чем сопровождается переживание ритма

Чем сопровождается переживание ритма

Автор: Береговой Владислав Викторович

Организация: МБУДО «Монинская ДМШ»

Населенный пункт: Московская область, г. Монино

Введение

Ритм и его влияние на развитие человека всегда интересовал педагогов, философов, психологов, представителей других наук, так как без ритма, невозможна жизнь, невозможно существование вселенной, следовательно, чувство ритма, в той или иной степени, есть у всех, а значит, его можно и нужно развивать.

Регулярный ритм присущ человеку как живому организму, он проявляется в восприятии пространства и времени, в таких процессах как биение сердца и дыхание, смена дня и ночи, чередование времён года.

Исследователи из университета МакГилла и Монреальского университета считают, что отсутствие чувства ритма может быть вредным для здоровья, а также, что хорошее чувство ритма может помочь в изучении иностранных языков.

Определение и содержание понятия «Ритм»

Ритм (лат. rhythmus, др.-греч. ῥυθμός, от др.-греч. ῥέω «течь», струиться, растекаться и т.д.) в музыке — организация музыки во времени. Ритмическую структуру музыкального сочинения образует последовательность длительностей — звуков и пауз. В письменной традиции музыкальный ритм фиксируют с помощью музыкальной нотации.

Ритм – один из первоисточников, первоэлементов музыки, всегда жизненно важный для музыкального искусства. В многовековой истории европейской музыки параллельно с развитием гармонии, мелодики и других элементов шло также и развитие ритмической стороны. Эволюция ритмики побуждала теоретическую мысль описывать новые ритмические явления, устанавливать закономерность ритма, вырабатывать композиционные правила ритма и объяснять его сущность.

Чувство музыкального ритма

Прежде всего, стоит сказать об утрате, «нарушении» этого чувства у современных людей. Различные факторы, например, отсутствие народной, традиционной культуры, жизнь человека в далеких от природы условиях (в мегаполисах) отдаляют нас от естества.

Основные особенности музыкального ритма

Музыкально-ритмическое чувство, являясь формирующейся способностью, попадает под соответствующее педагогическое воздействие, поддается ему, достаточно явственно «отзывается» на него. Коснемся двух основных особенностей музыкального ритма и, соответственно, музыкально-ритмического чувства.

Будучи одним из «первоэлементов» музыки, выразительным средством, ритм почти всегда отражает эмоциональное содержание музыки, ее образно-поэтическую сущность. Это первая особенность ритма.

Теснейшим образом ритм связан в музыке с передачей различных экспрессивных состояний человека, с проявлений его внутренней жизнедеятельности. Итак, ритм в музыке — категория не только времяизмерительная, но и эмоционально-выразительная. Музыкальный ритм в прямом и всеобъемлющем смысле этого понятия учащийся начинает осязать лишь тогда, когда соприкасается с эмоционально-содержательным музыкальным материалом.

Опорой чувства музыкального ритма является становится двигательно-моторный аппарат музыканта-исполнителя с его предельно дифференцированными, «ювелирными» пальцевыми операциями; опора такого рода вызывает к жизни значительно более утонченные, рафинированные ритмические проявления. Только хорошо «налаженная», достаточно надежная и прочная музыкально-исполнительская моторика (как принято говорить, техника игры на инструменте) может служить надлежащей опорой для развития чувства ритма. Напротив, неумелые физические действия при игре способны подчас деформировать, расстроить музыкально-ритмическое переживание, расшатать весь темпо-ритмический фундамент, на котором стоит учащийся-музыкант. Неритмичность исполнения напрямую зависит от неумения нужным образом скоординировать движения рук. Среди возможных двигательно-моторных опор при воспитании и развитии чувства музыкального ритма исполнительская моторика в принципе является единственной в своем роде — наиболее чуткой, отзывчивой, тонкой, во всех отношениях наилучшей.

Таким образом, музыкально-ритмическое переживание человека, так или иначе опосредуется его мышечным чувством. Без телесных ощущений ритма не может быть воспринят ритм музыкальный. В образовании и развитии чувства ритма участвует все наше тело.

