство не выполнять обязательства перед контрагентами, вход на маркетплейс будет закрыт.
И даже если с финансовыми показателями компании всё в порядке, товары могут не сразу появиться на площадке. Например, необходимо, чтобы линейка продуктов соответствовала ассортименту, который продаётся в магазинах «Леруа Мерлен».
Ещё одним важным критерием для начала сотрудничества являются минимальные расходы на работы с партиями товаров. Если поставщик не может гарантировать высокое качество продукции, она не появится на маркетплейсе пока у представителей не будет реальных доказательств качества.
Маркетплейс может запросить у поставщика документацию, подтверждающую высокое качество товаров, в том числе и нормативные документы. Одним из важных шагов на пути к сотрудничеству является аудит производства и даже складов. «Леруа Мерлен» тратит деньги на привлечение сторонних экспертов или время своей команды.
У потенциального поставщика могут запросить список документов, среди которых:
Многие производители товаров могут отказаться от выполнения большого списка требований маркетплейса, но сотрудничество с ним может сильно увеличить финансовые показатели, потому что объем продаж на торговой площадке впечатляющий.
В процессе оценки потенциальных партнёров «Леруа Мерлен» использует разные автоматизированные платформы, которые позволяют проверить надёжность контрагента и увидеть конкретные показатели: аудит качества, процент возврата и другие метрики.
Процесс подачи заявки сводится к нескольким шагам:
Заполнить заявку несложно, но важно учитывать несколько важных факторов. На первом этапе потенциального партнёра просят выбрать категорию товара. На втором шаге необходимо выбрать все подкатегории. Обязательно напишите правильное значение в поле «Сколько товаров вы готовы предоставить для продажи», потому что от этого зависит возможность сотрудничества.
Последний шаг — заполнение данных о юридическом лице. Не оставляйте пустые поля, чтобы сотрудникам маркетплейса не пришлось уточнять информацию при звонке. В форме не указывается электронная почта и первое время коммуникация осуществляется в телефонном режиме.
Процесс продажи товара выглядит следующим образом:
Продавец должен обрабатывать новые заказы в течение часа. «Леруа Мерлен» сотрудничает с поставщиками, у которых есть склады в Москве, Самаре, Новосибирске, Санкт-Петербурге, Нижний Новгороде, Иваново. У продавцов должно быть пространство и сотрудники для упаковки товаров по стандартам DIY-ритейлера.
Оформление магазина и загрузка товаров
«Леруа Мерлен» в отличие от других маркетплейсов, не выделяет товары сторонних поставщиков в общем каталоге. У пользователей может сложиться впечатление, что все они продаются под одним брендом. На практике так и происходит — именно поэтому маркетплейс предъявляет высокие требования к поставщикам.
Покупатели могут узнать о продавце с помощью логотипа на товарах. Например, на фото OSB плиты располагается значок бренда в левом нижнем углу. Хотя клиентам он может ни о чем не говорить, потому что они ранее не покупали продукты производителя.
Ещё одно место, где отображается информация о продавце — название товара. В названии модели часто указывается линейка или производитель. Правда, мало кто обращает внимание на эти данные. Покупатели копируют название товара только когда хотят сравнить цену.
Если продавец прошёл базовую проверку, показал всю документацию и доказал, что с ним можно сотрудничать, наступает время выполнить главный шаг — импортировать каталог товаров и настроить корректное обновление остатков.
Данные о наличии товаров, характеристиках и остатках должны обновляться в автоматическом режиме. «Леруа Мерлен» помогает партнёрам настроить интеграцию по API, чтобы цифры менялись без ручного вмешательства с любой стороны.
Комиссия и процесс вывода средств
В открытом доступе нет информации о том, какой процент комиссии берёт маркетплейс за свои услуги. Как и данных о том, сколько получает продавец после успешного выполнения заказа. «Леруа Мерлен» предлагает индивидуальные условия для каждого продавца с которым он заключает договор.
Информации о сроках вывода средств за продажу товаров тоже нет. Известно только что деньги приходят на расчётный счёт в банке, потому что сотрудничать с маркетплейсом могут физические лица-предприниматели и юридические лица. Вывод с расчётного счета выполняется на карту в том же или другом банке.
Маркетплейс работает уже 3 года, но в открытом доступе нет данных о том, какой процент предлагают продавцам. Скорее всего, эта информация защищается договором о неразглашении (NDA). Поэтому даже в интервью действующие поставщики интернет-магазина не могут озвучивать конкретные цифры.
