чем согласно взглядам м монтессори является детство

Концептуальные основы педагогической технологии «Дом свободного ребенка»

Система М. Монтессори охватывает концепцию и технологию воспитания и обучения детей в возрасте от 2,5 до 12 лет. Наибольший интерес вызывают ее положения, касающиеся обучения, воспитания детей дошкольного и младшего школьного возраста.

2) педагог, который создает, готовит розвивальне среду.

Учитывая эту способность ребенка Г. Монтессори выделяет временные фазы (сенситивные периоды) ее особой восприимчивости к конкретным аспектам окружающей среды. Соответствие каждого такого периода атрибутам среды обеспечивает необходимую эффективность воспитания и обучения. Зная эти периоды, взрослые должны предусматривать их наступления, в соответствии готовя окружающую среду, средства обучения, которых ребенок объективно нуждается в конкретный момент. Важно также анализировать симптомы каждого периода для оценки актуального развития ребенка.

Сенситивные периоды универсальные, то есть возникают в процессе развития всех детей, независимо от расы, национальности, социального происхождения, геополитических и культурных различий. В то же время они являются индивидуальными, поскольку время их наступления, продолжительность и динамика могут быть различными в конкретных детей, хотя существуют приблизительные среднестатистические рамки каждого из них:

— сенситивный период развития вещания (0-6 лет);

— сенситивный период восприятия порядка (0-3);

— сенситивный период сенсорного развития (0-5, 5);

— сенситивный период восприятия маленьких предметов (1,5-2,5);

— сенситивный период развития движений и действий (1-4);

— сенситивный период развития социальных навыков (2,5-6).

Их внутренней структуре присущи медленное начало, этап максимальной интенсивности и постепенный спад соответствующей восприимчивости.

Философские взгляды Г. Монтессори базируются на космической теории, согласно которой все в мире (растения, животные, человек) существует и действует в соответствии с космического плана развития Вселенной. Смысл жизни, по ее утверждению, заключается не в том, чтобы «достичь совершенства на бесконечном пути прогресса», а в том, чтобы «повлиять на окружающую среду и достичь в нем определенной цели».

Человек выполняет в природе преобразовательную функцию, оставляя на земле след своего существования. Человеческий разум стал почти всемогущим способом проникновения в самые сокровенные глубины жизни. Однако вплоть до XX в. человек не осознавал своего назначения и реализовывала свое космическое задание, как и животные, бессознательно. Созданная ею «надприрода» может легко выйти из-под контроля и привести к ужасные экологические катастрофы. Человечество должно осмыслить свое космическое задание, осознать свое единство перед опасностями социальных неурядиц, войн и выработать «вселенское сознание», построив единое гармоничное общество. По мнению М. Монтессори, добиться этого можно через воспитание. Стратегия нового воспитания должна основываться на законах, которые обусловливают становление и развитие человека, и реализовать все ее потенциальные энергии. На изучении жизни человека должно сосредоточиться и наука. В этом контексте особая роль принадлежит психологии, призванной на основе познания психических процессов помогать человеку в его бытии.

Педагогика М. Монтессори не противопоставляет личности педагога и ребенка, считая их равноценными в воспитании. Такой подход объединяет ее с гуманистическими традициями украинской этнопедагогики и современными концепциями обучения и воспитания. Важно, чтобы педагог был личностью, которая постоянно развивается, владеет умениями самоисследование и видение ребенка в развитии. В процессе подготовки педагога необходимо воспитать в нем интерес к человеку и умение видеть в каждом ребенке неповторимую и уникальную личность, наблюдать процесс развития ребенка, научить создавать розвивальне среду и поддерживать связь между ним и ребенком, быть привлекательным внешне, интересным для воспитанников, «жизненно важной частью мира ребенка». Педагог должен уметь привлечь к сотрудничеству родителей, поскольку ребенок является членом семьи, а не изолированной личностью. Все это необходимо ему для того, чтобы действенно помогать ребенку в саморазвитии. Способность «вникать в секрет детства», знать, любить ребенка и уметь служить ей «в соответствии с законами высшей справедливости», по убеждению Г. Монтессори, является главной миссией педагога.

Источник

Хотите помочь изданию новых книг и пособий
по Монтессори-педагогике в России?

Издательство «Народная книга» приглашает Вас стать издателем: зарегистрируйтесь и издавайте книги вместе с единомышленниками! Уже более 200 человек реально помогают издавать уникальные книги по Монтессори-педагогике. Присоединяйтесь!

чем согласно взглядам м монтессори является детство. Смотреть фото чем согласно взглядам м монтессори является детство. Смотреть картинку чем согласно взглядам м монтессори является детство. Картинка про чем согласно взглядам м монтессори является детство. Фото чем согласно взглядам м монтессори является детствоНаталья Н.М. Крылова,
автор программы
«Детский сад – дом радости»
к. пед. наук, доцент

Индивидуальность ребенка – главная ценность

Современные исследователи иногда считают, что Мария Монтессори не была учёным-теоретиком; её идеи не сложились в стройную научную систему. Все структурные разработки её идей были сделаны в относительно недавнее время учениками и последователями. Система всё время совершенствуется, трансформируется, обогащается новыми материалами и опытом современной жизни.

На наш взгляд, наследие М. Монтессори может быть рассмотрено
как система трёх взаимосвязанных проектов:
• ПЕРВЫЙ – программа воспитания (содержание), его теоретические
основы;
• ВТОРОЙ – организация работы учреждения (формы и методы);
• ТРЕТИЙ – организация среды как развивающего фактора.

Остановимся сначала на анализе первого проекта. О программе воспитания.
Согласно основополагающему принципу педагогической системы Монтессори, индивидуальность ребёнка – главная ценность воспитания, а потому уважение к личности воспитанника характеризует нравственное начало педагога.

Она считала, что взрослый должен относиться с благоговением к развитию жизни в ребёнке, уважать его, давать развиваться таинственным силам, заложенным в его природе. Только при наличии полной свободы и самостоятельности, утверждала Монтессори, могут проявиться индивидуальный характер ребёнка, его врождённая любознательность и познавательная активность. Самое главное для педагога – максимально выявлять в каждой фазе развития ребёнка все его возможности, иначе никогда не удастся наверстать потерянное. В соответствии с данными принципами, она впервые в дошкольной педагогике разработала проект воспитания, который строится как система самовоспитания и самообучения ребёнка. Она считала, что каждое живое существо развивается благодаря внутреннему самодвижению и деятельности, а взрослый должен помогать ребёнку действовать самостоятельно. М.Монтессори определяет цели воспитания: биологическую, социальную, воспитание чувств и ума:

• биологическая цель воспитания направлена на облегчение естественного психофизического развития личности;
• социальная цель – на приспособление индивидуума к среде;
• воспитание чувств – на становление наблюдательности у воспитанника
и подготовку его к практической жизни; его ценность проявляется в овладении
эстетической культурой;
• умственное воспитание – на обучение ребёнка письму, чтению и счёту, начиная с 3-4 лет. Начинается оно с овладения тактильно-звуковой ассоциацией, затем письмом, а потом уже чтением. Разрабатывая данный проект на основе педагогического эксперимента в общественных учреждениях, она считала одной из своих задач изучение психологических особенностей воспитанников. Ощущая потребность в данных, выявляющих особенности маленьких детей, она избрала метод наблюдения за ними «в их самопроизвольных, непосредственных проявлениях».

Монтессори выделила сензитивные периоды для овладения ребёнком определёнными способностями и считала, что первые три года жизни являются важнейшими для формирования творческой сути человека. В течение последующих трёх лет в детском саду первоначально приобретённое расширяется и закрепляется.

Развитие индивидуальности связывалось Монтессори с пониманием свободы ребёнка не как стихийного процесса, а как возможности выбора цели своих действий. Развитие же способности к выбору действий обуславливается, с её точки зрения, развитием воли ребёнка, возникновение которой определяется педагогом по способности воспитанника к продолжительной «концентрации».

Монтессори выделила три стадии в развитии детской воли:
• первая стадия (часто наблюдается у малыша раннего возраста) заключается в повторении ребёнком одних и тех же действий. Упражнения, которые он повторяет циклично, дают ему ощущение силы и независимости;
• вторая стадия – на основе представления о собственной силе и независимости ребёнок способен принимать самостоятельные решения и отвечать за свои действия;
• третья стадия – развитие способности принимать самостоятельные решения и отвечать за свои действия открывает ребёнку послушание как высшую форму поведения, в которой отражается развитие его свободной воли. Он начинает сам стремиться быть послушным в общении с взрослым.

Дисциплинированный человек, в трактовке Монтессори, это человек, умеющий владеть собой, сообразующий своё поведение с необходимостью следовать тому или иному житейскому правилу. Она признавала, что дети нуждаются в определённом распорядке и в повторении одного и того же по многу раз. Если они способны заинтересованно ставить перед собой задачи и решать их, преодолевая возникающие трудности, то контроль со стороны взрослого становится излишним. Независимость – производное от гордости за достигнутый результат. Свобода и самостоятельность – это ответственность, возможная только на основе приобретения личного опыта. Он возникает в определённом ритме жизни и у каждого по-своему, с тем количеством повторений и ошибок, которые нужны индивидуально.

Свобода, существующая в детских садах М. Монтессори, ограничивалась двумя запретами: «Нельзя делать того, что вредит тебе самому!» и «Нельзя делать того, что вредит твоим товарищам!» Любое действие, разрушающее ребёнка или его друзей, должно быть немедленно пресечено (так как пояснения, по мнению Монтессори, оставляют возможность для самооправдания и ухода ребёнка от ответственности).

Технология наблюдения за ребёнком

Вызывает огромное уважение мастерство М. Монтессори по воспитанию своих последователей. Обучая воспитателей, она разработала технологию наблюдения за воспитанником, которая будет актуальной всегда.

Итак, педагогу, наблюдая за ребёнком, необходимо заметить:
1) когда начинает продолжительное время сосредотачиваться на работе;
2) какие её виды выбирает;
3) сколько времени занят;
4) сколько раз повторяет одно и то же;
5) каковы индивидуальные особенности выполнения работы;
6) в какой последовательности разные виды работы занимают его в
течение дня;
7) когда ребёнок проявляет инициативу и поглощён работой;
8) сколько дней подряд это может происходить;
9) хочет ли прогрессировать в деятельности;
10) отвлекается ли и на что;
11) продолжает ли начатое.

Педагогу также важно научиться определять поведение ребёнка и с точки зрения соблюдения или несоблюдения воспитанником порядка, отношения к деятельности, радости, уравновешенности, выражения своих наклонностей, сотрудничества со сверстниками.

Источник

Детство по Монтессори

чем согласно взглядам м монтессори является детство. Смотреть фото чем согласно взглядам м монтессори является детство. Смотреть картинку чем согласно взглядам м монтессори является детство. Картинка про чем согласно взглядам м монтессори является детство. Фото чем согласно взглядам м монтессори является детствоВ истории педагогики оставили свой след сотни методик воспитания детей, но лишь немногие из них остаются востребованными по сей день. Среди востребованных особое место принадлежит педагогической системе Марии Монтессори. Этот выдающийся наблюдатель мира детей утверждала, что не инновационные педагогические теории и методология имеют значение для реформирования школы. Нужно, по ее мнению, менять нам, взрослым, свои взгляды на природу детства.

Она считала, что дети – особенные существа, не похожие на взрослых, живущие по своим правилам, которые так непонятны взрослым. Если так принимать детство, то придётся, при всем нежелании, изменить свое взаимоотношение с детским миром, считаться с ним, уважать права детей.

Монтессори-метод является методом научной педагогики. Мария Монтессори интересовалась именно жизнью ребёнка, которая отличалась от взрослой. Ее умозаключения совершались не на основе теоретических догм, а на фундаменте естественнонаучных наблюдений. Результаты которых доказали существование процессов, отсутствующих у взрослых, где главенствующая роль принадлежит личности самого ребёнка.

В труде «Впитывающий разум ребёнка» доктор Монтессори выделила основополагающий закон своей методологии. Ребенок, в отличие от взрослого человека (развивающегося по направлению к смерти), осуществляет движение к жизни, совершенствуя себя, формируя в себе человека, личность. Как только взрослый человек сформирован – исчезает ребёнок. М. Монтессори: «Движение по жизни означает для ребёнка рост и расширение возможностей личности: чем больше малышу лет, тем он становится умнее и сильнее. Его собственный труд, его собственная активность помогают добиваться интеллектуального роста и физического совершенствования, в то время как у взрослых с годами интеллект и физические силы ослабевают».

Главное в Монтессори-педагогике – это изучение жизненного пути ребенка, не вмешательство со своими воспитательно-образовательными методами. Ребёнок обладает неизбывным желанием познавать мир, который неизвестен новорожденному. Но он переполнен желанием открыть и исследовать его. Поэтому мотивация к саморазвитию, к обучению является естественной для малыша, и она во много раз более сильная, чем у взрослых.

Ребенок одарен природой абсорбирующим разумом, «впитывающим» окружающий мир целиком, что является доминантой в его развитии от рождения и до трех лет. Впоследствии происходит медленное его угасание, замещаемое памятью. «Впитывающий разум» ребёнка работает, в основном, через его органы чувств, проходя процесс познания последовательно от простого к сложному, не вкладывая практически никаких усилий.

К трём годам у ребёнка формируется основы человеческой личности, и ему теперь необходимо специальное обучающее воспитание, хотя его «впитывающий» разум способен еще вбирать в себя все оттенки жизни.

Мария Монтессори, наблюдая потребности и действия детей, многое открыла в них, благодаря чему:
· изготовила свой уникальный учебный материал, ориентированный на чувственное восприятие ребенком окружающего мира;
· ввела в обиход мебель, соответствовавшую росту детей;
· представила детям свободу, возможность выбора деятельности, накоплению своего опыта;
· создала для детей «подготовленную среду».

Мария Монтессори: «Воспитание маленького ребёнка – это помощь в спонтанном умственном, духовном и физическом развитии».

Источник

ЦЕЛЬ ДЕТСТВА или почему Монтессори-метод не противоречит традиционной педагогике

На сегодняшний день существует множество мнений о Монтессори-методе и его роди и целях в системе образования:

Причин для этих противоречий множество, в том числе то, что под видом Монтессори часто можно встретить совсем другой подход. Однако, это не тема данной статьи.

Мы рассмотрим настоящий аутентичный Монтессори-метод и разберёмся – это антагонист, альтернатива или помощник для традиционной системы образования и обучения?

Главное, в чём отличается Монтессори-подход, с точки зрения самого автора – Марии Монтессори, – и это является определяющим принципом – в позиции взрослого по отношению к ребёнку.

Мария Монтессори называла свой метод – Метод научной педагогики, так как он родился в процессе её исследований. Она была, прежде всего, учёным, врачом, психологом, а не педагогом, и у неё изначально не было никакой программы или цели чему-то научить детей. Она наблюдала за развитием детей в разных странах мира и социальных условиях, делала выводы и открытия, что позволило ей самой многому научиться у детей.

Мария Монтессори открыла ЦЕЛЬ ДЕТСТВА – и то, что именно непонимание этой цели взрослыми создаёт большинство ошибок в воспитании детей, и именно эта позиция – подход к ребёнку со стороны его собственных целей в развитии самого себя – и отличает кардинально Монтессори метод от всех остальных педагогических систем.

чем согласно взглядам м монтессори является детство. Смотреть фото чем согласно взглядам м монтессори является детство. Смотреть картинку чем согласно взглядам м монтессори является детство. Картинка про чем согласно взглядам м монтессори является детство. Фото чем согласно взглядам м монтессори является детствоМария Монтессори говорила: «Ребёнок – отец Человека». (Дети – другие).

На первый взгляд, это может показаться странным.

Но есть несколько причин, по которым Мария Монтессори определила такую роль ребёнка:

Но как это возможно? Ведь человеческий новорождённый абсолютно беспомощен, в отличие от детёнышей большинства животных, которые встают на ножки через несколько часов и следуют за матерью, реагируя на общепринятые сигналы. Человеческий же новорождённый НИЧЕГО не умеет, не передвигается, не говорит на языке своего вида, ничего не понимает, не знает, он даже не узнаёт свою мать…

чем согласно взглядам м монтессори является детство. Смотреть фото чем согласно взглядам м монтессори является детство. Смотреть картинку чем согласно взглядам м монтессори является детство. Картинка про чем согласно взглядам м монтессори является детство. Фото чем согласно взглядам м монтессори является детство

Действительно, человеческий ребёнок имеет невероятно длинное детство – сейчас оно продолжается около 20 лет. Учёные говорят о том, что детство продолжает удлиняться. Современные родители опекают своих детей зачастую до 30 лет…

Однако, природа распорядилась по-другому.

чем согласно взглядам м монтессори является детство. Смотреть фото чем согласно взглядам м монтессори является детство. Смотреть картинку чем согласно взглядам м монтессори является детство. Картинка про чем согласно взглядам м монтессори является детство. Фото чем согласно взглядам м монтессори является детство

Во-первых, есть очевидная физиологическая причина, по которой человек рождается практически недоношенным по сравнению с другими животными (он достигает уровня новорождённых млекопитающих примерно к году): мозг и череп (голова) ребёнка после 9 месяцев беременности уже слишком большие, чтобы пройти через родовые пути. Поэтому ребёнок рождается с незавершившим своё формирование черепом (о чём говорят роднички), который очень быстро растёт в первый год жизни (роднички закрываются). Пропорции тела новорождённого человека также говорят о большой значимости головы. Ведь человек – это единственный вид, у которого именно с помощью развитого мозга и интеллекта и происходит адаптация к жизни.

Во-вторых, есть ещё одна причина – психосоциокультурная: ребёнку заранее неизвестна та среда, в которой он появится на свет. В утробе матери невозможно подготовиться к жизни в той среде, в которой ты будешь жить. У животных среда обитания предопределена, у них есть свой ореол обитания, и их детёныши уже рождаются с определёнными навыками, полезными для выживания в конкретных условиях – это заложено генетически.

чем согласно взглядам м монтессори является детство. Смотреть фото чем согласно взглядам м монтессори является детство. Смотреть картинку чем согласно взглядам м монтессори является детство. Картинка про чем согласно взглядам м монтессори является детство. Фото чем согласно взглядам м монтессори является детствоУ человека нет генетически заложенного поведения, фактически – нет инстинктов. Даже физиологически мы высоко адаптивны и можем приспособиться к жизни практически в любых земных условиях – от жаркой пустыни до вечной мерзлоты. Что касается психологической и социальной среды, то здесь адаптивные способности человека практически безграничны: он может овладеть любым языком, запечатлеть любые культурные традиции как норму, освоить любые занятия (охоту на диких зверей и полёты в космос), выжить в условиях любого уровня цивилизации (первобытная пещера или современные технологии).

чем согласно взглядам м монтессори является детство. Смотреть фото чем согласно взглядам м монтессори является детство. Смотреть картинку чем согласно взглядам м монтессори является детство. Картинка про чем согласно взглядам м монтессори является детство. Фото чем согласно взглядам м монтессори является детствоВ самом начале жизни все дети одинаковые. У них ещё нет предпочтений. Но чем младше ребёнок, тем сильнее его адаптивные способности. С рождения маленький ребёнок начинает формировать предпочтения и привычки, воспринимая их из окружающей среды и общества, запечатлевая в своей психике, которая останется частью его личности навсегда.

Человек в течение всей жизни приспосабливается к новым ситуациям, но в детстве этот процесс адаптации формирует психику. Именно в раннем детстве всё, что ребёнок встречает в жизни, он воспринимает КАК НОРМУ, базовую основу для всей остальной жизни и мировоозрения. В дальнейшем наш первый язык мы называем родным, страну рождения называем Родиной и т.п.

чем согласно взглядам м монтессори является детство. Смотреть фото чем согласно взглядам м монтессори является детство. Смотреть картинку чем согласно взглядам м монтессори является детство. Картинка про чем согласно взглядам м монтессори является детство. Фото чем согласно взглядам м монтессори является детствоЭто относится также и к социально-экономическим условиям жизни. Дети впитывают как норму жизни те условия, в которых они растут.

Это касается не только материальной стороны жизни, хотя и это важно – эстетика, качество окружающих предметов… Но, ещё в большей степени, это относится к человеческим ценностям: как человек будет относиться к себе, к другим людям, к миру – это демонстрируют ему окружающие взрослые в детстве. Они являются МОДЕЛЬЮ, а вот словесные нравоучения здесь бесполезны. Если взрослые говорят, например, что мусорить нельзя, а сами при этом бросают мусор мимо урны, то ребёнок вряд ли вырастет аккуратным. У психологов есть выражение «привычка к плохому», которое объясняет, к примеру, вандализм – некоторым люди просто дискомфортно (непривычно) чувствуют себя в условиях эстетики, и они «наводят свой порядок» в окружающей среде – разрушают предметы искусства.

чем согласно взглядам м монтессори является детство. Смотреть фото чем согласно взглядам м монтессори является детство. Смотреть картинку чем согласно взглядам м монтессори является детство. Картинка про чем согласно взглядам м монтессори является детство. Фото чем согласно взглядам м монтессори является детствоРаннее детство является критическим периодом и для формирования важнейших психологических качеств человека. Так, неврологическая основа для чувства эмпатии формируется уже к 2,5 годам, и уже к этому возрасту малыш должен увидеть в окружении примеры бережного отношения людей к друг другу, чтобы вырасти чутким человеком. Психологи сейчас уже пришли к выводу, что к 3-м годам закладывается базовая основа личности, на которой строится вся психическая структура в дальнейшем.

Но ведь мы знаем – из истории и этнографии – в каких разнообразных социокультурных условиях приходилось и приходится жить людям! Насколько разным – часто противоположным – нормам и правилам следуют представители различных эпох и культур. А ведь все дети при рождении – одинаковые!

Здесь мы подходим к одному из важных открытий и базовых принципов Марии Монтессори: Цель детства – адаптация, социализация, гуманизациястать человеком своего времени и места.

чем согласно взглядам м монтессори является детство. Смотреть фото чем согласно взглядам м монтессори является детство. Смотреть картинку чем согласно взглядам м монтессори является детство. Картинка про чем согласно взглядам м монтессори является детство. Фото чем согласно взглядам м монтессори является детство

Как же происходит адаптация ребёнка к жизни, и в чём заключается роль взрослых?

В чём ЦЕЛЬ ВЗРОСЛЫХ – УЧИТЕЛЕЙ и РОДИТЕЛЕЙ в воспитании детей?

Мы все хотим вырастить самостоятельного, способного, сильного, уверенного, счастливого человека.

чем согласно взглядам м монтессори является детство. Смотреть фото чем согласно взглядам м монтессори является детство. Смотреть картинку чем согласно взглядам м монтессори является детство. Картинка про чем согласно взглядам м монтессори является детство. Фото чем согласно взглядам м монтессори является детствоЭта прекрасная цель была всегда – и в первобытном обществе, и в развитой цивилизации родители хотят, чтобы дети выросли и могли выжить самостоятельно и обеспечить выживание своим детям.

В первобытном обществе школ не было, дети обучались всему на практике, да и знаний для жизни требовалось не так много.

Почему же появились школы? Жизнь постепенно усложнялась с развитием цивилизации, и родители видели, что без образования у их ребёнка меньше возможностей в обществе.

чем согласно взглядам м монтессори является детство. Смотреть фото чем согласно взглядам м монтессори является детство. Смотреть картинку чем согласно взглядам м монтессори является детство. Картинка про чем согласно взглядам м монтессори является детство. Фото чем согласно взглядам м монтессори является детствоРазвитие педагогики, образования прошло длинный путь. Найденная Яном Коменским 500 лет назад классно-урочная система, используемая по сей день в подавляющем большинстве стран и культур, сыграла огромную роль, обеспечила прогресс человечеству и до сих пор даёт людям возможность получить базовые знания и умения в жизни. Она была очень эффективной ДО КОНЦА 19 ВЕКА.

чем согласно взглядам м монтессори является детство. Смотреть фото чем согласно взглядам м монтессори является детство. Смотреть картинку чем согласно взглядам м монтессори является детство. Картинка про чем согласно взглядам м монтессори является детство. Фото чем согласно взглядам м монтессори является детствоЧто же случилось потом? В конце 19 века начался научно-технический прогресс. Знания, наука и технологии стали развиваться стремительно, а условия жизни людей изменяться значительно на протяжении жизни одного поколения.

Но успевает ли за этими изменениями школа?

Вспомним снова про цель детства – адаптацию К СВОЕМУ ВРЕМЕНИ И МЕСТУ!

До 19 века жизнь человека была довольно стабильной и однообразной у всех членов одной общины, а место жительства люди меняли крайне редко. Таким образом, массовое одинаковое для всех обучение было весьма эффективным способом образования.

Сейчас, в эпоху стремительных изменений условий жизни, глобальной интеграции и отсутствия преемственности поколений в части занятости – КЛАССНО-УРОЧНАЯ СИСТЕМА ИЗЖИЛА СЕБЯ в части обучения детей. Именно поэтому мы наблюдаем, особенно в последние несколько десятков лет, кризис образовательной системы, который охватил все развитые страны мира.

чем согласно взглядам м монтессори является детство. Смотреть фото чем согласно взглядам м монтессори является детство. Смотреть картинку чем согласно взглядам м монтессори является детство. Картинка про чем согласно взглядам м монтессори является детство. Фото чем согласно взглядам м монтессори является детствоМожно сказать, что сейчас наступила новая эра развития человечества: эра развития индивидуальностей, когда признаётся ценность каждой личности, её уникальности, индивидуальной судьбы, реализации талантов и способностей; эра личной свободы, персональных прав, свободы выбора и т.п.

В современных условиях глобализации и ускорения развития цивилизации критическое значение для личности приобретает независимое мышление, умение делать собственный осознанный выбор, который возможен только на основе знаний – их нужно уметь быстро искать. Есть даже специальные исследования о наиболее значимых инструментах 21 века – это умение работать с большими количествами информации, коммуникативные навыки, способность принимать решения.

чем согласно взглядам м монтессори является детство. Смотреть фото чем согласно взглядам м монтессори является детство. Смотреть картинку чем согласно взглядам м монтессори является детство. Картинка про чем согласно взглядам м монтессори является детство. Фото чем согласно взглядам м монтессори является детствоНо учат ли этому в традиционной школе? Что же даёт стандартное образование ребёнкув новых условиях? – оно, к сожалению, остаётся массовым и одинаковым для всех. На мой взгляд, развитие образования не успевает за развитием цивилизации. Традиционная форма обучения не соответствует новым потребностям человечества и развития личности каждого конкретного ребёнка, а новые альтернативные формы внедряются очень медленно.

чем согласно взглядам м монтессори является детство. Смотреть фото чем согласно взглядам м монтессори является детство. Смотреть картинку чем согласно взглядам м монтессори является детство. Картинка про чем согласно взглядам м монтессори является детство. Фото чем согласно взглядам м монтессори является детствоИ происходит это, по мнению Монтессори, из-за главной ошибки взрослых, укоренившейся за столетия господства традиционной системы обучения: дети ничего не умеют, не знают, взрослый должен из всему научить, взрослый является причиной развития и образования детей, а дети хотят только играть, зачастую сопротивляются этому процессу, так что взрослый должен ещё и заставлять их учиться.

Более того, чем младше ребёнок, тем сильнее он СЛЕДУЕТ этим законам развития. Это происходит бессознательно, и никто – ни он сам, ни взрослые – не могут на это сильно влиять. Мария Монтессори говорила, что дети до 2-х лет защищены самой природой от вмешательства взрослых: мы не можем ничему целенаправленно обучить 2-летку или заставить что-то сделать.

А что же происходит потом? Почему школьники уже не хотят учиться? Почему подростки становятся неуправляемыми? Куда деваются эти естественные законы, согласно которым дети должны внимать взрослым, пока не станут взрослыми сами.

чем согласно взглядам м монтессори является детство. Смотреть фото чем согласно взглядам м монтессори является детство. Смотреть картинку чем согласно взглядам м монтессори является детство. Картинка про чем согласно взглядам м монтессори является детство. Фото чем согласно взглядам м монтессори является детствоМария Монтессори – учёный, создатель Метода научной педагогики, который появился как раз в начале 20 века как ответ на новый этап эволюции человечества.

Мария Монтессори создала концепцию 4 стадий развития и образования, согласно которой каждые примерно 6 лет жизни ребёнок приобретает новые качественные психофизиологические характеристики и потребности развития, и как следствие, ему требуются новые условия для развития и образования. В Монтессори-методе на каждой из этих стадии развития применяются различные методы и материалы для работы с детьми, которые полностью соответствуют их характеристикам именно на данном этапе развития. Это помогает не только избежать негативных последствий возрастных кризисов, но и достичь максимальных успехов в обучении каждого ребёнка.

чем согласно взглядам м монтессори является детство. Смотреть фото чем согласно взглядам м монтессори является детство. Смотреть картинку чем согласно взглядам м монтессори является детство. Картинка про чем согласно взглядам м монтессори является детство. Фото чем согласно взглядам м монтессори является детствоДо 4-5 лет происходит созревание лимбической системы мозга – до этого возраста ребёнок использует эмоционально-образное мышление и восприятие мира. Монтессори называет ребёнка 0-6 лет «сенсорным исследователем» и даёт ему специально созданные дидактические материалы, с помощью которых, используя именно все органы чувств, дети способны овладеть сложными понятиями и навыками значительно раньше и более успешно, чем при традиционном подходе.

С 6-7 лет начинает активно функционировать кора головного мозга – ребёнок начинает пользоваться логическим мышлением, рассуждением, воображением, что в Монтессори-методе мы связываем с началом работы рассуждающего разума и началом интереса к научным фактам и знаниям. Поэтому в начальной школе Монтессори детям даётся возможность изучить все науки на практике, проделывая эксперименты и исследования, делая собственные выводы и учась думать, а не просто запоминать знания. В традиционной школе к изучению различных наук переходят после 5-го класса, в 11-12 лет, т.е. уже после второй «чистки мозга»…

К тому же, кроме общих законов развития человека, существуют индивидуальные особенности развития каждого ребёнка: особенности темперамента, пол, функциональная организация мозга, социальные условия жизни семьи (состав, братья-сёстры, достаток), культурные условия (место жительства, религия, традиции, язык) – каждый человек уникален, так как условия развития никогда не повторяются!

Нам, монтессорианцам, понятно, что массовые методы обучения в детстве совершенно не подходят. Это тем более справедливо, чем младше дети. Ребёнок должен получать стимулы, соответствующие его задачам на каждой стадии (как новорождённый – грудное молоко), иначе нужные навыки не будут развиваться или будут развиваться с трудом.

Главная задача образования – поддерживать развитие на каждом этапе. В Монтессори-методе каждый этап развития рассматривается как самоценный, создаётся соответствующая потребностям ребёнка «подготовленная среда», которая позволяет максимально поддержать развитие способностей на каждом этапе. В итоге – ребёнок может оптимально реализовать свой природный потенциал и оказывается наилучшим образом подготовленным к следующему этапу развития.

чем согласно взглядам м монтессори является детство. Смотреть фото чем согласно взглядам м монтессори является детство. Смотреть картинку чем согласно взглядам м монтессори является детство. Картинка про чем согласно взглядам м монтессори является детство. Фото чем согласно взглядам м монтессори является детствоОснова Монтессори-методасвободная работа детей в подготовленной среде.

Преимущество Монтессори-метода – целостная система, в которой теоретическая база подкреплена чёткой технологией создания подготовленной среды со специальными материалами для каждой стадии развития каждого конкретного ребёнка – ведь в Монтессори-классе работа с детьми строится индивидуально.

Подготовленная среда подразумевает условия, созданные специально для детей определённого возраста, включая материалы, оборудование, организацию взаимодействия с детьми, подготовленного взрослого. Дети получают свободу выбора деятельности в разумных рамках. Мария Монтессори заметила, что именно в свободной работе с материалами происходит обучение. Современная наука объяснила этот феномен с точки зрения работы мозга.

Приобретение новых навыков с точки зрения нейропсихологии происходит так: если уже выработан автоматизм, то действия происходят без участия коры головного мозга, на уровне базальных ганглиев (так, например, мы не думаем над каждым своим шагом при ходьбе) – это так называемый «короткий путь нервной системы». Когда же происходит новая ситуация, то подключается мышление, обдумывание – кора головного мозга. Изучение новых движений и действий делает человека умнее, так как расширяется и укрепляется сеть нервных связей.

чем согласно взглядам м монтессори является детство. Смотреть фото чем согласно взглядам м монтессори является детство. Смотреть картинку чем согласно взглядам м монтессори является детство. Картинка про чем согласно взглядам м монтессори является детство. Фото чем согласно взглядам м монтессори является детствоОсвоение новых навыков происходит только при самостоятельном повторении и только при положительном настрое и инициативе самого ребёнка! Если кто-то другой заставляет ребёнка 50 раз собрать пирамидку, то в его мозге ничего подобного не происходит. Вот почему знания, полученные на традиционных уроках в школе, так быстро забываются!

Разумеется, традиционные способы обучения продолжают быть актуальными в очень многих ситуациях и сегодня: классно-урочная система незаменима и экономит массу ресурсов при осознанном обучении, например, групп взрослых, когда все пришли с одинаковой мотивацией для освоения конкретной профессии или овладения иностранным языком. Даже детям, если они собрались в группу по общим интересам и все вместе хотят, к примеру, освоить оригами или авиамоделирование, групповое обучение будет только на пользу.

Мы не противопоставляем Монтессори-метод и классическую систему обучения, мы считаем, что обе они должны применяться грамотно в тех ситуациях, где они приносят пользу.

чем согласно взглядам м монтессори является детство. Смотреть фото чем согласно взглядам м монтессори является детство. Смотреть картинку чем согласно взглядам м монтессори является детство. Картинка про чем согласно взглядам м монтессори является детство. Фото чем согласно взглядам м монтессори является детствоЧто касается развития личности ребёнка и его образования с рождения, то здесь мы полностью согласны с Марией Монтессори, которая говорила, что «образование должно быть помощью жизни» и давать возможность каждому ребёнку реализовать свой человеческий потенциал. А это возможно только при индивидуальном подходе и поддержке естественных законов развития.

Ведь в результате этого развития получается ВЗРОСЛЫЙ – взрослая личность со своими уникальными качествами. Помните, в чём заключается роль ребёнка? – построение психики взрослогоэто первая причина, почему Ребёнок – отец Человека.

Длинное детство человека – возможность овладеть сложной человеческой культурой. Адаптация к своему времени и месту – это не только личная необходимость для каждого, но также – передача достижений человечества из поколения в поколение. Ребёнок – это мост между поколениями, и именно благодаря возможностям его мозга, становится возможным развитие цивилизации вообще. Ребёнок усваивает все достижения и идёт дальше. Успешная адаптация позволяет ТРАНСФОРМИРОВАТЬ среду. Это вторая причина, почему ребёнок – отец Человека, в смысле – отец человечества.

Цель детства – ВЫРАСТИ и стать хозяином своей жизни и этого мира. Никто не может сделать это ЗА ребёнка. Это его собственное достижение и работа. Именно поэтому, ребёнок – отец человека. Как говорила Мария Монтессори, каждый новорождённый – это надежда человечества. Если мы дадим ему возможность впитывать самое лучшее, то он сможет вырасти лучшим человеком и изменить мир и общество к лучшему. Мария Монтессори говорила: «Мы предлагаем революцию в образовании, чтобы все другие революции были не нужны» (Впитывающий разум ребёнка).

Но ребёнок не сможет сделать это в одиночку. Роль взрослых – помочь каждому ребёнку, «чтобы ему не пришлось идти одному».

чем согласно взглядам м монтессори является детство. Смотреть фото чем согласно взглядам м монтессори является детство. Смотреть картинку чем согласно взглядам м монтессори является детство. Картинка про чем согласно взглядам м монтессори является детство. Фото чем согласно взглядам м монтессори является детство

Анна Пугачёва
Академический директор Монтессори-школы «Золотая бусина»
(Санкт-Петербург)
Исполнительный директор Фонда Монтессори – филиала AMI в России
Ассистент тренера международного AMI-курса Монтессори 0-3
(СПб, Россия; Прага, Чехия)
Тренер AMI 0-3 в Программе подготовки тренеров AMI

В статье использованы иллюстрации различных Интернет-русурсов

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *