чем смазывать подшипники мотоцикла эндуро

Переборка прогрессии мотоцикла своими руками на примере TM EN 300.

Прогрессия — это по-нашему «качалка», пацанчеги! 🙂 Работает она так. На эндуро и кроссовых мотоциклах, особенно, если качалку периодически не смазывать, игольчатые подшипники срабатываются, втулки съедаются остатками иголок — и образуется люфт. Люфт в прогрессии, во-первых, ведет к тому, что постепенно начинают разбиваться уже посадочные места под аммортик и саму качалку. Во-вторых, образуется ничем не амортизируемый ход заднего колеса. В-третьих, просто не приятно прыгать по кочкам со стуком в подвеске. Сегодня будем перебирать прогрессию в гаражных условиях, без применения каких-либо ремкомплектов типа All-Balls, на примере моего мотоцикла TM EN 300.

чем смазывать подшипники мотоцикла эндуро. Смотреть фото чем смазывать подшипники мотоцикла эндуро. Смотреть картинку чем смазывать подшипники мотоцикла эндуро. Картинка про чем смазывать подшипники мотоцикла эндуро. Фото чем смазывать подшипники мотоцикла эндуро

Так или иначе, мануал этот подходит почти для любого мотоцикла. Просто, в каких-то случаях, проще купить ремкомплект, которые выпускаются разными фирмами, вроде All-Balls или ProX, в каких-то случаях проще заказать оригинал через дилера. Но бывает, что заказа ждать долго, а модель мотоцикла относительно редкая, вроде моего TM Racing, и All-Balls на него ремкомплекты не выпускает. В этом случае, приходится колхозить, параллельно, бонусом, экономя до половины стоимости ремкомплекта.

Снимаем прогрессию, которая состоит из собачьей косточки, тяг и всего, что внутри: игольчатых подшипников, сальников и втулок.

чем смазывать подшипники мотоцикла эндуро. Смотреть фото чем смазывать подшипники мотоцикла эндуро. Смотреть картинку чем смазывать подшипники мотоцикла эндуро. Картинка про чем смазывать подшипники мотоцикла эндуро. Фото чем смазывать подшипники мотоцикла эндуро

Очень вероятно, что зрелище будет похоже на это:
чем смазывать подшипники мотоцикла эндуро. Смотреть фото чем смазывать подшипники мотоцикла эндуро. Смотреть картинку чем смазывать подшипники мотоцикла эндуро. Картинка про чем смазывать подшипники мотоцикла эндуро. Фото чем смазывать подшипники мотоцикла эндуро

чем смазывать подшипники мотоцикла эндуро. Смотреть фото чем смазывать подшипники мотоцикла эндуро. Смотреть картинку чем смазывать подшипники мотоцикла эндуро. Картинка про чем смазывать подшипники мотоцикла эндуро. Фото чем смазывать подшипники мотоцикла эндуро

То есть, часть подшипников ржавые, оставшаяся часть уже совсем распалась на атомы. Далее, хорошенечко греем это дело горелкой и выбиваем подшипники. Строительный фен не пойдет, греть надо сильно. Потом запрессовываем новые подшипники либо с помощью пресса, либо таким нехитрым приспособлением.

чем смазывать подшипники мотоцикла эндуро. Смотреть фото чем смазывать подшипники мотоцикла эндуро. Смотреть картинку чем смазывать подшипники мотоцикла эндуро. Картинка про чем смазывать подшипники мотоцикла эндуро. Фото чем смазывать подшипники мотоцикла эндуро

Берем либо длинный болт, либо шпильку, с одной стороны делаем упор какой-нибудь крупной шайбой, с другой насаживаем новый подшипник, головку соответствующего диаметра и гайку. Крутим гайку — подшипник запрыгивает на свое место.

чем смазывать подшипники мотоцикла эндуро. Смотреть фото чем смазывать подшипники мотоцикла эндуро. Смотреть картинку чем смазывать подшипники мотоцикла эндуро. Картинка про чем смазывать подшипники мотоцикла эндуро. Фото чем смазывать подшипники мотоцикла эндуро

Игольчатые подшипники прогрессии должны быть набиты смазкой, причем, с учетом экстремальных условий эксплуатации, с лужами и бродами, которые, несмотря на сальники, неплохо вымывают смазку, лучше не использовать Литол.

