чем тебя я огорчила романс
Александр Порфирьевич Бородин. Трио на тему русской народной песни «Чем тебя я огорчила»
В жизни Александра Порфирьевича Бородина знаковым событием стало знакомство с Милием Алексеевичем Балакиревым и его кружком, состоявшееся в 1862 г. До этого он не придавал особого значения своим музыкальным занятиям. Тем не менее, к тому времени Александр Порфирьевич сочинял музыку уже в течение полутора десятилетий. Неудивительно, что в первом же крупном произведении, представленном публике – Симфонии № 1 – Бородин предстал вполне сложившимся автором (и это притом, что профессионально он композиции не обучался). К тому времени у Бородина уже был композиторский опыт, и немалый. Той «творческой лабораторией», в которой этот бесценный опыт приобретался, стала камерно-инструментальная музыка. Именно к периоду, предшествовавшему знакомству с Балакиревым, относится большая часть камерных сочинений композитора (исключение составляют лишь два струнных квартета, созданные в зрелый период и являющие собою вершину камерного творчества Бородина). Одно из сочинений, относящихся к раннему периоду – Трио на тему русской народной песни «Чем тебя я огорчила». Это одно из немногих юношеских сочинений Бородина, которые исполнялись в XIX столетии (издано в то время не было ни одно).
Это Трио, как и все ранние произведения композитора, тесно связано с традициями домашнего музицирования, процветавшего в России в XIX веке. Репертуар любительских ансамблей был весьма широк: исполнялись переложения популярных фрагментов из опер, увертюр, камерные сочинения зарубежных композиторов, не всегда предназначенные для ансамблей в оригинале (Бородин тоже отдал дань этой традиции, создав ре-мажорный Квартет для флейты, гобоя, скрипки и виолончели на основе двух сонат Йозефа Гайдна). Но особая любовь выпала на долю вариаций на темы русских народных песен.
Трио на тему песни «Чем тебя я огорчила» предназначено для струнных – двух скрипок и виолончели. Это одночастное произведение, по форме представляющее собою вариационный цикл. Примечательна мелодия, избранная композитором в качестве темы. Автор текста известен – это поэт Александр Петрович Сумароков, правда, первая строка изменена (в оригинале – «Чем тебя я оскорбила»). Некоторые исследователи относят ее не к народным песням, а к городским романсам, написанным в манере народных песен. Но, так или иначе, автор музыки неизвестен, и существовали разные варианты песни, но различия между ними незначительны, структуру мелодии они не затрагивали. Мелодия сочетает в себе наивную простоту и оттенок сентиментальности. Примечательно, что первая фраза напоминает начало украинской народной песни «Ой, не світи, місяченьку». Интонации, напоминающие украинские песни, встречаются и в некоторых других ранних сочинениях Бородина, и он не был одинок в своем интересе к этой области славянского народного творчества: еще в XVIII веке украинские фольклорные образцы включались в сборники русских народных песен, их пели в городах, приспосабливая русские тексты, и в XIX веке этот интерес не ослабевал. В пользу принадлежности песни к городскому фольклору свидетельствует минорный лад с повышенной седьмой ступенью. Именно такие песни были особенно популярны в домашнем музицировании, и выбор Бородина был закономерен.
Создавая вариационный цикл, композитор следует сложившимся к тому времени традициям: произведение открывается медленным вступлением, основанным на интонациях темы. Столь же традиционны приемы варьирования: перенесение мелодии в басовый голос, гармонические фигурации в широком диапазоне, подвижные мелодические фигурации в контрапунктическом сочетании с фрагментами темы. Такие приемы варьирования используются в минорных вариациях, в которых сохраняется эмоциональный настрой темы. Отдельные черты перекликаются с «Камаринской» Михаила Ивановича Глинки: неизменная мелодия в первой и четвертой вариациях, ее новый вариант во второй.
Более интересными и самобытными выглядят мажорные вариации – словно со сменой лада композитор «освобождается» от всего, что задает тема, и начинает действовать более свободно. Параллели с творчеством Глинки можно усмотреть и здесь – например, в третьей вариации изящная мелодия на органом пункте перекликается с музыкальной характеристикой волшебных дев Наины из оперы «Руслан и Людмила». Но в мажорных вариациях присутствуют и индивидуальные черты композиторского облика Бородина: неторопливо-тяжеловесное «раскачивание» в пятой вариации, юмористический оттенок в третьей.
Заключительная вариация особенно интересна своим необычным ладовым колоритом: мелодия в дорийском ладу приобретает черты натурального минора, располагающегося на квинту выше. Фактура имеет немало общего с многоголосием, характерным для русской крестьянской песни: длительное развертывание мелодии в нижнем голосе на фоне выдержанной октавы, сведение голосов к унисонам и октавам в конце построений. В таком изложении мелодия приобретает оттенок величественного спокойствия.
Струнное трио на тему песни «Чем тебя я огорчила» – интересная страница в чем разница» rel=dofollow»>страница творческой биографии Александра Порфирьевича Бородина. В этом сочинении, выросшем из традиции домашнего музицирования, чувствуется рука будущего автора «Богатырской симфонии» и «Князя Игоря».
Александр Порфирьевич Бородин. Трио на тему русской народной песни «Чем тебя я огорчила»
В жизни Александра Порфирьевича Бородина знаковым событием стало знакомство с Милием Алексеевичем Балакиревым и его кружком, состоявшееся в 1862 г. До этого он не придавал особого значения своим музыкальным занятиям. Тем не менее, к тому времени Александр Порфирьевич сочинял музыку уже в течение полутора десятилетий. Неудивительно, что в первом же крупном произведении, представленном публике – Симфонии № 1 – Бородин предстал вполне сложившимся автором (и это притом, что профессионально он композиции не обучался). К тому времени у Бородина уже был композиторский опыт, и немалый. Той «творческой лабораторией», в которой этот бесценный опыт приобретался, стала камерно-инструментальная музыка. Именно к периоду, предшествовавшему знакомству с Балакиревым, относится большая часть камерных сочинений композитора (исключение составляют лишь два струнных квартета, созданные в зрелый период и являющие собою вершину камерного творчества Бородина). Одно из сочинений, относящихся к раннему периоду – Трио на тему русской народной песни «Чем тебя я огорчила». Это одно из немногих юношеских сочинений Бородина, которые исполнялись в XIX столетии (издано в то время не было ни одно).
Это Трио, как и все ранние произведения композитора, тесно связано с традициями домашнего музицирования, процветавшего в России в XIX веке. Репертуар любительских ансамблей был весьма широк: исполнялись переложения популярных фрагментов из опер, увертюр, камерные сочинения зарубежных композиторов, не всегда предназначенные для ансамблей в оригинале (Бородин тоже отдал дань этой традиции, создав ре-мажорный Квартет для флейты, гобоя, скрипки и виолончели на основе двух сонат Йозефа Гайдна). Но особая любовь выпала на долю вариаций на темы русских народных песен.
Трио на тему песни «Чем тебя я огорчила» предназначено для струнных – двух скрипок и виолончели. Это одночастное произведение, по форме представляющее собою вариационный цикл. Примечательна мелодия, избранная композитором в качестве темы. Автор текста известен – это поэт Александр Петрович Сумароков, правда, первая строка изменена (в оригинале – «Чем тебя я оскорбила»). Некоторые исследователи относят ее не к народным песням, а к городским романсам, написанным в манере народных песен. Но, так или иначе, автор музыки неизвестен, и существовали разные варианты песни, но различия между ними незначительны, структуру мелодии они не затрагивали. Мелодия сочетает в себе наивную простоту и оттенок сентиментальности. Примечательно, что первая фраза напоминает начало украинской народной песни «Ой, не світи, місяченьку». Интонации, напоминающие украинские песни, встречаются и в некоторых других ранних сочинениях Бородина, и он не был одинок в своем интересе к этой области славянского народного творчества: еще в XVIII веке украинские фольклорные образцы включались в сборники русских народных песен, их пели в городах, приспосабливая русские тексты, и в XIX веке этот интерес не ослабевал. В пользу принадлежности песни к городскому фольклору свидетельствует минорный лад с повышенной седьмой ступенью. Именно такие песни были особенно популярны в домашнем музицировании, и выбор Бородина был закономерен.
Создавая вариационный цикл, композитор следует сложившимся к тому времени традициям: произведение открывается медленным вступлением, основанным на интонациях темы. Столь же традиционны приемы варьирования: перенесение мелодии в басовый голос, гармонические фигурации в широком диапазоне, подвижные мелодические фигурации в контрапунктическом сочетании с фрагментами темы. Такие приемы варьирования используются в минорных вариациях, в которых сохраняется эмоциональный настрой темы. Отдельные черты перекликаются с «Камаринской» Михаила Ивановича Глинки: неизменная мелодия в первой и четвертой вариациях, ее новый вариант во второй.
Более интересными и самобытными выглядят мажорные вариации – словно со сменой лада композитор «освобождается» от всего, что задает тема, и начинает действовать более свободно. Параллели с творчеством Глинки можно усмотреть и здесь – например, в третьей вариации изящная мелодия на органом пункте перекликается с музыкальной характеристикой волшебных дев Наины из оперы «Руслан и Людмила». Но в мажорных вариациях присутствуют и индивидуальные черты композиторского облика Бородина: неторопливо-тяжеловесное «раскачивание» в пятой вариации, юмористический оттенок в третьей.
Заключительная вариация особенно интересна своим необычным ладовым колоритом: мелодия в дорийском ладу приобретает черты натурального минора, располагающегося на квинту выше. Фактура имеет немало общего с многоголосием, характерным для русской крестьянской песни: длительное развертывание мелодии в нижнем голосе на фоне выдержанной октавы, сведение голосов к унисонам и октавам в конце построений. В таком изложении мелодия приобретает оттенок величественного спокойствия.
Струнное трио на тему песни «Чем тебя я огорчила» – интересная страница в чем разница» rel=dofollow»>страница творческой биографии Александра Порфирьевича Бородина. В этом сочинении, выросшем из традиции домашнего музицирования, чувствуется рука будущего автора «Богатырской симфонии» и «Князя Игоря».
Распрягайте коней, хлопцы. Украинская песня
Украинская народная песня.
www.youtube.com/watch?v=MCuqR4Jz9DU&list=RDMCuqR4Jz9DU#t=19
Перевод с украинского: Сергей П. Емельченков.
Распрягайте коней, хлопцы, Розпрягайтэ, хлопци, коней,
Да приляжьте отдыхать, Тай лягайте спочивать,
Я ж пойду-ка в сад зелёный – А я піду в сад зелений
В сад родник там прокопать. В сад криниченьку копать.
Припев: Приспів:
Маруся, раз, два, три, калина, Маруся, раз, два, три, калина,
Смугла моя дивчина в саду ягоды рвала. Чорня моя дівчина в саду ягоди рвала.
Маруся, раз, два, три, калина, Маруся, раз, два, три, калина,
Смугла моя дивчина в саду ягоды рвала. Чорня моя дівчина в саду ягоди рвала.
Прокопал там родничок я Копав, копав криниченьку
В том зелёненьком саду. У зеленому саду.
А не выйдешь ты, дивчина, Чи не вийде дівчинонька
Рано утром по воду? Рано вранці по воду?
Припев: Приспів:
Маруся, раз, два, три, калина, Маруся, раз, два, три, калина,
Смугла моя дивчина в саду ягоды рвала. Чорня моя дівчина в саду ягоди рвала.
Маруся, раз, два, три, калина, Маруся, раз, два, три, калина,
Смугла моя дивчина в саду ягоды рвала. Чорня моя дівчина в саду ягоди рвала.
Вышла, вышла, в сад дивчина, Вийшла, вийшла дівчинонька
Рано воду в дом носить. Рано вранцi воду брать.
А за нею казачок наш А за нею козаченько
Коня вышел напоить. Веде коня напувать.
Припев: Приспів:
Маруся, раз, два, три, калина, Маруся, раз, два, три, калина,
Смугла моя дивчина в саду ягоды рвала. Чорня моя дівчина в саду ягоди рвала.
Маруся, раз, два, три, калина, Маруся, раз, два, три, калина,
Смугла моя дивчина в саду ягоды рвала. Чорня моя дівчина в саду ягоди рвала.
«Знаю, знаю, дивчиночка, «Знаю, знаю, дівчинонько,
Чем тебя я огорчил: Чим я тебе огорчив:
Что вчера я в поздний вечер Що я вчора из вечора
Тебя краше полюбил.» Краще тебе полюбив.»
Припев: Приспів:
Маруся, раз, два, три, калина, Маруся, раз, два, три, калина,
Смугла моя дивчина в саду ягоды рвала. Чорня моя дівчина в саду ягоди рвала.
Маруся, раз, два, три, калина, Маруся, раз, два, три, калина,
Смугла моя дивчина в саду ягоды рвала. Чорня моя дівчина в саду ягоди рвала.
Она ростом невелика, Вона ростом нэвэлычка
Да годами молода, Ще й годамы молода,
Коса русая по пояс, Руса коса до пояса,
В косе лента голубая. В косе лента голуба.
Припев: Приспів:
Маруся, раз, два, три, калина, Маруся, раз, два, три, калина,
Смугла моя дивчина в саду ягоды рвала. Чорня моя дівчина в саду ягоди рвала.
Маруся, раз, два, три, калина, Маруся, раз, два, три, калина,
Смугла моя дивчина в саду ягоды рвала. Чорня моя дівчина в саду ягоди рвала.
Распрягайте коней, хлопцы, Розпрягайтэ, хлопци, коней,
Да приляжьте отдыхать, Тай лягайте спочивать,
Я ж пойду-ка в сад зелёный – А я піду в сад зелений
В сад родник наш прокопать. В сад криниченьку копать.
Александр Порфирьевич Бородин. Трио на тему русской народной песни «Чем тебя я огорчила»
В жизни Александра Порфирьевича Бородина знаковым событием стало знакомство с Милием Алексеевичем Балакиревым и его кружком, состоявшееся в 1862 г. До этого он не придавал особого значения своим музыкальным занятиям. Тем не менее, к тому времени Александр Порфирьевич сочинял музыку уже в течение полутора десятилетий. Неудивительно, что в первом же крупном произведении, представленном публике – Симфонии № 1 – Бородин предстал вполне сложившимся автором (и это притом, что профессионально он композиции не обучался). К тому времени у Бородина уже был композиторский опыт, и немалый. Той «творческой лабораторией», в которой этот бесценный опыт приобретался, стала камерно-инструментальная музыка. Именно к периоду, предшествовавшему знакомству с Балакиревым, относится большая часть камерных сочинений композитора (исключение составляют лишь два струнных квартета, созданные в зрелый период и являющие собою вершину камерного творчества Бородина). Одно из сочинений, относящихся к раннему периоду – Трио на тему русской народной песни «Чем тебя я огорчила». Это одно из немногих юношеских сочинений Бородина, которые исполнялись в XIX столетии (издано в то время не было ни одно).
Это Трио, как и все ранние произведения композитора, тесно связано с традициями домашнего музицирования, процветавшего в России в XIX веке. Репертуар любительских ансамблей был весьма широк: исполнялись переложения популярных фрагментов из опер, увертюр, камерные сочинения зарубежных композиторов, не всегда предназначенные для ансамблей в оригинале (Бородин тоже отдал дань этой традиции, создав ре-мажорный Квартет для флейты, гобоя, скрипки и виолончели на основе двух сонат Йозефа Гайдна). Но особая любовь выпала на долю вариаций на темы русских народных песен.
Трио на тему песни «Чем тебя я огорчила» предназначено для струнных – двух скрипок и виолончели. Это одночастное произведение, по форме представляющее собою вариационный цикл. Примечательна мелодия, избранная композитором в качестве темы. Автор текста известен – это поэт Александр Петрович Сумароков, правда, первая строка изменена (в оригинале – «Чем тебя я оскорбила»). Некоторые исследователи относят ее не к народным песням, а к городским романсам, написанным в манере народных песен. Но, так или иначе, автор музыки неизвестен, и существовали разные варианты песни, но различия между ними незначительны, структуру мелодии они не затрагивали. Мелодия сочетает в себе наивную простоту и оттенок сентиментальности. Примечательно, что первая фраза напоминает начало украинской народной песни «Ой, не світи, місяченьку». Интонации, напоминающие украинские песни, встречаются и в некоторых других ранних сочинениях Бородина, и он не был одинок в своем интересе к этой области славянского народного творчества: еще в XVIII веке украинские фольклорные образцы включались в сборники русских народных песен, их пели в городах, приспосабливая русские тексты, и в XIX веке этот интерес не ослабевал. В пользу принадлежности песни к городскому фольклору свидетельствует минорный лад с повышенной седьмой ступенью. Именно такие песни были особенно популярны в домашнем музицировании, и выбор Бородина был закономерен.
Создавая вариационный цикл, композитор следует сложившимся к тому времени традициям: произведение открывается медленным вступлением, основанным на интонациях темы. Столь же традиционны приемы варьирования: перенесение мелодии в басовый голос, гармонические фигурации в широком диапазоне, подвижные мелодические фигурации в контрапунктическом сочетании с фрагментами темы. Такие приемы варьирования используются в минорных вариациях, в которых сохраняется эмоциональный настрой темы. Отдельные черты перекликаются с «Камаринской» Михаила Ивановича Глинки: неизменная мелодия в первой и четвертой вариациях, ее новый вариант во второй.
Более интересными и самобытными выглядят мажорные вариации – словно со сменой лада композитор «освобождается» от всего, что задает тема, и начинает действовать более свободно. Параллели с творчеством Глинки можно усмотреть и здесь – например, в третьей вариации изящная мелодия на органом пункте перекликается с музыкальной характеристикой волшебных дев Наины из оперы «Руслан и Людмила». Но в мажорных вариациях присутствуют и индивидуальные черты композиторского облика Бородина: неторопливо-тяжеловесное «раскачивание» в пятой вариации, юмористический оттенок в третьей.
Заключительная вариация особенно интересна своим необычным ладовым колоритом: мелодия в дорийском ладу приобретает черты натурального минора, располагающегося на квинту выше. Фактура имеет немало общего с многоголосием, характерным для русской крестьянской песни: длительное развертывание мелодии в нижнем голосе на фоне выдержанной октавы, сведение голосов к унисонам и октавам в конце построений. В таком изложении мелодия приобретает оттенок величественного спокойствия.
Струнное трио на тему песни «Чем тебя я огорчила» – интересная страница в чем разница» rel=dofollow»>страница творческой биографии Александра Порфирьевича Бородина. В этом сочинении, выросшем из традиции домашнего музицирования, чувствуется рука будущего автора «Богатырской симфонии» и «Князя Игоря».