чем судьба дуни напоминает историю блудного сына

Станционный смотритель А. С. Пушкин: сходства судьбы Дуни и блудного сына

Сопоставление истории блудного сына из притчи и Дуни Выриной.

Притча:
-Блудный сын сам уходит из родного дома, чтобы жить самостоятельно.
-Никто не ищет его
-Образ жизни блудного сына после отъезда из родительского дома представляет собой развратное поведение.
-Радостная встреча сына с отцом
-Сын вернулся домой нищий и голодный. Он осознал свой грех, раскаялся в нем, понял, что “ недостоин называться сыном” своего отца, и решил вернуться.
-Примирение с отцом

Основной прием повести– противопоставление. Счастье Дуни противопоставлено несчастью ее отца. Притча о блудном сыне введена, чтобы ярче выделить разницу в судьбах героев. Не несчастная “ блудная ” Дуня вернулась на станцию, а несчастный странствующий пешком Вырин.
Как важно успеть сказать родителям, что мы их любим, принести им не одни неприятности, а хоть немного счастья. Даже если человек совершил дурной поступок, но понял и раскаялся, это не значит, что он плохой человек. Его можно и нужно простить. Главное, чтобы его раскаяние было осознанным и искренним.
И хотя ждут Дуню в карете сыновья – юные барчата, кажется, что не о зарождении новой жизни ведётся рассказ, а о начале новой истории блудного сына. Возможно, повесть “Станционный смотритель” – это предостережение писателя современникам, людям XIX века, для которых евангельские притчи утратили религиозный смысл, перестали быть живым нравственным уроком, превращаясь лишь в часть быта.

Источник

Чем судьба дуни напоминает историю блудного сына

чем судьба дуни напоминает историю блудного сына. Смотреть фото чем судьба дуни напоминает историю блудного сына. Смотреть картинку чем судьба дуни напоминает историю блудного сына. Картинка про чем судьба дуни напоминает историю блудного сына. Фото чем судьба дуни напоминает историю блудного сына

В доме станционного смотрителя были картины. Каждый из постояльцев или проезжающих мимо мог узнать в них историю из библии о блудном сыне. Смотритель Вырин даже не догадывался, что библейский сюжет так же может войти и в его жизнь.

Конечно, есть в истории с блудным сыном и Дуней разница. Она заключается в том, что Дуня сбежала из дома с одним из гусаров, а в притче, сын покидает дом с благословением отца. Так же Дуню долгое время Вырин пытался найти, чтобы уберечь дочь от глупостей и вернуть домой. Библейского сына же никто не разыскивал. Он хотел доказать всем свою независимость от родителей поэтому пустился «во все тяжкие».

Финал обеих историй тоже разный. Дуня не вернулась к отцу на станцию. Она вышла замуж за Минского и родила троих детей. Женщина все это время жила в полном достатке. Минский любил и баловал ее. Он сдержал данное ее отцу обещание, и сделал все, чтобы Дуня была счастлива.

Блудный же сын стал вести «разгульный» образ жизни, когда покинул отчий дом. Он быстро «промотал» все имеющиеся сбережения и вернулся к отцу. Он ничего не добился, а в моральном и этическом плане очень низко упал. Но родитель принял обратно своего блудного сына. Он был рад, что тот вернулся живым и здоровым. По этому поводу, старик даже решил устроить праздник.

Вырин тоже ждал дочь, хотя точно не знал, жива ли она до сих пор. Мужчина надеялся, что с ней не приключится беда, ведь ему была хорошо известна притча о блудном сыне. Он сам мысленно сопоставлял эти две истории. Автор же специально сделал их разными, чтобы читатель смог отчетливо увидеть и прочувствовать разницу.

И блудный сын, и Дуня стали неким примером безнравственного поведения. Ведь то, что девушка убежала из дома с едва знакомым гусаром, тоже говорит о ее легкомысленности. А мальчик хоть и вернулся в отчий дом, до этого успел «натворить немало глупостей». Он был морально уничтожен, лишен жизненных и духовных сил.

Каждый из героев приходит к раскаянию, но в разное время и при разных обстоятельствах. Их истории, безусловно, отличаются своими финалами, но, по сути, говорят об одном и том же.

Блудный сын, уходя из семьи к ней же и вернулся. Он смог побороть свою гордыню и страхи. Дуня же не вернулась к отцу, а лишь однажды проезжая мимо, решила навестить родителя. К сожалению, Вырин к тому времени уже умер. Он не смог пережить предательства и безразличия со стороны дочери. В конце жизни, он тоже стал безразличен к ее судьбе. Мужчина сильно стал злоупотреблять алкоголем.

Придя к нему на могилу, Дуня не смогла не расплакаться. Став матерью, она наконец-то поняла страдания и переживания собственного отца. Девушка очень пожалела, что заставила его ждать столько лет. Что испугалась его приезда тогда, когда он внезапно возник на пороге ее комнаты. Что позволила Минскому прогнать родителя. О многом Дуня пожалела. Только было уже слишком поздно. И поэтому девушка лежала на могиле у отца, а по ее щекам текли слезы. Она повела себя как блудный сын из библейского сюжета, только девушке повезло в жизни, а библейскому герою нет…

Источник

Урок литературы на тему «А.С.Пушкин. Повесть «Станционный смотритель». Сравнение истории Дуни с историей блудного сына»

Кировское областное государственное общеобразовательное бюджетное учреждение

«Школа-интернат для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья г. Кирова»

Учитель русского языка и литературы – Панина Ольга Владимировна

Тема урока литературы

А.С.Пушкин. Повесть «Станционный смотритель». Сравнение истории Дуни с историей блудного сына (из евангельской притчи).

Образовательная программа, автор

Программа по литературе под редакцией В.Я. Коровиной

Место урока в изучаемой теме, разделе курсе

3-ий урок из 4-х по данной теме в разделе «Проблематика произведений XIX века: человек и мир, человек и общество»

Целевой – 5 мин (Цель – целеполагание и мотивация)

Приветствует учащихся и спрашивает их о самочувствии (за экраном)

Поздоровайтесь с гостями приветливо.

Скажите гостям: «Мы рады вас видеть!»

Как вы себя чувствуете?

Приветствуют учителя и сообщают о самочувствии

Мы рады вас видеть!

Я чувствую себя хорошо.

1.Задает вопросы об уроке и теме (за экраном)

Какая тема урока? (на доске написана тема)

Назовите главных героев.

2.Показывает слайды презентации с изображением главных героев

повести А.С.Пушкина (кадры из фильма)

1)«Это человек лет пятидесяти, свежий и бодрый…»

«Это был точно … … ; но как он постарел!» Белкин удивился тому, «как три или четыре года могли превратить бодрого мужчину в хилого старика»( 2 портрета Самсона Вырина – кадры из фильма)

2) Станционный смотритель … … и его дочь … жили на почтовой станции.

Смотритель с любовью относился к дочке, он гордился ею: «Такая разумная, такая проворная, вся в покойницу мать».

Когда «прекрасная барыня» узнала, что станционный смотритель умер, она «заплакала и сказала детям: «Сидите смирно, а я схожу на кладбище».

3)«Молодой гусар … тайно увёз … с собой».

3. Показывает слайд презентации с текстом: Рассказчик … упоминает картинки, которые украшали дом смотрителя.

На них была изображена история о … сыне.

4.Показывает слайды презентации с изображением главных героев евангельской притчи о блудном сыне.
Показывает слайд презентации с изображением
картинаы голландского художника … « … … …».

Спрашивает: «Что мы сделали?»

1.Отвечают на вопросы об уроке и теме.

Сейчас урок литературы.

Тема урока «А.С.Пушкин. Повесть «Станционный смотритель».

2. Рассматривают слайды,

1)Рассматривают, читают и отвечают:

«Самсон Вырин – станционный смотритель».

2)Рассматривают кадр из фильма, читают и отвечают:

«Дуня – дочь Самсона Вырина, станционного смотрителя»

Рассматривают кадр из фильма, читают и отвечают:

« Барыня Авдотья Самсоновна».

Рассматривают кадр из фильма, читают и отвечают:

Читают, вставляя пропущенные слова, отвечают:

«На картинках в доме смотрителя была изображена

история о блудном сыне».

Рассматривают слайд презентации и отвечают:

« Отец и блудный сын – главные герои евангельской

Картина голландского художника Рембрандта
« Возвращение блудного сына».

Отвечают: «Мы назвали главных героев повести

А,С,Пушкина и евангельской притчи».

Целеполагание и мотивация

Просит посмотреть новый слайд с изображением Дуни и блудного сына и определить тему урока.

Пишет на доске новую тему

«Сравнение истории Дуни и истории блудного сына»

Знакомит с планом действий.

(На доске написан план)

1.Будем сравнивать историю блудного сына и об истории Дуни.

2. Сделать выводы из историй героев повести и притчи.

Чем похожи истории?

Чем отличаются истории?

3.Будем отвечать на вопросы:

1)«О каких нравственных проблемах повести и притчи мы говорили на уроке?»

2)Чему учат нас повесть А.С.Пушкина и евангельская притча?

3)Что значит почитать родителей?

4)Что полезного вы поняли для себя?

Пытаются определить тему урока по «новому» слайду

(Сравнение истории Дуни и истории блудного сына)

Хором читают тему( с соблюдением правил орфоэпии,

которые обозначены на доске).

Проговаривают последовательность действий на уроке

(с соблюдение правил орфоэпии).

1.Будем сравнивать историю блудного сына и об

2. Сделать выводы из историй героев повести и притчи.

3.Будем отвечать на вопросы.

Процессуальный – 32 мин (Цель – формирование ЛН)

Работа над сравнительной таблицей

(с использованием презентации и текстов повести и притчи)

Задает вопросы об истории блудного сына и об истории Дуни (на слайде презентации))

Вопросы для сравнения.

Как сын (дочь) ушел (уехала) из дома?

Как он (она) жил(а) после ухода из дома?

Как он(она) вернулся (вернулась) домой?

Было ли у него (у неё) раскаяние

(чувство вины)? (стр.46-47 в повести)

Произошло ли примирение отца с сыном (с дочерью) и покаяние сына (дочери)? (3-ий абзац в притче)

В процессе сравнения ведётся словарная работа

Предлагает сделать выводы из историй героев повести и притчи.

Чем похожи истории?

Чем отличаются истории?

Спрашивает: «Что мы сравнивали? Какие выводы можно сделать?»

Отвечают на вопросы. Повторяют ответ товарища хором

Б лудный сын сам ушёл из родного дома.

Отец отдал сыну наследство (деньги),благославил его.

Самсон Вырин отпустил Дуню доехать вместе с Минским

до церкви, а она тайно уехала в Петербург.

Отец не искал блудного сына.

Станционный смотритель искал Дуню в Петербурге.

Он жил разгульно (пировал, пил вино) и тратил наследство.

Дуня жила в Петербурге в богатом доме. У нее родилось

Сын вернулся голодный и нищий. Он осознал (понял) свою

ошибку и раскаялся.

Дуня приехала в родные места и узнала о смерти отца.

Она заплакала, пошла на кладбище, легла на могилу отца

и долго лежала (читают фразу из повести «Стационный

Я думаю, что Дуне было стыдно.

Я думаю, Дуня поняла, что виновата.

Сын покаялся (попросил прощения у отца). Отец простил

сына. Они примирились друг с другом.

(чтение отрывка о встрече отца и сына из притчи).

Смотритель умер, не увидев дочь.

Дуня не успела извиниться перед отцом.

Используют слова при ответах на вопросы.

Истории похожи тем, что блудный сын ушёл из дома,

и Дуня тоже уехала из дома.

Сын осознал свою ошибку, покаялся (извинился).

Отец и сын обрадовались встрече и помирились.

А Дуня не смогла найти в новой жизни место для отца.

Она не успела извиниться перед отцом.

Отвечают: «Мы сравнили историю Дуни и историю

блудного сына. Мы сделали выводы».

Нравственные проблемы повести и притчи

Показывает слайд, задаёт вопрос.

О каких нравственных проблемах повести и притчи мы говорили на уроке?

Отвечают на вопрос (думают и выбирают нужное из

перечисленных проблем на слайде презентации)

Страдание родителей из-за плохих поступков детей.

Чувство ответственности детей за своё поведение.

Хорошо, если сын (дочь) может признать свои ошибки

Плохо, если у детей холодное сердце и совесть «спит».

Важное качество: умение прощать.

Показывает упражнения (наклоны туловища вправо и влево, прыжки)

Работа над монологической речью

Задаёт вопросы (написаны на доске) за экраном.

Чему учат нас повесть А.С.Пушкина и евангельская притча?

Что значит «почитать родителей»?

Спрашивает: «Что мы сделали?»

Отвечают на вопросы, делают выводы.

Повесть А.С.Пушкина и евангельская притча учат нас

уважать и любить родителей, заботиться о них.

Почитать отца и мать – значит любить, уважать,

не оскорблять словами, не оскорблять поступками,

помогать им, слушаться их, заботиться о них.

Мы ответили на вопросы, сделали выводы.

Объясняет домашнее задание.

1.Напишите об истории Самсона Вырина. Используйте подходяшие (нужные) по смыслу слова.

Напишите об истории отца блудного сына, используя нужные слова.

Сравните эти истории.

Используйте слова и словосочетания: остался совершенно один, благословил, отпустил, волновался, страдал, ждал, искал, смотрел с надеждой на дорогу, побежал навстречу, обнял, спился от горя, обрадовался встрече, не дождался встречи с (дочерью, с сыном), простил (сына, дочь), умер в одиночестве, велел накрыть праздничный стол.

2. Отправьте маме СМС с признанием в любви.

Читают и записывают домашнее задание (на карточках).

Рефлексия. Подведение итогов урока

Спрашивает об отношении учеников к своим родителям.

Что полезного вы поняли для себя?

Предлагает для ответа использовать слова над значением которых работали на предыдущих уроках

МИЛОСЕРДИЕ- сострадательное, доброжелательное, заботливое отношение к другому человеку; противоположно равнодушию.

СОПЕРЕЖИВАНИЕ – это способность чувствовать эмоции других людей, это и СОстрадание, и СОудовлетворение.

Рассказывают об отношении детей к родителям в своих

семьях. Делают выводы.

Я понял, что надо заботливо, внимательно,

с любовью относиться к родителям, помогать им и

Доброта, забота, внимание, сострадание,

характера, которые помогают людям сохранять

добрые отношения и беречь друг друга.

Оценивает работу учащихся на уроке.

Все работали активно. Молодцы! Особенно хорошо отвечали …, …, …

Повторяют речь учителя, проявляют эмоции.

Оборудование к уроку: тексты произведений (повесть А.С.Пушкина «Станционный смотритель», притча о блудном сыне), компьютер, проектор, экран, карточки с домашним заданием.

Учитель русского языка и литературы Панина О.В..

Ищем педагогов в команду «Инфоурок»

чем судьба дуни напоминает историю блудного сына. Смотреть фото чем судьба дуни напоминает историю блудного сына. Смотреть картинку чем судьба дуни напоминает историю блудного сына. Картинка про чем судьба дуни напоминает историю блудного сына. Фото чем судьба дуни напоминает историю блудного сына

Номер материала: ДБ-760486

Не нашли то что искали?

Вам будут интересны эти курсы:

Оставьте свой комментарий

Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.

чем судьба дуни напоминает историю блудного сына. Смотреть фото чем судьба дуни напоминает историю блудного сына. Смотреть картинку чем судьба дуни напоминает историю блудного сына. Картинка про чем судьба дуни напоминает историю блудного сына. Фото чем судьба дуни напоминает историю блудного сына

Учителя о ЕГЭ: секреты успешной подготовки

Время чтения: 11 минут

чем судьба дуни напоминает историю блудного сына. Смотреть фото чем судьба дуни напоминает историю блудного сына. Смотреть картинку чем судьба дуни напоминает историю блудного сына. Картинка про чем судьба дуни напоминает историю блудного сына. Фото чем судьба дуни напоминает историю блудного сына

В России утвердили новый порядок формирования федерального перечня учебников

Время чтения: 1 минута

чем судьба дуни напоминает историю блудного сына. Смотреть фото чем судьба дуни напоминает историю блудного сына. Смотреть картинку чем судьба дуни напоминает историю блудного сына. Картинка про чем судьба дуни напоминает историю блудного сына. Фото чем судьба дуни напоминает историю блудного сына

Учителя о ЕГЭ: секреты успешной подготовки

Время чтения: 11 минут

чем судьба дуни напоминает историю блудного сына. Смотреть фото чем судьба дуни напоминает историю блудного сына. Смотреть картинку чем судьба дуни напоминает историю блудного сына. Картинка про чем судьба дуни напоминает историю блудного сына. Фото чем судьба дуни напоминает историю блудного сына

Поставщики интернета для школ будут работать с российским оборудованием

Время чтения: 1 минута

чем судьба дуни напоминает историю блудного сына. Смотреть фото чем судьба дуни напоминает историю блудного сына. Смотреть картинку чем судьба дуни напоминает историю блудного сына. Картинка про чем судьба дуни напоминает историю блудного сына. Фото чем судьба дуни напоминает историю блудного сына

В Минпросвещения рассказали о формате обучения школьников после праздников

Время чтения: 1 минута

чем судьба дуни напоминает историю блудного сына. Смотреть фото чем судьба дуни напоминает историю блудного сына. Смотреть картинку чем судьба дуни напоминает историю блудного сына. Картинка про чем судьба дуни напоминает историю блудного сына. Фото чем судьба дуни напоминает историю блудного сына

В российских школах могут появиться «службы примирения»

Время чтения: 1 минута

чем судьба дуни напоминает историю блудного сына. Смотреть фото чем судьба дуни напоминает историю блудного сына. Смотреть картинку чем судьба дуни напоминает историю блудного сына. Картинка про чем судьба дуни напоминает историю блудного сына. Фото чем судьба дуни напоминает историю блудного сына

Ученые изучили проблемы родителей, чьи дети учатся в госпитальных школах

Время чтения: 5 минут

Подарочные сертификаты

Ответственность за разрешение любых спорных моментов, касающихся самих материалов и их содержания, берут на себя пользователи, разместившие материал на сайте. Однако администрация сайта готова оказать всяческую поддержку в решении любых вопросов, связанных с работой и содержанием сайта. Если Вы заметили, что на данном сайте незаконно используются материалы, сообщите об этом администрации сайта через форму обратной связи.

Все материалы, размещенные на сайте, созданы авторами сайта либо размещены пользователями сайта и представлены на сайте исключительно для ознакомления. Авторские права на материалы принадлежат их законным авторам. Частичное или полное копирование материалов сайта без письменного разрешения администрации сайта запрещено! Мнение администрации может не совпадать с точкой зрения авторов.

Источник

Гуманизм повести А.С. Пушкина «Станционный смотритель». Общечеловеческая тема «блудных детей». 8-й класс

Разделы: Литература

Класс: 8

– Вы прочитали повесть А.С. Пушкина “Станционный смотритель”. Какие чувства вызвали у вас её герои?

(Жалость, сочувствие, сострадание).

– Значит, цель, поставленная Пушкиным при создании этого произведения, была достигнута, потому что он хотел вызвать именно сочувствие, сострадание в сердцах своих читателей. В этом проявился гуманизм поэта, его человеколюбие.

Гуманизм – любовь к людям, уважение к человеческому достоинству, забота о благе людей.

В этом произведении А.С.Пушкиным впервые в русской литературе так остро поднимается тема “ маленького человека”.