чем смазывать подшипники мотоцикла эндуро. Смотреть фото чем смазывать подшипники мотоцикла эндуро. Смотреть картинку чем смазывать подшипники мотоцикла эндуро. Картинка про чем смазывать подшипники мотоцикла эндуро. Фото чем смазывать подшипники мотоцикла эндуро

Как пошутил мой друг механик, «Литол24 поэтому и называется «24», т.к. работает около 24 часов». Прям как дезодорант 🙂 Поэтому берем что-нибудь подороже, специально для подшипников.

Далее, опять же, два варианта. Либо у вас довольно распространенный мотоцикл, и есть ремкомплект, который, помимо самих игольчатых подшипников качалки, имеет новые сальники и втулки. Либо начинаем колхозить. В данном случае, на TM EN 300, было куплено 6 подшипников HK2016, которые оказались достаточно распространенными, поскольку используются в каком-то Мерседесе. Все 6 штук запрессовываются в косточку и тяги. Единственный подшипник амортизатора был новехонький, хотя я измерил его параметры: внешний диаметр 24 мм, внутренний диаметр (диаметр втулки) 18 мм.

Старые втулки при этом выглядели жалко.

чем смазывать подшипники мотоцикла эндуро. Смотреть фото чем смазывать подшипники мотоцикла эндуро. Смотреть картинку чем смазывать подшипники мотоцикла эндуро. Картинка про чем смазывать подшипники мотоцикла эндуро. Фото чем смазывать подшипники мотоцикла эндуро

На BMW мы в свое время использовали в качестве втулок поршневые пальцы от Жигулей, но там внешний диаметр 18 мм. Под 20 мм. (внутренний диаметр игольчатого подшипника прогрессии TM EN 300) пальцы подходят от Таврии и еще каких-то, вроде бы, Нив. Но в данном случае обошлось без них, поскольку на прилавке отдела запчастей отечественных автомобилей была найдена «Втулка ваз-2101 штанги реактивной металлическая». Я не никогда бы не подумал, что у Жигулей может хоть что-то быть реактивным 🙂 Но подошло идеально, и по внешнему, и по внутреннему диаметру.

чем смазывать подшипники мотоцикла эндуро. Смотреть фото чем смазывать подшипники мотоцикла эндуро. Смотреть картинку чем смазывать подшипники мотоцикла эндуро. Картинка про чем смазывать подшипники мотоцикла эндуро. Фото чем смазывать подшипники мотоцикла эндуро

Ну и, собственно, на большинство мотоциклов можно подобрать что-то подобное.

Режем болгаркой новые втулки под размер.
чем смазывать подшипники мотоцикла эндуро. Смотреть фото чем смазывать подшипники мотоцикла эндуро. Смотреть картинку чем смазывать подшипники мотоцикла эндуро. Картинка про чем смазывать подшипники мотоцикла эндуро. Фото чем смазывать подшипники мотоцикла эндуро

Вытачиваем канавку, необходимую для шприцевания тяг с помощью пресс-масленки (если есть).
чем смазывать подшипники мотоцикла эндуро. Смотреть фото чем смазывать подшипники мотоцикла эндуро. Смотреть картинку чем смазывать подшипники мотоцикла эндуро. Картинка про чем смазывать подшипники мотоцикла эндуро. Фото чем смазывать подшипники мотоцикла эндуро

Запихиваем втулки в подшипники прогрессии, набив их смазкой. Вставляем сальники.

чем смазывать подшипники мотоцикла эндуро. Смотреть фото чем смазывать подшипники мотоцикла эндуро. Смотреть картинку чем смазывать подшипники мотоцикла эндуро. Картинка про чем смазывать подшипники мотоцикла эндуро. Фото чем смазывать подшипники мотоцикла эндуро

чем смазывать подшипники мотоцикла эндуро. Смотреть фото чем смазывать подшипники мотоцикла эндуро. Смотреть картинку чем смазывать подшипники мотоцикла эндуро. Картинка про чем смазывать подшипники мотоцикла эндуро. Фото чем смазывать подшипники мотоцикла эндуро

И все, прикручиваем это все к мотоциклу — и радуемся жизни.

По сальникам. Не используйте в прогрессии О-ринги, чтобы задержать смазку в горизонтальной плоскости, они абсолютно не годятся. Сальники должны иметь п-образный профиль. Если не удалось найти сальники подходящего диаметра, лучше обкусить сальник большего диаметра и плотно его туда запрессовать.

В нашем колхозе им. Владимира Ильича по-прежнему хорошая погода, денег нет, но мы держимся, чего и вам желаю!

UPD. Но подыхают эти втулки в разы быстрее, чем нормальные каленые.

Поделиться «Переборка прогрессии мотоцикла своими руками на примере TM EN 300.»

Источник

Чем смазывать подшипники мотоцикла эндуро

Владельцы мотоциклов, особенно прежних выпусков, часто спрашивают, какими смазками можно пользоваться при обслуживании машины, если те, что указаны в инструкции, ныне не производятся или в данный момент их не удалось приобрести. Слово опытному мотоциклисту В. СЕКРЕТОВУ из г. Коврова Владимирской области.

Вероятно, сегодня нет необходимости доказывать мотолюбителям, даже молодым, что своевременная смазка узлов трения — необходимое условие их безотказной и долговечной работы, поскольку она снижает сопротивление скольжению и качению деталей, их износ. Сколько прослужат, например, подшипники колес без смазки? Чтобы выяснить это, ни один мотоциклист не станет проводить эксперимент, потому что знает: считанные километры.

Наилучшей смазкой для подшипников является минеральное масло. Но его применение возможно лишь в герметичных узлах, где невелики потери из-за утечки. Для узлов трения, которые трудно загерметизировать, обычно используют пластичные (консистентные) смазки.

Пластичные смазки состоят на 80—90% из минерального масла и на 10 — 20% из загустителя — мыла высокомолекулярных жирных кислот. Кроме них, в состав пластичных смазок в небольшом количестве входят различные присадки. Переплетаясь между собой, волокна мыла образуют пространственный структурный каркас, в ячейках которого находится жидкое масло.

Под действием небольшой нагрузки каркас разрушается, смазка начинает течь, и в работающем подшипнике ведет себя как жидкость. С прекращением движения деталей каркас смазки тут же самовосстанавливается и она возвращается в прежнее состояние. Такая двойственность поведения обеспечивает пластичным смазкам хорошие смазывающие свойства и длительный срок работы в узле трения.

Разумеется, разные смазки обладают разными характеристиками. Остановимся на важнейших из них.

Чем меньше сила, необходимая для разрушения каркаса смазки, тем ниже вязкость этой смазки. Таким образом, с уменьшением вязкости уменьшаются потери энергии на трение.

Столь же важной характеристикой является предел прочности — способность смазки сопротивляться действию силы, срывающей ее со смазываемой поверхности. Чем выше предел прочности, тем надежнее смазка, тем большие нагрузки сможет выдержать узел трения и тем дольше смазка будет удерживаться в нем. Обычно, чем выше прочность смазки, тем больше ее вязкость.

Смазки, сочетающие высокую прочность, достаточно малую вязкость и широкий интервал рабочих температур, называются универсальными.

До недавнего времени мотоциклисты использовали в качестве универсальной смазки солидол. Ныне его применение резко пошло на убыль. В начале 70-х годов наша промышленность наладила производство новых пластичных смазок, намного превосходящих по своим свойствам прежние марки. Пользование ими, несмотря на более высокую цену, очень выгодно, так как менять эти смазки надо в несколько раз реже, чем солидол, а подшипники служат при этом значительно дольше. Более того, использовать солидол для смазки подшипников современ-

ных мотоциклов иногда просто опасно. При длительном или с частыми торможениями движении летом ступицы колес могут нагреваться до 100° С. Солидол же при температуре выше 80° С расслаивается, теряет воду, которая входит в его состав, и необратимо разрушается. При этом подшипники колес, оставшись без смазки, в любой момент могут выйти из строя.

У нас поступает в продажу около двадцати марок пластичных смазок. Мотоциклисту для обслуживания своей машины достаточно иметь две—четыре из тех, что приведены в таблице. В нее включены смазки, которые, по многолетнему опыту мотоциклистов, хорошо работают в машине.

Выпускаются две марки ЛИТОЛа-24 — со Знаком качества и без него. Первая имеет несколько лучшие характеристики. Обе марки «выпускаются как окрашенные (с добавкой красно-вишневого пигмента), так и неокрашенные (желтого цвета).

Следует иметь в виду, что ЛИТОЛ-24 чувствителен к загрязнению смазками, изготовленными на другой основе, например, солидолом, ЯНЗ-2.

ЛИТОЛом лучше смазывать подшипники колес, рулевой колонки, оси рычагов на руле. Для спортивных мотоциклов, а также при низких температурах вместо него имеет смысл применять ФИОЛ-1. Это тоже литиевая смазка, близкая по свойствам к ЛИТОЛу-24, но с меньшей вязкостью и прочностью и лучшей морозостойкостью. При 0° С ФИОЛ-1 имеет примерно такие же вязкость и прочность, как ЛИТОЛ-24 при 20° С.

Конечно, ФИОЛ-1 можно использовать и при нормальных, а также несколько повышенных температурах. Потери на трение при этом будут более низкими, но потребуется чаще добавлять смазку.

При нормальных температурах ФИОЛ-1 лучше применять для смазки тросов управления, троса привода спидометра и разных малонагруженных узлов, например рукоятки дросселя карбюратора, где ЛИТОЛ-24 не годится.

Широко известна и ЦИАТИМ-201 — одна из старейших литиевых смазок, наиболее

распространенная на Севере благодаря высокой морозостойкости. Она не пригодна для больших нагрузок, например в подшипниках колес, поэтому применение ее на мотоцикле ограниченно. Из открытых узлов трения ее может вымывать дождь.

Смазка № 158 также приготовлена на литиевом мыле. Она предназначена главным образом для игольчатых подшипников карданных валов, в том числе на тяжелых мотоциклах. Содержащийся в этой смазке фтало-цианин меди (он придает ей синий цвет) вредно действует на кожу, поэтому работать с ней надо осторожно. Низкотемпературные свойства этой смазки из-за наличия в ней густого масла МС-20 невысоки. Опыт показывает, что в игольчатых подшипниках практически не хуже смазки № 158 работает ЛИТОЛ-24.

Для подшипников колес можно применять тугоплавкую натриево-кальциевую смазку ЯНЗ-2. У нее есть серьезный недостаток — гигроскопичность — способность собирать воду. Поэтому ее нельзя использовать в открытых узлах трения, а хранить следует только в герметичной посуде. При температуре ниже —15° С вязкость ЯНЗ-2 резко возрастает, что влечет увеличение потерь на трение. В закрытых узлах трения и в сухом климате эта смазка работает хорошо, к тому же она значительно дешевле ЛИТОЛа.

В продаже бывают и другие натриевые смазки: консталин УТ-1 и жировая 1-13. Они по эксплуатационным характеристикам несколько уступают ЯНЗ-2, а поэтому пользоваться ими нецелесообразно.

Бариевая смазка ШРБ-4 предназначена для узлов трения скольжения, работающих в контакте с резиновыми уплотнениями. Мотоциклистам можно рекомендовать ее для задней цепи при наличии хорошего кожуха. Резиновые чехлы кожуха, выполненные из маслостойкой резины, допускают применение также смазок ФИОЛ-1 и ЦИАТИМ-201.

Если кожух задней цепи недостаточно герметичен или его нет совсем, то надо обязательно пользоваться графитовой смазкой УСсА. В ее составе 10% коллоидного графита, который долго сохраняется в звеньях цепи после того, как все остальные компоненты смазки выработаются. Нельзя открытую цепь просто обливать маслом, так как на нее будет налипать песок — сильнейший абразив. Цепь должна быть насыщена смазкой внутри роликов и почти сухой снаружи. Для этого ее надо «проварить» в смазке. Очищенную в бензине цепь погружают в банку с графитовой смазкой и нагревают (лучше в водяной бане) до размягчения смазки. Цепь несколько раз переворачивают и оставляют в банке минут на двадцать. Затем вынимают и, если нет кожуха, насухо вытирают. Работа малоприятная, но зато значительно повышающая срок службы цепи.

Основные характеристики пластичных смазок

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *