чем смазать подшипники скольжения вентилятора
Смазка мотора вентилятора отопителя
Многие знают, какие душераздирающие звуки издаёт моторчик печки, когда в нём высыхает смазка. Доводить до этого состояния нельзя! «Визг» моторчика – это свидетельство износа втулок подшипников, которые работали без смазки.
Моторы вентилятора отопителя имеют подшипники скольжения в виде бронзовых втулок. Почему не шариковые подшипники? Да очень просто: подшипники скольжения в отличие от шариковых – обеспечивают плавность и бесшумность работы мотора. Кто сталкивался с компьютерными вентиляторами – знает это. По этой же причине подшипники скольжения применяют в элементах лентопротяжных механизмов магнитофонов, приводах проигрывателей виниловых пластинок, бытовых вентиляторов и т.п.
Недостаток таких подшипников – они не рассчитаны на высокую нагрузку, впрочем, в перечисленных мною местах их применения нагрузка на вал минимальна. Ну и второе, они не удерживают запас смазки, поэтому их необходимо регулярно смазывать, иначе они быстро выйдут из строя. Этим мы и займёмся.
В последнее время стал замечать, что после запуска двигателя, когда климат-контроль включает вентилятор отопителя на минимальную скорость, стало слышно едва заметное «жужжание». Это признак того, что нужно срочно принимать меры…
Мотор вентилятора отопителя Subaru расположен под торпедой за бардачком. Снимается он очень просто: достаточно залезть снизу, отсоединить разъём от двигателя, скинуть гофрированную трубку и открутить 3 самореза:
Вынимаем его из корпуса отопителя и несём на стол.
Первое, что нужно сделать, снять крыльчатку с вала мотора. Сначала снимается хомут. Сама крыльчатка сидит плотно на валу – раскачивая её из стороны в сторону, помогая отвёрткой она, наконец, поддаётся и снимается.
Пыли внутри немало, поэтому самое время отмыть крыльчатку. Я отмыл с помощью жёсткой кисти – выглядит, как новая!
Далее, отвернув два самореза под ней, снимите верхнюю крышку мотора.
Остаётся, вытащить мотор из корпуса. Для этого с обратной стороны крышки нужно отвернуть два винта.
Просто так вытащить мотор не получается: ухватиться не за что, кажется, что он сидит мёртво. Я вместо штатных винтов вкрутил длинные винты с резьбой M4, и уперевшись ими в стол, надавил на крышку и она «поползла» вниз.
Меня сразу удивило, что там стоит обычный коллекторный электродвигатель – я надеялся там увидеть трёхфазный безколекторный мотор… Второе, что я увидел – это капиллярная система смазки (фетр, пропитанный маслом), которую я помню ещё с детства: встречал не раз такую систему в моторах магнитофонов и бытовых вентиляторов. Ну и отлично: старые проверенные технологии!
Верхний подшипник закрыт крышкой – снимаем её. Снимается без труда.
Видим с обеих сторон вала бронзовые втулки, окружённые фетровым кольцом. Фетр уже сухой, но следов износа ещё нет. Вовремя! Проверяем люфт вала мотора. Поперечный люфт не должен ощущаться. Продольный около 0,3 – 0,4 мм. Его можно отрегулировать нижней пружинной шайбой.
Для смазки я использовал моторное масло (0W-40), налитое в маленькую маслёнку. Сначала капните масло непосредственно в зазор между шайбами и втулками. Повращайте вал и удивитесь, насколько легче стал вращаться ротор! После чего поставьте мотор вертикально и накапайте масло на фетр равномерно со всех сторон. Когда масло впитается, снова закапайте. И так до тех пор, пока оно не перестанет впитываться. Излишек масла вытрите. Затем переверните мотор другой стороной и проделайте со вторым подшипником аналогичные операции.
Как и чем смазать вентилятор
Вентиляторы включаются часто и работают подолгу, а обслуживаются почти никогда. Это не от недостатка времени или халатности владельца, а от того, что этот механизм так прочно вошёл в повседневную жизнь, что уже не замечается, и мало кто задумывается о том, как и чем смазать напольный вентилятор. Но, как и все механизмы, вентилятор может сломаться в самый неподходящий момент. Предотвратить это можно только своевременным уходом.
Смазка напольного бытового вентилятора
Подавляюще большинство напольных моделей устроены одинаково: лопасти крыльчатки вращаются асинхронным двигателем с редуктором. Все подвижные трущиеся части находятся в двигателе, именно в него и надо заливать смазку. Смазывать детали двигателя нужно хотя бы 1 раз в год.
Как понять, что напольный вентилятор пора смазать?
Всё это указывает на то, что масло полностью вышла из узлов вращения и сила трения не даёт мотору нормально работать.
Смазка вращающихся частей асинхронного двигателя
Перед смазкой нужно снять все навесные части и добраться до двигателя. Двигатель должен быть отключен от электросети. Сняв защитный кожух и разобрав пластиковый корпус, откроется двигатель. Перед смазкой двигатель очищается от загрязнения.
Порядок выполнения работы:
Бытовой напольный вентилятор
Некоторые смазки могут разъедать пластик, от этого прибор сломается и придётся нести в ремонт или выбрасывать его. Перед нанесением нужно читать инструкцию
Смазка подшипника асинхронного двигателя
Смазка неразборного вентилятора
Неразборные вентиляторы чаще всего можно встретить внутри системного блока компьютера или корпуса ноутбука. Они крепятся на видеокартах и кулерах, на которые наносят термопасту. Неразборным он потому и называется, что статор и первичные обмотки наглухо запечатаны в пластиковом кожухе, который привинчивается к радиатору охлаждения. Несмазанные и забитые пылью моторчики начинают сильно шуметь и раздражать владельца компьютера.
Для смазки неразборного моторчика нужно получить доступ к подшипнику. В некоторых моделях он закрыт наклейкой, а в других намертво запаян пластмассой.
Как смазать неразборный вентилятор с наклейкой
Как смазать неразборный вентилятор, запаянный пластмассой
Смазка подшипника неразборного двигателя
При сверлении мелкая пластмассовая стружка может попасть в подшипник. Если будет ощущаться, что вал немного заедает, то придётся промыть подшипник WD-40 и только потом уже закапать внутрь смазку.
Смазка вытяжного вентилятора
Вытяжные двигатели из-за недостатка смазки не только выходят из строя. В них установлены мощные двигатели и крыльчатки большого размера, поэтому неисправные вытяжной мотор начинает издавать громкие неприятные звуки. Плюс ко всему этому двигатель начинает перегреваться и клинить.
Смазка вентиляционного вытяжного вентилятора
Вытяжной вентилятор в разобранном состоянии
Смазка кухонного вытяжного вентилятора
Если смазка не помогает
Иногда смазка может не принести результата, крыльчатка по-прежнему будет крутиться с трудом. Это значит, что шарики в подшипниках исчерпали свой ресурс и начинают клинить. Здесь поможет только замена подшипников на новые. Такое случается редко, это либо очень старые модели, либо это приборы, которые хранились без предварительной консервации и от коррозии пришли в негодность.
О смазке подшипников вентиляторов систем охлаждения
При эксплуатации вычислительного оборудования одним из важных условий обеспечения его надежной работы является хорошее охлаждение. Самым главным компонентом, отвечающим за отвод тепла от греющихся компонентов, является система охлаждения. Она требует периодического обслуживания, во время которого производится очистка от грязи и, при необходимости, смазка подшипников.
Частично этот вопрос рассматривался в статье » Ремонт и профилактика механической части вентиляторов видеокарт«. В данной статье вопрос смазки подшипников рассматривается боле подробно, затрагиваются факторы, влияющие на работу подшипников, вопросы выбора смазочных материалов, способы восстановления работоспособности закрытых подшипников и другие вопросы, связанные с этой темой.