«Леруа Мерлен» пошёл по пути качества, а не количества. Поэтому каждый партнёр проходит тщательную проверку и допускается на площадку только после выполнения всех условий. Бренд не хочет рисковать хорошей репутацией, а так как на площадке нет страниц для сторонних продавцов, они все продаются от лица «Леруа Мерлен».
Советы по работе с маркетплейсом «Леруа Мерлен»
Маркетплейс предъявляет высокие требования к продавцам, но необязательно соглашаться на все условия без предварительной проверки. На странице с описанием процесса подключения к площадке есть агентский договор с мерчантом и приложение к нему. Рекомендуем ознакомиться с документами и показать их юристу для экспертной оценки.
У «Леруа Мерлен» хорошая репутация на рынке, поэтому сомневаться в качестве предоставляемых услуг не стоит. Но проверить договор и другую документацию необходимо, чтобы убедиться в отсутствии «подводных камней».
Советы по работе с торговой площадкой:
Успех работы на маркетплейсе «Леруа Мерлен» зависит исключительно от подхода продавца к сотрудничеству. Если он заранее узнал все требования торговой площадки и хорошо подготовился к началу диалога о работе, проблем не будет.
Замглавы Leroy Merlin в России: Мы уже не будем открывать по 20 магазинов в год
Марина Фытова рассказала о планах развития сети и влиянии пандемии на бизнес
О планах компании на российском рынке, а также о том, почему она не стала закрывать для покупателей часть своих магазинов во время локдауна, рассказала в интервью «Интерфаксу» заместитель гендиректора Leroy Merlin в РФ Марина Фытова.
— Какие результаты показал Leroy Merlin в России по итогам 2020 года?
— В продовольственном ритейле со II квартала наблюдался рост среднего чека при обвале трафика. Как эти показатели менялись у вас?
— Какие месяцы оказались для компании самыми удачными с точки зрения роста выручки, в какие месяцы динамика была негативной?
— Мы неплохо стартовали в 2020 году, март был исключительно удачным, причем не только в России, а во всех подразделениях Adeo. Очень хорошо показал себя рынок DIY. Но апрель и май были очень тяжелыми месяцами, как и у всех. Большинство магазинов было закрыто, часть работала в режиме дарксторов. В эти месяцы мы, конечно, сильно недобрали по сравнению с нашими целевыми показателями продаж. Продажи физических магазинов составляют более 90% от общего товарооборота. Безусловно, электронная коммерция очень сильно приросла. В эти месяцы ее доля составляла почти половину от общего товарооборота. Тем не менее в апреле и мае нам не удалось достичь запланированных показателей.
Летом снова началось ускорение: чем больше магазинов открывалось, тем лучше была динамика. Под конец года мы демонстрировали рекордный прирост. Поэтому можно сказать, что в целом год был очень успешным, несмотря ни на что.
— Сколько магазинов сети было закрыто на пике локдауна? И какие результаты показывали магазины, которые продолжали работать?
— На пике было закрыто около 80% наших магазинов, здесь в целом мы следовали всем требованиям властей: там, где было указание закрываться, мы закрывались. В тех магазинах, которые продолжали полноценно работать, были введены ограничения на количество посетителей, которые могли находиться в магазине одновременно. Поэтому тоже нельзя однозначно сказать, что эти магазины работали на 100%.
— Некоторые ваши коллеги-ритейлеры критиковали Leroy Merlin за то, что компания во время локдауна закрыла не все магазины. Согласны ли вы с этой критикой? Почему ваши магазины продолжали работать?
— Мы с критикой не согласны, потому что, во-первых, в наших магазинах продаются непродовольственные товары первой необходимости. Во-вторых, люди все свое время проводили дома. Нагрузка на бытовую инфраструктуру возросла в разы. Случаются разные ситуации: если прорвет трубу или сломается унитаз, ждать две недели доставки человек просто не сможет. Многие воспользовались локдауном, чтобы доделать ремонт, что-то срочно починить.
— Сталкивалась ли компания с перебоями в поставках из-за пандемии?
— Мы начали работать над тем, чтобы товар был в наличии, еще в самом начале пандемии, когда поняли, что нас ждет не самый приятный и не самый простой период. Конечно, как и у всех, у нас были задержки с поставками товаров из Китая, но глобальных перебоев не было. Мы много работали с нашими поставщиками, оперативно заменяли товары, выводили из ассортимента то, что не могли получить, и взамен добавляли новые товары. Во многом сохранение стабильности стало возможным благодаря тому, что мы развиваем сотрудничество с российскими и особенно локальными поставщиками. За прошедший год доля российских поставщиков выросла на 3 п.п. и достигла 80%.
— Какой была динамика онлайн-продаж по итогам 2020 года? Какая доля от оборота приходится на этот сегмент? И есть ли потенциал для дальнейшего роста доли?
— Когда магазины были закрыты, на онлайн-продажи приходилось до 50% оборота, в апреле они приросли в разы. Пандемия, безусловно, ускорила развитие электронной коммерции, на пике в некоторых магазинах у нас было до 1,5 тыс. заказов на сборку ежедневно, и нам нужно было выстроить работу магазинов так, чтобы их вовремя собрать. Это достаточно сложно, потому что магазины изначально не были спроектированы для того, чтобы обеспечивать такое количество интернет-заказов. Здесь мы очень многое меняли. Все сотрудники магазинов прошли обучение для обслуживания онлайн-заказов. Это довольно сложно, потому что раньше этим занималась выделенная команда, а продавцы-консультанты были закреплены за конкретным отделом. В режиме dark store эти границы размылись. Еще вчера ты работал, предположим, в отделе «Сантехника» только со своим ассортиментом, а теперь должен ориентироваться по ассортименту всего магазина, а это в среднем 35 тыс. артикулов.
Мы значительно расширили кол-центр, возможности для доставки. Хочется отметить сотрудников центрального офиса, которые добровольно выходили в магазины, подключались к работе кол-центра, помогали с обработкой запросов в социальных сетях, потому что поток входящих запросов был просто невероятным.
По мере того, как открывались магазины, ситуация выравнивалась. В целом по итогам года доля электронной коммерции превысила 8%. Но у нас есть достаточно амбициозная цель, и мы считаем, что онлайн-продажи, которые и до пандемии увеличивались из года в год, продолжат расти. Мы ожидаем, что показатель может достигнуть 10% в товарообороте. Это достаточно краткосрочная цель, в долгосрочной перспективе доля онлайна, конечно, будет расти.
— Сколько магазинов компания открыла в прошлом году? Сколько планируете открыть в этом году?
Пандемия показала, что в магазинах нужна инфраструктура для обработки большего количества онлайн-заказов, их хранения и подготовки к выдаче, поэтому эта работа продолжается. Сейчас мы хотим ее ускорить, чтобы найти идеальный формат для ритейла будущего. Возможно, в одном из новых магазинов мы реализуем эту идею.
— Почему компания решила закрыть магазины нового формата площадью 1,5-2 тыс. кв. м?
— Для нас это изначально был эксперимент, мы относились к этому малому формату как к тесту, чтобы изучить, как этот новый формат влияет на путь клиента, насколько он эффективен. Однако у компании очень много проектов, и мы хотим сконцентрироваться на трех ключевых направлениях: это повышение привлекательности омниканального магазина, развитие работы с профессионалами в сфере строительства и ремонта и корпоративными клиентами, а также электронная коммерция. Поэтому дальнейшее развитие малых форматов мы решили прекратить.
— Как пандемия повлияла на российский рынок DIY в прошлом году? Как можно оценить его динамику?
Что касается динамики рынка, то, конечно, на нее очень сильно повлияла остановка стройки: все строительные работы на время встали. Апрель и май были провальными и по B2B-направлению. После этого стройка очень долго «раскачивалась», потому что не все трудовые мигранты к нам вернулись и многие стройки шли с опозданием. Плюс многие компании сокращали издержки, отказывались от запланированных работ. Мы видели, что строительный сезон достаточно тяжело шел.
— Какую динамику ждете в 2021 году? Можно ли говорить о замедлении рынка?
— Какую динамику выручки прогнозируете на этот год? И какие у компании планы по росту онлайн-продаж?
— О какой трансформации бизнеса идет речь, что она затрагивает?
— Мы уже не первый год ведем трансформацию, чтобы стать омниканальной компанией. Мы активнее развиваем работу по B2B-направлению и e-commerce, без которого невозможна омниканальность. Конечно, нам необходимо трансформировать операционные процессы, цепочку поставок, чтобы достичь наших целей. Мы постоянно улучшаем наш сайт. Во всех магазинах есть зоны для работы с профессиональными покупателями, процессы теперь выстроены так, чтобы привлекать новых корпоративных клиентов.
— Чувствуете ли усиление конкуренции на российском рынке, в том числе со стороны онлайн-игроков? И кого сейчас считаете своими главными конкурентами?