Способы формирования развития чувства музыкального ритма

Итак, возможно ли развитие чувства музыкального ритма? Принимая во внимание объективные трудности ритмического воспитания в музыке, ответ на поставленный вопрос будет утвердительным. Суть в том, что неразвивающихся способностей в природе не существует и существовать не может. Само понятие способности — понятие «динамическое». Ничто в сфере высшей нервной деятельности не остается неподвижным, неподатливым, а все всегда может быть достигнуто, изменяться к лучшему, лишь бы были осуществлены соответствующие условия.

Первоначальному периоду воспитания чувства ритма принадлежит весьма существенная роль. Именно в этот период определяются дальнейшие перспективы обучения музыке, оказывается подчас решающее влияние на всю «ритмическую будущность» ученика. Не освоив азов ритмической грамоты, не овладев необходимыми при этом умениями и навыками, учащийся-музыкант, не сможет в дальнейшем двигаться по восходящей линии. Переходя к вопросам методики ритмического воспитания, учитель должен учитывать особенности психики детей, помнить, что ребенок приходит в мир учебного труда из мира игр. Отличительная черта учебного процесса — развитие абстрактного мышления, способности к обобщениям. Современная детская психология и педагогика доказали, что детям 6—7-летнего возраста в значительно степени доступна отвлеченная мыслительная деятельность, чем это предполагалось раньше. Искусство и игра имеют общие существенные черты: радостную эмоциональность, образность, моторную активность. С этой целью в учебной работе нужно применять формы, близкие к игре, но в то же время учить детей наблюдать музыкальные явления, сравнивать их, находить и правильно называть закономерности.

Итак, чувство музыкального ритма развиваемо. Как известно, человек постигает, осознает содержание музыки в различных видах музыкальной деятельности, и на первом месте должно быть слушание и исполнение музыки; в этом процессе возникают и развиваются музыкальные представления ребенка. Необходимо подчеркнуть эту истину, ввиду того, что до сих пор еще встречаются случаи, когда педагог начинает ритмическое воспитание с объяснения длительностей нот, с которыми ребенок, не имеющий никакого музыкального опыта, не может связывать свои слуховые представления. Здесь, пожалуй, не лишне напомнить, что наиболее элементарным способом освоения музыки детьми было и остается пение по слуху, то есть разучивание мелодий рефлекторно-подражательным путем.

Игра под метроном на слабую долю, дирижирование, простукивание ритмических рисунков, несомненно, неотъемлемая часть развития чувства ритма.

Заключение

Музыка занимает значительную часть в жизни человека. Музыка – это звучание, но оно не будет приятно нашему слуху, если нет ритма. Ритм является природным качеством человека и посредством введения специальных ритмических задач и упражнений, что благоприятно сказывается на развитии чувства музыкального ритма и способствует формированию слух ритмических навыков и представлений. Развитие чувства ритма, несомненно, благоприятно скажется на организме человека.

Список используемой литературы:

Источник

Формирование чувства ритма у детей дошкольного возраста

чем сопровождается переживание ритма. Смотреть фото чем сопровождается переживание ритма. Смотреть картинку чем сопровождается переживание ритма. Картинка про чем сопровождается переживание ритма. Фото чем сопровождается переживание ритма Бредихина Екатерина
Формирование чувства ритма у детей дошкольного возраста

Борис Михайлович Теплов сделал вывод, что ритм в музыке воспринимается не только слухом и сознанием, но и всеми клетками организма. При слушании музыки у человека возникает потребность (интуитивная) двигаться, дышать в слышимом ритме.

Все слышали о том, что музыка способна лечить не только душу, но и тело. Интересно то,что музыку наш мозг воспринимает одновременно обеими полушариями: левое полушарие ощущает ритм, а правое – тембр и мелодию. Самое сильное воздействие на организм человека оказывает ритм. Ритмы музыкальных произведений лежат в диапазоне от 2,2 до 4 колебаний в секунду, что очень близко к частоте дыхания и сердцебиения. Организм человека, слушающего музыку, как бы подстраивается под неё. В результате поднимается настроение, работоспособность, снижается болевая чувствительность, нормализуется сон, восстанавливается стабильная частота сердцебиения и дыхания. Музыка, в которой звуки, ритм и музыкальный рисунок подчинены законам гармонии, оказывает благотворное воздействие на здоровье и развитие человека, это подтверждают исследования многих ученых.

Так, Пифагор ввел учение об «эвритмии», под которой понималась способность человека находить верный ритм во всех проявлениях жизнедеятельности – не только в пении, танце и игре на музыкальных инструментах, но и в мыслях, поступках, речах, жестах, в рождении и смерти.

Выделяются 4 основных понятия.

Ритмический слух

А вот Чувство музыкального ритма имеет не только моторную, но и эмоциональную природу. Содержание музыки эмоционально. Ритм же одно из выразительных средств музыки, с помощью которых передается содержание. Поэтому чувство ритма, так же, как и ладовое чувство, составляет основу эмоциональной отзывчивости на музыку.

Для примера возьмем стук метронома и музыкальное произведение. Если произведение играть точно под стук метронома, оно теряет свою эмоциональность, индивидуальность.

Восприятие музыкального ритма

Вот мы и приходим к заключительному понятию

Переживание ритма.

С какими же проблемами мы сталкиваемся в области музыкально-ритмических движений?

Ранний возраст – от 2 до 3 лет. Могут ли дети ритмично двигаться, петь? Нет. Однако, биологически их организм уже подстраивается под музыку, а пение или движения выступают в диссонанс. Такой ритмический дисонанс может не только негативно влиять на психику, но и даже провоцировать заболевания на клеточном уровне. Доказано, что каждая клеточка организма (ведь организм состоит в большинстве из воды) вибрирует в такт ритмам и даже меняет свой цвет!

Возьмем такую категорию детей, как дети с нарушением речи. К сожалению, в последние годы наблюдается неутешительная статистика – рост количества детей с проблемами речевого развития. В нашем детском саду 2 старшие и 2 подготовительные группы для детей с нарушением речи. Если чувство ритма несовершенно, то замедляется становление развернутой (связной) речи, она не выразительна и слабо интонирована; дошкольник говорит примитивно, используя короткие отрывочные высказывания. И в дальнейшем слабое развитие слуховых и моторных способностей тормозит развитие ребенка, ограничивая не только сферу интеллектуальной деятельности, но и общение со сверстниками.

Для гармоничного развития детей используются следующие виды музыкально-ритмической деятельности:

логоритмические упражнения;

— игра на музыкальных инструментах;

— упражнения на развитие чувства ритма;

Все эти виды деятельности развивают чувство ритма, следовательно, речь, память, внимание.

Несомненно, одним из важных видов музыкально-ритмического движения является хоровод. В наше время хороводы становятся неотъемлемой частью воспитательно-образовательного процесса, частью радостной повседневной жизни детей в детском саду и дома. Главное, чтобы детям это нравилось, чтобы они хотели водить хоровод. Хороводные игры добрые, задушевные, простые по сюжету, с многократным повторением строчек, что позволяет легко их запомнить и без труда повторять слова и движения под музыку. Хороводы пользуются большим успехом на детских праздниках, досугах, развлечениях и являются прекрасной формой для социализации ребенка. Ребенок начинает понимать, что без него самого цепочка разорвется. При исполнении песен в кругу дети поют, ориентируясь не на руководителя, а на других детей, учатся их слышать, координируют свое исполнение с исполнением других детей.

Логоритмика – в наше время неотъемлемая часть работы не только логопедов, но и музыкальных руководителей. Она включает в себя – мимические упражнения, которые способствуют развитию мимической мускулатуры; артикуляционную гимнастику, как часть работы над песней; и упражнения на развитие мелкой моторики. Так же для развития мелкой моторики важной частью ритмической работы является игра на детских музыкальных инструментах, в том числе и шумовых.

Музыкально-ритмическая деятельность прослеживается и в вокальной работе.

1. Для русской народной песни, не отличающейся особенной сложностью и разнообразием мелодий, ритмических рисунков, характерна большая метрическая свобода, свободные смены размера и неквадратность структур — не только в медленных, протяжных, но иногда и в скорых песнях. В протяжных песнях при этом обычно не подчеркивается сильное время такта, но зато довольно ясно чувствуется роль «микрометра».

2. Народная песня очень богата эмоциями, дети видят яркую палитру костюмов, песен, плясок, слышат звучание русских народных инструментов.

Примеры упражнений на развитие чувства ритма.

Эти упражнения направлены на развитие согласованности действий, развитие слуха, памяти, воспитание сосредоточенности, на ориентирование в пространстве.

2. «Саша, Алеша, Сережа, Семен» (Саша – обычный мальчик, Алеша – маленький, Сережа – высокий, Семен – сердитый). Можно использовать двухдольные имена (Маша, Катя, Саша, Леша). Вместо слова удары, хлопки, притопы, потом вместо слов – пауза.

4. Еще упражнение на непрерывность звучания – вставать или садиться

5. Музыка устанавливает определенный темп, дальше дети ходят в этом же темпе.

Все эти упражнения можно выполнять с закрытыми глазами, то – есть, отключая один канал восприятия, мы открываем шире другой – аудиальный, а шагая, изображая что-то руками, телом, мы даем возможность воспринимать информацию кинестетическим каналом. В основном дети кинестетики, а это значит, что именно движение в ритме способствует более быстрому достижению результатов.

6. Следующее упражнение, как бы, не на развитие чувства ритма, а на динамику. Однако, замечено, что когда ребёнка просишь петь громко, он может убыстрять темп и наоборот. Музыкальный руководитель, близко держа ладони друг к другу, показывает динамику многократно произносимого имени. Ладони постепенно все дальше отодвигаются одна от другой, имя произносится громче, а вот следить нужно не только за изменением динамики, но и за темпом, идет развитие внутреннего пульса.

7. Один ребёнок стоит перед группой других детей, как перед зеркалом, его движения выполняются группой, далее усложняем – ребёнок хлопает или топает ритм, можно хлопать по любым частям тела.

8. Музыка останавливается после каждой фразы, в конце фразы дети

останавливаются. Можно использовать песню, которая имеет четкую форму. Далее усложняем, допустим первую фразу дети шагают, вторую идут на носочках. Можно поиграть в мышку и кошку.

9. Ребёнок ходит в своем темпе – дети стараются ходить в его темпе.

10. Дети стоят в комнате. Играется мелодия 1 такта, которая после

звучания изображается шагами (хлопками, затем следующий такт и

11. Упражнения на смену темпа. Дети шагают или хлопают под

музыкальное произведение, постепенно звучание то убыстряется, то

Развитие чувства цвета через использование дидактических игр у детей младшего дошкольного возраста Нет ничего гармоничнее играющего ребенка… Сила этой гармонии настолько велика, что взрослые, наблюдающие за детской игрой, невольно улыбаются,.

«Развитие чувства ритма у дошкольников через танец» Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение №216 «Детский сад комбинированного вида» «Развитие чувства ритма у дошкольников.

чем сопровождается переживание ритма. Смотреть фото чем сопровождается переживание ритма. Смотреть картинку чем сопровождается переживание ритма. Картинка про чем сопровождается переживание ритма. Фото чем сопровождается переживание ритма«Весёлые башмачки». Пособие для развития чувства ритма Упражнения и игры по развитию чувства ритма должны обязательно включаться в каждое музыкальное занятие как его неотъемлемая часть. Для.

Мастер-класс для педагогов «Развитие чувства ритма у дошкольников через музыкальные игры и упражнения с предметом» В раннем возрасте музыкально- ритмическое чувство проявляется в том, что слушание музыки совершенно непосредственно сопровождается теми.

чем сопровождается переживание ритма. Смотреть фото чем сопровождается переживание ритма. Смотреть картинку чем сопровождается переживание ритма. Картинка про чем сопровождается переживание ритма. Фото чем сопровождается переживание ритмаМузыкально-дидактические игры на развитие чувства ритма «Волшебные капельки», «Весёлые матрёшки», «Танцующие цветы» Музыкально-дидактические игры на развитие чувства ритма: «Волшебные капельки», «Весёлые матрёшки», «Танцующие цветы». Чувство ритма.

Практикум для музыкальных руководителей «Развитие чувства ритма у детей» 1. «Фруктово-ритмический салат». «Первым инструментом» человека было, как известно, его собственное тело. Для современного ребенка оно им.

Развитие барического чувства тяжести в процессе предметно-игровой деятельности у детей старшего дошкольного возраста При знакомстве ребенка с предметами окружающего мира имеет очень большое значение наличие у него представлений о массе предметов. В дошкольном.

Семинар-практикум для воспитателей «Развитие чувства ритма у детей дошкольного возраста» «Развитие чувства ритма у детей дошкольного возраста» Цель: раскрыть значение влияния развития чувства ритма на развитие речевой и двигательной.

Сообщение из опыта работы «Развитие чувства времени у детей старшего дошкольного возраста» Сообщение из опыта работы на тему: «Развитие чувства времени у детей старшего дошкольного возраста» 1 слайд: титульный лист. Муниципальное.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *