чем только не торговали на воскресной ярмарке
Как получить место на ярмарке выходного дня
1. Что такое ярмарка выходного дня?
Ярмарки выходного дня — это ярмарки, которые созданы для поддержки сельхозпроизводителей. Они работают с апреля по декабрь включительно (в пятницу, субботу и воскресенье). Торговые места предоставляются бесплатно.
На ярмарках выходного дня можно продавать только сельскохозяйственную продукцию (овощи, фрукты, ягоды, мясные, рыбные, молочные продукты) и продовольственные товары (хлебобулочные изделия, крупы, муку, растительные масла, соль, сахар, приправы, чай, кофе, консервы и кондитерские изделия), произведенные на территории Российской Федерации, государств — членов Евразийского экономического союза.
2. Кто может получить место на ярмарке?
Получить торговое место на ярмарке выходного дня могут:
Физические лица могут получить торговые места только по группе товаров «овощи и фрукты». Причем 60% этих мест должны предоставляться ведущим личное подсобное хозяйство или занимающимся садоводством, огородничеством, животноводством, 20% — главам крестьянских (фермерских) хозяйств. Оставшиеся 20% распределяются между ИП и юрлицами.
На каждой ярмарке одно место должно быть предоставлено пенсионеру (либо инвалиду), чтобы он мог продавать выращенную на своем участке продукцию.
3. Когда проводятся ярмарки?
В Москве ярмарки выходного дня проводятся с апреля по декабрь в пятницу, субботу и воскресенье.
Сроки проведения ярмарок выходного дня утверждаются каждый год организатором ярмарок выходного дня — ГБУ «Московские ярмарки».
4. Как зарегистрироваться и получить место на ярмарке?
Чтобы торговать на ярмарке, вам нужно подать заявку. Сделать это можно только онлайн на сайте mos.ru.
Если у вас нет доступа в интернет, вы можете обратиться в любой центр «Мои документы». Там есть зоны электронных услуг, где установлены компьютеры с бесплатным доступом в сеть.
В одном запросе можно указать только одну ярмарку. При этом количество запросов не ограничено.
Места выдают в порядке очередности: кто раньше подал заявление, тому и предоставляется место. Если вам не хватит мест, вас включат в лист ожидания.
5. Какие документы понадобятся?
Для работы на ярмарке выходного дня вам понадобятся:
Документы должны быть у продавцов в течение всего времени работы на ярмарке. Их могут потребовать уполномоченные должностные лица или организаторы ярмарки.
6. Как найти ярмарку выходного дня?
Ярмарки выходного дня организовывают во всех округах Москвы. Места для их размещения утверждают ежегодно.
Адреса ярмарок выходного дня размещаются в разделе Департамента торговли и услуг города Москвы на mos.ru. Также вы можете найти их на карте на портале открытых данных.
7. Какие технические рекомендации учесть при подаче заявки?
Технические рекомендации:
Советы по авторизации
На портале mos.ru включены дополнительные способы защиты учетных записей пользователей. Если вход на портал осуществляется с нового устройства, производится дополнительная проверка. На номер телефона, указанный в личном кабинете, отправляется СМС-код, который нужно ввести в специальном поле на портале.
8. У меня остались вопросы. Куда обратиться?
Проект курирует Департамент торговли и услуг Москвы. Организацией ярмарок занимается ГБУ «Московские ярмарки».
Как мы участвовали в новогодней ярмарке
И с трудом окупили расходы на подготовку
У нас с сестрой своя кондитерская. Мы печем десерты и продаем их через интернет.
В декабре 2018 года мы участвовали в новогоднем маркете в Санкт-Петербурге: продавали десерты. Потратили на подготовку 22 тысячи рублей, а продали на 27 тысяч. Заработали всего по 2,5 тысячи на человека за два дня.
Расскажу, какие ошибки мы совершили и почему подобная ярмарка для малого бизнеса не всегда дает ожидаемую прибыль.
Зачем мы участвуем в ярмарках
Нашей кондитерской четыре года. На последнем курсе петербургского университета ЛЭТИ я попала на мастер-класс французского кондитера Мишеля Вийома и начала печь сама. Фотографии изделий я выкладывала в инстаграм и так получила первые заказы. Сейчас я работаю профессиональным кондитером в крупном отеле и иногда пеку на заказ. Я делаю муссовые торты и пирожные «макарон» по французским рецептам, чизкейки, ягодные тарты и готовлю сладости для свадеб. Мне помогает сестра Оля.
В мае 2014 года мы впервые решили выйти в офлайн и увеличить клиентскую базу. В Санкт-Петербурге тогда проходил «Ресторанный день», где любой желающий мог открыть свое кафе, ресторан или бар на один день. Условия участия просты: найти место и решить, что продавать. Заработали тогда немного, но зато нашли новых постоянных клиентов. С тех пор мы работали еще на двух ярмарках и остались довольны. Такой формат помогает получить дополнительный доход, понять спрос и наработать опыт на случай, если мы когда-нибудь откроем свое кафе.
В 2018 году мы решили участвовать в маркете в четвертый раз. Помимо основных задач хотели проверить гипотезу о том, что снизился спрос на десерты с традиционным составом. Сейчас пик популярности здорового образа жизни, и многие предпочитают продукты без муки, сахара, молока. Поэтому часть десертов мы сделали для людей, которые не едят мучные и молочные продукты, другая часть состояла из традиционных десертов. Если бы гипотеза подтвердилась, мы пересмотрели бы ассортимент и разработали на будущее новые позиции «без всего».
Но все оказалось не так просто. По прибыли этот маркет стал худшим из всех, где мы участвовали. Почти на каждом этапе можно было избежать ошибок, которые повлияли на продажи. Расскажу об этих ошибках подробнее.
Выбор ярмарки
Участвовать в предновогодней ярмарке мы решили в начале ноября. Поскольку мы живем в Санкт-Петербурге, выбор мест был большой: здесь маркеты проходят практически каждые выходные. Но для нас были важны два момента.
Продолжительность — максимум два выходных дня. У нас обеих есть постоянная работа, поэтому заготовить продукцию даже на три дня мы не смогли бы.
Еще нам хотелось, чтобы ярмарка проходила не в торговом центре, а в красивом городском пространстве. В таких пространствах лучше вентиляция, а в торговых центрах всегда душно. Мы продаем на ярмарках десерты без витрины-холодильника, поэтому, если слишком жарко, они могут испортиться.
Мы выбрали «Маркет у моря» в «Порту Севкабель». Сейчас эта площадка — одно из самых популярных пространств в Петербурге. Она находится в гавани Васильевского острова на территории кабельного завода. В разных корпусах «Севкабеля» регулярно проходят музыкальные фестивали, вечеринки и выставки. Примерно за неделю до маркета стало известно, что на набережной с видом на Финский залив зальют каток. Мы были уверены, что будет много посетителей.
Ошибки и выводы. Изначально организаторы планировали проводить ярмарку только в одном корпусе. Но из-за большого количества участников решили задействовать еще одно помещение. Нам предложили встать не в главном пространстве, а во втором здании. Объяснили, что там будет вся еда и так будет удобнее. Мы согласились.
В первый день ярмарки оказалось, что люди до второго здания не доходят, потому что просто не знают, что в нем тоже проходит маркет. Только на следующий день организаторы повесили на входе в наш корпус флажки и плакат с надписью «Маркет у моря». Нам следовало заранее уточнить все детали организации — еще на этапе выбора ярмарки. Если бы мы сразу все выяснили, то попросили бы поставить нас в другой корпус или выбрали бы другой маркет.
Сколько стоит участие в маркете
Чтобы принять участие в ярмарке, нужно оплатить место. Цена полностью зависит от площадки и организаторов. Например, в 2016 году мы платили 8 тысяч рублей за два дня, а в 2017 — 12 тысяч. В этот раз аренда стоила 7 тысяч. В цену входило само место и один стул. Также можно было пользоваться электричеством, взяв с собой удлинитель. Оплату я переводила организаторам на карту.
Обычно организаторы спрашивают только основную информацию: название бренда, телефон, способ оплаты и размеры стола. Их не интересует, есть ли у нас ИП или санитарные книжки. Также нас никогда не просили прислать ИНН, копии паспортов или других документов. Максимум, что нужно, — написать, что мы планируем продавать. Иногда требуется текст про бренд и фото для анонса в группе маркета.
Место
Во время двух первых маркетов мы торговали на улице. Стоять на улице удобно: светло и комфортно. Поздней весной и летом в Петербурге обычно нежарко, поэтому десерты долго сохраняют товарный вид и свежесть. Когда мы участвовали в третьем маркете, про улицу речи даже не было — дело было под Новый год, а в Петербурге в это время всегда не выше нуля, идет дождь или мокрый снег. Все ярмарки в такую погоду проходят только в помещениях.
мы заплатили за место на ярмарке
Пространство, в котором нам предложили встать в этот раз, называлось «Цех» — это самый большой корпус на территории «Севкабеля» с окнами на набережную. Как нам объяснили, там планировали расположить фудкорт. Фудкорт на ярмарке — это место, где находятся все лавки с едой и напитками, а также есть скамейки и столы, чтобы посетители могли отдохнуть и поесть. На маркетах в такой зоне можно найти все: от фалафеля и пиццы до бургеров и шоколада. Обычно фудкорт расположен на отдельной площадке в конце торговых рядов.
Мы сразу согласились встать в предложенном месте — решили, что нас точно разместят рядом с едой. На предыдущих маркетах организаторы автоматически ставили нас на фудкорт. Когда появилась схема расстановки участников, выяснилось, что наши соседи слева будут торговать галстуками-бабочками. Уже на самой ярмарке появились еще соседи — с носками и медом, а напротив — с еловыми венками.
В первый день стало понятно, что нам придется стоять в пуховиках либо постоянно двигаться — в здании было холодно. Организаторы перед ярмаркой предупреждали, что лучше стоять в легких куртках. Но мы в спешке приготовлений не продумали одежду, поэтому в первый день стояли в кофтах и фартуках и замерзли. Надевать уличные пуховики мы не стали, потому что в них неудобно двигаться.
Вечером выяснилось, что в этот день на набережной заливали каток, а из «Цеха» на него есть выход. Поэтому в здании была открыта дверь, через которую заезжала и выезжала машина для заливки. Из-за этого было очень холодно и дул сквозняк.
Ошибки и выводы. Мы не обратили сразу внимания на то, куда нас поставили, и сделали большой промах. Оказалось, что фудкорт расположен по периметру помещения, а внутри — торговые ряды. В результате в нашем ряду мы были единственные со съедобной продукцией. Посетители не сразу понимали, что у нас еда, и поэтому мало покупали.
Мы не стали тратить время и выезжать на площадку накануне маркета, чтобы оценить обстановку. В результате весь маркет простояли в неудачном месте, а в первый день еще и замерзли.
Обычно на всех ярмарках можно завезти часть товаров на площадку накануне вечером и осмотреться. Так есть шанс оценить место, соседей, температуру в помещении и иногда попросить организаторов поменять место.
В этот раз такая возможность тоже была, но мы ею не воспользовались. Мы не успевали с подготовкой продукции, поэтому не были готовы везти товар на площадку накануне.
Ассортимент и оформление стола
При планировании ассортимента мы придерживались двух критериев:
Поскольку близился Новый год, мы решили сделать новогодний ассортимент и сразу в двух вариантах: с мукой и сахаром и без этих продуктов.
Все позиции были рассчитаны таким образом, что половину мы продаем в первый день и еще половину — во второй. По опыту предыдущих маркетов мы знали, что больше товара не поместится на столе, так как хотели еще и украсить его.
Всего у нас получилось 7 позиций. В планах было еще несколько, но от них пришлось отказаться.
В качестве традиционных позиций мы приготовили то, в чем были уверены:
В процессе приготовления решили дополнить ассортимент чизкейком: оказалось, что у нас много сливочного сыра.
Гипотезу про спрос на десерты без муки и сахара мы решили проверить еще на двух позициях: апельсиновых кексах без муки и рулетах. Рулеты мы сделали трех видов: с японским чаем матча, кокосовый без лактозы и шоколадный без муки. Сливки в кокосовом рулете мы заменили кокосовым молоком, а муку в шоколадном — марципаном.
Оформление стола. Сбоку мы поставили вазу с ветками и цветами, посередине приклеили шоколадные буквы, перед буквами разложили продукцию, которую не надо резать. За буквами — все, что планировали продавать кусками, чтобы не нужно было тянуться с ножом через весь стол. В результате у нас получился самый красивый стол за все годы участия в маркетах.
В первый день мы распродали часть продукции, поэтому нужно было заполнить стол снова. Утром во второй день мы собрали партию «Павловых» и шоколадных пирожных. Рулеты решили больше не печь, поскольку вечером после торговли не было сил да и покупали их плохо. Стол был не так заполнен, как в первый день, и смотрелся не очень эффектно. Зато мы могли с уверенностью говорить, что все свежее.
Ошибки и выводы. Лучше всего покупали чизкейк и апельсиновый кекс без муки, хотя мы возлагали на него меньше всего надежд. В процессе приготовления мы почему-то решили, что он получится невкусным. Хуже всего продавались «елки» и кокосовый рулет.
«Елки» были отличными. Почему они не пошли — мы так и не поняли. Рулет мы сами не рекомендовали покупать — он был жирный и плохо держал форму. Так произошло потому, что крем для него мы сделали на основе кокосовых сливок, а не натуральных. Если бы мы заранее опробовали новый рецепт, то не стали бы делать рулет на продажу. Но мы не успевали, поэтому несколько новых позиций делали вслепую и дегустировали уже на ярмарке. Промахнулись только с рулетом — все остальное было очень вкусное.
По нашим наблюдениям, в Санкт-Петербурге люди действительно стали есть меньше сахара, продуктов животного происхождения и муки. На наше: «Попробуйте пирожные» многие отвечали: «Я сладкое не ем» или «О, у вас все с сахаром и молоком, нет-нет ». Возможно, стоит переосмысливать классические рецепты и искать замену традиционным ингредиентам — муке, сахару и молоку. Но для этого нужно много экспериментировать.
С оформлением тоже нужно продумывать все до мелочей. Мы поставили вазу с водой на стол и в какой-то момент уронили ее. Вода залила полстола и испортила общий вид. Пришлось часть десертов продавать со скидкой. Мы сделали вывод, что не следует ставить емкости с водой на стол, даже для украшения.
Закупка продуктов
Мы покупали продукты в разных местах. Шоколад я купила в профессиональном магазине для кондитеров. Если купить дешевый шоколад в обычном супермаркете, можно испортить вкус десертов. Еще в кондитерском магазине мы купили малиновое пюре, миндально-фундучное пралине, миндальную муку и другие редкие ингредиенты.
мы потратили на шоколад
Обычные продукты — яйца, сливки, сливочное масло и сухофрукты — закупили на оптовой базе. Нам казалось, что там цены ниже. Но потом выяснилось, что сливки, например, дешевле в «Ашане». Впрочем, туда мы тоже ездили не раз, когда внезапно что-то заканчивалось.
Для украшения десертов мы покупали лайм, кокосовые чипсы, полкило клубники и четыре упаковки малины и ориентировались не на цены, а на вид. Тут обычно работает правило «скупой платит дважды». Если купить слишком дешевые ягоды, половина из них в упаковке может быть испорчена и придется покупать еще. Поэтому на них мы не экономим.
Русская ярмарка
Ярмарки и городские гулянья издавна были частью русской культуры и истории. Они получили широкое распространение в середине 18-19 века, ежегодно на территории России проводилось до 3000 мероприятий данного вида. Ярмарки могли быть лесными, хмелевыми, конными, степными.
Ярмарки на Руси
В те времена в деревнях и селах торговля практически отсутствовала, поэтому ярмарки стали для простого народа очень удобным местом, где можно было продать излишки своей сельскохозяйственной продукции, прикупить обновки и другие необходимые товары, отдохнуть в конце концов от изнурительной земледельческой работы, повеселиться и как говориться «себя показать и других повидать».
Крупнейшими ярмарками на Руси считались:
Народная ярмарка
(Современная ярмарка в Москве, Красная площадь)
На таких ярмарках каждый продавал что хотел, товаром могли быть как бублики и сахарные кренделя, так и домашняя скотина, птица, предметы гончарного и ткаческого искусства и многое другое. Это был настоящий рай для ремесленников (бондарей, кузнецов, гончаров, ткачей), которые целый год готовились к тому, чтобы явить покупателям настоящие шедевры своего мастерства. Также здесь предлагали свои услуги мастера различных дел: сапожники чинили обувь, брадобреи брили бороды и стригли волосы, портные чинили одежду. По рынку с целью зазывания покупателей ходили и смешили людей различными шутками-прибаутками, рекламного характера, шуты и скоморохи.