“Маленький человек” в литературе – обобщённый образ бесправного и страдающего человека.

– Как вы думаете, кого в повести “Станционный смотритель” можно назвать “маленьким человеком”? Подтвердите свою мысль словами текста (учебник).

– Чаще всего это бедный человек, в данном случае – чиновник низшего класса.

Коллежский регистратор – чиновник низшего, 14 класса в “Табели о рангах”.(“Табель о рангах” – классификация чинов и порядок их прохождения на гражданской и военной службе. Учреждена в 1722 г., во времена Петра I.)

III. “ Притча о блудном сыне” в литературе и живописи.

1. Притча– маленький нравоучительный рассказ, но без морали, без прямого наставления.

Мораль каждый извлекает или не извлекает из притчи сам. Следует или не следует наставлениям. А уроки притчи касаются не только действующих лиц этой конкретной истории, но всех людей на свете…

Да, не все извлекали уроки, немногие понимали смысл притчи и в те далёкие времена, и позже. Правда, авторы произведений Древней Руси чаще сверяли жизнь своих героев с евангельским словом, писатели нового времени – реже.

Рассказчик не называет имени героя, неизвестно, где он родился, откуда и куда путь держит. Оттого, наверное, что история эта возможна с каждым и которое уже столетие повторяется. Но евангельские притчи для молодца 17 века ещё дышат живой историей, поэтому “спамянует молодец спасения путь”, ушёл в монастырь – вернулся к Богу, а горе у ворот осталось.

Два столетия спустя уже иначе живёт эта притча в литературе нового времени. В пушкинской повести “Станционный смотритель” картинки с изображением сюжетов притчи развешены по стене комнаты Самсона Вырина. Возможно, смотрят на них станционный смотритель и дочь его Дуня, да не извлекают уроки из этой притчи, оттого что для них евангельский сюжет стал лишь украшением комнаты.

2. “Притча о блудном сыне” нашла отражение не только в литературе, но и в живописи. (Рассматриваем репродукции картин И. Босха, Б.Э. Мурильо и других художников).Но особенно интересное развитие находит этот сюжет в замечательном полотне голландского художника Рембрандта “Возвращение блудного сына” (1669 г.) Только умудрённый жизненным опытом человек мог создать это простое и вместе с тем гениальное произведение. Оно стало духовным завещанием художника. В том же 1669 году Рембрандта не стало.

Оборванный, обессиленный и больной, промотавший состояние и потерявший друзей, появляется блудный сын на пороге отчего дома. Остриженная голова, покрытая струпьями, лохмотья, одна нога босая, другая в сандалии с почти отлетевшей подошвой. Лицо, едва выступающее из тени, прижатое к телу отца и выражающее усталость, смятение и почти блаженное чувство обретённого покоя.

И отец, потерявший всякую надежду на встречу с сыном. Он бережно и любовно ощупывает его тело. Глаза старика давно ничего не видят. По морщинистому лбу и опущенным ресницам скользят блики света, отражающиеся и на седой бороде, и на бормочущих, искажённых жалостью губах. Здесь, в объятиях отца, сын находит прощение и утешение, заботу и сострадание. Потрясённые увиденным, застыли невольные свидетели этой встречи. Они смотрят и не понимают, что на их глазах происходит чудо.

IV. Сопоставление картины Рембрандта и иллюстрации Г. Доре к “Притче о блудном сыне”.

1. Какая из картин, на ваш взгляд, более трагична? (Конечно, картина Рембрандта )

2. Почему? (На иллюстрации Доре – светлый фон, видно движение, жизнь.)
Картина Рембрандта – мгновение неподвижности, несколько застывших фигур. Много красного, трагического цвета. Фон картины – тёмный.

Графика – вид изобразительного искусства, рисунок на бумаге карандашом, углём, мелом, кистью либо оттиск этого рисунка со специально обработанной доски или камня.

3. Зачитайте из “ Притчи о блудном сыне” слова, которые могут служить подписью к иллюстрации. (“Отец ещё издали увидел его, побежал навстречу, обнял и поцеловал его…”) Полотно Доре – это непосредственная иллюстрация к Библии, поэтому мы видим картину встречи отца и сына по-иному, нежели на полотне Рембрандта.

Картина Рембрандта не только передаёт библейский сюжет, но и отражает жизненные наблюдения художника, понимание им тех страданий, через которые пришлось пройти и сыну, и отцу, поэтому на его полотне сын – обессиленный и больной человек, а отец ослеп от того, что выплакал все слёзы по пропавшему сыну.

V. Сопоставительный анализ повести А.С.Пушкина “Станционный смотритель” и библейской “Притчи о блудном сыне”.

1. Каковы чувства отца в притче и в повести? (Оба страдают.)

2. Простил ли отец блудного сына? В чём это выражается? (Да, простил. Он не сказал ему слова укора, а устроил пир в честь возвращения сына.)

3. Простил ли Самсон Вырин свою дочь? Почему вы так думаете? (Простил. Он сам ходил за ней пешком в Петербург.)

4. Найдите в повести слова, которые свидетельствуют о прощении.
“ Авось приведу я домой заблудшую овечку мою…”.
“ Он решился отправиться домой на свою станцию, но прежде хотел хоть ещё раз увидеть бедную свою Дуню…”.
“ Никогда дочь его не казалась ему столь прекрасною, он поневоле ею любовался”.

5. Кто из отцов, на ваш взгляд, больше страдает? Почему? (Самсон Вырин. Он одинок. Он сам отправил свою дочь из дома. Отец блудного сына ослеп от горя. Станционный смотритель умер.)

6. Но почему он желает смерти своей дочери?
(“ Не её первую, не её последнюю сманил проезжий повеса, а там подержал да и бросил…Как подумаешь порою, что и Дуня, может быть, тут же пропадает, так поневоле согрешишь, да пожелаешь ей могилы…).

7. А дети? Заслужил ли сын прощение? (Да, своими страданиями.)

8. Изменится ли он после возвращения и такой встречи? (Изменится. Он много испытал в жизни, прошёл через страдания и понял, что его простили.)

9. А Дуня? Она заслужила прощение? (Нет. Отец умер, и некому её простить.)

10. А вы её простили? Почему? (Она заслуживает нашего прощения, потому что её простил отец, и мы видим, что она страдает.)

11. Простит ли Дуня себя?

12. Так кто же из детей оказался счастливее: блудный сын, вернувшийся нищим и больным, или Дуня, нарядная, разбогатевшая?

Вывод: Дуня напомнила нам судьбу блудного сына из библейской легенды, но с раскаянием более мучительным, ибо застала вместо отца могилу, и некому было сказать “ прости”. До конца жизни нести ей этот тяжкий крест – быть виновницей отцовской смерти.

VI. Подведение итогов урока.

1. О чём эта повесть?

– о глубокой и всепрощающей отцовской любви;
– о дочерней неблагодарности;
– об одиночестве и беззащитности “маленького человека”, сохранившего своё достоинство;
– о запоздалом раскаянии “блудной дочери”, которая будет жить с чувством вины перед своим отцом.

2. В чём проявился гуманизм А.П.Пушкина – автора повести “Станционный смотритель”? (Писатель вызывает у читателя сочувствие и уважение к “маленькому человеку”.)

3. Одно из значений слова Гуманизм – “забота о благе людей”. Как проявилась забота автора о благе людей в этом произведении?

Повесть звучит как предостережение. Это нравственный урок для всех нас.

Рассказчик ещё и размышляет о неизбежности расставания детей и родителей. Здесь трудно что-либо изменить. Но предательство детей не имеет ничего общего с обычным расставанием. Дуня могла бы давно, ещё при жизни отца, приехать и продлить ему жизнь своим появлением на станции. Пусть бы Вырин вместе с ней порадовался внукам…

Как важно успеть сказать родителям, что мы их любим, принести им не одни неприятности, а хоть немного счастья.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *