чем смазывают смычок скрипки
Канифоль
Канифоль
(эта страница в чем разница» rel=dofollow»>страница будет улучшаться и дополняться)
Канифоль — это кусочек смолы, которым натирают волос смычка, без нее скрипка не звучит. Скрипичная канифоль бывает разных фирм и разных видов, и обычно музыканты выбирают ее скорее интуитивно.
Тем не менее в канифольном деле множество тонкостей и хитростей.
Канифоль получают из смолы хвойных деревьев: например, сосны, лиственницы, ели. (Обратите внимание на «перекомпоновку» природных материалов: деки скрипки сделаны из дерева, и без смолы из них невозможно издать смычком ни звука). Бывают виды канифоли, основанной на сочетании разных смол (например, хвойных и плодовых деревьев).
Сосновую смолу собирают исключительно осенью. На какой-нибудь старой мануфактуре, где производством канифоли занимаются уже лет двести, эту смолу нагревают в тигле, чтобы получить из нее терпентин (живицу); ждут, пока смола очистится от примесей, затем оставшуюся жидкую смолу снова нагревают, добавляют различные ингредиенты («волшебная формула» у каждой мануфактуры своя); и придают ей форму. Часто канифоль делается круглой (и потом заворачивается в бархат или помещается в нечто вроде шкатулки) или прямоугольной, но бывают и сорта дорогой канифоли, которым придают, например, форму скрипки.
Рецепт хорошей канифоли, как правило, старый и проверенный, и выпускается она старыми проверенными мануфактурами. Хотя некоторые производители стараются выделиться — например, добавляют в канифоль настоящую золотую пыль, а также серебро, олово и даже пыль железных метеоритов***.
Относительно того, как выбрать традиционную канифоль, тоже есть множество тонкостей. Каждая фирма выпускает по несколько видов канифоли, и звучат все они по-разному.
Скрипичная канифоль бывает более «жесткой» или «мягкой» в смысле получаемого с ее помощью звука. Каждый вариант идеален при определенных условиях. Самое главное — чего требует ваша скрипка и ваша индивидуальность, ваш собственный звук. Затем — что лучше подходит к вашим струнам. Считается, что более жесткая канифоль требуется на «жестких» (например, стальных) струнах, более мягкая — на струнах синтетических или жильных. На выбор канифоли может повлиять все, что угодно: от размеров помещения (концертный зал или студия) до климата. Опять-таки считается, что в тропиках предпочтительна жесткая канифоль, а в холодном климате (как у нас) — более мягкая.
Среди производителей канифоли (по-английски она называется rosin) — Hill & Sons, Pirastro, Thomastik; Larsen, Kaplan, Liebenzeller (Larica), Gustave Bernardel Rosin (Corelli Savarez) и др.
См.: процесс приготовления канифоли (статья на английском языке и фото)
Примечание! Важно всегда стирать остатки канифоли с инструмента и струн мягкой тряпочкой после каждого «сеанса» скрипичных занятий. В противном случае канифоль въестся в лак, что чревато серьезными последствиями для скрипки и ее звука, или нарастет на струнах, что опять же испортит звук.
P.S. Слово «канифоль» происходит от названия лидийского города Колофон (территория древней Лидии — это современная Турция).
*** «…например, добавляют в канифоль настоящую золотую пыль, а также серебро, олово и даже пыль железных метеоритов…» У автора «Азбуки» нет возможности делать «контрольную закупку» и отправлять образцы канифоли в лаборатории, чтобы определить, действительно ли в составе того или иного продукта есть тот или иной металл и всё ли то золото, что блестит. Поэтому читателю стоит иметь в виду, что сведения о составе взяты из официальных описаний на сайтах производителей. Впрочем, производители эти — как правило, старинные уважаемые фирмы, и лично я не думаю, чтобы они обманывали покупателей, заявляя в составе то, чего нет.
Советы по уходу за скрипкой
Итак, вы купили скрипку и стали обладателем эксклюзивного, исключительно ВАШЕГО инструмента, который будет вам настоящим другом очень долгое время. Правда, при одном условии: вы будете беречь ее, соблюдая совсем несложные, но очень важные правила.
Поговорим о них подробнее.
Правило 1. Инструмент должен храниться вдали от источников избыточного тепла и прямого солнечного света.
Правило 2. Обязательным является соблюдение режима влажности.
Высокая влажность может привести к необратимым процессам, когда дерево, из которого изготовлен инструмент, начнет поражать плесень или грибок.
Если влажность низкая, инструмент может рассохнуться, на корпусе появятся трещины, произойдет смещение душки и, вообще, это чревато нехорошими проблемами, которые трудно будет решить даже опытному скрипичному мастеру.
Во время отопительного сезона следить за этим особенно важно, так как воздух в помещениях в это время очень пересушен. Если вы установите в футляре гигрометр, измеряющий уровень влажности, он поможет содержать скрипку в наиболее оптимальном режиме. Нормальной для хранения инструмента является влажность в пределах 45–60%.
Также хотим обратить ваше внимание на интересное, относительно недавнее изобретение – демпит. Это специальная трубка, регулирующая влажность и очень простая в использовании: нужно намочить ее в кипяченой воде, хорошо отжать и поместить внутрь скрипки через эф. Если же нужно удалить избыток влажности воздуха внутри инструмента – трубку перед размещением внутри скрипки предварительно подсушивают, а не мочат.
Многие скрипачи, попробовавшие играть на скрипке с демпитом внутри, отмечают улучшение звучания инструмента.
Правило 3. Следите за тем, чтобы инструмент не подвергался резким перепадам температур.
Если вы вошли в теплое помещение с улицы в холодное время года, не спешите доставать скрипку. Позвольте полежать ей в закрытом футляре хотя бы 15 минут.
Правило 4. Инструмент должен быть всегда чистым.
После игры тщательно протрите шейку и деки скрипки от канифоли мягкой сухой фланелью или тряпочкой из микрофибры. Не забывайте протирать и струны. Нужно чистить инструмент и от обычной грязи, жировых пятен и пыли.
Правило 5. Постоянно осматривайте лаковое покрытие.
Недопустимо, чтобы на инструменте появились места, где лак полностью вытерся, вплоть до дерева. Особенно это касается тех мест, по которым скользит рука во время игры. Иначе от того, что в оголившееся дерево будет впитываться жир и пот с ваших рук, не только перестанет правильно резонировать дека, а и сам инструмент начнет гибнуть. Обратитесь к скрипичному мастеру и устраните эту проблему, как только ее заметили.
Правило 6. Смычок тоже заслуживает вашего внимания.
Перед игрой смазывайте внешний край конского волоса канифолью. Наносите канифоль умеренно. Избыток канифоли приводит к деформации смычка. Канифоль должна быть только свежей. Старая канифоль быстро высыхает, пылит и портит скрипку.
После игры ослабляйте натяжение волоса на смычке и вкладывайте его в специальный мешочек из шелковой ткани. Это не позволит ссыпаться сухой канифоли на инструмент.
В футляре за защелками смычок должен лежать без изгиба.
И последняя проблема: клещи, поедающие конский волос на смычке. Опытные скрипачи советуют держать в футляре со скрипкой гвоздику.
Правило 7. Берегите скрипку от механических повреждений.
Держите скрипку всегда осторожно, храните ее подальше от детей, не оставляйте инструмент без присмотра, чтобы кто-то не зацепил его случайно, или попросту не сел на него.
Если у вас на руке имеются кольца, прежде чем взять в руки скрипку, снимите их – они тоже могут стать причиной различных повреждений.
Не забывайте эти семь правил и будьте уверены, что скрипка не останется в долгу перед вами. Прикасаясь к миру музыки чистым, ухоженным инструментом вы будете дарить благодарным слушателям такую же чистую и яркую мелодию.
Если же вы имеете счастье быть владельцем мастерового инструмента, задумайтесь, руки скольких музыкантов прикасались к нему за столько лет, и насколько трепетным было их отношение к скрипке, если и вы, спустя возможно даже два столетия, все еще извлекаете из нее прекрасные, чарующие звуки.
Постарайтесь не разорвать эту цепочку, бережно сплетенную прошлыми владельцами. Наслаждайтесь сами дивной музыкой и сохраните шедевр настоящего мастерства для будущих поколений.
Чем смазывают смычок скрипки
Подальше от источников тепла, прямых солнечных лучей, влажности, детей, кошек, собак, крыс, мышей, грызунов вообще, жучков-короедов, бомжей, неучей, любопытствующих, бешеного мужа.
Между подставкой и грифом протирать мягкой (фланелевой) тряпочкой, шобы не белело от канифоли.
Смычок постоянно чересчур натянутым не держать, расслаблять немного, когда убираете надолго
Канифоль хорошую раздобыть. Иначе будет либо царапанье волоса смычка (а бывали случаи, когда при натирке волосья рвались, чесна-чесна), либо вообще не натрёте.
Колки крутить осторооооооожненько. Сверх меры в дырочки не впихивать. Шобы не разболтались.
Ногти обстричь, не царапать гриф!
Инструмент об стену не швырять, лак в задумчивости не соскабливать, головкой пустые такты по пюпитру не отсчитывать.
Сквозь эфы любовные записочки не совать, не достанете потом всё равно.
Подбородник протирать от кожного жира. И вообще всё протирать, чтобы нигде никакая грязь никуда не забивалась. Мягкой тряпочкой. Без фанатизма.
Футляр проветривать, протирать, пылесосить, водку/закуску в нём не хранить.
На инструмент по рассеянности не садиться.
Уход за инструментом, смычком, струнами
Берегите свой инструмент, любите, жалейте его, щадите. Чем ценнее ваш инструмент,тем большую ответственность вы несете за его сохранность. Многие музыканты наивно полагают, что если они заплатили деньги и купили инструмент, то это теперь их полная собственность и они могут поступать с ней как угодно.
К сожалению, человеческая жизнь слишком коротка. А профессиональная еще короче. Инструмент редко находится больше 20-30 лет в одних и тех же руках. А теперь представьте, сколько владельцев поменял инструмент, если ему, к примеру, 300 лет?
Сколько музыкантов уже использовали счастливый шанс играть на вашем превосходном инструменте? И сколько еще будет играть после вас? Такова жизнь, нужно представить себе эту нескончаемую череду поколений и свое место в ней. Наверное, отношение к такой собственности, как раритетная скрипка, имеет смысл пересмотреть таким образом: Вы взяли этот инструмент в аренду у Истории и обязательно его вернете. Будьте, пожалуйста, достойны своего инструмента, помня об ответственности перед будущими поколениями. Но это лирическое отступление, а на самом деле уход очень прост.
СОДЕРЖИТЕ ВАШ ИНСТРУМЕНТ В ПОРЯДКЕ
Это значит: он чистый. Канифоль не въелась в лак, потому что Вы после каждой игры тщательно протираете инструмент.
А ее не должно быть. На инструменте нет мест, где лак полностью стерся и обнажилось открытое дерево. Открытое дерево впитывает пот и жир с ваших рук, дека перестает правильно резонировать и инструмент гибнет. Если вы все-таки обнаружили такие места, немедленно попросите мастера закрыть их лаком.
Будет хорошо, если вы сошьете шелковый мешочек для своего инструмента или, на худой конец, просто будете убирать свой инструмент в пластиковый пакет, закрывая наглухо. Это необходимо при морозах, резких перепадах температуры.
СЛЕДИТЕ ЗА КОЛКАМИ!
Волос в свободном состоянии не должен провисать. Если у вас действительно дорогой смычок, стоит подумать о замене оригинальной колодки на копию. Делают похожую колодку по форме и весу, и с ней работают. А оригинальную просто хранят. То же самое с концом смычка, там, где мы его держим. Клеймо, да и сам смычок, стираются п
Как правильно ухаживать за скрипкой?
Любой музыкальный инструмент в процессе эксплуатации подвергается негативному воздействию различных факторов. Регулярные занятия, частая транспортировка, ненадлежащее хранение и просто неаккуратное использование существенно снижают срок его службы. Если вы хотите, чтобы любимая скрипка радовала вас своим прекрасным звучанием долгие годы, вам обязательно стоит ознакомиться с основными правилами ухода за ней.
Ежедневный уход
Для игры на скрипке используется канифоль — специальная смола, которая обеспечивает сцепление смычка со струной. В процессе игры канифоль осыпается со смычка и оседает на струнах, грифе, верхней деке и подставке. Липкая на ощупь пыль въедается в поверхность инструмента, и если не удалить ее вовремя, могут возникнуть серьезные проблемы вплоть до искажения звучания и появления трещин на корпусе.
Итак, первое, что надо сделать после занятия — стереть со скрипки осыпавшуюся канифоль. Для этого вам понадобится чистая тряпочка без ворса. Она обязательно должна быть из мягкой ткани, в противном случае вы рискуете повредить тонкий слой покрытия корпуса.
Начать стоит со струн. Аккуратно протрите каждую струну, двигаясь вдоль, до ее полной очистки. Если канифоль сильно въелась, вы можете использовать специальное средство или капельку спирта. Обратите внимание, чистящие средства ни в коем случае не должны попасть на гриф. Во избежание этого поместите между грифом и струнами кусочек ткани. Специальное средство стоит использовать для очистки струн по всей длине. Ведь помимо канифоли на них скапливается пот и грязь от рук. Регулярная чистка струн продлевает срок их службы.
Очистив струны, протрите гриф. Как правило, с его поверхности канифоль удаляется достаточно просто, поэтому данная процедура не займет много времени.
Как только струны и гриф будут очищены, переходите к подставке. Эта деталь скрипки не прикреплена к корпусу, поэтому ни в коем случае нельзя прилагать физических усилий. Если вы случайно сдвинете подставку, это может привести к потере интонации. Убирайте канифоль аккуратными движениями. Если она скопилась в завитках — воспользуйтесь ватной палочкой.
После удалений канифоли с подставки возьмитесь за верхнюю деку. Используйте чистую сторону тряпочки или возьмите новую, чтобы убрать канифоль, а не размазать ее по поверхности. С особой аккуратностью очищайте деку в области эф. Они имеют очень тонкую обработку, которую легко повредить. Дополнительно вы можете протереть весь корпус скрипки, чтобы убрать случайно попавшую грязь и следы от пальцев.
Теперь скрипка приобрела первоначальный вид. Но это еще не все. Канифоль осталась на трости и колодке смычка, откуда ее также необходимо удалить чистой тряпочкой. Перед очисткой смычка рекомендуется ослабить винт.
Комплексный уход и полировка корпуса
Даже если вы ежедневно чистите скрипку, со временем ей может понадобиться более серьезный уход. Полный комплекс всех процедур проще всего проводить во время замены струн. Помните, что струны меняются по одной, а не все сразу. Так подставка останется в правильном положении и чистота интонации сохранится.
Во время смены струн можно как следует очистить гриф от пота и грязи, а также обработать его лимонным маслом, которое поддерживает древесину в оптимальном состоянии и не позволяет ей рассыхаться со временем. После того, как вы нанесете масло и дадите ему впитаться, удалите излишки мягкой тряпочкой.
Еще одна деталь скрипки, которая требует внимания — это колки. В процессе эксплуатации они, как и колковая коробка, подвергаются износу. Для того, чтобы настройка инструмента оставалась удобной, а колки не застревали, вы можете использовать специальную смазку.
Что касается полировки корпуса, тут могут возникнуть вопросы о необходимости этой процедуры. С одной стороны, ежедневный уход должен гарантировать максимальную сохранность верхней и нижней деки. Но даже он не способен предотвратить появление мелких царапин на лаковом покрытии. Для этих целей существуют специальные средства — полироли, которые придадут инструменту первоначальный блеск и «оживят» его внешний вид. Обратите внимание, для полировки скрипки используйте только специальные средства и салфетки для струнно-смычковых инструментов. Ни в коем случае не применяйте полироли для мебели!
Правила хранения и транспортировки инструмента
Хранить и перевозить скрипку следует только в специальном футляре (чехле или кейсе), который должен быть прочным и надежным.
Модели с жестким каркасом обеспечивают наилучшую защиту, однако они могут быть достаточно тяжелыми, что не подойдет для детей. Не менее важно наличие утеплителя и водоотталкивающего покрытия. Влага и резкие перепады температуры самым негативным образом сказываются на древесине. Поэтому если вы хотите, чтобы скрипка прослужила вам действительно долго, не экономьте на футляре. Ведь зимы в нашей стране могут быть очень холодными.
Стоит отметить, что холодные зимы негативно влияют на инструмент не только на улице. Центральное отопление существенно снижает уровень влажности в помещении, в результате чего древесина рассыхается. Для поддержания оптимальных условий используйте специальный увлажнитель.
Подводим итог
Мы подробно познакомили вас с основными правилами ухода за скрипкой. Как оказалось, все достаточно просто:
Выполняя все советы, вы существенно продлите срок службы любимой скрипки и сэкономите на дорогостоящем ремонте или незапланированной покупке нового инструмента.
Берегите скрипку и занимайтесь с удовольствием!
Чем натереть смычок?
Чем можно натереть смычок?
Канифоль используется для натирки волоса смычка, чтобы повысить силу сцепления его со струной. Обычно это производится перед каждой игрой. Основные показатели качества волоса и канифоли заключаются в хорошем сцеплении между ними и малом распылении последней при игре на инструменте.
Чем смазывают струны скрипки?
Попробуйте смазать их мелом, если будут слишком туго крутиться, то графитом (грифелем мягкого карандаша). Так, добавляя того и другого можно добиться нужного эффекта.
Чем натирают смычки скрипки?
Клейких, но вязких веществ существует очень много, однако уникальность канифоли – в ее кристаллической структуре. Она клейкая и при этом твердая. Музыканты натирают ею волос смычка для хорошего сцепления со струнами. Ведь волос смычка сам по себе гладкий и скользкий, и без канифоли ровного и красивого звука НЕ БУДЕТ!
Как правильно извлекать звук на скрипке?
На смычковых инструментах существуют три способа извлечения звука: 1) движением смычка по струне; 2) щипком пальца и 3) ударом трости (древком) смычка по струне. Смычком по струне (прием игры, называемый агсо). Во время движения смычка струна непрерывно вибрирует и издает певучий тон.
Как правильно натереть смычок канифолью?
Сначала натяните волосы смычка, затем натирайте канифолью.
Просто проведите смычком несколько раз вперед и назад по канифоли. Отрегулируйте смычок, чтобы ширина ленты волоса была как у карандаша. Однако, не перетяните смычок, он должен сохранять естественный изгиб.
Для чего нужна канифоль для скрипки?
Необходимо, чтобы скрипач протер канифолью по всей длине скрипки, это позволит струнам смычка создавать хватку на струнах скрипки, следовательно, производить звук. Канифоль абсолютно необходим для игры на скрипке, альте или любом струнном инструменте!
Чем смазывают скрипку?
Для игры на скрипке используется канифоль — специальная смола, которая обеспечивает сцепление смычка со струной. В процессе игры канифоль осыпается со смычка и оседает на струнах, грифе, верхней деке и подставке.
Чем можно протереть скрипку?
Если вам не удается просто стереть слой канифоли на струнах, то используйте для этого чистый спирт. Нанесите на тряпку несколько капель спирта и протрите струны, но следите за тем, чтобы спирт не попал на другие части скрипки и не повредил лак.
Как настроить скрипку Колками?
Если струна сильно расстроена – крутят колок, если необходимо слегка подстроить – крутят машинку. Когда крутите колки – держите скрипку под углом, оперев о ноги, а когда работаете с машинками – кладите инструмент на колени. Никогда при настройке не подносите инструмент к лицу!
Для чего перед игрой на скрипке смычок натирают канифолью?
Канифоль используется для натирки волоса смычка, чтобы повысить силу сцепления его со струной. Качество волоса и канифоли имеют огромное влияние на извлекаемый звук.
Какие две детали находятся внутри скрипки?
Можно ли порезаться смычком?
Почему скрипит смычок?
Скрип получается, когда начинающий музыкант переносит вес правой руки на смычок. Тогда смычок не скользит по струнам, создавая музыку, а дребезжит, как телега, которую тащат без колёс. Чтобы скрипа не было, направляйте правую руку вверх, выписывая локтем полукруг.
Что влияет на звук скрипки?
На силу и тембр звука скрипки оказывает большое влияние материал, из которого она изготовлена, и, в меньшей степени, состав лака (так, известен эксперимент с полным химическим удалением лака со скрипки Страдивари, после которого её звук не изменился).