Что влияет на продолжительность работы подшипников до очередного периода обслуживания или замены?
В большинстве случаев на производительном вычислительном оборудовании устанавливаются активные узлы охлаждения, состоящие из массивного радиатора, обдуваемого вентилятором с подшипниками скольжения или качения.
Основные детали подшипника скольжения:
Подшипники скольжения имеют следующие достоинства:
В то же время они имеют и некоторые недостатки, среди которых большое трение и быстрый износ втулок подшипников при эксплуатации.
Основные детали шарикоподшипника:
Более качественные шарикоподшипники имеют наружные защитные шайбы (shields или seals):
Подшипники качения (шариковые) имеют ряд достоинств, среди которых:
В то же время они имеют и некоторые недостатки, среди которых:
Когда нужно производить смазку подшипников вентиляторов?
При круглосуточной эксплуатации охлаждаемого оборудования рано или поздно вырабатывается смазка, содержащаяся в подшипниках вентиляторов. При этом появляются посторонние шумы, вентиляторы начинают вращаться с меньшей скоростью, либо вообще останавливаются. Из-за увеличения трения в движущихся узлах происходит повышенный износ, сопровождающийся выделением мелкодисперсных металлических частиц. Это еще больше усугубляет ситуацию, разбивает втулки подшипников скольжения и деформирует шарики в подшипниках скольжения.
Основные факторы, влияющие на продолжительность работы подшипников (состояние смазки):
Для борьбы с износом и другими негативными явлениями, вызванными выработкой смазки в подшипниках вентиляторов систем охлаждения нужно периодически производить их чистку и повторную смазку. В смазке нуждаются и новые дешевые китайские подшипники, так как они ее содержат очень мало (если вообще содержат). Отсутствие смазки в таких подшипниках обычно проявляется их повышенной шумностью (стрекотом) и значительным нагревом. Повышение шума от работающей системы охлаждения, а также нарушения в работе вентиляторов, выявляемые визуально (остановка вращения лопастей) являются индикаторами, свидетельствующими о необходимости проведения профилактических работ по очистке и смазывании подшипников.
От чего зависит продолжительность работы подшипника?
Продолжительность работы подшипников на одной смазке зависит от использующегося смазочного материала, типа подшипников (качества), условий их работы (вид осевой нагрузки, крутящий момент и т.д.), а также условий, определяемых окружающей средой (температура, пыль, грязь и т.д.).
График, иллюстрирующий продолжительность работы подшипников с минеральным маслом и литиевой смазкой в зависимости от частоты вращения при температуре 70 градусов по Цельсию:
Из-за чего шарикоподшипник может выйти из строя?
Основные причины поломки шарикоподшипников:
Шарикоподшипник с загустевшей (засохшей) смазкой:
Как смазывать подшипники вентиляторов систем охлаждения?
Радиальные шарикоподшипники без защитных шайб (открытые) смазывать очень просто: достаточно просто капнуть немного смазки на шарики подшипников. После их прокручивания смазка сама распределиться по поверхности шариков и обеспечит уменьшенное трение при их работе.
Подшипники качения с шариками, закрытыми с обеих сторон защитной металлической шайбой, смазывать немного сложнее.
Высоконадежный закрытый однорядный радиальный шарикоподшипник:
Если просто капнуть на такой подшипник смазку, только небольшое ее количество пройдет в рабочую область — к шарикам. О стальная смазка, оставшаяся снаружи подшипника станет способствовать накоплению пыли на подшипнике, что ухудшит его рабочие характеристики у уменьшит продолжительность периода времени до очередного обслуживания.
Чтобы более качественно смазывать закрытые шарикоподшипники, можно снять защитные шайбы, либо производить этот процесс с помощью ультразвукового оборудования и/или специального вакуумного насоса. Чистка и смазка подшипников в ультразвуковой ванне дает очень хорошие результаты, но требует наличия соответствующего оборудования.
Так как подшипники, использующиеся в вентиляторах систем охлаждения вычислительного оборудования очень малы, то снимать их защитные шайбы не очень удобно.
В связи с этим, для качественного обслуживания подшипников качения вентиляторов желательно использовать способы смазывания, обеспечивающие более глубокое проникновение смазочного материала внутрь пространства, в котором находятся шарики. Для этого нужно использовать смазки глубокого проникновения, наносить их под давлением, а также использовать нагревание смазочного материала, что увеличит активность его просачивания внутрь закрытого подшипника и улучшает смачиваемость. Кроме того, можно оставить шариковые подшипники на несколько часов в пробирке со смазкой, что обеспечит гарантированное проникновение во все его внутренние части. Если используется изначально густая смазка, перед нанесением ее можно разогреть для придания лучших проникающих свойств.
Перед смазкой подшипники обязательно нужно очищать от накопившейся грязи. Это можно делать с помощью бензина «Галоша», средства для очистки карбюратора, смазки WD-40 и других подручных материалов.
В кустарных (домашних) условиях для смазки маленьких подшипников, имеющих диаметр всего несколько миллиметров, можно использовать использованные(очищенные) шприцы для нанесения флюса/термопасты с закручивающимся защитным колпачком или немного доработанные медицинские шприцы.
Смазка небольших шарикоподшипников с помощью масленки, сделанной из шприца
Для улучшения качества смазывания закрытых шарикоподшипников малого диаметра можно использовать шприцы, в которых закрыто выходное отверстие, через которое выходит залитое в них вещество. Обычно для этих целей без какой-либо доработки можно использовать предварительно очищенные шприцы для нанесения флюса/термопасты.
Если таковые отсутствуют, можно использовать немного модернизированный медицинский шприц. В нем нужно обеспечить закрытие выходной части, в качестве которой в обычном режиме используется инъекционная медицинская игла. От пластиковой части медицинского шприца с иголкой нужно аккуратно отломать последнюю и закрыть образовавшееся выходное отверстие, например, заполнив его расплавленной пластмассой с помощью зажигалки.
В цилиндрическую тубу шприца, из которой вынут поршень вставляются очищенные от грязи подшипники, вставляется поршень, всасывается немного смазки (на 2-3 мм выше уровня подшипников) и производится вытравливание излишнего воздуха. Шприц при этом нужно держать поршнем вниз. Затем закрывается выходное отверстие шприца, он переворачивается поршнем вверх, которым затем производится сдавливание подшипников и смазки, находящихся внутри.
Какие ошибки чаще всего допускают при смазывании подшипников?
При смазке подшипников вентиляторов не следует допускать следующих ошибок:
Какие смазки лучше использовать для вентиляторов систем охлаждения?
Любой смазочный материал, добавленный в узел, в котором происходит трение из-за движения близко расположенных частей механизма, уменьшает терние, что способствует его уменьшению. Дальнейшие процессы, происходящие внутри подшипника зависят от качества самих подшипников (качество шариков, гладкость поверхности и т.д.), свойств залитой в них смазки, частоты вращения движущихся узлов и чистоты окружающего пространства.
Смазки имеют различающиеся между собой основу, состав присадок, которые влияют на их густоту, рабочий диапазон температур, долговечность, взаимодействие с другими веществами, электропроводимость и другие свойства. Чаще в сего в качестве основы смазочных материалов используют:
Базовое масло и присадки, использующиеся в смазках для подшипников:
Более жидкие смазочные материалы хорошо проникают внутрь движущихся узлов, что значительно уменьшает трение, но в то же время они быстрее вырабатывают свой ресурс. Густые смазки более долговечны, но имеют немного более высокий коэффициент трения. Самая лучшая смазка для подшипников имеет консистенцию, подобную немного разжиженному вазелину.
Неплохой вариант для смазки подшипников вентиляторов систем охлаждения — это такая смазка, которая в начальный момент имеет низкую густоту, что помогает ее проникновению в движущиеся части, а затем немного густеет (но не засыхает), что увеличивает период времени до следующих ремонтно-профилактических работ. Примером такой смазки является состав, предназначенный для велосипедных цепей (обычно она продается в аэрозольных баллонах), например, Mottec Grease For Bicycle Chains. Недостатком таких смазок является
Проникающая смазка для велосипедных цепей Liqui Moly Bike Kettenspray:
Это достаточно густая смазка, разбавленная эфирами, благодаря чему она легко попадает внутрь смазываемого участка. Через пару минут эфиры, содержащиеся в смазке, испаряются и она приобретает более густую консистенцию.
Таблица с информацией о назначении смазки и уплотнительных элементах подшипников качения:
Для использования в подшипниках качения и скольжения вентиляторов лучше всего использовать специальные силиконовые инертные смазки, например, ОМЛ-2. Они обладают высокой текучестью, что способствует их проникновению в трущиеся узлы и образованию на них тонкой пленки, уменьшающей трение.
Смазка OML-2 для подшипников вентиляторов систем охлаждения, продающаяся на Aliexpress по цене примерно 2.3USD за шприц с 2 мл. полезного вещества (Fan Lubricant):
Силиконовая смазка для подшипников OSL:
Синтетическое масло для смазки дронов и радиоуправляемых машинок хорошо подходит для подшипников:
Силиконовая смазка для подшипников с АлиЭкспресс:
Машинное масло не очень хорошо подходит для смазки подшипников, так как оно слишком жидкое и очень быстро вырабатывается.
Широко распространенная смазка WD-40 хорошо проникает в подшипники, но очень быстро вырабатывается (высыхает). По сути это керосиновый растворяющий состав для разблокирования закисших соединений и вытеснения влаги, содержащий лишь небольшое количество смазки. Ее можно использовать для очистки загрязненных подшипников перед основным смазыванием.
Хорошо подходят для подшипников специальные аэрозольные смазки для подшипников, а также консистентные смазочные материалы (например, автомобильные литиевые смазки, варианты с кальцием, дисульфидом молибдена и т. д).
Исходя из практики хорошие результаты дают смазки Hydra-2 Anderol, МС-1000, неплохо себя показывают варианты МС-1510, 1520
Литол и ему подобные смазки для ступичных подшипников для вентиляторов подходят не очень хорошо, так как слишком густые, что затрудняет их нанесение. При эксплуатации вращающихся на высокой скорости подшипников, смазанных густой смазкой, быстро происходит ее вытеснение из рабочей области, что приводит к повышению трения. Кроме того, некоторые из них имеют небольшую допустимую рабочую температуру, при превышении которой они распадаются на составные компоненты, что еще больше ухудшает ситуацию.
Заключение
Периодическая очистка и смазывание трущихся частей вентиляторов увеличивают их ресурс, уменьшают шум от работающего оборудования. Их необходимо выполнять при обнаружении проблем с работой системы охлаждения, проявляющихся повышенным шумом или остановкой вращения вентилятора.
При смазывании небольших подшипников вентиляторов не требуется использовать большое количество смазки, поэтому лучше использовать качественные, хотя и дорогостоящие образцы.
В тишине и прохладе: чем смазать кулер компьютера, чтобы он хорошо охлаждал и не шумел
Жаркие предновогодние дни 2020-го – самое подходящее время заняться вопросами охлаждения наших маленьких железных «питомцев». Ведь праздники и последующие каникулы – отдых только для нас. А им предстоит пахать день и ночь ради нашего удовольствия и комфорта. Выдержат ли они такую нагрузку или взвоют от перегрева?
Чтобы компьютер хорошо охлаждался и не шумел, вентиляторы внутри него должны быть как следует смазаны. Эффекта фабричной смазки хватает на несколько лет, а дальше вопрос, чем смазать кулер, может встать для вас ребром очень неожиданно.
Хорошая смазка для кулера – какая она?
Литол? Солидол? Машинное масло? А подсолнечным тоже можно? А сливочным? А вазелином? Погуляв по интернетам и почитав советы бывалых, вы, скорее всего, запутаетесь еще больше, поскольку информации на эту тему много и она противоречивая.
На самом же деле хорошая смазка для кулера ПК – это средство с набором определенных свойств. Итак, она должна быть:
Кроме того, выбор смазки для компьютерного вентилятора зависит от типа его подшипника. 90% кулеров ПК оборудованы подшипниками скольжения, качения или тем и другим вместе (комбинированный подшипник). Подшипники гидродинамического типа (усовершенствованные подшипники скольжения), которые можно встретить в отдельных моделях дорогостоящих кулеров, герметичны и в смазывании не нуждаются, поэтому их рассматривать не будем.
Подшипник качения (первый на рисунке выше) состоит из двух колец различного диаметра, вставленных одно в другое. Между кольцами размещены тела качения, например, шарики, цилиндры или ролики, и сепаратор – элемент, который разделяет и удерживает тела качения на месте. Во внутреннее кольцо плотно вставляется вал крыльчатки вентилятора – эти две детали вращаются вместе. Смазка заполняет полости между телами качения, сепаратором и поверхностью колец.
Зазор между трущимися деталями в подшипнике качения имеет неравномерную ширину. В местах самого плотного контакта он равен нескольким микронам, поэтому масляный клин в нем не образуется. Для кулеров на подшипниках этого типа нужна смазка с высокими проникающими и пластическими свойствами, чтобы масляная пленка сохраняла устойчивость.
Подшипник скольжения (второй на рисунке выше) представляет собой полый цилиндр, куда помещается вал крыльчатки вентилятора. Между валом и стенками цилиндра, покрытого материалом с антифрикционными (препятствующими трению) свойствами, находится зазор, который заполняется смазкой.
К сожалению, ни моторные, ни тем более пищевые масла, ни вазелин, ни литол, ни солидол не обладают полным набором перечисленных свойств, а поэтому для смазывания вентиляторов ПК не годятся. Для таких узлов выпускаются смазки на основе силикона и синтетических масел, лучшие из которых мы рассмотрим ниже.
Лучшие смазочные материалы для компьютерных кулеров
Смазки Molykote
Molykote Omnigliss – дисперсия твердых смазок в минеральном масле с антифрикционными добавками и ингибиторами коррозии. Это продукт с превосходными проникающими свойствами, способный заполнять мельчайшие зазоры между деталями с образованием тонкой и очень скользкой масляной пленки. Он оптимально подходит для вентиляторов ПК на подшипниках скольжения.
Molykote G-4700 – синтетическая пластичная смазка для скоростных высоконагруженных соединений с высокими антикоррозионными свойствами. Хорошо подходит для вентиляторов на подшипниках качения и скольжения.
Molykote G-4500 FM – синтетическая пластичная смазка для высокоскоростных вращающихся деталей, включая подшипники скольжения и качения. Продукт очень близок по характеристикам к Molykote G-4700 и отличается от него лишь возможностью использования в узлах, контактирующих с пищевыми продуктами. Хотя для пользователей ПК это не имеет значения.
Смазки EFELE
Смазка EFELE SG-391 подходит для подшипников как скольжения, так и качения и рассчитана на долговременное использование. Вентилятор компьютера, смазанный EFELE SG-391, не потребует повторной обработки несколько лет.
EFELE SG-394 – термостойкая синтетическая пластичная смазка с высокими антикоррозионными свойствами, предназначенная для высоконагруженных скоростных соединений. Средство пригодно для смазывания подшипников скольжения и качения, работает в условиях агрессивных химических сред, не боится пыли и влаги.
Продукт рассчитан на длительное применение. Кулер, обработанный EFELE SG-394, избавит вас от шума на 1-3 года.
Смазки Steel CGC SPO
Steel CGC SPO-1, как и другие продукты этой линейки, продается в 2-граммовых шприцах. Поэтому, в отличие от смазок EFELE SG и Molykote, расфасованных в 200-граммовые аэрозольные баллоны, обходится покупателям очень недорого.
Steel CGC SPO-2 – текучая силиконовая смазка для компьютерных вентиляторов на подшипниках скольжения и качения. Она образует в месте нанесения исключительно гладкую и устойчивую пленку толщиной несколько микрон, поэтому подходит для смазывания деталей, прилегающих друг к другу очень плотно.
Steel CGC SPO-3 – восстанавливающая композитная смазка на основе синтетического масла. Предназначена для смазывания вентиляторов на подшипниках скольжения и качения. За счет того, что в ее состав входят твердые алмазные частицы (искусственные наноалмазы), она, по заявлению производителя, способна восстанавливать поврежденные трением элементы деталей и продлять срок эксплуатации вентиляторов.
Как смазать кулер
Как понять, что вентилятор нуждается в смазывании
Как бы качественно ни был смазан вентилятор на фабрике, если он негерметичен, то рано или поздно эту процедуру придется повторить, иначе он будет шуметь и очень быстро выйдет из строя. Особенно если это вентилятор на подшипнике скольжения, которыми оборудуют бюджетные процессорные кулеры. А среди корпусных вертушек к этому типу относятся практически все, кроме самых дорогих.
Вентилятор, нуждающийся в смазке, начинает шуметь не сразу. Дешевые модели на подшипниках скольжения зачастую заявляют о себе шумом, когда масляный голод уже привел к механическому повреждению или деформации трущихся деталей. Исправить подобный дефект невозможно, смазка может лишь компенсировать его на короткое время, но долго такое устройство уже не прослужит.
Смазывать шумящий вентилятор зачастую бесполезно. Проще и дешевле его заменить.
Подшипники качения условно делятся на те, которые допускают смазывание и те, которые не допускают (герметичные). Вентиляторы на их основе стоят недешево, но и служат в несколько раз дольше, чем собранные на подшипниках скольжения.
Определить на глаз, что кулер нуждается в смазывании, возможно не всегда. Поэтому правильнее это делать не тогда, когда он начал завывать, а примерно 1 раз в год-полтора через 2-3 года с начала эксплуатации. Например, при чистке компьютера от пыли.
Порядок работы
Смазывание вентилятора – дело 10-ти минут. Для этого вам понадобится:
Сняв вентилятор, убедитесь, что он обслуживаемый, то есть разборный. Попытки смазать неразборный девайс обычно приводят к его окончательной поломке.
Далее очистите вентилятор от пыли и расположите на столе нижней стороной вверх, где находится защитная наклейка.
Используя лопатку или пинцет, приподнимите край наклейки. В центре под ней находится резиновая заглушка, которая препятствует вытеканию смазки. Помогая себе пинцетом, снимите заглушку и с помощью иглы удалите фиксирующее резиновое кольцо, надетое на ось крыльчатки.
Извлеките крыльчатку из корпуса и тщательно удалите остатки старой смазки на обеих деталях с помощью салфеток и ватных палочек, смоченных спиртом. Еще раз очистите вентилятор от остатков пыли.
После очистки установите крыльчатку на место и нанесите на ее ось 1-2 капли свежей смазки. Следите за тем, чтобы масло не попало на липкую сторону наклейки, иначе она не будет держаться. Соберите устройство в обратном порядке.
Если смазка пролилась на наружные части вентилятора или вытекла из-под резиновой пробки, тщательно ототрите ее, иначе на это место будет налипать пыль.
Установите вентилятор в корпус ПК или ноутбука и включайте. Все готово!
Если при разборке вентилятора вы заметили какие-либо дефекты, например, то, что втулка подшипника имеет овальную форму, а крыльчатка покачивается в ней из стороны в сторону, то такой девайс стоит выбросить. Особенно если это часть процессорного кулера. От шума его не избавит даже самая лучшая смазка, а дальнейшая эксплуатация может привести к тому, что вам придется покупать еще и новый процессор.