чем торговать на озон
Как продавать на Ozon: схемы продаж, размеры комиссий и требования к товарам
Озон — это интернет-магазин в формате маркетплейса. Здесь можно купить почти всё: одежду, продукты питания, бытовую технику и так далее. Торговать на площадке может любой человек или компания. Главное условие — быть самозанятым, ИП или работать как юрлицо.
Как зарегистрироваться и стать продавцом на Ozon
После этого можно создавать карточки товаров. У Озона есть требования к их оформлению. Например, в описании не должно быть грамматических ошибок, а на изображении — логотипа или рекламы. Каждый товар Озон проверяет на соответствие требованиям. Если что-то не так — сообщает продавцу.
Последний шаг — выбрать схему продаж. Об этом поговорим ниже.
Есть три варианта сотрудничества с маркетплейсом:
Продажа со склада Ozon — FBO
Продажа с собственного склада — FBS
Продавец арендует склад, где хранятся все товары. Упаковка и доставка тоже ложатся на плечи ритейлера. Когда кто-то делает заказ, Ozon сообщает об этом продавцу. Тот упаковывает товар и готовит его к отгрузке. Затем приезжает курьер и забирает посылку. Либо поставщик самостоятельно отвозит её в пункт приёма. Такая схема называется FBS — Fulfillment by Seller.
Размещать товары на собственном складе могут только продавцы Москвы и Санкт-Петербурга.
Продажа и доставка со склада продавца — RFBS
Продавец хранит товары на своём складе, но доставлять их может через службу Ozon или собственными силами.
Когда приходит заказ, продавец сам собирает его, упаковывает и доставляет той службой доставки, с которой сотрудничает.
Если покупатель возвращает товар, продавец сам решает, принять его или нет. Если возврат одобрен, заказ придёт обратно на склад продавца любым удобным способом — Почтой России, службой доставки, курьером.
На сайте магазина действуют ограничения на определённые категории товаров. Например, нельзя продавать:
Некоторыми товарами можно торговать только со своего склада. Это стройматериалы, автомобильные аккумуляторы и душевые кабины.
Есть категории, которыми можно торговать при доставке своими силами. Например, живые цветы, саженцы, агрохимикаты и пестициды.
Для некоторых — нужен сертификат качества:
За каждый товар Ozon берёт комиссию: от 4% до 15%. Размер зависит от категории товара. Например, минимальную комиссию заплатят продавцы компьютеров и ноутбуков. Максимальную — продавцы одежды и обуви.
Помимо комиссии, продавец платит за сборку заказа, перемещение посылки, доставку и возврат товаров. Точная стоимость зависит от схемы продаж, размера посылки, веса и склада, с которого её отгружают.
Например, при схеме FBO сборка заказа стоит от 30 до 150 рублей — зависит от веса посылки. Перемещение в регион покупателя — от 25 до 500 рублей, доставка до покупателя — 4,4% от цены товара. А обработка возврата обойдётся в 30 рублей.
В схеме FBS комиссии немного отличаются. Например, доставка посылки до пункта приёма — 45 рублей, а возврат — 20 рублей.
На сайте Ozon есть калькулятор, где можно рассчитать затраты и прибыль с продажи на площадке.
Решили попробовать: зарегистрировались на сайте, загрузили документы, выставили товары и выбрали схему продаж. Поначалу торговали со склада Озона. Но позже отказались от этой схемы и начали продавать со своего.
Мы столкнулись со сложностями, когда выгружали товары на склад маркетплейса. Например, привозим товары, оставляем у них. Через два дня Озон выставляет твои товары на площадке в три раза дешевле. Либо появляются конкуренты со своей продукцией, а твои товары зависают на складе. Такая схема нам не подходила. Мы продаём не свои товары, поэтому это очень рискованно.
Та же история и с возвратами. Иногда их можно ждать и по полгода. Товар может вернуться с повреждением или с истёкшим сроком годности.
Мы торгуем и на сайте, и на маркетплейсе. На Ozon лучше всего идут товары низкой и средней ценовой категории. Потому что люди заходят сюда, как в обычный супермаркет. Например, взяли сковородку, пластырь, игрушку ребёнку и заодно чай прихватили. Но что на маркетплейсе, что на сайте — продажи идут одинаково.
В этом и сложность работы с маркетплейсами. Например, была у нас ситуация: Озон обязывал нас сделать скидку на товары. Но мы физически не могли этого сделать. Потому что нужно оплачивать отправку товара, комиссию и в итоге торгуешь на 2−3%. Мы практически не получим прибыль, если снизим цену на товары.
У маркетплейса периодически бывает индексация цен. Например, у определённой категории товара должна быть определённая цена. Иначе площадка тебя заблокирует. С этим тоже сложно, если ты не производитель. Не можешь регулировать цены так, как тебе захочется.
В целом с маркетплейсом работать выгодно. Но в нём есть потенциал, если ты продаёшь товары собственного производства. Поэтому сейчас мы меняем концепцию: уходим из статуса дилеров и делаем акцент на производство своих товаров. Например, посуду завезли под своим брендом.
Если бы выходил на маркетплейс только сейчас, ничего не стал бы менять в процессах. Все этапы, которые мы прошли с Озоном, были полезными.
Как выбрать товар для продажи на Озон: расчет юнит-экономики и лайфхаки для продавцов Ozon
Прежде чем заходить на маркетплейс с каким-либо товаром или добавлять новые позиции в уже существующий ассортимент, нужно понять, а будет ли это выгодно. Идеальный инструмент в данном случае – юнит-экономика.
В сфере маркетплейсов с ее помощью определяют, как сработает конкретный артикул товара или целая товарная категория. Анализ позволяет увидеть потенциально прибыльную и убыточную продукцию. Так продавец может обезопасить себя от провалов, спрогнозировать вероятный доход и грамотно управлять ценами. Это одинаково важно для начинающих селлеров и для тех, кто на платформе уже давно.
Сегодня расскажем о том, как рассчитывать юнит-экономику товаров на Ozon. Также разберем дополнительные инструменты, благодаря которым можно подбирать максимально прибыльные товары и увеличивать эффективность продаж.
Как выбрать прибыльный товар для продажи на Ozon
Недавно Ozon провел свой ежегодный COM.E ON Forum, на котором выступало много опытных спикеров. Один из них рассказал о том, на что стоит обратить внимание и как не прогадать с выбором товара для продажи на платформе. Давайте рассмотрим ключевые моменты.
В помощь продавцам на маркетплейсе запустили одноименный раздел «Что продавать на Ozon».
Там можно найти ответы на такие вопросы:
Одна из самых серьезных тем, волнующих селлеров – грамотное расширение ассортимента. Посмотрим, как можно это сделать.
Наиболее простой вариант – поискать решение в «самых продаваемых на Озон» товарах.
Раздел «Что продавать» состоит из трех основных блоков:
1. Товары. Здесь показывают 1 000 самых продаваемых позиций на платформе за последние 28 дней. Показатели выводятся по сумме продаж и количеству проданных артикулов. Каждому товару присваивается статус: от «ТОП-1%» (позиция входит в 1% наиболее продаваемых) до «Хуже, чем 99%» (значит продукт продавался хуже 99% других). Информация обновляется ежедневно. Для удобства поиска можно отсортировать позиции в списке: по названию, категории, наличию, своим/чужим товарам.
2. Поисковые фразы. Здесь отображаются ключевые запросы, которые за последний месяц пользователи маркетплейса вводили в поисковую строку чаще всего. В списке будут указаны несколько параметров – название и популярность запроса, количество добавлений в корзину из результатов поиска, конверсия и средняя цена проданного товара.
3. Бренды. Здесь можно увидеть бренды, продукция которых успешно продается на рынке, но пока еще не представлена на «Озон».
Рассмотрим детальнее работу с блоком «Товары». Специалисты по аналитике рекомендуют начинать поиски со знакомых категорий. Опытные продавцы могут при желании заглядывать и в другие ниши.
Итак, заходим в нужную категорию. Например, детские товары. Затем сортируем по сумме продаж – от более популярных к менее – и оцениваем результаты.
Важные замечания:
Включать в ассортиментный ряд исключительно топовые позиции тоже необязательно. Можно посмотреть, что хорошо продается по деньгам или по штукам в продажах и определить, какие еще товары покупают активно и стабильно.
Еще несколько общих рекомендаций:
1. Первым делом проверяем конкуренцию: смотрим сколько компаний уже продают данный товар. Увидеть всех продавцов можно в карточке.
2. Далее изучаем цены на продукт, которые предлагают другие продавцы.
3. Смотрим закупочную стоимость у поставщиков в интернете.
Если продавец опытный, можно рискнуть и побороться за высококонкурентные позиции. Чем больше партнеров продают аналогичный продукт, тем выше конкуренция. Новичкам целесообразнее начинать с продуктов, представленных в 1-2 предложениях.
Что заложить в стоимость
Чтобы получать хорошую прибыль на маркетплейсе, важно сформировать правильный ценник.
Розничная стоимость любого продукта должна складываться с:
Общая сумма затрат зависит от товарной категории, объемного веса единицы, кластера отгрузки и доставки, некоторых других характеристик. На стоимость хранения влияет оборачиваемость товара в днях.
Также нужно учитывать и модель, по которой работает продавец: продажи со своего склада – FBS, или продажи со склада маркетплейса – FBO. Для FBS придется добавлять стоимость доставки на складской центр «Озон».
Вознаграждение маркетплейса состоит из 3-х компонентов:
Что учесть при закупке продукции:
Некоторые производители сразу упаковывают изделия под требования платформы. Но часто продавцам приходится готовить товар к отгрузке самостоятельно. Для одной единицы эти затраты будут несущественны, для партии – уже сильно ощутимы.
Если найти товар, который пока широко не представлен на рынке, можно делать наценку на уникальность и ставить стоимость, не опираясь на рыночную политику цен.
Расчет юнит-экономики для товаров на Ozon
Допустим, на этапе анализа вы определили предварительные позиции, которые хотите включить в ассортимент. Но до этого необходимо убедиться, что вы не уйдете с данным товаром в минус и сможете выручить желаемую прибыль.
Юнит-экономика на маркетплейсе как раз и нужна для расчета прибыльности/убыточности отдельно взятого юнита – товара. Выполняя необходимые расчеты, можно выяснить, какие позиции способны генерировать прибыль, а что будет убыточным. Расчет производится для единицы или определенного периода: неделя, месяц, год.
Особенно полезна юнит-экономика для тех, кто только создает ассортимент или планирует расширить текущее предложение. Хотя, в целом, это важно для всех. Ведь основное, с чем следует определиться прежде, чем идти в торговлю – сколько вы хотите в итоге зарабатывать с каждого проданного товара. Это отправная точка.
Принципиальная формула юнит-экономики для маркетплейсов выглядит так:
Ее смысл – просчитать прибыль с единицы проданного товара. Берем цену продажи и вычитаем из нее все вероятные расходы, которые рассматривали в предыдущем разделе.
Давайте рассчитаем маржинальность одной единицы товара при закупке в Китае партии из 1 000 штук. Для примера возьмем занавески с принтами.
Нам предстоят такие расходы:
Себестоимость продукции составляет 420,65 рублей.
Учитывая расходы, ставим розничную цену 1270 рублей.
Вычитаем дополнительные затраты на единицу:
К выплате за единицу остается 921,5 рублей.
С этой суммы нужно также вычесть расходы на:
Рассчитываем доход с одной единицы:
Вычитаем из этой суммы себестоимость, прибыль с единицы составит:
Получается, что маржинальность товара равна:
304,85 : 420,65 х 100% = 72,5%
Но именно так будет вряд ли. Это прикидки, определить точные цифры достаточно сложно. Потому что знать абсолютно все расходы заранее невозможно. Но видя такое значение, вы можете выбрать правильный ценовой коридор, в котором стоит двигаться. Можете увеличивать рекламный бюджет, предполагать больше брака, что валюта обвалится. Но у вас останется запас и вы будете знать, что не уйдете в минус.
Как оценивать потенциальную прибыль с помощью калькулятора Ozon
Оценить вероятную прибыль с товара можно на калькуляторе «Озон». Он просчитывает, сколько получится заработать на каком-либо продукте за определенный период, и приблизительную сумму расходов на маркетплейсе.
Для примера возьмем трендовый товар-бестселлер – развивающую игрушку для детей. Ее предлагают 2 продавца. У одного из них стоимость игрушки составляет 1 149 рублей, у другого – 801.
Получается, что средняя цена на платформе – около 1 000 рублей. Мы нашли место, где можно купить по 400 рублей за штуку. В итоге видим довольно неплохой запас. Значит, стоит попробовать составить конкуренцию при цене 750 рублей.
Выбираем товар, категорию и вводим нужные показатели:
Система вычтет себестоимость и предусмотрит вероятные затраты на:
В итоге поймем, сколько получится заработать при стоимости игрушки в 750 рублей, сколько из этой части можно будет потратить на продвижение или отложить на другие затраты, связанные с товаром.
На модели FBO чистая прибыль с одной единицы за вычетом расходов составит 241 рубль, на FBS – 285 рублей. Видим, что в нашем случае выгоднее работать по FBO.
Лайфхаки по выбору товара и увеличению эффективности продаж
Расширение ассортимента – не единственная сторона, в которую стоит посмотреть действующим селлерам. Есть еще, как минимум, два варианта для развития и наращивания объемов продаж.
Вариант 1 – удерживать лидерство
Стать лидером в своей нише на «Озон» помогут несколько эффективных мер.
Первая – поддержание оптимального количества остатков популярных товаров.
Чтобы выяснить, какие именно позиции должны постоянно присутствовать в достаточном количестве на складе, нужно использовать два фильтра в новом разделе:
Так можно быстро определить, где теряются деньги.
Вторая мера – снизить цены на товары с повышенной конкуренцией.
«Озон» показывает количество продавцов по каждой позиции. Если ваша цена выше средней, то очевидно надо снижать ее, чтобы общая прибыль была больше. В основном продукцию на маркетплейсе покупают у продавцов, которые предлагают более низкую цену.
Зайдите в «Самые продаваемые товары» и отфильтруйте свои, а затем оцените конкуренцию и сравните цены.
Третья мера – настроить рекламу для подходящих запросов.
Выбрать запросы поможет раздел с поисковыми фразами, который мы рассматривали ранее. Фразы можно фильтровать по своей категории, по слову, которое входит в запрос. Рекламную кампанию стоит настраивать под актуальные тренды категории.
Вариант 2 – стать первопроходцем
Альтернатива поиску трендов – начать продавать то, чего еще нет на Ozon, но хорошо продается на рынке.
Для этого нужно выбрать продукты, которые еще не представлены на маркетплейсе, чтобы стать первым.
Можно поискать интересные предложения у поставщиков, особенно в тех категориях, которые «Озон» только планирует добавлять.
Но прежде следует грамотно оценить свободные ниши, посмотреть, что ищут на платформе и не находят, какие запросы чаще остаются без результатов.
Этот анализ даст хорошие подсказки тем, кто хочет начать и восполнить определенную нишу, стать первым в какой-то из категорий.
Кроме нового раздела «Что продавать на Ozon», стоит обязательно обратить внимание еще два больших блока:
В будущем «Озон» планирует добавить аналитику по всей площадке. Она будет показывать, какую долю от категории занимает продавец в динамике, на какой он позиции, его положение на фоне конкурентов. Это тоже поможет определять наиболее выгодные товары для торговли на маркетплейсе.
Заключение
Благодаря предварительным расчетам и оценке прибыльности товара продавец может подобрать оптимальные позиции с точки зрения выручки. Также анализ помогает определить минимальную стоимость продукта, при которой можно будет достаточно зарабатывать.
Поэтому при выходе на маркетплейс или включении новой позиции в ассортимент нужно всегда ориентироваться на ее экономику, детально изучать товар, нишу, плотность рынка и держать в голове вопросы:
В первую очередь торговля должна быть прибыльной. Если кто-то откровенно демпингует, равняться на него не стоит. Обычно целью таких продавцов является заработок денег в моменте. Для нормального развития бизнеса лучше ставить долгосрочные цели. Анализируйте, выбирайте востребованные позиции для торговли на маркетплейсе и рассчитывайте их экономику. Только так можно получать ощутимую прибыль в долгосрочной перспективе.
Как мы пытались торговать детской обувью на «Озоне»
Но пришлось переехать на «Вайлдберриз»
Около года назад мы с мужем стали задумываться о том, чтобы открыть бизнес.
Если у других без опыта все получается, чем мы хуже? В общем, мы захотели параллельно с основной работой запустить свое дело, и, если получится, со временем сделать его главным источником дохода.
Мы решили продавать детскую обувь на маркетплейсе. Выбрали «Озон», но не смогли даже разместить там товар. Потеряли почти два месяца и переехали на «Вайлдберриз».
Расскажу в статье, как все было.
Курс о больших делах
Как мы планировали запуск бизнеса
Мы всегда мечтали о своем деле. Мне 28 лет, супругу — 32 года. Мы живем в Салавате — это город в Башкирии. Работаем на удаленке: я пишу рекламные тексты, муж продает кассовое оборудование. Во время пандемии мы сменили несколько рабочих мест и даже съездили на вахту на склад «Ламоды» в Подмосковье. Зарабатывали по 12 000—25 000 Р в месяц, научились выкраивать деньги до очередного пополнения баланса, иногда прибегали к спасительным кредиткам.
У моего мужа есть опыт работы специалистом поддержки клиентов в двух самых популярных маркетплейсах в России — «Озоне» и «Вайлдберриз». Его клиенты — физические и юридические лица — часто задавали вопросы, ответить на которые можно было, только изучив информацию в карточках продавцов. Речь идет о состоянии товара, размерах и других характеристиках, которые клиент упустил. Муж поработал там и разобрался, как устроена такая торговля.
Из-за коронавируса онлайн-торговля и маркетплейсы были на подъеме. Мы тоже рвались в бой — то есть в собственный бизнес.
На сайте «Озона» есть страница в чем разница» rel=dofollow»>страница с аналитикой, где указано, что сейчас в топе продаж. Можно посмотреть, какие товары и в каких категориях чаще ищут и покупают. Мой муж изучил разные категории: одежду, обувь, бижутерию, аксессуары и так далее. Из них мы выбрали, на наш взгляд, наиболее востребованные: детскую обувь и игрушки. Спрос на них не имеет сезонности. Например, детские сандалии покупают не только летом, потому что в детсадах нужна сменная обувь.
Мы решили присмотреться к местным башкирским производителям детской обуви. Так мы могли сэкономить на доставке и проверить качество товара до выкупа первой партии. За информацией полезли в интернет и выяснили: три из четырех местных фабрик работают в башкирском райцентре Давлеканово.
Мы позвонили в отделы продаж обувных производств, чтобы узнать, размещены ли уже их товары на маркетплейсах. Еще спрашивали про ассортимент, закупочные цены и сроки поставки. Самым быстрым и отзывчивым оказался менеджер фабрики «Сандра». Нам прислали прайс-лист для оптовиков. Закупочная цена была — от 220 Р за пару сандалий.
Для начала мы прикинули смету расходов и прогнозируемых доходов, ориентируясь на пессимистичный прогноз. Главные расходы для торговли на маркетплейсе — это закупка товара, фото для карточек, доставка товара до Москвы, складские услуги, логистика маркетплейса, включая доставки и возвраты. Согласно «бизнес-плану», который мы написали ручкой на листе бумаге, мы должны были потратить около 300 000 Р :
Выбрали торговую площадку
Мы изучили рейтинги, обороты и аудиторию площадок, и решили работать с «Озоном».
Одним из решающих аргументов для нас стало то, что у «Озона» есть так называемые технологические партнеры — компании, которые бесплатно подключают продавцов к торговой площадке.
Кроме этого, технологические партнеры помогают начинающим продавцам разобраться с условиями маркетплейса, определиться с логистической схемой, загрузить карточки товаров, поддерживать актуальное количество остатков товара, управлять контентом и так далее. Звучало очень здорово. Акция распространялась только на новичков и действовала в течение десяти месяцев с момента старта продаж. Выбрать можно было лишь одного партнера.
В таблице с перечислением технологических партнеров указан их рейтинг, который складывается из среднего значения поставленных оценок продавцов. Его мы и решили взять за основу. Позвонили в фирму, у которой было больше всего оценок и самый высокий средний показатель.
Чтобы начать сотрудничать, нужно было написать письмо техпартнеру и приложить к нему скан заявления в свободной форме: «Я, Иванов Петр Сергеевич, выбираю технологическим партнером такую-то компанию, дата, подпись». После этого техпартнер перешлет это письмо в «Озон».
Мы отправили скан будущему партнеру и через пару часов получили на почту официальное подтверждение того, что можно запускаться.
Зарегистрировались на «Озоне»
Чтобы начать работать с «Озоном», нужно быть ИП на УСН. Для регистрации на маркетплейсе нужны следующие документы:
У меня уже было ИП, которое я открыла специально, чтобы торговать на маркетплейсах.
Чтобы стать партнером «Озона», нужно зарегистрироваться на площадке. Система попросит ввести имя, фамилию, имейл, пароль и дать согласие на обработку персональных данных.
После этого нам пришла ссылка для подтверждения почты. Когда перешли по ней, пришлось снова ввести имейл и пароль, нажать «Войти». После этого открылось новое окно с анкетой, где надо было указать данные о продавце:
Мы заполнили раздел с информацией о компании: указали форму собственности, фамилию и имя индивидуального предпринимателя, название магазина, а также контактные данные. Потребовалось прикрепить документы — ОГРНИП или лист записи ЕГРИП, ИНН, два разворота паспорта — с фотографией и пропиской.
Документы для юридических лиц немного отличаются: нужны ОГРН или лист записи ЕГРЮЛ, ИНН, устав с отметкой о регистрации в налоговой организации, приказ о назначении гендиректора.
Если продавец работает по УСН, как мы с супругом, надо указать это при регистрации. Кроме этого, требуется загрузить уведомление о переходе на такую форму налогообложения. Все это прописано в инструкции, которая есть на «Озоне».
Еще один обязательный блок анкеты — банковские реквизиты счета, куда будет поступать плата за товары.
Мы все заполнили и нажали кнопку «Отправить на проверку». Через день пришло письмо об активации аккаунта. Мы решили, что пора набрасывать план дальнейших действий: надо было сделать фотографии обуви, заполнить карточки товаров, разобраться с доставкой до склада в Москву.
Никаких официальных документов технологический партнер нам не предоставлял, все было на честном слове. Вообще, роль технологического партнера сводится к тому, чтобы продавец понял, как устроена работа маркетплейса, и научился работать с ним сам. Технологический партнер лишь помогает начинающим продавцам постичь основы — делает все для того, чтобы они не испугались и не отказались от затеи из-за каких-то сложностей.
Создали карточки товаров
мы потратили на первую партию детских сандалий
Фотографии. При выборе товара в интернет-магазине покупатель прежде всего ориентируется на его внешний вид. Поэтому фотографии — это очень важно.
мы заплатили за фотографии товаров
Перед тем как начать заполнять карточки, мы добавили в личный кабинет сертификат соответствия на товар и разрешение на использование бренда производителя — эти документы нам по запросу дали на фабрике.
Карточки товара создаются в личном кабинете продавца. Можно заполнять все поля вручную, а можно загрузить все данные сразу — в файле XLS. Заполнять вручную — невероятно долго. Если загрузить таблицу, можно всего в несколько кликов заполнить сразу десятки, а то и сотни карточек.
Карточки для нашей пробной партии сандалий мы заполняли вручную, чтобы лучше понять структуру и какая информация требуется. Указывали название товара, пол ребенка — для мальчиков сандалии или для девочки, цвет обуви, размер, вид застежки, тип каблука, внутренний и внешний материал, материал подошвы, сезон.
Некоторые характеристики — материал подошвы, внутренний и внешний материал, размер — мы уточнили у производителя. С остальными разобрались сами. Указали категорию товара, цены и то, что мы работаем без НДС — это нужно отмечать для товаров, на которые юридические лица могут оформить вычет налога.
Кроме этого, мы разместили в карточке описание — текст, который должен был стимулировать пользователя совершить покупку. В этом поле я более подробно описала характеристики товара, которые должны помочь мамам и папам сделать выбор в пользу нашей обуви. Текст составила сама.
Еще мы добавили фото с пяти ракурсов: вид спереди, сзади, слева, справа и сверху.
Наши карточки были готовы. На заполнение ушел день. Дальше мы передали их на проверку технологическому партнеру. Замечаний не было, так как мы заполнили все поля и добавили корректное описание.
Мы сделали несколько базовых карточек на каждую модель, а технологический партнер уже «растиражировал» их, создав отдельные карточки для каждого размера обуви. После этого мы отправили менеджеру таблицу с размерами и габаритами коробок товара. Все делали в таблицах.xls или файлах.csv: выгружали образец, добавляли туда данные и загружали обратно.
Основную работу нам помогал делать технологический партнер: он загружал все карточки товаров, проверял, правильно ли они заполнены, исправлял ошибки и добавлял размеры обуви.
Мы хотели запустить товар в продажу как можно скорее. Пока технологический партнер заканчивал оформлять карточки, мы отправили первую партию обуви на склад логистической компании в Москве.
Промаркировали товар
Для продажи на «Озоне» на каждом товаре должно быть два стикера: первый — со штрихкодом, артикулом и основными характеристиками товара, второй — с маркировкой «Честного знака». Штрихкод нужен для поиска товара на складе «Озона», а артикул помогает найти товар в личном кабинете продавца.
Могут потребоваться и дополнительные документы. Так, если товар подлежит обязательной сертификации, нужно в личном кабинете приложить сертификат соответствия. Это касается практически всех детских товаров и игрушек, любых изделий, которые так или иначе соприкасаются с кожей человека, а также БАДов и медикаментов. Без сертификата соответствия карточка товара не пройдет модерацию. Нам сертификат соответствия предоставила обувная фабрика.
Штрихкод генерируется на сайте маркетплейса нажатием одной кнопки. Можно использовать и свои штрихкоды, которые созданы в других программах, но лучше делать это в карточке товара через кабинет продавца в «Озоне». Иначе может случиться, что ваш код совпадет с чьим-то другим товаром.
«Честный знак». Государство ведет учет продаж промышленных товаров в специальной системе «Честный знак». К 2024 году маркировать такими кодами надо будет все виды товаров, но уже сейчас это обязаны делать продавцы одежды, лекарств, табака и еще десятка наименований. Обувь тоже входит в этот список.
Суть в том, что каждому товару присваивается уникальный код — Data Matrix или другой тип маркировки. Производитель наносит код на товар, после этого весь путь вещи можно отследить на каждом этапе — от завода по потребителя. На этикетке с такой маркировкой размещена электронная метка — контрольный идентификационный знак, КИЗ. По нему можно узнать все сведения о товаре: кто производитель, откуда поступил и так далее. В магазине просканируют код товара, система проверит, подлинный ли он. Как только товар будет продан, в системе «Честный знак» появится запись, что код вышел из оборота. Так государство борется с контрафактом.
Для получения маркировки «Честного знака» нужно отправить на электронную почту markirovka@ozon.ru список товаров и соответствующие им идентификационные номера. На этом этапе у нас появились первые трудности. Менеджер технологического партнера не предупредил, что от нас нужен такой список товаров с GTIN. GTIN — это сокращенный вид маркировки товара, состоящий из 14 знаков. Его товару присваивает производитель.
мы отдали за опись маркировки товаров
Маркировать товар «Честным знаком» должен производитель, а клеить штрихкоды — продавец. Каждую из наших 1085 пар сандалий на фабрике упаковали в отдельную коробку. Мы попросили обувную фабрику сразу клеить на коробку и маркировку «Честного знака», и наш штрихкод. По идее, это не входит в обязанности производителя, но нам пошли навстречу. При этом мы не заплатили ни копейки.
Поставили товар на склад «Озона»
У «Озона» есть требования к упаковке и поставке. Товар надо уложить на палеты или в коробки. На каждую партию необходимо наклеить ярлык — его можно скачать в личном кабинете продавца. За одну поставку можно передать не более десяти коробок. Максимальный вес коробки — 20 кг. Если коробок больше десяти, нужно разместить их на палете. В этом случае клеится один ярлык — только на саму палету.
Упаковка должна быть прочной, чтобы товар дошел до покупателя целым. Хрупкие вещи нужно упаковывать дополнительно. Что касается обуви, каждая пара должна быть в индивидуальной коробке или в пакете с наклеенным штрихкодом. Нашу обувь упаковывали сразу на фабрике.
Выявили проблему с маркировкой
Товар уже был на складе в Москве. Настала пора запускать продажи. Для этого в личном кабинете продавца на «Озоне» надо было прикрепить список GTIN к товарам. И здесь нас ждал неприятный сюрприз.
Оказалось, что по правилам маркетплейса коды GTIN у разных товаров не могут повторяться, хотя это противоречит политике «Честного знака». Из техподдержки «Честного знака» нам пришел однозначный ответ: «GTIN может повторяться неограниченное количество раз, так как в идентификационный код заложены основные характеристики товара: цвет, размер, номер партии производителя и страна происхождения». В техподдержке «Озона» же нам ответили, что идентификационный код повторяться не может.
«Озон» может устанавливать свои правила, так как выступает в качестве агента — об этом говорится в договоре с маркетплейсом. Получалось, что «Честный знак» допускает, чтобы GTIN повторялся, а «Озон» — нет. В нашей партии GTIN совпадал несколько раз у разных моделей и размеров.
Обувь уже была промаркирована производителем и введена в оборот через систему «Честный знак». Никто бы не стал заново маркировать товар специально для нас, это абсурд. Тем более что имевшаяся маркировка не нарушала закон, а только шла вразрез с требованиями «Озона».
Оказалось, что рейтинг и хорошие оценки технологического партнера — это не главное. До заключения договора нам надо было спросить менеджера о том, есть ли у его компании опыт работы с маркированными товарами и клиенты, которые продают обувь. Уже в процессе работы выяснилось, что сотрудники компании-техпартнера вообще ничего не знают о «Честном знаке» и требованиях «Озона» к маркировке товаров.
Переехали на «Вайлдберриз»
Мы решили попробовать разместить товар на «Вайлдберриз» — втором по объему оборота маркетплейсе в России. Хотели поменять компанию по сопровождению, но не смогли: у «Вайлдберриза» вообще нет никаких технологических партнеров. Договорились, что наш менеджер будет бесплатно помогать с поставкой на новый маркетплейс, раз не справился с «Озоном».
Чтобы зайти с товаром на «Вайлдберриз», нужно зарегистрироваться на сайте в личном кабинете, добавить информацию о своей организации, загрузить товары, наклеить штрихкоды на товары, создать поставку товара и отправить груз на нужный склад маркетплейса. Для нас был в приоритете склад в Москве, чтобы можно было охватить товарами всю Центральную Россию.
Через четыре дня технологический партнер создал карточки на «Вайлдберриз» на основе тех, что мы делали для «Озона». Штрихкоды переклеивать не пришлось — прежние успешно прошли модерацию.
На «Озоне» грузовые места — коробки или палеты — маркируются в зависимости от объема товара. На «Вайлдберриз» этикетки клеят на грузовые места и каждую коробку. На всех маркировках должен быть список и количество содержащихся в коробке артикулов.
Правила приема поставок на «Вайлдберриз»PDF, 741 КБ
Мы обрадовали владельца склада, на котором уже около трех недель лежала наша обувь, что можно отгружать товар на склад «Вайлдберриз». Следом выслали этикетки на все коробки с обувью с перечнем содержимого. Такие «наклейки» помогают сотрудникам склада найти нужный товар для покупателя, сделавшего заказ.
В «Ситивэнсе» наш товар оклеили и собрали в палеты. Услуга стоила 1000 Р за две наши палеты. Между решением перейти на «Вайлдберриз» и отгрузкой товара прошло полторы недели. Наступил июль. С момента нашего решения торговать обувью прошло около пяти месяцев.
Расходы на запуск бизнеса за пять месяцев — 262 862 Р
Основная партия товара | 220 000 Р |
Услуги «Ситивэнса» | около 20 000 Р |
Фото товара | 9000 Р |
Пробная партия товара | 5762 Р |
Доставка до склада «Ситивэнса» | 5700 Р |
Доставка до склада «Вайлдберриз» | 2400 Р |
Запустили продажи
В начале июля 2021 года мы отгрузили обувь на «Вайлдберриз». Это удалось сделать с первой же попытки, чему мы после сложностей с «Озоном» очень обрадовались. Между поступлением товара на склад к посреднику в Москве и фактической отгрузкой товара прошел месяц.
В чем отличие «Озона» и «Вайлдберриз»
«Озон» работает с продавцами по агентской схеме, а «Вайлдберриз» — по комиссионной. В первом случае маркетплейс берет на себя реализацию товара, становясь посредником между продавцом и покупателем. Когда обувь попадает к покупателю, присвоенный ей уникальный цифровой код «выпадает» из системы мониторинга «Честный знак». По договору «Озон» берет на себя все действия с товаром, включая ответственность за списание маркировки из оборота.
А «Вайлдберриз» обеспечивает только продажу товара и доставку его покупателю. Если выяснится, что у продавца нет сертификатов, которые могут потребовать клиенты, его заблокируют, а владельцу придется заплатить огромный штраф «Вайлдберриз» и контролирующим органам. Ответственности у комиссионера меньше.
В случае с «Вайлдберриз», при работе с «Честным знаком» продавец сам выводит из оборота товар, который имеет такую маркировку. Для этого нужно зайти в личный кабинет системы «Честный знак», создать документ «Вывод из оборота», добавить туда коды проданных товаров и нажать кнопку «Провести». С этого момента они больше не числятся за продавцом, а переходят в категорию проданных. Поэтому «Озону» было важно, чтобы коды не повторялись, а «Вайлдберриз» вообще никакого отношения к «Честному знаку» не имел.
Что в итоге
Стоит заранее выяснить у производителя товара, как он маркирует товар «Честным знаком». Если GTIN повторяется, на «Озон» попасть не получится. Если штрихкод описывает только базовые характеристики, GTIN будет повторяться. Если в GTIN включены дополнительные свойства, этикетки будут разными. Уговорить производителя переделать маркировку уже после заказа и доставки товара, скорее всего, не получится.
Отправлять товар на склад надо только после того, как есть все разрешения от маркетплейса. Иначе решать проблемы будет сложнее и дороже — например, перемаркировать товар самому уже не получится. А еще придется тратиться на хранение.