чем тише человек говорит тем к нему больше прислушиваются
Изучение внутреннего состояния собеседника по голосу и манере говорить
Голос и манера говорить содержат для внимательного собеседника первичную незамаскированную информацию о партнере по общению. По громкости речи, ее скорости, отчетливости, высоте голоса и окраске его звучания можно понять внутреннее состояние того, с кем вы разговариваете, а это для делового общения очень важно.
Громкость речи служит хорошим показателем жизненной энергии и происходящей от нее уверенности. Сильные изменения громкости свидетельствуют о повышенной эмоциональности, волнении, сопереживании собеседника. Нерегулярные колебания слабой громкости голоса — показатель нехватки стойкости, склонности к быстрой сдаче позиций при первых же трудностях.
Однако судить собеседника по громкости голоса надо осторожно. Громкий голос может быть специально «сделан» для сокрытия слабого духа, и его обладателя в таком случае можно уподобить путнику в ночном лесу, который от страха начинает громко петь. Чрезмерная громкость голоса может быть и проявлением недостаточной критичности к себе, невладением своими эмоциями, например, у пьяных или в припадке гнева. В то же время слишком тихий голос может быть маскировкой для достижения тайных целей, особенно при общем напряжении говорящего.
Скорость речи всегда соответствует темпераменту и так называемому темпу жизни человека. Если он говорит быстро, напористо, завершая мысль, значит, он энергичен, реактивен, из тех, кто сначала делает, а потом думает. А если человек говорит медленно, как бы взвешивая каждое слово, — он нетороплив, обстоятелен, тщательно анализирует ситуацию, обдумывает каждый свой шаг. Это свойство ученых и политиков. Обратите внимание — среди политиков, за редким исключением, нет быстроговорящих.
Оживленная, бойкая речь, когда ее течение равномерно, характеризует подвижного, легкого на подъем, уверенного в себе человека. Ускоряющийся темп речи (и соответственно жестикуляции) является свидетельством того, что собеседник все больше вдохновляется, погружаясь в то, о чем говорит. Однако, когда такая речь сопровождается нарушением ритма, это свидетельствует о робости (возможно, только в данной ситуации) и неуверенности собеседника. А в тех случаях, когда оживленная речь становится скачкообразной, к тому же сопровождаемой чрезмерной жестикуляцией, мы имеем дело с возбужденным, торопливым, непостоянным, неуправляемым человеком.
Люди, произносящие слова скороговоркой, глотающие окончания, не связывающие фразы логически, по характеру, интеллекту и по жизни — самая неприятная категория. Если только это не «речевая маска», как у Талейрана. Этот умнейший дипломат и политик специально говорил невнятно, бормоча себе под нос, чтобы потом иметь возможность отказаться от своих слов и сказать, что его просто неправильно поняли.
Замедляющаяся скорость речи (и жестикуляции) — свидетель наступления задумчивости, потери уверенности, включения внутренних тормозов по поводу сказанного.
Если у собеседника прослеживаются заметные колебания скорости речи — перед вами, скорее всего, легко возбудимый, недостаточно уравновешенный человек.
Высота голоса, так же, как его громкость и скорость речи, является показателем внутреннего состояния собеседника. Когда у него высокий пронзительный голос, то это может означать, что он испытывает волнение или страх. Низкий тон голоса, наоборот, говорит о спокойствие и достоинстве собеседника, который знает себе цену.
Следует обращать внимание и на отчетливость речи собеседника. Ясное и четкое произнесение им слов (четкие движения нижней челюсти) свидетельствует о его внутренней дисциплине и потребности точно выразить другому свое мнение. Наоборот, нечеткое, неразборчивое произношение (нижняя челюсть двигается мало) служит показателем внутреннего неуважения к собеседнику. Такой человек даже не заботится о том, чтобы другим было легко его понять.
Окраска звучания голоса, как и другие характеристики речи, содержит для внимательного собеседника большую первичную, плохо поддающуюся маскировке информацию о партнере по общению. Это объясняется тем, что интонации, отражающие психологические черты, так же индивидуальны, как узоры на пальцах. Только актеры могут управлять своими интонациями. У остальных же они безошибочно выдают, что собой представляет человек: добрый он или злой, скромен или чванлив, уважает людей или относится к ним свысока.
Мозговые центры, ответственные за восприятие эмоциональной окраски речи, начинают работать чуть не с момента рождения. Двухнедельный малыш безошибочно реагирует на эмоциональную окраску обращенной к нему речи, хотя значение слов начинает понимать гораздо позже. Дети не подойдут к взрослому, если услышат в его речи неприязненный тон, как бы тщательно тот ни пытался его скрыть. Поэтому дети так безошибочно точно делят людей на плохих и хороших.
Голос связан с анатомией и физиологией: он зависит от строения тела и органов голосообразования. Глотка, носоглотка, рот, полость носа — это верхние резонаторы, а трахея, бронхи и легкие — нижние. У каждого человека органы голосообразования имеют индивидуальные особенности, поэтому и голоса так несхожи между собой. И стопроцентно подделать чужой голос практически невозможно.
В криминалистике в этой области развивается целое научное направление. В первую очередь — для составления фотороботов телефонных террористов, шантажистов и прочих преступников по голосу. Так, по голосу можно составить следующие характеристики человека:
Голос можно сымитировать, но нельзя скопировать интонации. Это позволяет создавать, например, компьютеры, открывающие информацию только на голос хозяина. В крупнейших банках мира сейфы запрограммированы не только на парольную фразу, но и на сам голос. И если вы охрипли и ваши интонации изменились — «сезам» не откроется.
Окраска голоса складывается из смешения «головных» и «грудных» тонов. Их соотношение зависит от степени эмоционального участия: когда властвует разум — преобладает «головной» тон, когда человек во власти эмоций — «грудной». Замечено, что голос человека становится благозвучным, когда он удачно разрешит свою личную проблему, поэтому по изменению окраски голоса собеседника можно судить, добились ли мы своей цели, сумели ли его успокоить и помочь. Всем известно, что голос может восприниматься как «мягкий» или «твердый», «теплый» или «холодный».
Металлическое звучание голоса говорит об энергичности и твердости собеседника. Елейный, масленый голос происходит от только изображаемого дружелюбия и фальшивого пафоса. По нему всегда легко разоблачить подхалима.
Особенно важно улавливать следующие различия в окраске звучания голоса: певучая речь (сильное подчеркивание гласных) означает темпераментность, чувственность и типична для людей, которых называют «добряками»; речь, в которой гласные отступают на второй план перед остро подчеркиваемыми согласными — показатель преобладания разума и воли, точно анализирующего рассудка; монотонный голос указывает на робость, зажатость, скрытность.
Когда высота, мелодичность голоса меняются в очень широких пределах — это показатель открытости, многообразия интересов. Падение тона к концу каждой фразы свидетельствует о мягкости и слабой воле. Иногда это может быть результатом физической слабости, например, у старых людей.
Ритмические колебания высоты тона говорят об оживлении при внутренней уравновешенности, способности к творчеству. Неритмичные колебания, т. е. неравномерное повышение и падение тона, указывают на неуравновешенность собеседника, отсутствие у него стабильности.
Округло-текучая манера говорить с мягкими переходами отдельных звуков и слов — признак глубокой, полной эмоциональной жизни.
Угловато-отрывистая речь с внезапными изменениями громкости говорит о том, что у собеседника целенаправленное, прагматичное мышление, иногда — о нервозности. Такую речь можно встретить у определенного типа бизнесменов с явной или скрываемой авторитарностью, склонностью к диктату.
Внутреннее состояние собеседника можно определить и по дыханию. «Почерк» дыхания, дыхательный стиль изменить так же трудно, как и устоявшийся почерк письма. Дыхание — основа жизни, значит, в нем отражается весь человек. Поэтому знание дыхательно-голосовых нюансов очень полезно для распознавания внутреннего состояния любого собеседника. Рассмотрим эти нюансы более подробно.
Резкий короткий вдох — это знак внезапного удивления или негодующего изумления. Короткий выдох, фырканье или обрывок смеха — показатель презрения.
Шумное, прерывистое, почти судорожное дыхание говорит о крайней степени волнения, возможно начало истерического припадка.
Непроизвольные задержки, затаивание дыхания являются свидетельством внутреннего напряжения, ярких сильных чувств, интенсивной умственной деятельности.
Непроизвольный «перевод духа» стирает уже ненужное напряжение, являясь признаком избавления от страха, показателем благополучного конца чего-либо.
Очень медленное, почти сонное дыхание всегда подчеркивает полную степень освобождения, покоя, абсолютной отключенности от происходящего, а также скуки.
Беспрестанные резкие вдохи и энергичные выдохи — свидетельство, что перед вами нетерпеливый, раздражительный, высоко-эмоциональный, с низким самоконтролем собеседник.
Шумное, сопящее дыхание указывает на человека напряженных влечений, тяжелого нрава и весьма подозрительного. Однако такое дыхание может быть и у человека, страдающего астмой или другим подобного рода заболеванием.
Дыхание ровное и мощное бывает у уверенного в себе, бодрого и неистощимо оптимистичного собеседника. И, наоборот, вдохи зажатые, словно скрипящие ржавыми тормозами, и такие же выдохи указывают на подавленного, мнительного, неуверенного в себе собеседника меланхолического темперамента.
Феликс Кузьмин
По материалам «Elitarium»
Способы определения характера по голосу
Громкость голоса — общий показатель жизненной энергии и уверенности в себе. В этой статье мы расскажем вам, как по голосу определить характер человека.
Характер человека с громким голосом
Обычно громко говорят люди, которые желают быть уверены, что окружающие обязательно услышат их слова и примут их к сведению. Довольно громкий голос (даже в будничной обстановке) отличает людей, которые привыкли отдавать распоряжения, считают себя вправе отчитывать виноватых и не сомневаются в правоте своей позиции.
Обычно громким голосом стараются перекрыть возражения оппонента, прервать на полуслове само стремление противоречить и не подчиняться. Так, совсем еще маленький ребенок, настаивая на каком-то своем желании или просто торопясь о чем-то рассказать, старается буквально перекричать сверстников и даже родителей, не давая им возможности возразить или хотя бы помешать высказыванию. Для определения характера по голосу, понаблюдайте за разговором дошкольников: свою правоту каждый стремится утвердить громкостью голоса. По мере взросления все большую роль в разговоре приобретает логика, человек учится не только говорить, но и слушать. К сожалению, не все даже в зрелые годы владеют этой способностью в полной мере. И очень часто люди настаивают на своем в ребяческой манере — почти криком. Конечно, если логика неубедительна, другого средства не остается. Интересную ремарку оставил У. Черчилль на полях конспекта одной своей речи: «Довод слабоват — надо кричать!»
Как по голосу определить характер человека? Громкий голос может выступать и маскировочным средством для сокрытия слабого духа. Так путник, оказавшийся среди темного леса, начинает громко петь, чтобы заглушить свой страх. Большая громкость может быть и проявлением недостаточной самокритичности, неумения владеть своими чувствами — как, например, у пьяного. В любом случае чересчур громогласное словоизвержение заставляет заподозрить: насколько глубок смысл сказанного и стоит ли соглашаться с самоуверенностью говорящего? Как правило, человеку, говорящему здраво, спокойно и рассудительно, не требуется форсировать громкость своей речи.
Характер человека с тихим голосом
О чем говорит тихий характер звучания голоса? Малая громкость голоса свидетельствует о том, что перед нами человек сдержанный, скромный, вероятно, хорошо воспитанный. Можно было бы предположить, что тихий голос свидетельствует о недостаточной уверенности в себе. Так действительно бывает, и в этом случае для речи характерна колеблющаяся, робко-просительная интонация. Но тихий голос может быть и твердым, даже жестким. Так говорят люди, абсолютно уверенные, что их доводы безупречны и что их голос — пускай и негромкий — обязательно будет услышан. Определение характера по голосу несложно. Например, люди предпочитают негромко произносить такие вещи, которые не хотели бы оглашать во всеуслышание. Не исключено, что человек, предпочитающий говорить тихо, испытывает смутное ощущение неловкости и вины (не обязательно — обоснованное).
Характер человека с переменчивой громкостью голоса
Сильные и внезапные колебания громкости голоса свидетельствуют об общей повышенной эмоциональности либо о том волнении, которое говорящий испытывает в данный момент. Это волнение обычно заражает слушателей, особенно когда поначалу тихий голос вдруг крепнет и обретает уверенную громкость. Хорошие ораторы знают, что речь, произнесенная в одном тоне (пускай даже и с пафосом), не может увлечь слушателей. Поэтому они сознательно варьируют громкость речи, придавая сказанному сильный эмоциональный акцент.
Как характер влияет на речь
Известно, что скорость речи соответствует темпераменту и так называемому темпу жизни человека. Поэтому ее трудно изменить (это удается волевым усилием, но ненадолго).
Неторопливо, даже медлительно говорят спокойные, обстоятельные люди, не склонные к авантюрам и резким перепадам настроения. Впрочем, медленная речь может быть и признаком общей заторможенности, недостаточной подвижности мыслительных процессов, а то и просто лени.
Оживленно и бойко, даже торопливо говорят энергичные, подвижные, легкие на подъем люди. Такое заключение можно сделать, если ритм речи равномерный. А вот нарушенный ритм при общей высокой скорости речи свидетельствует о том, что человек робеет, недостаточно уверен в себе (возможно, только в данный момент). Так, студент, вытянув на экзамене незнакомый вопрос, начинает тараторить и запинаться. Бывает, правда, и наоборот: в такой ситуации студенту трудно «выдавить из себя слово». Но это объясняется простой причиной: просто нечего сказать. Заметные колебания скорости речи указывают на недостаток уравновешенности, легкую возбудимость. Изменение темпа речи может более или менее сознательно использоваться для нагнетания эмоционального тона, возбуждения слушателей. Когда человек говорит в ускоряющемся темпе — он, вероятно, сам все более вдохновляется и зажигает слушателей. Наоборот, замедляющаяся речь — словно включение внутренних тормозов, когда потеряна логическая нить либо уверенность в своей правоте.
Как влияет характер на звучания голоса
От высоты голоса во многом зависит впечатление, которое у слушающих складывается о говорящем. Высокий пронзительный голос неодобрительно называют визгливым, безосновательно приписывая его обладателю всяческие недостатки. В действительности голос обычно срывается в фальцет либо от сильного возбуждения, либо от страха (а эти состояния и правда не красят человека). Низкий тон голоса символизирует силу и достоинство. Так говорили суровые и мужественные герои вестернов. И постепенно убедили американцев, что голос сильного человека обязательно должен быть низким. Бизнесмены и политики попробовали было воспользоваться этим, но скоро убедились, что искусственно «заниженный» голос кажется слушателям неискренним. Поэтому, желая выглядеть убедительно, надо оставаться в рамках естественного диапазона своего голоса. «Выпадение» из этого диапазона заставляет слушателей насторожиться.
Важный показатель речи — ее отчетливость. Именно она позволяет определить характер человека по голосу. Ясное и четкое произнесение слов — показатель внутренней дисциплины, стремления ясно представить свою позицию. И наоборот, нечеткое произношение — всякого рода бурчание, бормотание и т. п. (если только это не связано с дефектами речедвигательного аппарата) — это часто проявление неуважительного отношения к собеседнику: говорящий даже не заботится о том, чтобы другим было легко его расслышать. Но астропсихологи не ограничиваются таким простым объяснением. Они считают: те, кто склонен подавлять свои эмоциональные реакции, почти всегда выражают это голосом. Попытка таких людей сделать звук своего голоса полностью подконтрольным, нейтральным обычно начинается с неосознанного воздействия на дыхание, которое экономится таким образом, чтобы исключить неожиданный прорыв «открытого» звука, и заканчивается артикуляционным оформлением речи. В итоге ясное и четкое произношение слов укажет нам на внутреннее спокойствие и рационализм собеседника, а неясное и расплывчатое произношение проявит в нем мягкость, уступчивость, даже некоторое слабоволие. Ритмический рисунок речи во многом формируется паузами. Именно использование пауз является эффективным средством манипулирования собеседником. Вспомните эпизод из романа Сомерсета Моэма «Театр», в котором прозвучал афоризм Жанны Табу: «Не делай паузы, если в этом нет крайней необходимости, но уж если сделала, тяни ее сколько можешь». Те, кто чувствует себя тревожно и боится «повиснуть в пустоте», в диалоге избегают пауз.
Теперь вы знаете о том, как по голосу определить характер человека.
Почему я тихо говорю?
Говорите тихо? Вас не слышат, но вы все равно говорите тихо? Да, это встречается и довольно часто. Бывает, это называют хорошим воспитанием. Но, это не так. К воспитанию это действительно имеет отношение, но к хорошему – никакого. Вы бы хотели говорить громче, спокойнее и увереннее, но не получается. И, вероятно, вот почему…
Тихо – это не главное
Проблема тихо говорящих людей, как правило, не в том, что они говорят тихо, а в том, что их не слышат. А, точнее, не слушают. Иначе, это не было бы проблемой. В самом деле, представьте себе, человек начинает тихо говорить и, вот, все вокруг прекращают свои разговоры и внимательно его слушают. Но, если этого не происходят, то ваше слово не настолько важно, чтобы окружающие отвлеклись от своих дел и обратили свое внимание к говорящему.
Это нормально. Люди реагируют на громкий голос. Если человек говорит громко, это воспринимается, как важное сообщение (как правило). Очень часто громкость и уверенность – синонимы. Поэтому, если человек говорит тихо, то, очень часто, это выглядит, как неуверенность. Надо сказать, в большинстве случаев, так оно и есть.
Откуда это взялось?
Так почему некоторые люди говорят тихо, откуда это берется в их жизни?
На самом деле, тут может быть несколько факторов и они связаны с детством и, следовательно, воспитанием.
Речь – это способ, которым мы предъявляем себя другим людям. Вероятно, в большинстве случаев можно провести параллель между речью и значимостью места, на которое мы претендуем прямо сейчас. Громкость – одна из таких характеристик, но не единственная. Есть еще тембр, нотки голоса, которые могут быть не менее важны. Громкостью мы себя предъявляем, конечно, до определенного предела. Многое зависит от ситуации. Если у нас спокойный разговор, то и громкость будет «нормальная», если «громкий» конфликт, то, вероятно, громкость повышается. Если же в условиях, когда ожидается одна громкость, у человека она снижена, то тогда и есть смысл интересоваться, почему так происходит.
Когда мы учимся регулировать свою громкость? Совершенно очевидно, это происходит в детстве. Один из основных регуляторов – это позиция родителей и других родственников в семье.
Если ребенок громко заявляет о себе (кричит, громко радуется, громко злится), то ему может быть сказано, что это плохо, он своим «громким» поведением мешает разговаривать взрослым (важным) людям и ему следует удалиться и подумать над своим поведением. В общем, если ребенок наказывается за свои «громкие» проявления, то, у него так и сформируется привычка говорить тихо. И, во-вторых, он будет опасаться это делать вблизи людей. Возможно, что и вообще всех людей. Они будут ему казаться опасными, а он не слишком значительным, его мнение никого не интересует.
Может быть и немного другая ситуация. Например, родители (или только один родитель, если только он воспитывает ребенка) постоянно уставал, или болел, много лежал, то ребенок, конечно, усвоил, что для того, чтобы не беспокоить важного человека, надо вести себя тихо и молчать, или говорить так, чтобы не мешать. И, вообще, угадывать его желания.
В общем, варианты есть.
Дополнительным фактором может быть недостаток социальных контактов со сверстниками, среди которых можно было бы научиться соответствующей манере общения и приобрести полезные навыки. Очевидно, это не произойдет, если сверстники по каким-то причинам будут «травить» ребенка; тогда проблема только усугубится.
Не стоит исключать и генетическую предрасположенность, то есть темперамент ребенка. Он может сильно поспособствовать формированию такого поведения.
Очень часто родители радуются, что ребенок ведет себя очень тихо, слушается, пусть даже и стесняется попросить чего-нибудь. Они называют таких детей «золотыми». К сожалению, золото, которое достается самому ребенку, скорее лепреконское.
В итоге, есть высокая вероятность, что сформируется не очень уверенный в себе человек, считающий, что следует в первую очередь думать о других людях, что сам он не слишком важен, опасающийся «предъявлять» себя обществу. И, конечно, его голос будет тих, незаметен и теряться.
Что с этим делать?
Очевидно, что проблема тихого голоса – не в голосовых связках. В каком направлении работать, чтобы исправить ситуацию?
Скорее всего, здесь потребуется комплексная работа с психологом, и, возможно, дополнительные тренинги. Ниже приводятся несколько направлений для работы. Это не является техниками, это то, что позволит направить ваши мысли в направлении изменения ситуации.
Осознать ошибки в воспитании
Скорее всего, у такого человека формируется представление о том, что говорить тихо это, в общем-то правильно и соответствует желанием родителей. Если он говорит громко – то это не очень правильно. Так вот, надо осознать, что это не то, из чего надо делать фетиш. И это не обязательно является достоинством. Скорее наоборот. Это просто желание родителей и сложившиеся обстоятельства. Это означает, что человек имеет право отказаться от этой «добродетели», которая вовсе не добродетель и вовсе не его, а присвоенная ему, как знак отличия. Но не того отличия, которого бы ему хотелось.
Задавая себе вопрос «Кто сказал, что надо именно так?» можно, скорее всего, обнаружить источник. Родители делают то, что могут и то, что хотят. Дети имеют право это взять или не взять в свою жизнь и отказаться в любой момент.
Если вы не вспомните ситуации, приводящие к такому поведению, то результат тот же – вы все равно можете отказаться от «наследия».
Конкретные ситуации
Постарайтесь вспомнить ситуации, которые могли привести к подобным результатам. Это поможет наметить цели для работы. Некоторые психологи советуют их пережить самостоятельно, но это не всегда хорошо – можно «застрять» в ситуации и, в итоге, ничего не приобрести, а только погрузиться в тяжелые переживания.
Вы важны
Надо понимать, что вы не менее важны, чем любой другой человек на этом свете и в этом нет никаких оснований сомневаться. Это должно проявиться на уровне чувств и ощущений. Почти наверняка, умом вы это понимаете, но этого недостаточно.
Поработать со страхами
Когда человек говорит тихо, это очень часто бывает связано с ощущением, что другие люди опасны, что говорить громко – опасно, привлекать к себе внимание – опасно. Эти страхи, очевидно, связаны с ситуациями из детства, когда наша «громкость» раздражала родителей. Эти страхи вполне можно или снять вообще, или довести до приемлемого уровня. Посмотрите, нет ли у вас значительного страха смерти. Очень часто многие страхи наслаиваются на него. Если «выдернуть» его, то остальные страхи могут начать разваливаться, как карточный домик.
Анализируйте свои чувства
Если вам кажется, что у вас мало чувств, или их нет, то это значит, что они вытеснены опять же из-за издержек воспитания. Чувства – это ключ к нашим реальным желаниям и потребностям. Для начала, научитесь говорить о них со своими близкими. Через осознание своих потребностей, пробуйте предъявлять себя. То есть, если вы, например, раздражены, то за этим может прятаться потребность в отдыхе, о чем вы можете сообщить близким и договориться, чтобы вас не беспокоили.
Запишитесь на нашу психологическую консультацию (Москва), очно или Zoom:
Избавляйтесь от иллюзий
Почти наверняка у вас много представлений о том, что думают люди, что они думают в отношении вас. Все это, как правило, не верно. Чтобы получить истинную картину, вам придется спрашивать, общаться и только тогда вы сможете сложить картинку.
Избавляйтесь от иллюзий в отношение себя. Возможно вы кажетесь себе не слишком привлекательным персонажем. Но, это просто оценка. Ваша оценка. Есть оценка ваших родителей. Есть оценка других людей. Если вас плохо оценили родители, то откуда у вас уверенность, что они вас хорошо знали? Может быть, вернее будет предположить, что они хотели видеть вас таким, как им хочется?
Если же вы себя оцениваете не слишком хорошо, то спросите себя, зачем вам это надо? Как может человек оценивать сам себя плохо? Кому это выгодно? Вы – это то, чем себя считаете. Если вы считаете, что вы плохи, то, возможно, таким образом, получаете некие важные для себя преференции, например, можете позволить себе что-то не делать. Или, возвести страдание в величие духа. А, с этим, довольно тяжело жить.