чем смазать вентилятор отопителя
Смазка мотора вентилятора отопителя
Многие знают, какие душераздирающие звуки издаёт моторчик печки, когда в нём высыхает смазка. Доводить до этого состояния нельзя! «Визг» моторчика – это свидетельство износа втулок подшипников, которые работали без смазки.
Моторы вентилятора отопителя имеют подшипники скольжения в виде бронзовых втулок. Почему не шариковые подшипники? Да очень просто: подшипники скольжения в отличие от шариковых – обеспечивают плавность и бесшумность работы мотора. Кто сталкивался с компьютерными вентиляторами – знает это. По этой же причине подшипники скольжения применяют в элементах лентопротяжных механизмов магнитофонов, приводах проигрывателей виниловых пластинок, бытовых вентиляторов и т.п.
Недостаток таких подшипников – они не рассчитаны на высокую нагрузку, впрочем, в перечисленных мною местах их применения нагрузка на вал минимальна. Ну и второе, они не удерживают запас смазки, поэтому их необходимо регулярно смазывать, иначе они быстро выйдут из строя. Этим мы и займёмся.
В последнее время стал замечать, что после запуска двигателя, когда климат-контроль включает вентилятор отопителя на минимальную скорость, стало слышно едва заметное «жужжание». Это признак того, что нужно срочно принимать меры…
Мотор вентилятора отопителя Subaru расположен под торпедой за бардачком. Снимается он очень просто: достаточно залезть снизу, отсоединить разъём от двигателя, скинуть гофрированную трубку и открутить 3 самореза:
Вынимаем его из корпуса отопителя и несём на стол.
Первое, что нужно сделать, снять крыльчатку с вала мотора. Сначала снимается хомут. Сама крыльчатка сидит плотно на валу – раскачивая её из стороны в сторону, помогая отвёрткой она, наконец, поддаётся и снимается.
Пыли внутри немало, поэтому самое время отмыть крыльчатку. Я отмыл с помощью жёсткой кисти – выглядит, как новая!
Далее, отвернув два самореза под ней, снимите верхнюю крышку мотора.
Остаётся, вытащить мотор из корпуса. Для этого с обратной стороны крышки нужно отвернуть два винта.
Просто так вытащить мотор не получается: ухватиться не за что, кажется, что он сидит мёртво. Я вместо штатных винтов вкрутил длинные винты с резьбой M4, и уперевшись ими в стол, надавил на крышку и она «поползла» вниз.
Меня сразу удивило, что там стоит обычный коллекторный электродвигатель – я надеялся там увидеть трёхфазный безколекторный мотор… Второе, что я увидел – это капиллярная система смазки (фетр, пропитанный маслом), которую я помню ещё с детства: встречал не раз такую систему в моторах магнитофонов и бытовых вентиляторов. Ну и отлично: старые проверенные технологии!
Верхний подшипник закрыт крышкой – снимаем её. Снимается без труда.
Видим с обеих сторон вала бронзовые втулки, окружённые фетровым кольцом. Фетр уже сухой, но следов износа ещё нет. Вовремя! Проверяем люфт вала мотора. Поперечный люфт не должен ощущаться. Продольный около 0,3 – 0,4 мм. Его можно отрегулировать нижней пружинной шайбой.
Для смазки я использовал моторное масло (0W-40), налитое в маленькую маслёнку. Сначала капните масло непосредственно в зазор между шайбами и втулками. Повращайте вал и удивитесь, насколько легче стал вращаться ротор! После чего поставьте мотор вертикально и накапайте масло на фетр равномерно со всех сторон. Когда масло впитается, снова закапайте. И так до тех пор, пока оно не перестанет впитываться. Излишек масла вытрите. Затем переверните мотор другой стороной и проделайте со вторым подшипником аналогичные операции.
Смазка моторчика печки или поза камасутры №583
ОСТОРОЖНО, МНОГО БУКВ =)
Думаю многие знакомы с такой проблемой на фокусе, как скрипящая печка. А те, кто ее смазывал, прослезились в этот момент. Мне раньше казалось, что замена салонного фильтра геморой, или замена фильтра в баке. Нет, вот оно настоящие исчадие ада — снятие и установка мотора печки)
А если честно, то не все так плохо, когда есть хороший инструмент. Еще не помешают руки с суставами в 3-4 местах, но это уже за гранью фантастики
Итак, по порядку. Стал замечать, что при температуре от 12-15 градусов мороза и ниже у меня появился странный сверчок в панели. Довольно громкий и не прерывный. Пропадал только после прогрева машины. Где то в инете случайно наткнулся на информацию, что это мотор печки свистит. Полез на форум ффклуба. Да, так и есть, это мотор. Проблема вылазит у каждого второго фокуса (фраза двусмысленная, и в обоих смыслах верная), лечится смазкой через анальное отверстие выхлопную трубу снятие мотора.
Пару дней изучал камасутру вот эту тему ffclub.ru/topic/118318/ и всю информацию брал из нее. Могу с гордостью заявить, что прочитал все 40 с лишним страниц. Вот идиот, да?
Времени у меня было навалом, т.к находился в административном. Выгнали нас, работы мало
Еще очень помогла, или даже вдохновила, вот эта статья www.w201club.com/forum/index.php?showtopic=1008 хоть и про мерседес, но принцип тот же
По инструменту: обязательно набор звездочек, гибкий переходник (который гнется как проволока), простой удлинитель, отвертка из Ашана, также не помешают трещетка и карданчик для удлинителя. Простая отвертка, тонкие пассатижи, молоток и так по мелочи понадобятся в дальнейшем
Снимаем бардачок и крышку бардачка, блок предохранителей тоже снимаем и ложим на пол. Все просто и понятно, ничего необычного
Полезный совет. Теперь важно занять нужную позу. Узнал ее из камасутры с ффклуба. Убираем ручник, глушим двигатель, ставим первую передачу (если стоим на неровной поверхности), откидываем подлокотник, снимаем обувь, жопой ложимся на центральную консоль, ногами на водительское кресло, головой куда то под бардачок. И видим заслонку рециркуляции. Сдергиваем с нее одежду фишку, и откручиваем три самореза (показал стрелками)
К первым двум легко подобраться, а вот третий можно увидеть только из определенной точки. Тут уже не обойтись без удлинителя отвертки, и рук с тремя суставами. Еще один полезный совет — использовать смартфон. Включаем на нем видеокамеру (без съемки) и подсветку, таким образом мы видим нужный саморез на экране смартфона, хотя сам саморез находится за «углом» заслонки рециркуляции. Также на экране видно отвертку, и ей довольно легко попасть в головку самореза. Снятую заслонку можно увидеть выше (на драйве ограничение по количеству фото, поэтому пришлось компоновать). Достается она через низ
Теперь под бардачком такая картина: слева крыльчатка вентилятора, справа отверстие для забора воздуха с улицы
Далее идем на водительскую сторону. Поза такая же, только зеркальная — ноги на пассажирское сиденье. Заглядываем под панель, видим мотор печки и подходящие к нему провода.
Посмотрели? Теперь вылазим и делаем все на ощупь ЛЕВОЙ рукой: отсоединяем фишку с проводами, мизинцем нащупываем фиксатор, давим его к центру, теперь можно повернуть мотор ПРОТИВ часовой стрелки, и он немного выпадает в сторону бардачка. Теперь снова лезем под бардачок, и достаем мотор. Тоже через низ, как и заслонку рециркуляции. Несем все домой
Еще раз смотрим на мотор: справа разъем, слева видно фиксатор. Можно разглядеть артикул 3M5H-18456-AD и дату 17.04.07 — значит мотор родной.
Далее нам нужно снять крышку. Держится она на трех резиновых защелках (видно на следующем фото). Давим каждую из них отверткой, и тянем крышку вверх. Для удобства, можно использовать три отвертки)
Сняв крышку, желательно отцепить от нее провода, чтобы не мешались. Делается это легко и просто — снаружи корпуса есть белая защелка. Если ее снять, то можно достать клеммы из корпуса. На корпусе есть выштамповка «+», поэтому полярность при сборке не перепутать (кстати, я все же собрал наоборот, и ездил два дня как дурак с недующей печкой). Крышку сняли, больше она не мешается. Видим щеточный узел, грязный (на фото я уже немного стряхнул грязь). Щетки еще походят. Их так же снимаем — тоже все просто и интуитивно понятно. Пригодятся тонкие пассатижи, чтобы снять пружинки
Пришло время крыльчатки. Внимательно смотрим ей в глаза и видим балансировочные вырезы. В общем то нам они по барабану, просто интересный факт
Смотрим под крыльчатку — а там грязь, разврат и насилие
Ни к грязи, ни к подшипнику нормального доступа нет. Придется снимать крыльчатку. Руками ее не сдернуть, сидит плотно. Решил использовать раздвижной стол (хата съемная, мебель не жалко). Раздвинул стол, вставил туда мотор (порнорассказ какой то), чтобы он висел на крыльчатке, и начал долбить молотком по оси через выколотку. Вместо выколотки использовал старое сверло. Все это выглядело примерно так (схема с ффклуба)
По рассказу кажется все быстро, на самом деле я провозился с крыльчаткой часа 1,5. С перекурами, поисками информации в инете, думами о смысле жизни и чувствами «нахрена я сюда полез». Считаю, что в итоге помогла вэдэшка (на оси замечены следы ржавчины) и фен — грел ось и центр крыльчатки. Наконец я ее победил
Долго думал, стоит ли полностью разбирать мотор. Подшипник скольжения, шариков нет. Смазывать только втулку. Решил, что если намазать сверху, то толку никакого не будет, внутрь втулки смазка не попадет. Решено разбирать.
В корпусе есть такие язычки, которые расплющены в отверстии. Понятнее будет на фото, они обведены красным
Сбиваем язычки зубилом (при обратной сборке так же расклепываем зубилом). Если действовать аккуратно, то все получится и будет как с завода. Убираем пластину с подшипником и достаем ротор. Ротор так и норовит примагнититься к корпусу)
Разбирал со стороны крыльчатки. На второй стороне я решил не снимать подшипник — корпус нам не мешает при смазке
Разобранный мотор. Кстати, мотор SIEMENS 1BB 52 13V. Погуглил ради интереса, он часто ипользуется в мерседесах
Так выглядит подшипник с обратной стороны
Вал со стороны крыльчатки. Есть следы ржавчины, убрал наждачкой-нулевкой
Для самзки использовал аэрозольную литиевую смазку, если не ошибаюсь фирмы Kerry. Первая, которая попалась в магазине. Смазывать нужно обязательно литиевой смазкой, или можно литолом. Ни в коем случае не графитовой, не шрусом, и не вэдэшкой!
Сначала все отмыл, протер тряпкой, потом смазал и собрал обратно. Язычки расклепал зубилом. Правда, столкнулся с продольным люфтом. Полезный совет: если появился продольный люфт, то нужно на что нибудь опереть один подшипник, например, на трубу, а сверху постучать по второму подшипнику. Ничего страшного в этом нет. Пластины, которые их держат, довольно мягкие, и сильно стучать не придется. Суть в том, чтобы свести подшипники ближе друг к другу, тогда люфт пропадет.
Прежде чем одевать крыльчатку, я прогрел ее центр феном, а вал смазал силиконовой смазкой. Крыльчатка оделась руками.
Проверяем на отутствие люфтов и биений, и идем ставить в машину. Вставлял со стороны пассажира, немного повозился, пока попадал мотором в нужные пазы, потом повернул мотор против часовой стрелки, и он защелкнулся. Крутнул, чтобы проверить не задевает ли за корпус. Все отлично. Накинул фишку, включил климат — мотор крутится, но воздух почти не дует. Полярность перепутал. Разобрал, поменял (хотя она была правильной!) собрал все на место, поставил заслонку рециркуляции. Долго возился с задним саморезом, очень неудобно к нему подлазить. И так, и сяк пробовал, в итоге приклеил его скотчем к отвертке и закрутил, потом скотч остался на отвертке. Некоторые используют суперклей или изоленту. Можно еще было магнитом попробовать.
Вот этот злое…чий саморез:
Время вечер, делал все на улице около дома. Все собрал, бардачок поставил, но понимаю, что воздух толком не дует. Решил пока оставить так. Два дня ездил мерз в машине, хотя мотор крутит на полную, климат выставлен на максимум. На форуме один человек писал, что крыльчатка должна крутиться против часовой стрелки, если смотреть на нее со стороны пассажира. Я понять ничего не могу. У меня полярность стоит наоборот, мотор крутится так, как говорит тот чел на форуме. Я два дня ходил выносил всем мозг — себе, отцу, знакомым, гуглу. В итоге пришел к выводу, что крыльчатка на Ford Focus II должна крутиться по часовой стрелке, если смотреть на нее со стороны пассажира, а тот чел на форуме был не прав
Но разбирать все заново мне было лень, поэтому я залез со стороны водителя и поменял полярность на фишке. Разбирается она легко: с обратной стороны вытаскивается пластина, затем нужно отгнуть отверткой пластмассовые усики, и вынуть клеммы. При случае, если вдруг буду разбирать мотор, поменяю все обратно.
И наконец печка начала дуть. Шума нет, вибраций нет. Осталось дождаться морозов, и проверить, достигнута ли главная цель.
На следующий день до кучи поменял фильтр и поставил барашки от вольво www.drive2.ru/l/5738537/
Еще интересный момент. Когда снял моторчик, заметил внутри корпуса печки смазку, по всей окружности. Сначала подумал, это смазка из моторчика вылетела. А потом вспомнил, что мне недавно криворукие автомойщики уронили вонючку с воздуховода, и повесили вверх ногами. Ну она вся и вытекла в воздуховод. Полфлакона. А я то думал мне панель наполировали, такой запах в салоне стоял. Две или три недели уже прошло, а запах до сих пор есть xD
Теперь о том, стоит ли туда лезть. Да, стоит. Т.к со временем мотор заклинит, и сгорит сопротивление. Тогда вам придется менять сопротивление и смазывать мотор. А может и мотор тоже менять. Про цены я промолчу, думаю и так понятно. Но если все таки решились лезть, то надо десять раз подумать, сможе те ли все разобрать и собрать обратно, и изучить все ньюансы до разборки. Благо машина популярная и не новая, информации море. А да, если уж сняли мотор, желательно разобрать его полностью и смазать как следует, а не брызгать сверху вэдэшку. Чтобы потом двойную работу не делать.
P.S. Все фото мои, делал все в одиночку. Если есть какие вопросы — обращайтесь, подскажу =)
UPDATE Хватило чуть менее чем на 2 года. В декабре 2016 снова заскрипела. Возможно я не ту смазку использовал, или сказывается общий износ механизма. Летом 2017 буду еще раз разбирать и смотреть
Чистка и смазка моторчика (вентилятора) печки (пособие для новичков)
Всем привет, продолжаем операцию чистый воздух. Вчера выкладывал запись, как я менял фильтр салона, и многие мне написали, что проще поменять фильтр снизу, вот я и решил проверить, заодно сделать чистку, смазку моторчика (вентилятора) печки, так как делал это первый раз на работу ушло 1,5-2 часа. И теперь я знаю точно, что буду менять фильтр так как и менял его сверху на много удобнее и времени как по мне меньше уходит, а да спасибо тем кто сказал, что фильтр салона вчера не полностью был посажен на место, сегодня это исправил.
Как обычно по традиции выложу последовательность, как и что делал.
1. Подходим к машине и открываем ее:
2. Открываем пассажирскую дверь смотрим и видим перед собой:
3. Опускаем голову, видим перед собой моторчик:
4. Моторчик прикручен тремя саморезами они выглядят вот так;
5. На моторчики они расположены по трем сторонам:
6. Откручиваем их, для этого Вам понадобиться фигурная отвертка (крестовая) или ключик на 7, лучше первым открутить дальний, так как его потом совсем не удобно будет выкручивать, после того как открутили, моторчик опускается и видно лопасти:
7. Для того чтоб вытащить моторчик, надо еще отсоединить контакт, а также трубку:
8. Моторчик снят, имеет такой вид:
9. После того, как я его снял пошел домой чистить, пришел положил на стол и продолжил колдовать, вот такой он был:
10. Теперь начинаем его разбирать, первым делом я снимал лопасти, для этого нужен ключ на 8, откручиваем гайку и просто его снимаем с привода:
11. Сняли видим состояние да не стерильно:
12. Переворачиваем моторчик снимаем резинку, а также отклеиваем две полоски по бокам:
13. Откручиваем два болтика с помощью отвертки и снимаем крышку:
14. Вид крышки внутри не чисто:
15. Вот, что прячет крышка, тоже видно не чисто:
16. Еще раз моторчик переворачиваем и ооооооооооо ужас:
17. Теперь каждую деталь чистим, я катушку не доставал, так вытрусил все, ушными палочками помыл, лопасти мыл под проточной водой с помощью губки, так же помыл тряпкой корпус:
18. После того как помыли обратно собираем и ставим на место
Прошу прошения все фотографии не влезли, так же обращаю ваше внимание что на лопастях стоит скоба, ее снимать не надо, данной скобой регулируют лопасти на заводе. В виде смазки использовал солидол. Всем удачи!
Буду рад Вашим коментам.
Снятие, разборка, промывка и смазка двигателя отопителя (печки) или как я неправильной смазкой чуть не угробил моторчик печки! Советую прочитать!
Начну с того, что моторчик печки у меня крутится круглый год, конечно при этом положение холод-тепло настроено по сезону.
Осенью я при заглушенном двигателе услышал несильный шелест при работе моторчика печки. В то же время на Драйве прочитал, что можно эту проблему решить тем, что сняв с патрубка моторчика шланг подводящий воздух для охлаждения самого моторчика, в патрубок вставить трубочку, при этом вставить так, чтобы трубочка максимально прошла вниз, к тому месту где находится втулка скольжения, и через трубочку подать порцию силиконовой смазки. Ну что сказано – сделано. К тому времени я уже бардачок скидывал за время пока курится сигарета. Снять шланг с моторчика еще секунда. Ну и потом самое приятное вставить трубочку через патрубок, и нажать на гашетку баллона с силиконовой смазкой. Правда потом моторчик не сразу закрутился, но я его на 4-ку, и все пошла жара в хату, моторчик крутится весело, может без шелеста, а может самовнушение. Потом про моторчик я забыл.
Наступили холода, выпал снег, и моторчик стал иногда поскуливать при запуске, ну я его чуток на 4-ку, потом обратно на 1-цу, и все норм, но тут еще одна статься на Драйве, смысл которой, что нужно снять салонный фильтр, и в отверстия на крыльчатке, что расположены вокруг вала, нужно подать порцию силиконовой смазки или ВД 40, смазка вниз пройдет, все смажет, и будет мне счастье с тихим моторчиком. Я не долго думаю к машине, салонный фильтр в сторону, и в те отверстия порцию смазки. Скуленье моторчика правда прошло.
Прошло пару недель, я на работу моторчика внимание не обращал, ну крутит себе на 1-ке и крутит. А тут мне понадобилось чтобы салон сильно прогрелся, я моторчик на 4-ку, сам вышел из машину, через несколько минут сел и поехал, и я забыл, что моторчик на 4-ке, т.к. крутился он тихо, только периодически слышались как будто сильные порывы ветра, которым я сначала значение не придал. Потом что то мне не понравилось, что на 1-ке медленно идет воздух, я на 2-ку, результат тот же, я на 4-ку, мотор вроде начал воздух гнать, а потом раз и крутится хуже чем на 1-ке, а потом иногда сильными порывами, как будто моторчик кто то за попу держит. Я сначала подумал, ну поваляет моторчик дурака и перестанет, но он не переставал. Понятно нужно снимать моторчик, и смотреть, чем он болен.
Про снятие: бардачок снял, как уже ранее говорил за время пока курится сигарета. Дальше хуже, я столько не выкурю. Моторчик крепится на 3 винтах. Ближний выкручивается нормально. Левый дальний что возле блока с силовыми предохранителями, хуже, но если стать йогом, то норм. Правый меня изнурил, отверткой не подлезть, трещеткой с битой не подлезть, высоты много у биты получается, и шумка мешает.
Короче я выкрутил 4 винта вокруг того места где крепится салонный фильтр, эти винту крепят короб вентиляции к гнезду салонного фильтра.
Потом изнутри, я выкрутил винт крепящий пластину и короб.
После этого короб вместе с моторчиком подтянул к себе, и потихоньку матерясь, выкрутил дальние два винта с моторчика. Потом снял скобу с вала моторчика, и держа отвертку в уже занемевших от холода пальцах, просунув отвертку между моторчиком и крыльчаткой, делая отверткой то вверх, то вниз, потихоньку снял крыльчатку с вала.
На торце вала сделал пропил пилкой, чтобы потом легче соединить ось на валу с прорезью на крыльчатке. После чего убежал домой с моторчиком отогревать руки.
НЕЛЬЗЯ смазывать мотор отопителя — заклинит! Чистка мотора печки 3 =)
Дорого времени суток, уважаемые читатели!
Недавно я решил почистить и смазать мотор печки.
Долго думал — смазывать его или нет. Т.к. «показания» людей по драйву расходятся — кто-то говорит можно, а кто-то — нельзя…я все-таки решил смазать жидким маслом для вариатора (что оказалось под рукой). Ох…я даже не представлял что меня ждёт впереди из-за этой ошибки.
Целый день моторчик работал и не сверчал — все круто, я был счастлив, но счастье закончилось вечером в жуткий ливень…
Еду я, а стекло лобовое начинает потеть, включаю обдув на стекло — а шума вообще нет, а стекло все потеет, потеет. Пришлось приоткрыть окно в дождь.
Всё в тумане, я еле еду, опаздываю на встречу…просто сказка! Пришлось изредка останавливаться и протирать стекло микрофиброй, хоть таким способом избавлялся от тумана.
Я выглядел примерно вот так в тот вечер:
Некоторое время спустя, когда завершил все свои дела, отправился на крытую парковку (где не капает) смотреть что произошло.
Вот как все это выглядело:
Подключаю комп, вижу ошибку по мотору печки — замыкание на плюс (short to plus).
Разбираю.
Оказывается, вариаторное масло «разбрызгалось» по всей внутрянке моторчика и видимо стало замывать где-то обмотку. 🙁
Беру очиститель карбюратора и начинаю все им промывать, в т.ч. и корпус.