чем торговать в кофейне
Как взять и заработать на кофе. Опыт предпринимателей из Вологды, Перми и Москвы
В 2019 году, по данным сервиса 2ГИС, количество кофеен в стране превысило количество баров, пиццерий и даже заведений быстрого питания. Это объясняется не только популярностью кофе, но и низкой стоимостью запуска при высокой рентабельности бизнеса. Но кофейня кофейне рознь: этот бизнес по-разному работает в столице, городе-миллионнике и в небольшом областном центре. О том, как зарабатывают кофешопы разного формата в Москве, Перми и Вологде, «Секрет фирмы» и команда «Авито» узнали у их владельцев.
Как начинают кофейный бизнес?
Кофейня формата «кофе с собой» «КофеVarka»
Тимофей Ильин открывал подразделение московских обжарщиков в Петербурге, а Макар Морозов строил бизнес в ресторанной сфере в Москве. В начале в истории их партнерства есть и третье лицо — автоблогер, который планировал строить сеть детейлинг-студий в Москве и Петербурге (детейлинг — комплекс операций по тщательному и полному уходу за автомобилем). Назовём его Фёдором. Макар предложил Фёдору сделать в его новом детейлинг-центре зону отдыха с кофе и с этой целью пригласил в проект Тимофея. Через несколько месяцев партнёрство с Фёдором прекратилось, на месте детейлинг-центра открылась автомойка, а «КофеVarka» — осталась.
Франшиза Coffeeshop Company
В начале нулевых Арина Пономарёва жила и училась в Дублине, а затем вернулась в Пермь и открыла в центре города первый Coffeeshop. Причин для создания бизнеса было три: любовь к кофе, желание открыть собственное дело и совершенно свободная ниша на тот момент — девять лет назад открытие кофешопа для Перми было большим событием. Жители подходили и спрашивали: «Неужели это та самая кофейня, которую мы посещали в Вене и Праге?» Сегодня в городе три Coffeeshop Company — два других Арина открыла шесть и восемь лет назад, обе в ТЦ.
«ФламинGo»
Кофейным бизнесом Валентина Ефремова занялась, будучи студенткой. Имея капитал в 180 000 рублей, девушка открыла кофейню-«островок» в крупном торговом центре. Проект оказался убыточным.
Спустя полгода «ФламинGo» переехал на третий этаж здания в центре города на ул. Мира. За год прибыль кофейни выросла с 30 000 до 70 000 рублей в месяц, однако стало понятно, что ждать большего роста от помещения на 20 мест бессмысленно. Поэтому летом 2020-го локация снова поменялась: теперь заведение располагается на Каменном мосту — пешеходной улице, которая соединяет две главные площади города.
Поскольку поработать в полную мощность на новом месте еще не удалось, обсуждаем особенности бизнеса с отсылкой к предыдущей локации.
Как сделать кофейный бизнес более прибыльным
За свою историю кофе прошёл долгий путь: от изысканного и экзотического напитка до самого массового и популярного явления. В какой-то степени современная культура возвела кофе в особый культ. Его стали связывать с гламурными девушками, хипстерами, бизнесменами. Появился огромный спрос и, как следствие, предложение. Изначально рынок захлестнули дешевые вариации растворимого кофе, который мог позволить себе каждый, да еще и в домашних условиях. Но вскоре люди поняли, что разница растворимого и свежемолотого кофе колоссальна.
1. Советы для кофемобилей и кофе с собой
Успешное функционирование этого формата кофейного бизнеса напрямую зависит от оперативности приготовления кофе. Чаще всего люди обращаются к ним, когда у них нет времени. Поэтому для подобных целей следует использовать автоматические и суперавтоматические кофемашины. Они значительно ускоряют процесс приготовления кофе, позволяя делать несколько напитков одновременно, не теряя при этом в качестве.
Если же важна многофункциональность, то стоит всё же обратиться к профессиональным кофемашинам. С их помощью можно будет расширить потенциал заведения, разрабатывая уникальные новые вариации кофейных напитков с разными ингредиентами и способами приготовления. Ведь кофейную публику уже не удивить наличием качественного капучино, американо и эспрессо. Сейчас существует много вариаций, которые пользуются популярностью среди тех, кто любит вкус кофе, но не ценит его горчинку. К таким можно отнести мокко, мокачино, сникерс, фраппучино, итальяно, бамбл-би и другие. Чтобы ничего не затрудняло возможность создания даже незнакомого вида кофе, важно иметь многофункциональный аппарат. Тогда останется лишь быстро загуглить способ приготовления и уточнить пожелания клиента в пропорциях ингредиентов.
2. Совет для кофейни
Как мы уже сказали ранее, частные кофейни конкурируют с крупными и известными сетями. Психология потребителя работает в этом случае весьма объяснимо: зачем рисковать, если можно взять проверенное. Переломить такое отношение к своему бизнесу возможно, разработав и эффективно внедрив уникальное торговое предложение. В контексте кофейного бизнеса таковыми выступают уютный дизайн самого помещения, необычные вариации и широкий ассортимент кофейных напитков и, пожалуй, самое главное, качество используемого сырья.
Качество зерна будет определять вкус напитка. Поэтому, поскупившись в самом начале пути, ты рискуешь навсегда потерять клиента. Если кофе ему не понравится, он не будет обращать внимание на уют кофейни и обширное меню. Попытки исправиться может и не быть. Но хуже в этой ситуации то, что об этом узнают все его друзья, а это уже повлияет на имидж кофейни. Именно поэтому важно использовать зарекомендовавших себя производителей и периодически экспериментировать с сортами, чтобы лучше понять вкусы и пожелания клиентов. Продажа-кофе.ru предлагает широкий ассортимент импортных и отечественных производителей кофе: цельнозернового, молотого, премиального растворимого, кофе в капсулах. Ценовая политика достаточно обширна, чтобы сориентировать предпринимателей на разных стадиях развития бизнеса: от самого оптимального в соотношении цена-качество до премиум-сортов.
3. Совет для кофейного бутика
Кофейный бутик служит местом для частной и предпринимательской закупки сырья и кофемашин. Соответственно, выбор производителей и вкусовые вариации должны быть максимально широкими, чтобы каждый покупатель смог найти то, что нужно ему. Говоря о клиентах, которые покупают кофе для домашнего приготовления, стоит учитывать, что требования и запросы их будут велики. В противном случае они бы просто пошли в ближайший магазин и купили обычный растворимый «кофе». Поэтому нужно не только иметь обширный ассортимент на месте, но и предлагать покупателям индивидуальные заказы. Узнать, какой конкретно производитель их интересует, и предложить впредь заказывать для них именно этот кофе. Это поможет привязать клиента к бутику и обеспечит репутацию небезразличного заведения. С расширением имеющегося выбора также может помочь Продажа-кофе.ru: они располагают обширной базой зернового кофе из 43 брендов, таких как Alta Roma, Ambassador, Bazzara, Boasi, Carraro caffe и многих других. Помимо зернового, они предлагают 20 брендов молотого кофе, 9 — кофе в капсулах и 8 — растворимого.
4. Совет для ремонтных мастерских
Если кофейный бизнес ориентируется только на ремонт и обслуживание кофемашин, нужно максимально расширить поставщиков деталей и комплектующих, чтобы пришедший в мастерскую человек не ушёл, не получив помощи. Для этого нужно проанализировать рынок кофемашин и выявить, какие из них пользуются большим спросом. Для этого можно обратиться к профессиональным онлайн-магазинам и напрямую в заведения. Провести SWOT-анализ техники из полученного перечня и сделать основную ставку на эти модели. Но от непредвиденных обстоятельств не защищён никто, поэтому надо иметь комплектующие для других аппаратов. Если клиент обратился в твою мастерскую, мало просто помочь ему с починкой. Нужно предложить ежемесячное или еженедельное обслуживание. Своевременная проверка и диагностика — залог долгой и исправной эксплуатации. И клиент куда охотнее станет платить деньги за исправность, чем за постоянный ремонт, который будет нарушать ритм и режим работы его заведения.
5. Совет для кофейных магазинов
В какой-то степени кофейные магазины — это следующая ступень после кофейных бутиков в общей иерархии кофейного бизнеса. Поэтому необходимо заниматься не только продажей кофе, но и быть с техникой на «ты». Это поможет расширить аудиторию: частные клиенты, кофейни, рестораны, кофейные бутики. Для этого нужно предоставлять в аренду и продавать кофемашины, продавать сопутствующие к ним детали и аксессуары, проводить диагностику и ремонт. Но это удовольствие не из дешевых, поэтому необходимо заручиться сотрудничеством с зарекомендовавшими себя компаниями. Продажа-кофе.ru предлагает своего рода франшизу, которая поможет оптимизировать все процессы по реализации, аренде и обслуживанию кофемашин на обоюдовыгодных условиях. Это поможет значительно увеличить рентабельность и клиентооборот любого кофейного магазина.
7 факторов, которые влияют на доход точек с кофе навынос
Сразу уточним, о чем именно мы расскажем в этой статье. Первое — это кофейни в формате «кофе с собой», а доход — это прямая выручка заведения. Мы не будем учитывать такие экономические факторы, как прибыль от более выгодных условий поставки или оптимизация налогообложения. Эта статья будет полезна для тех, кто уже управляет или только планирует запускать заведение следующих форматов:
передвижные кофейни: авто-вело-мото или на базе прицепа;
кофейни площадью от 2 до 50 квадратных метров;
островки в торговых и бизнес-центрах.
Факторы, которые напрямую влияют на прибыль, всегда зависят от типа продукта, а он, в свою очередь, зависит как раз от формата заведения. В любом случае для вашего бизнеса меняться может только приоритетность:
Чаще всего факторы располагаются по значимости именно в таком порядке. Каждый отдельно взятый фактор можно расписывать далеко не на одну страницу, но мы постараемся сделать это кратко и по существу. Объясним, как они влияют на прибыль и что стоит делать, чтобы улучшить свои показатели. Начнем по порядку.
Чек-лист по запуску ресторана
Открываете ресторан? Скачайте полный список задач перед открытием заведения, чтобы не упустить ничего важного.
Удобство расположения кофейни
Во всех бизнес-планах кофейни советуют измерять проходимость места и высчитывать конверсию — какой процент людей из проходящего потока зайдут именно к вам на чашку кофе, а уже потом строить планы на основании полученных цифр. Чаще всего в реальной жизни такие потоки отличаются от расчетных. Например, не учли погодный фактор или сезонность — сразу же начинает «прыгать» и конверсия. Эти данные трудно поддаются прогнозированию, поэтому вычислять их можно после того, как кофейня уже запустилась.
На что нужно смотреть при выборе локации для кофейни?
Условно можно выделить два основных момента:
Наличие барьеров, которые могут помешать посетителю зайти к вам.
Наличие конкурентов в локации. Привыкли ли люди к тому, что в окрестностях есть заведение, где можно выпить кофе.
Как определить, что локация утвердилась как «кофейная»?
Место, где останавливаются выпить кофе, можно определить такими способами:
Немного проще определить это по оставленным или выброшенным в урну стаканам, размешивателям и окуркам. Логично предположить, что клиент должен остановиться, чтобы заказать и выпить кофе. Наблюдая за локациями, где они обычно стоят, вы поймете, где нужно размещать свое заведение.
Не бойтесь конкурентов. Самые прибыльные кофейни обычно работают в локациях, которые уже привычно считаются «кофейными». Гораздо проще откусить кусочек от огромного пирога, просто проявив внимание к деталям в вашем заведении, чем с нуля раскручивать локацию, где люди никогда не ожидали увидеть кофейню.
Если вы уже открыли кофейню, проанализируйте, что может мешать вашим клиентам сделать у вас покупку. Например, это может быть закрытое окно или дверь. Понятно ли клиенту, куда нужно заходить, где размещать заказ? Присмотритесь к этим моментам со стороны — некоторые простые и очевидные вещи могут вас неприятно удивить. В итоге фактор выбора локации — один из самых весомых для передвижных кофеен и кофеен микроформата (до 20 квадратных метров), которые не могут самостоятельно генерировать или корректировать поток клиентов. Для авторских кофеен или заведений мини-формата (40 квадратных метров и более) влияние локации менее значимо.
Экстерьер и интерьер, концепция заведения
Здесь все просто: внешний вид заведения должен соответствовать его концепции. Что вы готовите, для кого и что понравится вашим клиентам? Ответы на эти вопросы помогут вам подобрать концепцию заведения, а затем создать проект-визуализацию. Но и тут есть нюанс. Бывают такие предприниматели, которые открывают лакшери-кофейню, с отличным дизайном и интерьером: плитку укладывали итальянские мастера, эскизы мебели рисовал французский дизайнер и т. д.
Проблема в том, что такое место настолько отличается от стереотипа клиента о том, как должна выглядеть кофейня, что туда попросту никто не заходит. Люди боятся ошибиться и выглядеть глупо: вдруг у вас вообще не подают кофе? Конечно, если ваша целевая аудитория — ограниченный круг лиц, которые моментально адаптируются к любой ситуации и с радостью будут распутывать головоломки и ребусы, размещенные на вывеске, то почему бы и нет.
Чаще всего клиенты приходят в такие заведения, чтобы подтвердить свой статус гурмана или обеспеченного человека, показать себе и другим, что они разбираются в кофе и могут позволить себе выпить чашечку эспрессо с задумчивым выражением лица, многозначительно спросить, на каком кофе вы работаете, и утвердительно покачать головой. Редко встречаются кофеиновые маньяки, которые готовы выпить что угодно и где угодно, лишь бы повысить дозу кофеина в крови.
Кофейня должна быть красивой, выделяющейся, так как вас должны сразу заметить, возможно, интересной и авторской, но при этом нужно соответствовать представлению клиента о внешнем виде кофейни. Просто слова «Кофейня» на вывеске или рисунка с чашечкой кофе будет недостаточно. Образ всегда воспринимается целиком, и создание индивидуального, но понятного образа — это серьезная задача.
Что нужно сделать:
Время на ответ — пару секунд, не более. Иначе вы получите смазанный и, скорее всего, положительный отзыв, не соответствующий действительности. Из ответов вам будет понятно, готова ваша концепция или нужно еще поработать над ней. В итоге вы должны добиться того, чтобы все ответы были положительными.
Уровень обслуживания
Под словами «уровень обслуживания» скрывается целая система взаимосвязанных факторов. В нашем контексте мы выделим такие элементы:
Внешний вид бариста
Скрипты и речевые заготовки
Регламент работы с покупателем
Гигиеничность и чистота в кофейне
Эти факторы влияют в большей степени на повторные продажи, чем на привлечение новых клиентов. Тем не менее можно потерять клиентов даже на этапе привлечения, если бариста за стойкой будет ковыряться в носу, невнятно или грубо отвечать на вопросы о продукте.
Внешний вид бариста
Пожалуй, самое банальное: бариста должен выглядеть опрятно. Введите правила обязательного соответствия прописанным нормам внешнего вида. Закрепите, как должны быть собраны волосы, какой макияж и маникюр допустим, а какой нет. С другой стороны, яркая внешность бариста может сыграть вам на руку. Здесь нужно привить чувство стиля. Конечно, человек за стойкой должен внешне отличаться от посетителей, поэтому не забудьте о форме.
Обязательный элемент формы — фартук, также правилом хорошего тона будет считаться светлая рубашка, хотя в наших реалиях это встречается далеко не везде.
Скрипты и речевые заготовки
Это даст вам возможность заранее продумать модель разговора с клиентом и внедрить определенные элементы. Но в то же время не привязывайтесь жестко к скрипту, иначе ваш бариста будет говорить как робот. Постройте модель разговора, которая будет меняться в зависимости от ситуации.
Дальше идет регламент, который подразумевает под собой общую модель поведения бариста: как он должен встретить клиента, как поступить, когда собралась очередь, как установить зрительный контакт и даже как поддерживать хорошее настроение. Делать это надо таким образом, чтобы его улыбка не казалась наигранной и фальшивой.
По большому счету именно заготовленные речевые модули, регламент, а главное — их внедрение станут одними из ваших ценнейших активов. Этот фактор оказывает ключевое влияние на повторные продажи (70% успеха) в кофейни любого формата.
Надеемся, что напоминать про чистоту и санитарные нормы не стоит. Это должно быть по умолчанию.
Подача напитка в кофейне
Но там, где клиент торопится, вы ограничены в инструментах подачи. Несмотря на это, здесь тоже есть важные моменты, которые не стоит игнорировать:
Стаканы. Интересный факт: в Украине наибольшей популярностью среди конечных потребителей пользуются гофрированные стаканы, тогда как в России — двухслойные. И еще один момент: на стакане при подаче напитка уже должна быть крышка.
На что подаем. Это может быть блюдце, салфетка, или можно поставить напиток просто на стол. Да, возможно, не каждый клиент обратит внимание на то, что находится под стаканом с кофе, но без этого атрибута картина подачи будет неполной.
Что подаем к кофе. Уверены, что вы часто встречали какую-то печеньку или шоколадку, которую бесплатно дают к кофе. Важно не делать из этого что-то невероятное, говорить, что это бонус или подарок. Клиент лучше всего воспринимает такие сладости как комплимент, например: «Вот ваш напиток, пожалуйста, и небольшой комплимент от бариста. Заходите к нам снова!»
Поставьте себя на место клиента. Не забывайте, что клиент хочет от вас не только хороший кофе, но и внимание, уважение. Подумайте, в каком виде вы хотите получить ваш напиток, как он должен выглядеть, чтобы вы чувствовали себя лучше.
Восприятие вкуса вашего напитка на треть состоит из настроения клиента и его ожиданий и на две трети зависит от объективных вкусовых качеств.
Механизмы привлечения клиентов в кофейню
Здесь все просто: реклама. Если у вас есть возможность поставить точку с вашим заведением на картах Google Maps и 2ГИС, обязательно сделайте это. Есть время вести Instagram? Создавайте аккаунт для своей кофейни. Если у вас большой проходящий поток, ставьте барьеры, чтобы клиенты проходили ближе к вашему заведению или хотя могли вас заметить. И не забудьте про агрегаторы отзывов, такие как TripAdvisor. Подробнее об этом можно почитать в нашей отдельной статье «Как продвигать заведение в интернете».
Механизмы привлечения можно условно разделить на онлайн- и офлайн-инструменты
К офлайн-инструментам относятся те, которые вы можете задействовать у себя на точке. К ним относятся:
Вывеска у входа, окна выдачи
Световые раздражители, мерцающая надпись
Звуковые раздражители, музыка
Работа промоутера возле кофейни
Раздача листовок среди целевой аудитории (не нужно ждать, пока ваш клиент будет проходить мимо, вручите ему пригласительный, например, в его офисе)
Poster — система автоматизации кафе и ресторанов
Одна POS-система решает все вопросы: онлайн-касса, склад, финансы, аналитика, CRM.
Онлайн-инструменты:
Реклама в тематических чатах
Реклама в чатах жилых комплексов и массивов
Продвижение аккаунта в социальных сетях (для кофеен лучше всего работает Instagram)
Добавление точки с заведением на карты
Реклама в навигаторах
Размещение в обозревателях заведений
Напиток
Да, как ни удивительно, но конечный продукт вашей кофейни не является основным фактором прибыли. Сегодня просто готовить качественный кофе уже мало. Но это не означает, что вы можете сделать идеальную кофейню только благодаря организации работы, дизайну и маркетингу.
Обратите внимание: качество напитка в больших сетях обычно не самое лучшее, а прибыль от этого не страдает. Нужно определить для себя так называемый «достаточный уровень качества».
Когда вы делаете что-то выше этого уровня, например улучшаете качество зерна, которое используется для приготовления напитка, или используете профессиональную кофемашину это уже не будет играть роль. Можно даже довести ситуацию с улучшением до абсурда, когда ваш напиток не будет принят клиентом, потому что он не поймет, зачем это все нужно и почему так изменился вкус. Один и тот же напиток будет разным для гурмана и для любителя. Для гурмана ваше кофе может быть таким: «С ярко выраженными ягодными нотками, легкий аромат цитруса, средней обжарки. Можно выделить первичные вкусовые качества, не отвлекаясь на вторичные вроде карамельного послевкусия». А от среднестатистического клиента вы услышите: «У вас кофе кислый какой-то».
Главное условие — напиток должен нравиться вам лично. Если это так, значит, все отлично, если нет — дорабатывайте.
Важное замечание: доверия к монопродуктовым заведениям больше. Не раздувайте меню кофейни, хватит одной страницы формата A4 и не мелким шрифтом.
Программа лояльности
Еще один элемент, важный для повышения повторных продаж. Существуют различные формы такой программы: визитка с 5-м, 10-м, 15-м напитком в подарок, бонусы за приведенного друга, еженедельные розыгрыши подарков и т. п.
Скажем честно, такие программы уже устарели и сейчас малоэффективны. В среднем только 10–12% клиентов носят с собой карточки и визитки.
Сейчас самые интересные для внедрения программы — те, где карточка создается по номеру телефона клиента, прямо на месте, без длительной процедуры регистрации. Вы сможете проследить, какие напитки клиент обычно заказывает, и, если бариста не отличается отменной памятью, блеснуть фразой «Вам как обычно, латте с кокосовым сиропом?». Уверяем, это даст дополнительные 100 баллов лояльности вам и несколько лишних купюр чаевых вашему бариста.
Итоги
В любом случае все эти факторы сильно влияют на то, будет ли кофейня приносить прибыль. Но это без учета эффекта силы бренда и масштаба — это уже немного другая тема. Независимо от того, действующий вы ресторатор или только планируете начать, всегда держите в голове эти семь факторов. И помните: деньги, которые вы не считаете, — это потерянные деньги. Обязательно устанавливайте систему учета и считайте доходы с самого начала, чтобы не удивляться, почему у вас такие убытки. А лучше обращайтесь за советами и аудитом к профессионалам, которые открыли не одну сотню успешных заведений. Например, к Владимиру Сокотуну, эксперту компании #familykava, материалы которого мы использовали при подготовке этой статьи.
Полезные советы, статьи, вебинары о ресторанном бизнесе
Как вывести кофейню на самоокупаемость
Открыть кофейню в хорошем месте и закупать зерно у проверенных обжарщиков мало. Важно правильно выстроить бизнес после открытия: собрать команду, отрегулировать цены, наладить работу с документами, вовремя платить налоги и быть готовым к проверкам.
В предыдущей статье мы рассказывали, как открыть кофейню и продавать кофе с собой. Сейчас расскажем, как выстроить бизнес, чтобы через несколько месяцев выйти на самоокупаемость.
Поиск толковых бариста обычно занимает не одну неделю. Можно найти специалистов с опытом или нанять тех, кто пока ничего не умеет, но готов учиться. Ставка оплаты труда в обоих случаях примерно одинаковая: в большом городе это около 1300-2000 рублей за смену, в регионах — чуть ниже.
Бариста с опытом работы. Если кофейню открывает начинающий предприниматель, лучше брать бариста с опытом работы два-три года. В крайнем случае ищите тех, кто проработал бариста хотя бы пару месяцев. Такие специалисты быстро разберутся с оборудованием и начнут готовить кофе в первый день работы.
Опытных специалистов лучше искать на Хедхантере и подобных сервисах. Там можно не только посмотреть резюме, но и попросить соискателя выполнить тестовое задание. Это позволит понять, насколько он разбирается в приготовлении кофе. Например, можно спросить у претендента, сколько секунд проливается эспрессо, а на собеседовании посмотреть, как он взбивает пенку для капучино. Сопоставив ответы в переписке с навыками, можно понять, насколько человек честно говорит об опыте работы и соответствует ли заявленным требованиям.
Ирина Белоглазова, директор сети эспрессо-баров CoffeersПодыскивая бариста с опытом для работы в кофейне, которая продаёт кофе с собой, не надо искать именитых профи с дипломами и наградами. Они вряд ли пойдут работать в кофейню такого формата: таким бариста важно постоянно развиваться, осваивать альтернативные способы заварки и получать регулярную обратную связь от гостей. При продаже кофе с собой это проблематично.
Бариста без опыта работы. Такой способ потребует от владельца бизнеса больше знаний, сил и времени. Взяв сотрудника без опыта, его придётся обучить. Обучать начинающих бариста можно по-разному.
Первый способ — отправить сотрудника на обучение к обжарщикам, которые поставляют вам зерно. Почти все обжарщики учат варить вкусный кофе на своём зерне. Обучение у поставщиков бесплатное и занимает два-три дня. Минус такого способа в том, что бариста научатся делать только классические напитки вроде американо и смогут работать только на определённом зерне: если вы решите расширить ассортимент напитков, могут возникнуть сложности.
Второй способ — пригласить тренера, который за несколько дней научит бариста делать вкусный кофе без привязки к определённому сорту зерна. Работа тренера стоит 10-30 тысяч рублей и зависит от его компетенции.
Ирина Белоглазова, директор сети эспрессо-баров CoffeersПринимая бариста на работу, я всегда обращаю внимание на его внешний вид. Если человек выглядит опрятно, а его ботинки начищены, значит, и в кофейне будет порядок. А ещё хорошо, если соискатель задаёт много вопросов — это сигнал, что ему действительно интересно работать с кофе и он будет ответственнее подходить к делу. Ну и последний важный фактор — умение общаться и вести диалог. Многие из нас изо дня в день приходят в любимую кофейню не только для того, чтобы выпить кофе, но и чтобы пообщаться со знакомым бариста за стойкой.
Чем больше дополнительных блюд продаёт кофейня, тем выше средний чек, однако маржинальность бизнеса напрямую зависит от продаж кофейных напитков. Обычно 80% выручки составляет продажа кофе и кофейных напитков, остальные 20% — продажа еды. Здесь важно понять оптимальное сочетание именно для себя и своей выгоды.
Еда и выпечка. Еду выгоднее готовить самим, но если вы решили открыть маленькую точку с кофе, для этого может не быть достаточно места. Поставщиков готовых блюд легко найти в интернете — таких компаний сейчас много.
Гости маленькой кофейни охотно покупают сырники, сэндвичи с разными начинками и разные булочки с начинками и без: круассаны, слойки, капкейки. Их удобнее закупать в замороженном виде и разогревать перед выдачей.
Ирина Белоглазова, директор сети эспрессо-баров CoffeersЧасто владельцы небольших кофеен начинают сразу закупать выпечку, например готовые круассаны, не понимая, что они хранятся всего один день. А за это время не всегда получается продать всю партию. Поэтому перед тем, как вводить в меню выпечку и другую еду, надо быть уверенным, что вы сможете её быстро продавать. Например, сначала купить штук пять круассанов. Если их разберут, на следующий день закупить уже семь-десять и постепенно увеличивать количество, приучая постоянных клиентов к наличию круассанов в меню.
При добавлении еды в меню важно учитывать, как она будет храниться и есть ли для этого всё необходимое. Например, чтобы хранить круассаны в заморозке, нужна морозильная камера. Если её нет, лучше отказаться от этой идеи: организация хранения продуктов в первую очередь заинтересует проверяющих из Роспотребнадзора.
Сезонные напитки. Летние лимонады, горячие зимние напитки и другие позиции, приготовленные не на основе кофе, пользуются спросом в свой сезон. Если ввести их в меню, это позволит больше зарабатывать.
Мороженое. Посетители торговых комплексов вместе с кофе любят покупать мороженое. Поэтому сейчас часто открывают кофейни в формате джелатерии, где кроме кофе предлагают мороженое. Такой подход позволяет зарабатывать не на одном главном продукте, а сразу на двух.
Чтобы понять, по какой цене продавать кофе и другие позиции из меню, надо понимать, сколько вы потратили на закупку продуктов, приготовление и сколько хотите заработать. Многие из тех, кто только начинает заниматься кофейным бизнесом, путают понятия «себестоимость» и «наценка»: считают что-то одно и забывают про другое. Из-за этого не получается правильно считать расходы и доходы и формировать адекватные цены.
Себестоимость. В себестоимость напитка входят затраты на его составляющие и посуду. Например, для расчёта себестоимости капучино надо учесть следующее:
Наценка. Наценка — это дополнительные расходы, которые пошли на приготовление напитка. Например, в наценку для капучино обычно входят:
Также в наценку можно включить один-два рубля, если в кофейне действует акция из разряда «Каждый шестой кофе бесплатно». Это позволит окупить возможные расходы на раздачу бесплатных напитков.
Цена. Итоговые затраты на приготовление одного капучино, которые нужно учесть в цене — 45 рублей. Зная это, можно формировать цену.
Ирина Белоглазова, директор сети эспрессо-баров CoffeersСредняя наценка на стаканчик кофе — 100%, а не 300-400%, как принято считать. Такое ошибочное представление появилось из-за того, что начинающие предприниматели часто не учитывают наценку при формировании цены — и сами вводят себя в заблуждение. Они думают, что потратили на стаканчик кофе 20 рублей, продали его за 80 рублей — и заработали 60 рублей. Но в конце месяца нет ожидаемой прибыли: деньги идут, но после вычета расходов почти ничего не остаётся. Правильно делать так: сложить себестоимость и наценку, а потом считать конечную цену от этой суммы.
Обычно предприниматели, которые решили открыть маленькую кофейню, не закладывают в бюджет деньги на продвижение. Это ошибка. Лучше скорее привлечь посетителей и сразу начать продажи. Выделите хотя бы 50-70 тысяч рублей на рекламу в социальных сетях, продвижение на онлайн-картах, фотосессию, акции и кросс-маркетинг с компаниями по соседству.
Таргетированная реклама. С помощью таргетинга в социальных сетях можно показывать рекламу тем, кто живёт и работает рядом с кофейней или регулярно бывает поблизости.
Ирина Белоглазова, директор сети эспрессо-баров CoffeersВ первый месяц работы лучше не экономить и взять таргетолога, чтобы он грамотно настроил рекламу: выбрал целевую аудиторию, сделал креативы, выставил стоимость показа или клика. Это позволит быстро рассказать новой кофейне целевой аудитории. Услуги таргетолога стоят от 10 тысяч рублей, ещё примерно столько же надо заложить на рекламный бюджет.
Продвижение на картах. Оказавшись в новом районе или незнакомом месте, многие пользуются картами в телефоне. Хорошо, если на карте будет отмечена ваша кофейня — так человек поймёт, где можно выпить кофе поблизости. Добавьте точку с названием, фото, меню и режимом работы кофейни на карты Гугла и Яндекса, а также сервиса 2Гис. Чаще всего это бесплатно, а за дополнительную плату можно подключить расширенные возможности, например рекламу в результатах выдачи и добавление информации об акциях.
Фотосессия. Чтобы таргетированная реклама работала, пользователи должны видеть в аккаунте фото напитков и блюд, которые хочется попробовать. Важно, чтобы это были не безликие фото со стока, а реальные снимки того, что вы предлагаете в своей кофейне. Поэтому лучше нанять профессионального фотографа и отснять позиции из ассортимента. Это обойдётся в три-пять тысяч рублей, а контента хватит на несколько месяцев.
Акции. Надо дать людям попробовать ваш продукт. Первые два-три дня многие кофейни запускают акцию «Кофе по свободной цене». Человек пробует кофе и платит за него столько, сколько считает нужным. Хорошо работают и предложения из серии «Второй кофе в подарок», «2+2», «Каждый пятый напиток бесплатно» и подобные.
Кросс-маркетинг. Можно напечатать флаеры и занести их в ближайшие салоны красоты или цветочные магазины. Возможно, если предложить сотрудникам стаканчик свежесваренного кофе, они разрешат положить флаеры рядом с кассой. Печать флаеров и макет у дизайнера обойдётся примерно в три-четыре тысячи рублей.
Разместите на флаерах для разных компаний уникальные промокоды, которые дают скидку на кофе или выпечку. Так можно будет легко отследить эффективность кросс-маркетинга и посчитать, сколько людей пришло от соседей.
Вести отчётность следует и для расчётов с государством, и для себя — чтобы понимать, как обстоят дела в кофейне.
Для государства. Многие из тех, кто открывает киоск с кофе, считают, что им не нужна касса, бухгалтерия, технологические карты. Это наиболее распространённые ошибки, из-за которых бизнес страдает. Чтобы к вам не нагрянула с проверками налоговая или Роспотребнадзор, необходимо:
Даже открыв небольшую кофейню, не стоит самому пытаться вести учёт — лучше нанять бухгалтера на удалёнке. За 10-15 тысяч в месяц он будет вести учёт, проводить платежи с контрагентами и вовремя платить за вас налоги и отчисления в фонды, чтобы у государства не возникло претензий.
Для себя. Чтобы понимать, как идут дела, можно вести отчётность в экселе: фиксировать все операции с поставщиками, продажи, выплаты по аренде и так далее. Данные важно вносить каждый день, отмечая дневную выручку и расходы.
Ирина Белоглазова, директор сети эспрессо-баров CoffeersКогда данных будет достаточно, советую строить графики расходов и доходов. Это очень наглядно показывает динамику, помогает посмотреть на бизнес со стороны и учитывать все детали. Например, на продажу кофе с собой сильно влияет погода, поэтому лучше отмечать погоду по дням. Это позволит получать более объективную статистику и понимать, кто виноват в низких продажах: дождь за окном или сам предприниматель.
Налоги, которые платит владелец кофейни, делятся на два основных блока: налоги с дохода и налоги с зарплаты.
Налоги с дохода. Для небольших кофеен проще всего использовать упрощённую систему налогообложения. Предприниматели платят налог 6% от всех доходов или выбирают систему «Доходы минус расходы» и платят от 5 до 15% от разницы в зависимости от региона. Второй вариант выгоден, если расходы составляют более 60% от доходов.
Налоги с зарплаты. Единый социальный налог, который владелец кофейни платит с зарплат наёмных сотрудников, составляет 30%. Это сильно бьёт по доходам кофейни, но легальных способов этого избежать нет. Если при проверке выяснится, что бариста не получает официальную зарплату, предпринимателя ждёт большой штраф.
Маленькую кофейню могут проверить сотрудники Роспотребнадзора, МЧС и Российского авторского общества (РАО).
Роспотребнадзор. Одна из самых серьёзных проверок — это проверка Роспотребнадзора. Ведомство проверяет, соблюдает ли продавец кофе права потребителей, правильно ли оформлено меню, есть ли маркировка на продукции и уголок покупателя. Роспотребнадзор обычно не проводит плановые проверки только что открывшегося бизнеса, то есть организаций, которые работают менее трёх лет назад. Однако если ведомство получит жалобу от гостя, кофейню проверят. Такая проверка особенно опасна для бизнеса, так как кофейни не очень хорошо приспособлены для работы по всем требованиям Роспотребнадзора: на маленькой площади крайне сложно соблюдать все предписания.
Чтобы обезопасить себя от возможных претензий со стороны покупателей и внеплановых проверок, надо обеспечивать базовую безопасность пищи: хранить продукты в холодильниках с разными температурными режимами, контролировать сроки годности, термически обрабатывать продукцию, проводить дезинфекцию помещения. Так, срок хранения творога и свежего молока не должен превышать трое суток, для выпечки надо использовать отдельную полку или кладовую, а сахар надо хранить минимум в 15 см от пола и желательно в мешках.
МЧС. Пожарный инспектор проверяет, соответствует ли помещение нормам пожарной безопасности. Чаще всего в небольшой кофейне его интересует огнетушитель: есть ли он и не истёк ли его срок годности. Обязательно должна быть схема эвакуации, даже в самых маленьких помещениях.
РАО. Сотрудник РАО следит за тем, чтобы в кофейне не нарушались права авторов на аудиовизуальные произведения. Поэтому лучше не включать музыку без согласия автора. Чтобы из колонки на окне выдачи кофе или в кофе-станции законно играла музыка, придётся зарегистрировать плейлист. Вот текст с советами, как не нарушить авторские права, когда включаешь музыку в своём заведении.
Ирина Белоглазова, директор сети эспрессо-баров CoffeersНа практике проще вообще не использовать музыку и спать спокойно. Некоторые бариста всё-таки обходят запрет и включают треки из Вконтакте или Яндекс-Музыки со своего телефона. Если в кофейню придёт проверка, всегда можно объяснить, что сотрудник включил музыку для себя, а не для общественного прослушивания. Обычно это работает.
Чтобы понять, что кофейня вышла на самоокупаемость, можно даже не углубляться в отчётность. Самый верный признак — это когда собственник перестаёт вкладывать в дело свои личные деньги. Точкой окупаемости можно считать первый месяц, когда кофейне хватило собственных оборотных средств, то есть оставшихся денег после всех расчётов с сотрудниками, контрагентами и государством, на то, чтобы продолжить работу.
Обычно при хорошем раскладе небольшая кофейня выходит на самоокупаемость через три месяца после открытия. Но всё зависит от расположения точки, формата кофейни и других факторов. Чтобы рассчитать точку окупаемости для своей кофейни, пользуйтесь таблицей в этом материале.
Ирина Белоглазова, директор сети эспрессо-баров CoffeersОдна небольшая точка по продаже кофе с собой приносит очень мало: чистая прибыль составляет 20-30 тысяч рублей в месяц. Поэтому делать бизнес ради бизнеса с одной точкой нет смысла — так ничего не заработаешь. Логичнее сразу открывать несколько точек с разницей в пару-тройку месяцев.
«Подпишитесь на наш блог, чтобы первыми узнавать лайфхаки для бизнеса»