Ярмарочный театр
Помимо различного рода торгов на ярмарках обычно проводились различные театрализованные, музыкальные мероприятия увеселительного характера, устраивались балаганы, вертепы, спектакли и сценки с участием живых медведей, устраивались конкурсы и различные забавы.
Одним из главных обязательных героев ярмарочных представлений была пальчиковая кукла Петрушка. Она имела вид веселого и разбитного балагура и весельчака, с не очень симпатичной внешностью (у него имелся горб, большой нос, резкие черты лица, писклявый резкий голос), зато с очень задорным и озорным характером, отменным чувством юмора, которое иногда переходило всякие границы, поэтому очень даже часто сей персонаж попадал в различные неловкие ситуации и был не единожды бит за свой весьма длинный язычок.
Петрушка никогда не унывает, весло задирает свой длинный и горбатый нос и продолжает балагурить и смешить народ то своим сватаньем, то устройством на работу и другими забавными приключениями.
Народные гулянья
Любая ярмарка была для обычных людей настоящим праздником, который помогал отвлечься от тяжелых рабочих будней, позволял отдохнуть и душой, и телом. Там всегда царила атмосфера праздника и веселья, играла музыка, выступали актеры, звучали народные песни и детский смех. Туда ходили всей семьей, наряжались в красивые праздничные одежды, смотрели красочные интересные представления, веселились от души, принимали участие в различных конкурсах и игрищах, катались на каруселях и качелях, покупали различные товары, сладости и гостинцы.
Одним из самых древних увеселительных занятий на ярмарке издавна было вождение хороводов. В них участвовало большое количество народа, забава сопровождалась веселой музыкой, пением, участием скоморохов и лицедеев. Неторопливое вождение хороводов могло быть разорвано удалой русской пляской, в которой танцоры соревновались друг с другом в выделывании различных замысловатых фигур и коленцев.
Нередко на ярмарках проводились и различные силовые состязания, как например кулачные бои, особенно популярные на Масленицу, участвовали в них обычно физически развитые мужчины любого возраста вне зависимости от положения в обществе. Бой мог проводиться один на один, стенка на стенку или в виде «сцеплялки-совалки» (напоминала вид оригинального русского единоборства, в котором борьба проходила с помощью бросков и захватов). Для мужчин эта забава была одной из любимых, ведь она позволяла проявить свою силу, ловкость и мужество, «выпустить лишний пар» или даже «выбить из головы дурь», скопившуюся там, на протяжении повседневной рутины.
От Грибного базара до Ивана Постного: как развивались московские ярмарки
В столице появился новый бренд — «Московские ярмарки». Такое название для круглогодичных рынков нового формата выбрали москвичи в ходе голосования в проекте «Активный гражданин». Название «Московские ярмарки» поддержали 48,52 процента проголосовавших. Также горожане выбрали логотип ярмарок. Лидером голосования стал фирменный знак, на котором изображена корзинка, наполненная различными продуктами.
Свежие фрукты и овощи, мясо и рыба, сыр, мед, ягоды — чтобы купить все это, москвичам не обязательно идти в супермаркет. В настоящее время в адресный перечень межрегиональных ярмарок входит 45 площадок, через два года их количество планируется приблизить к 80.
Кстати, московские ярмарки всегда были особым явлением в жизни горожан. С давних времен москвичи запасались грибами и соленьями на Грибном базаре, покупали сласти и игрушки на Вербе, а фрукты — на Яблочном торгу у Ильинских ворот. Рассказываем, как ярмарки поменялись с течением времени и какие факты о них многим из нас еще не известны.
Ярмарка и немцы
Откуда вообще на Руси взялось название «ярмарка»? Не было в русском языке такого слова. Названия «базар», «торг» и «торжище» звучали в XVI веке для русского уха куда привычнее. Как оказалось, обогащению языка поспособствовали немцы.
Немецкий дипломат Зигмунд фон Герберштейн (1486–1566), автор документальных «Записок о московских делах», впервые упомянул о ярмарке на реке Мологе при городке Холопьем: «Торг-сход в урочный день и час купцов или подрядчиков и поставщиков, торгующихся на заявленный предмет, понижая друг перед другом цену». И назвал увиденное привычным для себя словом Jahrmarkt (ежегодный торг).
Так, по мнению историков, и пришло в русский язык название «ярмарка», которым стали называть регулярные крупные торжища, организуемые в традиционно определенном месте. И пословица появилась: «Где двое — рынок, где трое — базар, где семеро — ярмарка».
Известные российские ярмарки привлекали толпы покупателей уже в XIV–XVI веках — Мологская считалась крупнейшей на верхнем Поволжье, Казанская стала крупнейшей мировой ярмаркой в XVI веке.
Москва не отставала. Дипломаты и торговцы уже в XVI веке поражались масштабам московской торговли. Ричард Ченслер, наладивший торговые отношения между Московским царством и Англией, писал: «Длинный обоз ежедневно везет в Москву до 700–800 саней с хлебом. Из Колмогор в Новгород, Вологду везут скот и соленую рыбу. Из Вологды в Ярославль везут кожу, сало, хлеб и воск».
Самым бойким торговым местом Москвы веками считались Красная площадь, Китай-город и примыкавшие к ним улицы. К примеру, в конце XVI века в одном только Китай-городе было почти 1400 торговых мест, а во всем Нижнем Новгороде — 574.
Многих иностранцев искренне восхищала организация городской торговли. Шляхтич Самуил Маскевич (1580–1642), один из участников событий Смутного времени, писал в мемуарах: «Трудно вообразить, какое множество там лавок: их считается до 40 000; какой везде порядок (для каждого рода товаров, для каждого ремесленника, самого ничтожного, есть особый ряд лавок, даже цирюльники бреют в своем ряду)».
Позже переводчик и советник Голштинского посольства Адам Олеарий, чьи мемуары «Подробное описание путешествия Голштинского посольства в Московию и Персию» считаются одним из самых достоверных источников о Москве середины XVII века, писал: «Площадь перед Кремлем есть главный рынок города. Каждое производство и каждое ремесло имеет свою улицу. Этот порядок очень удобен: каждый, благодаря ему, знает; куда ему пойти и где получить то или иное».
Грибы и соленья
Кроме многочисленных постоянно действующих рынков, в Москве устраивались и ярмарки, длящиеся от одного дня до нескольких недель.
Например, Грибной базар продолжался целую неделю в самом начале Великого поста. Как указывает автор книги «Повседневная жизнь Москвы в XIX веке», историк Вера Бокова, Грибной базар располагался на берегу Москвы-реки между Яузским и Большим Каменным мостом. Это был самый тихий, деловитый и степенный базар Москвы. Да это и объяснимо: во время поста какие там пляски, безудержное веселье или аттракционы?
Народу съезжалось очень много — сюда приезжали целыми семьями и продукты покупали с запасом, чтобы хватило на весь пост.
Верба на Красной площади
Еще одна знаменитая московская ярмарка проводилась каждый год незадолго до Пасхи на Красной площади, с четверга до воскресенья на Вербной неделе. Ее так и называли Вербой.
Торговые палатки расставляли ровными рядами параллельно Кремлевской стене. Ими занимали немалую часть площади. Главным товаром была верба — обычные или щедро разукрашенные бумажными цветами, ленточками, восковыми яблочками и ангелочками ветки.
Искусственные цветы, листья и дутые восковые фигурки ангелов, которыми украшали вербу, изготовляли монахини Вознесенского монастыря. Он находился возле Спасской башни. Рано утром украшенную вербу выставляли перед монастырскими воротами. Москвичи с детьми в течение дня покупали у монахинь веточки, с которыми шли потом к праздничной всенощной.
Вместе с вербой покупатели запасались и яйцами — ведь близилась Пасха. Торговцы предлагали на выбор как обычные куриные, так и деревянные писанки, картонные, фарфоровые, из камня, шелка, бисера или хрусталя, с херувимами, сюрпризами, картинками.
Самое большое место на этой ярмарке было отдано увеселительным товарам — богородской и троицкой игрушке, дудкам, барабанчикам, пистолетикам, механическим зайцам и барашкам, заводным мышам и лягушкам. Целые ряды были завалены всякими безделушками и сластями — леденцами монпансье, финиками, пряниками, халвой, засахаренными орешками.
Кроме всего прочего, москвичи с удовольствием покупали на Вербе церковную утварь, искусственные цветы, золото, мебель, глиняную посуду, книги, игрушки, ткани и платки. Чтобы купить здесь какую-нибудь мелочь — сладости, свистульки или живых рыбок в банке, вполне хватало нескольких копеек. А потому ярмарка была особо любима детьми. Сюда ходили семьями, и мало кто уходил без подарка.
Ближе к концу ярмарки, в субботу и воскресенье, начинались гулянья — экипажи совершали круг по Красной площади и потом ехали кататься по Тверской.
Верба проводилась на Красной площади вплоть до революции (покинув место только во время строительства Исторического музея и нового здания Верхних торговых рядов).
Самой длинной сезонной ярмаркой была фруктовая на Яблочном торгу близ Ильинских ворот. Она работала практически все лето. 20 июля москвичи и жители окрестностей съезжались на подгороднюю ярмарку и гулянье для крестьян Елохова, Красного села, Покровского-Рубцова на Воронцовом поле. 1 августа проводилась медовая ярмарка под Симоновым монастырем, а на Преображение — яблочная ярмарка под Новоспасским.
Каждая из них становилась ярким праздником. Рядом с торговыми палатками возводили полотняные балаганы. Выставляли свой товар игрушечники, продавцы воздушных шаров, кричали зазывалы и играли шарманщики. Выступали бродячие акробаты, крутилась карусель.
У стен монастырей
Еще ярмарки традиционно проводились у стен монастырей. Здесь можно было приобрести монастырские товары. Одна из самых знаменитых — Бабья шерстяная ярмарка у Ивановского монастыря. Ивановский, а точнее Иоанно-Предтеченский женский монастырь (в Старых садах, на Ивановской горке, что на Кулишках), расположен близ слияния трех переулков — Большого Ивановского (ныне — улица Забелина), Малого Ивановского и Космодамиановского (сегодня — Старосадского).
Ярмарка в день монастырского праздника Усекновение главы Иоанна Предтечи (или Ивана Постного, 29 августа по старому стилю) стала традицией, сохранявшейся с 1654 года до конца XIX века.
С 28 по 30 августа к монастырю съезжались крестьяне с льняными изделиями и продуктами со всей Московской губернии. Монахини, которые славились рукоделием, выставляли на продажу свои шерстяные изделия, шитье золотом и серебром.
По царскому велению
Российские самодержцы относились к ярмаркам внимательно, даже правила торговли регулировались царскими указами. Так, по указу от 1679 года повелевалось максимально «разгрузить» Красную площадь и торговать исключительно в определенных местах: «Всякими товары торговать в рядах, в которых коими указано и где кому даны места. А которые всяких чинов торговые люди ныне торгуют на Красной площади и на перекрестках и в иных, не в указанных местах, поставя шалаши и скамьи, и рундуки, и на веках всякими разными товары: и те шалаши и скамьи, и рундуки, и веко с тех мест великий государь указал сломать и впредь на тех местах никому, ни с какими товары не торговать, чтобы на Красной площади и на перекрестках и стеснения не было».
Позже Петр I серьезно заботился о ярмарочной торговле, считая ее одной из основ развития государства. В 1721 году главному магистрату было предписано «стараться об умножении ярмарок и торгов в городах и уездах, в пристойных местах, а больше в таких, к которым водяной ход есть свободный, потому что через эти ярмарки и торги умножаются казенные сборы, развиваются торговля и промысла и происходит через то довольство в народе». А в 1754 году в Российской империи были окончательно отменены все внутренние таможенные пошлины, что дало новый толчок торговле, а пошлины внешние были подняты — это дало немалые преференции отечественным купцам.
Современные ярмарки
Торговать в Москве не разучились и сегодня. Более того, лучшие московские ярмарочные традиции возрождаются прямо сейчас. Современные ярмарки и рынки вновь популярны: москвичи покупают на них свежие овощи, фрукты, молочные продукты, мясо, рыбу и другие товары.
В новых теплых павильонах покупки можно комфортно совершать в любое время года. И таких площадок в городе становится все больше. В настоящее время в адресный перечень межрегиональных ярмарок входит 45 площадок, через два года их количество планируется приблизить к 80. Идет модернизация сельскохозяйственных рынков, построенных в советские годы. В последние годы второе рождение пережили Даниловский, Москворецкий, Велозаводский и Зеленоградский рынки.