чем смазать планетарную втулку велосипеда
Смазка планетарной втулки Shimano NEXUS SG-3C41 с ножным тормозом
Смазать планетарку NEXUS SG-3C41
может любой велосипедист, который знает, за который конец держать отвертку.
В основе втулки — одноступенчатый планетарный редуктор с четырьмя сателлитами. При работе планетарки три элемента редуктора: водило с сателлитами, солнечная шестерня и внешний зубчатый венец (коронная шестерня, эпицикл) вращаются каждый со своей скоростью. В нашем случае зубья солнечной шестерни нарезаны на неподвижной оси втулки.
Переключение передач втулки Shimano NEXUS SG-3C41 осуществляется присоединением звездочки и корпуса втулки, связанного спицами с ободом колеса, в различных комбинациях к частям планетарного редуктора, вращающимся с собственными скоростями.
При включенной первой передаче звездочка соединяется с коронной шестерней, а стакан втулки с водилом.
Вторая передача прямая, звездочка соединяется со стаканом, а шестерни вращаются вхолостую с минимальными потерями.
Третья, ускоряющая передача получается при соединении звездочки с водилом, а корпуса втулки с зубчатым венцом.
В процессе переключения кроме крупных силовых элементов участвуют мелкие детали типа собачек трещотки. Именно наличие мелких деталей диктует особые требования к применяемым смазочным материалам. Смазка должна быть достаточно густой, чтобы удерживаться в подшипниках и на шестеренках, но не мешать работать мелким собачкам. Производитель рекомендует специальную густую белую смазку Nexus арт. Y04120800.
Смазка втулки NEXUS SG-3C41 после дождя.
При эксплуатации велосипеда в дождливую погоду следует защитить левый по ходу движения подшипник. Для этого нужно медицинским шприцем на 20 мл нагнетать смазку (здесь и для смазки других подшипников можно использовать Литол-24, Рубин) в отверстие пыльника под тормозным рычагом. Чтобы смазка проникла в подшипник, нужно совместить отверстие в пыльнике с отверстиями в корпусе втулки. Операция выполняется без снятия колеса с велосипеда.
Смазка подшипников втулки.
В начале сезона нужно смазывать все подшипники втулки. Для смазки подшипников придется снять колесо и частично разобрать втулку.
Смазываем подшипники правой стороны. Снимаем звездочку. Откручиваем контргайку и конус. Вынимаем маленький подшипник и промываем в бензине. Удаляем остатки смазки из чашки и с конуса подшипника. Наполняем чашку свежей смазкой и собираем узел. Конус на ось накручивается до упора. Зазор подшипников регулируется не здесь, а гайками с левой стороны втулки. Для смазки большого подшипника снимаем большой пластмассовый пыльник. Благодаря множеству прорезей, он легко снимается, если подцепить ножом. В кольцевую щель, открывшуюся под пыльником, пальцем втираем 5-10 мл смазки. Этого достаточно, чтобы значительно продлить срок службы подшипника. Ставим на место пыльник и звездочку.
Переворачиваем колесо и занимаемся левым подшипником. Откручиваем плоскую контргайку и свинчиваем с оси левый конус с тормозным рычагом вместе с пыльником. Промываем подшипник и очищаем от старой смазки беговые дорожки на конусе и на корпусе втулки. Закладываем свежую смазку и собираем в обратной последовательности. При сборке регулируем подшипники вращением конуса ключом «на 22». Рекомендуется оставлять в подшипниках чуть заметный люфт.
Промывка и смазка редуктора планетарной втулки.
Когда это делать? Наш покупатель ежедневно ездил на работу в любую погоду и оставлял велосипед на открытой площадке. После года эксплуатации втулка была забита ржавой кашей (см. фото), а в подшипниках появился большой люфт.
Тут уже без полной разборки, промывки и замены смазки не обойтись.
Снимаем с колеса звездочку и пластиковый пыльник с прорезями. Откручиваем с левой стороны контргайку и конус с тормозным рычагом и пыльником. Вытаскиваем весь механизм из корпуса в правую, по ходу движения, сторону колеса. Помещаем редуктор в сосуд с керосином, и пока он отмокает, промываем корпус втулки.
Жесткой кистью промываем редуктор и прополаскиваем в чистом керосине. Наносим смазку на зубья и оси сателлитов, зубья коронной шестерни и в подшипники. Небольшое количество смазки наносим на лепестки собачек и соответствующие им зубчатые дорожки на корпусе втулки.
ИЗЛИШНЯЯ СМАЗКА на собачках может помешать четкому переключению передач.
Собираем втулку в обратной последовательности. Механизм в корпус вставляется без лишних усилий, собачки препятствующие сборке аккуратно заправляем в корпус по мере продвижения механизма.
Регулировка подшипников описана в этой статье выше.
Наши новости:
В связи с переводом парка велосипедов на зарубежные комплектующие 70-х годов прошлого века продаём детали хорошей сохранности производства ХВЗ 60-х и 70-х лет выпуска
Смазка планетарных втулок
Большинство современных планетарных втулок смазываются маслом. Необходимо периодически чистить и производить замену смазки планетарных втулок. Масло кроме функции смазки ещё не позволяет собачкам слипаться. У некоторых втулок Shimano вместо собачек роликовые муфты свободного хода и вместо масла для проведения технического обслуживания требуется особая смазка. Shimano продаёт дорогой набор для смазки, который можно купить на amazon или ebay приблизительно по 20 долларов за тюбик. Хотя многие веломеханики с успехом используют масло для автоматических коробок передач.
Для некоторых втулок с ножными тормозами требуется два разных вида масла: специальное высокотемпературное масло для тормозных колодок и другое масло для планетарного механизма.
Смазка для планетарной втулки Shimano Nexus.
Старые планетарные втулки смазываются маслом. Масляная смазка для планетарных веловтулок лучше, чем специальная смазка, так как в отличие от густой смазки масло оказывает меньше трения и хорошо вымывает грязь и частицы, образовавшиеся из-за износа компонентов. Используйте только лёгкое машинное масло, а не аэрозольную смазку или какое-либо другое жидкое масло. Немного масла может просочиться из втулки и запачкать её. Поэтому не перестарайтесь с ним — если перелить масла, то оно может потечь на спицы, обод, что приведёт к скрипу и заеданиям ободных тормозов. Часто при плохой изоляции барабанного тормоза от планетарного механизма масло попадает в него и значительно ухудшает его работу. Одно из самых лучших масел для планетарных втулок — это масло Phil Wood Tenacious Oil.
Современные втулки Rohloff Speedhub и Shimano Alfine 11 используют масляную смазку. Любую планетарную втулку с полой осью можно смазать маслом, введя его через конец оси, предварительно удалив стержень переключающего механизма или шток индикатора. Чтобы получить дополнительные преимущества масляной смазки, вы можете спокойно заменить специальную смазку на масло. Также можете дополнительно установить специальный колпачок для масла от Sturmey-Archer.
Чем смазать планетарную втулку велосипеда
FAQ по смазкам под спойлером
Если в союзные времена складные велосипеды были относительно простые (вровень с обычными дорожными велосипедами тех лет), то в современных складных велосипедах применяется полный комплект технических решений, который присутствует у «старших братьев».
В силу компактных размеров складных велосипедов, планетарные втулки на складных велосипедах получили большее распространение, чем дерейлинговые трансмиссии.
Если с классическим узлами (каретка, педали, рулевая) всё более-менее понятно, то с обслуживанием планетарных втулок возникает немало вопросов.
В связи с тем, что информация по ТО планетарных втулок, роллеров и т.д. раскидана по тысячам страниц форумов, было решено создать FAQ.
Некоторые ссылки:
Планетарные и динамо втулки на складных велосипедах
http://forum.velomania.ru/showthread.php?t=210831
Смазка для планетарки
http://xt.ht/phpbb/viewtopic.php?f=76&t=82586
Планетарии всех стран, соединяйтесь!
http://forum.velomania.ru/showthread.php?t=43573
Пластичная смазка для подшипников
http://forum.velomania.ru/showthread.php?t=223043
Немного истории.
В каталоге немецких велосипедов 1939г. представлены задние втулки различного типа (планетарные, червячные, торпедо и др.).
http://savepic.net/8448204m.jpg (http://savepic.net/8448204.htm)
Несложно заметить, все втулки имели маслёнку, т.е. для смазки втулок использовалось машинное масло.
Передние втулки, кстати, тоже имели подобные маслёнки.
Выбор смазочных материалов (СМ) в те годы не был таким широким, как сейчас. Но это никому не мешало. )
Позднее производители отказались от маслёнки и перешли на использование консистентных смазок (КС).
И тут всё началось.
Если не вдаваться в высокие материи, чем отличаются различные СМ, то для пользователя важны несколько параметров:
— цена и доступность
— работоспособность велосипедного узла при использовании конкретного СМ.
Понятно, что не существует одного абсолютно правильного выбора СМ для каждого велоузла.
Поэтому при составлении FAQ постараемся определиться с проверенными решениями и предостеречь от грубых ошибок.
1. Планетарные втулки.
Общее.
Из-за особенностей механики планетарных втулок требуется смазка с NLGI=0..1 (консистенция жидкой сметаны).
Чтобы получить смазку такой консистенции, используется способ смешивания трансмиссионного масла (ТМ) и КС.
При смешивании смазок должны выполняться два правила:
1) смазки д.б. совместимы по базовому маслу
2) смазки д.б. совместимы по загустителю
Таблицы совместимости загустителей
http://picua.org/img/2018-04/10/xw47idfze1sc8ldros6w6n49d.jpg
Виды и составы трансмиссионных масел
http://www.reduktorvaz.narod.ru/transmissionnoe_maslo/vid_i_sostav_masel.htm
трансмиссионное масло = основа (базовое масло) + присадки
1.1. Shimano Nexus Inter 3 SG-3C41
За основу взят озыв с ХТ
http://tourist.kharkov.ua/phpbb/viewtopic.php?f=76&t=82586&start=180
Фотоотчёт о смазке Shimano Nexus Inter 3 SG-3C41
http://forum.velomania.ru/showthread.php?t=43573&p=5406913&viewfull=1#post5406913
Лентяйский способ
http://forum.velomania.ru/showthread.php?t=43573&p=6018324&viewfull=1#post6018324
1.2. Альфина 501
http://forum.velomania.ru/showthread.php?t=43573&p=5992355&viewfull=1#post5992355
http://forum.velomania.ru/showthread.php?t=43573&p=5992363&viewfull=1#post5992363
1.3. Shimano 8
Разборка-сборка и смазка
http://xt.ht/phpbb/viewtopic.php?f=76&t=85837#p1033900
1.4. Альфина 11
Не рекомендуется к покупке в принципе.
http://forum.velomania.ru/showthread.php?t=43573&p=5998806&viewfull=1#post5998806
2. Роллеры
Тема на Велобиге «Смазка роллеров» : http://www.velobig.ru/fm/viewtopic.php?p=1537
Ссылки:
Смазка цепи парафином. Обсуждаем технологию процесса.
http://forum.velomania.ru/showthread.php?t=265591
Цепь. О парафине и других твердых смазках
http://xt.ht/phpbb/viewtopic.php?f=27&t=170418
Смазка для цепи! Как смазывать цепь. Чем смазывать цепь.
http://forum.velomania.ru/showthread.php?t=2828
Проверенные рецепты (простые):
«Базовый»
http://forum.velomania.ru/showthread.php?t=265591&p=5329070&viewfull=1#post5329070
4. Тормозные втулки «Торпедо».
Данный тип втулок известен в бывшем союзе как задняя тормозная втулка (типа ХВЗ или Минск).
Втулки всё ещё встречаются на складных велосипедах нижнего ценового диапазона.
Их обслуживание достаточно простое.
1. Разобрать, промыть детали в керосине.
2. Смазать любой доступной КС и собрать.
В настоящее время самой качественной (из производимых) торпедовской втулкой является чешская втулка Velosteel.
http://forum.velomania.ru/showthread.php?t=68027&p=5259623&viewfull=1#post5259623
Важное примечание
Конструктивной особенностью втулки Velosteel, что отличает её от втулок ХВЗ, является нежная пружина тормозного барабана.
Если втулку ХВЗ можно смазывать любыми КС с NLGI=3, то чешку можно смазывать только «нежными» КС с NLGI=2.
Если «переборщить» с количеством КС, на какое-то время будут прокруты педалей вперёд.
5. Тормозные втулки червячного типа (червЯчки).
Данный тип втулок присутствует на детских велосипедах и складных велосипедах самого нижнего ценового диапазона.
По данному типу втулок есть тема на ХТ
«Червячная втулка: улучшение эксплуатационных характеристик»
http://xt.ht/phpbb/viewtopic.php?f=31&t=324903
Пока что 10+ страниц. )
PS
FAQ будет дополняться полезными ссылками и фотоотчётами.
Тема: FAQ по смазке планетарных втулок, роллеров и др.
Опции темы
Поиск по теме
Отображение
Если в союзные времена складные велосипеды были относительно простые (вровень с обычными дорожными велосипедами тех лет), то в современных складных велосипедах применяется полный комплект технических решений, который присутствует у «старших братьев».
В силу компактных размеров складных велосипедов, планетарные втулки на складных велосипедах получили большее распространение, чем дерейлинговые трансмиссии.
Если с классическим узлами (каретка, педали, рулевая) всё более-менее понятно, то с обслуживанием планетарных втулок возникает немало вопросов.
В связи с тем, что информация по ТО планетарных втулок, роллеров и т.д. раскидана по тысячам страниц форумов, было решено создать FAQ.
Некоторые ссылки:
Планетарные и динамо втулки на складных велосипедах
http://forum.velomania.ru/showthread.php?t=210831
В каталоге немецких велосипедов 1939г. представлены задние втулки различного типа (планетарные, червячные, торпедо и др.).
Несложно заметить, все втулки имели маслёнку, т.е. для смазки втулок использовалось машинное масло.
Передние втулки, кстати, тоже имели подобные маслёнки.
Выбор смазочных материалов (СМ) в те годы не был таким широким, как сейчас. Но это никому не мешало. )
Позднее производители отказались от маслёнки и перешли на использование консистентных смазок (КС).
И тут всё началось.
Если не вдаваться в высокие материи, чем отличаются различные СМ, то для пользователя важны несколько параметров:
— цена и доступность
— работоспособность велосипедного узла при использовании конкретного СМ.
Понятно, что не существует одного абсолютно правильного выбора СМ для каждого велоузла.
Поэтому при составлении FAQ постараемся определиться с проверенными решениями и предостеречь от грубых ошибок.
1. Планетарные втулки.
Общее.
Из-за особенностей механики планетарных втулок требуется смазка с NLGI=0..1 (консистенция жидкой сметаны).
Чтобы получить смазку такой консистенции, используется способ смешивания трансмиссионного масла (ТМ) и КС.
При смешивании смазок должны выполняться два правила:
1) смазки д.б. совместимы по базовому маслу
2) смазки д.б. совместимы по загустителю
Таблицы совместимости загустителей
Виды и составы трансмиссионных масел
http://www.reduktorvaz.narod.ru/tran. stav_masel.htm
трансмиссионное масло = основа (базовое масло) + присадки
1.1. Shimano Nexus Inter 3 SG-3C41
Перевод на русский:
Проверенные рецепты (простые):
4. Тормозные втулки «Торпедо».
Данный тип втулок известен в бывшем союзе как задняя тормозная втулка (типа ХВЗ или Минск).
Втулки всё ещё встречаются на складных велосипедах нижнего ценового диапазона.
Их обслуживание достаточно простое.
1. Разобрать, промыть детали в керосине.
2. Смазать любой доступной КС и собрать.
В настоящее время самой качественной (из производимых) торпедовской втулкой является чешская втулка Velosteel.
http://forum.velomania.ru/showthread. =1#post5259623
Важное примечание
Конструктивной особенностью втулки Velosteel, что отличает её от втулок ХВЗ, является нежная пружина тормозного барабана.
Если втулку ХВЗ можно смазывать любыми КС с NLGI=3, то чешку можно смазывать только «нежными» КС с NLGI=2.
Если «переборщить» с количеством КС, на какое-то время будут прокруты педалей вперёд.
5. Тормозные втулки червячного типа (червЯчки).
Данный тип втулок присутствует на детских велосипедах и складных велосипедах самого нижнего ценового диапазона.
По данному типу втулок есть тема на ХТ
«Червячная втулка: улучшение эксплуатационных характеристик»
http://xt.ht/phpbb/viewtopic.php?f=31&t=324903
Пока что 10+ страниц. )
PS
FAQ будет дополняться полезными ссылками и фотоотчётами.
Втулка велосипеда и ее обслуживание
Втулка велосипедного колеса – это один из уязвимых узлов, которому периодически необходимо обслуживание.
Содержание:
Намеков на необходимое ТО может быть несколько:
Разберемся, что в этом случае делать.
Виды втулок
Начнем с того, что видов втулок множество: это и планетарные системы, у которых комплект шестеренок установлен в саму обойму, втулки с насыпными подшипниками и неразборными – промышленные или картриджи.
К нам, в ремонт велосипедов часто приносят именно втулки под кассеты, так как они чаще ломаются.
Насыпной или разъемный подшипник представляет собой чашу и конус, между которыми зажимаются шарики. Для их фиксации используется резьба на оси втулки, при сборке необходима регулировка за счет стягивания компонентов. Нужно добиться оптимального натяжения, чтобы конус не люфтил и в то же время не препятствовал вращению шаров.
Если подшипники промышленные, то для них предусмотрены посадочные места
Во втулке есть посадка с упорным кольцом, в которое запрессовываются подшипники. Обслуживать их в этом случае не нужно, обычно меняются целиком. Подбирать для этой задачи лучше закрытые подшипники, чтобы сепаратор не забивался грязью и абразивом с дороги.
Картриджи подобрать легко, существует несколько сотен типоразмеров, маркировка которых указывается на торце обоймы или крышке. При замене достаточно просто заказать комплект необходимого наименования – по 2 на каждую втулку
Планетарные втулки практически не нуждаются в обслуживании, так как надежно закрыты от неблагоприятных факторов среды. Естественно, постепенно подвижные элементы стираются, потому систему придется разбирать чистить и менять вышедшие из строя детали. Делать это нужно в сервисе или в своей мастерской, так как для работы понадобятся специальные съемники и прочий инструмент.
Принципиальная разница есть между передней и задней втулкой:
Причины проблем
У втулок самой распространенной проблемой является износ посадочных мест под шарики, самих картриджей.
Причин износа несколько:
Если устанавливаются промподшипники, нужно следить, чтобы на них были целые крышки. Если их нет или имеются явные признаки повреждения, то под них начнет набиваться грязь со всеми вытекающими последствиями.
Инструмент
Для обслуживания втулок необходимо снять колеса, демонтировать трещотку/кассету и все навесное оборудование колеса (если имеется). Заранее нужно подготовить инструмент, набор зависит от типа подшипников.
Для разъемных:
Для неразъемных:
Этапы работы с разъемными втулками
Процедура обслуживания идентична для обоих колес, с той лишь разницей, что с заднего нужно больше снять.
После того, как в руках осталось колесо со втулкой, этапы следующие:
Далее необходимо правильно затянуть конуса, для этого с усилием протяните гайки вручную. Далее берем колесо за ось и поднимаем, чуть прокручиваем. Если оно свободно вращается и не останавливается сразу, а так же нет биений, то все собрано правильно.
Когда при качании в стороны ось имеет даже небольшой свободный ход – необходима протяжка потуже. Если при свободном вращении колесо подкусывает или быстро останавливается – необходимо чуть ослабить конуса
Кстати, есть варианты фирменных втулок, которые не обслуживаются, например, такие модели есть у Shimano.
Этапы для промподшипников:
О смазке
Смазывать втулки нужно достаточно густой смазкой, чашка с шариками набивается, но не до упора. Достаточно нанести такой слой смазки, чтобы шарики залипли в ней. Если смазки слишком много, то ее может выдавить через защитные крышки. В итоге на нее начнет налипать грязь и она сама станет причиной ускоренного износа.
Для смазки подойдут:
Можно мазать аналогичными веществами по степени густоты.
Однозначно не подойдут жидкие составы и аэрозоли, как WD-40, например. После смазывания они сразу вытекут, потому эффект будет равен 0
Промышленные подшипники обычно не смазывают и не обслуживают, а просто меняют. Однако в экстренных случаях можно приготовить на замену комплект б/у подшипников. Для этого нужно снять защитные крышки сепараторов (не повредив их), тщательно промыть и набить внутрь густой смазки. После установки крышек на места, вы получаете набор подшипников, которые прослужат не долго, но помогут протянуть до ближайшего ТО.